5.Социально-психологические различия между мужчинами и женщинами

5.Социально-психологические различия между мужчинами и женщинами.

С середины 1970-х годов по проблеме различий психологии мужчин и женщин в мире публиковалось до 1,5 тысячи работ ежегодно. Усилия исследователей были направлены на инвентаризацию половых различий и выяснение их происхождения. Так, в 1974 году опубликована монография американских исследователей Э. Маккоби и К. Джеклин «Психология половых различий», в которой дается критический анализ большинства публикаций по этой проблеме. На основе анализа они разделили половые различия на три группы.

Достоверные: мальчики (мужчины) более агрессивны и более успешны в математических и зрительно-пространственных операциях, а у девочек (женщин) более развиты языковые способности. Агрессивность в психологии мужчин чаще носит асоциальный характер, у женщин она чаще проявляется в несогласии, словесно, в виде протеста против чего-либо.

Сомнительные: у мальчиков и девочек — в послушании и заботливости, доминантности, страхе и тревожности, стремлению к соревнованиям, тактильной чувствительности, общем уровне активности.

Неподтвержденные: у девочек (женщин) отмечается определяющее влияние среды на их развитие, больше внушаемость и ориентированность на социум, выше

успешность в требующих стандартного решения задачах, меньше самоуважение и потребность в достижениях. У мальчиков (мужчин) — определяющее влияние наследственности на их развитие, успехи в выполнении сложных и нестандартных заданий, аналитический и познавательный стиль, преимущественное развитие слухового анализатора. Исследования, проведенные в лаборатории им. Б. Г. Ананьева в 1960-е годы, выявили различия между полами в познавательной сфере. При изучении свойств познавательной деятельности юношей и девушек (студенческие группы от 17 до 22 лет) были получены следующие результаты:

общая осведомленность, отражающая интересы человека и свидетельствующая о его эрудированности, так же как и общая понятливость, демонстрирующая сообразительность как свойство ума и характера человека, заметно выше у юношей;

скорость концентрации внимания на сложных интеллектуальных задачах, наблюдательность, пространственные представления, невербальный (практический)и общий интеллект выше у юношей;

вербальный (речевой) интеллект, включая словарный запас, логичность мышления, его обобщенность в большинстве групп девушек превышает такие же показатели в юношеских группах.

В итоге обследования по батарее тестов Векслера из 14 полученных показателей интеллекта три имели явное превосходство в женской группе, а именно:

18 стр., 8740 слов

Женщины и психология мужчины Женщина и мужчина — 1000 различий

... развития внимания. Однако главные свойства ума: сообразительность, понятливость, абстрактное мышление — у юношей и девушек равноценны. Между мужчиной и женщиной есть еще одно существенное различие — мужчина хочет ...

показатели кратковременной памяти (помогающей решать оперативные задачи);

словарный запас (говорит о начитанности и легкости словесного воспроизводства знаний);

адаптивности ума, которая облегчает решение коммуникативных задач, требующих гибкости в общении.

Выявлены различия психологии мужчин и женщин в слуховом и зрительном восприятии. Женщины обладают высокой чувствительностью при распознавании изменений в тональности и громкости голоса (что дает им возможность лучшего восприятия состояния другого человека), мужчины лучше ориентируются в том, откуда исходит звуковой раздражитель (Пиз А., Пиз Б., 2000).

На выборке из 1500 опрошенных обнаружены значимые статистические различия в цветовых предпочтениях к городской среде у мужчин и женщин, женщины предпочитают более тонкие оттенки цвета. Они также более чувствительны к облику пространственной среды жизнедеятельности (Андреева Т. В., 1976).

Современные нейрофизиологические и нейропсихологические исследования показывают некоторые различия в морфологии и функционировании мозга

мужчин и женщин. Так, исследования Р. Горского из Калифорнийского университета подтвердили, что у женщин пучок нервов, соединяющий два полушария мозга (так называемое мозолистое тело), толще, чем у мужчин, и женщина имеет на 30% больше соединений между правой и левой сторонами мозга (Пиз А., Пиз Б., 2000).

Большинство исследователей склоняются к тому, что правое и левое полушария функционируют у мужчин более автономно, чем у женщин, причем связь межполушарной асимметрии с полом выявлена уже в первые сутки жизни, и что мозолистое тело, на котором лежит ответственность за передачу информации из одного полушария в другое, по-разному устроено у мальчиков и девочек уже к моменту рождения (Каган В. Е., 1991).

Большее число соединений между двумя полушариями объясняет способность женщин вести несколько не связанных друг с другом дел, их беглость речи, а также интуицию. Мозг мужчины специализированный. Его особенности (малое количество соединений между правым и левым полушариями, разделенность на отделы) способствует концентрации мужчины на отдельной задаче, большинство мужчин могут делать только одно дело в определенный промежуток времени, например, не способны смотреть телевизор и слушать другого человека (Пиз А., Пиз Б., 2000).

По мнению Н. Н. Обозова, психологии мужчин присуща объективность как ориентация на реальные факты при оценке восприятия мира, для женщин же характерна субъективность и впечатлительность как ориентированное на свое состояние восприятие, преобладающее в оценке внешнего мира.

9 стр., 4296 слов

Исследование половых различий при работе с Интернетом на примере российских пользователей

Анализ проблемы половых различий при взаимодействии с информационными технологиями Исследование половых различий в применении информационных технологий привлекает значительное внимание зарубежных исследователей. Например, получены многочисленные данные о влиянии пола пользователя на характер его взаимодействия с компьютером. Показано, что половые различия в поведении и психической деятельности ...

Межличностные отношения у мужчин более прямолинейны (чаще по схеме «да — нет»), у женщин в отношениях с людьми проявляется большая чувствительность к различным нюансам общения. Применительно к мужчинам словесные поощрения расслабляют и замедляют деятельность, у женщин, напротив, возбуждают и ускоряют ее — отсюда любовь к комплиментам (Обозов Н. Н., 1995).

Интересно изучение поведения мужчин и женщин в стрессовой ситуации. Исследование, проведенное в лаборатории Б. Г. Ананьева в 1966 году, показало, что женщины реагируют на саму экстремальную ситуацию, а мужчины расходуют энергию уже на представление об экстремальной ситуации. Психология поведения мужчин при этом чаще оканчивается неудачей. С точки зрения экономии ресурсов лучше женский тип реакции организма и нервной системы (за полчаса до экзамена, в течение одного часа самого экзамена и через полчаса после него замерялся уровень сахара в крови, насыщенность крови кислородом, кислотность слюны и другие показатели).

Б. Г. Ананьев в связи с этим отмечал, что преимущества человека часто заключаются не в его знаниях и свойствах интеллекта, а в его энергетических возможностях (Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А., 1968).

По А. Анастази, превосходство мужчин отмечается в скорости и координации движений, ориентации в пространстве, понимании механических отношений, математических рассуждениях. У женщин же отмечается превосходство в ловкости рук, скорости восприятия, в счете, вербальной памяти, беглости речи и других задачах, включая речевые навыки. Таким образом, как замечает Н. Н. Обозов, преимущество женщин не только энергетическое, но и информационное, когда речь идет об обучении в школе и в вузе. Куда же девается это преимущество, когда от теории человек переходит в реальный мир? Этот мир ждет не женщин, а мужчин (декретный отпуск, отвлечение на воспитание детей, сохранение семьи).

Французские исследователи выделяют три фазы в жизни женщин:

1) социализация, накопление интеллектуального и профессионального «багажа»;

10 стр., 4859 слов

Гендерные различия в представлении чувства любви

... . СОДЕРЖАНИЕ Введение….3 Глава 1. Любовь….1. Определение любви… 2. Многообразие форм любви… 3. Восприятие мужчиной и женщиной чувства любви по Бердяеву Н.А 11 Глава ... .А.Философия свободы М 1989. 5. Бердяев Н.А. Смысл творчества Философия любви. Сборник. Ч. 2 М 1990, с. 421-445. 6 ...

2) рождение и воспитание детей;

3) самореализация, самоактуализация потенциала.

У мужчин жизнь более «однотонная», и только ориентация на работу или семью частично ее изменяет.

Половые различия проявляются и в жизненных устремлениях: с раннего детства мужчины самостоятельно стремятся достичь каких-либо целей, причем самооценка строится на успехах в работе. Достижения в той или иной важной области, в творчестве составляют основу развития мужской личности. Для развития личности женщины очень важно построение успешных интимных, брачно-семейных отношений. «У женщин успех в любви, если можно, в замужестве — определенный фактор развития личности» (Обозов Н. Н., 1995.

Об этом, в частности, свидетельствует исследование женщин, в юности избравших одну из наиболее творческих специальностей — архитектуру. Оказалось, что направление их интересов и активности через несколько лет после окончания вуза отличается от направленности интересов мужчин той же профессии. Так, с помощью кластерного анализа на мужской и женской подвыборках выявлено по пять основных типов направленности интересов в различные сферы деятельности.

У мужчин это: направленность интересов на творчество (с доминированием ценностей «творчество», «работа», «любовь», «познание» и с отрицанием ценности «семья»), на познание («свобода», «познание», «самостоятельность»), на работу («работа», «друзья», «творчество»), «свободолюбиво-гедонистический» тип («свобода», «творчество», «любовь», «удовольствия») и «гармонический тип» («семья», «любовь», «работа», «творчество»).

Таким образом, у мужчин лишь в последнем типе направленности одной из доминирующих ценностей является «семья». У женщин наряду с «мужскими» типами направленности интересов — на познание («равенство», «познание», «друзья») и на творчество («творчество», «познание», «свобода»), которые подтверждаются активностью представительниц этих типов в данных сферах и творческими результатами, выявились и специфически женские типы направленности интересов: «гармонический тип» (с доминированием ценностей «любовь», «семья», «творчество»), а также два значительных по численности типа чисто семейной направленности: 1 — с доминированием ценностей «семья», «любовь», «материально обеспеченная жизнь»; 2 — «свобода», «любовь», «семья».

Анализ показал, что направленность интересов подтверждается и направлением активности в соответствующие сферы. Так, женщины-архитекторы с направленностью на семью часто работали не по основной профессии, находили работу на неполный день (ведение кружков или научная работа), с тем чтобы иметь возможность заниматься детьми. Женщины с направленностью на творчество достигали высоких результатов в своей профессии (победы на конкурсах, интересные проекты), но это происходило отчасти за счет оттеснения семейных приоритетов (отвержение ценностей «семья», «материально-обеспеченная жизнь» и даже «любовь»).

11 стр., 5003 слов

Многофункциональная роль женщины в современной семье

Федеральное агентство по образованию Рязанский государственный радиотехнический университет Кафедра социального управления, права и политологии Курсовая работа по дисциплине: «Семьеведение» на тему: «Многофункциональная роль женщины в современной семье» Выполнила: студентка гр.469 Редина Ю.Ю. Проверила: доцент кафедры философии Садовничая Л.И. Рязань 2007 Содержание Введение Глава 1. Проблема ...

Мужчины с направленностью на творчество имеют более сбалансированные приоритеты.

Таким образом, у большинства женщин, избравших в юности творческую специальность, в зрелом возрасте (около 30 лет) преобладает семейная направленность. Наиболее творчески активные женщины вынуждены компенсировать это некоторой жизненной дисгармонией в виде отвержения ценностей семьи, материальной обеспеченности, более позднего выхода замуж или в лучшем случае ограничением дет-ности одним ребенком (Андреева Т. В., 1989, 1996, 1997).

Биологически подтверждается потребность у мужчин исследовать и изменять окружающий мир, у женщин — большая потребность в изучении людей. Так, даже в возрасте 12 недель, когда влияние среды еще едва заметно, у девочек гораздо выше интерес к фотографиям лица человека. В 24 недели девочки предпочитают картинки с изображениями человеческого лица другим предметам. Мальчики в 24 недели проявляют больший интерес к геометрическим фигурам, чем к лицу.

С. В. Ковалев (1988) отмечает, что уже в возрасте 1,5-2 лет отчетливо проявляется большая склонность мальчиков к преобразующей деятельности (тогда как девочки предпочитают проявлять активность в установленных рамках), их стремление к анализу внутренних механизмов и смысла явлений и обстоятельств (представительницы слабого пола в подобных случаях обычно апеллируют к критериям качества и полезности), что явственно усиливается в школьном возрасте, когда активность сильного пола в многочисленных (и не всегда нужных) мероприятиях четко зависит от уяснения им их смысла и значения, в то время как девочкам и девушкам вполне достаточно оказывается внушенное или внешне заданное значение вещей.

Н. Н. Обозов (1995) на основе исследований ряда авторов подчеркивает следующие психологические различия между мужчинами и женщинами. Существуют различия между полами в отношении к похвале и вознаграждению. Женщина, даже если она понимает, что работа сделана хорошо, все равно испытывает потребность, чтобы работа была отмечена окружающими людьми. Мужчины также любят вознаграждения за свой труд, но если мужчина уверен, что он сделал хорошую работу, то он будет иметь высокое мнение о себе, даже если его работа не признается окружающими. Мужчины более независимы в самооценке от мнения окружающих. Это отмечается работниками семейных консультаций — домохозяйки и женщины, находящиеся на пенсии, часто страдают от неудовлетворенной потребности в признании (от безразличия, невнимания других членов семьи) и недооценки их труда (Келам А., Эббер И., 1985).

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

Экспрессивное поведение в общении и его понимание. Поведение экспрессивное [лат. expressio — выразительность] — выразительное, яркое проявление чувств, настроений. Термины экспрессия и экспрессивность используются в том случае, когда необходимо подчеркнуть степень выраженности духовного мира человека или указать на средства его выражения. Экспрессивное поведение или то, что подразумевают под этим ...

Женщины больше, чем мужчины, нуждаются в интимности отношений как доверительности связей с конкретным человеком. Доверие как состанная часть физической и душевной близости в большей мере проявляется у женщин. Большая потребность в интимных отношениях (в подростковый период) совпадает с большей способностью у девушек устанавливать контакт с представителями противоположного пола. У мальчиков-подростков затруднения в отношениях с представителями другого пола приводят к усиленным занятиям спортом или к употреблению спиртных напитков (Обозов Н. Н., 1995).

Если нет интимных отношений, женщины чувствуют свою ущемленность больше, чем мужчины. Но при этом способность маскироваться и сублимироваться лучше развита у женщин. Мужчины более прямолинейны в своих потребностях, что делает их чаще понятными и предсказуемыми. У женщин выше умение социально реализовать свой потенциал, они более адекватны в жизненных ситуациях. Сильнейшее средство сублимации — общение с ребенком. Ребенок может практически полностью удовлетворить потребность в интимных, доверительных отношениях. Женщины лучше подготовлены и к возможным разрывам в интимных отношениях. При всей чувствительности к доверительному общению женщины скорее вновь устанавливают интимные отношения. Существующие нормы в обществе допускают для женщин большую свободу в проявлении эмоций и признании собственных слабостей. Неспособность справиться со своими эмоциональными проблемами всегда считалась уделом женщин. Большая подверженность женщин душевным расстройствам говорит об их готовности пасовать перед лицом трудностей. Они чаще мужчин могут обращаться за помощью к другим людям, в том числе подругам, психологам, врачам. При этом большая эмоциональность и ориентированность на отношения может образовать замкнутый круг проблем, тем более что «советчики» невольно могут быть и заинтересованными лицами (Обозов Н. Н., 1995).

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

Обнаружено, что мужчины и женщины различаются и по основным (центральным) потребностям, находящим удовлетворение в браке. Так, Уиллард Харли на основе психотерапевтической работы с тысячами супружеских пар выделяет следующие пять потребностей в браке у мужчин (под которыми автор понимает скорее ожидания в отношении партнера): 1) половое удовлетворение, 2) спутник по отдыху, 3) привлекательность жены, 4) ведение домашнего хозяйства (или «домашняя поддержка» со стороны супруги), 5) восхищение (моральная поддержка женой).

Соответственно потребности женщин: 1) нежность (атмосфера романтики и заботливости), 2) возможность поговорить, 3) честность и открытость, 4)

финансовая поддержка, 5) преданность мужа семье (выполнение им отцовских обязанностей).

По мнению Харли, часто неудачи мужчин и женщин в строительстве семьи обусловлены просто незнанием потребностей друг друга. Поскольку потребности мужей и жен так различаются, неудивительно, что людям трудно приспособиться к супружеской жизни. Муж может искренне стремиться удовлетворить потребности своей жены, но если он считает, что ее потребности сходны с его собственными, то его постигнет неудача (Харли У., 1992).

Существуют данные о различиях в стилях общения между мужчинами и женщинами, вследствие чего у каждого из супругов может возникнуть ощущение, что партнер не хочет его выслушать и не понимает его. Так, автор считает, что мужчины больше ценят независимость, утверждение статуса, а женщины — интимность (доверительность отношений).

Женщины к тому же любят сам процесс обсуждения, для них это является свидетельством равноправного диалога. Мужчин же, как правило, угнетают длинные дискуссии на темы, которые им представляются несущественными (Таннен Д., 1996).

Автор полагает, что половые различия проявляются в особенностях менталитета мужчин и женщин. Так, если женщина начинает диалог с традиционного: «Что ты об этом думаешь?», мужчина уверен, что от него ждут решения (поэтому не склонен долго слушать, он мобилизуется, для того чтобы помочь).

При сопоставлении этих выводов с современными данными нейрофизиологов, можно сделать вывод, что подобные различия имеют не только и не столько культуральное, но и вполне физиологическое (или, правильнее, нейропсихологическое) объяснение, связанное с особенностями работы мозга мужчин (в данном случае мальчиков).

Так, авторы книги «Мальчики и девочки — два разных мира» В. Д. Еремеева и Т. П. Хризман описывают эксперимент с энцефалографическими замерами, проведенными с детьми 4-летнего возраста. Оказалось, что мозг девочек и мальчиков по-разному реагирует в ситуации опасности (фантастической в данном исследовании).

У мальчиков активность мозга носит избирательный характер: включаются слуховые и моторные центры речевого полушария, а также лобные структуры, которые программируют последующие действия ребенка и прогнозируют результат. Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации деятельности, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Возможно, пишут авторы, этим и достигается максимальная ориентированность женского организма на выживаемость. Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность (Еремеева В. Д., Хризман Т. П.).

Авторы советуют женщинам-педагогам говорить мальчикам коротко и конкретно, что от них требуется, не прибегая к длинным нотациям, поскольку иначе мальчик действительно «не слышит».

Во многом то же, по-видимому, применимо и к реакциям взрослых мужчин — они ждут информации о том, какую конкретно помощь они должны оказать, если женщина рассказывает им о своих проблемах. Мужчины не всегда понимают, что от них требуется лишь активное слушание и сочувствие. У мужчин и женщин различаются представления о важном и о том, когда это важное сообщать. К тому же женщины склонны высказывать свои мысли в косвенной форме, они часто только намекают на то, что хотят сказать. Возможно, в этом сказывается многовековое подчиненное положение женщины в обществе. Мужчин же разговор «обиняками» обычно раздражает, они просят говорить по существу или не замечают смысл сказанного женщиной (намек), так как фразу понимают буквально (Пиз А., Пиз Б., 2000).

Женщина, которая считает, что ее намек прекрасно понят, может обижаться на спутника (мужа), решив, что он игнорирует ее желания.

Некоторые авторы указывают, что у молодых женщин (студенток старших курсов) физическая привлекательность является основанием для ощущения счастья и высокой самооценки. У молодых мужчин (студентов) физическая привлекательность была связана с ощущением счастья, в то время как с самооценкой зависимость была обратной. (Маттес и Хан, 1975, цит. по: Психология человека от рождения до смерти, 2001).

Другие исследования показали, что самооценка женщин связана с получаемой ими зарплатой в большей степени, чем с их внешностью. Самооценка и тех и других в равной степени уязвима, и такие события, как болезнь, финансовые проблемы, неудачи на работе или развод значительно ослабляют уверенность в себе. Оказалось, что 95% опрошенных женщин полагают, что именно семья помогает сохранить им внутреннюю силу (Виткин Д., 1996).

Для мужчин разговаривать — значит передавать факты. Они говорят в основном в уме, сами с собой (о решении данной проблемы).

Женщины же часто

«думают вслух», перебирая все возможные варианты своих будущих действий, чем часто утомляют своих мужей.

Н. Н. Обозов на основании анализа данных разных авторов (О. Вейнингера, П. Астафьева, Г. Геймана, Б. Ананьева, В. Куликова и др.) делает вывод о функциональном назначении мужчин и женщин:

мужчины — преобразователи внешнего мира, пионеры в освоении времени и пространства; мужчина, преобразуя внешний мир, может как созидать, так и разрушать его;

женщины — хранительницы человеческой жизни и окружающего их мира (детей, родственников); женщина стабилизирует все, консервирует жизнь для ее сохранения.

Источник: Андреева Т.В. Семейная психология

6. Теории формирования половой идентичности. Психологические механизмы половой социализации.

«Кто родится? Мальчик или девочка?» — вопрос, который очень волнует большинство будущих родителей. Появление девочки в семье сопровождается приобретением розовой одежды, кукол, мальчику покупают машинки. В нас прочно сидя общественные стереотипы — представления о том, как воспитывают девочку или мальчика. От девочки и мальчика ожидаются разные стили модели поведения. Девочка? А почему она обожает футбол, рыбалку, упрямо отказывается носить платья и дружит только с мальчишками ? А у вас мальчик? Но как получилось, что он без мамы шагу не ступит, обидчив, раним, не умеет драться, не интересуется футболом, хоккеем и теряется при общении с мужчинами?

осознание

Именно родители с самого детства начинают влиять на формирование половой идентичности ребенка, которая заключается в единстве поведения и самосознания, причислении себя к определенному полу и ориентации на требования соответствующей половой роли. Осознание ребенком своей половой роли (идентичности) включает в се­бя, с одной стороны, полоролевую ориентацию, представление ребенка о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требовани­ям мужской или женской роли, а с другой — полоролевые предпочтения, какую половую роль (идентичность) ребенок предпочитает. Половая роль при этом выступает в виде системы предписаний, модели поведения, которые должен усвоить индивид, чтобы его признали мужчиной или женщиной (мальчиком, девочкой).

(См.: Кон И. С. Введение в сексологию. – М.: Медицина, 1988. – С. 59 — 60.).

Как указывал И. С. Кон в работе «Вкус запретного плода» (1991), первичное сознание своей половой принадлежности формируется у ребенка уже к полутора годам.

Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию.

В три-четыре года он уже осознанно различает пол окружающих людей (интуитивно это делается гораздо раньше), но часто ассоциирует его со случайными внешними признаками, например с одеж­дой, и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола. Четырехлетний москвич Вася спрашивает: «Мама, когда ты была маленькой, ты кто была, мальчик или девочка?», и еще: «Вот когда я вырасту большой, я стану папой. Понятно. Ну а когда же я буду женщиной?»

В шесть-семь лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с резким усилением по­ловой дифференциации поведения и установок; мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, про­являют разные интересы, стили поведения и т. д.

И. С. Кон отмечает недостаточную ясность признаков, на основании которых дети определяют свою и чужую половую при­надлежность. Уже в три-четыре года половая принадлежность ассоциируется с определенными соматическими (образ тела, включая гениталии) и поведенческими свойствами, но приписываемая им значимость и соотношение таких признаков могут быть различными.

Сложились следующие теории формирования половой идентичности и действия механизмов половой социализации:

Психологические механизмы половой социализации

Психосексуальное развитие — результат половой социализации, в ходе которой индивид усваивает определенную половую роль и правила сексуального поведения (Кон И. С, 1988).

Психологические механизмы половой социализации и формирования половой идентичности (осознания своей половой принадлежности) изучены слабо. Здесь существует несколько теорий.

1. теория половой идентификации –

уходит корнями в психоанализ, подчеркивает роль эмоций и подражания, полагая, что ребенок бессознательно имитирует поведение взрослых представителей своего пола, прежде всего, родителей, место которых он хочет занять.

Представители психоанализа указывали, что основную роль в половой дифференциации играют биологические факторы, основной ее механизм – процесс идентификации (отождествления) ребенка с родителем, в частности с родителями того же пола, что и ребенок. Весь процесс развития личности (формирование поведения и представлений) обусловленных полом, связан с сексуальной сферой, наличием Эдипова комплекса и комплекса Электры, когда семейные отношения строятся по модели преодоления ребенком внутренних затаенных стремлений в эротической любви к родителю противоположного пола. В основе развития личности лежит конфликт сексуальных инстинктов индивидуальности и табу ближайшего окружения на их проявление.

З. Фрейд выделял три стадии в развитии индивида. На первых двух стадиях (оральной и анальной)мальчики и девочки, по его мнению, развиваются одинаково. Различие в развитии появляется только на фаллистической стадии, когда возникает Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек. Путь разрешения Эдипова комплекса заключается в том, что мальчик преодолевает свое раннее стремление обладать матерью и равность к отцу путем идентификации себя с отцом и усвоения доминирующей модели. А разрешении комплекса Электры для девочек – принятие мужской доминантности через подавление в себе мужской активности , развитие пассивного зависимого поведения и идентификации себя с матерью. Соответственно указание есть на то, что мужская и женская модель противоположны по своим качествам. Для секстипичного мужского поведения характерны: активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способность к творческой деятельности, рассудочность. Для женской модели типично: пассивность, нерешительность, зависимое поведение, конформность, отсутствие логического мышления и устремления к достижению, а также, большая, чем у мужчины эмоциональность и социальная уравновешенность.. Фрейд считал, что личность развивается гармонично, полноценно, если следует вышеозначенным моделям, когда не нарушается ее половая идентификация.

Позже некоторые последователи Фрейда отмечали, что большее значение (по их мнению), чем биологическое начало, чем фиксация ребенка на телесных зонах, имеет опыт его социальных отношений в детстве, то есть утверждают, что половая идентификация есть не только биологический процесс, но и социальный.

Современный психоанализ: Фаллоцентрическое направление – подчеркивает мужское превосходство и принимает феминность только после того, как убеждается, чт она не может быть мальчиком.. У представителей данного направления на первой стадии – мужская ориентация всех детей. Гиноцентрическое направление – ранней основой идентификации для мальчиков и девочек – идентификация женская. Суть разрешения эдипова комплекса для мальчиков – отделение его от матери, разрушение первичной идентификации с ней с помощью отца, который поддерживает обесценивание всего женского.

2.теория половой типизации –

5-8 — Стр 2

придает решающее значение механизмам психического подкрепления: родители и другие люди поощряют мальчиков за «мужественное», «мужское» (мускулинное) поведение и осуждают их, когда они ведут себя «женственно», а девочки получают положительное подкрепление за феминное поведение и осуждаются за мускулинное;

3.теория самокатегоризации –

 подчеркивает значение самосознания:ребенок сначала усваивает представление о половой идентичности, а затем определяет себя как мальчика или девочку и после этого старается сообразовывать свое поведение с тем, что кажется ему соответствующим такому определению.

Представители данной концепции указывают, что половая идентификация основана на когнитивной способности ребенка, понимании им своей половой принадлежности и того, что это свойство необратимо. Важно так же понимание социальных ролей. У более развитых в интеллектуальном плане детей эта половая социализация происходит раньше. Формирование представлений ребенка о половых ролях не является пассивным процессом , возникающих под влиянием социально подкрепляемых реакций, а возникает в результате активного структурирования и обобщения ребенком его собственного опыта.

На первоначальной стадии п.с (по Кольбергу) происходит самокатегоризация — причисление ребенком себя к определенному полу. После чего он начинает положительно оценивать то, что связано с его половой ролью, секстипичное поведение вызывает в нем позитивные чувства. Происходит таким образом самоутверждение, мотивационным компонентом которого является желание сохранить позитивный образ себя.

А М. Ребекка, Р. Хефнер, Б. Олешоски полагают, что полоролевое развитие проходит этапы: 1)когда у ребенка еще индифферентные представления о половых ролях; 2)этап поляризации и стереотипизации (конвенциальная стадия, рутинное); 3)подвижное динамическое развитие половых ролей. Большинство людей не достигают этой стадии, останавливаются на второй.

Половая типизация – процесс, который проявляется спонтанно, без прямого упражнения и воспитания, в соответствии с возрастом ребенка и происходит в ходе когнитивного созревания.

4.теория социального научения (социальный бихевиоризм)–

Сторонники данной теории считают, что ребенок идентифицирует себя с родителями не только своего пола, а так же с братьями, сестрами, сверстниками и другим значимыми лицами, поведение которых подкрепляется, имеет успех. Своеобразным подкреплением является и угроза наказания, и угроза лишения любви. (Но почему у женственных девочек не женственные матери?) Модель, которой подражает ребенок, может не являться моделью конкретного человека, а носить обобщенный характер. Не каждая модель и не каждые ее черты становятся предметом подражания.

5. теория социальных ожиданий –

Основную роль в процессе половой социализации играют социальные ожидания общества. Они возникают на основе конкретной социально – культурной ситуации и половая идентичность, половая роль формируется соответственно воспитанию, где находят отражения социальные ожидания окружающих. Пол врожденный может лишь помочь определить потенциальное поведение человека. Главное- пол социальный, который усваивается пожизненно и на формирование которого оказывают влияние расовые, классовые, этнические вариации половых ролей и соответствующие им социальные ожидания (Дж. Стоккард, М. Джонсон).

Биологические различия мужчины и женщины не определяют социально – ролевые различия и не могут быть причиной социального неравенства. Наоборот, политическое неравенство – ключ к понимаю полоролевого развития, к понимаю источника мужского превосходства.

Однако данные теории тесно связаны между собой,  дополняют друг друга.

7. Факторы риска при вступлении в брак

Выбор супруга и факторы риска при вступлении в брак

В настоящее время в мире существует всеобщая статистическая тенденция быстрой смены норм сексуального поведения и соответствующих им моральных установок.

Молодежь раньше созревает физически, раньше начинает половую жизнь. Отмечается рост числа добрачных связей, отмирания так называемого «двойного стандарта» (фактическая дозволенность до- и внебрачного секса для мужчин и недопустимость его для женщин).

Происходит также изменение социально-нравственных установок молодежи, прежде всего «либерализация» отношений к добрачным связям и одинокому материнству (Голод С. И., 1990, 1995, 1996, 1999).

Отмечаются весьма негативные последствия подобной динамики. Так, в 1981 году в нашей стране на 1000 женщин (нерожавших) приходилось 272 аборта, 140 рождений вне брака (мать-одиночка), 271 рождение в первые месяцы брака (то есть женщина в период, когда у будущего ребенка закладываются внутренние органы и формируется нервная система, не уверена в своем и его будущем), и только в 317 случаях — зачатие в браке.

К 1993 году доля абортов среди всех беременностей составила 70% (235 абортов на 100 родов).

В 1992 году среднее число абортов, приходящихся на одну женщину, превышало три. По данным Минздрава, в последующие годы число абортов уменьшается (до двух на одну женщину в 1999 году; 183 аборта на 100 родов. Однако, возможно, статистика просто не учитывает аборты, производимые коммерческими медицинскими учреждениями. В то же время абсолютная цифра прерванных беременностей за последние сорок лет снизилась, впрочем как и число рождений, за счет использования контрацепции. И все же по числу абортов на сто родов Россия в 1995 году в 15 раз превосходила Германию более чем в 4 раза — США (Население и общество, 2000).

По статистике, в России 0,1% девушек делают аборты до 15 лет, а в возрасте 15-19 лет— 10,9% (Шнейдер Л. Б., 2000).

Растет и число внебрачных рождений: если с 1960 по 1970 год доля детей, родившихся у незамужних матерей, несколько снизилась (с 13,11% до 10,57%) и стабилизировалась на этих цифрах, то с середины 1980-х годов вновь происходит постепенный подъем числа внебрачных рождений (до 14,61% в 1990 году), переходящий в 1990-е в неуклонный рост внебрачной рождаемости — до 26,95% (а на селе до 28,1%) к 1998 году (Демографический ежегодник России, 1999).

В то же время в США авторами отмечается некоторый возврат к более консервативной морали и ценностям, уменьшение числа добрачных связей среди молодежи. Взгляды на допустимость добрачного секса, судя по опросам 1980-х годов, стали соответствовать воззрениям, бытовавшим в США в 1970-е годы (Крайг Г., 2002).

Авторы объясняют это как отрезвляющим влиянием СПИДа, так и ростом уверенности и чувства собственного достоинства у женщин. Причина может состоять и в ослаблении социального давления, заставляющего вести половую жизнь, так что женщины, скорее всего, в этом вопросе следуют собственным убеждениям (Gerrard М.,1987).

Кроме того, большинство студентов колледжей обоего пола отметило, что предпочитает вступить в брак с человеком, еще не потерявшим невинности (Williams J. D., Jacobi A. P., 1989).

Хотя молодые люди в США по-прежнему считали секс существенной частью романтических отношений, они обычно не одобряли случайных связей (Abler R. M., Sedlacek W. Е., 1989).

Изменяется процесс выбора супруга и отношение к браку в целом:

  • вступление в брак не рассматривается как необходимость, растет число домохозяйств, состоящих из одного человека среди молодежи и среди пожилых людей; все большее число молодых людей сознательно избирают одинокий образ жизни как свой жизненный стиль (Крайг Г., 2002);

  • уменьшилось влияние родителей на выбор супруга (исключая те семьи, в которых вопросы наследования играют значительную роль);

  • выросли ожидания и требования, предъявляемые молодыми людьми к семейной жизни. По мнению некоторых американских исследователей, ничто так не изменилось в мире, как представления женщин о том, каким должен быть брак (К. Ароне, 1995);

  • выбор основывается в большей мере на основе личных качеств (а не социальных характеристик).

В настоящее время в обществе существует проблема одиночества. Около одной седьмой части всех жителей страны, находящихся в брачном возрасте, не состоят в браке (Обозов Н. Н., 1979).

Для человека общительного, умеющего строить свои отношения с другими людьми, вступление в брак не представляет трудностей. Человеку малообщительному приходится намного сложнее. Основная причина, которую называют одинокие, — трудности в поиске партнера. По мнению Н. Н. Обозова (1979), существуют различные факторы, затрудняющие поиск подходящего партнера для вступления в брак. Рост крупных городов приводит к тому, что сужается круг общения современного человека и, соответственно, поле его выбора. В то же время требования к будущему супругу повысились, диапазон качеств желаемого партнера стал шире, так как современный брак — союз духовно близких, психологически и сексуально совместимых людей. Существуют и объективные трудности для знакомства: наличие преимущественно женских или мужских предприятий (и вузов), недостаток мест, в которых молодежь могла бы общаться. Существенной преградой к созданию семьи являются личностные особенности различных людей: неспособность к установлению (и удержанию) контакта, трудности в общении, невротические реакции.

Н. Н. Обозов и А. Н. Обозова (1981) полагают, что при спонтанном, свободном подборе брачных партнеров образовавшиеся пары лишь в 1/3 случаев обнаруживают достаточную совместимость. Именно на этапе выбора партнеров совершаются ошибки, в дальнейшем ведущие к неустойчивости брака. Можно назвать по крайней мере два фактора, обусловливающие неадекватность выбора партнера: сужение поля выбора и ошибки субъективного восприятия.

Выбор партнера ограничен возрастом, статусом, территориальными и другими границами. В пределах оставшегося поля выбора осуществляется реальный выбор — индивидуальный и субъективный. При выборе учитываются характеристики всех уровней — сексуальные и внешние данные, интеллект, образование, характер, сфера интересов личности и ценностные ориентации. Разнообразие характеристик, по которым необходима персональная совместимость, и является причиной сужения поля выбора даже в условиях отсутствия социальных ограничений при выборе и социальной мобильности населения. По расчетам А. Н. Обозовой и Н. Н. Обозова, даже при учете четырех несопряженных характеристик оптимальным партнером может быть лишь один из шестнадцати претендентов. Таким образом, расширение потенциального поля выбора партнеров — одно из условий наилучшего брачного выбора.

Второй фактор неадекватного выбора связан с механизмами восприятия людьми друг друга. Выбор супруга регулируется идеальным образом партнера. В создании этого образа участвует весь предшествующий опыт общения личности, эталоны родительской семьи, литературные прообразы, социальные стереотипы и идеалы ближайшего окружения, ошибочность образа партнера может быть одним из источников неадекватного выбора.

Следует учитывать, что характеристики, по которым подбирается оптимальный партнер, трудны для распознавания. Для более адекватной оценки этих характеристик необходим определенный уровень психологической подготовки. Очень важен достаточный стаж знакомства, при этом А. Н. Обозова, Н. Н. Обозов и другие исследователи семьи советуют не закрывать глаза на недостатки партнера до брака, не надеяться перевоспитать его «потом», так как исправление взрослого человека — процесс малореальный. Исследования показывают, что эти условия — достаточный стаж предбрачного знакомства и правильная система ценностей при выборе партнера — нередко отсутствуют.

Источник: Андреева Т.В. Семейная психология

8.Мотивация брака и ее влияние на удовлетворенность супружескими отношениями.

МОТИВАЦИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК

Интересны попытки рассмотрения «механизмов» зарождения любов­ных переживаний. Так, наиболее известен подход Отто Вейнингера, который полагал, что дифференциация полов, их разделение никогда не бывает совершенно законченным. Все особенности мужского пола можно найти, хотя бы и в самом слабом развитии, и у женского пола. Можно пользоваться понятиями идеального мужчины «М» и идеальной женщины «Ж» только как типичными половыми формами. «Закон по­лового притяжения», сформулированный О. Вейнингером, гласит: «Для соединения полов нужны совершенный мужчина «М» и совер­шенная женщина «Ж», хотя и разделенные в двух разных индивидуу­мах в совершенно различных сочетаниях». Автор этой теории полагал, что за существование института брака говорит тот факт, что наличие громадного количества промежуточных ступеней позволяет найти двух индивидуумов, наиболее подходящих друг другу (Вейнингер О., 1990, с. 12).

С. В. Ковалев полагает, что мотивация вступления в брак включает по крайней мере пять типов: любовь, духовную близость, материаль­ный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Изучение влияния брачной мотивации на удовлетворенность браком подтверждает важность двух первых мотивов. Среди тех, кто вступил в супружеский союз по любви и общности взглядов, максимальное число удовлетворенных и минимальное — неудовлетворенных. Важ­но единство этих двух мотивов. Разочарование семьей и браком ока­залось более вероятным у тех, кто ориентировался исключительно на свои чувства без необходимой для их сохранения духовной общ­ности супругов.

По мнению некоторых исследователей, в большом числе случаев любовь оказывается фактором, препятствующим сохранению семей­ного союза.

Во-первых, пишет С. В. Ковалев, в нетерпении любви мы ищем не супруга, а любимого, забывая о том, что жить нам придется не с одним этим прекрасным чувством, а с ее предметом и носителем — вполне конкретным человеком, обладающим уникальным психическим ми­ром, образом своего «Я», темпераментом, характером и личностными особенностями, отчего слияние двух «Я» не всегда приводит к появле­нию одного «Мы».

Во-вторых, под романтическим покровом любви мы очень часто забываем, что, сколь бы супруги ни любили друг друга, в своей семье они просто обязаны будут выполнять обычные для каждой супружес­кой пары функции.

Западногерманский психолог X. Шельский утверждает, что, ког­да ожидание любви становится первостепенным мотивом брака, основной смысл семейной жизни с ее повседневными заботами, ухо­дом за маленькими детьми сводится к гибели этих иллюзий, разру­шению волшебства, что нередко приводит к поискам нового любов­ного партнера.

Таков один из вариантов пессимистического взгляда на соотноше­ние любви и брака, содержащий в себе смешение понятий любви, влюбленности, иллюзии и потребительства как ожидания необыкно­венных чувств от другого.

Другого взгляда на соотношение любви и брака придерживаются известные психотерапевты Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкий, изла­гая его при описании механизма «эмоциональной идентификации с се­мьей». Авторы рассматривают эмоциональные отношения симпатии как цементирующую силу в семейных отношениях. Они отмечают, что отношения симпатии в определенной мере нейтрализуют состояния фрустрации, возникающие в межличностных отношениях, в том чис­ле и в семье. Легче возникает адаптация к фрустрирующим особенно­стям характера супруга (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В., 1990).

А. В. Петровский указывал, что степень эмоциональной близости — это особое качество настоящей семьи, и трудно представить другую группу, где подобное качество было бы в такой степени развито. Ха­рактеризуя эту сторону семейных взаимоотношений на примере ро­дительской любви, говоря о различных и многочисленных проступках ребенка, Петровский замечает: «При этом любой проступок отнюдь не вызывает к себе бесстрастного отношения родителей. Напротив, порождает гнев, причем сплошь и рядом в весьма бурной и яростной форме. И так может продолжаться недели, месяцы. Но вот что инте­ресно. Кумуляции зачастую не происходило. Складывается впечатле­ние, что потоки возмущения, поступающие через пробоины корабля доверия, откачивают мощные помпы родительской любви» (Петровс­кий А. В., 1983, с. 196-197).

Эйдемиллер и Юстицкий считают, что во многом сходным по пси­хологической сути является действие симпатии в супружеских от­ношениях. И в этом отношении возникает эффект «растворения фру­страции». Отношения симпатии вызывают нарастание интереса к объекту симпатии (например, к человеку, которого любят).

Следует подчеркнуть, что это интерес благожелательный, связанный со стрем­лением помочь, совместно радоваться или огорчаться, в свою очередь обусловливающий большую взаимную откровенность и, соответствен­но, нарастание эмпатии. Отсюда и значение отношений симпатии в профилактике и смягчении межличностных конфликтов в семье.

О связи любви как мотива вступления в брак и удовлетворенности браком говорит работа Н. Г. Юркевич. На выборке из 612 женщин и 365 мужчин ею были получены следующие результаты: в счастливых брачных союзах состояли женщины, из которых 75,10% вышли замуж по любви, 13,88% по симпатии, у 2,86% мотивом было стремление из­бавиться от одиночества, у 1,63% кратковременное увлечение. Среди неудачных браков распределение ответов следующее — по любви вы­шли замуж 27% женщин, по симпатии — 17%, мотив «стремление из­бавиться от одиночества» назвали 12,93% женщин, кратковременное увлечение — 1,63%. У остальных был иной ответ или ответа не было.

У мужчин ответы приблизительно сходные, хотя вступающих в брак по любви среди них в целом меньше: 62,80% в счастливых браках и 17,74% в неудачных, а назвавших мотивами заключения брака стрем­ление избавиться от одиночества и легкомыслие больше (соответствен­но по 10,37% и 8,05% в счастливых браках и по 16,13% и 25,80% в не­удачных).

Среди мужчин большая доля давших иные ответы, не при­веденные автором (среди неудачных браков — 25,81%).

Можно заметить, что у мужчин и женщин браки по любви оказы­ваются наиболее счастливыми, а вступление в брак, основанное на сиюминутном желании, — наименее (Юркевич Н. Г., 1971).

В другом исследовании, проведенном спустя 30 лет, наиболее удач­ным при вступлении в брак оказалось сочетание любви и духовного единства. На основе полученных значимых корреляций выяснилось, что супруги, заключившие брачный союз по этим двум мотивам, были им наиболее удовлетворены (Андреева Т. В., Толстова А. В., 2000).

Юркевич провела в Минске опрос 300 человек преимущественно с высшим образованием, из которых 94% считали, что в принципе брак должен заключаться по любви, — это нравственный идеал; 70% под­твердили, что сами вступили в брак по любви. Но лишь 47% назвали любовью чувство, которое они испытывали к жене (мужу) в момент, когда проводилось анкетирование.

Сопоставление данных о мнениях женщин-работниц минских предприятий об их отношении к мужу в момент заполнения анкеты с успешностью брака показало следующее. В счастливых браках к мужу испытывали любовь 63,67% женщин, симпатия и привычка состав­ляли в их отношении меньшую долю (13,88% и 19,18%).

Безразлич­ных и испытывавших к мужу неприязнь не было. В удовлетворитель­ных брачных союзах привычку отметили 39,43%; любовь— 32,8%, симпатию — 13,01%. Появился ответ «безразличие» — 4,47%. Не дали ответа 10,16%.

В неудачных браках превалировали привычка — 44,85% и безраз­личие — 33,04%. Каждая десятая женщина относится к мужу неприяз­ненно, с любовью — 5,22%, симпатией — 1,74%.

На основе проведенных исследований автор делает следующий вывод: многие люди считают, что в браке они обходятся без любви, и следовательно, долг в обеспечении психологической установки на со­хранение семьи играет весьма существенную роль (Юркевич Н. Г., 1971).

Качество брака, самочувствие супругов и воспитание детей в таком случае страдают, даже если сами супруги-родители этого не хо­тят замечать. «Всякая настоящая семья возникает из любви и дает че­ловеку счастье. Там, где брак заключается без любви, семья возникает лишь по внешней видимости; там, где брак не дает человеку счастья, он не выполняет своего главного назначения. Научить детей любви родители могут лишь тогда, если они сами в браке умели любить. Дать детям счастье родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке. Семья, внутренне спаянная любовью и счасть­ем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости… Семья, лишенная этой здоровой центро­стремительное™, растрачивающая свои силы на судороги взаимного отвращения, ненависти, подозрения и «семейных сцен», есть настоя­щий рассадник больных характеров, психопатических тяготений, не­врастенической вялости и жизненного «неудачничества»» (Ильин И. А., 1993).

О значении брака, в котором присутствует любовь, замечательно написал христианский писатель IV века св. Григорий Богослов в своей глубокой «моральной поэме»: «Смотри, что дает людям союз любви, «мудрый брак»». Кто, как не брак, соединил море и сушу важной до­рогой и объединил раздельное друг от друга?

Но есть и еще более высокое и лучшее. Благодаря браку мы явля­емся руками, ушами и ногами друг для друга; благодаря ему мы полу­чаем двойную силу, к великой радости друзей и горю врагов. Общие заботы уменьшают затруднения. Общие радости становятся приятнее. Радостнее является богатство благодаря единодушию. А у небогатых единодушие радостнее богатства. Брак есть ключ, открывающий путь к чистоте и любви» (цит. по: Троицкий С, 1995, с. 56).

«Брак — чудо на земле. В мире, где все идет вразброд, брак — мес­то, где два человека благодаря тому, что они друг друга полюбили, ста­новятся едиными, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. Жить врозь — мучительно, тяжело, а вместе с тем — легко и привычно. Умственные интересы, вкусы расходятся, и потому очень легко сказать себе: я хочу жить тем, что меня интересует. Кто живет для прибыли, кто живет для культуры, кто ищет идеал, но я — самодовлеющая единица, мне хватает меня самого… А на самом деле от этого получается распыление общества, распыление человечества. В конечном итоге не остается ничего от того дивного, чудного един­ства, которое могло бы существовать между людьми. И брак, как я уже сказал, является чудом восстановления единства там, где оно не мо­жет быть восстановлено человеческими силам» (Сурожский А 1994 с. 3-4).

Удовлетворенность брачно-семейными отношениями

 

Большинство специалистов определяют удовлетворенность браком, как внутреннюю субъективную оценку, отношение супругов к собственному браку. Наиболее полное определение удовлетворенности браком дает С. И. Голод: «Удовлетворенность браком, очевидно, складывается как результат адекватной реализации представления (образа) о семье, сложившегося в сознании человека под влиянием встреч с различными событиями, составляющими его опыт (действительный или символический) в данной сфере деятельности».

А. Сысенко впервые разделяет понятия «устойчивость брака» и «стабильность брака». Устойчивость брака, он рассматривает, как «устойчивость системы взаимодействия между супругами, эффективность и результативность их совместной деятельности, направленной на достижение как взаимных, так индивидуальных целей супругов» [14, с. 56]В.В. Бойко внес свои коррективы в исследуемое понятие, указав, что устойчивость брака имеет две стороны:

·  объективная — сторона прочности брака зависит от вероятности его распада, которая может быть выражена соотношением количества браков и разводов, зарегистрированных в данном регионе за определенный промежуток времени;

·  субъективная сторона, включающая в себя удовлетворенность супружескими отношениями, установку супругов на сохранение семьи.

Стабильность семьи и удовлетворенность имеют много общего, но однозначного значения они не имеют — высокостабильные браки не всегда обладают высоким уровнем удовлетворенности браком.

Стабильность брака и удовлетворенность браком являются достаточно связанными характеристиками. Существует мнение, что эти феномены представляют собой различные уровни отношений супругов:

1 уровень — уровень устойчивости брака, то есть юридическая сохранность брака (отсутствие развода);

2 уровень — уровень «приспособляемости в браке», «адаптированности супругов»; здесь наблюдается не только отсутствие развода или предразводной ситуации, но и общность супружеской пары по таким характеристикам, как разделение домашнего труда, воспитание детей и т. д.

3 уровень — уровень «успеха» или «успешности» брака, который характеризуется совпадением ценностных ориентаций супругов.

Шавлова А. В. дает следующую трактовку удовлетворенности брачными узами: «супружеская удовлетворенность браком есть не что иное, как субъективное восприятие супругами сквозь призму социокультурных норм эффективности функционирования семьи в плане удовлетворения их индивидуальных потребностей».

Существует ряд ученых, которые ставят на первое место в исследуемой проблематике не удовлетворенность, а «неудовлетворенность браком». Например, Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис утверждают, что характер травматизирующего влияния неудовлетворенности в значительной мере зависит от степени осознанности данного состояния.[21, с.87]

Они выделяют два вида неудовлетворенности брачными отношениями.

1.Осознанная неудовлетворенность. Данный вид неудовлетворенности семейно-брачными узами характеризуется открытым признанием супругом того, что семейные отношения его не удовлетворяют. Особенностью данного вида неудовлетворенности является также указание на ее глобальный характер неудовлетворенности — на то, что семейная жизнь не соответствует даже самым минимальным требованиям. Осознанная неудовлетворенность нередко сопровождается конфликтом между супругами, поэтому к констатации неудовлетворенности присоединяются выраженные агрессивные ноты, прямые указания на то, что причиной ее является супруг.

2.Плохо осознаваемая или «тлеющая» неудовлетворенность. В данном случае супругом выражается относительная неудовлетворенность семейной жизнью, которая выявляется косвенным путем. Данный вид неудовлетворенности имеет следующие формы выражения:

·  через выражение чувств и состояний, граничащих с прямой неудовлетворенностью: монотонность, скука, бесцветность жизни, отсутствие радости, ностальгические воспоминания о времени до брака;

·  через многочисленные жалобы на различные частные стороны семейной жизни;

·  через специфические феномены, наблюдаемые в жизни такой семьи.

Рассмотрим более подробно феномены «тлеющей» неудовлетворенности.

Первый из них назовем «капли дегтя». В данном случае речь идет о какой-то объективно второстепенной проблеме, которая в данной семье разрастается до таких размеров, что способна серьезно снизить удовлетворенность супругов семейными взаимоотношениями. Примером могут послужить взаимоотношения с кем-либо из родственников, проживающих отдельно, или разногласия по второстепенным вопросам организации семейной жизни. Но в свою очередь аналогичную роль играют и крупные, значимые проблемы, которые не могут быть решены в данный момент и постоянно ощущаются как важный фактор неудовлетворенности жизнью семьи. Положительный момент данного феномена заключается в том, что мелкая проблема кристаллизует имеющуюся неудовлетворенность, затем включаются защитные механизмы индивида, которые начинают резко преувеличивать значимость данной проблемы, вследствие чего индивид получает возможность объяснить себе смутно ощущаемую им неудовлетворенность, на самом деле вызванную совокупностью семейных взаимоотношений.

Другой феномен, наблюдаемый в случае «тлеющей неудовлетворенности», представляется в виде нарастания фрустрации одного или обоих супругов. Они сообщают о том, что оба стали весьма «нервными», при этом указываются на какие-то, на взгляд супругов, объективные причины этого явления, как, например, беременность, различного рода трудности, встречающиеся в повседневной жизни.

5-8 — Стр 3

Следующий тип проявления данного типа неудовлетворенности – эмоциональные взрывы. Это один из наиболее деструктивных феноменов «тлеющей» неудовлетворенности, т.к. нередко приводят к разрушению семьи. Зачастую это происходит в ситуации, когда один из супругов, столкнувшись с возможностью заново организовать свою семейную жизнь (например, в повторном браке), совершенно неожиданно для себя открывает, вопреки прежним своим представлениям, что в действительности все время был несчастлив.

В психологической науке так же существует мнение, что супружеская неудовлетворенность является следствием неудовлетворенности потребностей, среди которых:

·  «неудовлетворенность сексуальных потребностей одного или обоих супругов»;

·  неудовлетворенность потребности во взаимопомощи, потребности в сотрудничестве, связанной с разделением обязанностей в семье;

·  «неудовлетворенность потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях» (отчуждение супругов, эмоциональная холодность);

·  неудовлетворенность «потребности в ценности и значимости своего «я» (нарушение чувства собственного достоинства со стороны партнера, его пренебрежительное отношение, обиды, оскорбления, критика);

·  финансовые разногласия супругов (вопросы взаимного бюджета, содержания семьи, вклада каждого партнера в ее материальное обеспечение);

·  различные потребности в проведении отдыха и досуга. [22 ,с.79]

Наиболее систематизированном видами фактора удовлетворенности браком представлены в модели Р. А. Левисом и Дж. Б. Спэниером. Ими было выделено 40 важнейших признаков супружеского успеха, объединенного в 14 групп, которые, в свою очередь, дали три укрупненных блока факторов:

·  добрачные;

·  социальные и экономические;

·  личностные и внутри брачные.

Более 2/3 из названных ими конкретных параметров, позитивно влияющих на качество брака, носят сугубо психологический характер, характеризуя степень сходства и согласия в межличностных отношениях супругов по разным параметрам.

В настоящее время психологическая наука считает, что супружеская неудовлетворенность является следствием неудовлетворенности потребностей, среди которых:

·  неудовлетворенность сексуальных потребностей одного или обоих супругов;

·  неудовлетворенность потребности в ценности и значимости своего «я», которая отражает нарушение чувства собственного достоинства со стороны партнера, его пренебрежительное отношение, обиды, оскорбления, критика;

·  неудовлетворенность потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях;

·  финансовые разногласия супругов;

·  неудовлетворенность потребности во взаимопомощи, потребности в сотрудничестве, связанной с разделением обязанностей в семье;

·  различные потребности в проведении отдыха и досуга.

Ю. Е. Алешиной установлено, что удовлетворенность браком зависит от стажа семейной жизни: кривая этой зависимости имеет U-образную форму: в начале, в течение первых двух десятилетий существования семьи, удовлетворенность браком постепенно понижается, достигая своего минимального значения в парах со стажем семейной жизни от 12 до 18 лет, а затем резко возрастает. [1, с.114]

Исследования Г. Навайтиса выявили взаимосвязь между успехами на работе у мужчин и удовлетворенностью брачных уз.

Существует зависимость между удовлетворенностью браком и разделением домашнего труда. В случаях, когда домашние обязанности целиком или полностью выполняет женщина, только 59% браков респонденты оценивают как счастливые и удовлетворительные, в случаях, когда муж помогает жене, этот показатель достигает 88%, а когда оба супруга несут одинаковую нагрузку — 94%.

Удовлетворенность браком связана и с распределением обязанностей между супругами. В семьях, которые были отнесены к традиционным, жены; выполняли от 72% дел (работающие) до 80% (домохозяйки), совместно — 25 и 19% домашних обязанностей, исключительно мужьями — 3% всех дел (при работающей жене) и 1 % (если жена не работает).

Наибольшую удовлетворенность браком испытывают домохозяйки при эгалитарных отношениях, а минимальная удовлетворенность — у домохозяек в традиционных семьях. Женщины из семей с традиционными отношениями, оказались также более неудовлетворенными ролью хозяйки, чем из семей с эгалитарными отношениями. Таким образом, была обнаружена связь между удовлетворенностью браком и мотивами: вступления в брак: в счастливых браках основным мотивом замужества у 75% женщин и женитьбы у 63% мужчин была любовь, у 14% и 18 % мужчин — симпатия; одним из мотивов вступления в брак отмечалось также стремление избавиться от одиночества.

Удовлетворенность браком некоторые исследователи связывают также со сроком предбрачного ухаживания. Г. Навайтис указывает на проблемные брачные союзы, сформировавшиеся, как при кратковременном знакомстве, так и при длительном. [12, с.34]

С. И. Голод указывает на взаимосвязь удовлетворенности браком и мерой сексуальной удовлетворенности супругов: среди супругов, отмечавших безразличие или неудовлетворенность сексуальными отношениями, лишь 8,2% были максимально удовлетворены браком. [6, с.56]

Итак, наибольшие различия благополучные и неблагополучные семьи достигают по следующим показателям:

·  удовлетворенность психологической атмосферой в семье;

·  удовлетворенность общением;

·  наличие психологической поддержки супругов.

Отсюда следует, что психологические факторы супружества вносят наибольший вклад в структуру напряженности в несчастливых семьях. Существенные различия выявлены также по удовлетворенности сексуальными отношениями и удовлетворенности досугом.

Можно отметить тот факт, что образ счастливого брака у мужчин формируется в первую очередь через призму психологических, сексуальных компонентов супружества, у женщин — через бытовую, рекреативную, сексуальную и психологическую подструктуры супружества.

Значимым фактором удовлетворенности браком является собственный локус контроля человека, состоящего в браке, т.е. человек, принимающий на себя ответственность за все происходящее в своей жизни, более удовлетворен браком независимо от пола.

В рамках исследования[1, с.34] удовлетворенности браком можно отметить также и присутствие гендерных различий:

1. Удовлетворенность браком женщин статистически значимо связана с интроверсией.

2. У мужчин удовлетворенность браком связана с мотивацией брака супруги: если мотивом вступления в брак у женщины была любовь, статистически более вероятно, что мужчина будет удовлетворен браком.

3. По фактору нейротизма данные противоположны: более удовлетворены браком не тревожные мужчины, однако женщины с высоким нейротизмом статистически чаще оценивают свой брак как благополучный.

4.Исследование семей показало, что удовлетворенность браком выше у тех мужчин, которые более склонны к сотрудничеству и компромиссу при возникновении конфликтных ситуаций.

5.Удовлетворенность браком у женщин взаимосвязана со степенью интернальности мужей — чем выше показатели интернальности мужчины, тем больше удовлетворенность браком у его жены.

6.Удовлетворенность браком мужчин (на выборке рабочих и инженеров) статистически достоверно связана с таким фактором, как доход семьи.

Одной из попыток систематизировать полученные в разных исследованиях факторы удовлетворенности браком можно назвать выделенные Т. А. Гурко четыре группы факторов:

1)социально-демографические и экономические характеристики семьи (например, величина совокупного семейного дохода, возраст супругов, число детей в семье и т. Д);

2)характеристики внесемейной сферы жизнедеятельности супругов (профессиональная сфера, взаимоотношения супругов с ближайшим социальным окружением и т. д.);

3)установки и поведение супругов в основных сферах семейной жизнедеятельности (распределение хозяйственно-бытовых обязанностей, совпадение установок в этой сфере семейной жизни, организация досуга);

4)характеристики межсупружеских отношений (эмоционально-нравственные ценности — чувство любви и уважения к партнеру, общие взгляды и интересы, супружеская верность и т. д.).

Такие исследователи, как У. Харли, Андреева Т.В., Пипченко Т.Ю. связываются удовлетворение браком с удовлетворением потребностей в семейно-брачных отношениях таких, как потребность в общении, в открытости, домашней поддержке и других.

Естественно надо отметить, что удовлетворенность браком будет напрямую зависеть от степени и уровня совместимости супругов.

Т.М. Трапезникова пишет: «В основе семьи лежат брачные отношения, в которых находят проявление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни».

Итак, удовлетворенность браком важный аспект для достижения удовлетворенности другими сферами человеческой жизни, т.е. если в семье все благополучно, то и в работе и в учебе и т.д. будет все получаться.