Понятие универсальные учебных действий и их классификация в соответствии с ФГОС НОО

Курсовая работа

Применение технологии развития критического мышления при изучении исторического материала в курсе окружающего мира как условие развития познавательных УУД младших школьников

 

 

студентки 231 группы

специальность 050146

«Преподавание в начальных классах»

 

Руководитель

 

 

Санкт-Петербург

 

 

Оглавление

Введение. 2

1. Понятие универсальные учебных действий и их классификация в соответствии с ФГОС НОО.. 4

2. Особенности развития познавательных УУД в младшем школьном возрасте 7

3. Сущность понятия «критическое мышление» и его особенности. 11

4. Применение технологии развития критического мышления в начальной школе 15

Заключение. 22

Список литературы… 25

 

 

Введение

 

В современном мире, с его колоссальными объёмами информации, предоставляемой отовсюду, люди должны уметь отсеивать ненужную, бесполезную информацию, и выбирать наоборот, самую необходимую для себя.

Ссылаясь на ФГОС, стоит отметить результаты, которыми должны в итоге овладевать младшие школьники, обучаясь по данной технологии. Ученики начальных классов должны: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Каждый должен быть избирательным с той информацией, которую ему требуется найти. Он также должен уметь анализировать её и применять там, где это требуется. Человек должен уметь обосновать и закрепить доводами ту или иную информацию, которую он выбрал.

Он должен научиться целенаправленно идти до конца, до того результата, которого он желает достичь, не останавливаясь и не бросая начатое.

Развитие современного человека определяется не столько объёмом знаний, которым он располагает, а умением их найти, выбрать, проанализировать, запомнить для себя, уметь оперировать с ними и применять, где это потребуется.

На наш взгляд, целью критического мышления является не получение учениками новых знаний, а воспитание в них целеустремлённости, желания достичь поставленной цели и воспитание личности, способной отстаивать свою точку зрения и аргументировано защищать своё мнение.

Благодаря технологии критического мышления учащиеся научатся аргументировать свои слова, искать нестандартное решение в случившихся ситуациях. Они также овладеют умением видеть проблему, искать её решение различными способами, а также подвергать рефлексии свою деятельность. Помимо всего прочего, учащиеся научатся активно использовать всевозможные источники информации, ориентироваться в них и быстро находить то, что им нужно.

5 стр., 2210 слов

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления включает три стадии: вызов – осмысление – рефлексию (принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок). ... неверных предположений в "предварительных кластерах", заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись ...

Такой подход в обучении сильно поможет детям «найти себя», быстро находить ответ на вопрос, ориентироваться в информационном пространстве.

Целью нашей работы является определение возможности применения технологии критического мышления при изучении исторического материала в курсе окружающего мира как условие развития познавательных УУД младших школьников.

Исходя из указанной цели, можно выявить следующие задачи, рассматриваемые в курсовой работе:

1) Выявить сущность понятия УУД.

2) Выявить особенности формирования познавательных УУД в младшем школьном возрасте.

3) Уточнить понятие «критическое мышление» и выявить особенности использования этой технологии в начальной школе.

4) Охарактеризовать приёмы использования «технологии критического мышления» на уроках окружающего мира с целью формирования развития познавательных УУД.

 

 

Понятие универсальные учебных действий и их классификация в соответствии с ФГОС НОО

Одно из самых важнейших задач современной образовательной системы является развитие универсальных учебных действий у учащихся. Универсальные учебные действия необходимы учащимся для быстрого освоения новых знаний и дисциплин, для того, с их помощью у них должно выработаться самое главное умение – это «умение учиться». Ведь главной задачей каждого учителя является научить ребёнка вырабатывать реальный интерес к обучению и самообучению.

По определению ФГОС под УУД понимается «совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [1].

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, т.е. умение учиться [7, с. 91].

К функциям универсальных учебных действий мы можем отнести:

1. Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения;

2. Создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться;

3. Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания [2, с.27].

К основнымвидам универсальных учебных действий относятсяличностные, регулятивные (включающие также действия саморегуляции), познавательные, коммуникативные унгиверсальные учебные действия. Так как в нашей работы мы особое внимание уделяем познавательным УУД, остальные мы лишь кратко охарактеризуем:

19 стр., 9008 слов

"Формирования коммуникативных универсальных учебных действий ...

... работе мы использовали следующие методы: изучения и анализ научной литературы; изучения и обобщение опыта педагогов-практиков. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 . Сущность «понятий универсальные учебные действия», «коммуникативные универсальные учебные действия» Универсальные учебные действия ...

Личностные УУДобеспечивают ценностно-смысловую ориентацию детей (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУДобеспечивают организацию учебной деятельности (целеполагание как постановка учебной задачи, планирование действий по ее достижению, прогнозирование результатов, контроль, оценка, рефлексия учебной деятельности)

Коммуникативные УУДобеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [2, c.28-30].

В аспекте темы нашей курсовой работы нас интересуют познавательные универсальные учебные действия. Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации

Таким образом, решая первую задачу курсовой работы мы выявили, что под универсальными учебными действиями понимают совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его развитию у него способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, а также умения учиться.

К основным видам универсальных учебных действий относят личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.

В аспекте темы нашей курсовой работы нас интересовали познавательные универсальные учебные действия, поэтому мы дали им более подробную характеристику. Мы выяснили, что познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

В следующей части курсовой работы мы рассмотрим особенности развития познавательных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.

 

13 стр., 6007 слов

Понятие универсальные учебные действия, познавательные универсальные ...

... целью работы мы сформулировали следующие задачи: 1. Определить сущность понятия универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия. 2. Выявить особенности развития познавательных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте. 3. Уточнить понятие «Виртуальная экскурсия» и ...

Особенности развития познавательных УУД в младшем школьном возрасте

 

Младший школьный возраст — период постижения окружающего мира: природы, человеческих отношений. У ребенка вырабатываются навыки общественного поведения (ответственность за поступки, взаимопомощь и пр.), интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества, создается фундамент для овладения им познавательными универсальными учебными действиями.

Согласно ФГОС НОО для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

К общеучебным универсальным действиям относятся самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности и т.д.)

В общеучебные универсальные учебные действия также входят знаково-символические действия, к которым можно отнести моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта

К логическим универсальным действиям относятся анализ и синтез учебных объектов, их сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей и т.д.) [11, с.23].

Также овладевая познавательными универсальными учебными действиями младший школьник должен уметь формулировать и решать проблемы творческого и поискового характера.

На уроках у детей формируются определенные умения, относящиеся к познавательным универсальным учебным действиям:

• осознавать познавательную задачу;

• читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе;

• осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

• выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;

• понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач [4].

При формировании познавательных УУД у младших школьников необходимо учитывать особенности мышления детей данного возраста.

Мышление – это процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира [6, с.173].

Любая мыслительная деятельность начинается с вопроса, который ставит перед собой школьник, не имея готового ответа на него. Иногда этот вопрос ставят другие люди (например, учитель), но всегда акт мышления начинается с формулировки вопроса, на который надо ответить, задачи, которую необходимо решить, с осознания чего-то неизвестного, что надо понять, уяснить.

Решение мыслительной задачи начинается с тщательного анализа данных, уяснения того, что дано, чем располагает школьник. Эти данные сопоставляют друг с другом и с вопросом, соотносят с прежними знаниями и опытом ученика.

11 стр., 5374 слов

Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения физике

... информации. Учить детей так, чтобы у них развивалось критическое мышление, труднее, чем просто сообщать им отдельные факты и закономерности. Например, для развития умения обосновывать свои выводы и решения, ... задает чаще стереотипные вопросы, направленные на воспроизведение материала урока. На то, чтобы ученики могли высказать свое мнение, не остается времени. В результате, большая часть школьников, ...

Мышление младшего школьника носит конкретно-образный характер. Конкретность мышления проявляется в том, что ту и или иную мыслительную задачу учащиеся могут решить правильно тогда, когда за словами скрываются конкретные предметы или представления.

Учитывая образность мышления, необходимо конкретизировать учебные задачи, применять большое количество наглядных пособий, раскрывать содержание абстрактных понятий. Конкретность мышления проявляется в том, что учащиеся в течение длительного времени не могут сами общие положения иллюстрировать предметами, применять к конкретным фактам.

Для них легче проанализировать конкретные факты и сделать соответствующие выводы, чем привести примеры к общему положению.

По мере обучения мышление младшего школьника становится более менее наглядным и более абстрактным, но в то же время более детальным содержательным.

Особое внимание следует уделить формированию у ученика умения ставить и формулировать проблему. Чтобы научить ребёнка ставить и формулировать проблемы, надо вначале сформировать у него опыт, умение видеть проблемы, затем он должен узнать, что такое проблема, почему важно самому уметь, ставить и формулировать её, как это делать, научиться сознательно формулировать проблемы в завершении.

В начальной школе предмет “Окружающий мир” является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий. Учитывая возрастные особенности младших школьников, учителю, очень важно продумывать задания, вопросы, упражнения к уроку. Большинство сведений, подлежащих изучению на уроках окружающего мира, необходимо вводить индуктивным путём, через наблюдение, сопоставление фотографий, рисунков, выполнение заданий, а также решение на уроках проблемных ситуаций. Индуктивный и проблемный подходы, требующие от детей размышлений и доказательств, способствуют формированию и развитию познавательных универсальных учебных действий.

Таким образом, к окончанию начальной школы обучающийся должен овладеть целым комплексом познавательных УУД – ставить познавательную цель и выбирать средства для ее достижения, осуществлять информацию, проводить ее анализ, синтез, сравнение, осознанно строить речевое высказывание, ставить проблему творческого и поискового характера и решать ее, анализировать собственную учебную деятельность [12].

При формировании познавательных УУД у младших школьников необходимо учитывать особенности мышления детей данного возраста, в первую очередь конкретно-образный характер мышления, который может вызвать трудности в восприятии учебной информации. Поэтому она должна быть как можно более наглядной и образной, при этом сочетающей в себе элементы индуктивного и проблемного подходов.

Как было уже отмечено выше, младшие школьники испытывают трудности в восприятии исторической информации, поэтому изучение исторических тем в курсе «Окружающий мир» также должно проходить с учетом возрастных особенностей обучающихся. Важно создать у учащихся представление, образ исторического факта или события, его причин и содержания, что станет для него опорой при углубленном изучении истории на следующей ступени обучения и будет способствовать формированию познавательного интереса к истории своей страны уже на этапе начального образования.

15 стр., 7431 слов

Работа с информацией на уроках технологии как средство развития ...

... учащихся начальной школы посредством работы с информацией на уроках технологии Достижение цели потребовало решения следующих задач: ... у младших школьников самостоятельности мышления и умения добывать, запоминать и анализировать информацию из окружающей его действительно. ... этом может зависеть от успеваемости конкретного ребёнка. Например, одному ребёнку для решения составной задачи достаточно текста ...

Сущность понятия «критическое мышление» и его особенности

Критическое мышление – это направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью [9, с. 9].

Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса — хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения [13, с. 7].

Изначальным этапом в школе является не те способы, которыми должен овладеть ученик, и даже не знания, а воспитание настоящей индивидуальной личности, которая должна сама уметь сформировать собственное мнение, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения, ставить перед собой конкретные цели и уметь достичь их различными способами.

Здесь нам как раз поможет технология критического мышления, так как благодаря ей ученик способен увидеть сам суть проблемы, и трезво находить пути её решения. У него формируются рефлексивные умения относительно своей же деятельности, а также умения анализа своих действий и выявления в них допущенных ошибок.

Также данная технология формирует такое качество, при котором ученик может отказаться от собственной же теории (высказывания, вывода, решения, предположения, и т.д.) в пользу более верного.

Основные цели технологии:

1) познакомить с базовыми принципами критического мышления;

2) познакомить с некоторыми приёмами и средствами развития критического мышления в вузовской образовательной практике [3, с. 319].

Такой ученик будет использовать различные информационные технологии для достижения своей цели, нахождения и полезной и отсеивания бесполезной для себя информации. Плюс ко всему, в настоящее время человечество оценивает не столько количество и качество знаний, сколько возможность быстро выбрать из них подходящие, путём критического анализа и умением самостоятельно принимать решения.

Развитие интеллекта учеников связано не с использованием памяти и накоплением её объёма, а именно с тем, чтобы ученик учился мыслить самостоятельно, иначе смысл иметь полную голову знаний, но не иметь возможности эти знания использовать?

Исходя из этого, можно смело сказать, что такой ученик сможет успешно адаптироваться к потоку современной жизни, так как он уже, начиная с начальной школы, будет уметь быстро реагировать на изменения информационной среды, находить решения во многих неоднозначных вопросах, исключая неверное и выбирая наиболее верное решение для поставленных целей.

Для того чтобы учащиеся могли свободно и правильно пользоваться собственным критическим мышлением, они должны овладеть определёнными умениями, представленными ниже:

1. Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения.

2. Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает собственной информацией.

3. Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении и не бросит всё на половине пути.

8 стр., 3649 слов

Технология подготовки и проведения классного часа

... знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о ... формы проведения классного часа другой. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной ... и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей ...

4. Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения и в следующий раз уже обойдёт или не допустит повторно эту же ошибку.

5. Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход своих же рассуждений [.

6. Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний [14].

Так как в настоящее время очень быстро изменяется система образования, у учеников должны быть сформированы умения быстро реагировать на данные изменения, адаптироваться к ним и использовать их самостоятельно.

Если ученик обладает данными умениями, в той или иной степени, то он сможет без труда выработать собственное критическое мышления и без труда пользоваться им в нужной для этого ситуации.

Теперь мы перейдем к рассмотрению особенностям критического мышления в младшем школьном возрасте.

Стоит для начала отметить, что младший школьный возраст – это такой особенный возраст для детей, когда многие произвольные психические процессы (а именно: мышление, восприятие, память) становятся регулируемыми. В данный возрастной период осуществляется переход от мышления наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

Жан Жак Пиаже, изучавший детское мышление установил, что мышление ребенка 6-7 лет имеет следующие особенности:

1) не сформированы представления о пространстве основных свойств вещей, т.е не понимают принципа сохранения.

2) не способность учесть сразу несколько признаков предмета и сопоставить их изменения. Дети склонны обращать внимание только на одну, наиболее очевидную для них характеристику объекта, игнорируя остальные. [14].

К концу младшего школьного возраста среди детей можно выделить такие группы:

1) Теоретики – дети, которые легко решают задачи в словесном плане.

2) Практики – дети, которым нужна опора на наглядность.

3) Художники – дети, у которых яркое образное мышление.

Наиболее характерными особенностями развития критического мышления в младшем школьном возрасте являются: оценочная деятельность (как своих, так и чужих действий), предрасположенность к поиску и осваиванию новых идей, рефлексия собственных суждений.

Итоговым моментом является овладение учеников следующими умениями: применение аргументов в спорах или обсуждениях; отличие фактов от предположений; поиск новых путей решения к старым проблемам; отличие обоснованного суждения от спонтанного; видеть ошибки в изучаемом материале и искать пути их решения.

 

Применение технологии развития критического мышления в начальной школе

У технологии критического мышления существует 3 основных стадии развития. Рассмотрим же их функции.

Стадия вызова. На данной стадии вспоминаются и актуализируются уже имеющиеся знаний по теме предмета, определяются цели её рассмотрения. Саму ситуацию вызова учитель может задать правильно заданным проблемным вопросом, который побудит учащихся к работе, введёт их в активную деятельность на уроке.

Функции стадии вызова:

1) Мотивационная (побуждение учеников к работе с новой информацией, её освоению и анализу, а также пробуждение интереса к новой теме).

9 стр., 4249 слов

Профессиональное мышление педагога и пути его развития

... в смещении основного акцента с усвоения объема информации на развитие самостоятельного, критичного и саморефлексивного мышления, на формирование навыков работы с любой информацией и с разнородными проблемами. Все это ...

2) Коммуникационная (обмен мнениями, обсуждение, дискуссия, не влекущая за собой какие-либо конфликты или негативные последствия).

Стадия осмысления содержания.Обычно на данной стадии происходит систематизация новой информации. У учеников появляется возможность задуматься об изучаемом объекте, научиться формулировать вопросы по данной информации.

Функции стадии осмысления содержания:

1) Информационная (получение, рассматривание и анализ новой информации по теме).

2) Систематизационная (классификация полученной информации по определённым категориям знания).

3) Мотивационная (поддержка и сохранения интереса по изучаемой теме).

Стадия рефлексии.На данном этапе происходит самоанализ и самооценка, обычно сопровождающаяся определёнными личными выводами. Кроме того, здесь же происходит обмен мнениями между учениками и на наш взгляд, данная стадия является самой главной, ибо на ней ученики берут анализируют и систематизируют уже полученную информацию.

Функции стадии рефлексии:

1) Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации, обсуждение и анализ её же)

2) Информационная (приобретение новых знаний, выделение в мнениях остальных полезной информации).

3) Мотивационная (побуждения к дальнейшему расширению знаний и поиску новой информации по теме).

4) Оценочная (сопоставление новой информации и собственных имеющихся знаний, выработка собственного мнения по теме, оценка процесса обсуждения и оценка собственных суждений) [8, с. 12].

Как и в любой другой технологии, в технологии критического мышления есть свои преимущества, и есть, разумеется, недостатки. Конечно же, преимуществ обычно оказывается больше, чем недостатков. Но на наш взгляд недостатки имеют более весомую значимость, ибо по ним мы судим эффективность работы и благодаря им же мы можем выполнить нашу работу более правильно, в следующий раз.

К преимуществам мы можем отнести следующие пункты:

-есть возможность повторения, усвоения материала;

-усиливается диалог по поводу смысла текста (у учеников появляется возможность проанализировать текст и изменить его так, чтобы его поняли остальные, если это необходимо);

-появляется большая глубина понимания (способствует ученикам выдавать более глубокие мысли и более тяжёлые высказывания);

-обостряется любознательность, наблюдательность;

-дети становятся более восприимчивыми к опыту других детей: ученики учатся слушать друг друга,;

-в ходе обсуждения появляются несколько трактовок одного и того же содержания (что опять же способствует более глубокому пониманию);

-развивает активное слушание (дети не только монотонно слушают слова учителя, но и участвуют в дискуссиях по тому или иному вопросу);

-исчезает страх перед аудиторией (ученики чаще отвечают у доски и перед классом).

К недостаткам мы можем отнести следующие пункты:

-реализовать полностью урок в данной технологии очень сложно (не все дети могут обладать определёнными навыками коммуникации);

-не все дети способны работать с большим объёмом информации (не все дети могут синхронно работать, кто-то будет отставать);

-технология не всегда эффективна в слабых классах (как в принципе и любая другая развивающая технология);

10 стр., 4589 слов

Современные социальные технологии в работе с сиротами

... социального сиротства в нашей стране, технологии социальной работы с данной категорией, пути решения сложившихся ... пропаганда жестокости и насилия в средствах массовой информации. Институциальные, или институциально-обусловленные факторы включают: ·нарушение функционирования ... стратегии социальной политики. Причём её реализация на стадии формирования рыночной экономики нуждается в качественно новом ...

-непринятие некоторых приёмов детьми (например, творческого характера, а также могут быть большие объёмы информации, с которыми дети просто-напросто не справятся);

-сложность в подборе материала (информации много, поэтому зачастую её бывает просто не выбрать для определённой темы урока);

Благодаря данной технологии ученики будут развивать свои навыки, используя их по максимуму, для достижения поставленной цели, не сомневаясь в своём мнении, однако и оценивая себя тоже трезво.

Из всего этого можно сделать вывод: технология критического мышления, безусловно, эффективна и он имеет место быть в современном мире.

Таким образом, особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Вот несколько приемов развития критического мышления на уроках в начальной школе:

· чтение — суммирование в парах;

· синквейны;

· чтение с остановками;

· прием «Верите ли вы, что…»;

· мозговой штурм;

· таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;

· работа с вопросниками;

· написание творческих работ;

· создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;

· логическая цепочка;

· кластер [5].

Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии очень много. В следующей части нашей курсовой работы мы остановимся на тех, которые можно успешно применять на уроках в начальной школе при изучении исторического материала в курсе «Окружающий мир».

Использование технологии критического мышления для формирования познавательных универсальных учебных действий

Как мы уже выяснили ранее, технология критического мышления может быть применена в школе, но не все дети могут по ней обучаться. Благодаря стадиям, учителя могут более верно подготовить материал для учеников, а те, в свою очередь, лучше усвоят данный материал.

Сейчас мы рассмотрим приёмы, которые применяются на каждой из конкретных стадий: стадии вызова, стадии осмысления содержания и стадии рефлексии.

Приёмы, используемые на стадии вызова:

«Мозговой штурм»

Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполнимости и ожидаемой эффективности. Непригодные отбрасываются, перспективные берутся на вооружение.

«Проблемный вопрос»

Урок начинается с вопроса, записанного на доске. Ответ на него учащиеся получают в ходе урока. Например урок начинается с рассказа о строительстве крепости в болотистой местности, подчеркивается что крепость стрилась по указу императора, а потом задается вопрос: «Что это за город? Почему Петр Первый решил строить крепость именно в этом месте?»

«Перепутанные логические цепочки»

Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, и есть неверные (могут использоваться же изученные исторические даты, события) При этом учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки. Обсуждают свои результаты, уточняют, исправляют.

Приёмы, используемые на стадии осмысления:

«Уголки»

При характеристике уже изученной исторической личности (Иван Грозный, Петр Первый, Павел Первый) класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, другая — об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. В конце урока делается совместный вывод о значимости данной исторической личности в истории России. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

 

«Взаимообучение»

Один из способов работы в парах. Два ученика читают текст учебника, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

«Восстанови текст»

Учащимся предлагается учебный текст, в котором имеются пропуски. А под текстом записаны пропущенные цифры или слова. Учитель предлагает восстановить текст, затем сверить в паре или в группе и сравнить с образцом.

 

Приёмы, используемые на стадии рефлексии:

«Написание творческих работ»

Детям предлагается написать продолжение исторического события или альтернативный вариант его развития. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

«Создание викторины»

Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводится историческая викторина. Иногда каждая группа выбирает лучшего – «знатока», а потом весь класс задаёт «знатокам» вопросы.

«Логическая цепочка»

После текста учащимся предлагается построить события в виде логической последовательности (например Крещение Руси или реформы Петра Первого).

Данный приём помогает ученикам при пересказе текстов [15].

По нашему мнению, как раз благодаря данным приёмам, мы можем правильно построить урок для развития критического мышления у детей. На уроках окружающего мира это особенно полезно, так как здесь мы можем смело экспериментировать и пробовать новые технологии и способы построения учебного процесса.

Конкретно данные приёмы направлены только на общее ознакомление с технологией критического мышления, но уже с их помощью учитель может помочь учащимся стать более самостоятельными, ответственно относиться к учёбе и мыслить критически.

Технология критического мышления представляет собой не сборник отдельных этапов, применяющихся на уроках, а комплексную, целостную систему, формирующую навыки работы с информацией у учеников начальных классов.

Критическое мышление – это особый вид восприятия информации, при котором ученики не просто воспринимают речь учителя, а непосредственно принимают активное участие в учебном процессе, что помогает им быстро соображать, просматривать и анализировать полученную информацию и использовать её таким образом, чтобы получить верный ответ на поставленный ранее вопрос.

 

Заключение

 

Целью нашей работы являлось определение возможности применения технологии критического мышления при изучении исторического материала в курсе окружающего мира как условие развития познавательных УУД младших школьников.

Решая первую задачу, мы выявляли сущность понятия универсальных учебных действий. Мы определили, что универсальные учебные действия необходимы учащимся для быстрого освоения новых знаний и дисциплин, для того, с их помощью у них должно выработаться самое главное умение – это «умение учиться». Ведь главной задачей каждого учителя является научить ребёнка вырабатывать реальный интерес к обучению и самообучению.

Решая нашу вторую задачу, мы выявляли особенности формирования познавательных УУД в младшем школьном возрасте. В этом возрасте происходит переход наглядн6о-образного мышления к словесно-логическому. Таким образом, этот возраст наиболее подходит для формирования УУД, так как у детей идёт сильный упор на активную деятельность основных когнитивных процессов: внимание, память, воображение, восприятие.

Решая третью задачу, мы уточняли понятие «критическое мышление» и выявляли особенности его использования в начальной школе. В процессе формирования критического мышления, у ученика появляются рефлексивные умения относительно своей же деятельности, а также умения анализа своих действий и выявления в них допущенных ошибок. Если ученик обладает данными умениями, то он сможет без труда выработать собственное критическое мышления и без труда пользоваться им в нужной для этого ситуации.

Решая четвёртую задачу, мы охарактеризовывали приёмы использования «технологии критического мышления» на уроках окружающего мира с целью формирования познавательных УУД. МЫ сделали вывод, что использование конкретных приёмов зависит от стадии использования технологии. Если эта стадия вызова, то здесь лучше использовать приёмы «мозговой штурм», «проблемный вопрос». Если стадия осмысления, то «уголки», «взаимообучение». А на стадии рефлексии лучше использовать приёмы «логическая цепочка» и «создание викторины».

Исходя из содержания нашей работы, мы можем подвести итоги и сделать общий вывод следующими словами:

1) Составить и провести урок, применяя технологию критического мышления крайне сложно, но он очень эффективен.

2) Благодаря данной технологии мы можем и обучать основную часть класса и делать так, чтоб отстающие ученики тоже справлялись с нагрузкой.

3) У учеников вырабатываются навыки работы с информационными источниками.

4) Они могут легко и быстро оперировать с информацией, анализируя её, выбирая полезную и исключая бесполезную.

5) Ученики могут участвовать в совместном принятии решений, обсуждении и уметь сотрудничать и работать в группе.

Если учителя будут активно использовать технологию критического мышления на уроках окружающего мира, то они будут обучать своих учеников, используя приёмы, и в итоге учебный процесс будет получаться более разнообразным. Это будет способствовать лучшему усвоению материала. Учитель может давать детям больше самостоятельной работы, таким образом, у учеников будет больше возможностей проявить себя и развить познавательные УУД, что поможет им потом в будущем, когда надо будет принимать серьёзные решения.

Ученики научатся использовать различные информационные источники (учебник, книга, интернет-ресурс) и им будет проще в них ориентироваться, благодаря критическому мышлению. У них сформируются умения, благодаря которым они смогут быстро проанализировать полученную информацию, выбрать из неё главное и быстро подготовить верный и аргументированный ответ.

И самое главное, у учеников, обучающиеся по технологии критического мышления вырабатывается сильная мотивация, благодаря которой они будут идти до конца, пока не достигнут поставленной для себя цели, используя и придумывая для этого всевозможные способы.

Мы не утверждаем, что использование технологии критического мышления при изучении исторических тем на уроках окружающего является уникальным средством, способствующим развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников за несколько занятий, однако их использование целесообразно в комплексе с использованием других средств обучения, а также постоянной связью с самостоятельной работой обучающихся. Только при учете данных условий можно обеспечить формирование познавательных УУД младших школьников.

Мы считаем, что тема нашей курсовой работы имеет теоретическую и практическую значимость, а сделанные нами теоретические выводы будут апробированы в ходе преддипломной практики.

 

Список литературы

1. Андреева А.С. Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98732431

2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2014. – 152 с.

3. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии : учебное пособие / кол. авторов ; под ред. Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2010. – 432 с.

4. Воронина А. А., Фролова Л.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий (УУД) младших школьников при изучении орфографии http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/9245.pdf

5. Гришина В. С.Развитие критического мышления на уроках в начальной школе http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/04/03/razvitie-kriticheskogo-myshleniya-na-urokakh-v-nachalnoy-shkole

6. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. — М.: Академия, 2012. – с. 464.

7. Елисеева Д. С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.).

— Уфа: Лето, 2013. — с. 91-94.

8. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – «Альянс Дельта» совм. с издательством «Речь», 2013 – с. 192.

9. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011 – с. 233.

10. Рубан И. М. Технология критического мышления на уроках английского языка

11. Татарченковая С. С. Технология развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. С. С. Татарченковой – СПб.: КАРО, 2014. – 112с.

12. Фадеева Е. А. Познавательные УУД http://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2014/06/19/poznavatelnye-uud

13. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПБ: Питер, 2000 – 512 с.

14. Шахова М. А. Развитие критического мышления младшего школьника http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/11/22/razvitie-kriticheskogo-myshleniya-mladshego-shkolnika

15. Технология развития критического мышления http://sov.opredelim.com/docs/91000/index-8202.html