I. Организационно-методический раздел 6

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ТиМАФК

«___"________________2008 г.

Зав. кафедрой_______Н.Л. Литош

Утверждаю

проректор по учебной работе

«____"______________2009г.

_______________ Куртев С.Г.

Рабочая учебная программа

По дисциплине ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Специальность:32 102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)»

факультет ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

кафедра Теории и методики адаптивной физической культуры__

курс 4, 5

семестр 8, 9, 10

зачет 8, 9 семестр

контрольная работа 9 семестр

экзамен 10 семестр

Программа составлена:

к.п.н., доцентом

кафедры ТиМАФК

Синельниковой Т.В.

ОМСК — 2008 г.

1.1. Цель курса

Цель курса — дать необходимые для педагогической деятельности знания о влиянии основного дефекта на состояние двигательной и психической сферы детей, средствах и методах коррекции нарушений и различных методиках применения физических упражнений, методиках проведения физкультурно-оздоровительных, развивающих и коррекционных занятий для инвалидов различных нозологических групп.

1.2. Задачи курса

— обеспечить освоение студентами базовых концепций частных методик адаптивной физической культуры;

— сформировать у студентов знания, умения, навыки организации и методики проведения учебных и специальных (коррекционных) занятий по физическому воспитанию с детьми, имеющими нарушения в развитии;

— ознакомить студентов с особенностями двигательных нарушений и методическими особенностями применения физических упражнений для детей различных нозологических групп;

— обеспечить освоение студентами методик проведения занятий со взрослыми инвалидами

1.3. Место курса в профессиональной подготовке специалиста

«Частные методики адаптивной физической культуры» являются одной из основных дисциплин общепрофессионального цикла, интегрирующей знания медико-физиологической, психолого-педагогической и социальной областей и обеспечивающей профессиональную подготовку будущих специалистов по адаптивной физической культуре.

1.4. Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения дисциплины «Частные методики адаптивной физической культуры» студенты должны:

Знать:

— виды адаптивной физической культуры и формы занятий школьников, имеющих различные нарушения в развитии (с нарушениями слуха, зрения, интеллекта и с поражением ОДА);

— различные методики применения физических упражнений для инвалидов различных категорий;

— методику проведения учебных и специальных (коррекционных) занятий по физическому воспитанию с инвалидами различных нозологических групп разного возраста;

Уметь:

— правильно выбирать средства, методы и формы для проведения занятий для инвалидов и лиц с нарушениями в развитии;

— составлять конспекты и проводить физкультурно-оздоровительные и коррекционные занятия для детей с различными нарушениями в развитии.

VI. Распределение часов курса по темам и видам работ

№ п/п

Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудиторные занятия (час)

Само­стоя­тельная работа

В том числе

лекции

семинары

1

2

3

4

5

6

Раздел 1. Базовые концепции частных методик адаптивной физической культуры

32

10

2

20

1

Тема 1. Медико-физиологические и психологические предпосылки построения частных методик АФК

7

2

-

5

2

Тема 2. Двигательная сфера детей с нарушениями в развитии

7

2

-

5

3

Тема 3. Коррекционно-развивающая направленность педагогических воздействий- основа частных методик АФК

6

2

2

2

4

Тема 4. Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии

6

2

-

4

5

Тема 5. Формы организации адаптивной физической культуры с детьми

6

2

-

4

Раздел 2. Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением зрения

42

2

10

30

6

Тема 1. Характеристика детей с нарушением зрения

8

-

2

6

7

Тема 2. Методика адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения

10

2

2

6

8

Тема 3. Методика и организация подвижных игр с детьми с нарушением зрения

8

-

2

6

9

Тема 4. Методика обучения плаванию младших школьников с нарушением зрения

8

-

2

6

10

Тема 5. Коррекция и профилактика нарушений зрения

8

-

2

6

Раздел 3. Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением слуха

40

2

6

32

11

Тема 1. Анатомо-физиологическая характеристика нарушений слуха

12

-

2

10

12

Тема 2. Характеристика детей с нарушением слуха

12

-

2

10

13

Тема 3. Методика занятий физическими упражнениями с детьми, имеющими нарушение слуха

16

2

2

12

Раздел 4. Методика адаптивной физической культуры детей с умственной отсталостью и ЗПР

72

4

10

58

14

Тема 1. Медико-физиологическая и психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью

10

-

2

8

15

Тема 2. Особенности методики АФК с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии

14

2

2

10

16

Тема 3. Коррекция основных нарушений у детей с умственной отсталостью

12

-

2

10

17

Тема 4. Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей с умственной отсталостью

12

-

2

10

18

Тема 5. Дополнительное физкультурно-спортивное образование детей и учащейся молодежи с легкой степенью умственной отсталости

10

-

2

8

19

Тема 6. Методика проведения учебных занятий по физической культуре с детьми, имеющими задержанное психическое развитие

14

2

-

12

Раздел 5. Методика адаптивной физической культуры при детском церебральном параличе

38

2

6

30

20

Тема 1. Понятие о детском церебральном параличе (ДЦП): эпидемиология, классификация, этиология

10

-

2

8

21

Тема 2. Двигательная реабилитация детей с ДЦП

12

-

2

10

22

Тема 3. Адаптивное физическое воспитание детей с ДЦП

10

2

-

8

23

Тема 4. Оценка эффективности занятий физической культурой при ДЦП

6

-

2

4

Раздел 6. Реабилитация детей с поражением спинного мозга

10

-

2

8

24

Тема 1. Характеристика па­тологии

-

2

2

25

Тема 2. Методы двигатель­ной реабилитации

-

-

4

26

Тема 3. Методы тренировки спинальной локомоторной ак­тивности

-

-

2

Раздел 7. Методика адаптивной физической культуры детей при врожденных аномалиях развития и после ампутации конечностей

10

-

2

8

27

Тема 1. Анатомо-функци-ональные особенности опорно-двигательного аппарата детей

4

-

2

2

28

Тема 2. Методика подготовки детей к протезированию конечностей средствами адаптивной физической культуры

2

-

-

2

29

Тема 3. Оптимизация двигательной активности детей с врожденными пороками развития и после ампутации конечностей при использовании подвижных игр, при использовании занятий на тренажерах, при использовании лечебного плавания

4

-

-

4

30

Раздел 8. Особенности просветительской работы с родителями детей-инвалидов

6

-

2

4

31

Тема 1. Роль родителей в воспитании ребенка-инвалида

2

-

-

2

32

Тема 2. Участие семьи в раз витии двигательной активности ребенка-инвалида

4

-

2

2

Итого:

250

20

40

190

II. Содержание курса

2.1. Тематический план аудиторных занятий

№ п/п

Наименование разделов и тем

Краткое содержание тем

Виды занятий и количество часов

Лекции

Практика

Тема 1. Базовые концепции частных методик адаптивной физической культуры

10

2

1.

Тема 1. Медико-физиологические и психологические предпосылки построения частных методик АФК

Типичные нарушения у инвалидов разных нозологических групп. Характеристика детей с умственной отсталостью, полной или частичной потерей зрения, с нарушением слуха, с последствиями детского церебрального паралича, ампутацией конечностей, поражением спинного мозга

2

-

2.

Тема 2. Двигательная сфера детей с нарушениями в развитии

Тяжесть и структура основного дефекта и его влияние на уровень построения движений. Раннее начало двигательной активности. Особенности психического развития

2

-

3.

Тема 3. Коррекционно-развивающая направленность педагогических воздействий- основа частных методик АФК

Коррекционно-развивающие задачи, их направленность. Коррекционно-развивающая направленность педагогической деятельности.

2

2

4.

Тема 4. Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии

Единство диагностики и коррекции. Принципы дифференциации и индивидуализации, компенсаторной направленности, учета возрастных особенностей, адекватности, оптимальности, вариативности и приоритетной роли микросоциума.

2

-

5.

Тема 5. Формы организации адаптивной физической культуры с детьми

Урочная форма занятий, их различная направленность. Комплексные уроки. Неурочные формы проведения занятий. Урочные и неурочные формы проведения занятий в разных видах АФК.

2

-

Тема 2. Методика адаптивной физической кул0ьтуры детей с нарушением зрения

2

10

6.

Тема 1. Характеристика детей с нарушением зрения

Характеристика зрительной функции. Зрительные дисфункции у детей школьного возраста. Особенности психического, физического развития и двигательных нарушений детей с нарушением зрения.

-

2

7.

Тема 2.. Методика адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения

Задачи и средства адаптивного физического воспитания. Коррекционная направленность АФВ. Методы и методические приемы обучения, коррекции и развития. Использование и развитие сохранных анализаторов. Особенности регулирования психофизической нагрузки. Показания и противопоказания к физическим нагрузкам. Особенности общения и регуляции психоэмоционального состояния.

2

2

8.

Тема 3. Методика и организация подвижных игр с детьми с нарушением зрения

Общие требования к игре. Совместное проведение игр со слабовидящими и нормально видящими детьми. Содержание и направленность подвижных игр для детей с нарушением зрения.

-

2

9.

Тема 4. Методика обучения плаванию младших школьников с нарушением зрения

Плавание, как одно из наиболее эффективных коррекционно-оздоровительных средств. Основные задачи в обучении плаванию детей младшего школьного возраста с нарушением зрения. Наполняемость группы и продолжительность занятий. Этапы обучения плаванию.

-

2

10.

Тема 5. Коррекция и профилактика нарушений зрения

Сберегающие технологии по сохранению остаточного зрения. Психологические способы стимуляции зрения. Рекомендации при проведении упражнений для глаз. Навыки для сохранения и улучшения зрения. Упражнения для глаз. Профилактика травматизма.

-

2

Тема 3. Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением слуха

2

6

11.

Тема 1. Анатомо-физиологическая характеристика нарушений слуха

Причины стойких нарушений слуха. Патология слуха. Взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов.

-

2

12.

Тема 2. Характеристика детей с нарушением слуха

Особенности психофизического развития и двигательных способностей глухих детей дошкольного и школьного возрастов.

-

2

13.

Тема 3. Методика занятий физическими упражнениями с детьми, имеющими нарушение слуха

Методика коррекции двигательных нарушений глухих детей дошкольного возраста. Методика проведения учебных занятий по физической культуре. Методика начального обучения плаванию слабослышащих детей младшего школьного возраста. Методика активизации познавательной деятельности глухих детей. Роль компенсаторных механизмов в развитии глухих детей

2

2

Тема 4. Методика адаптивной физической культуры детей с умственной отсталостью и ЗПР

4

10

14.

Тема 1. Медико-физиологическая и психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью

Понятие, причины и формы умственной отсталости. Особенности психического, физического развития и двигательных способностей детей с умственной отсталостью.

-

2

15.

Тема 2. Особенности методики АФК с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии

Основные и специфические задачи. Средства адаптивной физической культуры. Методы и методические приемы, используемые в процессе занятий физическими упражнениями. Методика проведения учебных и дополнительных (коррекционных) занятий по физическому воспитанию в школах 8 вида

2

2

16.

Тема 3. Коррекция основных нарушений у детей с умственной отсталостью

Коррекция ходьбы, бега, прыжков, лазания и перелезания, метания, коррекция и развитие мелкой моторики рук, расслабления, осанки, профилактика и коррекция плоскостопия, коррекция дыхания, профилактика зрения.

-

2

17.

Тема 4. Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей с умственной отсталостью

Воздействие игр на организм ребенка, их ценность для детей с умственной отсталостью. Специфические особенности игровой деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта. Содержание и направленность подвижных игр.

-

2

18.

Тема 5. Дополнительное физкультурно-спортивное образование детей и учащейся молодежи с легкой степенью умственной отсталости

Необходимость дополнительного физкультурно-спортивного образования для детей и учащейся молодежи с нарушением интеллекта. Отделения и группы специализированных детско-юношеских клубов физической подготовки для детей и подростков с нарушением интеллекта.

-

2

19.

Тема 6. Методика проведения учебных занятий по физической культуре с детьми, имеющими задержанное психическое развитие

Структура урока по физической культуре в школе 7 вида. Педагогические требования к уроку. Особенности программы по физической культуре для младших школьников с ЗПР. 4 группы задач, решаемых на уроках. Спортивно-педагогические методы и наглядность, используемые на уроках. Методы обучения двигательным действиям детей с ЗПР.

2

-

Тема 5. Методика адаптивной физической культуры при детском церебральном параличе

2

8

20.

Тема 1. Понятие о детском церебральном параличе (ДЦП): эпидемиология, классификация, этиология

Сопутствующие заболевания и вторичные нарушения. Речевые и психические отклонения. Двигательные нарушения детей с детским церебральным параличом.

-

2

21.

Тема 2. Двигательная реабилитация детей с ДЦП

Лечебная физическая культура для детей с ДЦП, как основное средство двигательной реабилитации. Задачи специальных коррекционных занятий ЛФК для учащихся школ 6 вида. Методика проведения и структура занятий по ЛФК. Регулирование нагрузки на занятии. Педагогический контроль за коррекцией нарушений. Коррекция нарушений в развитии.

-

2

22.

Тема 3. Адаптивное физическое воспитание детей с ДЦП

Три периода физического воспитания детей с церебральной патологией. Адаптивное физическое воспитание в дошкольном и школьном возрасте. Нетрадиционные формы занятий.

2

2

23.

Тема 4. Оценка эффективности занятий физической культурой при ДЦП

Оценка внешних признаков утомления занимающихся, оценка функционального состояния организма детей по физиологической кривой. Врачебно-педагогические наблюдения. Тестирование двигательных умений детей. Значимость в баллах клинических показателей при ДЦП.

-

2

Тема 6. Реабилитация детей с поражением спинного мозга

24.

Тема 1. Характеристика па­тологии

-

2

25.

Тема 2. Методы двигатель­ной реабилитации

-

2

26.

Тема 3. Методы тренировки спинальной локомоторной ак­тивности

III. Вопросы для самоконтроля знаний по разделам и темам, вынесенным для самостоятельного освоения студентами в межсессионный период

  1. Дать определение координационным способностям.

  2. Классификация координационных способностей.
  3. Особенности развития координационных способностей умственно отсталых школьников.
  4. Теоретическое обоснование методики совершенствования координационных способностей умственно отсталых школьников.
  5. Физическая культура в режиме школьного дня слепых и слабовидящих школьников. Гигиеническая гимнастика.
  6. Физическое воспитание и глазотренинг для слепых и слабовидящих школьников.
  7. Игры для слепых и слабовидящих. Роль и место подвижных и спортивных игр в специальных учебно-воспитательных учреждениях для слепых и слабовидящих.
  8. Реабилитация детей с поражением спинного мозга.
  9. Методика адаптивной физической культуры при врожденных аномалиях развития и после ампутации конечностей.
  10. Особенности развития координационных способностей школьников с нарушением слуха.
  11. Теоретическое обоснование методики совершенствования координационных способностей школьников специальных (коррекционных) школ 1−2 видов.
  12. Особенности семейного воспитания детей с ограниченными возможностями.
  13. Роль матери в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии.
  14. Методы и формы работы с родителями.

IV. Темы рефератов, контрольных и курсовых работ

1. Методика обучения инвалидов (одной из нозологических групп) двигательным действиям и формирование двигательных навыков.

2. Особенности методики обучения строевым и порядковым упражнениям, общеразвивающим и коррекционным упражнениям слепых и слабовидящих детей.

3. Особенности методики обучения ходьбе и бегу школьников с глубоким нарушением зрения. Исправление типичных ошибок в беге и ходьбе.

4. Особенности методики обучения прыжкам и метаниям школьников с глубоким нарушением зрения. Исправление типичных ошибок в прыжках и метаниях.

5. Особенности методики обучения лазанию и перелезанию школьников с глубоким нарушением зрения. Преодоление нарушений в физическом развитии.

6. Коррекция двигательных нарушений школьников с нарушением интеллекта.

7. Коррекция двигательных нарушений детей с патологией слуха.

8. Двигательная реабилитация детей с ДЦП.

9. Участие семьи в развитии двигательной активности детей с нарушениями в развитии.

10. Методика обучения плаванию детей с нарушениями в развитии (слуха, зрения, интеллекта)

V. Вопросы к зачетам и экзамену по всему курсу зачёт (8 семестр)

1. Адаптивная физическая культура в системе образовательных (кор-рекционных) учреждений. Задачи и формы адаптивного физического воспита­ния.

2. Структура и содержание государственных программ по физической культуре в системе образовательных (коррекционных) учреждений.

3. Специфика комплектования учебных классов (групп) в коррекци­онных школах I—VIII вв.ида.

4. Профессиональные требования к педагогу, работающему с детьми-инвалидами в сфере адаптивной физической культуры.

5. Особенности реализации принципа дифференциации и индивидуализации в процессе адаптивного физического воспитания.

6. Особенности реализации принципа единства диагностики и коррекционной направленности педагогического процесса в работе с детьми с нару­шениями в развитии.

7. Особенности реализации принципа адекватности, оптимальности и вариативности педагогических воздействий в работе с детьми-инвалидами.

8. Особенности реализации принципов обучения (сознательности, ак­тивности, наглядности, доступности, прочности) в разных нозологических группах школьников.

9. Причины и классификация нарушений зрения.

10. Задачи, содержание, особенности организации и проведения уроков адаптивного физического воспитания в коррекционных школах III—IV вв.ида.

11. Особенности физического развития, физической подготовленности, состояния сохранных функций незрячих и слабовидящих детей.

12. Содержание и особенности формирования знаний в процессе адап­тивного физического воспитания незрячих и слабовидящих детей.

13. Методы и методические приемы обучения двигательным действиям незрячих и слабовидящих школьников.

14. Использование сохранных анализаторов при формировании навы­ков пространственной ориентации детей с нарушениями зрения (остаточное зрение, обоняние, слух, осязание).

15. Особенности развития и коррекции физических качеств (силы, бы­строты, выносливости, скоростно-силовых качеств, гибкости) у детей со зрительной депривацией.

16. Особенности развития и коррекции координационных способно­стей: точности, дифференцировки усилий, времени и пространства, быстроты реакции, равновесия, мелкой моторики, расслабления, симметричности и рит­мичности движений у детей со зрительной депривацией.

17. Подвижные игры для незрячих и слабовидящих детей (направлен­ность, особенности организации и проведения).

18. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (осанки, плоскостопия) у детей с нарушением зрения.

19. Противопоказания к отдельным видам физических упражнений, связанные с нарушением зрения.

20. Обеспечение безопасности на занятиях физическими упражнениями незрячих и слабовидящих детей.

21. Методика организации рекреативных занятий в режиме учебного дня детей с нарушением зрения.

22. Причины и классификация нарушений слуха.

23. Особенности психофизического развития детей с нарушением слуха.

24. Особенности физического развития детей с нарушением слуха.

25. Задачи, содержание, особенности организации и проведения уроков адаптивного физического воспитания в коррекционных школах I—II вв.ида.

26. Методы и методические приемы обучения двигательным действиям глухих и слабослышащих школьников.

27. Содержание и особенности формирования знаний на уроке физиче­ской культуры глухих и слабослышащих школьников.

28. Методы активизации речевой и познавательной деятельности глу­хих и слабослышащих школьников. Специфика использования вербальных и невербальных методов.

29. Особенности развития и коррекции физических качеств (силы, бы­строты, выносливости, скоростно-силовых качеств, гибкости) у детей со слухо­вой депривацией.

30. Коррекция и развитие статического и динамического равновесия у детей с нарушением слуха.

31. Развитие представлений о схеме тела у глухих и слабослышащих дошкольников и младших школьников.

32. Особенности развития внимания у глухих и слабослышащих до­школьников и младших школьников.

33. Особенности коммуникативной деятельности педагога с глухими и слабослышащими детьми на уроке физической культуры.

34. Особенности физического воспитания глухих и слабослышащих де­тей, имеющих сочетанные нарушения (ЗПР, умственная отсталость, ДЦП и др.).

Зачёт (9 семестр)

35. Понятие умственная отсталость, причины, классификация.

36. Особенности психических процессов детей с умственной отстало­стью (представлений, мышления, памяти, внимания, речи, эмоционально-волевой сферы).

37. Особенности физического развития, физической подготовленности, состояния сохранных функций у детей с нарушением интеллекта.

38. Задачи, содержание, особенности организации и методики адаптив­ного физического воспитания в коррекционных школах VII—VIII вв.ида.

39. Содержание и особенности формирования знаний на уроке физиче­ской культуры у школьников с нарушением интеллекта.

40. Методы и методические приемы обучения двигательным действиям школьников с нарушением интеллекта.

41. Методы активизации речевой и познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта на уроке физической культуры.

42. Особенности развития и коррекции физических качеств (силы, бы­строты, выносливости, скоростно-силовых качеств, гибкости) у детей с про­блемами интеллекта.

43. Особенности развития и коррекции координационных способно­стей: точности, дифференцировки усилий, времени и пространства, быстроты реакции, равновесия, мелкой моторики, расслабления, симметричности и рит­мичности движений у детей с проблемами интеллекта.

44. Особенности коммуникативной деятельности педагога на уроке фи­зической культуры умственно отсталых школьников. Регулирование межлич­ностных отношений, преодоление конфликтных ситуаций.

45. Подвижные игры, их направленность и особенности проведения с детьми, имеющими нарушения интеллекта.

46. Особенности занятий физическими упражнениями с детьми, имеющими умеренную и тяжелую степень умственной отсталости.

47. Общая характеристика и классификация основных форм ДЦП.

48. Двигательный статус ребенка при ДЦП.

49. Технические устройства для лечения и обеспечения мобильности детей с ДЦП. Лечебно-нагрузочные костюмы и особенности их применения.

50. Методы восстановительного лечения детей с ДЦП (Бобата, Войта, Бортфельда, Семеновой).

51. Задачи, содержание, особенности организации и методики проведе­ния уроков адаптивного физического воспитания школьников с последствиями ДЦП.

52.Особенности коррекции двигательных нарушений у детей при спастических формах ДЦП.

53.Особенности коррекции двигательных нарушений у детей при атонически-астатических формах ДЦП.

54. Особенности коррекции двигательных нарушений у детей при ги­перкинетических формах ДЦП.

55.Формирование опорных функций рук, ног, вертикальной позы, ходьбы при ДЦП.

56. Коррекция контрактур, подвижности в суставах, мышечной атро­фии при ДЦП.

57. Коррекция дыхательной и сердечно-сосудистой систем у детей с

последствиями ДЦП.

58. Особенности развития и коррекции координационных способно­стей: точности, дифференцировки усилий, времени и пространства, быстроты реакции, равновесия, мелкой моторики, расслабления, симметричности и рит­мичности движений у детей с последствиями ДЦП.

59. Методика лечебного плавания для детей с ДЦП.

60. Иппотерапия как средство двигательной и психической реабилита­ции детей с ДЦП.

61. Особенности использования коррекционных подвижных игр, пе­сочной терапии, фитбол-гимнастики для детей с ДЦП.

экзамен (10 семестр)

62. Определение вертеброгенных миелопатий. Заболевания позвоноч­ника, вызывающие поражение спинного мозга. Факторы, вызывающие миелопатию. Клинические проявления миелопатий (первичные и вторичные наруше­ния).

Двигательные нарушения в зависимости от характера, полноты и уровня поражения СМ.

63. Общая характеристика позвоночно-спинномозговой травмы. Поня­тия механической и неврологической нестабильности позвоночника. Этапы травматической болезни спинного мозга. Лечебная гимнастика на разных эта­пах травматической болезни.

64. Неврологический и адаптационный статус пациента и способы их оценки при вертеброгенных миелопатиях.

65. Средства и методы реабилитационного лечения при вертеброген­ных миелопатиях.

66. Методы развития силы мышц. Развитие силы с помощью блочной системы (по Дикулю, 1992).

Развитие силы и силовой выносливости с помощью биологической обратной связи (БОС).

Гимнастические упражнения силовой направленности.

67. Задачи и методика обучения поддержанию вертикальной позы де­тей с поражением спинного мозга.

68. Методики обучения ходьбе детей с поражением спинного мозга. Тредмил-терапия как средство двигательной реабилитации.

69. Использование методов электростимуляции в реабилитационном лечении пациентов с плегией.

70. Понятие о спинальной локомоторной активности. Способы инициа­ции спинальной локомоторной активности. Тренировка спинальной локомо­торной активности как основа восстановления ходьбы при миелопатиях. Соот­ношение методов активного, пассивного и вызванного воздействия на этапах двигательной реабилитации.

71. Классификация врожденных пороков развития верхних и нижних конечностей.

72. Анатомо-функциональная характеристика опорно-двигательного аппарата детей с ампутационными и врожденными дефектами верхних конеч­ностей.

73. Анатомо-функциональная характеристика опорно-двигательного аппарата детей с ампутационными и врожденными дефектами нижних конеч­ностей.

74. Задачи и особенности методики лечебной гимнастики после ампу­тации конечностей в условиях стационара.

75. Задачи и особенности методики лечебной гимнастики в период под­готовки к протезированию верхних и нижних конечностей.

76. Методика обучения ходьбе на протезах после ампутации бедра и голени, пользования протезами верхних конечностей.

77. Методика лечебной гимнастики в воде после ампутации нижних конечностей.

78. Особенности обучения плаванию после ампутации нижних конеч­ностей.

79. Подвижные игры коррекционной направленности для детей дошко­льного и школьного возраста с врожденными и приобретенными дефектами конечностей.

80. Особенности методики занятий на тренажерах и с отягощениями в условиях стационара и в процессе физической рекреации при врожденных и ампутационных дефектах конечностей.

81. Особенности построения лечебно-восстановительных занятий при ампутации конечностей, динамика физической нагрузки, способы ее регулиро­вания и контроля.

82. Корригирующие и профилактические упражнения, направленные на сохранение вертикальной позы, осанки после ампутации верхних и нижних конечностей.

83. Коррекция координационных способностей: равновесия, точности движений, ориентировки в пространстве, мелкой моторики у детей с врожден­ными и ампутационными дефектами конечностей.

84. Использование спортивных игр (футбол на костылях, волейбол си­дя на полу, баскетбол в колясках и др.) как средства физической и психической социальной адаптации подростков и юношей с дефектами конечностей.

85. Роль родителей в повышении двигательной активности и коррекции двигательных и психических нарушений детей-инвалидов.

86. Формы организации и методика совместных занятий физическими упражнениями родителей и детей-инвалидов.

87. Формы просветительской деятельности с родителями детей-инвалидов.

VII. Формы итогового контроля

Посещаемость лекций и семинарских занятий, проверка конспектов лек­ций, активность на лекциях и семинарских занятий, рефераты, контрольная работа, 2 зачета и итоговый экзамен.

VIII. Учебно-методическое обеспечение курса

1. Рекомендуемая литература (основная)

1. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие/ Под ред. Л.В. Шапковой.- М.: Советский спорт, 2003.-264 с.

2. Физическая реабилитация и спорт инвалидов: нормативные правовые документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации: Учебно-методическое пособие/ Автор-составитель А.В. Царик.- М.: Советский спорт, 2000.-592 с.

2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

3. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. Проф. С.П. Евсеева.-М.: Советский спорт, 2001.- 152 с.

4. Байкина Н.Г., Сермеев Б.В. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих.- М.: Советский спорт, 1991.- 64 с.

5. Сермеев Б.В. Физическое воспитание слабовидящих детей: Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1983.- 96 с.

6. Горская И.Ю., Суянгулова Л.А. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья.- Монография.- Омск: СибГАФК, 2000.- 212 с.

7. Демирчоглян Г. Г., Демирчоглян А.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников.-М.: Советский спорт, 2000.- 160 с.

8. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 176 с.

9. Касаткин Л.Ф. Коррекция недостатков физического развития и ориентировки в пространстве слепых детей.- М.: «Просвещение», 1980.- 112 с.

10. Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих: Учебное пособие.- М.: Советский спорт, 2002.- 136 с.

11. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата/ Под ред. Н.А. Гросс.-М.: Советский спорт, 2000.- 224 с.

12. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: Младенч., ранний и дошкольный возраст.- М.: Просвещение, 1991.- 159 с.

13. Григоренко В.Г., Глоба А.П. и др. Организация спортивно-массовой работы с лицами, имеющими нарушение функций спинного мозга: Методические рекомендации.- М.: Советский спорт, 1991.- 78 с.

14. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. Пособие для студентов сред. Пед. Учеб. Заведений.- М.: Изд. Центр «Академия», 2001.- 192 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector