Характеристика осевого времени

Неважно

Лакан, развивая «теорию бессознательного» Фрейда, стремился найти аналогию между структурами бессознательного и структурами языка (исправляя нарушения языка, мы исцеляем психику больного).

Структурируя бессознательное как язык. Лакан отводил ему главенствующую роль в человеч. психике как «символическому», к-рое безусловно подчиняет себе и «реальное» (область стимулов, воздействий хаотич. внешней среды), и «воображаемое» (область концептов, иллюзорных представлений о внешнем мире), по аналогии с языком, где означающее главенствует над означаемым. Однако гл. задача Лакана — найти через метафорич. и метонимич. структуры языка структуры бессознательного — неразрешима: оказалось невозможным адекватно моделировать психич. процессы, пользуясь только грамматикой и синтаксисом языка.

В сферу исследования Р. Барта попали прежде всего лит. тексты, с к-рыми он проделывал аналитич. операции, сходные с теми, что применял к культурным порядкам традиц. об-в Леви-Стросс (выделение устойчивых элементов текста, обнаружение за стилистич. и лексич. многообразием глубинного «письма» (историко-типол. понятие, сходное с «эпистемой» у Фуко), комбинаторные перекодировки текста).

Барт усматривал в «письме», равно как и в устойчивых элементах др. совр. культурных порядков (журналистики, полит, лексикона, моды, этикета и т.д.), универсальную «социологику», диктующую опр. стереотипную реакцию на окружение, обосновывая возможность построения лингвистич. средствами метаязыка, способного описать всю совр. культурную ситуацию. Сходные мотивы можно проследить в работах Деррида 60-х гг. («грамматология» и «деконструкция» — деструкция-реконструкция текста как универсальные приемы освоения текста), смыкающиеся с отд. положениями филос. герменевтики, а также в прозе и эссеистике Эко, к-рый в лит. практике реализовал принципы конструкции и реконструкции текста, предложенные Бартом и Деррида.

60-е гг. можно считать периодом расцвета С.; во Франции это совпало с подъемом леворадикального молодежного движения и преобладанием радикалистских тенденций в культуре (лит. модернизм, «новая волна» в киноискусстве, кружок «новых философов»).

Это движение горячо приветствовало С. как идеологию радикальной критики современности. Однако в своем развитии уже к концу десятилетия С., несмотря на значит. успехи в работе с конкр. группами культурных текстов, оказался перед проблемой неразрешимости своей гл. задачи — познания объективно-научным путем глубинных структур человеч. психики. В то же время увлечение абстрактным «моделированием структур из текстов» привело С. к дегуманизации, редукции за рамки познания всего субъективно-человеческого, присущим любому культурному порядку идиографич. черт. Это совпало по времени с усилением антисциентистских и постпозитивистских идей в философии науки, кризисом леворадикальных умонастроений во Франции (в связи с событиями лета 1968).

5 стр., 2131 слов

Сознание и бессознательное в структуре психики человека

... свойствах и состояниях. Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З.Фрейд. Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности ... структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции. Существует также бессознательная ...

Все это привело к постепенному кризису С. и превращению его в 70-80-е гг. в постструктурализм, в фокусе внимания к-рого оказалась прежде всего не структура, а контекст, анализ культурных текстов с т.зр. конкр., уникальной ситуации их создания и использования (к постструктурализму пришли и сами представители С. — поздний Барт и основанный им кружок «телькелистов», Деррида).

Кризис С. как направления продемонстрировал опасность экстраполяции конкретно-научного метода на весь спектр антрополог, проблематики в условиях нерешенное™ вопроса об универсальных единицах и критериях анализа. Однако высокая эвристичность применения структурного анализа и методов структурного моделирования к локальным проблемам символич. организации культуры несомненна, как несомненно и огромное влияние, оказанное С. на развитие проблематики, связанной с семантич. и семиотич. аспектами культуры, систематизацией культурных текстов, анализом генетич. процессов в культуре. Именно С. способствовал выделению культурной семантики в самостоят. область наук о культуре, оказал значит, влияние на совр. культурно-антропол. исследования, герменевтику, психоанализ.

 

Вопрос №6 (концепция «осевого времени» К. Ясперс)

В историческом процессе Карл Ясперс выделяет четыре «ключевых среза».

«Первые два — это возникновение языка, изобретение орудий, начало использования огня. С этими моментами истории связано возникновение в III-V тысячелетиях до н. э. цивилизаций Индии, Китая, Египта и Месопотамии. Третья точка — VIII-II века до нашей эры — это «духовное основоположение человечества», которое произошло одновременно в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции. Третий срез представляет собой своеобразную «ось мирового времени», когда возникает современный человек с его представлениями о возможностях и границах, об ответственности, которые существуют и в наши дни.

«Ось мировой истории, если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически, как факт, значимый для всех людей, в том числе и для христиан. Эту ось следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть; где с поразительной плодотворностью шло такое формирование человеческого бытия, которое, независимо от определённого религиозного содержания, могло стать настолько убедительным — если не своей эмпирической неопровержимостью, то во всяком случае, некоей эмпирической основой для Запада, для Азии, для всех людей вообще, — что тем самым для всех народов были бы найдены общие рамки понимания их исторической значимости. Эту ось мировой истории следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет до н. э., к тому духовному процессу, который шёл между 800 и 200 гг. до н. э. Тогда произошёл самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Это время мы вкратце будем называть осевым временем.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Характеристика осевого времени

В это время происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии, мыслили Мо-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и бесчисленное множество других. В Индии возникли Упанишады, жил Будда; в философии — в Индии, как и в Китае, — были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, до материализма, софистики и нигилизма; в Иране Заратустра учил о мире, где идёт борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки — Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя; в Греции — это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда. Всё то, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга.

Новое, возникшее в эту эпоху в трёх упомянутых культурах, сводится к тому, что человек осознаёт бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира.

Всё это происходило посредством рефлексии. Сознание осознавало сознание, мышление делало своим объектом мышление. Началась духовная борьба, в ходе которой каждый пытался убедить другого, сообщая ему свои идеи, обоснования, свой опыт. Испытывались самые противоречивые возможности. Дискуссии, образование различных партий, расщепление духовной сферы, которая и в противоречивости своих частей сохраняла их взаимообусловленность, — всё это породило беспокойство и движение, граничащее с духовным хаосом.

В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей. Во всех направлениях совершался переход к универсальности.

Этот процесс заставил многих пересмотреть, поставить под вопрос, подвергнуть анализу все бессознательно принятые ранее воззрения, обычаи и условия. Всё это вовлечено в водоворот. В той мере, в какой воспринятая в традиции прошлого субстанция была ещё жива и действенна, её явления прояснялись и она тем самым преображалась.

Мифологической эпохе с её спокойной устойчивостью пришел конец. Основные идеи греческих, индийских, китайских философов и Будды, мысли пророков о Боге были далеки от мифа. Началась борьба рациональности и рационально проверенного опыта против мифа (логоса против мифа), затем борьба за трансцендентного Бога, против демонов, которых нет, и вызванная этическим возмущением борьба против ложных образов Бога. Божество неизмеримо возвысилось посредством усиления этической стороны религии. Миф же стал материалом для языка, который теперь уже выражал не его исконное содержание, а нечто совсем иное, превратив его в символ. В ходе этого изменения (по существу, тоже мифотворческого), в момент, когда миф, как таковой, уничтожался, шло преобразование мифов, постижение их на большой глубине. Древний мифический мир медленно отступал, сохраняя, однако, благодаря фактической вере в него народных масс свое значение в качестве некоего фона, и впоследствии мог вновь одерживать победы в обширных сферах сознания.

8 стр., 3606 слов

Глава I. Особенности психологии здоровья, понятие «психологическое ...

... Цель данной работы – рассмотреть психологию здоровья, как показатель психологической культуры человека. Для реализации поставленной цели необходимо выполнить ряд последовательных задач: Изучить ... Глава I. Особенности психологии здоровья, понятия «психологическое здоровье», понимание психологической культуры человека. Понятие «психологическое здоровье». Как уже было сказано выше, понятие “здоровье ...

Все эти изменения в человеческом бытии можно назвать одухотворением: твёрдые изначальные устои жизни начинают колебаться, покой полярностей сменяется беспокойством противоречий и антиномий. Человек уже не замкнут в себе. Он не уверен в том, что знает самого себя, и поэтому открыт для новых безграничных возможностей. Он способен теперь слышать и понимать то, о чём до этого момента никто не спрашивал и что никто не возвещал. Неслыханное становится очевидным. Вместе с ощущением мира и самого себя человек начинает ощущать и бытие, но не полностью: этот вопрос остается.

Впервые появились философы. Человек в качестве отдельного индивидуума отважился на то, чтобы искать опору в самом себе. Отшельники и странствующие мыслители Китая, аскеты Индии, философы Греции и пророки Израиля близки по своей сущности, как бы они ни отличались друг от друга по своей вере, содержанию и внутренней структуре своего учения. Человек может теперь внутренне противопоставить себя всему миру. Он открыл в себе истоки, позволяющие ему возвыситься над миром и над самим собой.

Вопрос №7 (понятие и сущность культуры)

Культура от латинского cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Понятие культура существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории.

Одни авторы рассматривают культуру как «специфический способ деятельности, как специфическую функцию коллективной жизни людей» (Маркарян), другие делают акцент на «развитии самого человека как общественного человека». (Межуев) Весьма распространено духовных ценностей или как определенной идеологии. Наконец, иногда культуру трактуют лишь как искусство и литературу.

В рамках исторических, философских, этнографических, филологических и иных исследований можно обнаружить самые разнообразные представления о культуре. Это объясняется многогранностью данного феномена и широтой использования термина «культура» в конкретных дисциплинах, каждая из которых подходит к этому понятию в соответствии со своими задачами. Однако теоретическая сложность данной проблемы не сводится к многозначн6ости самого понятия «культура». Культура — это многогранная проблема исторического развития.

Понятие культура означает, по своей сути, все то, что создано человеческим трудом, то есть орудия и машины, технические средства и научные открытия, памятники литературы и письменности, религиозные системы, политические теории, правовые и этические нормы. Произведения искусств и т. д.

Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры. Согласно, одного из основоположников русской и американской социологических школ Сорокина: «… Любая организованная группа неизбежно обладает культурой. Более того, ни социальная группа, ни индивид (за исключением просто биологического организма) не могут существовать… без культуры».

9 стр., 4450 слов

Тема 3. Философские проблемы человека и общества

... истории (прогресс, регресс, стагнация). О смысле истории. 6. Культура как социальное измерение общественного бытия человека. Духовная жизнь общества. Глобалистика как наука. Природа глобальных проблем и современные ... предмет и место в культуре. Исторические типы философии.   Коллоквиум 2. Онтология и теория познания   - Коллоквиум 3. Философские проблемы человека и общества     ...

Сущность культуры, ее подлинный смысл достаточно убедительно показывается в новых исследованиях культурологов. Независимо от общего подхода к проблеме культуры практически все исследователи отмечают, что культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом; что культура является специфическим способом бытия человека, имеет свои пространственно-временные границы; раскрывается культура через особенности поведения, сознание и деятельность человека равно как и через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через языковые формы, символы и знаки.

Первоначально в культурологии сложилась основанная на традициях Канта и Гегеля, точка зрения рассматривать культуру, главным образом, как искания человеческого духа, как ту область, которая лежит собственно за пределами природы человека и традициями его социального существования. Культура представлялась как область духовной свободы человека, творческий акт понимался как мистическое откровение, озарение художника, а все разнообразные культурные процессы сводились к духовному производуству и высшим из них считалось творчество в сфере искусства.

Такое понимание до сих пор весьма популярно, и в представлении массового обыденного сознания «культурный человек» это тот, кто разбирается в искусстве, понимает музыку, знает литературу.

Культура всегда внутренне противоречива — вот вывод. Она несет в себе два начала: «сохраняющее» (т.е. буквально «консервативное») и «развивающее» (т.е. буквально же «прогрессивное», «отменяющее» многое из выработанного на предыдущих этапах).

Но тем и сильна и жизнеспособна культура, что обладает способностью отбирать, возвращаться к прежнему опыту или отказываться от него.

Вопрос №8 (элементы и типология культуры)

Сорокин различает три типа культуры: идеациональный, идеалистический и чувственный. При этом второй тип является, скорее, переходным, сочетающим в себе принципы первого и третьего типов.

В основе идеационального типа культуры лежит убеждение в доминировании «сверхчувственной реальности». Земная жизнь человека не имеет самостоятельной ценности и осмысливается лишь посредством соотнесения со сверхчувственной сферой бытия. Примером такого типа культуры является культура средневековой Европы до 12 века.

Чувственный тип культуры базируется на убеждении, что «объективная реальность и ее смысл чувственны». Земное бытие обладает ценностью само по себе. Представления о сверхчувственной реальности теряют свою убедительность. Такой тип культуры господствовал в Европе с 16 по 20 век, причем в 20 веке, по мнению Сорокина, этот тип культуры переживает глубокий кризис. Кризис культуры выражается, в частности, в социальных потрясениях — войнах и революциях, создании диктаторских режимов и т.д.

6 стр., 2939 слов

Роль информации в жизни человека и общества

... историю процессов формирования человеческого сознания, то иногда диву даешься, насколько люди и даже общество человеческое, и целые цивилизованные народы оказываются беззащитными перед потоком такой ... связанные с освещением политических, социальных, экономических событий всегда выверяются по определенному поведению компасной стрелки. Скажем, если было время социалистическое, о котором многие хорошо ...

Идеалистический тип культуры базируется на признании равной значимости сверхчувственного и чувственного аспектов реальности. Этот тип культуры характерен для европейских обществ с 12 по 16 вв., т.е. эпохи позднего средневековья и Возрождения.

Искусство идеациональной культуры посвящено преимущественно религиозным сюжетам. Оно изображает деятельность богов, героев, мифических существ. Функцией искусства является приобщение человека к сфере сакрального, совершенствование его души. Сюжеты, связанные с повседневными заботами человека в идеациональном искусстве почти полностью отсутствуют. Если же они появляются, то чаще всего в связи с религиозной тематикой. Например, многие библейские сюжеты, в изобилии представленные в средневековом европейском искусстве, имеют вполне «земной» характер — сватовство, свадьба, семейные конфликты, обман, предательство и т.д. Но и в Библии, и в средневековом искусстве эти сюжеты обретают смысл, лишь будучи вплетены в священную историю, историю отношений человека с Богом.

Искусство чувственной культуры, напротив, ориентируется на «земные» сюжеты. Радости и печали человеческой жизни, красота природы, величие и трагизм человеческой истории гораздо популярнее, чем религиозные сюжеты. Если же последние и используются в искусстве, то в довольно вольной интерпретации (что невозможно в рамках идеационального искусства).

Главная цель чувственного искусства — доставить удовольствие, развлечь. Хотя на раннем этапе существования этого типа культуры искусство еще сохраняет функцию совершенствования человека, возвышения его над повседневностью. На стадии упадка чувственному искусству присущ интерес к аномальным и патологическим явлениям человеческой жизни. (Это связано с исчерпанностью сюжетов на фоне возрастающей тяги к развлечениям).

Идеалистическое искусство сочетает в себе интерес и к чувственной, и к сверхчувственной реальности. Наглядным примером такого искусства является удивительная живопись итальянского Возрождения, соединяющая религиозную проблематику с восхищением красотой земного бытия и земного человека. Функция идеалистического искусства — доказательство беспредельных возможностей человека (в случае итальянского Возрождения), и средство его совершенствования, духовного роста. Ценность сверхчувственного не подвергается сомнению, но и чувственный мир признается ценным и значимым, достойным восхищения.

В идеациональной культуре источником правовых и этических норм является божественное начало, как бы последнее не трактовалось. Нормы считались установлением либо единого Бога, либо мифологических персонажей, героев и предков, имеющих сакральный статус. Поэтому нарушение норм считается святотатством.

В чувственной культуре этические и правовые нормы обосновываются иначе. Право понимается как сугубо человеческое установление, целью которого является обеспечение удобства человеческого общежития. Несоблюдение правовых норм наказывается, но рассматривается лишь как нарушение порядка, а не святотатство.

В идеалистической культуре право и этика базируются и на идеациональ-ных, и на чувственных ценностях. Делаются попытки связать воедино требования человеческой природы и истины веры. Человек может быть счастлив, лишь следуя некому высшему началу. Примером может служить убеждение представителей некоторых современных христианских организаций (не ортодоксальных христианских конфессий), провозглашающих, что человек может быть удачлив в делах и счастлив в личной жизни, лишь «обратившись к Христу». Таким образом, обращение к сверхчувственному получает утилитарное обоснование (полезность), но, тем не менее, считается все же необходимым.

7 стр., 3309 слов

Актуальность темы исследования. Общение условие и универсальный ...

... ценностями, они составляют духовный фундамент жизни, истории и культуры человеческого общества. Вступление общества в новую информационную эпоху своего ... исследования, затрагивающие проблемы повседневного мира и места человека в культурном пространстве. Это работы ПЯ.Гуревича, С.Н.Иконниковой, ... В этих работах основной акцент делается на нормы служебного этикета, а также на психологию делового ...

Элементы

В многообразии сущностных проявлений культуры как формы или типа развития общества можно выделить общие компоненты, показатели, в которых отражается содержание. К таким основным компонентам культуры обычно относят язык, ценности, верования, нормы.

Язык – это понятийный, знаково-символический элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру.

Определяющим элементом культуры являются ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством общества (группы) убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, и основных средств их достижения. Ценность – это свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям общественного субъекта (человека, группы людей, общества); понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности.

ценностная ориентация – это осознание человеком, общественной группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых. Социальные ценности выступают как совокупность жизненных целей и средств их достижения. Для одних индивидов в качестве жизненной цели может выступать, скажем, обеспечение счастья любимому человеку, а в качестве средства ее достижения – неустанный труд, для других в качестве цели – материальное благополучие, а в качестве средства – любые, в том числе и преступные, действия. Принимаемые личностью социальные ценности называются ценностной ориентацией.

В марксистской традиции под идеологией понимается логическое сознание, выражающее специфические интересы определенного класса, выдаваемые за интересы всего общества.

В социологической интерпретации идеология предстает в виде системы взглядов, идей, выражающих конкретные интересы больших общественных групп: народов, классов, обществ, социальных движений. Она может рассматриваться в качестве средоточия классового социального интереса в отличие от объективного научного отражения социальной реальности. Но вместе с тем идеология, опирающаяся на объективное социальное знание, становится научной.

 

 

Социальные нормы – правила поведения, образцы, стандарты деятельности, выполнение которых ожидается от члена любой социальной группы или общности и поддерживается с помощью санкций.

Так, для рукопожатия мы протягиваем правую руку; в библиотеке громко не разговариваем и не шумим; мужчины дарят цветы женщинам в день 8 марта; отмечаем дни рождения; моем руки перед едой и т.д. Осуществляя эти действия, мы придерживаемся общепринятых норм. Наша культура определяет такое поведение как правильное, т.е. соответствующее социальным нормам.

9 стр., 4337 слов

Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях "человек ...

... их промышленных кондиций). Важнейший компонент природной среды – человеческое общество. Природа – среда жизни и деятельности человека, источник ресурсов его существования, предмет труда, объект преобразования. Поэтому ... гибели культуры. И тут и там может действовать право неразумного сильного, которое создает опаснейшею ситуацию. Говоря о законах природы и особенностях цивилизации наступающего ...

Существующие в обществе нормы можно классифицировать по разным критериям (основаниям), в частности, по сфере их действия (политические, экономические и т.п.) и, что особенно важно, по содержанию (обычаи, нравы, правовые нормы).

Обычаи – это унаследованные стереотипные способы поведения, которые воспроизводятся в определенных общностях или социальных группах и являются привычкой для их членов. В любом обществе насчитываются сотни и тысячи общепринятых образцов поведения. Путем проб и ошибок социальная общность выбирает один или несколько вариантов возможного поведения (например, есть можно сидя или стоя, ложкой и вилкой).

Но она же может повторять, запрещать, осуществлять их в повседневной практике. Такие варианты поведения становятся обычаями. Если обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традицию. Традиция(от лат. traditio – передача) – механизм воспроизводства и передачи другим поколениям определенных культурных норм, ценностей, способов поведения, которые люди принимают в силу их прошлой полезности.

Нравственные нормы (нравы) представляют собой систему взглядов о правильном и неправильном поведении, основанных на принятых в обществе представлениях о добре и зле, о должном или непозволительном.

Формой социально санкционированного упорядоченного символического поведения является ритуал. Ритуал (от лат. ritualis – обрядовый) – это совокупность установленных обычаем действий, включая речевое поведение, которые в символической, упорядоченной форме воспроизводят связь индивидов, социальных групп, общества в целом с наиболее значимыми для них социальными явлениями: ценностями, институтами, историческими событиями, людьми, природными объектами и т.д. (например, погребальный ритуал или ритуал подъема флага на корабле).

Особой формой нравов является табу – абсолютный запрет, накладываемый на какое-нибудь слово, предмет, действие. Табу были широко распространены в традиционных, простых обществах, но и в современных обществах они также существуют (например, на кровосмешение, каннибализм и др.).

Важным элементом культуры, регулирующим поведение людей, являются правовые нормы. Правовая норма – это стандартизированная норма поведения, формально одобренная обществом и выступающая в виде законов, постановлений, распоряжений и других актов, принимаемых юридически уполномоченными государственными органами. Люди подчиняются нравственным нормам автоматически или потому, что считают это правильным. При такой форме подчинения у некоторых людей возникает искушение нарушить нравственные нормы. Таких индивидов можно подчинить существующим нормам путем угрозы узаконенного наказания за их нарушения. Правовые нормы – это формализированные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм, установленных законами, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами (такими, например, как милиция, суд и т.д.).В современном обществе закон становится важнейшим средством регулирования многих видов поведения во всех сферах жизни общества.

8 стр., 3546 слов

Культура, общество, человек

... ее культурной значимости и ценности для человека, его жизни. Поэтому научное понимание культуры требует анализа всех видов и способов человеческой деятельности с позиции развития, совершенствования человека как субъекта этой деятельности. Это понятие ...

Вопрос №9 (культура и цивилизация)

Понятие цивилизация. Становление соотношения цивилизаций и культуры.

Понятие цивилизация – это одно из самых ключевых понятий современной социально-гуманитарной науки. Это понятие очень многогранно и на сегодняшний день осмысление его неполно. В обыденной жизни термин цивилизация употребляется эквивалентом слова культурный и чаще используется как прилагательное (цивилизованная страна, цивилизованный народ).

Научное понимание цивилизации связано со спецификой предмета исследования, то есть напрямую зависит от той области науки, которая раскрывает это понятие: эстетика, философия, история, политология, культурология. В зависимости от специфики исследования в цивилизации видят:

— культурно-исторический тип (Данилевский, Тойнби),

— смену культурной парадигмы, проявляющуюся через форму и стиль (Шпенглер),

— взаимозависимость ментальности и хозяйственного уклада (Вебер),

— логику эстетического развития (Бродель).

Наш соотечественник Лев Мечников полагал, что основной причиной зарождения и развития цивилизации являются реки, которые в любой стране являются совокупностью всех физико-географических условий: климата, почвы, рельефа и т.д., которые в конечном итоге определяют состояние частной и общественной жизни. В современных направлениях науки все больше отходят от понятия цивилизации как способа производства и современный подход предполагает понимание под цивилизацией качественного этапа в истории общества, в котором существуют разные слои культуры, различающиеся по социальному или историческому происхождению и в конечном итоге комбинации взаимовлияния, слияния этих структур ведут к синтезу и становлению цивилизации.

Этапы становления соотношения между цивилизацией и культурой:

1. Первобытнообщинное общество – средние века. Культура и цивилизация не разведены, культура рассматривается как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения.

2. Возрождение. Культура впервые связалась с индивидуально-личностным творчеством человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества, но несовпадений еще не возникло.

3. Просвещение – новое время. Культура – индивидуально-личностная, одновременно общественно-гражданское устройство обществаÞ понятия наложились друг на друга. Европейские просветители использовали термин «цивилизация» для обозначения гражданского общества, в котором царит свобода, равенство, образование, просвещение, то есть цивилизация использовалась для обозначения культурного качества обществаÞ понимание Морганом и Энгельсом цивилизации, как стадии развития общества вслед за дикостью и варварством, то есть начало расхождения понятий.

4. Новейшее время. Культура и цивилизация разведены, не случайно уже в концепции Шпенглера культура и цивилизация выступают как антиподы.

1. Место и роль культуры в цивилизации. Немаловажную роль в модернизации общества играет культура. Культура, как технология, во многом определила возможности человека в освоении мира на данном этапе цивилизации. Роль культуры в цивилизации определяется тем, что с одной стороны она обеспечивает специфическое своеобразие, что присуще определенному социуму, а с другой стороны обеспечивает в рамках и вместе с цивилизацией целостность мировой истории. Этот процесс обеспечивается идеологом культуры, их взаимовлиянием и т.д. Культура, которая породила техногенную цивилизацию и соотношение «Техника – человек» сама оказалась в состоянии глубокого кризиса, поставив перед человечеством две важнейшие проблемы: границы между человеком и машиной, проблема искусственного и естественного интеллекта; образ жизни человека в техномире. Первая проблема требует ответа на три вопроса:

1. Каковы природа искусственного интеллекта и степень его тождественности с естественным интеллектом человека. Много мнений, начиная от полной аналогии до признания существенного различия между программируемыми способностями мозга и непрограммируемой иррациональной сферой. Культурологическая проблема в этом вопросе заключается в сохранении человеком свободы, индивидуальности и уникальности, и рассмотрение компьютера, как абсолютной модели человека расценивается культурологами как угроза человеческому существованию.

2. Природа и суть творчества. Может ли творчество имитироваться компьютером? Специалисты предполагают, что имитация компьютером рациональных способностей человека – это дело времени.

3. Мозг и машина. Мозг человека основан на конструировании образов, мозг машины – на распознавании образов. Если машина характеризует объект «да» или «нет», «либо-либо» или по принципу «если, то», то человек может выразить и характеризовать объект по принципу и «да», и «нет», и «то», и «другое», таким образом вопрос о творчестве природы культуры и о технике, как результате творения человека, ставит другой вопрос: о потенциале техники, который призван лишь усилить творческие возможности самого человека.

Вторая важная проблема «Техника – человек» — это проблема образа жизни человека, это проблема места и роли человека в созданном им техномире. Благодаря технике человек приобрел определенную свободу, независимость от природы, но на место жестокой зависимости от окружающего мира незаметно для себя человек поставил еще более жесткую зависимость от техники. Мы вынуждены сегодня приспосабливаться с функционированием технических устройств, с экологическими последствиями, сегодня техника заменяет рабочую силу, отсюда безработица, за жилищный комфорт мы расплачиваемся нашей разобщенностью, наша личная мобильность за счет транспорта покупается ценой шумовой нагрузки, загубленной природы, развитие медицины, которая существенно увеличила продолжительность жизни, поставило нас перед проблемой демографических вопросов. Сегодня наука, которая сделала возможность вмешательства в наследственную природу человека, создает угрозу человеческой индивидуальности. Техника, компьютеры, прагматически ориентируя наш рассудок, приводят в конечном итоге к утрате образного мышления, результат всего – это духовный дискомфорт, деградация духовных ценностей человека, утрата идеологичности между людьми, раннее психологическое старение, проблема одиночества. Сегодня очевидно, что техногенная цивилизация испытывает жесточайший кризис и на этом пути у общества просто нет перспектив.

1. Перспективы взаимоотношений культуры и цив-ии. Тенденции их развития в XXI веке.

Исходя из оптимистических построений выхода человечества из кризиса техногенной цивилизации можно выделить несколько приоритетных направлений:

1. Изменение приоритетов в шкале культурных ценностей – формирование экологической культуры («экология культуры» — Лихачев);

2. Преодоление техногенности, то есть измерение техники не с точки зрения ценности для человечества;

3. Изменение логики инженерного мышления, система «Техника – человек» должна смениться системой «Техника – человек – окружающая среда», где все элементы этой системы равноправны и где нельзя не насильственно экспериментировать с человеком, не манипулировать с техникой, не бесконечно взирать на изменение среды;

4. Смена типа мышления, техногенный тип мышления должен смениться гуманистическим, в котором будут органично сочетаться чувства и разум, логика и здравый смысл, вера и наука.

Для формирования людей с гуманистическим потенциалом огромную роль играет профессиональное образование, но это не достаточно, чтобы преодолеть технократизм. Мерилом гуманитарного мышления может служить интеллигентность. Чаще интеллигенцию понимают как социальную группу людей, занимающуюся умственным трудом и обладающих необходимым для этого образованием. Только в русской традиции это не столько социальная функция, сколько качество. А.Ф. Лосев утверждал, что интеллигентности нельзя научиться, это просто та культурная атмосфера, которой люди дышат, это не столько уровень интеллекта, образованности, сколько уровень деликатности, способности в любых, как значимых так и повседневных обстоятельствах, сохранять достоинство, благородство, объективность, способность уметь, услышать и принять другую точку зрения, способность мирно разрешать противоречия.

Вопрос №10 (материальная культура и её виды)

Материальная культура — окружающая человека среда. Материальная культура создана всеми видами труда человека. Она создает уровень жизни общества, характер его материальных запросов и возможности их удовлетворения.

 

Материальная культура общества распадается на восемь категорий:

1) породы животных;

2) сорта растений;

3) культура почв;

4) здания и сооружения;

5) инструменты и оборудование;

6) пути сообщения и средства транспорта;

7) связь и средства связи;

8) технологии.

1. Породы животных составляют особую категорию материальной культуры, потому что в состав этой категории входит не поголовье животных данной породы, а именно носители породы. К этой категории материальной культуры относится не только животные хозяйственного использования, но и декоративные породы собак, голубей и т.п. Процесс переведения диких животных в домашних путем направленного отбора и скрещивания сопровождается изменением их внешнего вида, генофонда и поведения.

2. Сорта растений выводятся путем селекции и направленного воспитания. Число сортов постоянно возрастает в каждом виде растений. В отличии от пород животных, растения могут хранится в семенах, в которых скрыты все качества взрослого растения. Хранение семян позволяет собирать коллекции семян и сохранять их, систематизировать, классифицировать, т.е. вести все виды деятельности, свойственные культурной работе.

3. Культура почв — наиболее сложный и уязвимый компонент материальной культуры. Благодаря культивированию слой почвы увеличивается в объеме, жизнь в нем активизируется (благодаря сочетанию сапрофитных живых существ), плодородие возрастает. Почва, находясь на одном и том же месте благодаря деятельности человека, улучшается. В этом состоит культура почвы.

4. Здания и сооружения — наиболее наглядные элементы материальной культуры (немецкий глагол «bauen» означает «строить» и «возделывать почву», а равно «заниматься любой культурообразующей деятельностью», он хорошо выражает смысл сочетания основных форм материально-культурного освоения местности).

Зданиями называются места обитания людей со всем разнообразием их занятий и быта, а сооружениями — результаты строительства, изменяющие условия хозяйственной деятельности. Культура зданий и сооружений, также как и почвы, представляет собой недвижимость, которая не должна быть разрушена в ее функциональных качествах. Это значит, что культура зданий и сооружений состоит в поддержании и постоянном совершенствовании их полезных функций.

5. Инструменты, приспособления и оборудование — категория материальной культуры, обеспечивающая все виды физического и умственного труда. Они представляют собой движимое имущество и различаются в зависимости от того, какой род деятельности они обслуживают. Наиболее полным перечнем разнообразных инструментов, приспособлений и оборудования являются торговые номенклатуры.

6. Пути сообщения и средства транспорта составляют единый комплекс, в котором совмещены признаки недвижимости, как у зданий и сооружений, и признаки движимости, как у инструментов и приспособлений.

Недвижимость представлена:

а) направлением транспортных путей (которые никогда не меняются);

б) сооружением самих путей, их основного (насыпи, выемки, мосты, тоннели) и верхнего строения (бетон, мощенные камнем рельсы, шпалы, стрелочные переводы, и т.п.)

в) зданиями и сооружениями, необходимыми для функционирования транспорта.

Движимость представлена всеми видами колесного и неколесного гужевого транспорта, локомотивами и другим подвижным составом железнодорожного транспорта, самолетами и вертолетами воздушного транспорта, судами водного транспорта.

Движимое и недвижимое имущество транспорта различаются средой, в которой средства транспорта перемещаются и перемещают людей и грузы.

7. Связь и средства связи — область материальной культуры, включающая почту, телеграф, радио и телевизионную связь, телефонные и спутниковые радиотелефонные системы.

 

8. Технологии — трудовое искусство во всех областях деятельности. Культура в технологиях выражается во всех видах материальной культуры и хранится сообразно их материальной природе, т.е. как их функциональная не-

прерывность, как коллекция, как сеть культуры, как организация. Но главным признаком технологической культуры является образование. Образование основано на человеческом представительстве. Поэтому признаком культуры являютсянаучно-педагогические школы.

Виды материальной культуры соотносятся друг с другом по следующим признакам:

1. способность к самостоятельному перемещению;

2. способность сохраняться;

3. недвижимость;

4. природный живой субстат факторов культуры;

5. техногенный субстат факторов культуры;

6. потребность в социальных институтах для создания и существования данного вида культуры.

 

Вопрос №11 (духовная культура и её сущность)

Духовная культура — это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.

Понятие «духовной культуры» восходит к историко-философским идеям немецкого философа, лингвиста и государственного деятеля Вильгельма фон Гумбольдта. Согласно выработанной им теории исторического познания, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая проявляет себя через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов. Плоды этого сотворчества составляют духовную культуру человечества.

Духовная культура возникает благодаря тому, что человек не ограничивает себя лишь чувственно-внешним опытом и не отводит ему преимущественного значения, а признает основным и руководящим духовный опыт, из которого он живет, любит, верит и оценивает все вещи. Этим внутренним духовным опытом человек определяет смысл и высшую цель внешнего, чувственного опыта.

Духовная культура — сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности.

Сущность культуры.

Культура исторически сформировалась, в конечном счете, как способ духовного освоения действительности, как духовное производство. Культура характеризуется, прежде всего, способностью продуцировать, сохранять и транслировать духовные ценности различных форм и типов. Главная функция культуры — сохранять и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение и обогащать его, Для выполнения этих задач возникли различные формы и способы духовной деятельности, которые постепенно приобрели самостоятельный статус и в современной культуре существуют уже как институты культуры.

Культура превратилась в сложное по деятельности, многообразное по формам духовное образование. Сюда входят, как отмечалось выше, нравственность, религия, искусство, наука, философия и идеология, политика, миф, мировоззрение и т.д. Сложное взаимодействие этих систем артефактов образует целостную ткань культуры. Развитие процессов общественного разделения труда привело к тому, что эти формы духовной деятельности все глубже дифференцировались и специализировались. В развитой культуре они превращаются в относительно самостоятельные сферы деятельности и, наконец, обретают статус самостоятельных институтов культуры.

Каждый из таких институтов обладает специфической системой методов, особым типом ценностей и особыми культурогенными функциями. Понятно, что художественные ценности и художественная деятельность существенно отличается, например, от научной деятельности, хотя они лишь различающие способы духовного освоения мира, способы производства различных духовных ценностей.

 

Вопрос №12 (религия и культура)

КУЛЬТУРА в широком значении этого понятия может быть определена как динамичная система достижений человечества в познании, освоении и преобразовании мира.

Она включает навыки и способы социальной организации в самых различных областях человеческой практики — от материального производства до утонченных образов искусства, философских и теологических концепций, соответствующие знаковые системы, умение пользоваться ими и их совершенствовать.

РЕЛИГИЯ является особым типом духовно-практической деятельности, в ходе которой познание и практическое освоение мира осуществляются способом, основанным на представлении о решающем влиянии потусторонних сил (связей и отношений) на повседневную жизнь людей.

Ряд достижений человека в освоении мира первоначально закреплялся в рамках РЕЛИГИИ; нравственно-религиозные заповеди, духовные знания, передача от поколения к поколению в религиозно-мифологической (сакральной) форме опыта рода и племени, система табу, регулировавших повседневные отношения людей архаического общества.

Некоторые виды и жанры архитектуры и искусства в прошлом были тесно связаны с РЕЛИГИЕЙ; эта связь сохраняется и в настоящее время (Искусство религиозное).

В рамках религиозного миропонимания складывались и развивались философские концепции Древнего Востока, сохраняющие влияние до настоящего времени.

Всё это дает основание отнести процессы религиозного характера к сфере КУЛЬТУРЫ.

В тех случаях, когда религиозно-церковная регламентация КУЛЬТУРЫ господствовала в обществе, знания и способы организации людей, противоречившие ей, ограничивались церковно-религиозными авторитетами.

РЕЛИГИЯ оказывала сопротивление многим направлениям познания, особенно материалистической философии и научным школам, способствовавшим формированию и обоснованию атеистических идей.

Появление неортодоксальных религиозных учений также встречало сопротивление религиозных традиционалистов и формирование и распространение новой мировоззренческой парадигмы.

Сопротивление католической церкви Реформации в Европе (Контрреформация), негативное отношение христианских богословов и церковных деятелей различных конфессий к «неохристианским» и эзотерическим учениям конца XIX — начала XX в. иллюстрируют охранительный консерватизм религиозного сознания.

Фундаменталистские убеждения, особенно в странах Востока, вносят своеобразие в процессы модернизации обществ, в которых сохранилось традиционное влияние религии.

Согласно православной концепции КУЛЬТУРЫ (в частности, у П. А. Флоренского), РЕЛИГИЯ составляет сущность КУЛЬТУРЫ, ее ядро и выступает вдохновителем, хранителем и интерпретатором духовных ценностей, данных человечеству свыше.

 

Вопрос №13 (Эстетическая культура и её сущность)

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

способность и умение прочувствовать свою связанность с миром, содержательно пережить и человечески ценностно выразить полноту и многообразие этих отношений. При этом специфику эстетич. отношения составляют прежде всего два момента, касающиеся как своеобразия содержания этих отношений, характера их развертывания, так и механизма их осуществления, определяющего саму их специфичность. Это, во-первых, целостность, комплексность, всеохватывающий характер данного отношения, к-рое не может быть реализовано в частичной форме — например, только рационально, или только чувственно. И, во вторых, это отношение, где принципиальное и конституирующее значение имеет качество не только той стороны, что традиционно именуется объектом отношения, но и стороны субъективной.

Эстетическая культура – органическая составная часть культуры в целом

Это не только совокупность соответствующих ценностей как результатов прошлой созидательной деятельности, но прежде всего одновременно и процесс созидания, усвоения и распространения эстетических ценностей, процесс эстетического и художественного развития людей.

Существует определенная диалектика взаимодействия между эстетической культурой общества, эстетической культурой какой-либо общности и эстетической культурой личности. Хотя эти понятия являются однопорядковыми, тем не менее они не тождественны по своему содержанию и объему.

Эстетическая культура общества – это тот фактически – существующий уровень его эстетического развития, который определяется в конечном счете всей совокупностью общественных потребностей и возможностей, накопленным историческим опытом и традициями.

Эстетическая культура личности в таком контексте предстает как мера освоения человеком эстетических ценностей и мера его деятельности (включая различные ее способы и формы), направленной на создание таких ценностей в различных областях общественной практики. Личность может существенно опережать общий эстетический уровень, но может и существенно отставать от него. В этом плане процесс эстетического воспитания в широком смысле сводится к тому, что личность усваивает (или должна усваивать), но крайней мере, общественно необходимый, определяемый общественными потребностями и возможностями уровень эстетической культуры. Именно в силу своих связей с обществом личность становится субъектом и объектом культурной деятельности. Под эстетически развитой личностью в таком случае понимается личность, достигшая достаточно высокого для данного исторического периода уровня эстетической культуры.

Нравственная культура — одна из древнейших видовых культур. Своим отношением к добру, гуманизму, социальной справедливости, миролюбию она тесно взаимосвязана с эстетической культурой.

Эстетическая культура— состояние сознания и направленность мировоззрения, всего духовного мира людей, отражающие художественную культуру общества с помощью категорий прекрасного, возвышенного, трагического, комического и других.

Художественная культура, которая отражается и воспроизводится в эстетической культуре, это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессионального искусства. Она включает функционирование специализированного художественного творчества — искусства; народно-художественную культуру; массовую культуру — профессиональное и коммерциализированное художественное творчество для больших масс людей и потребление его продукта на основе спроса-предложения; элитарную художественную культуру; художественные субкультуры регионов, профессиональных объединений, молодежи и т.п.; художественно-эстетические стороны экономической, политической, правовой и других видов деятельности.

 

Вопрос №14 ( проблемы развития культуры. Культурная модернизация ) (не уверен…)

 

С развитием транспорта, ростом производительности и возникновением торговых связей частота контактов между представителями различных культур возрастала. Для совместного ведения дел им необходимо было выработать общие нормы поведения, так сказать «навести мосты» между двумя культурами. Так постепенно появились и общие черты, впоследствии свойственные всем или большинству культур – культурные универсалии.

Социологи выделяют более 60 культурных универсалий. К ним относятся спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, обычай дарить подарки, шутки, религиозные обряды, деловой и повседневный этикет и др. Культурные универсалии формируются на основе биологических факторов (наличие двух полов, беспомощность младенцев, возрастные различия, потребность в пище…).

Однако многие универсалии складываются в результате глобального единого общемирового процесса глобализации культуры, процесса формирования единой общечеловеческой культуры.

Распространение единых культурных образцов на различные культуры происходит в результате обмена социальным опытом между представителями различных культур. Некоторые ценности и традиции перенимаются различными народами друг у друга. Однако принятие инноваций (нововведений) традиционной культурой того или иного народа происходит по определенным закономерностям.

Чаще всего агентами нововведений являются представители высших слоев общества. Это связано с тем, что элита как наиболее обеспеченный слой населения, имеет больше возможностей путешествовать, знакомиться с другими культурами. Механизмами распространения новых культурных стандартов являются мода и престиж. Элитные слои общества перенимают новые, «экзотические» нормы и ценности. Другие слои населения, в своем стремлении повысить свой социальный статус, приблизиться по образу жизни и манере поведения к «высшему свету», начинают подражать элите, перенимать принятые в высшем обществе стереотипы поведения, нормы и ценности. При этом чем традиционней общество, тем труднее приживаются на ее почве культурные образцы других культур. Нередко распространение нового в культуре сопровождается сильным сопротивлением большинства членов общества. Чаще всего это происходит потому, что инновации не приспособлены к условиям и образу жизни народа, а следовательно не могут должным образом удовлетворить потребности людей (не нужны в быту, не вписываются в существующую систему ценностей и т.д.).

Однако, с течением времени новизна и необычность уходит, новое становится привычным, и нововведения становятся неотъемлемой частью культуры.

КУЛЬТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ — 1) процесс развития культуры, соответствующий современным требованиям; 2) концепция, согласно которой фиксируются пути и способы совершенствования “опаздывающих” культур, вхождения их в мировое сообщество. Идея К. м. основана на представлении о фундаментальном членении культур на традиционные (сельскохозяйственные) и современные {индустриальные).

Первые стабильны, мало изменчивы, ориентированы на повтор, традицию; вторые — динамичны, характеризуются высокой социокультурной мобильностью, “гонкой за новизной” во всех сферах жизни. Выделяются два вида К. м.: органическая и неорганическая. Органическая К. м. осуществляется “естественным” образом, в ходе исторической эволюции страны (например, Англии).

Здесь процесс К. м. начинается с культуры, с изменения системы ценностей, образа жизни, идеалов, а затем происходят “подвижки” в сфере экономики. Неорганическая К. м. представляет собой навязывание (собственным правительством или метрополией) идей, образа жизни, ценностей, чуждых данной культуре. В результате происходит разрушение традиционных систем ценностей, этических норм, социальных институтов.

Модернизация культуры

1) резкое обновление («осмысливание») культуры в духе определенных ценностей, ее реакцию на какие-то требования времени и общества

2) работа по преодолению ее «запаздывания» от культур признаваемых за развитые.

 

Вопрос №15 (функции культуры)

Сложная структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека. Коротко охарактеризуем основные.

1. Главная функция — человекотворческая, или гуманистическая функция. Цицерон говорил о ней — «cultura animi» — возделывание, взращивание духа. Сегодня эта функция «возделывания» духа человека приобрела не только важнейшее, но и во многом символическое значение. Бердяев считал, что судьбу нашего Отечества должны решать люди с обновленным духом, иной волей к «преображению жизни».

Все остальные функции так или иначе связаны с этой и даже вытекают из нее.

2. Функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее называют функцией исторической преемственности или информационной. Культура представляет собой сложную знаковую систему. Она выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Ведь кроме культуры общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатства опыта, который и накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Однако культура — это не некий «склад», «хранилище» запасов социального опыта, а средство объективной оценки, жесткого отбора и активной передачи лучших «образцов», имеющих действительно непреходящее значение. Отсюда всякое нарушение данной функции чревато для общества серьезными, подчас катастрофическими последствиями. Разрыв в культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен «манкуртизма») со всеми вытекающими отсюда последствиями.

3. Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана с первой (человекотворческая) и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура концентрирует в себе лучший социальный опыт множества поколений людей. Она (имманентно) приобретает способность накапливать богатейшие знании о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, ч то общество интеллектуально настолько, насколько используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества.

4. Регулятивная (нормативна) функция связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами как мораль и право.

5. Семиотическая или знаковая (греч semenion — знак) функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра (музыка Шнитке, супрематизм Малевича, сюрреализм Дали, театр Витыка).

Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

6. Ценностная, или аксиологическая (греч. axia — ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.