Готовность ребёнка к школьному обучению

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Готовность ребёнка к школьному обучению» по учебной дисциплине: «Психология».

Министерство образования и науки Российской Федерации

Частное учреждение образовательная организация высшего образования

«Омская гуманитарная академия»

Кафедра «Педагогики, психологии и социальной работы»

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Готовность ребёнка к школьному обучению»

по учебной дисциплине: «Психология»

Выполнил(а):

Омск, 2017 года

Содержание

Введение

1. Проблемы, Необходимость и теоретические основы психологической готовности ребенка к обучению в школе

1.1 Понятие психологической готовности к школе и её необходимость.

1.2 Теоретические аспекты диагностики.

1.3 Существующие методики диагностики психологической готовности ребёнка к школьному обучению.

1.4 Ориентировка в окружающем мире, запас знаний, отношение к школе.

1.5 Умственное и речевое развитие. Развитие движений.

2. Экспериментальная работа по диагностике и коррекции психологической готовности дошкольников к обучению в школе.

2.1 Диагностика психического развития дошкольников, готовности их к школе

2.2 Формирующий эксперимент

2.3 Контрольный эксперимент

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства — психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И. Ю. Кулашна выделяет два аспекта психологической готовности — личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л. И. Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребёнка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости — он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции». Этими фактами обусловлена актуальность темы нашего исследования.

16 стр., 7512 слов

Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста через ознакомление с жизнь

... интерес к проблеме перехода ребенка-дошкольника из детского сада в школу и тесно связанному с этим понятию готовности к школьному обучению. Готовность- это совокупность морфофизиологических ... ЗПР. Глава 1. Психолого-педагогическое исследование проблемы формирования мотивационной готовности у детей с задержкой психологического развития старшего дошкольного возраста 1.1   Проблема ...

Подготовка детей к школе — задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе — только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:

— исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе;

— исследование новообразований и изменений в психике ребенка;

— исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования;

— изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.

Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И.Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости — он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции» (Д.Б.Эльконин)

25 стр., 12451 слов

Психологические особенности обучения детей с легкой степенью олигофрении

... . - ISBN: 5-94723-808-2. 23. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова // Дошкольное воспитание. - 1991. - №7. - 81 ... . Эмпирические методы (опрос, эксперимент). 4. Методы статистической обработки результатов исследования. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить ...

Тема курсовой работы – «Готовность ребёнка к школьному обучению».

Гипотеза исследования: если своевременно использовать диагностику и коррекцию психологической готовности ребенка к обучению в школе, это способствует развитию психологических умений и навыков, необходимых для обучения в школе, и в дальнейшем значительно повысит вероятность высокой успеваемости ребенка и значительно повысит их уровень адаптации к школе и способность обучаться. У большинства детей старшего дошкольного возраста психологическая готовность к обучению в школе уже сформировалась, более того, формирование ее начинается в среднем дошкольном возрасте и при диагностике 4-хлетних детей у многих из них можно заметить предпосылки к формированию психологической готовности к школе.

Цель – Проведение диагностики и коррекции психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Задачи исследования:

1. Обусловить необходимость диагностики психологической готовности ребёнка к школьному обучению.

2. Теоретически исследовать проблемы психологической готовности дошкольников к обучению в школе.

3. Проанализировать и отобрать существующие методики, необходимые для диагностики и коррекции психологической готовности дошкольников к школе.

4. Провести опытно-экспериментальную работу по изучению психологической готовности дошкольников к обучению.

Предмет исследования – психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Объект исследования – дошкольники.

В работе использованы методы анализа теоретической, методической, практической литературы по данной проблеме, метод статистических данных при оценке результатов проведенных экспериментов.

21 стр., 10322 слов

Психологические особенности обучения детей с легкой степенью олигофрении 2

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему Психологические особенности обучения детей легкой степени олигофрении (Проблемы психологии обучения и воспитания детей-олигофренов) Содержание Введение Глава I. Научно-психологические аспекты проблемы мышления и умственной отсталости ребенка 1.1 Психологические подходы к определению понятия и сущности мышления 1.2 Характеристика основных видов мышления 1.3 ...

База исследования: дошкольники 6-7лет ; количество участников 24 из них: 10 мальчиков, 14 девочек, отбор произвольный. Исследование проводилось на базе МБДОУ дет. сада№ 28 «Рябинка» с. Чехов ,Сахалинской области.

Методологической основой исследования послужили публикации ведущих психологов, занимающихся проблемами психологии старших дошкольников. Теоретической основой исследования были учебники и учебные пособия по психологии детей старшего дошкольного возраста. Нормативную базу исследования составило действующее законодательство Российской Федерации, в частности, Федеральный закон РФ «Об образовании».

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы.

Первая часть – теоретическая.

В первом параграфе проведено обоснование необходимости диагностики психологической готовности детей к обучению в школе.

Во втором параграфе дано определение психологической готовности детей к школе, рассмотрены основные ее теоретические аспекты.

В третьем, четвёртом и пятом параграфе проанализированы основные существующие методики диагностики психологической готовности детей к школе.

Вторая глава – практическая, в которой описана методика проводимой диагностики психологической готовности детей к обучению в школе и проанализированы ее результаты.

В результате проведения практического исследования гипотеза, заложенная в основу курсовой работы, подтвердилась.

Курсовая работа написана на 64 странице, содержит 8 таблиц, 4 рисунка, список использованной литературы содержит 58 источников.

1. Проблемы, Необходимость и теоретические основы психологической готовности ребенка к обучению в школе

1.1 Понятие психологической готовности к школе и её необходимость.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению — это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

12 стр., 5794 слов

Психологические корреляты готовности к разрешению противоречий в задачах предельного типа

... ступени гимназии, совершающие переход в старшую школу. Предмет исследования - психологические корреляты готовности к разрешению противоречий в задачах предельного ... Красноярска. В качестве испытуемых выступали школьники, завершающие обучение в средней ступени гимназии в возрасте 15-16 ... решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком. В частности, для развития компонента участия ...

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.

С появлением в школах психологов одним из направлений их деятельности стала диагностика психологической готовности детей к обучению при поступлении в школу. Причем это направление сразу начали подвергать критике, и прежде всего родители детей, поступающих в школу. Они рассматривают эту диагностику как попытку ущемления прав детей.

Родители считают, что диагностика проводится с целью отбора в учебное заведение лучших детей, и поэтому требуют ее запретить. Вместе с тем практика диагностики психологической готовности ребенка показывает, что при некотором смещении акцентов при ее проведении она может превратиться из противника в верного помощника родителей.

Среди критиков диагностики бытуют мнения о том, что школа должна принимать для обучения всех детей, что ребенок, достигнув семилетнего возраста, имеет право поступить в любое учебное заведение. Начальная школа — это не институт: она должна дать ребенку азы знаний, умений и навыков, научить его читать и считать. И с этими мнениями трудно не согласиться. Конечно, когда ребенок при поступлении в школу попадает в ситуацию сдачи вступительного экзамена для отбора на конкурсной основе, это представляется совершенно недопустимым.

5 стр., 2026 слов

Формирование речи при подготовке к школе детей с ОНР

Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы формирования речи при подготовке к школе 1.1. Современные подходы к пониманию речи 1.2. Классификации речевых нарушений 1.3. Особенности речи и общения детей с ОНР Глава 2. Изучение особенностей развития речи дошкольников с ОНР 2.1 Процедура исследования 2.2 Анализ результатов исследования Заключение Список литературы Приложения ВВЕДЕНИЕ ...

Но есть у этой ситуации и другая сторона. Ребенок приходит учиться не в какую-то абстрактную школу, а в конкретную школу с определенными традициями, программой и системой обучения, с соответственным уровнем требований. Очень важно, чтобы ребенок в этой конкретной школе, в определенном классе чувствовал себя достаточно комфортно и мог успешно обучаться. А это, к сожалению, происходит далеко не всегда. Нередко возникают ситуации, когда ребенок оказывается не в состоянии успешно усваивать знания в тех условиях обучения, в которые его поместили. В этом случае существует опасность, что у него появятся пробелы в знаниях и умениях, возникнет нежелание учиться и устойчивое негативное отношение и к школе, и к учителю. В итоге это может привести и к школьному неврозу, и к школьной дезадаптации, и как следствие, к различным отклонениям психического и личностного развития.

Создание для ребенка подобной проблемной ситуации, наверное, не может рассматриваться как проявление заботы о нем. Чтобы этого не случилось, крайне важно подобрать для ребенка такие условия обучения, к которым он готов….

Заключение

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства — психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И. Ю. Кулашна выделяет два аспекта психологической готовности — личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

В этих реально существующих условиях разноуровневого образования задача подбора для ребенка оптимальных условий обучения является очень важной. И эту задачу может взять на себя диагностика его психологической готовности к школе.

У ребенка, который при поступлении в школу испытывает трудности при выполнении тестовых заданий, обычно имеется значительная потребность в помощи взрослого. Подобный подход к определению проблем учащихся начальных классов описан в статье «О проблеме психологической адаптации школьников». Там эта проблема представлена как одна из основных причин психологической дезадаптации детей в школе. Появление этих проблем у детей связывается с особенностями их взаимодействия с родителями дома. В школе такие дети для успешного обучения нуждаются в привычном индивидуальном подходе к ним, который учитель на уроке практически обеспечить не может. Практика консультаций показывает, что таких детей приходит в школу все больше и обусловлено это в первую очередь возрастающей родительской опекой.

12 стр., 5722 слов

Шестилетние дети. Психологическая готовность к школьному обучению

Глава 4 ШЕСТИЛЕТНИЕ ДЕТИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ В периодизации психического развития ребенка, кото­рой мы следуем, дошкольный возраст имеет определен­ные границы — от 3 до 7 лет. Кризис 7 лет служит переход­ным периодом и как бы отделяет младший школьный воз­раст от дошкольного детства. Тем не менее, сейчас многие дети поступают в школу и включаются в учебную деятель­ ...

Защитить права и интересы ребенка — значит подобрать для него такие условия обучения (школу, систему, программу, учителя), в которых он может быть успешным и которые являются оптимальными для его развития.

Такая цель диагностики делает ее помощником родителей. При этом надо помнить, что диагностика не является точным инструментом для определения будущих успехов детей. На практике иногда встречаются такие случаи, когда дошкольник показывает пониженную психологическую готовность к школе, а к концу первого класса выравнивается и начинает успешно учиться, иногда бывает и наоборот: у ребенка, не вызывавшего опасений, вдруг происходит снижение успеваемости.

Под психологической готовностью к школе обычно понимается «необходимый и достаточный уровень развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников». Иными словами, психологическая готовность ребенка к школе фактически характеризует его способность усваивать учебный материал при его обучении в условиях урока. Если ребенок способен правильно вести себя на уроке, успешно управлять своими познавательными процессами при восприятии, запоминании и понимании учебного материала, быстро и адекватно выполнять все указания учителя, то, наверное, любой учитель сможет легко обучать такого ребенка. Подобная успешная деятельность ребенка на уроке при общем позитивном его отношении к школе, учителю, одноклассникам фактически свидетельствует о достаточном уровне развития всех сфер его личности в совокупности: интеллектуальной, эмоционально-волевой и социальной.

Психологическая готовность определяется системой требований, предъявляемых к ребенку школой: ответственное отношение к учебе, произвольное управление поведением, систематичное и планомерное овладение знаниями, установление произвольных форм общения с учителем, налаживание контактов с товарищами по учебе.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить «универсальные» составляющие готовности ребенка к школе:

1. Физическая готовность (навыки самообслуживания, состояние общей моторики, уровень физической подготовленности, состояние здоровья, правильное телосложение, осанка).

2. Психическая (состояние внимания, памяти, воображения, речи, мышления, воли, восприятия, чувств).

3. Личностная (эмоциональная, мотивационная, достаточно высокий уровень зрительно-моторной координации).

4. Социальная готовность (коммуникативно-нравственная, осознание социальных прав и обязанностей, взаимодействие с окружающими взрослыми, со сверстниками, отношение к самому себе).

Основной стратегией современного общего образования является повышение его качества. Имеется в виду, прежде всего, совершенствование ведущего вида деятельности в начальной школе – учебной, чтобы каждый ученик научился ставить перед собой цель при выполнении задания; осознавать, чем это задание отличается от предыдущих и чему он научился при выполнении этого задания; какие практические и умственные действия ему в этом помогут, какими способами он может осуществить самоконтроль и попытаться выделить трудности, с которыми он встретился, чтобы задать учителю вопрос и убедиться, правильно ли он выбрал способ их преодоления. Несомненно, все это связано с гуманизацией отношений между учителем и учащимися. Учитель должен не только вести ребенка к успеху в учении, но и давать каждому ученику право на ошибку, помогать ему в поиске способов преодоления этих ошибок, тем самым снимая тревогу и неуверенность перед учебным трудом.

Отбирая знания для изучения новой темы, учителю целесообразно подумать о качественных характеристиках усвоения этих знаний: их полноте (в объеме, предусмотренном учебной программой), действенности и гибкости (умении использовать их в нестандартных ситуациях), системности (умении устанавливать связи между изучаемыми объектами, например, между фактами по природоведению или в рассказах по истории, усвоении знаний в структурированной форме), прочности (умение сохранять знания в памяти и актуализировать их в нужный момент).

Важную роль в повышении эффективности учебно-познавательной деятельности дошкольников играет усиление коммуникативной стороны процесса обучения, то есть использование диалоговых форм в организации занятия. Этот прием позволяет обеспечить активную позицию каждого будущего школьника на уроке, учит их взаимодействовать при выполнении заданий, доверяя друг другу ошибки, одновременно осуществляя взаимопроверку и элементы самоанализа удач и недостатков выполненного задания, осознанно и с уверенностью обсуждать правильность выполнения работы.

Разнообразие коммуникации и последовательность включения в них учащихся открывает обучаемых к контакту, преодолевает их страхи и неуверенность в учении, расширяет сферу общения, позволяет высказать догадку, то есть приводит к взаимообогащению каждого.

Констатирующий этап проведенного нами эксперимента позволил установить пробелы в психологической готовности ребенка к школе. В процессе формирующего этапа мы имели возможность развивать отсутствующие или недостаточно развитые умения дошкольников, необходимые ему в школьном обучении. По результатам контрольного этапа мы можем заключить, что гипотеза, выдвинутая нами, целиком подтвердилась и эксперимент проведен успешно.

Список использованных источников

1. Федеральный закон РФ от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании»

2. Анастази А. Психологическое тестирование: кн.2/Под. Ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского – М.,1982

3. Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Айзман Л.К.,Савинков А.И., Забрамная С.Д. и другие Подготовка ребенка к школе. – М., 1992

4. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. Изд-во: Ин-т практической психологии, 1998

5. Асеев В.Г. Возрастная психология: учебное пособие. – Иркутск, 1989.

6 . Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. – М – 1988.ю

7. Баскакова И.Л. Изучение внимания школьников: Метод. рекомендации. М.: Изд-во МГПИ им. В.И.Ленина, 1987

8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. 4. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов – на – Дону.,1999

9. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? М., 1991

10.Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2. – М., 1979 (Развитие мышление школьника: 5 – 118)

11. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.,1994

12. Вовчик-Блакитная Е.А. Детские контакты и их мотивы. С. 34-38. //Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г.А.Урунтаева. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1998

13. Выготский Л.С. Педагогическая психология – М., 1991

14. Вавилова В.И. Загадка – средство эмоционального воздействия на развитие познавательных способностей учащихся // Начальная школа. – 1994 — №7

15.Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. — М.: Знание, 1994

16. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. //Начальная школа. – 2000

17. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6 – 7 лет к школьному обучению // Психологическая наука и образование. 1997. № 2

18. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Компенс-Центр, 199316.

19.Гуткина Н.И, Детский практический психолог в школе // Школа здоровья. 1994

20. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе// Вопросы психологии. – 1963. — №

21. Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. — М., 1985.

22. Диагностика готовности детей к обучению в школе/ Сост. Г.Т.Дмитриев. – М.,1994

23. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д.Б. Эль-конина, А.Л. Венгера. М.: НИИ ОПП, 1981

24. Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации – М., 1994

25. Журова Л. Е.,.Кочурова Е. Э, Кузнецова М.И. Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе. //Справочник руководителей и учителей начальной школы. — Тула: Родничок, 1999

26. Завалко Н.А. Теория и практика индивидуализации процесса обучения в многоступенчатой системе «детский сад-школа-вуз». Дисс… докт. пед. наук. — Барнаул, 2000

27. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.,1993

28. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М.,1998

29. Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. – Кишенев, 1987

30. Маркова А. К., Лидерс А. Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992

31. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985.

32. Немов Р.С. Психология. Книга 2. – М., 2001.

33. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к школьному возрасту. – М.,1988

34.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров /Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999

35. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М.: ТЦ «Сфера», 1996

36. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста/Под ред. Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера. – М.,1988

37. Общая психодиагностика / под ред. Д.А.Бодалева, В.В.Столина. – М., 1987.

38. Орлов Р.Б. Методы современной возрастной и педагогической психлогии. – М., 1982.

39. Практикум по возрастной психологии / Под. ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – Санкт-Петербург. – 2002.

40. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. – М., 1987.

41. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника. – Киев, 1985.

42. Подъяков Н.М. Мышление дошкольника. – М., 1972

43. Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М.: Международная педагогическая академия, 1995

44.Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учебных заведений /В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000

45. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В.Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия. 1993

46. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. 40. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: в 2 т. – М., 1987 – Т.1 (Психология ребенка и подростка: 163 – 185)

47. Стародубова Н.Г. Критерии готовности ребенка к обучению в школе. С. 76-78. //Система воспитания и дополнительного образования детей: от идей до внедрения. Материалы научно-практической конференции. (24 ноября 2000).

— Бийск, НИЦ БПГУ, 2001

48. Степанова М.И. Что такое «школьная зрелость»? С. 3-6. //Справочник для родителей будущего первоклассника. Что такое «школьная зрелость»? — М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999

49. Стеркина Р.Б. Поговорим о преемственности. //Обруч. — 1997. — № 1

50. Субботский Е.В. Как рождается личность (некоторые психологические аспекты формирования личности ребенка).

– М., 1978

51. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.,1990

52. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольников. – М., 1995.

53. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие. – М., 1995.

54. Усова А.В. Проблемы теории и практики обучения в современной школе: Избранное. Челябинск: ЧГПУ, 200046. Философский энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА-М, 1999

55. Чуракова Р.Г. Дидактическая система Л.В.Занкова. проблемы и перспективы. – М.,1999

56. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960.

57. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. М.: Воронеж, 2001

58. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.,1966