Психологическая готовность к обучению в школе

Психологическая готовность к школьному обучению Реферат Содержание Стр Введение .1.Психологическая характеристика готовности к обучению в школе2.Кризис 7 лет 3.Готовность к школьному обучению8 Литература12 Введение 1.Психологическая характеристика готовности к обучению в школе В познавательном плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной программы.

Однако психологическая готовность к школе только этим не ограничивается.Кроме развитых познавательных процессов восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи в нее входят сформированные личностные особенности, включающие интересы, мотивы, способности, черты характера ребенка, а также качества, связанные с выполнением им различных видов деятельности. К поступлению в школу у ребенка должны быть достаточно развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.

Для того чтобы ребенок был практически готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была у него достаточно развита.Что это означает на практике Развитость восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий. Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью.

Поскольку трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале обучения в школе, связаны именно с недостаточностью развития внимания, о его совершенствовании необходимо заботиться в первую очередь, готовя дошкольника к обучению.Большие требования начальный этап школьного обучения предъявляет к памяти детей. Для того чтобы ребенок мог хорошо усваивать школьную программу, необходимо, чтобы его память стала произвольной, чтобы ребенок располагал различными эффективными средствами для запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала.

Каких-либо проблем, связанных с развитостью детского воображения, при поступлении в школу обычно не возникает, так что почти все дети, много и разнообразно играя в дошкольном возрасте, обладают хорошо развитым и богатым воображением. Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед ребенком и учителем в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных понятий, которые вообразить и представить ребенку, как и взрослому человеку, достаточно трудно.

20 стр., 9969 слов

Исследование особенностей познавательной готовности к обучению ...

... группы. . Охарактеризовать клинические особенности детей с нарушением зрения. . Описать психологическую характеристику познавательной готовности дошкольников к обучению в школе. . Эмпирическим путем определить особенности ... ведь каждый человек ежедневно использует свою память, свое мышление, воображение, речь, внимание. Особую актуальность познавательное развитие приобретает в плане ...

Еще большее значение, чем воображение и память, для обучаемости детей имеет мышление. При поступлении в школу оно должно быть развито и представлено во всех трех основных формах наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической.Однако на практике мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать задачи в наглядно-действенном плане, ребенок с большим трудом справляется с ними, когда эти задачи представлены в образной и тем более словесно-логической форме.

Бывает и наоборот ребенок сносно может вести рассуждения, обладать богатым воображением, образной памятью, но не в состоянии успешно решать практические задачи из-за недостаточной развитости двигательных умений и навыков.К таким индивидуальным различиям в познавательных процессах необходимо относиться спокойно, так как они выражают собой не столько общее недоразвитие ребенка, сколько его индивидуальность, проявляющуюся, в частности, в том, что у ребенка может доминировать один из типов восприятия окружающей действительности практический, образный или логический.

В начальный период учебной работы с такими детьми следует прежде всего опираться на те стороны познавательных процессов, которые у них более всего развиты, не забывая, конечно, о необходимости параллельного совершенствования остальных.

Речевая готовность детей к обучению и учению прежде всего проявляется в их умении пользоваться словом для произвольного управления поведением и познавательными процессами.Не менее важным является развитие речи как средства общения и предпосылки к усвоению письма. Об этой функции речи следует проявлять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного детства, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребенка.

Личностная готовность детей к обучению представляется не менее важной, чем познавательная и интеллектуальная. От нее зависят желание ребенка учиться и его успехи.Первое, на что следует обратить внимание, рассматривая соответствующий аспект психологической готовности это наличие у ребенка выраженного интереса к учению, к приобретению знаний, умений и навыков, к получению новой информации об окружающем мире. Этот интерес онтогенетически вырастает из естественной любознательности детей 4-5-летнего возраста возраст почемучек, прямо зависит от полноты удовлетворения этой потребности ребенка со стороны взрослых.

Познавательная потребномть относится к разряду так называемых ненасыщаемых, важнейшая особенность которых состоит в том, что чем больше удовлетворяется соответствующая потребность, тем сильнее она становится.Говоря и мотивационной готовности детей к учению, следует также иметь в виду потребность в достижении успехов, соответствующие самооценку и уровень притязаний.

Потребность достижения успехов у ребенка безусловно должна доминировать над боязнью неудачи. В учении, общении и практической деятельности, связанной с испытаниями способностей, в ситуациях, предполагающих соревнование с другими людьми, дети должны проявлять как можно меньше тревожности. Важно, чтобы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний был соответствующим реальным возможностям, имеющимся у ребенка.Способности детей не обязательно должны быть сформированными к началу обучения в школе, особенно те из них, которые в процессе учения продолжают еще активно развиваться.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной координации. ... восприятия. Особое внимание при этом следует определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить ...

Существеннее другое чтобы еще в дошкольный период детства у ребенка образовались необходимые задатки к развитию нужных способностей. Однако есть один вид способностей, от которых прямо зависит учение и на развитие которых следует обратить особое внимание в дошкольном возрасте.Это — двигательные способности умения и навыки, в частности те из них, которые проявляются в индивидуальных видах творческой деятельности детей конструирование, рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах, изготовление каких-либо поделок.

Во всех этих видах деятельности, кроме трудовых умений и навыков, у ребенка должна быть развита еще одна способность, от которой более, чем от других, зависят его будущие успехи. Это работоспособность. Без нее вряд ли можно рассчитывать на прочное усвоение достаточно большого объема знаний, на формирование сложных умений и навыков.Немаловажное значение для успехов в учении имеют коммуникативные черты характера ребенка, в частности его общительность, контактность, отзывчивость и покладистость, а также волевые черты личности настойчивость, целеустремленность, упорство и др. Психологическую готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе и к учению по всем описанным характеристикам на практике может установить только комплексное психодиагностическое обследование.

Оно может быть осуществлено профессионально подготовленными психологами, работающими в системе образования, совместно с учителями-предметниками и воспитателями.

Данная задача должна решаться работниками школьной психологической службы. 2.Кризис 7 лет Переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту знаменуется наступлением возрастного кризиса 7 лет. По словам Л. С. Выготского, этим кризисом открывается школьный возраст.В период кризиса 7 лет происходит существенное изменение всего психологического облика ребенка, коренная перестройка его отношений с социальным окружением.

Внешними проявлениями кризиса являются заметные изменения в поведении ребенка он начинает манерничать, кривляться, бросается в глаза демонстративность. Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает следовать хорошо знаком, привычным нормам поведения особенно когда дело касается выполнения повседневных бытовых требований.За этими внешне негативными проявлениями скрываются глубокие изменения в психической жизни ребенка, которые и составляют основной психологический смысл кризиса 7 лет. Согласно Л.С. Выготскому, основой этих изменений является утрата детской непосредственности.

Ребенок, вступивший в полосу кризиса, теряет детскую наивность во всех своих проявлениях в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным, как раньше. Теперь по поведению ребенка взрослые не могут однозначно судить о том, что он думает, чувствует, переживает, чего действительно хочет.У ребенка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим.

Потеря непосредственности связана с тем, что между желанием что-то сделать и действием вклинивается интеллектуальный момент ребенок начинает размышлять, прежде чем действовать, пытается оценить свой поступок с точки зрения его результата, возможных отдаленных последствий и пр. Тем самым поведение ребенка перестает быть импульсивным и становится опосредованным и произвольным.И хотя в младшем школьном возрасте ребенок в значительной степени сохраняет открытость, эмоциональность, стремление сделать то, что хочется, у него уже появляется способность управлять своим поведением.

4 стр., 1819 слов

Презентация на тему: Кризис методологических основ психологии

... понятия «сознания», связанный с отрывом сознания от практической деятельности. Исторический смысл кризиса: есть целый ряд научных школ, но нет единой психологии как самостоятельной области исследования. Суть ... состоянии произвести ее на свет. Первый период кризиса – конец Х1Х –началоХХ века (до 1918) - скрытый Результат: появление различных школ, имеющих различные взгляды на предмет психологии. ...

Черты опосредованности, произвольности приобретает и вся психическая жизнь ребенка. Если раньше, в дошкольном детстве, он мог вести себя более или менее произвольно только в игре или с опорой на помощь взрослого, то в 6-7 лет эта способность становится внутренним достоянием самого ребенка и распространяется на различные сферы жизнедеятельности.Наряду с этим происходят и существенные изменения в эмоционально-мотивационной сфере.

Впервые возникает обобщение переживаний. Череда успехов или неудач, каждый раз переживаемых ребенком в каких-либо ситуациях учеба, продуктивные виды деятельности, общение, приводят к формированию устойчивых аффективных комплексов чувства неполноценности, ущемленного самолюбия или, напротив, чувства собственной значимости, умелости, компетентности.Возникающие аффективные образования, конечно, могут в дальнейшем изменяться по мере накопления ребенком более широкого и разнообразного опыта.

Однако наиболее устойчивые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками со стороны окружающих, будут влиять на формирование самооценки ребенка, уровень его притязаний. Именно на них он начинает теперь ориентироваться в своих действиях и поступках. Период кризиса 7 лет связан с коренным изменением социальной ситуации развития ребенка. У него впервые возникает осознание своего места в системе человеческих отношений.По словам Л.И.Божович, кризис 7 лет является периодом рождения социального Я. В экспериментальном исследовании К.Н.Поливановой были обнаружены следующие особенности отношения ребенка к указанию взрослого пауза реакция на просьбу, требование, которая выражается в отказе или отсрочке выполнения действия.

Во время паузы ребенок не слышит, о чем просят, не реагирует спор реакция на просьбу, которая выражается в оспаривании необходимости действия или в сравнении себя с другими членами семьи почему ей можно, а мне нельзя непослушание, которое может быть демонстративным, часто ему сопутствует хитрость как способ избегания ответственности или наказания взрослое поведение — манерничанье и нарочито демонстративная рассудительность Внешний вид подчеркнутое внимание к собственной внешности желание выглядеть взрослее Упрямство, капризы, требовательность, реакция на критику и т.п. Весь ход психического развития ребенка приводит к тому, что на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста у детей появляется отчетливое стремление занять новое, более взрослое положение в жизни стремление к новому положению в системе общественных отношений, и выполнять новую, важную не только для них, но и для окружающих деятельность потребность к осуществлению общественно значимой деятельности.

Этот новый уровень развития самосознания связан с появлением внутренней позиции.

3 стр., 1452 слов

О готовности учащихся сельских школ к обучению в среднем звене

... оценки готовности детей к обучению в среднем звене являются понятными педагогам, доказательными, позволяют оценить динамику развития детей, а также повысить эффективность работы педагогов. Перевод начальной школы на ... наблюдения за детьми в 3-м и 4-м классах для коррекции учебного процесса в начальной школе. Необходимо организовать проведение оценки готовности учащихся к обучению в среднем ...

Это центральное личностное образование, которое теперь начинает определять всю систему отношений ребенка к себе, к другим людям, к миру в целом.

В условиях всеобщего школьного обучения все это реализуется в стремлении к социальной позиции школьника и к выполнению деятельности, обеспечивающей реализацию этой позиции учению. Кризис 7 лет, как и любой возрастной кризис, не имеет четко выраженных границ и не связан с формальным достижением ребенком соответствующего паспортного возраста.Психологические исследования показывают, что у современных детей верхняя граница кризиса смещается к 6 годам, поэтому правомерно вести речь о кризисе 6-7 лет. При этом у детей, являющихся сверстниками, период кризиса может не совпадать по времени.

Это может быть связано с особенностями общего психического и психофизического развития ребенка, характером его социального окружения, особенностями воспитания и т.д. Поэтому дети-одногодки могут находиться в психологически разных возрастных группах дети, не прошедшие кризис 6-7 лет, по сути еще являются дошкольниками дети, преодолевшие кризис со всеми его потерями и приобретениями, готовы вступить в новый возрастной этап. Это во многом и составляет суть проблемы психологической готовности детей к школе.

Переход к обучению с 6 лет существенно повысил актуальность данной проблемы как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку 6-летние дети отличаются высокой неравномерностью психического и психофизического развития.Относительное выравнивание происходит примерно к 7 годам. 3. Готовность к школьному обучению Проблема готовности к школе включает педагогический и психологический аспекты.

В этой связи выделяют педагогическую и психологическую готовность к школе. Педагогическая готовность к школе определяется уровнем владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе.Это навыки прямого и обратного счета, выполнение элементарных математических операций, узнавание печатных букв или чтение, копирование букв, пересказ содержания текстов, чтение стихов и т.д. Безусловно, владение всеми этими навыками и умениями может облегчить ребенку первый этап школьного обучения, усвоения школьной программы.

Однако высокий уровень педагогической готовности сам по себе еще не может обеспечить достаточно успешного включения ребенка в школьную жизнь.Нередко случается, что дети, продемонстрировавшие при приеме в школу хороший уровень педагогической готовности, далеко не сразу могут включиться в учебный процесс, еще не чувствуют себя настоящими школьниками они не готовы выполнять простейшие дисциплинарные требования учителя, не умеют работать по заданному образцу, выбиваются из общего темпа работы в классе, не умеют налаживать отношения с одноклассниками и пр. В то же время дети, показавшие не столь высокую предварительную обученность, но обладающие необходимым уровнем психологической зрелости, без труда справляются с требованиями школы и успешно овладевают учебной программой.

15 стр., 7254 слов

Психологическая готовность к обучению в школе детей

... по теме «Проблема мотивационной готовности к обучению в школе у детей из полных и неполных семей»; рассмотреть понятие мотивационной готовности детей к обучению в школе; изучить мотивационную готовность старших дошкольников; дать психологическую характеристику ...

Проблема психологической готовности к школьному обучению широко разрабатывается в трудах отечественных и зарубежных психологов Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, Н.И.Гуткина, Е.Е.Кравцова, Н.Г.Салмина, Й.Йирасек, Г.Витцлак и др Психологическая готовность к школе это сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств особенностей мотивации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми, сверстниками и др. Развитие всех этих качеств в их единстве до определенного уровня, способного обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание психологической готовности к школе.

В качестве основных компонентов психологической готовности к школьному обучению выделяются личностная готовность, развитие произвольной сферы волевая готовность и интеллектуальная готовность. Личностная готовность к школьному обучению.

Успешность школьного обучения во многом определяется тем, насколько ребенок хочет учиться, стать учеником, ходить в школу.

Как уже отмечалось, эта новая система потребностей, связанная со стремлением ребенка стать школьником, выполнять новую, общественно значимую деятельность, образует внутреннюю позицию школьника, которая является важнейшей составляющей личностной готовности к школе. Первоначально эта позиция далеко не всегда связана с полноценным желанием ребенка учиться, получать знания.Многих детей привлекают в первую очередь внешние атрибуты школьной жизни новая обстановка, яркие портфели, тетради, ручки и пр желание получать отметки.

И лишь позднее может появиться желание учиться, узнавать что-то новое. Выделить не формальные, а содержательные аспекты школьной жизни ребенку помогает учитель. Однако для того, чтобы учитель мог выполнить эту функцию, ребенок должен быть готов вступить с учителем в отношения нового типа. Эта форма отношений ребенка со взрослым получила название внеситуативно-личностного общения.Ребенок, владеющий этой формой общения, воспринимает взрослого как непререкаемый авторитет, образец для подражания.

Его требования выполняются точно и беспрекословно, на его замечания не обижаются, напротив, к критическим словам взрослого относятся с повышенным вниманием, на указанные ошибки реагируют по-деловому, стараются как можно быстрее их исправить, внеся в работу необходимые изменения.При таком отношении к учителю дети способны вести себя на уроке в соответствии со школьными требованиями не отвлекаться, не затевать с учителем разговоры на посторонние темы, не выплескивать свои эмоциональные переживания и т.д. Не менее важной стороной личностной готовности является способность ребенка устанавливать отношения сотрудничества с другими детьми.

Умение успешно взаимодействовать со сверстниками, выполнять совместные учебные действия имеет большое значение для освоения полноценной учебной деятельности, которая по сути своей является коллективной.Личностная готовность предполагает также определенное отношение к себе. Для овладения учебной деятельностью важно, чтобы ребенок умел адекватно относиться к результату своей работы, оценивать свое поведение.

Если самооценка ребенка завышенная и недифференцированная, что характерно для дошкольника он уверен, что он самый лучший, о личностной готовности к школе говорить неправомерно. Развитие произвольной сферы. Школьная жизнь требует от ребенка соблюдения большого числа правил.Им подчинено поведение учеников на уроке нельзя шуметь, разговаривать с соседом, заниматься посторонними делами, и т.д они служат для организации учебной работы учащихся содержать тетради и учебники в порядке, делать записи определенным образом и т.д регулируют отношения учеников между собой и с учителем.

17 стр., 8390 слов

Готовность ребенка к обучению и адаптации в школе. Потребности ...

... началу школьного обучения у ребен­ка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие, и протекание учебной деятельности. 2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. ...

Способность подчиняться правилам и требованиям взрослого, умение работать по образцу основные показатели сформированности произвольного поведения. Его развитие Д.Б.Эльконин считал наиболее важной составляющей готовности к школе.Под руководством Д.Б.Эльконина был проведен следующий широко известный эксперимент.

Взрослый просил ребенка разобрать кучу спичек, перекладывая их по одной в другое место. Затем экспериментатор уходил, оставляя ребенка одного в комнате. В эксперименте участвовали дети 5,6 и 7 лет. Оказалось, что более старшие дети, готовые к школьному обучению, скрупулезно выполняли эту совершенно непривлекательную и в целом бессмысленную работу ведь они договорились об этом со взрослыми.Дети помладше, не готовые к школе, некоторое время после ухода экспериментатора продолжали это занятие, но затем начинали играть со спичками, что-то строить из них или просто отказались от работы.

Для таких детей в ту же экспериментальную ситуацию вводилась кукла, которая должна была присутствовать и наблюдать за тем, как ребенок выполняет задание. Поведение детей при этом менялось они посматривали на куклу и старательно выполняли данное взрослым задание.Введение куклы заменило детям присутствие контролирующего взрослого и придало этой ситуации новый смысл.

Этот эксперимент показывает, что за выполнением правила лежит система отношений между ребенком и взрослым. Сначала правила выполняются в присутствии и под непосредственным контролем взрослого, затем с опорой на предмет, замещающий взрослого, и, наконец, правило становится внутренним регулятором действий ребенка и он приобретает способность самостоятельно руководствоваться правилом.Такое вращивание социального правила является свидетельством готовности к школьному обучению.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению. С поступлением в школу ребенок приступает к систематическому изучению наук. Это требует определенного уровня познавательного развития. Ребенок должен быть способен встать на точку зрения, отличную от его собственной, чтобы усвоить объективные знания о мире, не совпадающие с его непосредственными житейскими представлениями.Он должен уметь различать в предмете его отдельные стороны, что является непременным условием перехода к предметному обучению.

Для этого ребенку необходимо владеть определенными свойствами познавательной деятельности сенсорными эталонами, системой мер, осуществлять основные мыслительные операции уметь сравнивать, обобщать, классифицировать объекты, выделять их существенные признаки, делать выводы и пр Интеллектуальная готовность предполагает также наличие умственной активности ребенка, достаточно широкие познавательные интересы, стремление узнавать что-то новое.Психологическая готовность к школе это сложное, комплексное образование, которое является итогом полноценно прожитого дошкольного детства.

Недостаточный уровень развития какого-либо одного или нескольких параметров психологической готовности свидетельствуют о недостатках развития ребенка в предшествующий возрастной период. Уровень педагогической готовности выявляет учитель. Психологическая готовность ребенка к школе определяется психологом, в распоряжении которого имеются специальные диагностические программы.Все дети, достигшие 6,5-7 лет и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, приходят в школу и начинают в ней учиться независимо от того, какой уровень готовности к обучению они продемонстрировали при записи в школу.

8 стр., 3961 слов

Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Развитие познавательной ...

... (полностью) поможет комплексно определить готовность ребенка к обучению, помочь подготовиться ребенку к школе. Актуальность этой проблемы определила тему ... ребенку на этапе подготовки к школе. 3)Разработать программу занятий, направленную на оказание психологической помощи детям, не подготовленным к школьному обучению. Интеллектуальная готовность Долгое время об уровне умственного развития ребенка ...

Поэтому диагностика готовности к обучению должна быть ориентирована на выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с учетом их перспективного развития.Следует иметь в виду, что ребенок поступает в школу, имея лишь предпосылки достаточные или недостаточные к началу овладения новой для него учебной деятельностью.

По словам Л.С.Выготского, собственно готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения, в ходе работы с ребенком по конкретной учебной программе. Считается, что судить об уровне готовности к школе правомерно лишь к концу первого полугодия первого года обучения.Уровни педагогической и психологической готовности, показанные ребенком при приеме в школу, анализируются учителем и психологом с тем, чтобы они могли совместными усилиями выработать тактику работы с каждым ребенком, учитывая его индивидуальные особенности.

ЛИТЕРАТУРА 1. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология.Учебник.М Российское педагогическое агенство, 1996 374 с. 2. Психологическая готовность к школьному обучению. Психология Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М.Прихожан Под ред. И.В. Дубровиной М Изд. центр Академия, 1999 464 с. 3. Солдатова Е.Л Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология.

Онтогенез и дизонтогенез Серия Высшее образование Ростов нД Феникс, 2004 348 с.