Психологическая готовность к школе

План

Введение………………………………………………………………………….3

1. Понятие и подходы к готовности к школьному обучению……………..4

2. Психологическая готовность к школьному обучению…………………12

3. Готовность к школе в соответствии с требования ФГОС……………….15

Заключение……………………………………………………………………….18

Список литературы………………………………………………………………19

Введение

Проблема готовности к школьно­му обучению является едва ли не самой острой и актуальной проблемой современного образования. По данным самых разных исследователей, более половины детей восьмого года жизни при­ходят к школу психологически неготовыми, что ведет к возник­новению у них с самого начала обучения серьезных трудностей и проблем. Введение в дошкольное образование новых занятий, методик, программ ничего качественно не меняет в психическом развитии приходящих в школу детей.

Школа предъявляет особые требования к будущему первокласснику.

В последнее время проблема определения готовности детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений прикладной психологии. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Подготовка детей к школе — задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе — это только один из аспектов задачи.

Объектом исследования является феномен готовности детей к школьному обучению.

Предмет исследования — психологические аспекты готовности детей обучению в школе.

Цель работы — выявить специфику проблемы готовности детей к школьному обучению.

В отечественной психологии рассмотрение про­блемы готовности к школьному обучению начинается с трудов Л.С. Выготского и содержится в работах Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Н.Г. Салминой, Е. Е. Кравцовой, Н.В. Нижегородцевой, В. Д. Шадрикова, Н. Ф. Гуткиной и др.

Понятие и подходы к готовности к школьному обучению

Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со сто­роны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности. По мнению Е.Е. Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию как проблема смены ведущих типов деятельности, т. е. это переход от сюжетно-ролевых игр к учебной деятельности. Такой подход является актуальным и значительным, но готовность к учебной деятельности не охватывает полностью феномена готовности к школе. Л.И.Божович еще в 60-е гг. ука­зывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции, способности к познавательной дея­тельности. Аналогичные взгляды развивал А. В. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деяте­льности, степень сформированное механизмов волевой регуляции.

9 стр., 4014 слов

Диагностика психологической готовности детей к школе

... уровня развития мотивационной сферы. . Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов. . Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Это компонент включает в себя ...

На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению — многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и со­циальный. Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференциро­ванное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигу­ры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражаю­щееся в способности постижения основных связей между явлениями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур голов­ного мозга. Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьше­ние импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Так, Л. И. Божович выделяет несколько параметров психологического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них — определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное разви­тие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Наиболее важным в психологической готовности ребенка к школе ею признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения[1972, с. 24]:

1) широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потреб­ностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»;

2) мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или «по­знавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активно­сти и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями».

Почти все авторы, исследующие психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое место в изучаемой проблеме. Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности — главный камень преткнове­ния психологической готовности к школе. Но в какой степени должна быть развита произвольность к началу обучения в школе — вопрос, весьма слабо проработанный в литературе. Трудность заключается в том, что, с однойстороны, произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающимся внутри учебной (ведущей) деятельно­сти этого возраста, а с другой стороны, слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе.

6 стр., 2688 слов

изучение особенностей формирования коммуникативной готовности ...

... ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является ... способности. Актуальность данного исследования обусловливается также важностью духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, новыми социокультурными приоритетами и насущными требованиями педагогической ...

Д.Б. Эльконин считал, что произвольное поведение рождается ……..

Список литературы

Анищенко О. Возможность формирования контроля у дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1979. — № 11. — С. 48-50.

Анищенко О. Некоторые стороны учебной де­ятельности // Дошкольное воспитание. — 1983. — № 6. — С. 36-37.

Анищенко О. Условия формирования предпосылок учебной деятельности детей // Дошкольное воспитание. — 1979. — № 5. — С. 39-41. 23. Бугрименко Е. Ролевая игра как средство организации самоконтроля // Дошкольное воспитание. — 1980. — № 10. — С. 35-37.

Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / сост. М.Ю. Бабанский. — М. : Педагогика, 1989. — 560 с. — (Труды д. чл.-кор. АПН СССР).

Бачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. М.: Ось-89, 2002. 223 с.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование).

— М. : Просве­щение, 1968. — 464 с. (Акад. пед. наук СССР).

Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 1968.

Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна. — 2-е изд. — М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1997. — 352 с.

Большой психологический словарь [Текст] / Б.Г. Мещеряков, В.Г. Зинченко. — М.: АСТ, 2009. — 633 с.

Бурменская Г.В., Карабанова О.А, Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: Изд-во МГУ, 1990. 136 с.

Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Ч. 1. М.: Генезис. 2001. 160 с.

Венгер Л.А. Достижения в изучении психического развития ребенка // Дошкольное воспитание. — 1987. — № 11. — С. 57-60.

Волков, Б. С. Детская психология : логические схемы / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. — М.: ВЛАДОС, 2002.

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб: Союз, 1997.

Громцева А.К. Формирование у школьников готов­ности к самообразованию : учеб.пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1983. — 144 с.

Гуткина Н.Ф. Психологическая готовность к школе. — 4-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Питер, 2004. — 208 с.

Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образова­ние: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопросы психологии. — 1997. — № 1 — С. 3-18.

Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Науч.- исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1991. — 152 с.

8 стр., 3537 слов

Дошкольное воспитание №5, 1989

... в предыдущей статье (Дошкольное воспитание.— 1989.— № 4), более эффективно форми­рование игровых умений осуществляет­ся в совместной игре взрослого с ре­бенком (детьми), где взрослый высту­пает ... уделить время для игры с одним ребенком или парой детей, преследуя цель формирования у них и/ умений. Первоначально необходимо задачу формирования у детей иных действий с сюжетными играми. Для ...

Кравцова, Е. Е. Современные методы подготовки детей к школе / Е. Е. Кравцова // Пси­хологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1999. — С. 3-25.

Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и ме­тодика / В.В. Краевский, А.В. Хуторский. — М.: Академия, 2007. — 352 с. — ISBN 978-5-7695-2928-3.

Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образо­вание: опыт, проблемы и стратегии развития // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 12. — С. 61-68.

Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе : пособие для практических психологов, педагогов и родителей. — М. :Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — 256 с.

Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 288 с.

Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст]: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е.О. Смирнова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 336 с.

Татьянченко Д.В. Организационно-методическиеусловия развития общеучебных умений школьников / Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков // Школьные технологии. — 2002. — № 5. — С. 42-55.

Усова А.В. Совершенствование методики формирова­ния учебных умений — необходимое условие повышения эф­фективности учебного процесса // Формирование умений и навыков учебного труда в процессе обучения школьников : сб. науч. тр. ; под ред. В.В. Краевского, А.В. Усовой. — М., 1981. — 80 с.

Усова А.В. Формирование у учащихся общеучебных умений / А.В. Усова, А.А. Бобров. — М. : Знание, 1987. — 80 с.