Глоссарий для терминологического диктанта

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Б3.Б.2.5 СОЦИальная психология

_____________________

индекс и наименование дисциплины в соответствии с учебным планом

 

Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Направленность (профиль) Психология образования

наименование направленности (профиля)

 

бакалавр

Квалификация (степень) выпускника

 

Краснодар

 

Фонд оценочных средств предназначен для контроля знаний студентов направления44.03.02 Психолого-педагогическое образование – направленность (профиль) Психология образования по дисциплине «Социальная психология»

 

 

Составители ____________________ Азлецкая Е.Н., канд. психол. н., доцент

«31»_августа_2015 г.

 

 

Фонд оценочных средств обсужден на заседании кафедры педагогики и психологии

«31» августа 2015 г. протокол № ____

 

Заведующий кафедрой _______________ В.М. Гребенникова , д. п. н., профессор

 

 

Согласовано:

Председатель УМС факультета ______________________

«___» _____________ 2015 г.

 

 

Экспертиза проведена

 

Паспорт фонда оценочных средств

 

Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Социальная психология».

Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме заданий, доклада-презентации по проблемным вопросам и промежуточной аттестации в форме вопросов к экзамену.

Показатели, критерии оценки компетенций и типовые контрольные

Задания

 

Показатели, критерии и шкала оценки сформированных компетенций

Код и наименование компетенций Соответствие уровней освоения компетенции планируемым результатам обучения и критериям их оценивания
пороговый базовый продвинутый
Оценка
Удовлетворительно Хорошо Отлично
готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4) Знает основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук Умеет использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач Владеет методами социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1) Знает специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях Умеет учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях Владеет методами регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях

3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы:

Глоссарий для терминологического диктанта

(Знать значение терминов, быть готовым к терминологическому диктанту)

1. Авторитарность – социально-психологическая характеристика стиля руководителя (лидерства).

Проявляется в сосредоточении в руках одного человека всей полноты власти, в устранении других людей от решения совместной деятельности, в подавлении их инициативы, в воздействии на них преимущественно мерами принуждения.

2. Атрибуция каузальная – (от лат. causa — причина и attribuo — придаю, наделяю) — интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.

3. Аттракция – (от лат. attrahere — привлекать, притягивать) — понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.

4. Аффилиация– стремление человека быть в обществе других людей.

5. Внутригрупповой фаворитизм – стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы.

6. Группа референтная – реальная или воображаемая социальная общность, на нормы, ценности и мнения которой индивид ориентируется в своем поведении.

7. Деиндивидуализация – утрата самосознания и боязни оценки; возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде.

8. Депривация(от англ. deprivation – лишение, отнятие) – ощущение острого дефицита, отсутствия материальных и духовных ресурсов, необходимых для полноценного развития индивида.

9. Заражение— 1) процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида (человека или животного) другому на психофизиологическом уровне контакта помимо или дополнительно к собственно смысловому воздействию;2) способ влияния, основывающийся на общем переживании большой массы людей одних и тех же эмоций.

10. Индивидуализация — развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.

11. Институт социализации– социальная группа, в которой личность усваивает социальное влияние, приобщается к системам норм и ценностей, выступающая транслятором социального опыта и в которой личность воспроизводит усвоенное ранее социальное влияние и систему социальных связей.

12. Конформизм – изменения поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.

13. Межгрупповая дискриминация – установление различий между собственной и другой группой и действие на этом основании в пользу своей группы.

14. Межличностные отношения – субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия.

15. Нормы групповые –принятые в данной общности стандарты поведения, регламентирующие отношения людей.

16. Перцепция социальная – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов.

17. Подражание— следование какому-либо примеру, образцу, воспроизведение определенных вербальных и невербальных паттернов, характерных для образца.

18. Предубеждение— установка, препятствующая адекватному восприятию сообщения или действия.

19. Раппорт – установление межличностного контакта.

20. Референтная группа(от лат. referens — сообщающий) — реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.

21. Рольсоциальная функция личности, способ поведения человека в соответствии со статусом и позицией в обществе.

22. Роль социальная – функция социального положения человека; нормативно одобренный образ поведения.

23. Социализация— процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

24. Стереотип социальный(от греч. stereos — твердый, прочный и typos — форма, образец) — обобщенная, упрощенная и ригидная система широко разделяемых представлений об опознаваемых группах людей, в которых каждый человек рассматривается как носитель одних и тех же наборов ведущих характеристик, приписываемых любому члену данной группы безотносительно его реальных качеств.

25. Установка— готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.

26. Фрустрация(от лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов) — 1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; 2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи.

27. Ценности социальные – общественная значимость материальных объектов, социально-политических и духовных образований (общественных институтов, культуры, истории, семьи и т.д.) для человека, коллектива, социальной группы, общества в целом.

28. Эмпатия(от греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоцио-нального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека, не отождествляясь с ним.

29. Эффект новизны— феномен социальной психологии, проявляющийся в том, что при восприятии человека человеком по отношению к знакомой персоне наиболее значимой и запоминающейся оказывается последняя, новая информация о ней, тогда как по отношению к незнакомой персоне наиболее значима впервые появившаяся информация, создающая первое впечатление о человеке.

30. Эффект ореола— распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств.

Темы для эссе (одно по выбору)

1. «Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека» (А. Пъерон)

2. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».
(ВТ. Белинский)

3. «Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». (Ж.-Ж. Руссо)

4. В общении следует держаться так, чтобы друзей не делать врагами, а врагов друзьями (Пифагор).

5. Общение облагораживает и возвышает; в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве (Л. Фейербах).

6. Ограничения в пище возвращают нам телесное здоровье, а ограничение в общении с людьми — душевный покой (Б. Сен-Пьер).

7. Нет лучшего собеседника, чем слушающий других.
(Леонид С. Сухоруков)

8. А кто вам сказал, что чем сложнее вы как ключик, тем большее количество замочков сможете открыть?

9. Климат отношений зависит от погодных условий характеров (Леонид С. Сухоруков)

10. Осторожно, отношение оживляет! (Ишхан Геворгян)

11. На не сложившихся отношениях всегда лучше ставить точки, чем кляксы. (Яна Джангирова) 12. Если не можешь изменить ситуацию, стоит изменить свое отношение к ней. 13. Бывают люди, похожие на нули: им всегда необходимо, чтобы впереди их были цифры (Оноре де Бальзак)
14. Обвинять других людей или обстоятельства за собственное неправильное поведение свойственно детям. Отказ взрослого человека от ответственности за собственные поступки — шаг к разложению личности (Бруно Беттельгeйм)
15. Быть живой женской плотью и быть женщиной – две вещи разные (Виктор Гюго)
16. Видя себя в других, не только любишь себя, но и ненавидишь (Георг Лихтенберг).

17. Никто не может похвалиться тем, что ни разу в жизни не стал предметом презрения (Люк Вовенарг).

Экзаменационные материалы для промежуточной аттестации (экзамен)

Вопросы для подготовки к экзамену

К экзамену допускаются студенты, выполнившие самостоятельную работу (эссе, сообщение с презентацией и написавшие терминологический диктант)

1. Предмет, задачи и методология социальной психологии

2. Основные направления социальной психологии

3. Социально-психологическая характеристика личности

4. Концепции структуры личности в зарубежной и отечественной психологии

5. Понятие и стереотипы социального развития личности

6. Социальные взаимодействия и закономерности поведения личности в группе и обществе

7. Понятие социализации: этапы и механизмы ее воздействия на личность

8. Отклонения социального поведения.

9. Теории агрессивного поведения личности.

10. Понятие социальной роли и характеристика влияния ее на развитие личности

11. Общение как социально-психологическое явление. Содержание, цели, средства общения.

12. Функции общения.

13. Механизмы общения.

14. Разновидности восприятия и взаимодействия объектов общения. Эффекты межличностного восприятия.

15. Содержание и значение стереотипизации.

16. Психологическая совместимость как фактор успешного общения субъектов взаимодействия.

17. Понятие социального конфликта и возможные пути его разрешения

18. Переговорный процесс как способ решения конфликта.

19. Технология эффективного общения и рационального поведения в конфликте.

20. Психология манипуляции.

21. Определение и характеристика социальных групп

22. Феномен морально-психологического климата группы.

23. Проблематика малой группы в социальной психологии

24. Неформальные объединения молодёжи как социальное явление

25. Социометрия как психологическая теория общения и внутригрупповых отношений, и как метод, применяемый для оценки межличностных отношений.

26. Трансактный анализ какподход в концептуальном описании социально-психологических феноменов.

27. Лидерство – понятие и классификация.

28. Теория и функции референтной группы.

29. Динамические процессы, протекающие в группе.

30. Социально-психологическая сущность и содержание явлений в группах.

31. Социальная установка. Исследования понятия и динамики социальных установок. Определение и классификация.

32. Разновидности существующих в обществе социальных установок.

33. Исследования закономерностей межгруппового взаимодействия.

34. Психология нации.

35. Психология класса.

36. Толпа как стихийно организованная группа.

37. Психологические проблемы личности в профессиональной деятельности.

38. Психология религии. Особенности религиозного сознания.

39. Особенности социальной психологии политики. Функции власти.

40. Методы и средства исследований в социальной психологии: практические запросы, проблемы в организации исследований.

41. Методы и средства исследования психологического климата коллектива, удовлетворенности трудом, адаптации новых работников.

42. Методы и средства исследования проблемы управления.

43. Методы и средства исследования развития организации.

44. Методы и средства исследования общения.

45. Методы и средства исследования функционирования ученического коллектива.

46. Методы и средства исследования межгрупповые отношений.

47. Методы и средства исследования вопросов социализации.

48. Методы и средства исследования малой группы.

49. Методы и средства исследования личностных характеристик и имиджа политического деятеля.

50. Методы и средства исследования психологических условий и восприятия политических решений.