Функции педагогического процесса.

Педагогический процесс и его характеристика

План лекции:

1. Понятие целостного педагогического процесса.

2. Функции педагогического процесса.

3. Принципы педагогического процесса.

Содержание лекционного материала

1. Понятие целостного педагогического процесса.

Педагогический процесс — целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.

Педагогический процесс – целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей.

Главным интегративным качеством (свойством) педагогического процесса является его целостность. Педагоги считают, что целостная, гармонично развивающаяся личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. Целостность понимается как взаимосвязь и взаимообусловленность всех процессов и явлений, в нем возникающих и протекающих как в воспитании и обучении, во взаимоотношениях субъектов педагогического процесса, так и в его связях со внешней средой. В целостном педагогическом процессе непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.

Также обязательной характеристикой и условием протекания педагогического процесса является педагогическое взаимодействие. Педагогическое взаимодействие – это преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Наиболее распространенными уровнями педагогического взаимодействия, имеющими свои особенности, являются «учитель — ученик», «учитель – группа — ученик», «учитель – коллектив – ученик». Однако исходным, определяющим в конечном итоги результаты педагогического процесса является отношение «ученик (воспитанник) – объект усвоения», что и говорит о направленности педагогического процесса на изменение самого действующего субъекта (ребенка), овладении им определенных знаний, опыта деятельности и отношений.

38 стр., 18848 слов

Роль педагогического общения в структуре деятельности учителя-воспитателя

... тему нашего исследования: "Роль педагогического общения в структуре деятельности учителя-воспитателя". Научная новизна, Практическая значимость Объектом исследования данной дипломной работы является педагогический процесс. Предметом гипотезы: Целью исследования является изучение роли педагогического общения в совершенствовании учебно-воспитательного процесса ...

Движущими силами педагогического процесса выступают противоречия объективного и субъективного характера. Наиболее общим внутренним противоречием объективного характера является несоответствие реальных возможностей ребенка и требований, предъявляемых к ним педагогами, родителями, школой. К субъективным противоречиям педагогического процесса можно отнести следующие: между целостностью личности и односторонними подходами к ее формированию и развитию, между нарастающими объемами информации и возможностями учебно-воспитательного процесса, между необходимостью развития творческой личности и репродуктивным, «знаниевым» характером организации педагогического процесса и др.

Структура целостного педагогического процесса включает в себя цель, содержание, взаимосвязанные деятельность педагога и деятельность обучающегося (воспитанника), а также результаты их совместной деятельности. Педагог и обучающийся (воспитанник) считаются субъектами педагогического процесса, от активного участия которых зависит в целом результативность и качество этого процесса.

Деятельность педагога – это специально организуемая деятельность, которая определяется целями и задачами современного образования, вытекающими из социального заказа общества и государства. Педагог организует взаимодействие с обучающимися (воспитанниками) через систему методов, форм, средств педагогического процесса с учетом конкретных условий и особенностей и возможностей самих обучающихся. Формы, методы и средства, используемые педагогом, должны быть педагогически целесообразными, этичными и гуманными, а также адекватными конкретной ситуации взаимодействия.

Деятельность обучающегося (воспитанника) или всего детского коллектива определяется, первую очередь, осознаваемыми и неосознаваемыми мотивами и целями, которые не всегда сочетаются с целями всего коллектива, а тем более целями преподавателя (т.е. целями обучения и воспитания).

Его деятельность, в соответствии с целями обучения и воспитания должна приводить к его развитию, формированию у него системы знаний и умений, опыта деятельности и отношений к самому себе и окружающему миру. Однако, обучающийся использует те методы и средства, которые соответствуют его знаниям и опыту, которым возникли у него в результате социализации, обучения и воспитания. Но чем меньше этот опыт, тем менее целесообразны, разнообразны и адекватны его действия. Поэтому основную ответственность несет тот, кто старше, компетентнее и мудрее, тот, кто организует обучение и воспитание формирующейся личности. А ребенок несет ответственность за свои поступки лишь в той мере, в какой позволяет это делать его возраст, индивидуальные и гендерные отличия, уровень обученности и воспитанности, осознанности самого себя в этом мире.

Целостность и процессуальный характер педагогического процесса рассматривается также через единство его структурных компонентов, таких как эмоционально-мотивационный, содержательно-целевой, организационно-деятельностный и контрольно-оценочный.

Эмоционально-ценностный компонент педагогического процесса характеризуется уровнем эмоциональных отношений между его субъектами, педагогами и обучающимися, а также мотивами их совместной деятельности. С точки зрения субъект-субъектного и личностно-ориентированного подходов именно мотивы обучающихся должны лежать в основе организации их совместной деятельности. Формирование и развитие социально ценных и личностно значимых мотивов обучающихся — одна из главных задач педагогов. Кроме того важен характер взаимодействия между педагогами и родителями, обучающимися между собой, стили управления в данном образовательном учреждении.

3 стр., 1440 слов

Педагогического процесса ДОУв группах раннего возраста

... которые болели. Индивидуальная информация о ребенке, вплоть до детских работ по изобразительной деятельности, желательно представлять родителям в отдельных папках. В группе, особенно в «приемной», для ... должны быть на 20 см закрыты прозрачной или витражной пленкой, клеенкой (в целях охраны жизни и здоровья ребенка). Все постельное белье маркируют у ножного края ...

Содержательно-целевой компонент педагогического процесса представляет собой совокупность взаимосвязанных общих, индивидуальных и частных целей образования и воспитания, с одной стороны, и учебно-воспитательную работу – с другой стороны. Содержание конкретизируется как в отношении отдельной личности, так и групп обучающихся, и всегда должно быть направлено на достижение целей образования и воспитания.

Организационно-деятельностный компонент педагогического процесса подразумевает управление педагогами учебно-воспитательным процессом с применением целесообразных и педагогически оправданных форм, методов и средств обучения и воспитания обучающихся.

Контрольно-оценочный компонент педагогического процесса включает в себя контроль и оценку педагогами деятельности и поведения обучающихся воспитаников).

Отношения между детьми и взрослыми всегда насыщены оценочными моментами. Важное значение имеет участие самого ребенка в оценивании самого себя и своих достижений (самооценка), оценивании других обучающихся (взимооценка) и учителя. От результата оценки последнего в многом зависят отношения между педагогом и обучающимися. Составной частью данного компонента является также и самоконтроль и самооценка педагогом своего труда, своей деятельности, направленная на выявление педагогических успехов и ошибок, анализа результативности и качества процесса обучения и воспитания, необходимости корректирующих действий.

2. Функции педагогического процесса

Функции педагогического процесса.

Основными функциями педагогического процесса являются образовательная (или учебная), воспитательная и развивающая. Под функциями педагогического процесса понимаются специфические свойства педагогического процесса, знание которых обогащает наше представление о нем и позволяет сделать его более эффективным.

Образовательная функция связана с формированием знаний, умений и навыков, опыта репродуктивной и продуктивной творческой деятельности. При этом выделяются общие знания и умения, необходимые каждому человеку и формируемые на каждом учебном предмете, и специальные, зависящие от специфики отдельных наук, учебных предметов.

Такими общими знаниями и умениями, в современных условиях связанных с понятием компетентности – как интегральной характеристики качества личности, определяющей ее способность (готовность) выполнять определенные виды деятельности, являются:

14 стр., 6989 слов

ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

... ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА Этические принципы призваны обеспечить: ... педагогической общественности. Основными этическими принципами являются: 1) Принцип конфиденциальности. 2) Принцип компетентности. 3) Принцип ответственности. 4) Принцип этической и юридической правомочности. 5) Принцип ... ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван ...

  1. владение устной и письменной речью;
  2. владение информационными технологиями в широком смысле как умения и навыки работать с информацией, а не только с компьютером;
  3. способность к самообразованию и саморазвитию;
  4. навыки сотрудничества, жизни в многокультурном обществе;
  5. умения осуществлять выбор и принимать решения и др.

Развивающая функция обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знания, формирования опыта деятельности происходит развитие обучающегося. Из психологии известно, что развитие личности происходит только в процессе деятельности, в педагогике – только в процессе личностно-ориентированной деятельности. Это развитие выражается в качественных изменениях (новообразования) психической деятельности человека, формировании у него новых качеств и умений.

Развитие личности происходит в различных направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сферы личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной областей.

В большинстве теоретических учебных предметов в основном уделяется внимание развитию умственной деятельности обучающихся, таким его элементам как анализу, синтезу, сравнению, обобщению, аналогии, классификации, выделению главного и второстепенного, умению ставить цели, делать выводы, оценивать результаты и т.д. Это не значит, что другие аспекты развития менее важны, просто традиционная система обучения уделяет этому значительно меньше внимание, но существуют отдельные педагогические технологии (вальдорфская педагогика Р.Штейнера, «Диалог культур» В.С.Библера и др.) и учебные предметы (рисование, физкультура, технология), в которых развиваются в большей степени другие сферы личности.

Важным является также развитие потребностно-мотивационной сферы. Здесь необходимо уделять внимание следующему:

  1. развитию внутренней мотивации личности, к которой в отличие от внешних стимулов и мотивов, относятся удовлетворение от самого поведения, самой деятельности, самостоятельного решения проблемы, собственного продвижения в познании, своего творчества;
  2. развитию высших потребностей – потребностей в достижении, в познании, в самореализации, эстетических потребностей и др.;
  3. развитие социальных и познавательных мотивов, действующих в системе обучения.

Воспитательная функция состоит в том, что в педагогическом процессе формируются нравственные (этические) и эстетические представления личности, ее мировоззрение, ценности, нормы и правила поведения, качества личности.

В современном образовании говорится, в первую очередь, об:

  • умственном воспитании;
  • физическом воспитании;
  • трудовом воспитании;
  • эстетическом воспитании;
  • экологическом воспитании;
  • экономическом воспитании;
  • гражданско-правовом воспитании и др.

В зависимости от того, на что делается акцент – на знания и умения, на развитие мотивационной или интеллектуальной сферы личности, на воспитание высоких нравственных качеств личности – происходит более интенсивное развитие одной из функций.

10 стр., 4819 слов

Функции и принципы педагогических технологий

... педагогической компетентностью; педагогическим мастерством, а обучаемый должен быть: сознателен; активен; самостоятелен в обучении. Один из отраслевых принципов ... же, как отмечает В.П. Беспалько, традиционный процесс обучения очень громоздкий, и у него КПД, ... компетентность), гуманистическая направленность его личности и технологическое мастерство (педагогическое или врачебное). Медицинские и ...

Как утверждал известный отечественный психолог Рубинштейн С.Л.: «ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается, и воспитывается, и обучается. Это значит, что воспитание и обучение включаются в процесс развития ребенка, а не надстраиваются над ним».

3. Принципы педагогического процесса

Принципы педагогического процесса — это основные положения, нормативные требования, руководящие идеи, определяющие особенности проектирования и реализации педагогического процесса (процесса обучения).

Также под педагогическими принципами понимается инструментальное, данное в категориях деятельности, выражение педагогической концепции (В.И. Загвязинский).

Раньше принципы педагогического процесса выводились из практики обучения и воспитания (например, «повторение – мать учения»).

Теперь это выводы из теоретических законов и закономерностей о сущности, содержании и структуре педагогического процесса, выраженные в виде норм деятельности, ориентиров для проектирования педагогической практики.

Загвязинский В.И. утверждает, что суть принципа в том, что это рекомендация о способах регулирования отношений противоположных сторон, тенденций учебно-воспитательного процесса, о способах разрешения противоречий, о достижении меры и гармонии, позволяющих успешно решать учебно-воспитательные задачи.

Совокупность принципов организует некую концептуальную систему, имеющую определенную методологическую или мировоззренческую основу. Разные педагогические системы могут отличаться системой взглядов на образование и воспитание личности и системой принципов, реализующих их на практике.

В современных педагогических системах выделяются следующие наиболее общие принципы обучения и воспитания обучающихся (воспитанников):

1. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса.

2. Принцип демократизации образования.

3. Принцип природосообразности.

4. Принцип наглядности.

5. Принцип наглядности.

6. Принцип сознательности и активности обучающихся (воспитанников).

7. Принцип доступности и посильности обучения и воспитания личности.

8. Принцип связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью.

9. Принцип прочности и осознанности результатов воспитания, обучения и развития.

10. Принцип систематичности и последовательности.

Рассмотрим некоторые из них.

Принцип гуманистической направленности педагогического процесса – один из ведущих принципов образования, выражающий необходимость сочетания мотивов и целей общества и личности. Гуманистические идеи зародились еще в древности. Сущность гуманизации состоит в приоритете межличностных отношений обучающихся между собой и с педагогами, взаимодействии на основе общечеловеческих ценностей, установлении благоприятных для развития личности эмоциональной атмосферы. Правила реализации данного принципа включают: полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью; опора на положительные качества воспитанника; создание ситуации успеха; создание условий для воспитания самостоятельности.

5 стр., 2088 слов

Педагогические условия организации исследовательской деятельности ...

... образовательной практики нами были выделены следующие педагогические условия: 1) функционирование научно-исследовательской лаборатории педагогов, мотивированных к преподаванию элективного курса «Основы научно – исследовательской деятельности»; 2) организация ... руководителя, членов творческой лаборатории. Организатором описанного выше процесса становился руководитель творческой лаборатории школы. На ...

Принцип демократизации образования заключается в предоставлении всем участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения и самообразования. Для этого необходимо осуществлять следующие правила:

  • создание условий для получения образования всеми категориями граждан (доступность образования);
  • взаимное уважение и толерантность во взаимодействии всех участников педагогического процесса;
  • организация педагогического процесса с учетом национальных особенностей обучающихся;
  • индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
  • введение самоуправления учащихся в процессе организации их жизни;
  • создание открытой образовательной среды с возможностью участия в организации и контроля со стороны всех заинтересованных участников педагогического процесса.

Такими заинтересованными участниками педагогического процесса могут быть как сами обучающиеся и их родители и педагоги, а также общественные организации, государственные органы, коммерческие организации, частные лица.

Принцип природосообразности также известен с глубокой древности. Его сущность заключается в выборе пути естественного развития ребенка сообразно не только его возрастным и индивидуальным возможностям (его природе), но и специфике окружающей среды, в которой живет, учиться и развивается этот ребенок. Главными и определяющими факторами при организации педагогического процесса в данном случае становятся природа воспитанника, его состояние здоровья, физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие. При этом выделяются следующие правила реализации принципа природосообразности:

  • поддерживать и укреплять здоровье обучающихся;
  • организовывать педагогический процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
  • быть направленным на самообразование, самовоспитание, самообучение;
  • опираться на зону ближайшего развития, определяющую возможности обучающихся.

Принцип наглядности — один из самых известных и понятных каждому педагогу принципов педагогического процесса. Смысл принципа наглядности, о котором говорил еще Я.А. Коменский, заключается в необходимости целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.

Выявленные физиологические закономерности говорят, что органы зрения человека «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы. При этом, информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует значительной перекодировки и запечатляется в памяти человека достаточно легко, быстро и прочно.

10 стр., 4830 слов

Принципы организации и задачи службы медицины

... медицинские невоенизированные формирования и учреждения. В основу организации сил и средств МС ГЗ положены следующие принципы. 1.Территориально-производственный принцип (создаются в основном на базе существующих учреждений ... возраста, а также женщин со средним и высшим мед. образованием, имеющих детей до 2-лет-него возраста. Решением СЗ районной администрации к отряду приписываются санитарные ...

Перечислим основные правила, раскрывающие применение принципа наглядности при организации педагогического процесса:

  • применение наглядности необходимо либо с целью оживления интереса обучающихся путем включения органов чувств, либо с целью изучения тех процессов и явлений, которые сложно объяснить или представить (например, модель экономического кругооборота, взаимодействие спроса и предложения на рынке и т.д.);
  • не забывайте, что абстрактные понятия и теории легче понимаются и осознаются обучающимися, если они подкрепляются конкретными фактами, примерами, образами, данными;
  • никогда при обучении не ограничивайтесь только одной наглядностью. Наглядность – не цель, а лишь средство обучения. Перед тем, как что-либо продемонстрировать обучающимся, необходимо дать устное пояснение и задание к предполагаемому наблюдению;
  • наглядность всегда находящаяся на обозрении обучающихся менее эффективна в процессе обучения, чем та которая применяется в конкретный запланированный момент времени.

Принцип связи теории с практикой (обучения с жизнью).

Теоретическое обучение, преобладающее в современной школе, требует своего практического воплощения в реальной жизни. Но учить детей для будущей жизни, создания запаса знаний впрок нельзя. Поэтому появился принцип связи теории с практикой, подразумевающий, в первую очередь, применение изученных теоретических знаний для формирования практических умений и навыков, решения практических задач и т.д.

Практика есть продолжение теории, но данный подход, закрепившийся в традиционном обучении (сначала теория, а потом ее применение на практике) не является единственно верным. Можно вспомнить прагматическую педагогику Д.Дьюи, проектное обучение, вновь используемое в современной школе, такие методы и формы обучения, как деловые и ролевые игры, лабораторные и исследовательские работы, дискуссии и другие, в которых главным является практический опыт, стимулирующий познание теоретических законов и явлений.

Основными правилами реализации принципа связи теории с практикой считаются:

  • обучение для школьников – это жизнь, поэтому не надо разделять научные (теоретические) знания и практические (жизненные) явления и факты
  • применяйте в учебно-воспитательном процессе задачи и задания, основанные на реальных событиях, моделируйте в ходе учебного процесса конкретные ситуации окружающей нас действительности (особенно, в ходе деловых и ролевых игр, решении каких-либо учебных задач и проблем).
  • опирайтесь на личный опыт обучающихся – это основа теоретических знаний.
  • обучайте школьников осмысленной деятельности, применяйте в учебном процессе рефлексию и самооценку учебных достижений обучающихся. Бывает, что важнее, не каких результатов достиг ученик, а как он анализирует и оценивает свою деятельность.
  • приучайте обучающихся к самостоятельной исследовательской работе, деятельности по приобретению знаний в процессе поиска, анализа, отбора, обработки (переработки) и оценки информации.

Литература

10 стр., 4836 слов

Влияние традиционных праздников на процесс социализации ребенка

... его последовательность в связи с природными циклами. В процессе различных форм проведения досуга шла передача от поколения ... молодых, в жизнь общества и общественные отношения, освоение детьми и подростками норм поведения в легком, приятном, притягательном ... коллективные игры, сопровождаемые часто речитативами, в них охотно принимали детей (например, в «редьку»). Эти динамичные игры включали в ...

1. Педагогика: Учебное пособие. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2006.

2. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М., 2004.

3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пос. – М., 1999.

4. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие. – М., 2001.

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса при организации изобразительной деятельности в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (пункт 6.2 статья 9) приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ ООП).

Одним из положений ФГТ является следующее: «Программа должна основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса».

В настоящее время в массовой практике используются три основных принципа построения образовательного процесса:

  • учебный;
  • предметно-средовой;
  • комплексно-тематический.

Практика показывает, что ни один из них фактически не встречается в дошкольном образовании в чистом виде, а сочетается с одним или двумя другими принципами или моделями построения образовательного процесса.

На сегодняшний день доминирует  учебный принцип (или учебная модель) построения образовательного процесса. Эта модель является наиболее распространённой и традиционной для российского дошкольного образования. В рамках учебной модели воспитатель ежедневно проводит занятия, которые, по сути, представляют собой адаптированные к потребностям дошкольного возраста уроки по ознакомлению с окружающим, математике, развитию речи, и другим «предметам»Несмотря на включение игровых методов, и приёмов, более свободной организации детей сущность учебной модели не изменилась. Организация специальных занятий по  «предметам» — не тождественна организации различных видов детской деятельности, а деятельность педагога и детей на специально организованных занятиях — не является совместной деятельностью взрослого и детей, т. к. главной составляющей занятия является воздействие взрослого на ребёнка, а главной составляющей совместной деятельности является взаимодействие, сотрудничество.Учебная модель организации образовательного процесса не является адекватной для детей дошкольного возраста, что доказывают труды классиков отечественной психологии (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).

Таким образом учебная модель построения образовательного процесса противоречит теоретико – методологическим принципам ФГТ.

В предметно – средовом принципе  построения образовательного процесса (ярким примером является система М. Монтессори) главной составляющей является дидактический материал, действие с которым, по мнению авторов, автоматически развивает ребёнка, соответственно, взрослому отводится второстепенная роль, опосредованная в зависимости от направленности дидактического материала.    

23 стр., 11195 слов

Процесс образования детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью

... говорят о необходимости предоставления им своевременной комплексной образовательной поддержки, специфические особенности развития данного контингента детей. Актуальность данного исследования обуславливается значительной ... Федерации" содержание образования и условия организации образовательного процесса для лиц с ОВЗ определяются образовательной программой, адаптированной для обучения лиц с ...

Практика показывает, что в «чистом виде», как доминирующий основной принцип организации образовательного процесса, в современном ДОУ этот принцип применён быть не может, т. к. не осуществляется освоение социального опыта и культуры, недооценивается значение общения и взаимодействия ребёнка со взрослым для развития всех видов детской деятельности.        

Однако предметно – средовой принцип применим к организации самостоятельной деятельности детей. Под самостоятельной деятельностью понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно – развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребёнком деятельности по интересам позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Комплексно – тематический принцип — главная задача построения образовательного процесса – сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью. В настоящее время комплексно-тематический принцип успешно реализуется в специальной коррекционной педагогике.

Вот краткая суть тематического планирования:

  • выбирается тема недели, которая называется и первоначально рассматривается на занятии по ознакомлению с окружающим миром (экология или ознакомление с природным миром, знакомство с социальной действительностью), которое проводится в первый день недели;
  • все остальные занятия (развитие речи, элементарных математических представлений, лепка, аппликация, конструирование и другие) продолжают предложенную тему, так или иначе связаны с ней;
  • на каждом из последующих занятий дается короткое повторение темы недели;
  • для родителей предлагаются краткие рекомендации, советы по организации домашних занятий, наблюдений в природе, домашнего чтения детям.

Такое построение воспитательно-образовательной работы позволяет учесть следующие принципы дошкольной дидактики:

1. Принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста.

2. Принцип последовательности.

3. Принцип систематичности.

4. Принцип повторности.

Данный принцип начинался в качестве просто тематического, и его история в российском дошкольном образовании также насчитывает не один десяток лет. Например, работа «по организующим моментам» в начале 20-х годов ХХ века – это тоже разновидность тематического принципа. «Обновлению педагогического процесса в детском саду послужило введение планирования всей его деятельности. Главная задача нового планирования — сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью. В работе «по организующим моментам» главным была постановка цели, которая захватила бы детей на 2-3 недели: подготовиться к празднику, устроить цветник и огород и т.д.».

Однако в 50-80-е годы данный принцип подвергся жесткой критике со стороны идеологов учебной модели. В качестве недостатков назывались такие моменты как:

  • тематическая узость,
  • поглощение выбранной темой всего образовательного процесса и, как следствие, заслонение ею остальных значимых общественных явлений,
  • эпизодичность темы в жизни ребенка: после прохождения тема считалась «отработанной», исчерпывающей, к ней больше не возвращались, следовательно она не оставляла глубокого следа в сознании детей.

Современные исследования педагогов, психологов, социологов свидетельствуют о том, что воспитательно-образовательный процесс следует строить, учитывая контингент воспитанников, их индивидуальные и возрастные особенности, социальный заказ родителей.

При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.

Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса фактически невозможна вне взаимосвязи с принципом интеграции. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Таким образом, происходит не только интеграция содержания, но и интеграция разнообразных организационных форм, в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды детской деятельности.

Кроме того, темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, должны, с одной стороны, быть социально значимыми для общества, семьи и государства, с другой стороны вызывать и личностный интерес детей (по крайней мере, большей части группы), обеспечивающий мотивацию образовательного процесса «здесь и сейчас».

Построение образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом – дело более сложное, чем работа в режиме привычной учебной модели. Реализация данного принципа предусматривает тесную взаимосвязь не только всех специалистов ДОУ – учителя – дефектолога, воспитателя, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя, но и непосредственное вовлечение родителей в воспитательно – образовательную и коррекционную работу.

При комплексно – тематическом принципе организации учебно – воспитательной работы, четко прослеживается предварительная и последующая работа: в утренние часы, на прогулке, вечером, в свободное от занятий время – воспитатель организует игровое экспериментирование, наблюдения за изучаемыми объектами и явлениями, использует художественное слово, сообщает познавательную информацию по тематике занятий и т.д. Мы хотим обратить внимание, что образовательный процесс должен строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Важно отметить – материал, предлагаемый на занятиях познавательного цикла, находит свое отражение в художественно – эстетической, продуктивной деятельности и в игре: полученные знания становятсянеобходимыми для решения практических задач. Именно в этом случае знания усваиваются детьми легче и быстрее.

Занятия художественно – эстетического цикла объединены единой тематикой, общностью персонажей, сходством способов изображения или одним и тем же видом народно – прикладного искусства. Кроме того, одна лексическая тема объединяет занятия по изобразительной деятельности в цикле и занятия по развитию речи, проводимые сурдопедагогом, а так же занятия по ознакомлению с окружающим, проводимые воспитателями.

Следовательно, можно сделать вывод, что реализация данного принципа позволяет построить воспитательно-образовательную работу так, что каждое занятие по изодеятельности, в рамках предложенной ребенку темы, дает возможность актуализировать, обобщить и систематизировать все знания, полученные из различных источников, как во время занятий познавательного цикла, так и во время бесед, прогулок и экскурсий, чтения художественной литературы и т.д. И одновременно служит пропедевтикой для следующего занятия (как познавательного, так и художественно – эстетического цикла), для усвоения нового витка знаний, умений, навыков.

Все циклы занятий выстроены в определенной системе. Первые занятия каждого цикла являются обучающими. Детей знакомят с предметами и явлениями, которые им предстоит изображать, а также способами изображения. На последующих занятиях умения и навыки формируют и закрепляют. От занятия к занятию возрастает самостоятельность детей. Именно тогда, когда у ребенка уже есть необходимый запас знаний, сформированы необходимые умения и навыки изображения, имеет смысл предлагать детям создание коллективной творческой работы. При этом задания дифференцируются по уровню сложности. Выбор данной формы образовательного процесса обусловлен психологическими особенностями ребенка с нарушениями слуха, такими как недостаток речевого взаимодействия с окружающими, эмоциональная незрелость. Дети в своем общении часто не могут выстроить продуктивный диалог со сверстниками, в результате чего происходят частые конфликты и ссоры. В процессе коллективного творчества ведется целенаправленная работа по формированию полноценного делового общения, а также работа по формированию бесконфликтного взаимодействия и выработки у глухих детей адекватных форм поведения.

Хотелось бы остановиться еще на одном аспекте воспитательного – образовательного процесса – кружковой работе. В нашем ДОУ работают несколько кружков художественно – эстетического цикла (лепка из соленого теста, оригами, изонить, вышивка и другие).

Отличительной особенностьюзанятий в кружке является возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей. Планирование работы кружка строится на хорошо изученном и усвоенном лексическом материале, а так же на знаниях, умениях, навыках, усвоенных ребенком на занятиях познавательного и художественно – эстетического цикла. Экспериментирование в процессе создания поделки дает детям возможность самостоятельного накопления опыта и его осмысления, а так же формирует самостоятельную поисковую деятельность, развивает активность, инициативу и самостоятельность детей в ее осуществлении.

Организация педагогического процесса в соответствии с комплексно – тематическим принципом помогла выстроить адекватную модель взаимодействие педагога и родителей. Ситуация, тема недели эмоционально проживается ребенком не только в группе детского сада, но находит свое отражение в общении с родителями дома. Тема становиться мотивом взаимодействия ребенка и родителей – будь то выполнение домашних заданий учителя – дефектолога или наблюдения в природе, домашнее чтение с детьми или изготовление поделок….

Выстраивая модель взаимодействия с родителями педагоги столкнулись с двумя наиболее острыми проблемами. Первая недостаток времени для общения. Воспитанники нашего ДОУ проживают не только в разных районах нашего города, но и в разных городах области, большая часть детей находятся в детском саду с понедельника по пятницу. Общение воспитателя и специалистов ограничено, чаще всего утром понедельника и вечером пятницы. Многие родители зависят от расписания междугородних автобусов и электричек, в результате чего общение носит в основном бытовой характер.

Вторая проблема общения педагога с родителями связана с тем, что многие родители имеют тугоухость или глухоту и полноценно общаться на вербальном уровне с ними сложно.

В результате нами активно используются такие формы работы, как «Возьми с собой» — родителям предлагаются памятки с вариантами творческих работ, доступных для выполнения детьми данной возрастной группы, в памятках имеется фотография готовой поделки и (или) фото (описание) этапов ее изготовления, и газета для родителей «Росинка», в которой освещаются различные вопросы обучения, воспитания и развития ребенка с нарушениями слуха, даются советы специалистов, помещаются фотоотчеты о праздниках, развлечениях, выставках, ответы на вопросы родителей.

Родители могут обсудить с воспитателями вопросы бытового плана при непосредственном общении, а так же взять с собой памятки, буклеты, газету – в спокойной, домашней обстановке прочить, выполнить задания либо поделки с детьми, а в следующее посещение ДОУ высказать свои соображения по предлагаемому вопросу.

Результатом данной работы стало повышения интереса родителей к воспитательно — образовательному процессу, они с большим энтузиазмом участвуют, а иногда сами становятся инициаторами мероприятий группы и ДОУ (праздники, выставки, конкуры, мастер – классы), не стесняются обращаться за советом при изготовления подарков для близких своими руками. В результате создания совместной творческой работы, слышащие родители научили общаться и взаимодействовать со своим глухим ребенком, понимать и принимать его.

При организации воспитательно – образовательного процесса в учетом комплесно – тематического принципа у педагогов как правило не возникает проблем при раскрытии таких лексических тем как «Овощи», «Фрукты», «Осень», «Домашние и дикие животные», «Город, транспорт», в тоже время возникает много вопросов в раскрытии сложных лексических тем, таких как «Учебные принадлежности», «Посуда. Мебель» или «Инструменты» на занятиях по изодеятельности.