Формы правления. Гос. управление

Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других полит. институтов. Функции отражают гл. направления деят-ти гос-ва, его предназначения. К внутр. функциям государства можно отнести эконом., соц., организатор., правовую, политич., образовательную, культурно-воспитательную и др.

· Эконом. функция заключается в организации, координации, регулировании экономич. процессов с помощью налоговой и кредитной политики.

· Соц. функция гос-ва — забота о человеке как о члене социума: удовлетворение потребностей людей в жилье, работе, поддержании здоровья, образовании;

· Организ. функция заключается в упорядочении всей властной деятельности: принятии, организации и исполнении решений, формировании и использовании управленцев, осуществлении контроля за исполнением законов,

· Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан.

· Полит. функция государства состоит в обеспечении полит. стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке программно-стратегических целей и задач развития общества.

· Образов.функция реализуется в деятельности гос-ва по обеспечению демократизации образования, его непрерывности, предоставлении людям равных возможностей его получения и т. д.

· Культурно-воспитательная функция гос-ва направлена на создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности.

15.Типология государств — это особая науч. классификация государств по опред.типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данным государствам их общие закон-ти возникновения, развития и функц-ия.

Формы правления. Гос. управление

Различают две основные формы правления:

Монархия. Республика.

Монархия – форма правления, при которой власть концентрируется в руках главы государства (монарха).

Выделяют виды монархии:•Абсолютная – неограниче. власть монарха. (Саудовская Аравия, Ката, Оман).•Конституционная – власть монарха ограничена парламентом. Осн. принцип – «монарх царствует, но не правит». (Великобритания, Швеция, Дания, Испания, Бельгия, Япония).

7 стр., 3347 слов

Формы правления тоталитарной власти

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина» Институт непрерывного профессионального образования. Реферативное исследование на тему: «Формы правления тоталитарной власти» Москва 2010 Содержание: 1. Введение ...

Дуалистич. – власть монарха ограничена в законодательной области и имеет широкие полномочия в исполнительной области. (Иордания, Кувейт, Марокко, Ирак).

Республика– форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Различают 3 вида республики:

Президентская – знач. роль президента в системе органов гос. власти. Президент одновременно является главой государства и главой исполнительной власти. (США, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика).

Президент избирается либо прямыми выборами, либо коллегией выборщиков.

Парламентская (ФРГ, Италия, Индия, Турция, Израиль, страны Прибалтики).

Правительство формируется на парламентской основе. Парламент может выразить вотум недоверия Правительством.

Полупрезидентская (смешанная) — Австрия, Финляндия, Франция, Болгария, Польша. Сочетают сильную президентскую власть с эффективным контролем Парламента за деятельностью Правительства.

16.Гражд. общ-во (Ж.Ж. Руссо и Г. Гегеля) – система самост. и независимых от государства общес. институтов и отношений, которые призваны обеспечивать условия для самореализации индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей.

Хар-ые признаки гражд. общества:

•Гуманизм и стабильность соц. отношений.

•Правовая защищенность каждого гражданина.

•Высокий уровень полит. культуры и гражд. ответственности лич-ти.

•Полит плюрализм, развитая система самоуправления, свободная инициатива граждан.

•Эффективный соц. контроль над деятельностью институтов власти.

•Равная ответ-ть гос-ва, общества, личности.

•Граж. общество неразрывно связано с правовым государством, что обеспечивает верховенство права и свободы граждан

Структура граж. общества.

Цели объединений в экон. сфере:1) Защита интересов и прав, входящих в эти организации предприятий;2) Всемерное содействие укреплению эконом. позиций (на внутреннем ивнешнем рынках) предприятий, входящих в организации;3)Организация общественного контроля за соблюдением антимонопольногозаконодательства и правил добросовестной конкуренции;4)Проведение в рамках объединения хозяйственной и коммерческой деятельности(учреждение фондов);5) Повышение профессионализма и деловой квалификации предпринимателей.

13 стр., 6269 слов

Человек в дискурсе власти : на материалах современной философии

Белорусский Государственный Университет факультет философии и социальных наук кафедра философии и методологии наук Курсовая учебно-исследовательская работа по теме Человек в дискурсе власти на материалах современной философии.Подготовил студент 3-го курса отделения философии Корольков Александр Научный руководитель Хомич Е. В. Минск 2005 Содержание. Введение3 Глава 1. Понятие власть в философском ...

17. Правово́е гос-во (нем. Rechtsstaat) — гос-во, вся деят-ть которого подчинена нормам права, а также фундаментальным правовым принципам, направ. на защиту достоинства, свободы и прав человека. Подчинённость деят-ти верховных органов власти стабильным законам или суд. решениям является отличит. признаком констит. полит. режимов. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» в российской юриспруденции и «верховенством права» Идея правового гос-ва, прежде всего, противоположна произволу во всех его разно-тях: диктатуре большинства, деспотизму, полиц. гос-ву, равно как и отсутствию правопорядка. Эта идея преследует ряд целей:( 1.Ограничение и направление процесса осуществления власти. Прав. Гос-во не стремится принизить важность компетентности, авторитета, личной воли ;.2.Фор-ие чувства определённости и правомерных ожиданий в отношении поведения всех субъектов права; 3.Охрана устоявшихся общест. представлений о морали, справедливости, свободе и равенстве, а также защита достоинства и прав граждан согласно этим представлениям.

18.Понятие «личность» тесно связ.с понятием «гражданин.С понятием «гражданин» органически связано понятие «гражданство». Гражданство — устойчивая правовая связь человека с гос-ом, выражающая сов-ть их взаимных прав, обязанностей и ответ-ти. Гражданство возникает по рождению, в результате приема в гражданство и по другим законным основаниям.

Гос-во — организация, обладающая полит. властью, располагающая спец. механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определён. территории, и обладающая суверенитетом.

Гос-во — суверенная организация, целевым образом объединяющая территорию, население, столицу — гл. город гос-ва, местопребывание правительства и других высших органов госуд. власти, армию и весь комплекс ресурсов находящийся на её территории.

Права́ челове́ка — такие правила поведения, отобранные в процессе истории развития чел-ва, которые с помощью правового государства обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека. В своей сов-ти основные права образуют основу правового статуса личности.

9 стр., 4022 слов

Антрополого-онтологическое обоснование прав человека в психологической теории права Л. И. Петражицкого: методологический аспект

М.А. Ерошкина, В.А. Тимошина Сформировавшиеся в постклассической науке подходы к пониманию права, как отмечает профессор А. В. Поляков, характеризуются стремлением преодолеть свойственным классическим типам правопонимания разрыв между правом и человеком и представляют собой попытку ответить на вопрос, как право связано с субъектом. Большинство современных правовых теорий исходит из того, что ...

В правовой доктрине по основной сфере проявления в общественных отношениях права человека обычно делятся на личные, политич., социально-экономич. и культурные, однако, в значительной степени и такое деление символично. Для ряда из них существенно лишь различие между правами человека и правами гражданина. Права человека также можно поделить на 1) личные + политич.; 2) социально — экономич.; 3) культурные + коллективные. Ниже приведена популярная теория классификации прав и свобод человека и гражданина.

19.Определение полит. социологии. Объект, предмет и основные категории науки. Особенности методологии полит. социологии. Структура полит.социологии: взаимосвязь общетеоретич. и эмпирич. уровня. Функции полит. социологии: познавательная, научно-практическая, прогностическая. Прикладные социологические исследования политики и их значение для разработки политических технологий. Источники исследований. Материалы статистики, переписи населения, массовых опросов. Методы анализа документов. Роль рабочей гипотезы в социологическом исследовании. Вербальная информация о биографиях, интересах, мнениях политических лидеров, программах политических партий, настроениях отдельных личностей по отношению к власти и её представителям. Проблема репрезентативности опросов. Тесная связь и возможность развития полит. социологии в сотрудничестве с историей, соц. психологией, политологией, юридич.науками, этнографией, антропологией, экологией и другими науками. Предмет и структура полит. науки; специфические закономерности взаимоотношений общественных субъектов по поводу власти; внутренняя и внешняя политика.

20.Ресурсы власти – это ср-ва, которыми субъект полит. отношений влияет на объект полит. отношений для достижения поставленных целей. Как всякая власть одних людей над другими, полит.власть может иметь различ. источники, ресурсы, трактуемые обычно как совок-ть средств, использование которых обеспечивает субъекту доминирование над объектом. Существуют различ. подходы к их классификации, в том числе — по сферам обществен. Жизне-ти, содержащим соответствующие ресурсы:

10 стр., 4706 слов

2.Происхождение партий

... . власти с целью влиян. на политич. решения. 4) Кадровая ? формир. полит. элит и выдвиж. новых полит. лидеров. 10. Способы классификации политических партий. Мир политических партий чрезвычайно ... ценностей, а также причастность к власти (независимо от способа и условий ее обретения). Используемые политической элитой ресурсы как правило многообразны и не ...

Экономич. ресурсы – материальные ценности – деньги, техника, земля, полезные ископаемые, необходимые для процессов производства и потребления.

-Соц. ресурсы – группы и слои общества, чья поддержка необходима власти для проведения своей политики.

-Культурно-инфор. ресурсы – знания, информация и средства их распространения – средства массовой информации, система образования, культурные учреждения и т. д.

-Принудительные ресурсы – оружие, армия, суд, прокуратура, полиция, силовые ведомства.

-Демографич.ресурсы – основа воспроизводства всех остальных видов ресурсов власти – люди.

21.Полит. партия – это наиболее активная и организ. часть соц. группы или класса, выражающая их интересы, связан. идеологич. общностью и борющаяся за политич. власть.

Цели полит. партии – преследование определен. целей, достижение решающих позиций в осуществлении госуд. власти, влияние на полит. жизнь и организацию об-ва. В полит. системе, как правило, действуют несколько партий, что связано с противоречиями между классами и соц. слоями, борьбой за преимущества в осуществлении собственной политики.

Структура:

партийный аппарат – организ. группа людей, для которых партийная, полит.дея-ть является профессией;

рядовые члены (партийная масса).

Функции:

– выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших соц. групп;

– активизация и интеграция опред. части людей;

– борьба за политич. власть и за ее использование, опр-ие форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки);

– подготовка и проведение избират. кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью;

– разработка партийной идеологии, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения;

6 стр., 2600 слов

Раздел «Физиология сенсорных систем»

16 Раздел «Физиология сенсорных систем» Сенсорная система (анализатор), ее принципиальное строение. Рецептивная поверхность органа чувств. Принципы классификации рецепторов. Сс-комплекс нервных структур, обеспечивают восприятие и анализ сенс инф из внеш и внутр среды организма. Строение сс – 3 отдела: периферический(рецептор, орган чувств), проводниковый (афф волокна, ганглии и нц-проведение и ...

– политич. воспитание общества в целом или его части;

– подготовка и выдвижение кадров для партии, госуд. аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.

Классификация:

1. По социально-политической ориентации:
а) консервативные партии выражают интересы крупного капитала, они против радикальных реформ, за сохранение частной собственности, существующих форм правления, существующей религии, института брака, семьи, государственных символов. В Великобритании это партия аналогичного названия — Консервативная, в Японии — Либерально-демократическая партия, в ФРГ — Христианско-демократический союз и другие;
2. По соц. признаку🙁 партии рабочих, крестьян, интеллигенции)
3. По признаку пола — женские партии. Например, Женский Альянс в Исландии.
4. По национ.признаку. Например, Шотландская национальная партия, Уэльская национальная партия, в Финляндии — Шведская национальная партия.
5. По религиозному признаку:
6. Эколог. партии — партии «Зеленых».
7. По территориальному признаку:
8. В зарубежных странах существуют партии, которые классифицируются как фашистские (крайнелевые, край- неправые).

Например, Национальный фронт во Франции.
9. Многие другие мелкие партии «по интересам»: партии любителей пива, либерторианцы (защищают интересы сексуальных меньшинств) и т. п.

22.Парт. система пред-ет собой целостную систему взаимоотношений между партиями, сов-ть полит. партий, их блоков и союзов, взаимодействующих между собой в рамках опред.политич. системы и строящих свою дея-ть на принципах сотрудничества или соперничества в осуществлении полит. власти.

Партийн. система складывается в зависимости от положения политич. партий в политич. системе общ-ва, взаимодействия между ними, типа самих политич. партий.

Факторы, влияющие на фор-ние партийной системы той или иной страны: уровень политич. зрелости общества, его политич. сознания и культуры; истор. традиции; нац. состав; рел. ситуация; расстановка социально-классовых сил и т. п.

Значительное воздействие на фор-ние партийной системы оказывает действующее зако-во и прежде всего конституция и избир. законы.

10 стр., 4851 слов

Полит.культ

1.Политическая культура – составная часть общей культуры человечества, включающая те элементы духовной сферы, которые связаны с уровнем и характером общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и воспроизводством их в ходе текущей политической жизни. Поэтому на основании уровня политической культуры общества можно ...

Типы партийных систем:

1) в зависимости от характера политич. режима выделяют п. системы:

демокр. — широкие гражданские права и свободы человека;

авторит. — непререкаемое подчинение власти;

тоталитарные — контроль государственной системы всех сфер жизни общества;

2) в зависимости от кол-ва партий, борющихся за власть или влияющих на нее:

однопартийные (монопартийные) – обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление полит. власти в обществе

двухпартийные (бипартизм) – одна из двух партий в случае ее победы на выборах имеет большинство мест в законодательном органе или назначение ее кандидатов на посты президента и вице-президента (например, консерваторы и лейбористы в Великобритании («Тори» и «Виги

многопартийные — в которых ни одна из партий, как правило, не способна завоевать поддержку абсолютного большинства избирателей;

«двухсполовинные» – ведущие партии не располагают твердым большинством голосов в парламенте и привлекают к фор-нию правительства третью партию на правах младшего партнера (Канада, Австралия, Германия);

3) в зависимости от соотношения партий с различным политическим статусом: мажоритарные, доминирующие и коалиционные;

4) в зависимости от устойчивости партийной структуры и межпартийных отношений: стабильные и переходные;

5) в зависимости от характера межпартийных отношений: конкурентные и неконкурентные.

23. Совр. полит. жизнь вызывает повыш. интерес к проблеме лидерства, в том числе полит-го. Оптимальное функционирование об-ва, развитие демократии, осознанный выбор линии поведения и действий требуют пристального внимания к тем, кому сегодня доверено принимать решения от имени масс. Выявление механизма фор-ия политич. лидерства важно с точки зрения разработки легитимной процедуры продвижения лич-ти к лидирующему положению в структуре власти и возможности управления этим, процессом, утверждения оптимальных вариантов взаимодействия лидеров со своими сторонниками, приверженцами и оппонентами. Разработка соответствующей системы правил необходима не только для процесса выдвижения» первого лица, но и для осуществления им властных функций, защиты масс от последствий абсолютизации власти, авторитарных тенденций.

Исследование лидерства является предметом изучения: многих наук. Так, психология и психиатрия исследуют особ-ти лич-ти лидера, социология рассматривает лидерство с точки зрения соц. структуры, соц. психология изучает лидерство как процесс взаимодействия соц. и психологических факторов.

Проблема лидерства имеет давнюю историю. Еще в древнейшей мифологии отдельные вожди наделялись сверхчеловеческими качествами. Например, в Древнем Египте фараон изображался в несколько раз больше, чем простые воины.

24. 1. Лидерство – это разн-ть власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц.

. Лидерство– это влияние на других людей
Однако это не любое влияние, а такое, для которого характерны четыре.
Лидер – это символ общности и образец политич. поведения группы. Он выдвигается снизу, преимущественно стихийно, и принимается последователями.

Функции политич.лидера.
1. Функция оценки. Дается своевременный всесторонний анализ ситуации.
2. Мобилизующая. Стремление получить массовую поддержку в осуществлении планов.
3. Лидер принимает решения.
В совр. полит. науке существует множество подходов к пониманию сущности лидерства:.
Теория черт рассматривает лидерство как чисто социально-псих. феномен. Лидер – человек, обладающий особой сов-ью черт: интеллект, хар-р, организаторские способности, коммуникабельность, тактичность, чувство юмора, умение привлекать к себе внимание.
Ситуационный подход: лидерство зависит от конкретной ситуации.
Лидерство – это такое положение в об-ве, которое характеризуется способностью одной личности направлять и организовывать коллективное поведение всех его членов.

25 .Для характеристики сущности собственно по­лит.лидерства наиболее важное значение имеют два компо­нента:статусный и нравственно-этич.Первый предполагает на­личие формальных (официальных) возможностей, позволяющих тому или иному лицу (группе лиц) устойчиво влиять на власть, возглавлять реальный процесс принятия решений, осуществлять опред. должностные об-ти и нести в их рамках определен. ответ­ственность. Второй,нравственно-этич.компонент, демонстрирует лишь моральную ответственность руководителей перед населением как условие сохранения и стабильности полит. власти.

.

Полит. лидер, особенно лидер общенационального мас­штаба, обладает и особым хар-ром общения с населением, опосредуя этот процесс деятельностью особых структур – аппарата уп­равления, специализированных полит.организациий, например, партий, СМИ и др

26. В сов.полит. истории Великобритании, пожалуй, не было и нет другого имени, которое вызывало бы столько споров и такие противоречивые, часто взаимоисключающие суждения, как имя Маргарет Тэтчер. Однако даже ее полит. противники вынуждены признавать неординарность ее лич-ти и то, что она смогла наложить на общественно-полит. жизнь страны глубокий отпечаток.

Понятие «тэтчеризм», впервые пущенное в оборот ее оппонентами, стало ныне общепризнанным синонимом Британской версии неоконсерватизма и наряду с такими словосочетаниями, как «фактор Тэтчер», «феномен Тетчер» и даже «революция Тэтчер», прочно вошло в английский полит. словарь, причем еще до того, как она побила все рекорды непрерывного пребывания на посту премьер-министра в нынешнем столетии. Замятин.Л. считает, что термин «тэтчеризм» применяется для » .характеристики определенных политических, идеологических и моральных установок, которые она проводит, а также ее специфического стиля руководства]

В связи с такой популярностью М. Тэтчер, огромным влиянием, которое она оказала на возрождение Великобритании и на мировые политические процессы, представляется очень интересной тема «Политический портрет Маргарэт Тэтчер» и важной для более детального изучения.

Важно также отметить, что М.Тэтчер — не только выдающийся премьер-министр своего времени. Она была первой в Великобритании и в Европе женщиной, которая стала лидером консерваторов, а затем и главой правительства. В этой связи считаю данную тему очень актуальной сейчас, когда во многих развитых странах стали очень цениться качества женщины в политике. Примером может служить избрание В.Матвиенко вице-премьером Российского правительства.

27. Полит. культуру можно определить как сов-ть типич. для конкретной страны (группы стран) форм и образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся в социуме нормы и традиции взаимоотношения гос-ва и общества.
Полит. культура представляет собой органичную часть полит.жизни об-ва. Важность изучения этого феномена обусловлена значением самой политики, которая является необходимостью совр.человека, играет роль указателя и ограничителя его многообразных действий во всех сферах жизни. В совр. мире полит. культура выражает степень полит. цивилизованности об-ва.
Полит. культура — один из основных элементов, составляющих духовный потенциал об-ва. Она выражает суть соц.-полит. системы, определяет “правила игры” в политике, базовые полит. ценности и общественные цели. Без полит. культуры говорить о человеке как о соц.- значимой личности невозможно. Она отражает многообразие полит. жизни и оказывает решающее влияние на утверждение социального статуса гражданина.
В структуре полит. культуры можно выделить три группы элементов.

1. Познавательные элементы. Это — знания о политике, которые составляют основу политической культуры. Здесь имеются в виду знания, отражающие сущность полит. дейст-ти, тенденции ее изменения, основные черты.
2. Эмоционально-оценочные элементы: чувства, испытываемые к полит. системе, выраженные в форме взглядов, полит. установок, оценок; суждения и мнения о политике, соц. позиция личности
3. Поведенческие элементы: различные формы участия граждан в полит. деят-ти. Полит. поведение — это проявление широкой системы общественных отношений, в которой взаимодействуют полит. система, полит. движения и партии, соц. и полит. ценности, процессы полит. социализации,.

33. Беларусь выступает за создание надежной системы европейской и междунар. На принципах равенства и одинаковой безопасности, повышение роли ООН и ОБСЕ в продвижении к более безопасному миру, снижение удельного веса военно-силового фактора в мировой политике, последовательное укрепление стратегич. стабильности путем консолидации сложившегося многостороннего режима контроля над вооружениями и мер доверия в военной области.
В этих целях РБ: вносит вклад в борьбу с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью, осуществляет при этом сотрудничество с другими странами; содействует реализации международных договоренностей в интересах предотвращения распространения вооружений, в первую очередь оружия массового уничтожения и средств его доставки; поддерживает укрепление контроля за распространением обычных вооружений;
Приоритетом внешней политики Беларуси в сфере междунар. И экономич. отношений является содействие развитию нац. экономики, которое в современных условиях требует широкой интеграции страны в систему мирохозяйственных связей. РБ стремится: обеспечить благоприятные внешние условия для формирования современной, эффективной нац. экономики и становления внешнеэкономич. специализации, гарантирующей максимальный результат от ее участия в международном разделении труда; добиться обеспечения экономич. безопасности страны при дальнейшей интеграции в мировую экономику и вступления в ВТО.
Первостепенное значение приобретает задача формирования позитивного образа Беларуси за рубежом, информационного влияния на общественное мнение зарубежных стран, в том числе России. Белорусская «культурная» дипломатия ориентирована на интеграцию национальной культуры в европейское и мировое культурное и информационное пространство.
Российская Федерация является основным внешнеполитическим и внешнеэкономическим партнером Республики Беларусь. Беларусь выступает за развитие всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества с Россией.

28,29.Сегодня полит. жизнь российского общества характеризуется высоким уровнем участия граждан в политике.. Разнообразные виды полит. деят-ти субъектов и их взаимоотношений образуют полит. процессы.

Полит. процесс – это особый вид соц.-историч. процессов. Его специфич. черта – достижение полит. субъектами общих целей при помощи власти и соответствующих норм ее осуществления. Механизм полит. процесса составляет взаимодействие общественных институтов и социальных групп, наделенных определенным сознанием и психологией.

Термином «процесс» (от лат. processus – продвижение) обычно характеризуют опред. движение, какой-либо ход, порядок движения, имеющий свое направление; последов. смену состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Полит.процесс в узком смысле – целенаправленная и связанная деятельность социальных и институциональных субъектов политики на протяжении определенного промежутка времени по осуществлению политических решений.

Применительно к обществу в целом полит. процесс раскрывает взаимодействие соц. и полит. структур и отношений, то есть показывает, как общество формирует свою государственность, а государство в свою очередь – «завоевывает общество.

Раскрывая сущность и структуру полит. процесса, необходимо учитывать всю сложность этого явления с точки зрения его движения, изменения состояния, особенно, когда речь идет о явлениях власти.

Содержание политич. процесса может быть самым разнообразным. Это: а) разработка какой-либо концепции, начиная с исходной идеи и кончая развитой теорией (например, демократизация политических отношений); б) формирование общественного мнения о кандидатах на выборы; в) создание новых структур управления и т.д.

 

30.31. Под полит.культурой понимается комплекс представлений той или иной нац. или соц.-полит. общности о мире политики.

Полит. культура в определенном смысле устанавливает некие рамки, в которых члены общества приемлют существующую форму управления как законную (легитимную) или отвергают ее, способствует формированию определенных типов поведения, придает ему напр-ть.

Полит. культура — это опред. способ мышления, комплекс представлений о том, что является приемлемым для большинства населения, а что будет отвергнуто, несмотря на усилия инициаторов полит. инноваций.

.

Структура полит. культуры

§ ценностно-нормативный — политич. чувства, ценности, идеалы, убеждения, нормы, правила;

§ познавательный – политич. знания, способы политич. мышления, умения, навыки;

§ оценочный — отношение к политич. режиму, к политич. явлениям, событиям, лидерам;

§ установочный — устойчивые личные ориентиры поведения, ориентация на опред. действия в тех или иных условиях;

§ поведенческий — готовность к тем или иным действиям в определенной ситуации, а при необходимости — участие в соответствующих действиях.

Кроме компонентов, можно выделить также уровни политической культуры:

§ мировоззренческий — представления о политике и ее различных аспектах;

§ гражданский — определение своего политического статуса в соответствии с существующими возможностями;

§ политический — определение своего отношения к политическому режиму, к своим союзникам и оппонентам.

Содержание полит.культуры

Содержание полит. культуры субъектов и, следовательно, соответствующих сообществ можно представить в виде трех групп элементов.

Всфере идеи полит. культуру характеризуют следующие элементы:

§ осознание субъектом необходимости зашиты своих интересов посредством поли тических институтов;

§ идеологические убеждения субъекта, т. е. идеи о характере политических институтов и характере отношений, которые они должны строить и защищать;

§ установка субъекта на определенный тип собственного включения в политические отношения.

Всфере отношений полит. культура характеризуется следующими элементами:

§ отношение к закону;

§ отношение к существующей полит. системе в целом, ее отдельным институтам (сотрудничество, конфронтация), их символам и представляющим их лицам;

§ отношение к другим участникам полит. процесса (терпимость, нетерпимость);

§ формы активности в политической жизни общества (митинги, демонстрации, политические забастовки, пикеты, партийная активность).

34.Соц.конфликт — это наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, соц. группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направ. интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия.

Конфликт − это столкновение противопол. целей, позиций, субъектов взаимодействия. Вместе с этим, конфликт является важнейшей стороной взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточкой социального бытия.

Причины соц.конфликтов

Причина соц. конфликтов кроется в самом определении — это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели.

Типы социальных конфликтов

Ральф Дарендорф предлагает следующую классификацию социальных конфликтов:

1. По количеству участников конфликтного взаимодействия:

· внутриличностные — состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами своей жизни, которые связаны с наличием у него противоречащих друг другу потребностей, интересов, стремлений и могут вызвать аффекты;

· межличностные — разногласие между двумя или более членами одной группы или нескольких групп;

· межгрупповые — происходят между социальными группами, которые преследуют несовместимые цели и своими практическими действиями препятствуют друг другу;

2. По направленности конфликтного взаимодействия: горизонтальные — между людьми, не находящимися в подчинении между собой; вертикальные — между людьми, находящимися в подчинении между собой; смешанные — в которых представлены и те и другие. Наиболее распространены вертикальные и смешанные конфликты, составляющие в среднем 70-80% от всех конфликтов;

3. По источнику возникновения:

· объективно обусловленные — вызванные объективными причинами, устранить которые можно, только изменив объективную ситуацию;

· субъективно обусловленные — связанные с личностными особенностями конфликтующих людей, а также с ситуациями, которые создают преграды на пути удовлетворения их желаний, стремлений, интересов;

4. По своим функциям:

5. По длительности протекания:

· кратковременные — вызванные взаимным непониманием или ошибками сторон, которые быстро осознаются;

· затяжные — связанные с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречия, так и от черт характеров столкнувшихся людей;

6. По своему внутреннему содержанию:

· рациональные — охватывающие сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов;

· эмоциональные — в которых участники действуют на основе личной неприязни;

7. По способам и средствам разрешения конфликты бывают мирными и вооруженными:

8. По учету содержания проблем, вызвавших конфликтные действия, выделяют экономические, политические, семейно-бытовые, производственные, духовно-нравственные, правовые, экологические, идеологические и другие конфликты.

9. По форме: внутренние и внешние;

10. По характеру развития: преднамеренные и спонтанные;

11. По объему: глобальные, локальные, региональные, групповые и личные;

12. По используемым средствам: насильственные и ненасильственные;

13. По влиянию на ход развития общества: прогрессивные и регрессивные;

Предконфликтная ситуация — это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, силы и консолидируются в противоборствующие группы. На этой же стадии каждая из сторон формирует свою стратегию поведения и выбирает способ воздействия на противника.

Непосредственно конфликт — это активная часть конфликта, характеризующаяся наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение повеления соперника.

.

Существуют различныеметоды разрешения конфликта:

§ избегание конфликта — уход со «сцены» конфликтного взаимодействия физич. или психологич., но сам конфликт в этом случае не устраняется, так как остается причина, породившая его;

§ переговоры — позволяют избежать применения насилия, добиться взаимопонимания и найти путь к сотрудничеству;

§ использование посредников – примирит. процедура. Опытный посредник, в роли которого может выступать организация и частное лицо,;

§ откладывание — по сути это есть сдача своей позиции, но лишь временная, поскольку по мере накопления сил сторона, скорее всего, попытается вернуть утраченное;

§ третейское разбирательство, или арбитраж, — метод, при котором строго руководствуются нормами законов и права.

§ дезинтеграция.

Разрешение конфликта может быть:

§ полным — конфликт завершается полностью;

§ частичным — конфликт изменяет внешнюю форму, но сохраняет мотивацию.

Безусловно, трудно предвидеть все многообразие конфликтных ситуаций, которые создает нам жизнь. Поэтому и в разрешении конфликтов многое должно решаться на месте исходя из конкретной ситуации.

35.

Госполитика – это целенаправ. дея-ть органов гос. власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим гос-ву достичь опред. целей в конкретной области, используя правовые, экономич., админис. методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении.

План действий гос. органов для решения общественных проблем включает следующие элементы: разработка политич. стратегии и целей; оценка затрат по альтернативным программам; их обсуждение, консультирование; выбор и принятие решения; мониторинг выполнения и т. д.

Основные цели государс.политики:

-защита граждан, их деятельности и принадлежащей им собственности; обеспечение социальной активности; создание условий для произ-ва товаров и услуг, необходимых для населения.

Сложность и масштабность процесса развития гос. политики обусловливают участие в ней многих организаций и отдельных личностей, но наиболее важную роль играют:

1) законодательные (представительные) органы власти;

2) исполнительные органы власти;

3) группы интересов и группы давления.

Выделяют следующие виды гос. политики: экономическую, социальную, топливно-сырьевую, административную, экологическую, иностранную, военную, национальной безопасности, кадровую, демографическую, культурную, информационную, аграрную, правовую, научно-техническую и т. д.

При составлении планов социально-экономич. развития гос-ва мероприятия разрабатываются по следующим направлениям:

– финансовая, денежная и ценовая политика;

– структурная политика;

– аграрная политика;

– социальная политика;

– региональная экономическая политика;

– внешнеэкономическая политика.

32. Междунар. отношения – это сфера межгосудар. межнационального общения. Взаимодействуя, государства и народы формируют разносторонние отношения: дипломатические, экономические, социальные, культурные, информационные и т. д.

Государства являются наиболее влиятельными и организованными субъектами, сосредоточившими в своих руках основные средства воздействия на международную жизнь.

Субъекты междунар. отношений – междунар. Политич. или военно-политич., общественные и профессиональные организации: Организация Объединенных Наций (ООН), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейский союз (ЕС), Лига арабских стран (ЛАГ), Организация американских государств (ОАГ), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация Североатлантического договора (НАТО), Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Содружество Независимых Государств (СНГ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная федерация профсоюзов (ВФП), Международная организация труда (МОТ), Международный валютный фонд (МВФ).

Современные тенденции междунар. отношений: интернационализация – рост контактов между людьми, международных взаимосвязей в сфере экономики, образования, культуры, науки, здравоохранения, защиты прав человека и обеспечения всех аспектов его безопасности; решение глобальных проблем в результате успешного взаимодействия и сотрудничества всех народов, живущих на Земле..

1. Междунар. социально-политич. проблемы: предотвращение ядерной войны; урегулирование региональных, межгосударственных конфликтов; формирование ненасильственного мира на основе упрочения системы всеобщей безопасности, утверждения доверия между народами и др.

2. Междунар. социально-экономич. и экологич. проблемы: преодоление нищеты и культурной отсталости; разрешение энергетического, сырьевого и продовольственного кризисов; оптимизация демографической ситуации; обеспечение экологической безопасности производства.

3. Соблюдение основных прав и свобод человека: обеспечение необходимых жизненных условий человеческого существования (особенно в слаборазвитых странах); демократизация общественных отношений, развитие и сохранение культуры, преодоление отчуждения человека от природы, общества, политики и международных отношений и др.

36. Кризисы могут быть вызваны множеством причин как субъективного(в меньшей степени), так и объективного (по преимуществу) характера, быть внешними по отношению к компании (макроэкономическими) или внутренними (организационными, а также кризисами в отдельных подразделениях компании).

Они могут иметь различные масштаб и динамику, кроме того, можно выявить их цикличность в жизни компании. Это позволяет классифицировать кризисы на управляемые, частично управляемые и неуправляемые, выработать стратегию и тактику выживания. В связи с этим антикризисное управление, нацеленное на предупреждение, смягчение или «лечение» компании в кризисной ситуации, имеет не чрезвычайный единовременный характер, а представляет собой комплекс мер, проводимых постоянно.

К непосредственно внутренним факторам возникновения кризиса можно отнести управленческие, производственные и рыночные. Управленческие факторы включают отсутствие гибкости в управлении, неэффективный финансовый менеджмент, неграмотное управление издержками на предприятии, недостаточное знание конъюнктуры рынка, некачественную систему бухгалтерского учета и отчетности. Производственные факторы включают изношенные основные фонды, низкую производительность труда, необоснованно высокую энергоемкость производства, перегруженность объектами социальной сферы и др. Рыночные факторы связаны с зависимостью от ограниченного круга поставщиков и покупателей и низкой конкурентоспособностью продукции.

.Кроме того, внутренними причинами возникновения кризиса в организации могут быть возникшие диспропорции и нарушения равновесия между:

• отдельными группами собственных и заемных средств и их размещением в основные и оборотные средства;• объемом реализованной продукции и объемом производства;• денежной составляющей выручки и объемом реализации продукции;• объемами краткосрочных займов и доходами;• ценой на рынке продукции и ее качеством;• затратами на производство продукции и ее ценой;• уровнем технического оснащения конкурентов и анализируемого предприятия;• кредиторской и дебиторской задолженностями и т.п.

.В понимании кризиса важное значение имеют разнообразные последствия кризиса, а не только его причины. Возможными последствиями кризиса могут быть: разрушение организации или ее обновление, возникновение нового кризиса или оздоровление. Преодоление кризиса не всегда связано с положительными результатами. Возможен переход в состояние нового, более продолжительного и глубокого кризиса. Кризисы могут возникать как цепная реакция. Особенностью военно-политич. ситуации после второй мировой войны было то, что СССР был вынужден вступить фактически без передышки в новую так называемую «холодную войну».

Стержнем военных потенциалов противостоящих друг другу США и СССР стало ядерное оружие, потребовавшее гигантских затрат на производство, а затем изготовление межконтинентальных средств доставки. Программа «Манхеттен» по производству первой атомной бомбы обошлась Соединенным Штатам в 15 млрд. долларов. Можно только догадываться во сколько обошлось производство первой советской атомной бомбы, испытанной в 1949 году, через 4 года после разрушительной войны. В дальнейшем производство ядерного оружия шло по нарастающей и достигло огромных размеров.