Формы об. Урок-основ. форма орган. обуч.

ФО исп. для того, чтобы созд. наилучшие условия передачи ЗУН раз-ия дарований, практич. спос. ФО- внешняя сторона организ уче-ого процесса. кот. связана с колич обуч. уч-ся. временем и местом обуч. В первобытном обще сложилась система индивид. О, как передача опыта от одного чел. к др. старшие учили млад, По мере развития общества (земледелия, астрономии,.) возникала потребн в образованных людях, и тогда индив. обуч перешло в индив.-групповую ф. (школы средневековья).

(10—15 чело), учи-ль кратко излагал мат-л одному ученику, давал ему зад. для самост работы и переходил к 2, 3…Завершив работу с последним, уч возвращался к 1 ученику. в группы собирались дети разного возраста и степени подготовки. О было основ. на заучивание священных писаний. С увеличением колич обуч-хся была заменена классно-урочнойкак одним из видов групповой сист обучения Кл-уроч сист обуч— высшая форма груп. общения. Коменский, разработал признаки классно-урочной системы и ее принципы. Признаки кл-ур сист:-постоянный состав уч-ся одного возраста и уровня подготов

— уч. процесс осущ. в виде взаимосвязанны частей; — каждый ур посвящен только одному предмету;- пост. место и продолжительность занятий; -стабильное расписание занятий. Клас-ур система имеет преимущества:-усвоение мат-ла идет небольшими порциями, послед-но; — чередование видов умственной и физической дея-сти; -присутствует строгая организ. стр-ра; -экономия ср-в госу-тва один уч-ль раб. с большой груп уч-ся; -воспитыв. чувство кол-изма, происх. сочетание работы со всем классом и индив. работы с отдельным уч-мся. Недостатки:— ориентация на «среднего» ученика;-невозможность пройти программу быстрее, если это позволяют его умственные способности; -затруднения в индив. подходе к уч-ся. Гл. Элем. кл-ур системы-урок. Урок— логически законч. во временным, смысловом и организац. отношении отрезок уч. процесса. быть направлен на вып. соц. заказа общества; Требования к уроку:■ ставить и решать позн, восп и разв задачи; ■ обладать деятельностным подходом в обуч;■ активизир. познав. дея-сть уч-ся, развив инициативу и тв-во;■ обладать комплексным подходом к орг-ции уч процесса; ■ иметь соверш. стр-ру построения; ■ сочетать рацион.

и эмоцоин.; ■ иметь высокий, но посильный для уч-ся темп проведения; ■ обладать оперативной обратной связью; ■ быть эмоцион. насыщенным; ■проход. в благопр. психолог. микроклимате. Именно на ур., а не на кружк. занятии, не на консультации или в дом самост раб шк-ов учитель реализует требования уч. плана, вып. уч. программу. Др формы только помогают уроку. На каждом ур. реш. цель: обучить, воспитать, развить. Дидактич. треб. к ур.: -четкое опред. образов. задач кажд. ур; -внедрение новейш. технологий познав. дея-сти; -разумное сочетание разнообразных видов, форм и методов; -творч. подход к формир. стр-ры урока; -сочетание различных форм кол де-сти с сам деятельностью уч-ов; -научный расчет и мастерство проведения урока. Воспитат. требования к ур.: -опред. воспитат. возм-стей уч. мат-ла, -постановку тех воспи задач, кот. вытекают из целей и содерж учеб работы; -воспит и общечеловеч. ценностях жизненно необход кач-в: усидчивости, аккуратности, отв-сти, исполн-сти. Развив. требования:

6 стр., 2904 слов

Психосоциальная работа и проблемы консультативного процесса

... по телефону или по переписке. Контактная беседа является наиболее распространенным видом консультационного процесса. Одной из основных норм является интервью. Оно ... к социальной справедливости; - анонимность консультирования , соблюдение конфиденциальности. Консультирование в социальной работе может быть очным и заочным (дистантным). Дистантное консультирование не предполагает общения лицом ...

-формир и разв полож-ных мотивов учеб-познав дея-сти, интересов, творч. инициативы и активности;- проведение уч. занятий на «опережающем» уровне. Типы уроков по дидактическим целям: Изуч новых знаний; совершенст ЗУН; обобщения.

7. Диагностика рез-тов обуч. уч-ся нач. кл.

Пед диаг насчитывает столько же лет, сколько вся пед-ая деят-сть. Кто учил планомерно, всегда пытался опред и результаты своих усилий. Этому помогает диагностика-это прояснение всех обстоятельств протекания дидакт. процеса. Целью диагн- своевременно контролир. провер. выявить оценить проанализ течение уч процеса. Принципы диагностир.: объективность, систематичн., наглядность (гласность).Объективности-равном, дружеском отношении пед ко всем обучае, точное, адекватное оценивания ЗиУ. систематичности, что регулярному диагностир. подвергаются все обуч. с первого и до последнего дня пребывания в уч. заведении. наглядности проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг носит наглядный, сравнимый характер. Способы диагн-ния:- наблюд. за повседневной раб.у-ся;- проверка вып. дз;- наблюдение за вып. зад. в классе;-контр. и самост. работы, экскурсии в целях проверки З;-творч. раб.;- тестирование обученности и воспитанности уч-ся;- ис-ние потенциальных возможностей уч-ся;Контроль-выявление, измерение, оценивание ЗУНов обучаемых; это способ получения уч-ем информации о каче-ном состоянии учеб процесса.

Проверка-выявл. и измерение ЗУНов уч-ся. получение объективной информ о степени освоения учеб материала.Функции контроля:1) контролирующаяуста-ние обратной связи, учет рез-тов контроля;2) обучающаядается целью корректировке, соверше-анию и сист-зации зн; 3)восп-ющаяприучении уч к сист-ской работе, в формир. нравств. качеств, самооценки;4)развив.ающая-заключ. в разв. памяти, внимания, интереса к предмету, 5) мотивац. развитие мотива и потребности в учебе;6) диагностир. и прогнозир. (по реализац. целей контроля).

10 стр., 4830 слов

Принципы организации и задачи службы медицины

... учреждения. В основу организации сил и средств МС ГЗ положены следующие принципы. 1.Территориально-производственный принцип (создаются в основном на базе существующих учреждений и органов здравоохранения). 2.Принцип ... организационных основ мед. обеспечения населения в ЧС; 9.накопление, хранение, освежение, учет и контроль мед. имущества, необходимого для работы формирований и учреждений службы в ЧС; ...

Основные виды контроля: Текущий ходе повседневной раб. на уроках. Этот стимулир повыш интереса к изучению.Тематический после изуч. отд. темы, чтобы выяснить, как усвоили прошед матер-л.Итоговый в конце уч. года, курса. Методы контроля за уч дея-стью:1Повседневное наблюдениепедагог состав представление о том, как они восприн. и осмыслив. изучаемый мат-ал 2мет устного контроля(ответ опрос(индивид., фронтальн, комбинир.) 3мет письм контроля(контрол работа провер излож сочин диктант)4 мет практич кон (лаборат опыты сосс таблиц схем)5дидактические тесты- набор стандартных зад-ий нужно выбрать правиль преимущество: быстрая оброботка данных оператив экономия времени.Оценивание высту как процесс проверки, а оценка-как рез-т проверки и проявл. в оценочных суждениях. Оценка-качеств. показатель раб. уч-ся.Отметка — условное обозначение. Функции: (Ананьев):

ориентирующей, возд. на умственную раб. шк., и пониманию им собственных З; —стимул-ей, возд. на эмоц-волевую сферу посредством переж-ния успеха и неуспеха, —восп-юще- под влиянием отмет происх «ускор. или замедл. темпов умственной раб. Приоритетной целью обучения является развитие личности шк., опред. параметрыоценочной дея-сти учителя: -кач-во усвоения предметных ЗУН, их соотв-ие требованиям гос стандарта оценив отметкой; -степень сфор-ости уч деятел шк. (коммуни, читательский, трудовой, -степ развития осн. кач-в (умения наблюд ,ализир, сравнивать); -уровень раз прилежания и старания. Цели введения 10-балльной явл: 1.повыш. объективности оценки 2) реализация интегративного подхода 4)созд. условий для стим-ния уч.-позн д уч примене разноуровн обуч; Т.о, диагнаст. выходит на первый план как общий способ получ. информац о протикании уч.-воспит процесса.

 

 

 

Общие закономерн-ти и принципы воспитания

Воспнт-е — процесс целенапр. формир-я личн-тн. Это спец. организов-е, управляемое и контролируемое взаимод-е воспит-лей и воспит-в, ориентир-е на достиж-е цели воспит-я. Законом воспит процесса обусловлены закономерностями воспитания как общественного явл , а также закономерн развития личности. Закономерн-ти воспит-я — устойч., повторяющиеся и осуществл-е связи в воспит. процессе, реализ-я кот.позвол. добив-ся эффект-го рез-та в развитии и фомир-и личн-ти.Осн. закокомерн. воспит-я: 1.В пр. воспит-я необх. включ.формируемую личн-тъ в разнообр. виды деят-ти (игровой, труд., обществ-й, спорт.и т.д.).

2. Необх. сптмулир. активн-тъ формируемой личн-ти в организуемой деят-ти (через мет.соревнования, одобр-я, поощр-я, наказ-я).3 Проявл. гуманность и уваж-е по отнош-ю к личн-ти в сочет-и с требовательностью. 4Открыв, перед уч-ся перспективу их роста, помог, добив-ся успеха. 5 Выявл. и опир-ся на.положит-е качва уч-ся. 6Учитыв. индивид. и возр. особ-ти уч-ся. 7 Воспит-е должно осуществл-ся в коллективе и х-р коллектив, т.к. обществ-е мнение влияет на разв-е личн-ти. 8 Добив-ся единства и соглас-сти пед. усилий учителей, семьи и обществ-х организаций. Когда закономерн-ти разраб-ся теоретич-ки; они переход. в принципы воспит-я— руководящие идеи, нормативные треб-я к организац. и провед-ю воспит-го процесса. Требов., предъявл-е к принципам воспит-я: Обязательность- треб. обязател и полного воплащения в практике Комплексность – одноврем., а не поочередное изолир-е примен-е на всех этапах воспит-го процесса. Равнозначн-ть — нет главн. и второстеп-х. Классификации принципов воспит-го процесса:1.Принципы воспит-я сформулир. в «Концепции воспит-я детей и
уч-ся молодежи РБ»1)Гуманизация — характериз-ся х-р гуман. отнош-е к личн-ти шк., уваж-е права чел-ка быть самим собой, отказ от наказ-я и униж-я
личн-ти.2)Опора на положит-е воспит-е, облагораж-е личн-ти.3)Принцип личностно-ориентир-го подх.

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя ... чрезмерная жестикуляция - признак беспокойства или неуверенности. При определении мыслей и эмоций индивида следует отмечать лишь непроизвольную жестикуляцию: - демонстрация открытых ладоней - показатель ...

в воспит-и — определ-е индивид-й траектории разв-я кажд. уч-ся, выдел-е спец. задач, соответствующ. его индивид-м особенностям.4)Связь воспит-я с жизнью и трудом — реализ-ся поср-м труд.деят-ти, уваж-е к людям труда, бережн. отнош-е к обществ, достоянию.2.Приоритетн. принципы воспит-я в соврем.условиях:1) Научности — опора в воспит-м процессе на псих, и поо-возрастн, особ-ти детей и уч-ся молодежи, использ-е воспит-лем достиж-я педагогич-й, психологич-й и др. наук о чел-ке.2)Природосовбразн-тк – опред. не т-ко проявл-м прир. задатков индивида, но и психо-физеологич-ми возможностями чел. и их обусл-стью информац-ми и соц. явл.3)Культуросообразн-ти, проявл. как совокупн, всех ф-м духовн. жизни общ-ва кот. обуславл-т формир-е личн-ти, социолиз. молодого покал-я, основываясь на ценостях н ац. И мировой культуры. 4)Пр. ненасилия и толерантности — терпеливость воспит-ля к воспитаннику, его индивид-ти, любых ф-м физ. и психич. насилия.5)Связи воспит-я с жизнью проявл. в учете воспитателем экономия-х, соц., экологич-х, демографич. и др. услов. жизнедеят-ти воспитанников. 6) Принцип

От воспитат-х сист. оптимальн. сочет-е различи, воспитат-х моделей с жизненн. опытом личн-ти, ее реальн. жизнедеят-ю, созд-е на этой основе детских дошк. учрежд. открытого типа, соц.-пед., соц.-культурн., образовательно-культурн. комплексов. 7)Вариативности деят-ти — соответствие ее содерж-я изменяющ-ся детским и молодежным потребностям, интересам, возможностям. 8) Пр. эстетизации детск. (молодежной) жизнедеят-ти.

 

 

9.Общие методы процесса воспитания, ихклассиф-ия и характ-ика.

Методы восп. пути, способы достижения заданной цели в-ия. Это совокупн спос и приёмов вос-ой работы. которые поз-ют быстрее и с наименшими усилиями добиться намечен результатов. Нет методов хороших или плохих, эффективн. или неэф.. Все зависит от того, как они применяются. Приём вос-иячасть общего метода, отд. действие, приносящее конкр. улучшение. это тропинки, кот. прокладывает вос-тель вместе со своими вос-ками, чтобы быстрее достичь цели. Классификация метод. — это выстроенная по опред. признаку система методов. В соврем пед-ке накоплено много различ класиф Харламов выделял: Убеждение выраж. в разъяс-нении норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств восп-мой личности положительный пример – исп. лучших образцов повед-ия для побуждения уч-ся к активной работе над собой, Упр. (приучение) – многокр. повторение для закр. необх. навыков и привычек поведения Одобрение— полож. оценка поведения выраж. публично Осуждение— отриц. оценка действий

1 стр., 469 слов

Интернет-зависимость — новая форма аддиктивного поведения у подростков

... значительными последствиями для психического здоровья общества. Список литературы А.Ф.Шайдулина. Интернет-зависимость - новая форма аддиктивного поведения у подростков

Требование- побуждения уч-ся к поступкам, направ-ым на улучш поведения контроль-выр-тся в набл-нии за деят-остью с целью соб-нию уст-ных правил Переключ на др. виды деят-ти— созд.новые вну-ние уст-вки в поведении Бабанский и Щукин класиф. по месту прим. в пед. процесе 1 М фор-ия соз-ия.- способы воздей.на воля повед уч, с целью формиров у них системы взглядов и убеждений . Основ-ми элемен-ми формир сознания явл: слово, сообщение, обсуждении информ. Ср-ми явл-выводы.цифры, факты, эпизоды К дан-ой групе отн-ся М убеждения,-стимул. поступки школ-ов, прим-ся назидательные истории, притчи, басни. Выводы должны делать сами дети. рассказы на этические темы, объяснения, разъяснения, этические беседы, увещевания, внушения, инструктажи. пример. Кажд. из методов имеет свою специфику и область применения. Этич. беседы не только раскрыв. соде-ние нравств. понятий, но и вызывает у шк.полож-ное отношение к поступкам, , влияет на поведение. При неквали-анном применении или безразличном отношении к дет такие ме-ды, могут принимать форму нотаций. Они никогда не достигнут цели, скорее вызовут противодействие, желание поступить вопреки.

2 М организации дея-сти.-призваны воздейс. на поведенческо- деят-скую сферу(конкр. дела, поступки характер. вос-ость личности).

Основаны М на практи-кой дея-сти воспитанников.-упражнение- в мног-ое вып-ие требуемых дей-ий, доведении их до автоматизма. Рез-т упраж -устойчивые кач-ва ли-ти: навыки и привычки. Привыкнув, уч умело управляет чувствами, тормозит свои желания, если они мешают вып-ять опре-ные обязанности, контр-ует действия.Требованиепомощью кот-го вызывают, стимулируют, тормозят де-сть вос-ка. Для прямого требов: предписание, инструктаж, предупреждение. При косвенном требовании(совет, просьба, намек, доверие, одобрение. Требование в игровом оформлении, треб с доверием, требование-просьба. М поручений -приучают к полож. поступкам (посетить больного товарища и помочь в обуч.; изгот. игрушки для дет садика; украс. к празднику класс) М воспитывающих ситуаций.— ситуации не надуманны, они отраж. жизнь со всеми ее прот-ями и сложностями— ситуации неожиданны (поручения, акции милосердия, дежурство, соревнования).

Путём раск, показа, обсуждения, лит- жиз-го факта. 3 М стимулирования поведения— побужд. к соц. одобряемому поведению. Цель: активиз-ть личность к деят-ти, закрепление полож-ых дей-ий, поддержание интересов к дея-ти. Поощрение— выраж. полож. оценки. Может быть марольное (слово) и материальное (подарок) Наказание— выражен. оч-ля, запись в дневнике) все эти методы орган. направляют жизнь реб-ка в правильном русле. Тормозят и исключ вредные формы поведения.

 

Основные формы восп-ия в нач. школе

Формы воспитания (воспит. работы) пров. во внеурочной восп-ой раб. классными рук-ями и др педагогами в рамках классных часов. Форма воспит. раб.- выраж. содержания воспит. раб. через опред. стр-ру общения, отношений пед-ов и уч-ся. Сущ. разные подходы к классификации форм воспит. работы. По классификации Е.В.Титовой, существуют 3:1.Мероприятия – события, занятия, ситуации в кол-ве, организуемые пед-ами ис целью непосредственного восп-ного воздействия на них.2Дела(ктд)-общая работа, важные события, осущ. и организуемые членами коллектива на пользу и радость окр. людям и самим себе.(спор дела, концерты, спектакли, утренники, субот).

Игры– воображаемая или реальн. деят-сть, целее-енно организуемая в коллективе восп-ков с целью отдыха, развлечения, обучения.(сюж-ролев, дидакт, подвиж, настольные).

По кол-ву участников: индивид., груп., массовые. Индивид. (воспит-восп-ник): беседа, задушевн. разговор, обмен мнениями, консультация, выполнение совместного поручения, оказание индивиду помощи работе, совместный поиск решения проблемы Групповые (вос-ель-группа детей): советы дел, творч. группы, органы самоуправления, кружки, этические и эстетические занятия, беседы, диспуты, игры, викторины, конкурсы, разные формы трудовой деятельности. Массовые (вос-ель- несколько групп, классов): дела, конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, туристические слёты, спорт. Соревнования. Различают формы ВР (М.И.Рожков): В.форма— конкретная форма, кот. осущ. во внеурочной воспит. работе. а)видам дея-сти: учебные, трудовые (субот), спортивные (эстафеты), худож. (конкур рис); б) способу влияния педагога: непосредственные (я учавст в мероприятие) и опосредованные (я наблюдаю со стороны); в)времени проведения: кратковр. (до нескольких часов), продолжит. (от неск. дней до неск. недель), традиц. (регулярно повторяющ. Новый год, 8 марта); г) субъекту организации: организаторами деят-сти выступ. педагоги или др взрослые, д) по резу-ту: результат – обмен информацией, результат – выработка общего решения (мнения), результат – общественно значимый продукт(изготов комушек, шефская работа).

Форма работы может быть коллективной и творческой, если она созд. участниками дея-сти в процессе совместного поиска, например, коллективное творч. дело (КТД).

Лучше, когда опред. форма восп. «рождается» в процессе кол-ного осмысления и поиска пед-ов, шко-ов, роди-ей. Конструир. новой формы может идти двумя способами: 1) выбир. известный тип формы, кот. наполняется конкр. содержанием и способами орга-ции деят-сти; 2) за основу берётся содержательная идея, и после этого осуществляется поиск формы реализации выбранного соде-ния.

 

11.Планирование воспит. дея-стиучителем нач. классов.

Подготовка к разработке плана. План работы класн. руков. – конкр. отображение предстоящего хода воспи раб в ее общих стратегических напра-иях и мельчайших деталях. Нужно органичного сочетания пер­сп-ного плана ВР и планов конкретных восп-ных мер-тий. Лучше, когда кл рукимеет персп-ый пл раб на весь учебный год, а затем послед-льно разрабатывает детальные планы текущие или календарные учеб четверти. подготовительный этап к составлению плана ВР сводится к сбору информации о клас коллективе и отдельных восп-ках, кот. определит хар-р доминирующих воспит задач. КР должен начинать работу над планом в конце предшествующего учеб года. В конце УГ можно провести (с пом психолога) диагностические «срезы» в классе с целью выявления психо-кой атмосферы, сплоченности, ценностно-ориентационного единства,выявить преобладающие отношения восп-ков между собой, а также к учебе, труду, природе, искусству. Технология составления плана. Подготовка к сост. плана завер-тся составл. хар-ики клас коллектива и отд. уч-хся. Это нач. этап. След. этап знакомство КР с общешкольным ВР на начало учгода. Нужно отобрать общеш-ные мер-тия, а дела по параллелям кл, в которых класс должен учав-ть. эти меро-ия заложат основной каркас плана кл с конкр. датами. фор­мулированию конкр. задач ВР с кл на учеб год. При опред. доми-щих задач надо исходить из того, что реальные дела и разнообразные виды деяте-сти должны составлять основу планов. Выдел. и 3 осн. объекта: коллектив, дея-сть и индив-ость. В целях гармоничного развития личности кл руков должен включить познав., труд., худ.-эстетич., физку-оздоровительную, ценностно-ориентационную виды де-сти. Когда план сформирован, наступ. период его «доводки». Кл рук обсуждает его отд. разделы с коллегами, уч-ми, родителями и учся. Заключит. этап-его обсуждение на клас со­брании, закрепл. ответственных за организацию, распред. поручений активу и отдельным вос-ам. Структура плана. 1. Краткая харак-ка и анализ состояния воспит. раб., анализ состояния восп. работы за предыд. год. Анализ структура межличностных взаим-ний (лидеры, микр-пы), прео-щее настроение в кл 2. Воспит.задачи. Их должно быть немного, чтобы гарантировалось их действенное, а не формальное, вып. 3. Основн. направления и формы дея-сти классн. ру­ков-ля. планир. конкр. формы организации дея- ти и общения уч-ся, указыв. сроки их организации и проведения. В содержании данного раздела необходимо: ♦ четко опред., какие структ. и содерж. компоненты того или иного личностного кач-ва будут сформированы ♦ предусмотреть, чтобы планируемые виды дея-сти были направлены на формир. всех психологич. компонентов личностных качеств и обеспечивали устойчивость их проявления в поведении и дея-сти. 4.Координация восп-ой деят-ти уч-лей, работ. в классе. намеч. меропр по корд-и воспит-ных воздействий пед-ие совещания, индивбе­седы 5. Работа с родителями сроки пос-ия семей с целью изуч. условий жизни; планируются формы инд. работы с род-ми, связь с род комитетом. Пер-ное и кал-ное план-ие ВР только тогда не будет формальным, когда при составлении соотв. планов учитыв.:♦ рез-ты диагностики вос-сти уч-ся; ♦ взаимосвязь всех структ. и содерж-ных комп-тов личностных кач-в; ♦интегративный характер формирования личностных качеств; ♦ взаимосвязь уч. и внеуч. де-ти в ходе воспитания уч-ся;♦ необходимость совместной раб. пе-ога и род-лей при воспи-ии уч-ся. Планирование ВР по формир. у уч-ся личностных качеств яв важным и существенным звеном в общей структуре пед дея-сти.

 

Формирование основ нравственной культуры личности. Все мы явл членами соци-ой системы и находясь во множестве общест-ны и личных связей между собой, люди должны быть организованы

Все мы явл членами соци-ой системы и находясь во множестве общест-ны и личных связей между собой, люди должны быть организованы, соблюд. соответ-ие нормы и требования. Вот почему в каждом общесте выраб-ся правила, предписани ф-ей кот. явл. регуляцией поведения людей Такую регулятивную функцию, правовые нормы, разные уставы и инструкции, распоряжения наконец, мораль или нравственность. Нравственностьчел. — совокупн. сознания, навыком и привычек поведения, связанных с реальным соблюдением этих норм, правил и требований. Мораль как форма обществ. сознания есть сумма правил, требований., норм, регулир. отношения и взаимод. людей, их поведение. В нормах, правилах и требованиях морали отраж. те нравственные отношения, кот. должны опред. поведение и дея-сти личности в различных сферах жизни. Например, согласно морали, кажд. чел. должен добр-тно относиться к труду, быть бережли­вым, скромным, честным,. Чтобы осущ-лять НВ, необх. знать содержание тех отношений, на осн. кот. происходит формир. личностных качеств. Это содержание включ. в себя: *отношение к политике гос-ва, к Родине, (гражд-ность, патриотизм), *отнош к труду (трудолюбие)*отнош к общ. достоянию, и природе (бережливость, забота) *отнош к людям (коллективизм, гуманность, культура общения, *отнош к себе (чес-ть, пра-сть, скромность).

Нормы и правила морали такого обязательного хар-ра не носят и поддерживаются силой общ. мнения, сложившимися обычая ми и традициями. Для этого в этике сущ. 2 моральные катего­рии — добро и зло. Соблюд. нравств. требований и их поддерж­ка ассоциируется с добром. Нарушение этих норм моральное зло. Нравств. воспитание (НВ)— целенап-ное и систе-кое возд. на сознание, чувства и поведение восп-ов с целью форм-ния у них нравс качеств, соот­ве-щих требованиям общ-ной морали. Как результат нравствен­ного воспитания выступает нравственность человека.задачи НВ:1.Формир. нравств. сознания (суждений, понятий, взглядов, убеждений).

Это совм. дея-сть уч-ля и уча-ся по усвоен. правил и норм поведения.Форми-ние нравс сознания проходит 4 стадии: 1 Представления (реб. знает, что такое хорошо и что такое плохо).2Понятия (реб. может объяснить, что такое; хорошо и что такое плохо).3Убеждения (реб. для себя опред., что такое хорошо и что такое плохо).4Поступок, действие (реб. проявл. свет установки в поступках).2Воспит и разв нрав чувств —воздействие учи-ля на сознание и эмоц. сферу уча-хся с целью развития у них нрав чувств (гордость за что-то, кого-то, стыд, сочувствие, ответственность,. Использ. методы: личный пример, внушение., совет 3Выработка умений и привычек нравс поведения заключ. в форм-ии у уч-ся посредством спец упраж культуры поведения. необх. включ. уч-ся в раз-е виды дея-сти: уч.-познав., гражд.-патриот., обществ., трудовую, природоохранную, Содержание НВ опред. концепцией воспитания детей и уч-ся молодежи в РБ, общими целями воспитания, моралью общества,и отражается в Программе воспит детей и молодежи в РБ. НВ имеет тенденцию к освобождению от идейно-полит. аспекта и к усилению психол. направленности, к формир-ии» потребности шк. в саморазвитии.

 

К ср-вам НВ относятся общие и специф. методыи формывоспитания: *Нравст. просвещение –инфор-нии уч-ов в области морали и обсуждении с нрав проблем. *вовлечение уч-ся в дея-сть: труд., общ., худ., спорт. *Созд. воспит. ситуаций — это имитация ситуаций, в процессе кот. отраб-ается вос-ие правил и норм нравс пове­дения. *Использ ролевые игры, их обсужд, тренин­ги доя выработки эти-ских знаний, привычек,.*Поручение, требование, индив работа, наказания, поощ­рения спос-ют выработке привычек и культуры поведения. *Одним из гл методов НВ явл.эти­ческая беседа.

Все эти методы исп. как в процессе обуч., так и в свободной деятель-ти детей. К формам НВ, кроме спец. уроков, относятся беседы, лекции, дискуссии, темат. вечера, встречи, заочные путешест. Рез-том этой дея-сти явл. нравст восп-нность, выраж. в след. показателях: знание нрав норм, правил, способн. испытнрав чувства (сострадание, со­весть, любовь).

 

Трудовое воспитание уч-ся нач. классов.

Труд был и остается необход. и важным ср-вом развития психики и нравств. представлений личности. ТВ -это процесс орга-ции стимулир. трудо­вой деят-сти уч-ся., формирования у них трудовых УиН, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирогания тв-ва, инициативы и стремления к достижению более высоких рез-тов. ТВ реб. начинается с формир. в семье и школе элементарных представлений о труд обязанностях. ТВ тесно связано с технич. подготовкой уч-ся. Политехни­ческое образование обеспеч знание основ совр. техники, тех­нологии и организации производства; вооружает уч-ся общетрудовы­ми знаниями и навыками; развивает творч. отношение к труду; способствует правильном;/ выбору профессии. Т.о, политех­ническое образование явл. базой трудового воспитания Функции ТВ:*обучающая -овладение уч-ся практическими умениями и навыками в сфере труда; *развивающая- обеспечивает интел-ное, физи-ское, эмоцио-волевое, соци развитие; *воспи-ная-правильно орга-ный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, Задачами ТВ: *форм-ние у уч-ся положит. отношения к труду как высшей ценности в жизни, *развитие позна-ного интереса к знаниям, потребности в творч-ком труде, стремление применять знания на практике; *вос-ние моральных качеств, трудолю, долга и ответстве целеу-ность иделовитости *вооружение уч разн-ыми труд умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда. Содержани ТВ опред. названными задачами, а также рядом хоз.-экон. факторов, производственными условиями района, области, возможностями и традициями школы. Содержательную основу ТВ шк-ов составля­ют след виды труда:*Учебный труд шк-ка включает умственный и физи­ческий. Интелл-ный труд — самый сложный и тяжелый. Для детей приобретение умений и навыков интел-ого труда- способ усвоения знаний основ наук, важнейшее ср-во подготовки к соц. тв-ву, к труду на совр. производ­стве, В шко­ле осущ. спец. трудовое обучение. В структуру ТВ входят различные виды внеучебного обще-но полезного труда: производительный; результат., общественно значимый; бытовой, самообслуживающий;. Произ-ный труд орга­низуется руководителем школы- это трудовая произв-ная практика, работа на пришкольных участках Общественно значимый, резуль-ивный -этосбор металлолома, маку­латуры, тимуровская работа по ока­занию помощи инвалидам и ветеранам войны и труда, больным и преста­релым. Бытовой, самооб-щий труд-удовлетворение бы­товых потребностей семьи или коллектива, за счет лич­ных трудовых усилий. Самооб-ющая деят-сть уборку помещений, подготовку кабинета, классной ком­наты к занятиям, дежурство по школе, столовой, раздевалке, уборку мусо­ра на прилегающей к школе территории. Бытовой труд в семье уборку постели, стирку мел­ких вещей личного пользования., уборку помещений от пыли, уход за жи­вотными, чистку собственных вещей и обуви, уход за цветши, покупку продуктов. Для реализации содержания ТВ использ. формы работы-изготовление различных поделок (кормушек для птиц); -регулярный домашний труд школьников; -проведение трудовых десантов; -накопление в школе трудовых традиций; -беседы, лекции, читательские конферещии, производственные экскурсии, встречи со знаменитыми людьми; -все виды трудовой деятельности и др. Трудолюбие — результат ТВ, обучения и профе-ьной ориентации и выступает как личностное качество, которое харак-тся: 1) прочной потребностно-мотивациониой сферой;2)глу­боким пониманием нравственного смысла и роли труда в развитии личности (знания, убеждения); 3)умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу; 4) проявлением волевых усилий в преодолении трудностей и препятствий. ТВ составляет фундамент творческойактивности и результативности в учеб деятел-ти и в становлении личности.

 

Семья как субьект вос-ния уч-ся в нач.

В семье закладыв. основы нравс-сти чел., форм-тся нормы поведения, раскр-ются внутренний мир и индив-ые качества личности. Семья выступает как первый восп-ный институт, связь с кот. чел. ощущает на протяжении всей жизни. Сем. восп-ие— система вос-я и обра-я силами род-лей и родст-ов в условиях конкретной семьи. На формир семьи влияют факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье. Функции семьи: 1.репродукт. продолжения чел. рода. 2.эконо-ая и хозя-бытовая-ведение общ. хозяйства и бюджета, орг-ия матер-бытовых условий, забота о нетру-ных чл. семьи, 3.воспи-ная-созд. Здор. нравст-псих.климата и стиля благопр.х сем отнош., 4 первичн. социализации-введении реб. в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе чел. и культуре страны 5.психотерапевт. —семья- это где реб. мог бы чувствовать себя защищ-ым, принятым, несм. на его статус, внешность, матери. полож совокупность фун-ий их может вып. только в семье. Факторы воспитания реб. в семье. Атмосфера любви и взаимного уваж-ия.Регу-ый радостный общес-полезный труд в присутствии ре-ка.Постоян наблюдая за работой взрослых и сам включает в процесс труда Исключение: прибавочных раздражителей из жизни ре-ка: роскоши, нищеты, чрезм лакомств, беспор-ной еды, табака, алкоголя, азартн игр.У реб., привыкшего испытывать удов-вие от воздействия на его мозг «приба раздражителей», не выраб-ется способ-ть к целена-ной деят-ти. Гармо-ское развитие всех спосо-ей реб-ка.Слушание сказок, музыки,чтение стихов, игра в шахматы, рис-е, лепкой. никто незнает, в какой области может проявиться талант, данный природой реб-ку. Соблюд. принципа постепенности и последов-сти.следить чтоб брался только за те дела, кот. в дан время длянего посильны, Ограждение реб. от контактов с безнрав-ыми людьми. семья может иметь несколько ви­дов, которые отлич. между собой по определенным при­знакам. 1По родств-ной структуре нуклеарной (супру-ая пара с детьми) и расширенной (суп-кая пара с детьми и кто-либо из родст-ков мужа или жены, 2количеству детей: бездетная, малодетн, многодетная . 3 составу:неполная, отдельная, простая, большая .4географическому признаку:городская, сельская, от­даленная 5 однородности социального состава: соц. однородные- (имеется схожий уровень образ-ия и характер профе-ой дея-сти усупругов); неоднородные-обединяют людей разн уров­ обра-ия и профес-ой ориентации. 6 семейному стажу: молодожены; молодая, жду­щая реб-ка; среднего суп-ого возраста; старший суп-ий возраст; пожилые 7типу ведущих потребностей, с «интелл-ым» типом потребления,т.е.с выс-им уровнем расходов на духо-ую жизнь; с промеж-ым типом потребления. 8хар-ру проведения досуга:семьи открытые и закрытые 9характеру распре-ия дом. обязан.: традиц. (вып. жен­щина) и коллеккие (вып. совме­стно).

10 типу главенства автори-ми (строгтй муж) и демок-ими (взаимном уважении всех членов).

Основными задачами СВ явл. восп-ие детей: 1сознательными гражданами-патри-ми своей отчизны,( зна-ми по истории РБ об известных людях,; о национ-ых символах; богатствах нацио-ной культуры, форм-ние патр-ого отношения к Отчизне, готовности к её защите, 2честными тружениками,(овладение зна-ми об истории и традициях трудовой РБ умельцах-беларусах; труде родителей, о материа и духов богатстве и ценн-ях народа Бел. 3 хорошими семьянинами.(знание её традициях, памятных датах увлечениях семьи, родс-ых связях заботе и помощи маленьк детям, Основная забота уч-ля -сделать так, чтобы семья учила разумному, доброму, положительн. А это не всегда простое дело. Ошибки род-ей при общении с: 1Несде-сть и поспешность в суждениях и выводах 2раздраж-сть, неприязнь, грубость: 3Излишняя приди-ость к словам, поступкам.4Вольность сообщение им стихийной информации. Связь школы и семьи осущест через коллек формы совмест работы:пед собрания, научн-практ конфер-ии, пед-ие лектории, родител комитеты, участие в работе общест-го совета, помощь и участие в провед внекл меропр, Индив.-консультации, посещ-ии семей. поручения тренинги Дефект восп. — это первый показатель небла-ой семьи.1 по типу «золушки» — ре-ка не любят иэто показывают. 2Гиперопека: ре-к оторванным от слож-тей жизни. 3Гипоопека безнадз-сть, хулиг-ство, лень, 4Отсутствие единства требований 5Пьянс, алког, наркоман.

Технологии личн.-ориенир. Обуч. (ЛОО).

Гл. целью общеоб школы явл. гуманизация образов. процесса на основе удовлет-ия личностных и образо-ных интересов детей с учетом их способностей и возможностей. Достиж. цели возможно через осуществление ЛОО. Совр.исследователями ЛОО явл учен Бондаревская, Сериков, Хуторскойи предпол. вып. след. принципов:*признание своеобразия личности кажд. ре-ка и выявление особе-ей личностной и познав. сфер психики; *созд. ситуации успеха для каждого реб. через дифференциацию заданий и использ. мет-ких приемов, способ-щих достижению успеха (споры, помощь );*созд. ситуации выбора задания по степени сложности; поощрение инициативы и добровольности в выборе задания;*изменение хар-ра взаим-вия с уч-ся, переход к диалогу, учёт его интерес, мнения; *изменение хар-ра оцен-ния детей, их успехов и неудач, использ-ние «динамической» оценки, при кот. сегод-ние достижения сравнив. с его прошлыми резу-ами, что подчеркивает продвижение ре-ка в его развитии; *построение деят-сти по принципам смыслотворчества (внутренняя мотивация деят-сти на основе чувств, любознательности,) и мыследеятельн. (активизация всех познава-ных процессов и личного опыта );*развитие рефлексии детей как осознание ими своей собственной деятельности, успехов и затруднений, их причин и способов преодоления. В ЛО подхода гл. субъектом уч.-воспит процесса явл. ребенок. идеи, кот. способствуют реализации сотрудничества и ЛО подхода в обучении. Идея гуманных отношений между уч-ем и уча-ся(уважение к личности реб-ка, но и приобщение его к процессу становлея своей личности в ходе обу-ия) Учения- без принуждения, но желательным, радостным, постр-ым на развитии позн-ных интересов трудной цели- уч-ль ставит сложную цель и внушает им уверенность, что они преодолеют трудности. Опоры-опорные сигналы -это доступн. усвоение мат-ла кажд. уч-о свободного выбора-права выбора способа и пути дея-сти самоанализа -самосто-но осуществлять индивид и коллек анализ своей деят-ти. качеств. оценки работ уч-ся предполагает анализ успеш резул-ов, достигнутых уч-ся в учении В мл. шк. возрасте ведущ. вида дея-сти — учебный. Задача педагога сформир. интерес к этой деят-сти, обеспечить успех в ее освоении. Успешн. решение возможно при опоре на возрастные особен-ти и личн-ые качества. Важным условием явл. внимательное, ответств. отнош. педагога к кажд. реб., использ. им методов положит. стимулирования и базовыми личнос-ыми кач-ми явл трудолюбие и самостоя-сть. Пед-ог долж продумать систему поощрения и поддержки реб., использ. стимулы, кот. порождают положи-ные эмоции, приветст-ать любое стремление к самост-сти. В мл шк. возр. быстрыми темпами осущ. социализация ре-ка. стремление установить полож. отношение со взрослыми (учи-ем) и сверстниками. Необходимы постоян упраж в этих действиях при контроле со стороны взрослого.Учение — значительная часть жизни ре-ка. Эта жизнь должна быть полнокровной, яркой, эмоционально богатой, а само обучение должно переживаться им как процесс познания, приносящий радость. Уч деят-ть шк-ка стимулируется не только интере-ым учеб материалом и разно-ми методами, но и характером отношений с уч-ом. В атмосфере любви, доверия, сопереживания, уважения ре-ок легко принимает учебно-познават задачу. Ученик, видя, как ценится его достоинство, творческий поиск, начинает стремиться к решению более сложных учеб задач. рекомендации для успешной дея-сти *проявите интерес к жизни ре-ка, к его радостям, огорчениям, успехам, *устанавливайте личные, доверительные взаимоотношения, *не ставьте одного ре-ка в пример другому * радуйтесь, когда ре-ок достигает успеха; *придавайте особое значение усилиям, стараниям в выполнении задания, *проявляйте свое опти-кое отношение когда его постигает неудача;*при оценочных суждениях опирайтесь на положительное, достигнутое *поощряйте деятельность каждого ре-ка, *развивайте в себе великий дар терпения. Эти рекомед могут оказать содействие уч-лю в осуществлении ЛО подхода в обучении.

 

Игр. образов. технологии, их хар-ка (ИОТ)

Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обуч-ие, в творчество, в терапию, в модель челов-их отношений и проявлений в труде.она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, соверш. свои способности. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений млад люди исп. с древности. Широкое применение игра находит в народ пед-ке, в дош-ых ивнеш-ных учр-ях. В совр. шк., делающей ставку на актив-цию учеб процесса, игровая деят-сть используется в сле-щих случаях: -в самост-ных техн-ий для освоения понятия, темы учеб предмета; как элемент более общей техн-ии; в качестве урока или части (введе, контроль); как тех-ия внек-ной работы. В отличие от игр вообще, пед-ая игра обладает существ. признаком — четко поставленной целью обуч. и соответств. ей пед-им рез-том, кот. могут быть обоснованы, выделены в явном виде и харак-ся уч.-познав. направленностью. Игр. форма занятий созд. на уроках при помощи игр-ых приемов и ситуаций, выступ. как ср-во побуждения, стимулир. к уч. дея-сти.Реализация игр. приёмов на ур-ке происх. по направлениям:*дид-кая цель ставится перед уч-ся в форме игр. задачи; уч. дея-сть подчин. правилам игры; уч. мат-ал использ-я в качестве ее ср-ва; *в уч. деят-ость вводится элемент сорев-ия, кот. переводит дидак-кую задачу в игр.;*успешное вып. задания связыв. с игровым рез-том. Основные функции игр: развлекательная, ммоммуник.Самореализация. Игра важна как сфера реализации себя как личности.Игротерапевтическая. может быть исполь-на для преодоления трудностей, в поведении, в общении с окр., в учении. Диагностическая. обладает способн распознавать, раскрываться Игра-это особое «поле самовыражения».Коррекционная. При соблюдении уч-ся правил сюжета игры, знаний своей роли и ролей партнера психо-ая коррекция в игре происх. естественно. Спос-ть помощь уч-ся с отклонением в поведении, справиться с переживаниями. Межнациональная коммуникация Социализация. даают возможность моделир. разные ситуации жизни, искать выход из конф-ов, не прибегая к агрес-ти, позв. функционир. в качестве полноправного члена кол-ва. Технология пров. игры. 1.Подготовка:тема; уч. цели; пред-ние основы для сост. модели; *опред. состава учас-ов игры, распред. ролей; *проработка сценария, подбор нагляд матер-ла, размещения участ-ов в аудитории, определение временных границ проведенияиг игры. 2. Проведение игры: *разыгрывание уч. ситуации (действия учас-ов направлены на взаимод-ие в изучении и обс;-ии проб информ-ии, в принятии решений).3.Подвед. итогов игры:1общая оценка уч-ем работы уч-хся в целом и некоторых в отдельности;2рефлексия (сами игроки формe-уют предложения по соверш-нию иг-ой де-ти).

Дидакт. игры -разновидность игр с правилами, спец. создав. педагогикой в целях обуч. и воспитания детей. Они направлены на решение конкр. задач обуч. детей, но в то же время в них проявл. воспитательное и развив. влияние игр. дея-сти. Классификация игр А. И. Сорокина: Игры-путешествия обостр. наблюд., облег-ют преодол. трудностей. -поручения. В осн. лежат дей-ия с предметами, игрушками, сло-е поручения. предложения(что было бы..).

созд. ситуация, кот. требует осмысления послед. действия. загадки проверка знаний, находчивости, умение рассуждать, делать выводы.беседы лежит общение заинтересованое, доброжел. структурные составляющие дид. игры: 1дидакт. задача; 2игр. задача; 3игр. действия; 4правила игры; 5результат (подведение итогов).Основные функции дид игр: 1форм-ия устойчивого интереса к учению и снятия напряжения 2форм-ия психич. новообразований;3фор-ния собственно уч. дея-сти; 4форм-ния общеуч. умений,навыков уч-ой и самост. раб.; 5 фор-ания навыков самоконтр. и самооценки; 6форм-ния адекватных взаимо-ний и освоения соц. ролей.Умелое испо-ние игры в уч-ом процессе облегчает его, т. к. игровая дея-сть привычна реб-ку.

 

 

Эпоха нового времени. Изменения в организации образов-я в 16-17 веках.

В преддверии Нов врем (16-17в.) в обществ. сфере постепенно осуще-ется переход от богословско-религиозных взглядов к светским. 17ст было временем рационализма и индивидуализма, выразившихся в соотв-щем осмыслении природы чел. и вос-ия. В этот период возрастает роль образ-ия, что получило отражение в пед мысли. Новая пед мысль стремилась базировать свои выводы на данных эксперим. исслед-ний. Все очевидней станов. роль естественнонаучн. образ-ия. Прим может служить тв-тво ряда мыслителей. Френсис Бэкон(1561-1626 гг.) выделил педаго-ку в самост. науку; целью научн. позн-ия считал освоение силприроды путем последов-ых экспе-нтов, соглашался с принципом природосоо-сти познания и вос-ия. Вольфганг Ратке(1571-1635 гг.) стрем. сделать обуч. легким и приятным; предложил методику одновр. обуч. чтению и письму; вывел общ-ские принципы (послед-сть об-ия, обу-ие без принуждения, опора от известного к неиз-ому, исп. повторения в обуч).

Ян Амос Коменский(1592-1670 гг.) приступил к созд. труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу).

Здесь преподавал в гим-зии, закончил свою «Дидактику» на чеш-ом языке а затем ее перевел на латин-ий язык, назвав «Великой дидактикой» (1633-1638гг.) подгот. несколько учеб-ов: «Открытая дверь к языкам» Астрономия» «Физика» написал первое в истории рук-во для сем. восп-ия- «Материнская школа” Научное обос-ние принципов, учеб план, распоря дня были изложены Ком в сочи-ии «Пансофическая школа». В Венгрии Ком закончил 1 в истории иллюс-ый уче-ик «Мир чувственных вещей в картинках»(1658 г.), в котором рисунки явл органической частью учебных текстов. Переехав в Амстердам, Ком продолжал работу над капитальным трудом«Всеобщий совет об исправлении дел челове-их», в кот. дал план реформы человеч. общества. и одна из частей назыв “всеобщее воспитание” Основ задачи восп-ия (по Каменскому): научное образ.; добродетельность (или нравственность); религиозность. Исходя из природы чел-ка предложил возрастную периодизацию:1) От рожд-ия до 6-ти«материнская шк» (восп-ие в семье под руков матери).

задачи: развитие органов чувств, ознакмие с окруж-им миром, 2)6-ти до 12-ти лет«шк родного языка».задачи: овладение знаниями об окруж-ем мире на родном языке через изуч географии, истории, арифметики и ознак-ние с ремеслами; религиозное вос-ие. 3)12-ти до 18-ти лет«латинская шк»задачи: изучение«7свободных наук», математики, физики, природоведения, истории, этики, иностранных языков. 4)18-ти до 24-академии. задача: овладение пансофическими знаниями.

Требования к обучению и дидактические принципы.Коменского:-успешность обуч (от простого к сложному; уч по книгам данного возраста);-легкость обуч-ия(отболее лёгкого к более трудному; не перегружать знаниями; -основательность обучения (закреплять изученное упраж быстрота обуч-ия (давать знания основательно, кратко ясно;-наглядность (усв-ие знаний путем набл-ия за предметами и явлениями, -последо и система(все послед-щие знания необхо основывать на предыдущих); прочность (постоянное выполнение упраж и повторение); самост. и активность (раскрыв. способности работать самостоятельно).Заслугой Ком явл теоре-ое обоснование класно-уроч системы. Его пед. идеи *урок как форма обу-ия;*орга-ция учеб года, школ недели, расписания занятий; *преподавание одного учи-ля в кл; *обу-ие на родном языке;*целена-ное восп-ие детей дошко возраста («материнская школа»);*обуч-ие всего юношества.Ступени познания (поКаменскому): чувственное по-ие;*обобщ-ие, абстракция, научное знание; *осмысление, проверка практикой, мудрость.

Основу его пед-ки составляет принцип природос-ости-природа едина, в ней гармония и порядок; человек-часть природы, он разви-ся по естественным законам; воспи-ие должно идти сообразно с его природой. Таким образом Ком не только обоготил пед мысль новыми идеями, но заложил фундамент на века вперёд.

 

 

Классики западноевр. пед. XIX века.

Эпоха Нового времени знаменуется творчеством пед-ов, вошедших в плеяду классиков науки о вос-ии и образ-ии. следует назвать И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарта, Ф.В.А.Фрёбеля, Ф.А.В.Дистервега. В истории мировой пед-ки Песталоцци (1746-1827)известен подвижник дел вос-ия униженных и оскорб—ных.Его назыв. «народн. проповедник»«отец сирот»создател народной школы. П. родился в Цюрихе в семье врача. Рано лишившись отца, он вместе с 2 сестрами был воспитан в дружной семьею В1774г. П. учредил свой первый приют для бедных детей в Нейгофе. Воспит-ой деяте-тью П. занялся под сильным влиянием идей Руссо после прочтения «Эмиля». Воспит-ки Нейгофа работали в поле и прядильно-ткацких масте-их. Они приобретали также общее образ-ие (уч письму, счету, чтению, пению).

это была попытка соединить обуч-ие с производственной дея-тью. В1780г. школа в Нейгофе разорилась и была закрыта. Отойдя на время от практ-кой деяте-ти, П. пишет пед роман «Лингард и Гертруда», принес средства, а главное-громкую славу. В1789г. уП. появилась возможность вернуться к любимым занятиям. Он открывает воспи-ное учр-ие для сирот и нищих в Станце, где организует и исследует воспитыв-ий труд и разви-ее обу-ие и ведет исследовательскую работу по этим проблемам.Приют в Станце просуществовал недолго. Детей и воспи-ля выгоняют на улицу. Но и это не сломило Песталоцци. На закате жизни П.пишет ряд сочинений, в к. обобщает свой опыт. Среди них «Лебединая песня». предлагал при опред-ии основ образо-ия опираться на знание челов-ой психо-ии Воспи-ие П рассматривал как соци-ый процесс и утверждал, «обстоятельства формируют чел-ка, но и чел-ек формирует обстоятельства. Чел-ек имеет в себе силу много-зно гнуть их по своей воле. П немало сделал для того, чтобы пед-ка отвечала требо-ям времени.

Фридрих Фрёбель (1782-1852)В основном пед сочинении Ф.«Воспитание человека» подчеркнуто, что человек по своей сути -творец. Восп-ие должно выявить и развить в человеке творческие задатки.Центром пед системы Ф. явл теория игры. Это«зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира». Игра -мостик от внутреннего мира к природ считал Ф..

Иоганн Фридрих Гербарт (1746-1841) –философ, психолог, математик – один из выдающихся педагогов XIX в. Первый пед труд сочинения Г.(«Первые лекции по педагогике»капитальная«Общая педаг-ка» отли-ся рациональностью.

Центральный тезис рассуждений Г.формирование нравственного чел-ка. Это – ядро идеи о гарм-ом развитии всех способностей. По Г. восп-ие должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения гармонии-управ-ие, обуч. и нравс-ное воспи-ие.

Обучение Г. попытался разделить на преподавание и учение. Были определены 4 ступени: 2-по углублению обуч и 2-по осмыслению обучения. Под углублением –это выход на новые знания, под осмыслением -соединение этих знаний с уже имеющимися. Г. определены3 униве-ых метода обуч-ия: описательный, аналитический и синтетический. Глав роль отдавалась анали-ому, ему надлежало систематизировать знания у-ся. Если объектом внимания Г. было гимназическое обра-ие, то другой немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег(1790-1866) сосредоточил свои исследования в народной массовой школы.Основной пед труд Д «Руководство к образ-ию немец. учит-ей». В нем сформулированы 2взаимо-ых принципа обуч и восп-ия-природос-сть и культуросо-ость. Он ставил во главу угла «развивающе-воспита-ое и образо-ое обуч». Он предлагал в воспи-ии и обуч следовать природе чело-ка, учитывать индиви-ые особенности ре-ка. Полезными для школы оказались сформулированные Д. дидак-кие правила: ясность, четкость, последовательность, самостоятельность учащегося, заинтересованность учителя и ученика.Д. был энергичным организатором пед обра-ния. Он автор учеб пособий для учи-ей, создатель учител-их семинарий.

 

 

Педагогич. мысль Беларуси в эпоху Возраждения и Рефомации

В обозначенный период Бел-сь наход. в составе разных государ-но-политич. образований, в соответствии с чем, выдел. этапы в развитии просвещения и образования: периодс11по13в; эпоха Вел княжества Литов-го; эпоха Речи Посполитой. В11-13в. педаг-ка народов, прожив. на терр-ии сегодняшней РБ, определ. взаимод-ем 2 культур: языч. и христианской. влияние на воспит детей оказывала нар. пед-ка. Посредством сказок, песен, пословиц воспи-сь береж. отношение к природе, уважение к старшим, труду. Потребность в образованных людях ощущал госуд аппарат, дипломатия, торговля. В больших городах школы открывались при княжеских дворах, церквях и монастырях. Распространению грамотности содействовали мастера грамоты. в вос-ии играли произведения религ-поучительного характера. Автором был Кирилла Туровский Особого внимания заслу-ает дея-сть Евфросинии Полоцкой Она основала в Полоцке жен и муж монастыри, цель и смысл своей жизни видела в утверждении христианских нравс-ых принципов существования чел-ка. Активно развивается просвещение в эпоху ВКЛ. В это время формир. бел. народность. Позитивное влияние на развитие просв-ия в Бе-уси оказало становление книгопечатания Ф Скориной Дело продолжали его последователями —Будным, В. Тяпинским . В период ВКЛв Бе-уси получили разв-ие разные по своей идейной и религ-ой напра-сти школы (правосл-ые, катол-кие, протестантские, возникшие на закате ВКЛ).

Православныебратские школы открывались при церковных правос-ых братствах. В органи-ии процесса обуч исполь-ись элементы классно-урочной системы. Дисциплина была строгой, пропуск занятий без уважительных причин не допускался. Изуч. диалектика, риторика, астрономия, математика, музыка, история, география, греческий, латинский В братских школах преподавали Симеон Полоцкий, М. Смотрицкий Братства имели типографии, в кот. печатались учебники, пособия. Из католических школ известность приобрели иезуитские школы. В своих шк вос-ли преданных сынов католической церкви Иезуиты ввели систему оценок в баллах, деление уч-ся по возрастам, уделяли зн физическому восп-ию уча-ся.. Униатские школы в бел. появились в рез-те заключения унии между правос и като церквями. Первая униат школа была открыта в Бресте, Представители философской и пед. мысли Гусовский. Скорина. Будный С Полоцкий. С именем Ф. Скорины у бел народа связано зарождение ряда отраслей наук, ботаника, медицина, ИЗО. С Полоцкий придавал решающее значение восп-ию и отрицал наличие в чел. врожденных пороков Наиболее действенным ср-ом вос-ия считал полож пример, кот. могут дать род-ли и вос-ели. Главная задача вос-ия, , лежит на родителях реб-ка. Он пред. Требования к учи-лю: мастерство обуч;органи-кие спосо-ти;личная воспитанность

После окончательного раздела РП территория Бел вошла в состав России. На терит Бел создан создан Виленский учебный округ. Уч.-метод. центром округа стал Виленский университет, В скором времени универ стал давать из среды своих уче-ов хороших преподавателей для училищ, а затем и для самого универс. К нач. 19 века начальное образов Учились в этих школах дети разных слоев населения: купцов, крес­тьян, мещан, духовенства и даже дети дворян. Средняя школа. обуч вос-ки из раб. семей со сред достатком Женское образование.стали открыв. светские женские пансионы, в кот. обуч. во-цы из богатых семей − «образцовые пансионы». Предприним. попытки развития профессио-го обр-ия: открыв. агрономические курсы в Горках Школа и просвещение в Беларуси во второй половине 19 века. Начиная с 70-х годов18в активно насаждаются церковно-приходские школы. Они были худшим типом нач. школ преподавали Закон Божий, церковное пение, церковно-славянскую грамоту, русский язык, письмо, начало арифметики, для девочек — рукоделие. содерж. на пожертвов. городов, благотворительных учреждений Но это не делало их популярными среди населения. И тогда средние учеб заведения были преобразованы в гимназии. В этот период в средних учеб заведениях усилив. преподавание русск языка и словесности, вводятся внеклассные лит чтения, Были рекомендованы и методы: вести преподавание практически, посредством бесед и чтения в кл. Это прдолж. до революции 1917 года.