ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Омский государственный педагогический университет
Кафедра философии
УТВЕРЖДАЮ
Декан____________факультета
___________________________
«_______» __________200___г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине философия
цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
ГОС и входит в число обязательных дисциплин федерального компонента.
для специальности (направления)______________________________________
по учебному плану набора ____ года форма обучения_____________
Составитель:_Карпова Л.М. доцент кафедры философии, кандидат философских наук, доцент
(Ф.И.О) (должность, уч. степ., звание) (подпись)
Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта 2006 года и рассмотрена на заседании кафедры
«_____»___________200_г., Протокол № ___
Заведующий кафедрой _______________________ ____________________
(Ф.И.О) (должность, уч. степ., звание) (подпись)
Рабочая программа одобрена
советом (методической комиссией)
____________________ факультета
«_____» ________________ 200 __г.
Председатель совета ____________________________________________
(Ф.И.О) (должность, уч. степ., звание) (подпись)
2006 г
1. Таблица распределения общего объема часов
по видам учебной работы
Курс |
Семестр |
Объем часов (по наличию видов занятий) |
Форма итогового контроля |
||||||||||
Общая трудоемкость |
Аудиторные занятия |
Самостоятельная работа |
|||||||||||
Всего |
Лекции |
Практические занятия |
Семинары |
Лабораторный практикум |
Другие виды занятий |
Всего |
Курсовая работа
|
Реферат |
Другие виды самостоятельной работы |
||||
2 |
3 |
70 |
34 |
20 |
|
14 |
|
|
|
|
|
36 |
зачет |
2 |
4 |
68 |
34 |
20 |
|
14 |
|
|
|
|
|
34 |
экзамен |
Общая трудоемкость 138 часов.
2. Цели и задачи дисциплины; требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины
Целью курса является мировоззренческая ориентация специалистов на общечеловеческие ценности, развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.
Курс представляет собой введение в философскую проблематику. Его основная задача – способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, формированию и развитию философского мировоззрения.
Освоение курса философии должно содействовать:
— выработке навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ;
— формированию способностей выявления экологического, космопланетарного аспекта изучаемых проблем;
— развитию умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение рассматриваемых вопросов;
— овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
Место курса в системе социогуманитарного образования
Курс философии состоит из двух частей: исторической и систематической. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с процессом смены типов философского мировоззрения, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, учатся определять современное значение философских идей прошлого. Систематический раздел курса включает в себя основные проблемы онтологии, гносеологии, антропологии и социальной философии, рассматриваемые как в рефлексивном, так и в ценностном планах. Кроме того, особое внимание уделяется реализации принципов конкурентности и взаимодополняемости различных концепций по отдельным философским проблемам.
Курс философии предполагает предварительное знакомство студентов с материалом курса истории России, сопрягается с циклом психолого- педагогических дисциплин, а также с курсом культурологии, экономики, политологии и социологии.
Требования к уровню освоения содержания курса: бакалавр (дипломированный специалист) в области философии должен: а) иметь представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мира, о сущности, назначении и смысле жизни человека; б) понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, социального и биологического начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней; в) знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; г) иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни; д) понимать роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию; е) понимать суть глобальных проблем мировой цивилизации и специфику положения человека в современном мире.
3. Содержание дисциплины тематический план (с распределением общего бюджета времени в часах)
Курс |
Семестр |
Раздел дисциплины, содержание |
Всего |
Аудиторные |
Самостоятельная работа студентов |
Формы межсессионного контроля |
||
Лекции |
Семинарские (практические) занятия |
Лабораторный практикум |
||||||
|
|
Раздел I. Исторические типы философского мировоззрения Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
Мировоззрение как часть сознания. Историко-культурный характер мировоззрения. Функции мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Специфика мифологии как типа мировоззрения. Религиозный тип мировоззрения как путь приобщения к мировому целому. Философия как особый тип мировоззрения. Специфика осмысления действительности в философии. Природа философских проблем. Специфика философского знания и его функции. Основные разделы философии. Язык философии. Философская рефлексия. Источники философского знания. Материализм, идеализм, дуализм. Философия и наука. Философские дисциплины. Философия и идеология. Философия и образование. Значение философии для самопознания и выработки жизненных ценностей. Роль философии в истории культуры и в развитии цивилизации. Лекция № 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества. Семинар № 1. Исторические типы мировоззрения. Природа философии.
Тема 2. Философия Древнего мира
Зарождение философской мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Восточный и западноевропейский типы философствования. Проблема национального характера философии. Своеобразие философской мысли в Древней Индии, Китае. Лекция № 2. Философия Древнего мира.
Тема 3. Античная философия
Социокультурные факторы возникновения древнегреческой философии. Античная мифология и философия. Космологическая проблематика первых философских школ Древней Греции (милетская школа, Гераклит, элеаты, Демокрит). Материалистическая и идеалистическая тенденции. Антропоцентристские тенденции в философии античности (софисты, Сократ, скептики, киники, киренаики, эпикурейцы, стоики). Софисты: изменение представлений о сути философии. Релятивизм, субъективизм и скептицизм в учении софистов. Учение Сократа – рождение философии нового типа. Перемещение интереса от природы к человеку, от бытия к ценностям, от теории к методу. Диалектика как искусство творческого диалога. Значение творчества Сократа для понимания сущности человека и Блага. Космоцентристская философия классической и поздней античности (Платон, Аристотель, неоплатонизм). Философия Платона: открытие идеальной реальности, сотнесение ее с познавательными возможностями человека и идеальным социумом. Платонизм в дальнейшем развитии философии. Энциклопедическая философская система Аристотеля. Логика, метафизика, концепция категорий. Учение о материи и форме, о причинности и других универсальных принципах бытия. Понятие целевой причины, идея перводвигателя. Основные проблемы эллинистическо-римского периода античной философии. Неоплатонизм: проблемы бытия и познания. Влияние неоплатонизма на последующую философию. Место античной философии в историко-культурном развитии человечества. Лекция № 3. Античная философия Семинар № 2. Античная философия
Тема 4. Средневековая философия Теоцентризм средневекового типа философского мировоззрения. Истоки и характерные черты западноевропейской средневековой философии. Патристика. Проблема Бога и мира, веры и разума, материи и времени в философии Августина. Оформление схоластики. Спор об универсалиях. Проблема соотношения веры и знания. Теология и философия. «Естественная теология» и метафизика Фомы Аквинского. Влияние томизма на современную религиозную философию. Мистика (Бонавентура, Майстер Экхарт). Философская мысль в Византии (Иоанн Дамаскин). Арабская философия (Авиценна, Аверроэс). Лекция № 4. Средневековая философия Семинар № 3. Западноевропейская средневековая философия
Тема 5. Философия Западной Европы позднего средневековья (Возрождения)
Антропоцентристская философия эпохи Возрождения как переходная форма мировоззрения от средневековья к Новому времени. Характерные черты философии Возрождения. Эволюция ренессансного гуманизма (от Ф.Петрарки до М.Монтеня). Принцип максимальной свободы человека – ключевая идея гуманистической философии. Пантеистический характер натурфилософии Возрождения. Н.Кузанский: учение о Боге, природе, человеке. Роль математики в познании мира. Влияние неоплатонизма. Возрождение античной диалектики. Натурфилософия Дж.Бруно. Космологические идеи.Учение о материи. Теория познания. Идеи диалектики. Общественно-исторические представления гуманизма (политическая философия Н.Макиавелли, социальные утопии Т.Мора, Т.Кампанеллы). Лекция № 5. Философия Западной Европы позднего средневековья (Возрождения) Семинар № 4. Философия Западной Европы позднего средневековья
Тема 6. Западноевропейская философия XVII-XVIII веков (Нового времени)
Натурализм Нового времени как мировоззренческий тип философии (п.п. XVII- н. XVIII в.в.). Проблема метода. Эмпиризм и рационализм. Учение Ф.Бэкона о природе, науке, путях и методах познания. Философия Р.Декарта. «Радикальное сомнение» и достоверное знание. Интуиция и дедукция. Правила метода. Развитие эмпиризма после Ф.Бэкона: а) философия Т.Гоббса ; б) сенсуализм –эмпиризм в философии Д.Локка ; в) философия Дж. Беркли: идеалистический сенсуализм ; г) скептицизм Д.Юма. Развитие рационализма после Р.Декарта: а) пантеистический материализм Б.Спинозы; б) философия Г.В. Лейбница. Философия Просвещения (XVIII в.): натурализм и формирующийся антропологизм. Специфика французского Просвещения. Рационализм и проблема свободы. Философия французских материалистов: учение о природе, материи. Диалектические идеи Дидро. Теория познания и учение о методе. Соотношение чувственного и рационального в познании. Эмпиризм методологии Гельвеция. Сенсуализм Дидро. Учение о человеке. Натурализм и психологизм в понимании человека. Роль общественной среды в формировании человека. Теория «разумного эгоизма». Учение об обществе и истории. Фатализм. Теория «общественного договора». Наука, прогресс, цивилизация в философии Нового времени. Лекция № 6. Западноевропейская философия философия XVII-XVIII веков (Нового времени) Семинар №5. Западноевропейская философия XVII-начала XVIII веков Семинар №6. Западноевропейская философия XVIII века. (Французское Просвещение)
Тема 7. Западноевропейская философия XVIII – XIX веков (Немецкая классическая философия)
Становление деятельностного (гуманистического) миропонимания в немецкой классической философии. Немецкая классическая философия как единое духовное образование. Философия И. Канта. Эволюция философских идей И. Канта. Критический идеализм Канта и проблема достоверного знания. Кант о трех способностях души. Разум и рассудок. Антиномии чистого разума. Переход к практическому разуму. Категорический императив. Постулаты практического разума. Учение о свободе и необходимости. Социально-политические воззрения. Философия И.Фихте. Абсолютизация активности мышления. Субъективный идеализм в понимании соотношения субъекта и объекта. Волюнтаризм. Объективно-идеалистический смысл положения о всеобщем (абсолютном) «Я» как о высшей фундаментальной реальности. Радикализм социально-философских идей, их эволюция. Философия Ф.Шеллинга. Ее истоки в учениях Канта и Фихте; отход от них. Натурфилософия. Влияние идей Шеллинга на последующую философскую мысль (Шопенгауэр и др.) Шеллингианство в России. Философская система Г.В.Ф. Гегеля. Общая характеристика гегелевской системы, структура, принципы. Понятие абсолютной идеи, этапы ее развития. Логика. Диалектический метод. Философия истории. Проблема субъекта истории. Концепция исторического процесса. Идеал государственного устройства. Значение гегелевской философии. Лекция № 7. Западноевропейская философия XVIII-XIX веков (Немецкая классическая философия) Семинар №7. Философия Канта и Гегеля. Семинар № 8. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Тема 8. Западноевропейская философия XIX века
Истоки плюрализма постклассической философии. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Опыт преодоления гегелевского идеализма. Работа «Сущность христианства». Анализ психологических основ религии и ее критика. Сущность антропологического принципа построения новой философии. Антропологическая этика. Принцип индивидуальности и идея человеческого рода, нравственного долга человека перед людьми. Социально-политические и исторические воззрения Л. Фейербаха. Иррационализм А.Шопенгауэра. Предэкзистенциализм С.Кьеркегора. Лекция № 8. Западноевропейская философия XIX века
Тема 9. Основные идеи и принципы философии марксизма
Социально-экономические, политические и духовные предпосылки философии марксизма. К.Маркс об отчуждении труда. Материалистическая диалектика как метод познания. Практика как фундаментальная субстанциальная абстракция. Материалистическое понимание истории. История человечества как закономерный процесс. Идея прогресса. Философская антропология Маркса. Человек – активное практическое, предметное существо. Социальная природа человека. Марксизм и современность. Лекция № 9. Философия марксизма. Семинар № 9. Основные идеи и принципы философии марксизма Тема 10. Формирование современной философии: мировоззренческие типы западноевропейской и русской философии конца XIX — начала XX в.в.
Роль философии как интегрирующего фактора культуры. Европейская культура и трансформация основных философских проблем, смена ценностей и ориентиров. Новые типы философствования: сциентистский и антропологический. Сциентизм как способ преодоления «кризиса» классической философии. Позитивизм : проблема метода в «первом» позитивизме (О.Конт, Г.Спенсер) и источника познания в эмпириокритицизме (Э.Мах, Р.Авенариус). Логический позитивизм «Венского кружка». «Логический эмпиризм» в США. М.Шлик и Р.Карнап. Антропологизм (иррационалистической направленности). «Философия жизни» в Германии: истоки и общая характеристика. (Ф.Ницше, В.Дильтей, О.Шпенглер). Философия Ф.Ницше. Понимание «жизни» как витальной основы природы человека. «Воля к власти» как принцип жизни. Учение о «сверхчеловеке». Задача «переоценки ценностей». Феноменология Э.Гуссерля. Особенности русской философии. Формирование и основные периоды развития русской философской мысли. Проблема судьбы России в дискуссиях русских мыслителей XIX века (славянофилы и западники). Философия В. Соловьева: теория всеединства; поиск нравственного смысла жизни; проблема судьбы России. Философия Н. Бердяева: темы свободы, творчества, ничто и Бога. Н. Бердяев о России и русском национальном характере. Основные идеи русского космизма. Проблема Запад- Россия – Восток в науке и философии. Русская философия в контексте мировой философской мысли. Лекция № 10. Формирование современной философии: мировоззренческие типы западноевропейской и русской философии конца XIX- начала XX вв. Лекция № 10А. Специфика русской философии конца XIX — начала XX веков Семинар № 10. Русская философия XIX – I половины XX веков Семинар № 11. Мировоззренческие типы западной философии конца XIX-первой половины XX века.
Тема 11. Современная западная философия Плюрализм мировоззренческих типов современной западной философии. Социально-психологические предпосылки и философские источники экзистенциализма. Экзистенциализм М.Хайдеггера: «фундаментальная онтология». Свобода и ответственность. Концепция языка как «дома бытия». Иррациональная интуиция как способ постижения бытия. Экзистенциализм К.Ясперса: существование и экзистенция. Проблема человека. Философия истории. Философия Ж.-П.Сартра: «бытие-в-себе» и «бытие-для-себя». Бытие и ничто. Свобода, выбор, ответственность. Человек как проект. Трактовка гуманизма. Экзистенциализм А.Камю: проблема абсурда. Бунт как основание свободы. Философия психоанализа (З.Фрейд, Э.Фромм, К.Г.Юнг).Истоки герменевтики. Философская герменевтика Х.-Г.Гадамера. Аналитическая философия XXвека. Дж.Э.Мур, Б.Рассел, Л.Витгенштейн. Аналитическое движение в современной западной философии, тематика исследований и дискуссий. Основные идеи философии науки (К.Поппер, Т.Кун, П.Фейерабенд). Сближение позиций религиозной философии и философии науки (П.Тейяр де Шарден, П.Тиллих, В.Гейзенберг, А.Швейцер). Философия структурализма и постструктурализма (К.Леви-Строс, М.Фуко). Философия постмодернизма (Ж.Деррида, Ж.Делез, Ф.Гваттари, Ж.Бодрийяр). Философские дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации. Лекция № 11. Современная западная философия. Семинар № 12. Западная философия второй половины ХХ – нач. XXI века. РАЗДЕЛ II. Систематический курс Тема 12. Учение о бытии (онтология)
Философия о сущности мира. Категория бытия, ее специфика. Бытие и ничто. Бытие и становление. Основные формы бытия. Материальное и идеальное. Природа идеального. Объективная и субъективная реальность. Материализм и идеализм – альтернативные способы миропонимания. Разновидности идеализма. Принципы философского материализма. Историческое развитие материализма. Категория материи: различные подходы. Философские и естественнонаучные представления об уровнях организации материи. Категория движения. Внутренняя противоречивость движения. Пространство и время: различные концепции. Социальное пространство и время. Психологические аспекты пространства и времени. Проблема единства мира. Философский монизм, дуализм, плюрализм. Становление и развитие научной картины мира. Обыденная, религиозная, философская, научная картины мира. Динамика картин мира в XX столетии. Лекция № 12. Учение о бытии (Онтология) Семинар № 13. Проблемы онтологии
Тема 13. Учение о развитии
Идея развития. Хаос и порядок. Диалектика и метафизика – два противоположных подхода к развитию. Догматика и эклектика как разновидности метафизики. Исторические формы диалектики. Категории, принципы и законы развития. Самоорганизация. Устойчивость и изменчивость; прерывность и непрерывность. Цикличность, круговорот и поступательность в развитии. Изменение, движение, развитие. Проблема прогресса. Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообусловленности и взаимосвязи. Причина и следствие. Цепи причинения. Непричинные виды детерминации. Детерминизм и закономерность. Статистические и динамические закономерности. Упорядоченность бытия. Принцип системности. Дискуссия по поводу детерминизма в естествознании и обществознании. Лекция № 13. Учение о развитии Тема 14. Учение о познании (гносеология) Познание как предмет философского анализа. Агностицизм и скептицизм. Знание и вера. Сущность познавательной деятельности. Культурно-историческая обусловленность основных компонентов познания: объекта, субъекта, познавательного образа. Современная гносеология о соотношении чувственного и рационального, эмпирического и теоретического. Истина и заблуждение. Концепции истины в истории философии. Диалектика абсолютной и относительной истины. Истина и вера. Критерии истины. Истина, оценка, ценность. Вненаучные формы познания. Специфика научного познания. Наука как деятельность, знания и социальный институт. Идеалы, нормы и критерии научного познания в истории человеческой культуры. Эмпирический и теоретический уровни научного знания. Методы научного познания и их классификация. Значение эвристических методов исследования. Формы научного познания. Научный факт, проблема, гипотеза, теория. Научное предвидение. Классификация наук. Специфика социально-гуманитарного знания. Диалектика как философский метод познания. Диалектика связи. Системно-структурный подход в современной науке. Диалектика развития. Эволюционно-исторический подход в современной науке. Научная истина и эффективность. Истина и ответственность ученого. Роль науки в обществе. Знание и техническая деятельность. Понятие техники. Специфика технических знаний. Основные проблемы философии техники. Лекция № 14. Учение о познании (гносеология). Семинар № 14. Проблемы гносеологии. Семинар № 15. Наука. Тема 15. Учение об обществе (социальная философия)
Понятие общества. Различные конструкции в объяснении общественной жизни: идеализм и материализм. Сущность и разновидности идеалистического понимания общества. Сущность материалистического понимания общества. Соотношение общественного бытия и общественного сознания. Формы общественного сознания. Общество как саморазвивающаяся система. Сферы общественной жизни: материальная, социальная, политическая, духовная. Культура как предмет философского рассмотрения: основные подходы к ее изучению. Культура как способ существования человека в истории. Культура и цивилизация; критерии их типологии. Логика истории и ее смысл. Проблема типологизации исторического процесса (К.Маркс, О.Шпенглер, М.Вебер, А.Тойнби). Линейные и циклические концепции исторического процесса. Концепции технологического детерминизма. Формации, культуры, цивилизации. Закономерности культурно-цивилизационного процесса. Запад — Россия — Восток в диалоге культур. Человек в историческом процессе. Лекция № 15. Учение об обществе (Социальная философия). Семинар № 16. Философия общества. Семинар № 17. Общество, культура, цивилизация. Тема 16. Учение о человеке (философская антропология) Проблема сознания. Смысл проблемы сознания, подходы к ее решению в истории философии. Мозг, психика, интеллект, сознание. Происхождение сознания, его структура. Сознание, подсознательное, бессознательное. Проблема идеального. Сознание и язык. Сознание и самосознание. Структура самосознания. Самосознание и личность. Философия о природе человека. Человек как родовое существо. Образы человека в истории философии. Биологическое и социальное в человеке. Антропосоциогенез как эволюционная гипотеза происхождения человека. Марксистская концепция человека. Фрейдизм о природе человека. Проблема человека в философских течениях экзистенциализма, персонализма, философской антропологии. Проблема человека в русской философии. Человек и предельные проблемы культуры. Философия о смерти и бессмертии человека. Проблема смысла человеческого бытия: различные подходы. Религиозный, нравственно-гуманистический, социальный смыслы человеческого бытия. Человек и общество. Ценностный мир личности. Ценности, их природа и принципы классификации. Ценность и целеполагание. Ценность и оценка. Ценность и норма. Нравственные ценности, проблема их формирования. Модификация эстетических ценностей. Эстетическое и художественное. Эстетическое и этическое. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей. Свобода совести. Ценностная ориентация религиозной личности в истории человечества. Ценностные ориентации и смысл человеческого бытия. Индивид, индивидуальность, личность. Личность и массы. Роль культуры в социализации личности. Индивидуализм и конформизм. Проблема свободы личности. Свобода и ответственность. Специфика положения человека в современном мире. Лекция № 16. Учение о человеке (Философская антропология) Семинар № 18. Проблема сознания. Семинар № 19. Философия о природе человека. Семинар № 20. Человек и предельные проблемы культуры Тема 17. Проблемы и перспективы современной цивилизации Человечество как субъект истории. Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Глобальные проблемы: признаки возникновения, сущность, содержание. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ним. Особенности разрешения глобальных проблем. Взаимодействие цивилизаций и «сценарии» будущего. Коэволюционные сценарии. Концепция устойчивого развития. Космические перспективы социума. Лекция № 17. Проблемы и перспективы современной цивилизации.
|
8
3
10 |
2
1
2 |
2
2 |
|
4
2 4 |
|
Всего по дисциплине |
|
|
|
|
|
4. Примерные темы рефератов
- Мифология: прошлое и настоящее.
- Философия как знание.
- Философия и религия.
- Философия и политика.
- Философия и художественная деятельность.
- Философия и образование.
- От Пифагора к Платону: становление образа античного Космоса.
- Рок и судьба в мировоззрении древнего эллина.
- Практическая философия Сократа: знание – есть основа добродетели.
- Этические и дианоэтические добродетели в учении Аристотеля.
- Проблема соотношения веры и разума в средневековой философии.
- Отличие теологии от философии в осмыслении сути мироздания.
- Философские идеи Библии.
- Причины ориентации на искусство в мировоззрении эпохи Возрождения.
15. Принцип согласия всех учений Пико делла Мирандолы.
16. Р.Декарт. Проблема бога и космологические идеи.
17. Философские последствия научной революции XVII века.
18. Философские идеалы эпохи Просвещения.
19. Идеи философии истории и концепция социального прогресса в трудах
Вольтера.
20. Связь философских и педагогических идей в трудах Руссо.
21. Проблема достоверности научного знания и его границ в философии И.Канта.
22. Кант: различие между рассудком и разумом.
23. Основные идеи этики Канта.
24. Смысл и содержание исторического процесса в философии Гегеля.
25. Гегель о конкретном и абстрактном мышлении.
26. Анализ сущности религии в философии Фейербаха.
27. Учение Маркса о человеке.
28. Судьбы марксизма.
29. Взаимосвязь язычества и христианства в мировоззрении Киевской Руси.
30. Проблема «Восток-Запад-Россия» в трудах русских философов.
31. П.Я.Чаадаев и его историософская концепция.
32. Основные идеи «Философии общего дела» Н.Федорова
33. Аполлоновское и дионисийское начала в концепции Ницше.
34. «Экзистенциализм – это гуманизм» (Ж.-П.Сартр).
35. Сущность и причины лингвистического поворота в философии XX века.
36. Современная наука о пространстве и времени.
37. Проблема бесконечности в философии и современной космологии.
38. Социальное пространство и социальное время.
39. Диалектика: история и современность.
40. Основные черты диалектико-материалистической теории познания.
41. Основные направления разработки гносеологических проблем в современной западной философии.
42. Проблема критерия истины в философии и науке.
43. Критерии научности.
44. Особенности постнеклассической науки.
45. Вненаучное знание и его формы.
46. Наука и паранаука.
47. Техника и исторические этапы ее развития.
48. Современная информационная революция и ее социальные последствия.
49. Законы природы и законы общества: общее и специфическое.
50. Соотношение цикличности и поступательности в общественном развитии.
51. Какое общество можно назвать «цивилизованным»?
52. Традиционная и современная культура.
53. Элитарная и массовая культура.
54. Основные черты техногенной цивилизации.
55. Общественное и индивидуально-личностное содержание сознания: их взаимосвязь.
56. Делает ли разум человека человеком?
57. Проблема сознания в философии постмодернизма.
58. Искусственный интеллект: надежды и возможности реализации.
59. Творческие способности человека: их пределы и условия.
60. Значение и границы проблемы смысла жизни.
61. Специфика понимания личности в разных типах культур.
62. Диалектика свободы и ответственности личности на современном этапе
развития мировой цивилизации.
63. Проблемы жизни и смерти в XXI веке и пути их решения.
5. Курсовые работы не предусмотрены
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература
Учебники:
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 1997, 2002, 2005.
Барулин В.С. Социальная философия. М., 1993.
Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. М.., 1989. Ч.I, 2, 1990.
Ильин В.В. Философия: Учебник. М., 1999.
История философии: Запад-Россия-Восток. Кн.1, 2. М., 1995, 1996.
История философии в кратком изложении. М., 1991.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М., 1997.
Кемеров В.С. Введение в социальную философию. М., 1994.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 1999.
Философия: Учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д, 1997, 1998, 2000.
Философия: Учебник / Под ред. В.Д.Губина и др. М., 1996.
Философия: Учебник / Под ред. В.С.Лавриненко М., 1996.
Словари, энциклопедии:
Ильин И.П. Постмодернизм: Словарь терминов. М., 2001.
Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1991. Т.1.
Новая философская энциклопедия. В 4-х тт. М., 2000-2001.
Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.
Словарь античности. М., 1989.
Словарь философских терминов. М., 2004.
Современная западная философия: Словарь. М., 1991.
Современная философия: Словарь-хрестоматия. Ростов н /Дону, 1995.
Современный философский словарь. Лондон… 1998.
Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
Хрестоматии:
Антология мировой философии. В 4-х тт. М., 1969, 1970.
Мир философии: Книга для чтения. М., 1991. Ч.1-2.
Философия истории: Антология. М., 1995.
Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.
Хрестоматия по философии (Сост. П.В.Алексеев, А.В.Панин).
М., 1997.
Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Ч. 1. М., 1991; ч.2. М., 1995.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.
Аржанухин С.В., Емельянов Б.В., Холстинин Р.И. Очерки русской философии XVIII-XX веков. Екатеринбург, 1994.
Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.
Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.
Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX-XIX вв. М., 1989.
Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1978.; СПб., 1991.
Громов М.М., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII веков. М., 1990.
Губман Б.Л. Смысл истории: Очерк современных западных концепций. М., 1991.
Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.,1991.
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.
Денисов С.Ф., Денисова Л.В. Человеческое и животное в человеке. Омск, 1995.
Денисов С.Ф., Дмитриева Л.М. Естественные и технические науки в мире культуры. Омск, 1997.
Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.
Емельянов Б.В. Три века русской философии. Екатеринбург, 1999.
Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1995.
Западная философия XX века. М., 1994.
Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х томах. Т. 1. Ч. 2. Т. 2. Ч. 1.
Л., 1989-1991.
Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ в.: Учебное пособие в 2 ч. М., 1994; М., 1998.
Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.
Красноярова Н.Г. Античная философия. Учения. Понятия. Метафоры. Часть 1: Учебное пособие. Омск, 2006.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.
Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1988.
Мартишина Н.И. Введение в гносеологию. Учебное пособие. Омск, 1997.
Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.
С-Пб., 1994. Т.1, 2, 3.
Современная западная философия XX века. М., 1995.
Современная философия науки. М., 1993.
Соколов В.В. От философии античности к философии Нового времени. М., 2001.
Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1980, 2001.
Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1999.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.
Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 2003.
Философы России XIX – XX столетий. М., 1995.
18