Проблема человека в европейской философии 20 века

— проблема бессознательного в философии психоанализа.

проблема человеческих ценностей в философской антропологии

— проблема бытия человека в экзистенциализме

 

В философии 20 века ещё больше внимания стало уделяться проблеме человека, и именно в XX веке на разработке антропологической проблематики стали специализироваться целые философские направления:

— фрейдизм; — персонализм; — философская антропология.

 

Психоанализ З.Фрейда и неофрейдизм (А.Адлер, К.Юнг, Э.Фромм, В.Райх).

Основоположник – австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд разработал учение «психоанализ», как метод лечения психических заболеваний в начале 20 века, но широкое распространение оно получило после I мировой войны.

В нём получил развитие психологический подход к человеку. Ключевой вопрос — вопрос о движущем факторе человеческого поведения. Он выделил в человеческой психике 3 составляющие:

— «Оно» — сферу бессознательного

— «Я» — сфера осознанного (сознание)

— «Сверх Я» — надиндивидуальное сознание (общественное сознание), воплощённое в системе культурных норм и запретов.

Бессознательное — «оно» — это природные инстинкты и импульсы, лежащие ниже порога сознания, осмысления, это скрытые безотчетные побуждения. Бессознательное, по Фрейду, занимает 60 % человеческой психики — играет главную роль в управлении поведением человека. Главную роль при этом отводят 2-м инстинктам – самосохранения и сексуальному («либидо»).

А что же сфера осознанного, каковы её функции? Она — своеобразный тормоз и ограничение инстинктов. Понятие «культура» — это то, что сдерживает в человеке зверя. Человек находится под властью бессознательного, его власть настолько велика, что человек перестаёт быть «хозяином в своём собственном доме».

(Корни бессознательного Фрейд видел в биологических и психологических потребностях человека)

Человек, движимый бессознательным, переживает конфликт между «Я» и «Культура». Инстинктивные желание не могут свободно удовлетворяться в условиях социальной (общественной) жизни личности, они наталкиваются на препятствия в виде норм культуры, моральных запретов, принципов цивилизованного поведения. Отсюда сознание постоянно держит бессознательные импульсы под контролем, осуществляет цензуру и гасит, подавляет их, а это, по Фрейду, чревато для индивида тяжелыми психическими расстройствами. Ключ к разрешению этого конфликта – в «сублимации» («преобразование», «переключение»).

9 стр., 4433 слов

Сознание как философская проблема 3

... стандартов, по этому существует масса других мнений. Сознание и бессознательное. Сознание – это высшая, свойственная лишь человеку, форма отражения объективной действительности. Философский словарь Условием ... тема раскрывает генезис, структуру и функции сознания, его содержание, процесс взаимодействия человека с окружающим миром. Проблемы сознания приобретают особую актуальность в условиях ...

Принципы сублимации означает не подавление, не вытеснение бессознательных влечений, а их переключение на социальную деятельность (превратить» «оно» в «я» и «сверх Я»).

Последователи Фрейда – неофрейдисты тоже поставили во главу угла психологический подход к человеку, но ученик Фрейда А. Адлер считал, что поведение индивида определяют не социальные инстинкты, а стремление к превосходству, к самоутверждению, преодолению комплекса неполноценности.

Другой – К. Юнг первооснову человеческого поведения видел в так называемом «коллективном бессознательном», под которым понимался «запечатленный в структурах мозга опыт предшествующих поколений», стереотипы человеческого поведения, генетически передающиеся из поколения в поколение.

Неофрейдист Роджерс видел «стремление понравиться», заслужить признание окружающих.

З. Фрейд создал оригинальную теорию памяти: вся информация, которая проходит через человеческие рецепторы, никуда не пропадает, а погружается в подсознание.

В нужный момент нужное всплывает из подсознания автоматически, поэтому не нужно жаловаться на свою память.

 

Философская антропология (20-е гг. 20 века) — Мартин Шелер, Пьер Тейяр де Шарден.

Развивали ценностный подход к человеку: М.Шелер выдвинул идею развития чувства нравственных ценностей. Выступал противником кантовского учения о долге, дому он противопоставлял ценность (работы «О вечном человеке», «Сущность и формы симпатии», «Неформальная этика ценностей», «Формализм в этике»

Главную роль в постижении ценностей он отводил эмоциональной интуиции (чувственную интуицию он признавал врождённой, а познание ценностей с помощью интеллекта он считал невозможным).

Он призывал личность преодолевать давление на неё социальных институтов, интересов, дома, а следовать только своему внутреннему нравственному голосу.

Ставя превыше всего человеческие чувства, Шелер с тех же позиций видел проблему межличностных отношений.

В основу межличностных отношений он клал эмоциональное начало – чувство симпатии. Симпатическое восприятие личностью другой личности предполагает признание её, т.е. между людьми должны воцариться любовь и сердечные отношения.

 

Экзистенциализм («философия существования»)

 

Берёт начало в 20–30-е годы XX века (основатель – С.Кьеркегор) получил широкое распространение после II-й мировой войны, является самым влиятельным, популярным течением философии XX века.

В нём — 2 разновидности: атеистическая и религиозная. Познакомимся с атеистическим вариантом:

Представители: французы Ж.-П. Сартр, Альбер Камю;

немцы М. Хайдеггер, К. Ясперс.

Само слово — от французского «экзистенция» (в переводе «существование») — учение о человеческом существовании, о бытие человека. Имеется в виду внутреннее бытие человека, т.е. его настроение, переживания, эмоции, и оно в корне отличается от внешнего бытия.

4 стр., 1850 слов

«Человек и его познание»

... человеку. Философию интересуют предельные основания человеческого познания и деятельности вообще. Она исследует сущность и назначение человека, ... главной ценностью бытия человека. Новое время породило волну европейского рационализма, при котором человек рассматривался, ... собственный внутренний мир. Благодаря выбору, т.е. определенному волевому акту, человек, первоначально природное существо, становится ...

Внешнее бытие – бессмысленно, абсурдно, оно враждебно человеку. В нём человек утрачивает себя, свою индивидуальность, становится безликим; здесь он думает, как все, поступает, как все, живёт, как все.

Только в экзистенции он становится самим собой, имеет свою собственную индивидуальность, становится личностью: «Сущность существования лежит в экзистенции».

Путь в экзистенцию лежит через переживания различных жизненныхпотрясений, драм, страха. Чтобы осознать себя как экзистенцию, человек должен оказаться в т.н. «пограничной ситуации», т.е. в экстремальных условиях, испытать состояние опасности, тревоги, страха, безысходности. Страх перед смертью – единственное состояние, в котором человек ведет подлинное, самостоятельное существоание.

Большое место занимает проблема свободы.Свобода существования в мире составляет сущность человеческого существования: человек свободен в выборе самого себя, своего образа жизни, своих решений, своего жизненного пути. Это делает человека ответственным за себя, за свой выбор. На человеке лежит ответственность, прежде всего, перед самим собой. Человек обречён на выбор жизни, он постоянно должен делать выбор в жизни и сам ответственен за свой выбор. Люди свободныв выборе средств для достижения поставленных целей.

Проблема познания в европейской философии 20 века

— принципы познания в позитивизме, неопозитивизме и аналитической философии

проблема познания в феноменологии

— проблема понимания в философской герменевтике

Позитивизм и неопозитивизм

Позитивизм как философское течение возник ещё в 30-е годы 19 века и прошёл 3 этапа:

1)Собственно позитивизм (основатель – фр. социолог Огюст Конт), Джон Милль, Герберт Спенсер.

Всё положительное (позитивное) знание является результатом специальных наук или их синтетического объединения. Философия как особая наука не имеет право на существование, она должна объединиться с другими науками (работа Конта «Курс позитивной философии»).

Процесс познания должен ограничиться позитивным знанием, т.е. конкретным, фактическим, практическим, опытным знанием. Практическая значимость теоретического знания отрицалась.

2) Махизм (к. 19 века) – Мах, Авенариус.

3)Неопозитивизм — 20-е годы 20 века: Людвиг Витгенштейн, Бертран Рассел, Рудольф Карнап, Мориц Шлик, Карл Поппер.

Они объявили предметом философии логический анализ научного знания, выяснение смысла научных положений. Основной метод – метод верификации, т.е. доказательство, подтверждение истинности знания. Т.о. все научные положения должны подвергаться проверке в чувственном опыте (эксперименте). Если они допускают такую проверку, то они истинны, если не верифицируются, то бессмысленны, псевдонаучны. (Но многие научные положения не могут быть проверены в опыте, но это не означает их бессмысленность).

11 стр., 5225 слов

Философия личности человека

... приоритеты и аспекты её осмысления. Философия познания человека требовала прежде всего становления особого метода познания, когда человек оказывается одновременно субъектом и объектом ... человеке ещё не было. Становление такого знания подразумевает поистине титанического усилия, поскольку философское понимание стирает резкую грань между миром и человеком, создавая картину мира в человеке и человека ...

Т.о. неопозитивисты ограничили познание только чувственным опытом, не придавая значения теоретическим заключениям. Они противопоставили науку к философии, сводили философию к формальной логике.

 

В середине 50-х годов неопозитивисты стали испытывать затруднения в применении своих принципов и начали пересмотр прежних подходов: неопозитивизм трансформировался в т.н. аналитическую философию.

Акцент здесь переносится с логического анализа научного языка на лингвистический анализ обыденного языка и основное внимание обращается на историю науки: К. Поппер, Лаккатос, Т. Кун, Фейерабент.

Заменили верификацию на принцип фальсификации (опровержение): все научные идеи должны подвергаться опровержению с помощью фактов, путём сопоставления их фактами, если в такой теории путём фальсификации обнаружены ошибки, то надо искать другую теорию, отсюда фальсификация ведёт к развитию знания, к его росту.

Карл Поппер предложил концепцию «трех миров», согласно которой существует три мира, несводимые друг к другу: физический, ментальный и объективного знания. Поппер отрицает существование социальных законов, а потому и возможности предсказания будущего. «Вера в историческую необходимость является явным предрассудком и …невозможно предсказать ход человеческой истории научными или другими рациональными методами. Рассуждения о прогрессе, поступательном движении истории – это конструкции идеологических манипуляторов.

Попер пересматривает отношение к философии. Хотя философия представляет собой умозрительную систему, она стимулирует научный процесс, указывает направления и тенденции развития науки.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ.

Важнейшее течение 20 века – феноменология (учение о явлениях).

феномен – (явление).

Основатель — немец Эдмон Гуссерль. Решал проблему познания.

Сделал попытку устранить противопоставление субъекта и объекта познания, свойственное другим учениям, т.к. это противопоставление приводит либо к выпячиванию объекта (т.е. к субъективизму), либо к выпячиванию объекта (т.е. к натурализму).

Преодоление этих крайностей Гуссерль видит в понятиифеномена, в котором субъект и объект находятся в единстве. С точки зрения Гуссерля, человеческое сознание (сознание субъекта) всегда направлено на объект, поэтому в нём всегда присутствует объект.

Цель познания – выявление чистых структур сознания, т.е. установление исходных принципов и форм познания, очищенных от эмпирическогосодержания.

Для этого создан специальный метод – «феноменологическая редукция», (редукция – т.е. отодвигание назад, возвращение к прежнему состоянию).

Суть метода – в последовательном исключении из рассмотрения всего эмпирического, внешнего по отношению к сознанию, в результате чего остаются только формы и акты чистого сознания, первоначала знания, которые и составляют истинный предмет познания.

Если методом очищения сознания, способом перехода от «нечистых к чистым» структурам сознания является редукция, то главным средством, инструментом постижения этих структур, т.е. познания является интуиция.

12 стр., 5655 слов

Философия Карла Поппера

... демократии. Актуальность выбранной темы состоит в том, что Карл Поппер внёс большой вклад в разработку принципов научного познания. В частности, именно он ввёл понятие фальсифицируемости (лат. ... разрешимости. Согласно этому критерию, высказывания или системы высказываний содержат информацию об эмпирическом мире только в том случае, если они обладают способностью прийти в столкновение с ...

Знание этих структур достигается путём интуитивного усмотрения их сущностей.

 

ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА

Философское течение 20 века разработало проблему понимания: немец Мартин Хайдеггер, его ученик Гадамер (работа «Истина и метод», 1960 г.)

В человеческой жизни огромную роль играет понимание, оно – важнейший способ освоения мира человеком.

Цель герменевтики – выработать методы понимания (т.е. способы адекватного использования окружающего мира).

А так как понимание осуществляется на базе языка, то предмет понимания – слова, предложения, тексты, скрытый в них смысл.

Разработана техника понимания:

1. Нельзя допускать истолкования всего того, что проистекает из предложений и предрасположенности;

2. Истолкование основывается только на том, что вытекает из самой сущности вещей;

3. Надо избегать любого произвола над интерпретируемой ситуацией и не допускать какой-либо ограниченности, связанной с ментальностью (особенностью восприятия умственного склада);

4. Надо всецело подчинять себя изучаемому предмету.

Характерная особенность понимания обоснована в т.н. «герменевтическом круге»: для понимания целого необходимо понять его отдельные части. Но в то же время для понимания отдельных частей необходимых уже иметь представление о целом.

Отражая эту особенность понимания, герменевтический круг вместе с тем, служит и методологической установкой для решения задач понимания.