Московский гуманитарно-экономический институт
Калужский филиал.
РЕФЕРАТ
Студентки группы КПДС-2000
факультета клинической психологии
Непогодиной Е.В.
учебная дисциплина: «История психологии»
Тема: «Философские и психологические воззрения в трудах Гегеля»
Преподаватель: Спасенников В.В.
«__»________ 2001г. Оценка «_______»
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ГЕГЕЛЯ 4
II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ГЕГЕЛЯ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
ЛИТЕРАТУРА 19
Введение
«Никогда еще, с тех пор как люди мыслят, не было такой всеобъемлющей системы философии, как система Гегеля…» «Система Гегеля представляет собой бессмысленное шарлатанство, полное напыщенной галиматьи». Таковы полярные точки зрения на творчество великого немецкого мыслителя.
Вершиной немецкого идеализма первой половины XIX в. по праву считается творчество Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831).
Концепцию Гегеля можно представить следующим образом. Весь мир — это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей некоего мирового разума, духа. Мировой дух есть совершенно объективное, безличное, идеальное начало, выступающее основой и субъектом развития, творцом мира в целом. Общая схема творческой деятельности этого безличного идеального начала носит у Гегеля название абсолютной идеи. Все, что существует на свете, — лишь ее бледное отражение, следствие и результат ее активности.
Предметом исследования данной работы является творчество выдающегося немецкого философа-идеалиста Георга Гегеля. В данной работе будут освещены философские и психологические аспекты философии Гегеля, его творчество, а также рассмотрен вклад в философию и психологию.
I. Философские воззрения Гегеля
Весь мир — это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей некоего мирового разума, духа. Мировой дух есть совершенно объективное, безличное, идеальное начало, выступающее основой и субъектом развития, творцом мира в целом. Общая схема творческой деятельности этого безличного идеального начала носит у Гегеля название абсолютной идеи. Все, что существует на свете, — лишь ее бледное отражение, следствие и результат ее активности.
Процесс развертывания богатств мирового духа (или абсолютной идеи) включает три ступени:
• ступень логики — безличное, «чистое», т. е. непредметное мышление, конструирующее само из себя систему логических категорий;
Философская проблема времени
... избранной темы объясняется рядом причин. Прежде всего, время относится к числу важнейших философских категорий – понятий предельно общих, фундаментальных, отражающих самые существенные связи и отношения ... материи, выражающую длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире"5. Казалось бы: время – это нечто столь очевидное, столь тесно ...
• ступень природы, понимаемой как внешняя материальная оболочка идеи, ее противоположность, «инобытие»; на этой ступени появляется и человек (как часть и завершение природы), преодолевающий в конечном счете материальность природы своей духовной деятельностью;
• ступень духа — история собственно человеческой духовной жизни, в которой продолжается развитие абсолютной идеи, доходящее в итоге до философии, открывающей таинственный источник мирового развития, т.е. абсолютную идею. Последняя как бы возвращается в философии к себе самой, познает самое себя. В этом, по Гегелю, и заключается смысл и цель всех приключений мирового духа, разума — в самопознании. Таким образом, действительность предстает в гегелевской философии воплощением духа, разума, всеобщего идеального начала.
«Мировой разум» у Гегеля получился живым, беспокойным, ищущим, в общем — весьма живописным субъектом, несмотря на всю свою безличность. Он очень динамичен, постоянно занят перевоплощением, реализуясь то в природе, то в человеческой истории, пробуя свои силы то в оформлении спокойно-величественного восточного мира, то стимулируя героику мира греко-римского, то ищет свое отражение в зеркале искусства и религии, то созерцает себя в философских абстракциях. Он частенько посмеивается над людьми («ирония истории»), беззастенчиво пользуется ими для достижения своих целей.1
В итоге, развивая человеческую историю, мировой дух оказывается этаким «прогрессистом» образца XIX в., в общем вполне удовлетворенным результатом проделанной работы.
Новизна гегелевской мысли заключалась главным образом в:
• представлении о поступательном, последовательном и закономерном (а не произвольном) движении мирового духа, а следовательно, и аналогичном характере всех его воплощений: природы, истории, искусства, науки, религии, самого индивида;
• усмотрении в движении духа явно выраженной диалектики и разработке на этой основе системы диалектических принципов и категорий;
• последовательном и неуклонном проведении принципа историзма в приложении ко всем мыслимым областям человеческого знания.
В то же время вклад Гегеля в развитие философии в первую очередь определяется разработкой диалектического метода. Под диалектикой в данном случае понимается теория развития, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей, т. е. становление и разрешение противоречий. «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия — критерий заблуждения» — этот вызывающий тезис, защищавшийся Гегелем в его диссертации 1801 г., можно считать ключевым для уразумения гегелевской диалектики. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью», — утверждает философ.
Противоречие есть единство взаимоисключающих и одновременно взаимополагающих друг друга противоположностей. Возникающие в этом взаимоисключении напряжение, конфликт и служат источником движения и развития любой вещи. Причем развитие осуществляется не в произвольном порядке, а по определенному правилу; утверждение (тезис), его отрицание (антитезис), отрицание отрицания (синтез, снятие противоположностей).
Периоды развития теории управления
... при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и ... власти), порядок, справедливость, стабильность рабочего места для персонала, инициатива, корпоративный дух. Маркс Вебер – родоначальник бюрократии. Разработал принципы: разделение труда основной ...
Термин «снятие» здесь означает, что первые две стадии развития предмета преодолены, изжиты, оставлены, но одновременно и сохранены, воспроизведены вновь, объединены в новом, высшем качестве. Это касается и гегелевской трактовки взаимоотношений различных философских систем: они сменяют друг друга, наращивая все новые открытия, которые не пропадают во времени, а переходят из одной системы в другую, причем каждый раз в новом качестве (т. е. меняется место и значение того или иного фрагмента знания в общей картине мира).
Составляющая первооснову мира (по Гегелю, разумеется) абсолютная идея также обязана подчиниться триаде — тезису, антитезису и синтезу: сначала она выступает в виде чистых логических сущностей («‘Наука логики»), затем в форме инобытия или природы («Философия природы») и, наконец, в различных формах духа — праве, нравственности, искусстве, религии и т. д. («Философия духа»).
«Чистые логические сущности» — первая фаза развития абсолютной идеи — это логические законы и категории, т. е. наиболее общие понятия, универсальные формы мышления, в которых воспроизводятся предельно общие связи и отношения нашего бытия (общее и единичное, необходимое и случайное, причина и следствие и т.д.).
Непревзойденная до сих пор оригинальность гегелевской мысли заключается в том, что категории мышления не просто выстроились в определенном системном порядке (таких систем начиная с Аристотеля было создано немало), но и пришли в движение, как бы «ожили», стали «текучими», взаиморефлексирующими, порождающими и обусловливающими друг друга. Иными словами, Гегель демонстрирует саморазвивающуюся систему понятий, поднимающихся от простого, абстрактного, безличного к конкретному, сложному, содержательному исключительно за счет собственных возможностей, т. е. силою логики, мысли, духа. Двигательную же силу понятиям придают все те же диалектические принципы: внутренней противоречивости, отрицательности, всеобщей взаимосвязи и т. д.2
Начинается, к примеру, логика Гегеля с категории «чистого бытия» — самой бедной содержательно, предельно абстрактной и неопределенной категории. Ведь о «чистом бытии» в принципе ничего нельзя сказать, кроме того, что оно есть, существует. Неопределенность и бессодержательность этой категории позволяют приравнять ее к другой не менее абстрактной категории — «ничто» (ведь и ее мы практически никак не можем содержательно охарактеризовать).
«Ничто» отрицает «чистое бытие вообще». Постоянный же переход чистого бытия в ничто, и наоборот, есть «становление», третья категория, выражающая синтез «чистого бытия» и «ничто». Внутри «становления» уже заложено противоречие, поскольку оно может быть как разрушительным (переход от бытия к ничто), так и созидательным (переход от ничто к бытию).
Поэтому «становление» разделяется на категории «уничтожение» и «возникновением, которые, в свою очередь, порождают категорию «наличное бытие». Это уже бытие с некоторой степенью определенности, и, следовательно, мы имеем дело с категорией «качества», «тождественной с бытием определенностью». Качественная характеристика бытия неизбежно тянет за собой «количество», а их противоречивое единство дает категорию «мера» (т. е. некие пределы, внутри которых изменение количества не ведет к смене качества).
Кант,Гегель,философия нов
... истории духовной культуры. Уже в ранних сочинениях Гегель толкует иудаизм, античность,христианствокак ряд закономерно сменяющих друг друга ступеней развития духа. Свою эпоху Гегель ... торжество справедливости. Таким образом, Бог, свобода и бессмертие, недоказуемые с помощью теоретического ... Гегелем в «Науке логики» (1812). «Абсолютная идея» раскрывается в ее всеобщем содержании в виде системы категорий, ...
Вот таким примерно способом и строится в «Науке логики» гегелевская система категорий диалектики, которые, по Гегелю, существуют объективно, составляя некий духовный каркас или, точнее, русло развития мироздания в целом, а также культуры человечества. В понятиях у Гегеля как бы изначально присутствует конкретное содержание всех вещей и процессов нашего мира, в существовании которого понятия лишь проявляются, обнаруживаются.
Наверное, из-за того, что в воззрениях Гегеля природе, материальному миру (без человека) в развитии во времени было отказано, «Философия природы» получилась у немецкого мыслителя наименее оригинальной, а местами — просто архаичной. Хотя и в этом случае энциклопедические знания и диалектическая острота ума позволили философу остаться на высоте своего авторитета, в частности, в критике механицизма науки XVIII в. или в гениальном прозрении о взаимосвязи и взаимопереходах определений пространства и времени и т. д.
Более плодотворной и богатой глубокими мыслями оказалась «Философия духа», или учение об обществе, изложенное не только в названном произведении, но и в «Философии права» (1821), а также в изданных после смерти Гегеля лекциях по философии истории, эстетике, философии религии. У современников Гегеля наибольшей популярностью пользовалась его философия истории.
Поскольку история человечества есть проявление «мирового духа», развивающегося строго логично и закономерно, то, очевидно, что она не может рассматриваться как набор случайных событий». В ней также есть определенный Прогресс порядок, последовательность, закономерность, т. е. «разум».
Мировой разум или дух, движущийся в мировой истории, имеет явно выраженную цель — свободу.
«Свобода, — утверждает Гегель, — является сама в себе целью, которая реализуется и является единственной целью духа. Мировая история была направлена к этой окончательной цели, которой на протяжении многих веков приносятся жертвы на алтаре мира». Следовательно, «всемирная история есть прогресс в сознании свободы».3
В соответствии с этим критерием Гегель различает четыре основных периода всемирной истории: восточный мир (Китай, Индия, Египет); греческий мир; римский мир; германский мир. Страны Востока, по Гегелю, не знают свободы, они знают, что свободен лишь один человек, да и тот деспот. Греки уже поднимаются до осознания свободы человека, но она серьезно ограничена — ведь свободны только некоторые — те, кто не в рабстве. Римский мир ставит проблему свободы в рамки правовых отношений. Но лишь германские народы в конце концов осознают в полной мере тот факт, что свобода составляет основное свойство человеческой природы, является неотъемлемым правом каждого человека. Этот завершающий этап человеческой истории, по Гегелю, также имеет свою периодизацию. При этом решающими, переломными событиями этой эпохи философ считает Реформацию в Германии и Великую французскую революцию 1789 г. Такова общая схема всемирной истории, сконструированная Гегелем.
Философия 98
... идея свободы, изменения монархического строя Немецкая классическая философия 18-19 века Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель Вопросы ... его существования и развития и возможного преобразования. История философии – учение о критическом осмыслении исторического наследия ... Социальное существование Бытие духовного(идеальное бытие) Бытие объективированного духа (духовная культура общества) Духовный мир человека ...
Нарастание степени свободы в сменяющих друг друга исторических эпохах свидетельствует о том, что дух неуклонно движется к своей цели, воплощаясь попеременно в конкретном «духе» того или иного народа, который своим характером, государственным строем, а также искусством, религией, философией способен наиболее полно представить, выразить требования мирового духа.
Важная характеристика исторической концепции Гегеля — высокая оценка активности и даже творческой роли народа в развитии истории. Человеческая деятельность, мотивированная самыми разными побуждениями (эгоистическими и альтруистическими, мелочными и великодушными и пр.), интересами, аффектами, является тем единственным «орудием и средством», Которым дух добивается нужного ему результата. Причем результат этот зачастую превосходит все мыслимые ожидания действующих лиц.
«…Во всемирной истории, — замечает Гегель, — благодаря действиям людей вообще получаются еще и несколько иные результаты, чем те, к которым они стремятся и которых они достигают, чем те результаты, о которых они непосредственно знают и которых они желают…».
Эта мысль для начала XIX в., конечно, не так уж и нова. Еще А. Смит, к примеру в XVIII в. восхищался чудесами рыночной экономики, в которой каждый индивид действует на свой страх и риск во имя собственной выгоды, а в результате растет благосостояние всего народа, о котором индивидуалы-рыночники помышляют меньше всего. Гегель объясняет подобные чудеса «хитростью разума», скрывающего под мнимым произволом индивидов порядок и закономерность исторического развития. Однако подлинный творец истории, мировой разум бывает у Гегеля не только хитер, но и коварен: зачастую вроде бы благие побуждения и действия людей оборачиваются против них же самих. Таков, например, феномен отчуждения — процесса, в котором созданные людьми предметы, организации, институты начинают жить своей самостоятельной жизнью, порабощая своих создателей. Никакое, скажем, государство не может возникнуть без явно выраженной воли многих людей, но вряд ли эта воля предполагает, что, возникнув, государство начинает работать «на себя», изобретая все новые и новые «государственные интересы», стремясь к тотальному контролю чуть ли не над всеми сторонами жизни своих граждан.
Прогресс в осознании свободы, составляющий у Гегеля смысловой стержень истории, ни в коем случае нельзя понимать чисто субъективно, т. е. как изменение «мнений», мышления конкретных людей. Чтобы стать реальной, идея должна объективироваться, вылиться во что-то внешнее. Такой объективацией свободы становятся у Гегеля семья, гражданское общество, государство.
Отношение немецкого мыслителя к государству характеризуется особым пиететом. Достаточно сказать, что народы, которые по каким-то причинам государства не образовали, у Гегеля не могут претендовать на вхождение во всемирную историю, они — внеисторичны (мировой дух о них, наверное, забыл).
«Существование государства, — объявляет Гегель, — это — шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю».
Идея государства есть воплощение народного духа, живущего в гражданах и достигающего высшего развития благодаря этой идее.
Теории происхождения государства. Понятие формы государства и ...
... формирования и развития государства непосредственно влияла на становления формы того или иного государства. Из этого следует, что проблема влияния формы государства на развитие государства является актуальной ... наиболее популярные истории происхождения государства и дать им краткое обобщение, выяснить понятие формы государства и определить ее влияние на развитие государства в целом. Методами моего ...
Наличие вполне развитой идеи государства Гегель признает лишь применительно к некоторым передовым европейским странам, в которых уже реализована идея свободы, достигнуты личная независимость и равенство всех перед законом, существуют представительные учреждения и конституционное правление.
В развитом своем виде государство, по Гегелю, представляет собой конституционную монархию, основанную на разделении властей: законодательной, правительственной и власти государя. Как видим, Гегель в принципе принимает сформулированную еще Локком и Монтескье идею разделения властей, но взаимное ограничение и контроль властей отвергает, считая государство органическим единством, где недопустимы самостоятельность и враждебность властей друг к другу.
Законодательная власть определяет и устанавливает всеобщее. Власть правительства (куда Гегель относит и судебную) подводит особенные сферы и отдельные случаи под это всеобщее. Что касается конституционного монарха, то он не должен вмешиваться во все эти дела.
«При совершенной организации государства, — говорит Гегель, — все дело только в наличии вершины формального решения; монарх должен быть лишь человеком, который говорит «да» и ставит точку над i …».4
Гегель решительно отвергает демократическую идею народного суверенитета. Не устраивает Гегеля и либерализм с его предпочтением прав и свобод личности правам государства. Государство как «общее» представляет для мыслителя куда большую ценность, нежели любые частности.
В целом же гегелевская концепция «разумного государства» в виде конституционной монархии (включающая в себя требования прав и свобод личности, частной собственности, свободы договоров и т. д.) для современной философу полуфеодальной Германии была явным указанием на необходимость буржуазных преобразований.
«Философия духа» у Гегеля распадается на три части: субъективный дух (сознание человека), объективный дух (право, моральность, нравственность, т. е. семья, гражданское общество и государство) и абсолютный дух (искусство, религия, философия).
Лишь в последнем, т. е. абсолютном духе, дух мировой обретает некоторое успокоение — ведь он добрался, наконец, до цели, познал сам себя.
Абсолютной эту форму духа Гегель называет потому, что в ней дух не связан с конечным определением и полностью свободен. Он эволюционирует от чувственного созерцания (искусство) к представлению (религия) и от него к мышлению в . понятиях (философия).
Философию Гегель полагает высшей ступенью развития абсолютного духа, ведь в ней дух представлен в адекватной ему понятийной форме. Поэтому философия есть своеобразное мышление о мышлении, общий итог развития действительности, самое существенное знание о мире. Философия, по выражению Гегеля, есть «эпоха, схваченная в мыслях», и поэтому никакая философия не идет дальше своего времени.
Гегель сознательно отказывается строить какие бы то ни было прогнозы относительно будущего — он не хочет лишить философию научности, ибо, по его убеждению, лишь ретроспекция есть подлинно научный способ познания. Ему доступно лишь то, что уже оформилось, определилось, развернуло все свои возможности. Мудрость, как известно, с молодостью обычно не в ладах. Сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек.
Анализ понятия депривация в психологическом смысле и её влияния ...
... понятия «депривация» в психологическом смысле и её влияния на развитие человека в современных условиях. ПРЕДМЕТОМ исследования выступают процессы поведения индивидуума ... ................................................................................. …..46 Приложения ВВЕДЕНИЕ Всем хорошо известно, что психическое развитие во многом определяется здоровьем, к сожалению констатируется тот факт, что ...
II. Психологические воззрения Гегеля
Основу психологических воззрений философа составляет философия духа.
Философия духа включает в себя учение о субъективном, объективном и абсолютном духе. Речь идет об индивидуальном сознании, деятельность общества и формах общественного сознания.
В психологической концепции Гегеля предметом изучения являются формы знания и деятельности человека, взятые в отрыве от содержания. Это восприятие, представление и мышление («теоретический дух»), чувства и воля («практический дух»).
Содержанием они наполняются в сфере объективного и абсолютного духа — в праве и нравственности, в искусстве, религии, философии. Гегель наполняет её идеями и фактами, подробно разрабатывает различные её разделы.
Возьмем, к примеру, одну из ранних работ Гегеля — «Феноменологию духа» (1807), которую принято считать ключевой для понимания творчества немецкого мыслителя. Содержание этой книги составляет своеобразно понятая история познания. Но история не в привычном смысле слова, а в гегелевском, т.е. некая схема логического развития познания от самой низшей его формы — чувственной достоверности до предельно возможной — «абсолютного знания». Не забудем, что по Гегелю, сознание человека есть проявление или воплощение мирового духа. Только на первых порах оно (сознание) об этом не догадывается и потому смотрит на вещи как на чуждую ему телесность, т. е. нечто такое, что противостоит сознанию как внешние посторонние предметы. На следующем этапе сознание обращает свой интерес на себя, становясь объектом познания себя самого, «самосознанием». Здесь сознание само определяет свой предмет и поэтому становится активным, практически действующим, творящим. Именно это помогает ему постичь свою всеобщность, увидеть в себе абсолютную полноту реальности и перебраться на следующую, более высокую ступень, где сознанию открывается внутреннее родство и даже тождество с внешним миром, исчезает различие субъекта и объекта познания.5
Такая схема развития сознания выглядит в общем достаточно искусственно, но, наполняя ее конкретным содержанием действительной истории (причем не только гносеологии), Гегель обнаруживает любопытнейшие вещи. Оказывается, например, что превращение истины в свою противоположность, т. е. заблуждение, есть необходимый момент в развитии познания. Путь к постижению более глубоких истин обязан пройти через раскрытие истоков и причин заблуждений, а когда это сделано, тогда «ложное составляет момент истины уже не в качестве ложного».
Общий замысел «Феноменологии духа» — представить историю поиска истины в качестве решающего доказательства обнаруженной наконец истины. В этом заключается одна из оригинальнейших и глубоких идей Гегеля в области теории познания.
В учении о субъективном духе Гегель говорит о природной детерминации психики и в качестве примера приводит расовые и национальные различия. Разумеется, он против расизма, человек разуме как таковой, в этом заключается возможность равноправия всех людей. Но своеобразие духовного обмена народов — факт неоспоримый. Итальянцы непосредственны, их дух безудержно изливается в «телесность», отсюда отчаянная жестикуляция; частные интересы преобладают над общими, поэтому политическое право не смогло развиться до прочной разумной формы. У испанцев, мы встречаем точно так же преобладание индивидуальности, однако последняя приобретает форму всеобщности, понятие о чести выступает в качестве определяющего принципа поведения. Итальянец живет под впечатлением момента, в сфере ощущений, испанец обладает твердыми представлениями и с фанатическим усердием придерживается буквы католического учения. Французы обнаруживают твердость рассудка, живость остроумия, тщеславие и стремление нравиться; благодаря этому они достигли высшей тонкости светского общения. Как по отношению к отдельному человеку, так и по отношению к обществу, французы всегда во всех своих делах и поступках проявляют величайшую внимательность. Однако это уважение к чужому мнению нередко вырождается у них в стремление нравиться во что бы то ни стало, даже ценой истины. Англичан можно назвать народом интеллектуальной интуиции: они познают разумное в форме не столько всеобщего, сколько единичного; поэтому их поэты выше их философов. На первом плане у англичан — оригинальность личности, возникающая из мысли и воли; индивид старается опираться преимущественно на самого себя и только посредством собственного своеобразия устанавливать отношение к другим. Национальная гордость англичан покоится в сознании, что в их стране человек может полностью осуществить свою неповторимость. Немцы — это глубокие, подчас неясные, но всегда систематические мыслители. Прежде чем действовать, немец должен определить принципы, именно поэтому он не может принять немедленное решение. Поступок совершается только на законных основаниях. Но так как основания можно найти решительно для всего, то в результате возникает пустой формализм, в котором произвольное содержание подменяет идею права. В течение столетий немцы довольствовались тем, что свои политические права сохраняли исключительно посредством протестов. Немцы всегда придерживались мнения, что должность и титул создают человека, только так они определяют значительность личности и подобающую её меру уважения.6
5. Философия, наука, ценности в развитии общественного знания
... итоге роли именно общественных ценностей как представителей соответствующего уровня духовного развития всего общества. Исходным и основополагающим понятием ценности является «благо» - доброе, полезное, ... научного (нравственного) и других форм осмысления природной и социальной действительности. Философия образует форму развернутого обсуждения, логического анализа различных образований культуры – ...
Природную зависимость духовной деятельности человека Гегель прослеживает также на различиях возраста и пола, на механизме ощущений и аффектов, болезненных отклонениях психики. В истолковании всех этих явлений Гегель остается верен своим исходным принципам: душа для него «есть нечто вспероникающее, а не что-то существующее, она должна быть понимаема как истина, как идеальность всего материального». Душа только сон духа. Он просыпается в сознании, изучение которого составляет предмет феноменологии. В работе 1807 года, Гегель предельно широко трактовал эту дисциплину, которой хотел начать свою философскую систему. Теперь он строго ограничил её рамки и определил её другое место. Феноменология рассматривает сознание как таковое, самосознание и разум. Сначала человек смотрит на себя как на нечто противостоящее объекту. На следующей ступени человек познает самого себя, приходя к этому через другое сознание, изучает свою личность через личность другого. На ступени разума человек раскрывает свое тождество с духовной субстанцией мира «распредмечивает» объективный мир.
Коротич Г.В. Лекция по теме Философия общества
... объективная логика развития общества. Гегель считал, что развитие культуры неразрывно связано с трудовой деятельностью. Цель истории - развитие свободы гражданина. О том, как понимали развитие общества в философии марксизма – ... принцип историзма в понимании общества. Так, Г.-В.-Ф. Гегель считал, что история является “развитием духа во времени” (речь идет о мировом духе). Общество - ступень в ...
В своих работах, рассматривая создание и развитие общества, Гегель впервые создает стройную систему формационного развития общества, где создает единую цепь учений.
В формационном подходе исследования прошлого человечества Гегель делает попытку создания «идеального» государства, освобожденного от деспотической власти. Исследуя развитие общества с точки зрения развития философских идей своих предшественников, Гегель постоянно находится в поиске истины.
Благодаря систематизации формационного развития общества он раскрывает перед нами мир в его развитии, с точки зрения деятельности человека, таким образом, не отвергая теологическую теорию происхождения государства, он оппонирует её формационным подходом развития общества.
Исследуя формационный подход развития общества, Гегель7 исследует деятельность человека в зависимости от социально экономических отношений.
Заключение
Оценивая историческое значение философии Гегеля в мировой культуре, нельзя не знать, что занятое им место в ряду гениев мысли — одно из самых почетных. Его философский авторитет до сих пор прочен и непоколебим. Уж очень часто Гегель оказывался прав в своих суждениях. Не ошибся он и в предположении, что никакая философия не идет дальше своего времени — его собственная в том числе (хотя мыслитель и пытался оговорить особую судьбу своих творений).
Философия Гегеля — это классика первой половины XIX столетия. Его стиль философствования именуют классическим, подразумевая ряд основополагающих принципов, составляющих предпосылки данного способа мышления.
Это, прежде всего, безграничная вера в «рацио» разум, как человеческий, так и природный, мировой. Это неискоренимая убежденность, что мир в целом устроен достаточно упорядочение, закономерно, разумно, что он не враждебен человеку, а, наоборот, соразмерен, удобен ему. Это, наконец, отсутствие сомнений в том, что разум человека ли, мира ли в целом — в принципе открыт, познаваем, доступен для анализа.
Иными словами — все это принципы торжествующего рационализма, «правившего бал» в философии Нового времени практически до конца XIX в. Именно эти принципы и составляют суть менталитета, если можно так выразиться, восходящей буржуазной эпохи, а соответственно и гегелевской философии. Последняя именно тем и велика, что сумела выразить эту рациональность наиболее ярко, последовательно и глубоко.
Философия духа, составляющая основу психологических воззрений Гегеля — весомый вклад Гегеля в психологию. Философия духа включает в себя учение о субъективном, объективном и абсолютном духе. Речь идет об индивидуальном сознании, деятельность общества и формах общественного сознания. Мировой дух (мышление человечества, мировая духовная культура), развиваясь, «не оставляет ничего позади себя», а вбирает, впитывает, «снимает» все мало-мальски значимые достижения духовной жизни, а следовательно, и гегелевскую диалектику, ее историзм и рационализм.
Литература
1. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.3. Философия духа: Пер. с нем. — М.: Мысль, 1987
2. Ждан А.И. История психологияя. — М.: 1990
3. Роговин М.С. Введение в психологию. — М.: 1969
4. Смирнов А.П. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. — М.: 1975
5. Философия: Учебник для вузов / Под ред.проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. — М.: Юнити, 2000
6. Якунин В.А История психологии М.: 1998
1 Философия: Учебник для вузов / Под ред.проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. — М.: Юнити, 2000 с.168
2 Философия: Учебник для вузов / Под ред.проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. — М.: Юнити, 2000 с.169-170
3 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.3. Философия духа: Пер. с нем. — М.: Мысль, 1987 с.155-157
4 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.3. Философия духа: Пер. с нем. — М.: Мысль, 1987 с.157
5 Ждан А.И. История психологияя. — М.: 1990 с.89-92
6 Ждан А.И. История психологияя. — М.: 1990 с.93-95
7 Роговин М.С. Введение в психологию. — М.: 1969 с.53-55
??
??
??
??
2