Фикрайтеры: социально-психологический портрет

Глава 3. СУБКУЛЬТУРА ФИКРАЙТЕРОВ В РОССИИ

 

Для того, чтобы изменить сформированное за последние годы стереотипы в отношении субкультуры фикрайтеров и создать более объективное представление как у самих членов этого сообщества, так и тех, кто имеет смутное представление о них, ХХХ было предложено и проведено исследование на тему «Социально-психологический портрет фикрайтера»[1].

Из различных интернет-источников за несколько лет, в процессе коммуникации и наблюдения, было обнаружено, что фикрайтеры являются субкультурой, деятельность которой, прежде всего, направлена на создание неких рассказов, мир и персонажи которого были заимствованы извне, а именно у автора произведения. Как правило, в большинстве случаев отмечалась тенденция к ассоциации творческой деятельности фикрайтеров как проявления женственности. Возможной причиной тому является стереотип о том, что писательством чаще занимается женщина. Далее, помимо вышеизложенного, в стереотип о фикрайтере также входит наличие нетипичной, извращённой, в некотором смысле революционной фантазии, которая способна сильно удивить неподготовленного человека (в особенности из-за рассказов такой разновидности как слэш и фемслэш).

И последний важный момент – люди, принимающие участие в фанфикшне в любом его проявлении, склонны быть закрытыми, молчаливыми, тихими – иными словами, являются интровертами.

В нашем случае социально-психологический портрет выступает относительно объективным источником для формирования внешнего образа фикрайтера с присущими ему определёнными чертами. Отмечу, что портрет, составленный по результатам исследования, будет представляться в достаточно обобщённом виде ввиду двух причин. Первая причина – это используемый метод, а именно интернет-анкетирование. Вторая причина – отсутствие проведения как на российском, так и на постсоветском пространстве исследований по данной проблеме в отношении указанного сообщества.

В интернет-анкетировании приняло участие 250 человек, которые причисляют себя к фикрайтерам. Местом проведения исследования стало сообщество в социальной сети «ВКонтакте» «Типичный фикрайтер». На момент публикации в данном сообществе анкеты в «Типичном фикрайтере» насчитывалось свыше 90 тысяч человек. Первые 250 участников, которые увидели анкету и решили откликнуться на участие в исследовании, стали респондентами, на основе ответов которых был составлен социально-психологический портрет.

Переходя к результатам опроса, прежде всего отметим гендерную специфику: 94 % опрошенных (235 человек) являются девушки, а 6 % – парни.

16 стр., 7849 слов

Общение в Интернет, психологические проблемы виртуального общения

... коммуникации "человек-компьютер-человек". Сеть стала посредником с особыми свойствами, а в сетевой виртуальной реальности возникли "виртуальные сообщества", - миры, сформированных Интернет-общением и обладающие специфическими психологическими свойствами. О ...

Вторая важная вещь, которая заслуживает пристального внимания, – это страна проживания. Из 250 опрошенных 183 указали Россию (73, 2 %).

Следом идёт Украина с 14 % респондентами (35 человек), затем Беларусь – 6 % (15 респондентов).

Варианты ответа «Государства Средней Азии» и «Государства Прибалтики» получили по 2 % (то есть 4 % в сумме).

На оставшиеся 2,7 % (7 опрошенных) пришлись такие страны, как: Грузия, Германия, ДНР, Китай, Молдова, Польша и Финляндия.

Из всех опрошенных самая большая аудитория приходится на учащихся старших и выпускных классов школ, поскольку за вариант «от 15 до 18 лет» проголосовало 54 %. Второй по популярности вариант можно отнести к студентам – это позиция «от 19 до 22» – 25,2 %. Третий, предпоследний вариант – это возраст «от 11 до 14» – к нему отнеслось 11,6 % опрошенных. Последняя позиция относится к студентам старших курсов и выпускников: здесь позицию «от 23 до 30» выбрало 9,2 % респондентов. Четыре других варианта: «Меньше 10», «От 31 до 40», «От 41 до 50» и «Свыше 50» – остались без внимания.

Можно сделать вывод, что в субкультуре фикрайтеров преимущественно находятся лица старшего школьного возраста. Теперь, когда мы установили три важных атрибута для портрета – пол, возраст и страну проживания,– можно перейти к вопросам, имеющие прямую связь с фанфикшном.

Первый вопрос – «Когда Выпознакомились с фанатской литературой (фанфикшном)?» определяет длительность пребывания людей в обозначенной субкультуре. Наиболее популярный ответ: «От одного до трёх лет» – он составил 39,2 %, за ним следует «От трёх до пяти» – 32 %. Замыкает тройку позиция «Больше 5 лет» с 25,6 %. На два оставшихся варианта – «От 6 месяцев до года» и «Меньше полугода» – осталось 3,2 % (8 человек).

Данные показывают, что среди опрошенных нет доминирующей подгруппы, если классифицировать её с позиции времени пребывания в указанном сообществе. Тут можно скорее говорить о трёх почти одинаковых подгруппах, которые не сильно отличаются по количеству участников. Также это значит, что, если в ближайшее время в субкультуре фикрайтеров не появятся новые члены, то средний возраст аудитории повысится. Отсюда, как следствие, может произойти и улучшение качества публикуемых работ.

Второй вопрос – «Каким образом произошло Ваше знакомство с фанатской литературой?» отлично демонстрирует источник, из которого индивид узнал о такой сфере, как фанфикшн. ¾ опрошенных (75,6 %) сказали, что узнали о фанатской литературе самостоятельно, доля в 21,2 % призналась, что о субкультуре фикрайтеров она узнала от друзей, оставшиеся два ответа оказались наименее актуальными.

Следующий вопрос сделал акцент на том, пишут ли респонденты фанфики и/или оригинальные рассказы или же они остаются простыми читателями, показал, что 9 из 10 фикрайтеров занимаются писательской детальностью (92,4 %).

Один из самых интересных с психологической точки зрения является четвёртый вопрос, который выясняет главные причины вступления в данную социальную группу. В этом вопросе респондентам предлагалось выбрать от одного до трёх вариантов ответа. Самыми частыми ответами оказались: «Симпатия к одному или несколько фэндомов» (59,31 %) и «Желание попробовать себя в чём-то новом» (59,01 %).

На втором месте стоит вариант ответа «Дальнейшая возможность перерасти в настоящего писателя» – 40,26 %, третьем – «Желание отгородиться от внешнего мира» с 20,35 % и «Желание самоутвердиться» с 19,05%. Далее идут: «Стремление побороть в себе неуверенность» (16,88 %), «Другое» (9,52 %), «Желание завести новых друзей» (7,36 %) и «Влияние других фикрайтеров» (5,19 %).

11 стр., 5326 слов

Психиатрия Вопросы и ответы 200 шт

... Аутосуггестия +3. Аутизм -4. Аносомния -5. Абулия Бурная кратковременная, эмоциональная реакция в ответ на действие какого-либо внутреннего или внешнего раздражителя. +1. Аффект -2. Афония ...

Из представленных данных можно сделать следующие выводы. Во-первых, будущего фикрайтера, как и любого другого подростка, интересует что-то новое, но для одних источник интереса может находиться в активной, динамичной, нередко агрессивной среде, а для других – спокойной, миролюбивой и менее подвижной. И фикрайтеры, стремясь реализовать свои желания в отношении определенного мира или персонажа на практике, разумеется, выбирают вторую среду.

Во-вторых, две пятых опрошенных видят субкультуру как место для приобретения опыта в творческой сфере и дальнейшего карьерного роста в лице писателя. Фанфикшн здесь выступает в роли некоего кокона, в котором фикрайтер находится, растёт и развивается.

Следующий вопрос – «К какому фэндому принадлежат Ваши фанфики?» – расскажет о главном источнике вдохновения фикрайтеров. Так же, как и в предыдущем вопросе, здесь респондентов не ограничивали одним вариантом ответа. Буквально десять лет назад, до момента, когда Интернет стал привычным элементом в жизни любой семьи, именно книги служили средством развития фанфикшна. Сейчас же ситуация обстоит иначе. Главным источником вдохновения является аниме и манга (а также маньхуа, манхва и т.д.) – 51,08 %, за ними стоят фильмы и сериалы с 48,08 %. Третье место по праву могут разделять мультфильмы и комиксы – 22,08 % с вариантом компьютерных игр – 20,78 %, далее идут фанфики по известным людям (RPF) – 15,15 %, книги – 8,23 %, а замыкает список мюзиклы – 1,73 %.

Но самый интересный момент – это вариант ориджиналов, который набрал 67,1 % (155 человек).

По всей видимости, многие фикрайтеры стремятся не только реализоваться в фанфикшне через фанфики, но и собственные произведения, которые, возможно, стали бы первым шагом на пути становления писателем.

В результате опроса респондентов о продолжительности увлечения выяснилось, что наибольший процент (34,2% опрошенных), увлекаются фанфикшном от года до трех лет. Наименьший процент (5,19% опрошенных) – меньше полугода. В целом голоса распределились следующим образом: меньше полугода – 5,19%, от полугода до года – 6,06%, больше пяти лет – 18,8%, от трех до пяти лет – 28,14%, год-три года – 34,2% опрошенных. Отсюда можно сделать вывод, что для большинства опрошенных фанфикшн является более-менее постоянным увлечением в течение довольно длительного времени. Разброс в процентах между длительным (пять лет и больше) и кратким (до года) сроком увлечения объясняется быстро появляющейся и проходящей модой в определённых субкультурных кругах, связанных с фикрайтерами. Так, например, люди, относящие себя к субкультуре «анимешников», или «отаку», чаще связаны с фанфикшном напрямую, в то время как увлекающиеся фэндомами, образованными вокруг каких-либо известных людей (RPF), почти не контактируют с фикрайтерами. Стоит отметить, что 8,23% опрошенных выбрали вариант: «Я не пишу фанфики, я пишу ориджиналы».

На вопрос о том, сколько фикрайтерами уже опубликовано в Интернете работ, наиболее частым ответом был «от 11 до 25» – 26,84 %, чуть реже выбирали «от 5 до 10» работ, а именно 23,38%. Следующей с 17,32% является позиция «Более 25», по 11,5 % приходятся на варианты «1 или 2 фанфика», а также «3-4». Это значит, что у большинства фикрайтеров имеется много различных идей, которые они бы хотели реализовать и реализовали.

8 стр., 3929 слов

Познаваемость — Непознаваемость. 1 страница

... того, что непосредственно наблюдается в эксперименте, то нетрудно понять его позицию в вопросах познаваемости. Раз мы описали по­ведение объекта в терминах стимулов и реакций, ...

В отношении же ориджиналов картина складывается иным образом. На вопрос «Сколько времени Вы увлекаетесь ориджиналами (сами их пишите)?» наибольший процент опрошенных (25,11 %) выбрали вариант «год-три года», наименьший процент – «меньше полугода». Стоит отметить, что по срокам увлечения фанфикшном и ориджиналами наиболее и наименее популярные ответы совпадают. В целом распределение было таким: меньше полугода – 6,93%, 6 месяцев-год – 13,85%, год-три года – 25%, три-пять лет – 16,45%, а больше пяти лет – 14,72 %. 53 респондента (22,94%) выбрали вариант «я не пишу ориджиналы, я пишу фанфики». Отсюда можно сделать вывод, что большинство фикрайтеров или писателей ориджиналов принадлежат к данной субкультуре примерно равную продолжительность времени.

Говоря о продуктивности в отношении количества написанных за месяц страниц фанфика, приведём следующие цифры. 27,71% опрошенных выбрали вариант от 10 до 24 страниц, следующий по популярности оказался вариант от 5 до 9 страниц – 24,24%. На третьем месте оказались фикрайтеры, которые пишут за месяц от 25 до 49 страниц – 17,32%, и те, которые пишут от одной до четырёх – 16,88 %. Разброс в отношении указанных вариантов весьма значительный, но, тем не менее, большая часть вариантов преимущественно относится к диапазону умеренного количества написанных страниц.

Далее будет проведено сопоставление среди фикрайтеров в отношении того:

· что они пишут и что они читают сами;

· какому рейтингу соответствует их написанные фанфики и какой рейтинг произведений для чтения они предпочитают сами;

· какой размер фанфиков обозначен у авторов и работами какого размера они интересуются сами.

Начнём с первого, а именно типа работы. Как уже отмечалось ранее, их классифицируют на джен, гет, слэш и фемслэш. В данном вопросе респондентам предлагалось отметить все типы, в которых они сами пишут. Самым популярным типом оказался гет с 71,66% (166 опрошенных), вторым по значимости – джен с 64,5% (149 опрошенных).

Слэш занимает третью позицию – 47,62%, а фемслэш (24,68%) – четвёртую.

Данное расположение типов подтверждалось и ранее в одном из сообщений администрации самого популярного русскоязычного онлайн-сервиса по размещению фанфиков – «Книги фанфиков» – только в исследовании есть возможность узнать получше и сторону потребителей. В вопросе «Какие типы произведений Вы предпочитаете читать?» на первом месте остался гет, однако его значение за несколько месяцев снизилось почти на 4,5 %: с 71,66 % до 67,21 %. Тем не менее, гет является полноправным лидером, в то время как джен уже не может похвастаться вторым местом, как раньше. Здесь картина весьма неоднозначная, поскольку и джен, и слэш могут претендовать на данную позицию. Сторонников отсутствия какой-либо любовной линии оказалось 58,61 % респондентов, сторонников гомосексуальных отношений между мужчинами – 58,2 %. У любителей отношений между женщинами наблюдается небольшое количество увеличения читателей – до 28,69 %.

Следующий фрагмент о наиболее используемом размере работы при его написании. Здесь фикрайтеры чаще всего указывали вариант мини (произведение от 1 до 20 страниц) – 38,96 %. На втором месте находится миди (произведение от 21 до 70 страниц) с 24,24 %. Ненамного от миди отстаёт размер драббл (фанфик-зарисовка, транслирующий какие-то идеи, фрагменты, которые в дальнейшем могут перерасти в полноценное произведение) с 22,94%. Наименее используемым размером является макси (от 70 и более печатных страниц, около 42 тысяч слов и более) с 13,85 %.

8 стр., 3703 слов

Тема 7. Метод фокус-групп

... нему квалифицированного интервьюера или привлекать его к участию в фокус-группе. Организация фокус-групп требует обеспечения явки участников к назначенному месту и времени, что может привести к ... создает предпосылки для повышения рефлексии респондентов. Как отмечает Д.Морган, часто бывает, что участники фокус-групп начинают полностью отдавать себе отчет в собственных взглядах лишь после того, ...

С точки зрения чтения самым популярным размером оказался макси (18,03 %), потом – мини (12,7 %), миди (9,02 %), драббл (3,28 %).

Вариант «Зависит от ситуации» здесь хоть и имеет очевидное преимущество, но в сравнении с рейтингом занимает не ¾ пространства, а лишь половину – 56,97%.

Это значит, что читателям всё-таки нравится проводить больше времени с крупным по размеру фанфиком, чтобы проникнуться атмосферой, персонажами и стилем автора, но при этом сами далеко не всегда способны написать произведение свыше 70 страниц. Наиболее известные причины отказа от написания макси – это потеря вдохновения, слабый отклик от читателей и трудность исполнения, выраженная в продумывании идеи, развития сюжета, хронологии событий, установлении связей между фигурирующими персонажами. Скорее всего, макси для фикрайтера – это очень тяжёлый труд, на который пойти готовы далеко не все.

Респондентам был предложен вопрос и о работе в соавторстве. На его основе предполагалось выяснить, как часто представители субкультуры фикрайтеров взаимодействуют друг с другом на творческом пространстве. 47,62% опрошенных ответили, что работали в соавторстве, а 52,38%, что не работали. Разброс между ответами является небольшим, из чего можно сделать вывод, что внутри своей тесной группы фикрайтеры, как правило, имеют тесные внутренние творческие контакты.

Важно было также выяснить, насколько частыми бывают эти контакты внутри группы. На вопрос о количестве совместно законченных работ опрошенные отвечали следующим образом: «7 и больше» выбрали 2,73% опрошенных, «4-6» – 8,18%, «2-3» – 24,55%, «ни одной» – 31,82%, «одну» – 32,73% опрошенных. Стоит отметить факт, что наиболее часто встречающееся количество написанных совместных работ является малым из-за того, что произведения, написанные в соавторстве, как правило являются фанфиками размера «макси», и занимают довольно много времени.

С целью выяснить наиболее популярное мнение во взгляде на совместную работу проводился опрос на тему того, должен ли фикрайтер за свой творческий путь написать хотябы один фанфик в соавторстве. Более половины (55,81 % опрошенных) посчитали, что не должен, 42,64% – должен, и 1,55% опрошенных отметили, что «должен больше, чем одну». Можно сделать вывод, что, несмотря на часто встречающиеся контакты внутри группы, как правило, они не всегда являются тесными. Несложно понять, что большинство фикрайтеров являются одиночками, предпочитающими заниматься любимым делом без вмешательства извне, но не игнорируют возможность сотрудничества, то есть контакты внутри группы, если им поступает подобного характера предложение.

Немаловажным в среде фикрайтеров является также разделение всех членов субкультуры на подгруппы – «альфа», «бета», «гамма» и «омега». Напомним, что альфа – это пишущий автор, бета – человек, занимающийся грамматической, пунктуационной и орфографической проверкой произведения, гамма – человек, помогающий автором с сюжетными линиями, выверяющий характеры персонажей ипроводящий в целом художественно-редакционную работу, а также омега – непишущий читатель. На вопрос, был ли у респондентов когда-либо опыт редактирования чужих фанфиков, большинство (78,4 %) ответило – да, меньшинство, то есть нет, – 21,6 %. Выше было указано, что среди фикрайтеров, несмотря на ярко выраженную одиночную направленность их действия, тем не менее, бытуют тесные контакты внутри группы, что подтверждается данным вопросом.

14 стр., 6924 слов

Психология интернет-зависимости в подростковом возрасте

... в настоящее время и в то же время проблематичной зависимости от интернета. Фактически ставится вопрос о многообразии способов "ухода" из реальной жизни путем изменения состояния сознания ... Д. Гринфилд и К. Сурратт опубликовали первые монографии по данному вопросу. К концу 1998 г, интернет-аддикция оказалась фактически легализована - не как клиническое направление в узком ...

Один из немногих нерассмотренных вопросов, который заслуживает отдельного внимания, это качества, которые присущи фикрайтеру. Отметим 10 наиболее частых вариантов ответа (респондентам предлагалось отметить в вопросе до 11 вариантов ответа):

· грамотность (в отношении знаний правил русского языка) – 78,8 %;

· вежливость – 73,2 %;

· леность – 69,2 %;

· креативность – 54,8 %;

· терпение – 49,2 %;

· неуверенность – 45,2 %;

· рассеянность – 42,4 %;

· изворотливость (в мышлении)– 42 %;

· ответственность – 41,6 %;

· сосредоточенность – 33,6 %.

Подводя черту, отметим ещё раз кратко все те элементы, которые в сумме образуют социально-психологический портрет фикрайтера. Во-первых, вне всяких сомнений, фикрайтер – это молодая девушка, которая учится в старших классах школы или на первых курсах в университете. С субкультурой фикрайтеров она знакома несколько лет и на протяжении времени пребывания в данной социальной группе включена в процесс написания собственных любительских рассказов, как правило, небольшого размера. Для этой девушки свойственны такие качества, как грамотность, вежливость и леность. У неё есть домашнее животное – чаще всего кошка. Иногда девушка-фикрайтер модно одевается, имеет проблемы со зрением, а также она зависима от Интернета, любит хорошо поесть и поиграть в компьютерные игры.

Во-вторых, знакомство девушки с фанфикшном оказалось изначально самостоятельным решением, в редких случаях имеются посредники в лице знакомых. Основные мотивы вступления в субкультуру – это желание попробовать себя в новой среде, изменить реалии интересующих фэндомов, а также возможность перерасти в настоящего писателя.

В-третьих, источником вдохновения фикрайтера являются продукты восточной мультипликации, а также различные сериалы и кинофильмы. В то же время, фикрайтеру интересно писать и собственные рассказы – ориджиналы.

И в-четвертых, в отношении потребления девушка-фикрайтер стремится учитывать элементы шапки комплексно, а не принципиально отбирать чужие фанфики по какому-то одному элементу.

Теперь, когда были рассмотрены многие характеристики, формирующие портрет фикрайтера и структурно-функциональную деятельность любого участника данной субкультуры, следует обобщить всё перечисленное ранее в сжатом виде и подробнее остановиться на вопросах творческой самореализации. Как уже не раз было сказано, продуктами творческой работы выступают любительские рассказы. В процессе их написания фикрайтер получает новый опыт общения с членами субкультуры, усваивает определённые нормы и ценности, которые, в свою очередь, формируют представление о том, каким образом происходит самоопределение и в дальнейшем самореализация его как автора. Происходит накопление социального опыта непосредственно данного сообщества.

В то же время полученный социальный опыт даёт фикрайтеру представление, с одной стороны, о возможностях удовлетворить творческие потребности, предоставляемых субкультурой, и с другой – о требованиях ее участников к самим себе, служащих во многом естественными преградами.

11 стр., 5153 слов

Вопрос 12. Нематериальные блага

... права гражданина на случай несанкционированного распространения его изображения в сети Интернет (удаление, пресечение, запрещение) (п. 2 и 3 ст. ... не названное ГК нематериальное благо. Одним из спорных вопросов в цивилистике был вопрос о соотношении понятий нематериальных благ и личных ... объектами личных неимущественных прав. В связи с этим ставился вопрос о том, что редакцию ст. 150 ГК РФ следует ...

Социально-культурная адаптация определённойдоли фикрайтеров в большей степени проходит успешно, и им удается достичь видимых успехов в контексте творческого самовыражения. Однако иные представители субкультуры, которые не желают или не в состоянииследовать обозначенным требованиям, в конечном счете приостанавливают писательскую деятельность или прекращают её вовсе. В прочих ситуациях авторы стараются соответствовать ожиданиям сообщества и пишут рассказы, пользующиеся большим спросом. Но не все из фикрайтеров способны достаточно долго следовать предъявляемым требованиям, и в итоге это приводит к эмоциональному выгоранию.

Таким образом, когда индивид осознает, что причины, побудившие его вступить в субкультуру, идут вразрез с реальными условиями данной социальной среды, он теряет исходную мотивацию. Описанная ситуация побуждает исследователей задуматься о возможности сглаживания преград для творческого самовыражения фикрайтера, поскольку сами преграды являются естественными и не могут быть полностью устранены. В разрешении данного вопроса очень полезным может оказаться социальный опыт самих авторов. С этой целью ХХХ было проведено исследование в начале мая 2018 года[2]. В данном случае использовался метод интернет-фокус-группы.

Метод интернет-фокус-группы представляет собой групповую дискуссию в Интернете, в ходе которой выясняется отношение участников к тому или иному виду деятельности или продукту этой деятельности. Выбор данного способа обусловлен невозможностью получить развернутые и достаточно глубокие ответы в интернет-анкетировании или аргументированные посредством дискуссии в случае с интернет-интервьюированием. Умение доказать свою точку зрения является также одной из важных причин, почему сфокусированное групповое интервью подходит для этого больше всего. Критериев отбора респондентов было два: возраст (разделение на группы от 16 до 20 и 21 до 29) и продолжительность включенности в субкультуру (от 1,5 года и выше).

О критериях отбора участникам было сообщено перед началом отбора. Всего было проведено пять фокусированных интернет-интервью, общая численность каждой 7 человек, где первая фокус-группа была пилотажной.

Изначально предполагалось, что данный метод можно применять на форумах, любых программах, предполагающих интернет-коммуникацию, а также социальных сетях. Лучшим вариантом оказалась последняя площадка ввиду возможности быстро транслировать новость о проведении исследования и поиска участников, желающих ответить на вопросы, связанные с творческим самовыражением. Самой эффективной социальной сетью в данном случае оказался ресурс «ВКонтакте», поскольку он является главным местом общения русскоговорящих пользователей, а значит – и русскоязычных фикрайтеров.

Поиск участников осуществлялся через несколько достаточно крупных по численности сообществ (свыше 90 000 участников) либо с очень высокой активностью пользователей внутри групп[3]. В конечном итоге удалось найти нужное количество человек, хотя были желающие и из других возрастных категорий, например, младше 16 лет и старше 30. Это в очередной раз показывает, что в русскоязычном сообществе фикрайтеров есть много представителей иных возрастов.

3 стр., 1261 слов

Роль модератора в фокус-группе

... и активно будут участники обсуждать интересующую исследователя тему». С понятием фокус - группа связано множество исследовательских вопросов, связанных с определением размера групп и их числа, но в ... активно себя проявляет. Итак, какими же качествами должен обладать идеальный модератор? Изначально многие из модераторов имели отношение к психологии. И действительно, должен ли он обладать ...

Фокус-группа предполагала обсуждение из 6 блоков, каждый из которых делал акцент на определённой стороне жизни любого фикрайтера. Первый блок с названием «Самоопределение фикрайтера внутри субкультуры и вне её» имел прежде всего задачу настроить участников на оживлённое обсуждение и на основании схожих ответов выстроить дружественную модель общения между собой. Кроме того, первый блок не являлся сложным, а значит не стал отталкивать участников от дальнейшего принятия участия в дискуссии.

Первый вопрос был связан с тем, как респонденты интерпретируют понятие «фикрайтер», а именно является ли этот индивид только пишущим фанатские работы, читающим их или выполняющим оба действия одновременно. Все участники ответили верно, некоторые даже добавили, что процесс ознакомления с чужими работами и написания собственных есть неотделимый процесс, поскольку другие фанфики способны дать незнакомым с фикрайтерами людям возможность понять, как устроен процесс творчества изнутри. Респонденты также дали понять, что часть обитателей Книги Фанфиков не способна правильно идентифицировать себя в данной среде, поэтому подобным пользователям можно давать дополнительные разъяснения. 

Вопрос «Что отличает простого человека от фикрайтера?» развернул первое серьёзное обсуждение в каждом из сфокусированном групповом интервью. Один из участников ответил следующим образом:

«Я бы сказала, более глубокое видение подтекста (т.е. умение распознавать язык тела, полунамеки, то, что не показано напрямую) и более творческий подход к делу – т.е. умение облечь это в собственный продукт, как-то видоизменить под свою реальность. Внешне же едва ли можно распознать».

(Респондент Дарья Отчаянная)

Другие респонденты также подчеркивали важную мысль, что только по внешнему виду распознать фикрайтера невозможно. Однако при длительном общении и доверительных отношениях представитель субкультуры может сказать об увлечении написанием рассказов, что станет первым сигналом для идентификации фикрайтера. Гораздо быстрее распознать автора фэндомовых работ через его профиль в «ВКонтакте»: если на его странице присутствуют изображения актеров, которые, например, не имели никаких близких отношений в фильме, сериале, но на рисунках, фотографиях они образуют любовную пару (особенно гомосексуальной направленности), этот пользователь наверняка фикрайтер.

Ещё один интересный и развернутый комментарий дали в другой фокус-группе:

«Если речь идет о том, как в общении распознать потенциального фикрайтера или определить уже пишущего, то он может предлагать свои варианты развития событий, например, после просмотра фильма или книги. Обычно начинают именно с этого, когда не хочется, чтобы заканчивалась полюбившаяся история или же не устраивают какие-то авторские решения или линии взаимоотношений персонажей. Ну и кроме того, сленг. Если человек знает слово «пейринг» или «шип», а также … «ангст» … – это уже говорит о том, что она знаком с фикбуком или другими подобными ресурсами».

(Респондент Rock’n’RollQuenn)

Таким образом, специальный язык, необычные записи на странице пользователя в социальной сети, а также крайнее увлечение каким-либо фэндомом не только являются главными признаками распознания фикрайтера, но и подтверждают теорию о том, что современные субкультуры усложнились настолько, что в обычной среде практически невозможно распознать его представителя – если, конечно, сам этот представитель не пожелает быть раскрытым.

10 стр., 4744 слов

150 вопросов с ответами по Философии

... личности, право человека на свободу, на развитие своих способностей; способ отношения к человеку как к цели. Вопрос 46. Детерминизм – это: - основополагающие морально-этические понятие, в ... вычленении какого-либо главного, сущностного свойства или отношения. - прием мышления для получения рациональных познавательных средств – общих понятий. - все перечисленное. Вопрос 40. Антропология – это: - часть ...

Ответ на третий вопрос «Как реагируют окружающие, когда узнают, что Вы фикрайтер?» показал разительно больше ситуаций, чем ожидалось, когда автор сталкивается с членом общества, незнакомым с данной субкультурой либо же знакомым поверхностно и интерпретирующим преимущественно в негативном ключе. Некоторые респонденты делились собственными случаями и рассказывали, как действовать, когда незнающий собеседник агрессивно настроился против вас (тем самым забегая вперёд и отвечая сразу же на следующий вопрос).

Один из ответов затронул и требования включения в данную субкультуру:

«Как минимум, надо ему [индивиду] сразу намекнуть, что для писательства надо учить русский язык и читать книги. Вот и польза. Я себя именно так вытянула до уровня олимпиад по литературе. Хотела доказать родителям, что пишу я хорошо. Вообще обычно подростки такие – это усидчивые интроверты», и поставленные перед респондентом цели: «Я научила их уважать меня за это [написание качественных произведений], а не говорить, что «ты странный»».

(Респондент Мария Токарева)

Однако далеко не все участники могли поделиться благоприятным исходом развития ситуации, когда собеседник узнавал, какого рода работы создаёт индивид. Весьма часто агрессия возникала на почве гомофобии – на это указывало несколько респондентов, приводя собственные случаи либо случаи из жизни друзей-фикрайтеров.

Следующие вопросы были призваны выяснить, насколько высока техническая грамотность оформления произведений и как элементы шапки связаны с формированием и трансляцией ценностей в среде фанфикшн.

Первый вопрос связан с рядом спорных элементов рассказа, которые администрацией Книги Фанфиков определялись как жанрыи тем самым были поставлены на одну полку с уже принятыми художественными. Многие отметили, что признают сомнительность установки подобных элементов в разряд жанров. Однако фикрайтеры сделали важное добавление, что подобные жанры служат отличным маркером для читателей, позволяя либо избегать их, либо как можно скорее находить на интернет-портале. Некоторые из респондентов дали весьма развернутые комментарии по данному поводу, полагая, что это связано с целевой аудиторией и её запросами. Нужно помнить, что Книга Фанфиков есть альтернатива литературе в классическом ее понимании, поэтому ориентироваться должен на иные нужды читателей и авторов. С чем успешно справляется, хотя, конечно, некоторые «жанры» вызывают недоумение». Подобная направленность ответов присутствовала у многих участников фокус-группы, но только один отметил ещё одну важную тенденцию: проблема с жанрами существует не только на Книге Фанфиков, но и других интернет-порталах, занимающимися публикацией творческих работ.

Ответы на следующий вопрос отражали не только мнения, но и дальнейшие решения, которые необходимо принять в отношении обсуждаемых «жанров». Также спрашивалось, пишут ли сами респонденты по указанным маркерам. Многие не видели смысла в удалении всех спорных жанров с сайта, поскольку некоторым фикрайтерам они всё же приходятся по душе. Более того, некоторые указали, что не только пишут подобное сами, но и считают, что рано или поздно данные элементы станут такой же классикой, как драма, комедия и трагедия.

Третий вопрос являлся промежуточным и не составлял какого-либо интереса для обсуждения. Смысл вопроса заключался в том, многие ли фикрайтеры по-прежнему пишут в общепринятых фанфикшном и художественной литературе жанрах. Разумеется, почти все респонденты ответили утвердительно.

Четвертый вопрос второго блока создал обсуждение вокруг пунктов предупреждения, на основании которых некоторым фикридерам обычно не рекомендуется читать данную работу. Больше всего участники всех фокус-групп обсуждали жанр POV, подразумевающий описание фанфика от первого лица. Часть предлагала трактовать POVкак жанр, другая – как пункт предупреждения, третья выдвинула идею создать новый элемент шапки – «Особенности», в котором находились бы и спорные «жанры», и некоторые пункты предупреждения. В конечном итоге ни одна точка зрения не смогла оказаться доминирующей во всех фокус-группах.

Следующие два вопроса, связанные с предпочтениями русскоязычной аудитории в отношении таких типов работ, как джен (отсутствие любовной линии), гет (присутствует традиционная любовная линия), слэш (любовь между мужчинами) и фемслэш (любовь между женщинами), не могли не обязать респондентов заговорить о «давней войне» между сторонниками традиционных и гомосексуальных отношений:

«… авторы пишут прежде всего для себя, а не ради читателя (есть исключения, конечно, но не очень много).

Это тогда должны все авторы, пишущие джен и гет, резко отвалиться, равно как и те, кто пишут во всех направленностях, переключиться именно на слэш и фемслэш. Я скорее вижу, что через несколько лет в целях «борьбы за нравственность» начнут пытаться чистить Интернет от как раз слэша и фэмслэша (но это тоже очень глупо)».

 (Респондент Ольга Тимофеева)

Практически все участники отказались от деструктивного развития дискуссии, сославшись на то, что спрос на тот или иной тип произведения будет всегда и что в дальнейшем внутри фанфикшна данный вопрос не станет подниматься с нынешней частотой.

Последние три вопроса второго блока были также связаны с темой гомофобии и ценностей, приходящих в русскоязычную аудиторию фанфикшна как с Запада, так и с Востока. Все участники воспринимали в вопросе про Восток только Корею, Китай и Японию, однако один всё же высказал необычное замечание: «Япония – это Восток, Иран тоже. А культуры разные. Вопрос некорректен и требует уточнения». Данный комментарий говорит о том, что у некоторых фикрайтеров всё-таки присутствует иное ассоциативное восприятие фанфикшна, поскольку у многих пользователей социальной сети «ВКонтакте» на странице присутствуют те или иные атрибуты корейской, японской или китайской культуры. Кроме того, значительная часть фанфикшна образована на платформе японской мультипликации – аниме, а также манги, манхвы и маньхуа (японских, китайский и корейских комиксах соответственно), поэтому подобное замечание является скорее исключением из правил, нежели особой чертой, присущей некоторой доле фикрайтеров.

Помимо уточнения следует внести разъяснения в отношении ответов других респондентов. Многие отмечали, что патриотизм как отдельный аспект в фанфиках практически никогда не встречается по крайней мере по двум причинам: фикрайтеры не заинтересованы писать работы на тему, связанную с политикой реально существующего государства, поскольку существуют огромное количество иных направлений в фанфикшне; даже если в работе автора присутствует некоторая доли политики, она никак не соотносится с политикой настоящего мироустройства и служит инструментом для создания угнетающей и интригующей атмосферы в произведении. Хотя нельзя отрицать, что в последнем случае те или иные фрагменты фанфика могут быть расценены как трансляция патриотизма, например, через защиту небольшого клочка земли, называемого домом.

Гораздо чаще в произведениях встречается ценность семьи, когда одному или всем её членам угрожает опасность. Здесь события, как правило, вызывают чувство сопереживания и моральной поддержки и в отношении героев, и автора, умеющего описать всё качественно и максимально правдоподобно, ведь на создание любой главы уходят большое количество времени, сил и энергии.

Многие высказали мысль, что воздействие Запада и Востока связано, прежде всего, с популяризацией наиболее острых проблем современных государств, а также с общим процессом глобализации. Особенно ярко это стало заметно после распада СССР. Многие также признали, что без воздействия извне русскоязычный фанфикшн не смог бы прийти к тому этапу, которому он сейчас из себя представляет. Здесь следует указать на западное кинопроизводство, мультипликацию, комиксы и сериалы, в которых довольно часто можно встретить одобрение прагматизма, индивидуальности, свободы выбора, даже если после этого последуют военные конфликты. Со стороны Японии и Кореи влияние, прежде всего, видится в непривычных сексуальных фантазиях героев манги, аниме. Таким образом, русскоязычный фанфикшн идёт в ногу со временем как с запросами западной, восточной аудиторий, так и собственных потребителей. Многие полагают, что данный процесс станет всё более динамичным и вскоре русскоязычные фикрайтеры будут практически одинаково относиться как кджену, так и к слэшу. Но обозначенный процесс скажется лишь на участниках фанфикшна: само же общество ждёт длительный процесс преобразования, что актуализирует культурологический подход в работе. Как верно заметил один из участников «В России плотно пропагандируется терпимость, только в другом направлении – разнонациональном».

Задача выяснить весь спектр мнений по поводу рейтинга произведений и контроля над нимв отношении несовершеннолетних пользователей стала последней задачей с весьма активным уровнем обсуждения. В ответ на первый вопрос – о причинах несоблюдения фикридерами возрастных ограничений и ознакомлении с работами «взрослого» характера – большинство респондентов главной причиной назвали подростковое любопытство и принципиальное нежелание соблюдать какие-либо ограничения.

Написание несовершеннолетним фикрайтером фанфика, рейтинг которого рассчитан на совершеннолетнюю аудиторию, большинство респондентов считает вполне допустимым при наличии достаточных теоретических знаний в данной области. Весьма популярной также оказалась точка зрения, что несовершеннолетние фикрайтеры сами вольны выбирать, о чем им писать. Кроме того, было неоднократно отмечено, что написание рассказов в эротическом жанре и ознакомление с ними может послужить своеобразной аналогией сексуального образования подростка, которое порой не получают даже в школах. Причем, была замечена интересная тенденция: в том случае, если фанфик написан в жанре слэш или фемслэш, он попадает в разряд работ с высоким рейтингом. Тем не менее, тенденция является не более чем стереотипом, сложившимся в умах российский фикрайтеров.

В ответ на вопрос об ужесточении контроля над соблюдением возрастных ограничений в фикрайтерской среде подавляющее большинство респондентов высказалось против подобных мер. Кроме того, опрошенные практически единодушно выразили негативное отношение к уже принятым мерам в сфере контроля над интернет-пространством и действующей политикой Роскомнадзора. Было вновь отмечено, что интернет-пользователи вольны сами отвечать за свои действия в Интернете. Более того, совершеннолетние респонденты заявили, что, в свою очередь, сами систематически просматривали «зрелый» интернет-контент до достижения необходимой возрастной отметки. При этом, по их мнению, даже если ужесточение стороннего контроля и случится, интернет-пользователи при желании так или иначе сумеют обойти ограничения, а интернет-пространство слишком динамично и многообразно, чтобы его можно было всецело контролировать. Также необходимо отметить о самоконтроле подростка, потому что уже к 12 годам многие имеют чёткое представление, как и откуда берутся дети:

«У меня нет своих детей и не планирую. Сам я ребёнком себя отлично помню и никакого ужесточения не хотел бы в то время. То, что мне было противно и неприятно, я и не открывал. Поэтому не считаю, что оно нужно, разве что индивидуально родителями каждого конкретного ребёнка. А произойти [ужесточение] – думаю, произойдёт, со стороны государства, которое законодательно надавит на интернет-ресурсы».

(Респондент Макс Маршал)

Подводя итоги первой половины анализа фокус-группы, отметим, что вводные вопросы служили больше других источником передачи социального опыта между фикрайтерами в рамках теоретического знания, последующие вопросы носили преимущественно дискуссионный характер без возможности передать какой-либо значимый практический опыт, выступая лишь возможностью для просвещения в тех сферах фанфикшна, о которых ранее не упоминалось в среде того или иного участника. Тем не менее, первая половина сформировала представление о возможных ценностях и нормах субкультуры, а также санкциях со стороны её участников. Последующие темы дали респондентам новый социальный опыт в решении тех проблем, которые возникали у них за период творческой деятельности.

Ряд вопросов про социальные роли являлся, пожалуй, самым полезным с точки зрения получения новых теоретических и практических знаний общего характера. Первый вопрос был посвящён таким социальным ролям, как бета и гамма. Исходя из полученных ответов, можно сказать, что практически все сталкивались с необходимостью искать для своего текста редактора, некоторые признавались, что и сами выступали в роли учителя для неопытного фикрайтера или друга. Значительное время респонденты уделили обсуждению того, какого рода отношения являются наиболее полезными – дружеские или деловые. Мнения в данном случае разделились: ни в одной фокус-группе не пришли к одной точке зрения, поскольку у каждого фикрайтера имелась своя ситуация, своё поведение и свой способ выстраивания отношений с бетами, гаммами, как и у последних тоже. Один из ярких примеров отражения психоаналитического подхода в данной субкультуре – это случай, когда пользователю приходится сталкиваться с редактированием текста:

«Наиболее частая проблема – страх обидеть. Меня просили стать бетой/гаммой, как правило, друзья/знакомые, и всегда при редакции возникает страх, что критика обидит человека. Автор, хоть он сам может этого не признавать, всегда подсознательно ждёт похвалы. И когда получает критику, даже вместе с похвалой, это всегда… неприятно. А как сказать человеку, что его работа не идеальна? Это весьма и весьма сложно. Особенно, если случается так (а этого не избежать), что работа тебе не понравилась. Не тот жанр, не зацепила история, герои, сама работа откровенно слабая. Я выбираю в таких случаях ложь, что «Это замечательно! Плюсы такие и такие, но лучше поправить вот это…» и по списку. Чем ближе тебе человек, тем сильнее страх обидеть его. Поэтому, сугубо деловые отношения для самого процесса творчества гораздо лучше, конечно».

(Респондент Кай Герц)

Кто-то из редакторов отмечал, что лучше выстраивать деловые, кто-то – дружественные, некоторые сошлись на мнении, что должен присутствовать определённый компромисс.

Второй вопрос «Как Вы считаете, какой возникает образ в сознании фикрайтеров, когда речь заходит о критике?» связан уже не с самим процессом написания фанфика, а опытом работы с комментирующими или комментированием. Дополнительно следует отметить, что в ходе дискуссии все фокус-группы так или иначе затрагивали тему троллинга, в связи с чем приходилось оглашать и следующий вопрос о том, кого можно считать критиком, кого комментатором, а кого троллем? К сожалению, не все смогли справиться с заданием разграничения одной социальной роли от другой. Более того, некоторые респонденты не дали и развернутого сообщения, что из себя представляет критик. Однако в абсолютно каждой фокус-группе находилось как минимум два человека, которые доносили ответ максимально приближенно к существующей социальной реальности. В последней группе один из фикрайтеров изложил достаточно ёмко, но точно суть второго и третьего вопросов:

«Критик – человек, подробно разобравший и проанализировавший работу со всех сторон. Если критика полезна и конструктивна, то порадоваться, поблагодарить и сделать выводы на будущее. Если неконструктивна – подумать, стоит ли её принимать. Комментатор – человек, оставивший отзыв под работой (любой).

Поблагодарить человека за то, что ему не лень высказать свое мнение. Тролль – человек, намеренно провоцирующий автора. Игнорировать или потроллить в ответ».

(Респондент Елизавета Рыжая)

О способах дальнейшего выстраивания отношений с троллями было сказано не так много, большинство советов сводилось к тому, что подобных пользователей следует игнорировать или отправлять в чёрный список, параллельно с этим информируя администрацию сайта о недоброжелателе, если тролль оставлял отзывы такого же уровня и другим авторам. Данный пример служит наиболее распространённой формой проявления социальной санкции в отношении данных пользователей, ведь вступать в спор, выстроенный исключительно на беспочвенных обвинениях или оскорблениях, имеет мало смысла для самого автора; а для того, чтобы понять, кого следует игнорировать, а кого нет, существует разграничение комментариев и комментирующих по представленным выше основаниям.

Следующая тема посвящена тем ответвлениям фанфикшна, с которыми многие фикрайтеры не сталкивались за всё время пребывания в субкультуре в силу объективных причин, но гипотетически рискуют столкнуться в дальнейшем. Кроме того, данный блок изначально подразумевал не только обмен опытом в отношении частных случаев, но и рассмотрение их в контексте собственного анализа, поскольку, даже имея длительный опыт нахождения в фанфикшне, можно что-то упустить из виду.

Здесь были сделаны акценты на многие проблемы: совершенствовании идеи, рассеянности, войне предпочтений, монополистичности ресурса Книги Фанфиков, попытке манипулирования публикой ради дальнейшей публикации работы, фестивале отзывов, дублировании фэндомов (мини-сообществ внутри субкультуры) на Книге Фанфиков, недостатке популярности каждого из фикрайтеров. Совершенствование идеи подразумевает ситуацию, когда фикрайтер разработал в голове или на черновике общую концепцию рассказа, а затем не приступил к моментальному написанию, вместо этого предпочтя проработать подробно каждый момент в каждой главе. Как правило, такие действия в итоге приводят к потере интереса, поскольку для себя автор уже всё расписал в голове (либо в том же черновике), получил удовольствие от процесса и более не желает возвращаться к идее воплощения мыслей в реальность. Решение проблемы респондент не предложил, но очевидным является то, что надо стремиться реализовывать задуманное почти сразу же, иначе через некоторое время индивид теряет желание к осуществлению задуманного. Это касается не только написания фанфиков, но и применимо в отношении жизненной позиции в целом.

Довольно распространённая проблема в среде фанфикшн – рассеянность. Абсолютно все фикрайтеры согласятся с тем, что им не хватает усидчивости и терпения, чтобы осуществить задуманную проработку текста. Как правило, ситуацию могут спасти только сроки, если автор оговорил их либо для себя, либо узкому кругу лиц, либо всем фикридерам, которые читают произведение. Однако постоянное обещание может в скором времени перестать мотивировать автора, в таком случае побудить написать продолжение быстрее могут сообщения, которые либо обрадуют фикрайтера, либо вызовут угрызение совести.

Война предпочтений означает ожесточённые дискуссии с другими членами фэндома в какой-либо его части, будь это иное видение мира или нетипичный для обозначенной вселенной пейринг (любовной пары).

Как правило, на данной почве«имели место долгие дискуссии с доказательством права на жизнь той точки зрения, которой придерживаюсь я и еще несколько человек, в противовес мейнстриму».

Фестиваль отзывов представляет собой случайный подбор работ, с которыми нужно ознакомиться читателю на интернет-ресурсе, и после оставить развернутый отзыв. Как следствие, не все участники фестиваля относятся к мероприятию ответственно и либо пишут откровенно низкого качества отзыв, либо вообще никак не отвечают. В решении данного вопроса могут помочь специализированные группы и сообщества в «ВКонтакте», где ведётся жесткий контроль за комментированием друг друга, однако далеко не всегда сами фикрайтеры о них знают. Под дублированием фэндомов подразумевается нелепая ситуация, когда на интернет-ресурсе присутствует один и тот же фэндом, но в двух вариациях: у одной изначальным источником выступает книга, у другой – фильм или сериал. Как правило, это создает дополнительные сложности при поиске желаемого фанфика, поскольку он может не оказаться в разряде книг, но будет присутствовать в разделе фильмов/сериалов.

В ходе обсуждения вопроса о недостатке популярности фикрайтеров выяснилось, что внутри фанфикшна существует большая конкуренция, вызванная переполненностью фанфиков. Невозможность фикридеров определиться с тем, что начать читать, а также отсутствие качественной рекламы работы приводят к низким откликам читателей. Помимо этого, одним из пользователей была отмечена проблема реализации фикрайтера как индивида в современном мире:

«Ещё проблемой считаю, что в нашей стране отсутствует адекватный социальный лифт для пишущих людей. Ну пишешь себе и пишешь, ну ты ж не писатель. А писатели как таковые, получается, и не нужны, потому что новому автору тяжело пробиться, если только он не пишет осточертевший формат. Хотя опять же, это больше к писательству, а не фикрайтерству… а вот если прям про фикрайтерство, то проблема «Фики по умолчанию ниже ориджиналов». Независимо от качества».

(Респондент Елизавета Рыжая)

Если говорить о том, какие из уже озвученных ряда тем оказались наиболее актуальными, то это качество комментариев со стороны читателей, проблемы редактирования тестов, а также отсутствие понимания в отношении деятельности фикрайтера со стороны его социального окружения – или даже угрозы за написание фанфиков гомосексуальной направленности. Таким образом, были рассмотрены важные основополагающие элементы любой субкультуры – нормы, ценности, социальные нормы, на основании исследований сформирован социально-психологический портрет, а также определены сферы деятельности фанфикшна, где часто имеют место быть санкции. Эти и другие перечисленные темы послужили материалом для актуализации системного, структурно-функционального, культурологического и психоаналитического подходов. В заключительной главе будут подробнее рассмотрены вопросы, относящиеся к постмодернистскому подходу, а именно вопросы перспектив развитии интернет-субкультуры фикрайтеров.

 

1.2. Фикрайтеры в социальной сети «ВКонтакте»

 

Как уже не раз отмечалось, у русскоязычных фикрайтеров есть множество сайтов, на которых возможна публикация их собственных работ. Самым известным и популярным является по-прежнему монополистский ресурс «Книга фанфиков»[4]. «Книга фанфиков» была создана в 2009 году как русскоязычный аналогfanfiction.net. По состоянию на 20 мая 2016 г. на сайте было опубликовано 1 879 033 фанфика по 19582 фэндомам (18 863 928 страниц печатного текста).

Так или иначе, участники «Книга фанфиков» по техническим причинам не способны осуществлять коммуникацию такого же уровня, как в социальных сетях, поэтому вопрос о возможных источниках общения является значимым. На сегодняшний день сайт не предоставляет какую-либо статистическую информацию, но можно уверенно сказать, что данный портал продолжает расширяться и развиваться, при этом основной источник осуществления общения для фикрайтеров России и стран СНГ по-прежнему выступает социальная сеть «ВКонтакте». В ней любой пользователь способен создать своё сообщество, делиться своим творчеством и творчеством знакомых и друзей, проводить различные конкурсы, искать человека на роль редактора, осуществлять рекламную деятельность и многое другое. Некоторые же фикрайтеры пошли дальше и создали сообщества, главная цель которых заключалась не в презентации своих произведений в среде фанфикшн, а объединении всех авторов фанатской литературы по какой-либо идее. Именно последние сообщества и стали площадками формирования мощного коммуникационного пространства со своей структурой, правилами, ценностями и традициями, в которых каждый день поднимаются и решаются насущные для фикрайтеров проблемы. Для того, чтобы понять, какие сообщества по данной субкультуре пользуются спросом, необходимо проследить изменения наиболее известных групп, посвящённых фанфикшну. Далее мыс сможем наблюдать, как одни группы переживают расцвет, а другие пришли в упадок.

Самой крупной группой по количеству участников является «Книга фанфиков»[5]. На момент середины 2016 года в ней находилось свыше 200 000 человек, из них 142 000 проживают в России, сегодня – 325 000 и 175 000 соответственно. Однако главное назначение группы заключается не в общении (хотя у участников есть возможность создавать свои темы для обсуждения), а информировании пользователей о новостях в отношении самого сайта (нововведения, технические неполадки), на котором и происходит публикация фанфиков.

На втором месте по количеству участников находится сообщество «Шыдевры Фикбука»[6]. Если не рассматривать удалённых пользователей, то в 2016 году здесь находилось свыше 87 000 человек, из них 59 000 – из России, сейчас положение изменилось в лучшую сторону: 157 000 человек, из них свыше 77 000 из России. «Шыдевры Фикбука» пытаются показать, каким автором не следует быть. В отношении коммуникации данное сообщество развито лучше, чем «Книга фанфиков»: подписчики под каждой записью могут оставлять свои комментарии, указывая в нём допущенные в новости ошибки, а также предлагать собственные для дальнейшей публикации. Таким образом, «Шыдевры Фикбука» формируют потребность у фикрайтеров в постоянном размещении произведений низкого качества с возможностью насмешки и совершенствования собственного письма.

На третьем месте по количеству участников расположилось сообщество «Типичный фикрайтер», в 2016 году в нём находилось 74 000 подписчиков в целом и 50 000 из России. Сообщество является универсальным и предполагает наличие мощной и эффективной системы выстраивания отношений как между фикрайтерами (через возможные темы, через добавление фотографий, через обсуждение публикуемых в сообществе материалов, через возможность предложения новостей) – горизонтальные, так и фикрайтерами и администрацией сообщества – вертикальные. За время существования «Типичного фикрайтера» было опубликовано свыше 20500 записей. Тематика этих записей гораздо шире, чем в первых двух.

Во-первых, они транслируют новости из официальной группы «Книга фанфиков», предлагая тем самым всем подписчикам обсудить её и выразить своё отношение.

Во-вторых, сообщество так же, как и «Шыдевры Фикбука», публикует сообщения юмористического характера, но область этого юмора гораздо шире. Здесь присутствуют материалы, связанные с вдохновением, трудностями чтения, часто встречаемыми проблемами при написании продолжения или какими-либо жизненными ситуациями, которые не имеют прямого отношения к фанфикшну.

В-третьих, в сообществе публикуются записи вдохновляющего характера: начиная от картинок, фотографий, музыки и заканчивая художественными фильмами.

В-четвертых, довольно часто в сообществе появляются сообщения просветительского характера по таким предметам, как всеобщая история, литература и русский язык. Это выражается в интересных исторических событиях, фактах (нередко даже обсуждение переходит в русло политики, но администрация всяческим образом пресекает разжигание конфликтов на этой почве), биографии писателей или научных деятелей, правилах по пунктуации, стилистике, советах по улучшению письма и развития воли, терпения, креативности.

В-пятых, в сообществе сильно развита взаимопомощь. Любой подписчик имеет право в качестве новости задать вопрос аудитории, который его волнует, и в случае, если администрация посчитает вопрос актуальным и важным, публикует его. Чаще всего вопросы имеют узкоспециализированный характер, где далеко не каждый фикрайтер мог столкнуться с подобной ситуацией, но иногда встречаются вопросы, в которых любой желающий может проголосовать и раскрыть свой ответ в комментариях, выражая тем самым свою точку зрения. Администрация также одобряет размещение анкет, ссылок на онлайн-сервисы, где проводятся опросы, и поощряет публикацию с анализом полученных данных. Ввиду того, что здесь наблюдается высокая активность подписчиков, сообщество считается самым интересным из всех и продолжает развиваться до сих пор.

В-шестых, сообщество выступает посредником между подписчиками и маленькими группами, созданными фикрайтерами и ориентированные на определённые населённые пункты с целью проведения встреч – на языке представителей субкультуры они называются «сходками». В «ВКонтакте» имеется и группа, предназначенная для фикрайтеров города Тулы[7], однако она была заброшена из-за низкой активности участников.

Как правило, «Типичный фикрайтер» инициирует организацию встреч по крупным населённым пунктам на территории стран СНГ как минимум один раз в год и предлагает потом её участникам прислать фотоотчёт.

В-седьмых, для большего осуществления коммуникации одним из администраторов была придумана система создания чатов, объединённых какой-то одной тематикой, в каждую из которых мог попасть любой фикрайтер, если он имел подобное желание. Процедура принятия нового участника состоит из нескольких шагов. Сначала подписчик пишет администратору с просьбой включить его в тот или иной чат, затем администратор отправляет желающему запрос на добавление в друзья, чтобы иметь возможность включить его как нового человека в беседу. Таким образом, пользователи могут достаточно быстро найти фикрайтеров с теми же интересами, постоянно быть с ними на связи, помогать и просить помощи.

В-восьмых, сообщество следит за событиями, происходящим по всему миру, и, если происходит что-то значимое, оно даёт об знать. Так, например, 9 мая 2016 года было опубликовано несколько советских фильмов, связанных с войной. Или вот ещё пример: после теракта в Париже от 13 ноября в сообществе были закрыты комментарии, а новости не публиковались до следующего дня.

В заключении отметим, что сообщество действительно можно считать развитым с многих сторон. Оно побуждает участников становиться более открытыми, поощряет активность, делает их в своих глазах и глазах собеседников первыми после администрации лицами, мнение которых важно и интересно. «Типичный фикрайтер» демонстрирует участникам такие качества, как грамотность, вежливость, общительность, жизнерадостность и креативность. Тем не менее, с середины 2016 года многое изменилось: внутри администрации сообщества не раз возникали какие-либо конфликты, участники модераторского состава либо заменялись, либо устранялись вообще без дальнейшей замены. Также значительно уменьшилась активность участников. Само же изменение количества подписчиков в сравнении с другими сообществами кажется крайне незначительным: за два гола прирост составил 21 000 подписчиков (с 74 000 до 95 000).

В одной из фокус-групп произошло даже упоминание о стагнации данного сообщества, на что один из респондентов важно заметил: «Просто околофикбучные паблики в принципе себя изжили. Все, что можно, они уже дали, теперь это скорее дань привычке, а не реально действующее живое сообщество».

Следующая группа, которая представляла высокий интерес для фикрайтера два года назад, – «FICBOOK CONFESSIONS»[8]. Ранее в ней находилось более 10 000 подписчиков, сейчас – 11 000. Она не находится на четвёртом по количеству участниковместе, но у неё была и есть цель, которая сильно отличает от остальных, а именно – публикация анонимных мнений о фанфиках и ориджиналах, причём как положительных, так и отрицательных. Группа зарекомендовала себя в качестве площадки для дискуссий и споров. В некоторой степени ассоциируется с элитарной группой. В «FICBOOK CONFESSIONS» публикуются 4 типа материалов:

· мнение о чужой работе или авторе в целом;

· обсуждение очень узкой проблемы, решение которой затруднительно или невозможно без участия других фикрайтеров;

· бесплатная критика со стороны администрации в рамках конкурсов;

· различные «марафоны» (частично схожие с теми, которые проводит «Типичный фикрайтер»).

Данная группа побуждает участников быть открытыми, честными, использовать аргументы при дискуссиях. На сегодняшний день сообщество переживает упадок: количество комментариев под записями снизилось практически до нуля. Это значит, что аудитория группы уже удовлетворила свои потребности как во внимании, так и обсуждении каких-либо вопросов.

В заключении скажем, что в «ВКонтакте» есть более 100 различных сообществ, имеющее прямое отношение к фанфикшну и ориентированные на большие аудитории. Помимо них существует более 1000 групп, созданных фикрайтерами с целью рекламирования своего творческого профиля, произведений, а также жизненных увлечений.

Многие из сообществ, которые ориентированы на массы, во многом схожи и имеют мало различий, а потому не требуют глубинного анализа. Но некоторые всё-таки стоит упомянуть вскользь.

«Типичное вдохновение»[9] – филиал «Типичного фикрайтера», более 20 тысяч подписчиков (сейчас – 25 000), даёт возможность всем желающим опубликовать свою музыку, фотографии, рисунки и/или видео, чтобы вдохновить других пользователей на написание фанфика определённого жанра, а также попросить самим что-то прислать, что позволяет установить тесный контакт между фикрайтерами.

«Мир фикрайтера»[10] – разностороннее сообщество, по публикуемым материалам напоминающее смесь «Типичного фикрайтера» и «Типичного вдохновения», количество настоящих подписчиков не превышает 6500 человек (на сегодняшний день – 12 500).

Особенность «Мира фикрайтера» заключается в наиболее частом проведении марафонов по различным жанрам.

«Колледж им. Ответственного Писателя | КиОП»[11] – это коллектив фикрайтеров (почти 250 человек), которыйсоставлял лекции по теме улучшения своих писательских навыков. Сообщество помогало новичкам разобраться в основах фикрайтерства и подталкивало к самосовершенствованию. С октября 2016 прекратило свою работу.

Также хочется указать на сообщества, благодаря которым был осуществлён поиск респондентов. «Законы Фанфиков»[12] насчитывает практически 95 000 участников. Главная направленность сообщества – вдохновлять пользователей посредством публикации рисунков, музыки, а также дельных советов по написанию работ, нередко модераторы публикуют контент юмористической направленности.

 «Два кота – Книга Фанфиков (Ficbook, Фикбук)»[13] – это виртуальное сообщество одного крайне талантливого фикрайтера и ориджиналиста одновременно, сумевшего собрать вокруг себя свыше 7000 пользователей. Сообщество является площадкой для некоммерческого продвижения авторов, пишущих не только фанфики, но и собственные рассказы. Помимо этого «Два кота»предоставляют такие бесплатные услуги как: оформление обложки работы, критика, создание иллюстрации к работе или видеоролика по мотивам работы из кадров-ассоциаций, а также озвучка произведения. Также здесь возможно прорекламировать собственный профиль на Книге Фанфиков. Как правило, здесь находят новых читателей через марафоны обменов отзывами или по договору. Таким образом, «Два кота – Книга Фанфиков», как и многие другие успешные группы, объединяет в себе сразу два типа: сообщество предоставляет широкий спектр бесплатных услуг и служит площадкой для надёжного и взаимовыгодного обмена отзывами. Одной из отличительных черт являются услуги композитора, который пишет эксклюзивную музыку по мотивам работы.

Изначально сообщество преследовало цель преодолеть существующие недостатки иных сообществ сходной тематики и сделать присутствие каждого нового пользователя максимально удобным. Это было достигнуто через устранение таких известных ошибок, как: некорректное отношение администрации к запросам подписчиков, недостаточный контроль за обменом отзывами, невыполнение обещанных заказов, а также отсутствие эстетического вкуса в оформлении. Например, при проведении марафонов отзывов администрация обязана следить за тем, насколько вдумчиво была прочитана работа одного участника другим. Благодаря этому пользователиимеют возможность не только получитьобъемные рецензии от других участников, но и самимнаучиться грамотно и структурированно формулировать свои мысли.