Федеральное агентство по образованию 84

15

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

УТВЕРЖДАЮ

Директор Института педагогики,

психологии и социологии

_____________/ Смолянинова О.Г.

«___» _______ 2011 г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина Нейрофизиология

(наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом)

Укрупненная группа ________30 000 -Гуманитарные науки______

(номер и наименование укрупненной группы)

Направление ___________30 300.61 Психология_____________

(номер и наименование направления)

Кафедра _______психического здоровья____

Красноярск

2011

Учебная программа дисциплины

составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе__________30 000 — Гуманитарные науки___________

(указывается номер и наименование укрупненной группы)

направления _____________30 300.61 — Психология______________

(указывается номер и наименование направления (специальности)

Программу составил: доцент Шошина И.И.

Заведующий кафедрой: Федоренко Е.Ю._____________

(фамилия, и. о., подпись)

«28» марта 2011 г.

Учебная программа обсуждена на заседании кафедры психического здоровья

«28» марта 2011 г. протокол № 2

Заведующий кафедрой Федоренко Е.Ю._____________

9 стр., 4326 слов

Учебная программа по дисциплине этика и психология делового общения

... . Совместимость в диадах квадрах. Диагностика режима дня. Учебно-методическая карта дисциплины «этика и психология делового общения» Номер раздела, темы, занятия Название раздела, темы ... источников, необходимых для подготовки самостоятельной по дисциплине «Этика и психология делового общения», может составлять 6-10 наименований. При оформлении списка литературы следует ...

(фамилия, и. о., подпись)

Учебная программа обсуждена на заседании НМСФ _________________

" «___________ 2011 г. протокол №

Председатель НМСФ ________________

(фамилия и. о., подпись)

Дополнения и изменения в учебной программе на 201 __/201__ учебный год.

В учебную программу вносятся следующие изменения: _____________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______

«____» _____________ 201__г. протокол № ________

Заведующий кафедрой _______________

(фамилия, и.о., подпись)

Внесенные изменения утверждаю:

Заведующий кафедрой ________________

(фамилия, и. о., подпись)

1 Цели и задачи изучения дисциплины

1.1 Цель преподавания дисциплины

Сформировать представление о роли биологического и социального в формировании индивидуума, общебиологических механизмах деятельности целостного мозга.

1.2 Задачи изучения дисциплины

  1. Познакомить с основными понятиями нейрофизиологии, успехами в изучении мозга, методологией и методами исследования мозга и поведения;
  2. Представить современные данные о структурно-функциональной организации нервной системы, комплексной иерархической регуляции основных видов деятельности организма;
  3. Сформировать представление об интегративной деятельности мозга, физиологических механизмах восприятия информации, особенностях высших психических функций, лежащих в основе адаптивного поведения.

1.3 Межпредметная связь

«Нейрофизиология» является базовой общепрофессиональной дисциплиной, обязательной для подготовки бакалавра психологии. Для освоения материала данной дисциплины студентам необходимы знания по биологии, физике и химии в рамках школьной программы, а также сведения, полученные при изучении дисциплин: «Анатомия центральной нервной системы», «Современные концепции естествознания», «Философия».

3 стр., 1210 слов

Кейс № 40 Психология конфликта. Конфликты в педагогической деятельности. Стратегии поведения в конфликте, методы разрешения и управления конфликтом.

... позиций преподавателя и студента. · Существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора преподавателя, предмета, аудитории, обязательное посещение занятий ...

Изучение дисциплины «Нейрофизиология» создает условия для освоения большинства дисциплин базового профессионального цикла, таких как: «Психология личности», «Психология развития и возрастная психология», «Социальная психология», «Основы патопсихологии», «Основы психосоматики», «Организационная психология», «Педагогическая психология», «Психофизиология», «Основы психогенетики», «Зоопсихология и сравнительная психология», «Введение в клиническую психологию», «Основы нейропсихологии», «Экспериментальная психология», «Специальная психология».

Материал курса закрепляется и используется в дальнейшем обучении через систему практикумов (общепсихологический, психодиагностический).

1.4. Требования к результатам освоения дисциплины:

Освоение курса «Нейрофизиология» способствует приобретению следующих видов компетенций:

а) общекультурными компетенциями:

— пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук (ОК-2);

— владение культурой мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

— умение использовать в социальной, познавательной и профессиональной сферах деятельности навыки работы с персональным компьютером, программным обеспечением и сетевыми ресурсами (ОК-7).

б) профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональные:

практическая деятельность:

способностью и готовностью к:

— выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

— прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7).

научно-исследовательская деятельность:

способностью и готовностью к:

— участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11);

педагогическая деятельность:

способностью и готовностью к:

— подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении (ПК-17);

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

— основные понятия и новейшие достижения в области нейрофизиологии;

— методологию и методы изучения мозга и поведения, их достоинства и недостатки;

— принципы системной работы живого организма;

— основы структурно-функциональной организации нервной системы, а также комплексной иерархической регуляции основных видов деятельности организма (движений, вегетативных функций, инстинктов);

— физиологические механизмы восприятия информации, а так же базовые сведения по физиологии основных поведенческих актов человека;

Уметь:

— самостоятельно спланировать психофизиологическое исследование;

— грамотно интерпретировать результаты психофизиологических исследований.

Владеть:

— основными методами психофизиологических исследований, способами дифференциальной оценки факторов регуляции поведения;

— методологией психофизиологических исследований;

— грамотной интерпретацией результатов.

2 Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего зачетных единиц

(часов)

Семестр

1

2

Общая трудоемкость дисциплины

4(144)

4(144)

Аудиторные занятия:

1,42 (51)

1,42 (51)

лекции

0,5 (17)

0,5 (17)

практические занятия (ПЗ)

0,6 (22)

0,6 (22)

семинарские занятия (СЗ)

0,11(4)

0,11(4)

лабораторные работы (ЛР)

другие виды аудиторных занятий

0,16 (6)

0,16 (6)

промежуточный контроль

0,05 (2)

0,05 (2)

Самостоятельная работа:

1,58 (57)

1,58 (57)

изучение теоретического курса (ТО)

0,79(28,5)

0,79(28,5)

курсовой проект (работа):

расчетно-графические задания (РГЗ)

реферат

0,79(28,5)

0,79(28,5)

задачи

задания

другие виды самостоятельной работы

Вид итогового контроля: экзамен

1(36)

1(36)

3. Содержание дисциплины

  1. Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)

п/п

Раздел дисциплины

Лекции

зачетные

единицы

(часы)

ПЗ и СЗ

зачетные единицы

(часы)

ЛР

зачетные

единицы

(часы)

Самостоятельная работа зачетные единицы

(часы)

Формируемые компетенции

1

Общая нейрофизиология

0,11з.е. (4ч)

0,06з.е. (2ч)

0,25 з.е. (9ч)

ОК-2, ОК-3, ОК-7, ПК-5., ПК-7, ПК-11, ПК-17

2

Основы нейрофизиологии головного мозга

0,11з.е. (4ч)

0,28з.е. (10ч)

0,39 з.е. (14ч)

ОК-2, ОК-3, ОК-7, ПК-5., ПК-7, ПК-11, ПК-17

3

Физиология движения

0,06з.е. (2ч)

0,06з.е. (2ч)

0,3 з.е. (11ч)

ОК-2, ОК-3, ОК-7, ПК-5., ПК-7, ПК-11, ПК-17

4

Нервная регуляция висцеральных функций и инстинктивного поведения

0,06 з.е. (2ч)

0,11 з.е.

(4ч)

0,25 з.е.

(9ч)

ОК-2, ОК-3, ОК-7, ПК-5., ПК-7, ПК-11, ПК-17

5

Нейрофизиология сенсорных систем

0,14 з.е. (5ч)

0,22 з.е.

(8ч)

0,39 з.е. (14ч)

ОК-2, ОК-3, ОК-7, ПК-5., ПК-7, ПК-11, ПК-17

  1. Содержание разделов и тем лекционного курса

Модуль 1 -ауд. — 0,17 з.е. (6ч) / самост. — 0,25 з.е. (9ч)

«Общая нейрофизиология»

1-я неделя — 6-я неделя

Модуль 2 — ауд. — 1,04 з.е. (37ч)/ самост. — 1,17 з.е. (42ч)

«Частная нейрофизиология»

7-я неделя — 17-я неделя

Разделы:

1. Общая нейрофизиология — ауд. — 0,17ч з.е. (6ч) / самост. — 0,25 з.е. (9ч)

2. Основы нейрофизиологии головного мозга — ауд. — 0,39 з.е. (14ч) / самост. — 0,39 (14ч)

3. Физиология движения — ауд. — 0,12 з.е. (4ч) / самост. — 0,3 з.е. (11ч)

4. Нервная регуляция висцеральных функций и инстинктивного поведения — ауд. — 0,18 з.е. (6ч) / самост. — 0,25 з.е. (9ч)

5. Нейрофизиология сенсорных систем — ауд. — 0,36 з.е. (13ч) / самост. — 0,39 з.е. (14 ч)

Лекции:

1. Общая физиология возбудимых тканей — 0,05 з.е. (2ч) / самост. — 0,14 з.е. (5ч)

2. Физиология нервной ткани — 0,05 з.е. (2ч) / самост. — 0,1 з.е. (4ч)

3. Основы нейрофизиологии головного мозга — 0,1 з.е. (4ч) / самост. — 0,39 з.е. (14ч)

4. Физиология движения — 0,05 з.е. (2ч) / самост. — 0,3 з.е. (11ч)

5. Нервная регуляция висцеральных функций и инстинктивного поведения — 0,05 з.е. (2ч) / самост. — 0,25 з.е. (9ч)

6. Сенсорные системы. Нейрофизиология соматовисцеральной системы — 0,05 з.е. (2ч) / самост. — 0,08 з.е. (3ч)

7. Нейрофизиология зрения — 0,03 з.е. (1ч) / самост. — 0,17 з.е. (6ч)

8. Нейрофизиология слуха — 0,03 з.е. (1ч) / самост. — 0,08 з.е. (3ч)

9. Нейрофизиология хеморецепции — 0,03 з.е. (1ч) / самост. — 0,05 з.е. (2ч)

1. Общая физиология возбудимых тканей

Возбудимые ткани и их общие свойства. Современное представление о строении и функциях мембраны. Избирательная ионная проницаемость. Асимметричное распределение ионов внутри и вне клетки. Транспорт веществ через биологические мембраны. Ионные каналы и их строение. Натриевые и калиевые каналы. Мембранный потенциал клетки. Природа потенциала действия. Принцип работы натрий-калиевого насоса. Рефрактерные периоды. Законы раздражения возбудимых тканей. Распространение возбуждения в нервном волокне. Факторы, определяющие скорость распространения возбуждения по нервным волокнам. Методы исследования возбудимости нервов и мышц.

2. Физиология нервной ткани

Функции и общий план организации центральной нервной системы (ЦНС).

Физиология глии. Гематоэнцефалический барьер. Нейрон как структурная и функциональная единица нервной системы. Типы нейронов. Понятие о нервном центре и нервных сетях. Синапс. Классификация и строение синапсов. Механизмы и закономерности проведения нервного импульса в химическом и электрическом синапсе. Генерация возбуждающих и тормозных постсинаптических потенциалов. Медиаторы нервной системы. Опиатные рецепторы и опиоиды мозга. Принципы координационной деятельности ЦНС. Торможение в ЦНС. Постсинаптическое и пресинаптическое торможение.

3. Основы нейрофизиологии головного мозга

Основы морфофункциональной организации головного мозга. Проводниковая и рефлекторная функция продолговатого мозга. Ретикулярная формация и ее роль. Мост. Средний мозг. Таламус. Основы физиологии гипоталамуса. Лимбическая система. Функции подкорковых ядер. Большие полушария. Комиссуральные связи полушарий. Строение и функции коры головного мозга. Функциональная единица коры. Локализация функций в коре головного мозга. Ассоциативные системы мозга. Электрическая активность мозга. ЭЭГ. Вызванные потенциалы.

Нейрофизиологические основы сознания. Осознаваемая и подсознательная деятельность мозга. Бодрствование и сон. Значение сна. Медленный и быстрый сон, физиологические особенности медленного и быстрого сна. Оценка глубины сна. Механизмы бодрствования и сна. Нейрохимия сна. Нейронная и психическая активность во время сна. Роль сна в формировании памяти. Сновидения. Нарушения сна. Гипноз.

4. Физиология движения

Основы физиологии спинного мозга. Функции спинного мозга. Проводящие пути спинного мозга. Рефлексы спинного мозга. Функциональная нейроанатомия мозжечка. Строение коры мозжечка. Связи мозжечка с другими отделами ЦНС. Движения и вестибулярная функция. Гравитация и поведение. Ориентация в пространстве.

Управление движением. Общий план организации двигательных систем. Механизмы инициации и управления движением. Роль различных отделов ЦНС в регуляции позы и фазных движений. Роль спинного мозга в регуляции двигательной активности. Ствол мозга и его роль в регуляции движений. Принцип работы мозжечка. Роль базальных ядер в формировании тонуса и локомоции. Роль коры больших полушарий в регуляции движения.

5. Нервная регуляция висцеральных функций и инстинктивного поведения

Физиология вегетативной нервной системы. Симпатическая и парасимпатическая нервная система. Периферическая часть вегетативной нервной системы. Вегетативные центры мозгового ствола. Кора и вегетативная нервная система. Тонус ВНС. Роль лимбической системы в регуляции вегетативных функций и инстинктивного поведения. Контроль функций эндокринной системы. Общий обзор желез внутренней секреции. Гипоталамо-гипофизарная система и ее участие в формировании стрессорного ответа организма. Регуляция температуры тела. Регуляция пищевого поведения. Системные механизмы голода, аппетита и насыщения. Роль глюкорецепторов. Регуляция питьевого поведения. Механизмы жажды. Осморецепторы. Регуляция полового поведения. Андрогены и эстрогены. Половая дифференцировка мозга. Физиология миндалины. Физиология гиппокампа.

Вегетативные реакции организма как показатель психической деятельности. Комплекс висцеральных показателей, отражающих психическую работоспособность и утомляемость.

6. Сенсорные системы. Нейрофизиология соматовисцеральной системы

Общая схема организации и функции сенсорных систем. Чувствительность сенсорной системы. Основные характеристики ощущений. Абсолютные и дифференциальные пороги. Классификация и механизмы возбуждения рецепторов. Свойства рецепторов. Кодирование информации. Соматосенсорная чувствительность. Периферический, проводниковый и центральный отделы соматосенсорной системы. Кожные механорецепторы. Терморецепция. Проприоцептивная чувствительность. Висцерорецепция. Ноцицепция. Теории боли.

7. Нейрофизиология зрения

Зрительная сенсорная система. Периферический отдел зри тельной системы. Глаз и его диоптрический аппарат. Формирование изображения на сетчатке. Нейрофизиология сетчатки. Механизмы фоторецепции. Нейрофизиология восприятия света и темноты. Проводниковый и центральный отдел зрительной системы. Зрительные пути. Обработка сигналов в центральных отделах зрительной системы. Восприятие глубины. Движение глаз и восприятие движения. Бинокулярное зрение. Основы физиологии цветового зрения.

8.Нейрофизиология слуха

Слуховая сенсорная система. Психофизика слуха. Пределы слышимости и речевая область. Роль среднего уха. Слуховые процессы во внутреннем ухе. Центральная слуховая система. Слуховая ориентация в пространстве.

Вестибулярная сенсорная система. Физиология периферического сенсорного аппарата. Центральная вестибулярная система. Вестибулярные рефлексы.

9.Нейрофизиология хеморецепции

Вкус и обоняние. Характеристика химических ощущений. Вкусовая чувствительность. Обоняние: рецепторы, чувствительность, центральная обработка обонятельной информации.

  1. Практические занятия

п/п

№ раздела

дисциплины

Наименование практических работ,

трудоемкость

1

2,3

Физиология центральной нервной системы. Рефлекторная деятельность (2ч.)

Теоретическая часть: разбирается, что относится к центральной нервной системе; какие отделы входят в состав спинного и головного мозга, строение и функции этих отделов; дается определение понятия рефлекс, рефлекторной дуги, характеризуются звенья последней, а также виды рефлексов. Зарисовывается рефлекторная дуга и схема коленного рефлекса.

Практическая часть: студенты, работая в паре, оценивают безусловные рефлексы спинного мозга (коленный, ахиллов, подошвенный, брюшной) и рефлексы отделов головного мозга: продолговатого мозга (глотательный, мигательный, дыхательный), среднего мозга (конвергенции, аккомодации), мозжечка (проба Ромберга (оценка координации движений или проба на атаксию), усложненная проба Ромберга, тестовая ходьба (оценка координации движений, или проба на атаксию), проба на дисметрию, речь (проба на дизартрию), проба Бабинского, пальценосовая проба (на дисметрию и тремор), промежуточного мозга (кожные сосудистые рефлексы (метод дермографизма, глазосердечный рефлекс (рефлекс Даньини — Ашнера).

Сначала проводится экспериментальная часть, затем в тетрадь для лабораторных занятий записываются выводы о том, как выражены безусловные рефлексы. В следующей части занятия студенты вырабатывают друг у друга условный рефлекс, в тетрадь для лабораторных работ записывается, после скольких сочетаний условного и безусловного раздражителей вырабатывается рефлекс.

2

2,3

Оценка функционального состояния центральной нервной системы (4ч.)

Теоретическая часть: дается определение понятия «функциональное состояние». Разбирают сущность простой и сложной зрительно-моторной реакции, а также формулы, по которым рассчитываются показатели: уровень функциональных возможностей (УФВ), устойчивость реакции (УР), функциональный уровень системы (ФУС).

Студенты знакомятся с типологией высшей нервной деятельности по И.П. Павлову, разбираются свойства нервной системы: сила, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, подвижность нервных процессов.

Практическая часть: зарисовывается схема зрительно-моторной реакции. Проводятся простая и сложная зрительно-моторные реакции. В тетрадь для лабораторных работ записываются сведения о показателях УФВ, УР, ФУС. Выполняется регистрация параметров зрительно-моторной реакции, по которым делаются выводы о силе нервной системы и подвижности нервных процессов; также оценивается уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

3

2

Электрическая активность мозга. ЭЭГ. Вызванные потенциалы. (4ч).

Теоретическая часть: дается определение понятий: электроэнцефалограмма, вызванные потенциалы, разбирается сущность методов выделения вызванных потенциалов, аппаратура, применяемая для их регистрации, рассматривается вопрос об артефактах и погрешностях регистрации ВП, знакомятся с условиями и методикой проведения электрофизиологических исследований.

Практическая часть: зарисовываются блок-схема установки для выделения ВП, схематические изображения возможных артефактов, схема расположения электродов по системе 10/20, схематичное изображение ритмов мозга, элементы регистрируемых потенциалов.

Выполняются все необходимые манипуляции для обеспечения записи ВП, рассматриваются все возможные артефакты (плавные движения глаз, закрывание глаз, открывание глаз, мигание, глотание, кашель, активное движение на месте), регистрируются ЗВП в ответ на предъявление геометрических фигур, разбирается полученная запись. Делаются выводы по проведенной работе.

4

4

Оценка функционального состояния вегетативной нервной системы (2ч.)

Теоретическая часть: разбирается, что такое вегетативная нервная система (ВНС), каковы ее функции. Приводится классификация ВНС, разбирается строение и функции симпатического, парасимпатического и метасимпатического отделов.

Практическая часть: работая в паре, определить вегетативный тонус в состоянии покоя (вегетативный индекс Кердо (ВИК)), далее оценивается реактивность симпатического и парасимпатического отделов (ортостатическая и клиностатическая пробы), вегетативное обеспечение при дозированной нагрузке (проба Мартинетта), а также дыхательно-сердечный рефлекс Геринга, позволяющий определить тонус центра блуждающего нерва.

5

5

Чувствительность сенсорных систем (2ч)

Теоретическая часть: рассмотрение действия закона Вебера-Фехнера, Стивенса, сущностью понятий: абсолютный и дифференциальный порог, рецепторы. Знать классификации рецепторов, принципы структурно-функциональной организации анализаторов, пути проведения информации от рецепторов к центральным отделам. рассмотреть вопрос о структурно-функциональной организации соматовисцеральной системы, ее особенностях, типах рецепторов. Сущность висцеро- и ноцицепции.

Практическая часть: выполнить работу по определению дифференциального порога чувствительности к массе стимула, определить дифференциальный порог тактильной чувствительности, оформить результаты в соответствии с методическими рекомендациями.

6

5

Определение порога вкусовой чувствительности. Густометрия (2ч)

Теоретическая часть: рассмотреть вопрос о структурно-функциональной организации хемочувствительных системы, их особенностях, типах рецепторов. Вспомнить, что такое дифференциальный порог.

Практическая часть: выполнить работу по определению дифференциального порога вкусовой чувствительности, оформить результаты в соответствии с методическими рекомендациями.

7

5

Физиология зрительного анализатора (2ч).

Теоретическая часть: познакомиться с особенностями строения и функциями зрительного анализатора, гигиеническими рекомендациями по охране зрения, методами профилактики зрительных расстройств.

Практическая часть: определить остроту зрения, оценить аккомодацию глаза, определить поля зрения, оценить особенности организации оптического аппарата, исследовать цветовое зрение, оценить зрительную продуктивность, определить критическую частоту слияния мельканий.

3.4 Лабораторные занятия «учебным планом не предусмотрено»

3.5 Самостоятельная работа

Самостоятельное изучение теоретического материала включает разбор лекционного курса с использованием учебной и методической литературы, указанной в общем списке основной и дополнительной литературы по дисциплине -0,79 (28,5ч).

Написание рефератов, объемом до 10 страниц, осуществляется по темам, предлагаемым преподавателем во время практического занятия — 0,79 (28,5ч).

К каждому реферату должна быть обязательно подготовлена электронная презентация объемом не менее 15 слайдов. Для выполнения работы рекомендуется литература, указанная в списке основной и дополнительной литературы по дисциплине. Презентация и сдача рефератов производится преподавателю во время последнего семинарского занятия.

3.6 Содержание модулей дисциплин при использовании системы зачетных единиц

Приложение В

4. Учебно-методическое обеспечение

Список основной литературы:

1. Смирнов В.М. Физиология центральной нервной системы / В.М. Смирнов, Д.С. Свешников, В.Н. Яковлев, В.А. Правдивцев. — М.: Академия, 2008. — 368 с.

2. Хомутов А.Е. Физиология центральной нервной системы / А.Е. Хомутов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 320 с.

Список дополнительной литературы:

1. Агаджанян Н.А. и др. Физиология человека / Н.А. Агаджанян и др. — М.: Медицинская книга, Н. Новгород: Издательство НГМА, 2003. — 453 с.

2. Недоспасов В.О. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем / В.О. Недоспасов. — М.: УМК Психология, 2006. — 565 с.

3. Общий курс физиологии человека и животных / Под ред. А.Д. Ноздрачева / В 2 т. М: Высш. шк. 1991. Т. 1. С. 32−370.

4. Шеперт Г. Нейробиология. В 2-х т. М.: Мир, 1987.

5. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. М.: Мир. 1988.

6. Буреш Я., Бурешова О., Хьюстон Дж.П. Методики и основные эксперименты по изучению мозга и поведения. / Под ред. А.С. Батуева /. М.: Высш. шк. 1991.

Мозг. / Под ред. П.В. Симонова. / М.: Мир. 1985.

7. П.В. Симонов. Эмоциональный мозг. М.: Наука. 1981.

8. П.В. Симонов. Мотивированный мозг. М.: Наука. 1981.

9. Физиология поведения. Нейробиологические закономерности. / Под ред. А.С. Батуева /. Л.: Наука. 1987.

Список электронных методических изданий:

1. Лекции по физиологии человека и животных с основами высшей нервной деятельности. — СФУ, 2008.

2. Учебно-методические указания для самостоятельной работы студентов по курсу физиологии человека и животных с основами высшей нервной деятельности. — СФУ, 2008.

4. Электронный учебник по физиологии человека и животных с основами высшей нервной деятельности. — СФУ, 2008.

Перечень программного обеспечения:

1. Компьютерная программа оценки функционального состояния ЦНС.

2. Компьютерная программа для регистрации и анализа ЭЭГ.

3. Компьютерные программы предъявления различных вербальных и невербальных стимулов.

Перечень наглядных и других пособий, методических указаний и материалов к техническим средствам обучения

1. Демонстрационная презентация курса «Физиология высшей нервной деятельности». — СФУ, 2009

2. Демонстрационная презентация курса «Физиология человека и животных с основами высшей нервной деятельности». — СФУ, 2008

3. Методические рекомендации к практикуму по нормальной физиологии. Олада Э.Я. — Красноярск, 2002.

Контрольно-измерительные материалы

1.Тестовые задания для итогового контроля разработаны с использованием конструктора тестовых заданий — Юнитест. При проведении тестирования предложены следующие типы тестовых заданий:

1) на выбор одного правильного ответа из предложенных альтернатив;

2) на выбор нескольких правильных ответов из предложенных альтернатив;

3) на соответствие;

4) на установление правильной последовательности;

5) на дополнение

2. Тесты для промежуточной контрольной работы

3.Вопросы к экзамену.

Приложение А

ГРАФИК

учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине

Нейрофизиология

направления _Психология,_1_курса на_2_ семестр

№п/п

Наименование

дисциплины

Семестр

Число часов аудиторных занятий

Форма

контроля

Часов на самостоятельную работу

Всего

По видам

Всего

По видам

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

1

Нейрофизиология

2

51

Лекции — 17

экзамен

57

ТО — 28,5

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

Практические — 22 __________

семинарские — 4

Коллоквиумы — 6

Промежуточный контроль — 2

РФ — 28,5

ВРФ

ВПР1

ВПР2

ВПР2

ВПР3

ВПР3

ВПР4

ВПР3

ВПР4

ВПР5

ВПР6

ВПР7

СР

СЗ

СЗ

К

К

К

ПК

Условные обозначения: ТО — изучение теоретического курса; РЗ — расчетное задание; ВРЗ — выдача расчетного задания; СРЗ — сдача расчетного задания; КР — курсовая работа; ВКР — выдача курсовой работы; СКР — сдача курсовой работы; КП — курсовой проект; ВКП — выдача курсового проекта; СКП — сдача курсового проекта; РФ — реферат; ВРФ — выдача темы реферата; СРФ — сдача реферата; З — задачи; РЗ — решение задач; СЗ — семинарское занятие; ЛР — лабораторные работы; ВПР — выполнение практической работы; ЗЛР — защита лабораторной работы; К — коллоквиум; КН — контрольная неделя (аттестационная неделя); ВК — входной контроль (тестирование), ПК — промежуточный контроль (тестирование).

Директор Института педагогики,

Психологии и социологии СФУ О.Г. Смолянинова

«_______» _______________________ 2011 г.

Приложение В

Перечень модулей дисциплины

п/п

Наименование модуля, срок его реализации

Перечень тем лекционного курса, входящих в модуль

Перечень практических и семинарских занятий, входящих в модуль

Перечень лабораторных занятий, входящих в модуль

Перечень самостоятельных видов работ, входящих в модуль, их конкретное наполнение

Реализуемые компетенции

Умения

Знания

1

Модуль 1

«Общая нейрофизиология»

1-ая неделя —

6-ая неделя

Тема: 1, 2

Семинарские занятия: 1

Самостоятельное изучение теоретического курса по темам: 1, 2. Реферат.

ОК-2, ОК-3, ОК-7, ПК-5., ПК-7, ПК-11, ПК-17

работать с информационными источниками

основные понятия общей нейрофизиологии;

принципы системной работы живого организма

2

Модуль 2

«Частная нейрофизиология»

7-ая неделя —

17-ая неделя.

Тема, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Практические занятия: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17.

Семинарские занятия: 14.

Самостоятельное изучение теоретического курса по темам: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Реферат.

ОК-2, ОК-3, ОК-7, ПК-5., ПК-7, ПК-11, ПК-17

определять функциональное состояние нервных центров спинного и головного мозга, состояние

вегетативной

нервной системы;

грамотно интерпретировать результаты психофизиологических исследований

основы структурно-функциональной организации нервной системы, комплексной иерархической регуляции основных видов деятельности организма (движений, вегетативных функций, инстинктов);

физиологические механизмы восприятия информации

Приложение С

Трудоемкость модулей и видов учебной работы в относительных единицах по дисциплине «Нейрофизиология», курса ____1_____ на ___2_____ семестр 201 /201 уч. Года

№ п/п

Название модулей дисциплины

Срок реализации модуля

Текущая работа (50%),

Аттестация

(50%)

Итого

Виды текущей работы

Сдача зачета

Сдача экзамена

Посе-щаемость лекций

Выполнение и защита практических работ

Семинарские занятия

Коллоквиумы

Самостоятельное изучение теоретического материала

Промежуточный контроль

Подготовка и сдача рефератов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1.

Всего

относительных единиц

2

15

5

10

10

5

3

50

100

1.1

Модуль № 1

1

-

2

2

2

1

1

10

9

1.2

Модуль № 2

1

15

3

8

8

4

2

40

81

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector