С самого раннего возраста во время обучения и далее в течение всей карьеры музыканты подвержены психологическому давлению. Юные исполнители часто сталкиваются с социальной изоляцией, тратя огромную часть времени на репетиции и заучивание композиций; изоляция, или скорее, ограниченный круг общения, нередко предопределяют возникновение проблем личностной идентификации у подростка, к копированию чужих идей и убеждений без возможности пересмотра (Identity Foreclosure)[1]. С перфекционистским желанием добиться наилучшего исполнения связаны недосып, срывы и бёрн-ауты [2]. В крайних случаях, речь идёт о мышечной усталости, разнообразных психопатологиях и расстройствах, связанных с волнением непосредственно перед выступлением [3].
В отличие от спортивных выступлений, результаты которых часто зависят от правильно поставленной психологической подготовки (чем, собственно, должна заниматься психология спорта), в музыкальной сфере ищут, в основном, «таланты» и делают акцент на количестве и длительности репетиций, мало придавая значение роли настроя. Проблема существует, несмотря на то что родители и сверстники стараются поддержать исполнителей, и мало что известно о том, как эта поддержка воспринимается самими музыкантами, как им удаётся справиться с волнением и какие убеждения помогают им успешно выступать.
Чтобы найти ответы на эти вопросы и в будущем выработать программу психологической подготовки, авторы статьи « It’s Your Problem. Deal with It. » Performers’ Experiences of Psychological Challenges in Music обратились к самим музыкантам, чтобы узнать, каков был их предыдущий опыт публичных выступлений и как их поддерживали в эти моменты.
Привлекает интерес практическая задача исследования – выработка программы подготовки исполнителей наподобие психологии спорта – на основе индивидуального опыта[4].
Исследователи выделили несколько групп исполнителей в возрасте от 25-ти до 60-ти лет: подгруппа начинающих успешных исполнителей (5 респондентов), своеобразная «элита» в переходном периоде (3) и уже состоявшиеся, как правило, в ниве классической музыки, профессионалы (7) – все из ведущих британских консерваторий, которые, по понятным соображениям, не называются в статье. Степень «профессионализма» исследователи установили по тому, как часто, на какие площадки и в каком формате музыкантов приглашают для выступления, вне зависимости от основного инструмента специализации.
Риторика 1.Подготовка публичного выступления
... либо находит слушателя. Предварительная репетиция помогает добиться успеха во время фактического выступления. Закончив подготовку материала, полезно прочитать его, уточнить время его звучания, ориентируясь на ... которая должна отвечать двум требованиям: 1) раскрывать конкретную цель выступления; 2) быть адекватной уровню подготовки аудитории. Оратору необходимо знать, где и что конкретно искать, ...
Устный опросник включал в себя пять основных тематик, касавшихся сути проблемы, способов её преодоления, включая удачный и неудачный опыт, настроя и убеждений музыканта (в том числе, по вопросу, что важнее: талант или опыт), а также – отношения к полученной поддержке или же к её отсутствию. Вопросы подразумевали развёрнутый ответ, потому что, несмотря на критику качественного анализа[5], особое внимание было уделено контексту событий.
Помимо вопросов исследователи предложили музыкантам самостоятельно нарисовать кривую психологической выносливости и успешности выступлений после окончания консерватории вплоть до нынешнего состояния исполнителей. Некоторые точки совпадают с ключевыми моментами карьеры (см. Рис. 1), наблюдаемыми у опрашиваемых в целом.
Рис. 1 . Пример самостоятельной оценки психологического состояния и событий в карьере. Ключевые моменты: поступление в музучилище, в консерваторию, второй год консерватории (совпадает с радикальным падением настроя), выпуск, смена учителя, депрессия, выступления в оркестре.
Обобщение ответов от профессиональных музыкантов убедило исследователей в том, что здоровые привычки, философский взгляд на выступления на сцене и на жизнь в целом, позитивное отношение к волнению и множество, порой, неосознанных психологических стратегий (например, юмор) помогли исполнителям преодолеть страх и как можно лучше выступить на публике.
Первая помощь пришла от близких, семьи и чтения книг о самосовершенствовании. Профессиональную поддержку музыканты искали реже, и только если были ярко выражены психологические проблемы. И далеко не все могли сказать, что получили поддержку от своих учителей. Наоборот, многие отмечали их манипулятивное поведение; плохое наставничество и неудачные советы ; навязывание авторитета и даже харассмент. Один из опрашиваемых сообщил: «Мне показалось, что мой первый преподаватель музыки промывал мне мозги, заставляя думать, что если я не с ним, то я не добьюсь успеха […]. Мне казалось, что я просто в западне […] Только после того, как занятия с ним были прекращены, т.е. лишь спустя два года мне стало понятно, что всё это было ненормально […] Мне постоянно его нехватало […] Без него невозможно было что-либо сделать»[1].
В целом, хорошие отношения с наставником и возможность немного выйти за рамки преподаваемой музыкальной культуры расценивались как редкая удача. Но и оказавшись в положении преподавателя, некоторые респонденты считали себя «плохими» учителями. Отношения с наставником нередко оказывались тягостными, а общая атмосфера в музыкальных училищах и консерватории – нездорово конкурентной. Ещё один респондент описал ситуацию так: « Это [консерватория] образовательное учреждение. Их работа – в том, чтобы ты достиг максимум того, что можешь, и гордиться своими достижениями и способностями. Но они сделали буквально всё наоборот […] Они тебя сначала втаптывают в грязь, а потом говорят “Пока!”»[1].
Вспоминая об окончании обучения и необходимости самостоятельно искать пути самореализации, музыканты признают, что испытали сильное психологическое давление, порой – травму и даже серьёзные психологические расстройства. Трудности выхода на профессиональный уровень развеяли иллюзии, например, из-за несоответствия специализации запросам музыкальной индустрии вне закрытого мира консерватории. « Мне это было непонятно во время учёбы, потому что всё, чему нас учили, это – техника исполнения, – говорит один из участников опроса. – Но только после выпускного, когда мне пришлось самостоятельно организовывать концерты как профессиональному артисту, я осознал(а), как важно быть “всё в одном”. И ведь никто мне не сказал: “следи за тем, как ты выглядишь, производи хорошее впечатление, общайся, впечатляй людей”»[1].
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ...
... комплексный подходы [14, с. 23]. В определении понятия «умение» нет единства мнений исследователей. Умением называют и самый элементарный уровень выполнения действий, и мастерство ... вторичности формирования умения по отношению к выработке навыка. Исследователями выделяются первоначальные, первичные или элементарные умения и вторичные, развитые, совершенные или обобщенные умения. Первые являются ...
Участники опроса фокусировались на том, как им удавалось продолжать карьеру в условиях быстро меняющихся запросов и музыкальных предпочтений публики. Они указывали на роль техники исполнения наряду с социальными навыками и психологической устойчивостью. В карьере немалую роль сыграли и надпрофессиональные навыки: умение общаться, в том числе, и на темы о современной музыкальной индустрии, организовывать себя и других – это музыканты отмечают сами. Исследователи особо подчёркивают самообучаемость успешных исполнителей. Несмотря на ограниченное число опрашиваемых и возможное искажение данных (Survivor Bias) из-за изначальной выборки, они считают, что это – новая тенденция среди музыкантов, вышедших из консерваторий. Умение выстроить предвосхищающую запросы стратегию достигается благодаря самообразованию, например, благодаря бесплатным онлайн-курсам. Такая стратегия помогает талантам вернуться в реальный мир с меньшими психологическими потерями и улучшенными навыками адаптации.
Помимо проблем, свойственных сфере музыки, исследователи привлекают критерии из психологии спорта. Отдельно взятая психология спорта предлагает универсальные принципы оценки состояния перед выступлением, – и не только атлетического. Критерии PCDE (Psychological Characteristics for Developing Excellence)[6] применимы как к спортсменам, так и к музыкантам, и включают множество личных качеств: воображение ; умение фокусироваться и не отвлекаться ; умение объективно оценивать выступление, а также ставить посильные цели ; ответственность ; планирование ; организационные навыки ; умение отрабатывать слабые стороны. Успешный спортсмен должен уделять внимание не только количеству тренировок, но и их качеству, а также не упускать возможности расширить круг общения, в том числе и во время подготовки к старту. То же относится и к музыкальным исполнителям: качество репетиций не менее важно, чем их длительность и частота, а время перед началом выступления можно использовать для общения. Им желательно также развивать творческое начало, быть спонтанным и гибким[7]. Примером тому становится умение «искать, создавать и использовать социальную поддержку» [1].
Дополнительный материал к статье в свободном доступе (14K, docx):
https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2017.02374/full#supplementary-material
Основной источник:
1. Pecen, Ellis, David John Collins, and Áine MacNamara. «“It’s Your Problem. Deal with it.” Performers’ Experiences of Psychological Challenges in Music.» Frontiers in psychology 8 (2017): 2374. Doi: 10.3389/fpsyg.2017.02374
Предметно-рефлексивный анализ педагогических умений студентов ...
... -личностной рефлексии, предполагает высокоразвитый уровень рефлексивных способностей и соответствующих умений. Умение осуществлять рефлексивный анализ в процессе занятий должно служить одним ... проведением занятия, его аналитическим разбором, оценкой самим преподавателем проведенного занятия. Умение осуществлять предметно-рефлексивный анализ - высокий показатель профессионально -педагогического ...
Процитированные статьи:
2. Pecen, Ellis, Dave Collins, and Áine MacNamara. «Music of the night: Performance practitioner considerations for enhancement work in music.» Sport, Exercise, and Performance Psychology 5.4 (2016): 377.
3. Kenny, Dianna. The psychology of music performance anxiety. Oxford University Press, 2011.
4. Levitt, Heidi M., et al. «Recommendations for designing and reviewing qualitative research in psychology: Promoting methodological integrity.» Qualitative psychology 4.1 (2017): 2.
5. Smith, Brett, and Kerry R. McGannon. «Developing rigor in qualitative research: Problems and opportunities within sport and exercise psychology.» International review of sport and exercise psychology (2017): 1-21.
6. MacNamara, Áine, Angela Button, and Dave Collins. «The role of psychological characteristics in facilitating the pathway to elite performance part 1: Identifying mental skills and behaviors.» The Sport Psychologist 24.1 (2010): 52-73.
7. Talbot-Honeck, Carole, and Terry Orlick. «The essence of excellence: Mental skills of top classical musicians.» Journal of Excellence 1.1 (1998): 66-81.