Этапы психодиагностического обследования

Т.1.3. Психологическая диагностика, ее задачи и методы

Понятие о психодиагностике и психокоррекции

Психодиагностика – наука о конструировании методов измерения, классификации психических и психофизиологических особенностей человека, а так же об использовании этих методов в целях измерения, оценки и анализа психики человека.

Психокоррекция — совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека. Термин «коррекция» означает «исправление». Психокоррекция — это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса.1. Психокоррекция ориентирована на клинически здоровых людей, имеющих в жизни психологические трудности, проблемы. 2. Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения. 3. Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности

Известны следующие отрасли психодиагностики:
1. Образовательная – которая направлена на оценку успешности усвоения детьми учебного материала, оптимизацию обучения и воспитания.
2. Клиническая – направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей больного, консультативную и психотерапевтическую помощь.
3. Профессиональная – направлена на профориентацию и профотбор учащихся, а также расстановку кадров.
4. Судебная психолого-психиатрическая.

Задачи психодиагностики

  1. измерение определенных качеств, психических процессов: познавательных, эмоциональных, волевых;
  2. определение особенностей психических состояний, под которыми понимается целостные, временные и динамические характеристики психической деятельности ( подъем, уверенность, тоска, печаль, сомнение, угнетенность, подавленность);
  3. определение особенностей психических свойств личности: социальной направленности, характера, темперамента, способностей;
  4. выявление психологической закономерности формулирования личности и профессионально важных качеств;
  5. изучение коллектива, класса, группы;
  6. разработка проблемы психологической подготовки специалистов;
  7. изучение психологии личности и труда специалистов, психологичеких основ его педагогического мастерства и творчества;
  8. психологический анализ взаимодействия и общения учителей и детей;
  9. анализ адаптации к учебно-воспитательному процессу;
  10. обоснование путей демократизации;
  11. определение состояния развитости того или иного качества;
  12. установление изменений, произошедших под влиянием учебно-воспитательных воздействий;
  13. определение перспективы развития того или иного качества;
  14. разделение обследуемых людей на группы, категории для дальнейшей дифференцированной работы;
  15. установление профпригодность человека к исполнению своих служебных обязанностей;
  16. определение соответствия того или иного качества норме с целью проведения коррекционной работы;
  17. выработка рекомендации для индивида или группы;
  18. изучение динамики познавательного, интеллектуального, личностного и межличностного развития личности.
  19. определение одаренности ребенка, его задатков, индивидуальных способностей и склонностей с целью принятия своевременных мер по их развитию;
  20. получение достоверной информации для воспитателей, учителей и родителей.

Принципы

1. Принцип соблюдения тайны (конфиденциальности).

17 стр., 8442 слов

1. теоретические основы изучения особенностей развития и проявления уровня субъективного контроля у военнослужащих и гражданских лиц

... связан с саморегуляцией поведения личности. 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ У ... Особенности профессиональной Я-концепции военнослужащих и гражданских лиц В психологической науке принято сле­дующее определение: «Совокупность психических ... , саморегуляцией, самостоятельностью и зрелостью личности. Люди с низким уровнем субъективного контроля характеризуют ...

Данный принцип предполагает неразглашение результатов без персонального согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психодиагностика.

2. Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум, была валидной и надежной, т. е. давала такие результаты, которым можно вполне доверять.

3.Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается обследованию.

4.Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, т.е. вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами

5. Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются.

10 стр., 4830 слов

Принципы организации и задачи службы медицины

Служба медицины катастроф МЗ РФ (СМК) - неотъемлемая составная часть здравоохранения со сво-им руководством, органами управления, силами, средствами, формами и методами работы, обеспечива-ющими своевременное оказание медико-санитарной помощи населению в ЧС. Она является функцио-нальной подсистемой РСЧС. Медицина катастроф – самостоятельная отрасль медицины, использующая организационные возмож- ...

6. Принцип комплексной диагностики — принцип сочетания различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения валидности диагностического заключения.

7. Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики.

8. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик.

Этапы психодиагностического обследования

1) Подготовительный:
-постановка цели исследования
-формулирование психодиагностической гипотезы (гипотез)
-постановка конкретных задач
-определение объекта и способа организации исследования
-формулирование предварительного определения изучаемого феномена
-создание психодиагностического комплекса, включающего в себя валидные и надежные методики
-выбор психодиагностического пространства
-выбор психодиагностического времени
-проведение пилотажного исследования (в случае необходимости)
-корректировка (в случае необходимости) психодиагностического комплекса
2) Основной или диагностический
-непосредственное проведение психодиагностического обследования
-первичное обобщение психологической информации
3) Заключительный или интерпретационный
-описание и интерпретация полученного материала
-сопоставление результатов с выдвинутой в начале обследования гипотезой
-составление заключения по результатам проведенного обследования

Профессионально-этические аспекты психодиагностики

Профессиональная деятельность практического психодиагноста базируется на ряде социально-этических принципов работы с испытуемым.

1. Принцип соблюдения тайны психодиагностики. Предполагает неразглашение ее результатов без персонального разглашения на это испытуемого. При изучении несовершеннолетних требуется на разглашение полученных результатов согласие родителей, несущих моральную и юридическую ответственность за детей. Исключение составляют научные исследования, но в них не рекомендуется указывать точные имена и фамилии испытуемых.

2. Принцип научной обоснованности психодиагностической методики. Требует того, чтобы была как минимум валидной и надежной, то есть давала достоверные результаты.

12 стр., 5774 слов

Методика исследования интеллекта 2

WAIS     МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА     взрослый вариант I   ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ Со всеми испытуемыми начинайте с 5-го вопроса. Если испытуемый не справился ни с 5-тым, ни с 6 вопросом, предъявите вопросы с 1-4. Если испытуемый не справился с заданиями со 2 по 4, то прекратите тестирование. Но если на какой-либо из вопросов 2, 3 или 4 дан правильный ответ, переходите к ...

3. Принцип ненанесения ущерба. Предполагает, что результаты психодиагностики нельзя использовать во вред испытуемому. Если целью исследования является конкурсный или профессиональный отбор, то результаты должны быть открыты для клиента.

4. Принцип объективности выводов из результатов тестирования. Требует, чтобы они были научно обоснованы, а не определились субъективными установками психодиагноста.

5. Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций. Означает, что такие рекомендации должны быть полезны испытуемому и не вести за собой нежелательных, непредсказуемых последствий.

К людям, занимающихся психодиагностикой предъявляют особые квалификационные требования. В США к практической работе по психодиагностике допускаются лишь лица, имеющие высшее психологическое образование и прошедшие двухгодичную специализацию по психодиагностике при университете. От психодиагнота требуется хорошая теоретическая подготовка, точное знание психодиагностических методик и правил их применения, наличие достаточного опыта практического использования соответствующих методик.

МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Тесты (от англ. test — испытание, проверка, проба) — это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.

По форме тесты делятся на индивидуальные и групповые, устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные.

Индивидуальные тесты — это вид методик, при котором взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Индивидуальное тестирование имеет свои преимущества: возможность наблюдать за испытуемым (его мимикой, непроизвольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что позволяет оценить отношение к обследованию, отметить функциональное состояние испытуемого и др. Индивидуальная диагностика необходима при работе с детьми младенческого и дошкольного возраста.Однако индивидуальные тесты требуют, как правило, больших затрат времени для проведения эксперимента, чем групповые.

Групповые тесты — это вид методик, который позволяет одновременно проводить испытания с большой группой людейПри этом инструкции и процедура проведения детально разработаны, и экспериментатор должен неукоснительно их выполнять. При групповом тестировании особенно строго соблюдается единообразие условий проведения эксперимента. Обработка результатов объективизирована и не требует высокой квалификации.

6 стр., 2630 слов

Тест-опросник 16ЛФ (16 личностных факторов) Р.Кеттела

... путем, выделяя и классифицируя опреде­ленные черты личности. Тест-опросник 16ЛФ (16 личностных факторов) Р.Кеттела Впервые опубликован ... ответами благо­приятное впечатление. Свободно излагайте свое собственное мне­ние. Вопросник Проведение обследования и обработка результатов Методика ... ретестовой через двухнедельный промежуток — 0,36-0,73. Форма А Инструкция В этой брошюре содержатся вопросы, цель ...

Устные и письменные тесты. Эти тесты различаются по форме ответа. Устными чаще всего бывают индивидуальные тесты, письменными — групповые. Устные ответы в одних случаях могут формулироваться испытуемым самостоятельно (открытые ответы), в других — он должен из нескольких предложенных ответов выбрать и назвать тот, который считает правильным (закрытые ответы).

В письменных тестах ответы даются испытуемым или в тестовой тетради, или на специально разработанном бланке ответов. Письменные ответы также могут носить открытый или закрытый характер.

Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты. Эти тесты различаются по способам подачи заданий, которые используются при тестировании. Бланковые тесты представлены в виде отдельных бланков или тетрадей, брошюр, в которых содержатся инструкция по применению, примеры решения, сами задания и графу.] для ответов.

В предметных тестах материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов технических устройств и т.п.Наиболее известные из них — кубики Косса и тест сложения фигур из набора Векслера, тест Выготского — Сахарова. Предметные тесты чаще проводятся индивидуально.

Аппаратурные тесты — это вид методик, требующий применения специальных технических средств или специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Широко известны приборы для исследования показателей времени реакции (рефлексометры), устройства для изучения особенностей восприятия, памяти, мышления.

Компьютерные тесты — это автоматизированный вид тестирования в форме диалога испытуемого и компьютера. Тестовые задания предъявляются на экране дисплея, а ответы испытуемый вводит в память компьютера с клавиатуры; таким образом, протокол сразу создается как набор данных (файл) на магнитном носителе. Стандартные статистические пакеты позволяют очень быстро проводить математико-статистическую обработку полученных результатов по разным направлениям. При желании можно получить информацию в виде графиков, таблиц, диаграмм, профилей.

11 стр., 5361 слов

Полит психология тесты ответы

Политическая психология Безразличие и апатия, неверие масс в преодоление разрыва между своими притязаниями и возможностями их преодоления относятся к : Особая форма — «пассивные настроения»типа безразличия и апатии, когда массы не верят в возмож­ность преодоления разрыва между притязаниями и возможностями их достижения Бихевиористский подход помогает нам оценить: рассмотрение политики как особой ...

Вербальные и невербальные тесты. Эти тесты различаются по характеру стимульного материала. В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме. Составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, мышлению в их опосредованной языковой форме. Они очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей.

Невербальные тесты — это вид методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т.п.).

От испытуемых требуется понимание вербальных инструкций, само же выполнение заданий опирается на перцептивные и моторные функции. Самым известным невербальным тестом являются «Прогрессивные матрицы» Равена. Невербальные тесты уменьшают влияние языковых различий на результат испытания. Они также облегчают процедуру тестирования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления. В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.

По содержанию тесты обычно делятся на следующие виды: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты личности.

Тесты интеллекта. Предназначены для исследования и измерения интеллектуального развития человека. Они являются наиболее распространенными психодиагностическими методиками. Под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным процессам и функциям (мышлению, памяти, вниманию, восприятию).

4 стр., 1608 слов

Психодиагностика (тест с ответами)

... теста, которая устанавливается путем проведения повторного тестирования на той же выборке испытуемых, которая проходила первое тестирование ... его руководством разработан патохарактерологи-ческий диагностический опросник, основные работы: «Психопатия и акцентуации ... . 2. Выберите из предложенных вариантов ответа ( А, Б, В, Г ... конструкта. Б. совокупность методик, позволяющих оценивать и анализировать ...

По форме тесты интеллекта могут быть групповыми и индивидуальными, устными и письменными, бланковыми, предметными и компьютерными. Каждое задание таких тестов имеет правильное решение, и, следовательно, об успешности их выполнения судят по числу правильных или неправильных ответов

Тесты способностей. Это вид методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями в различных областях: математике, технике, литературе, в разнообразных видах художественных деятельностей. Последующий анализ результатов этого вида тестов показал, что в действительности они измеряют не возможности, а непосредственно сами знания, умения, навыки, которыми человек уже владеет к моменту тестирования.

Тесты личности. Эти психодиагностические методики направлены на оценку неинтеллектуальных проявлений испытуемых (например, эмоционально-волевых компонентов психической деятельности — мотивации, интересов, эмоций), а также особенностей поведения индивида в определенных ситуациях, которые согласно теоретическим концепциям психологов соотносятся с интеллектуальными.

Тесты достижений, или тесты объективного контроля успешности (школьной, профессиональной, спортивной), предназначены для оценки степени продвинутости знаний, навыков, умений после прохождения человеком соответствующего обучения, общей и профессиональной подготовки.

Опросники. Это группа психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемою. Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники личности и опросники-анкеты. В отличие от тестов в опросниках не может быть «правильных» и «неправильных» ответов. Они лишь отражают отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его согласия или несогласия.

Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными. По характеру ответов они делятся на опросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые опросники).

В закрытых опросниках заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос. Испытуемый должен выбрать один из них. Наиболее распространенным является двух- или трехальтернативный выбор ответов (например, «да, нет»; «да, нет, затрудняюсь ответить»).

Достоинствами закрытых вопросов являются простота процедуры регистрации и обработки данных, четкая формализация оценивания, что важно при массовом обследовании. Вместе с тем такая форма ответа «огрубляет» информацию. Нередко у испытуемых возникают затруднения, когда необходимо принять категоричное решение.

Открытые опросники предусматривают свободные ответы без каких-либо особых ограничений. Испытуемые дают ответ по своему усмотрению. Стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям. Открытые опросники наряду с достоинствами (получение развернутой информации об испытуемом, проведение качественного анализа ответов) имеют и определенные недостатки: сложность формализации ответов и их оценок, трудности интерпретации результатов, громоздкость процедуры и большие затраты времени.

Форма ответов в личностных опросниках может быть представлена также в виде шкалы измерений. В этом случае предполагается оценка тех или иных утверждений по выраженности в них качества, представленного шкалой в виде отрезка прямой (например, двухполюсная шкала: трудный — легкий, хороший — плохой).

Обычно используются шкалы с тремя, пятью или семью подразделениями, обозначенными на отрезке прямой. Испытуемый должен отметить степень выраженности оцениваемого качества.

По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на опросники: черт личности, типологические, мотивов, интересов, ценностей, установок.

Опросники-анкеты служат для получения информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его личностным особенностям (например, для получения данных об истории его жизни).

Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Ответы могут даваться опрашиваемым в отсутствие экспериментатора (заочный опрос), либо в его присутствии (прямой опрос).

ФСреди опросников-анкет в психодиагностических целях широко используются биографические анкеты, предназначенные для получения информации об истории жизни человека. Чаще всего эти вопросы касаются возраста, состояния здоровья, семейного положения, уровня и характера образования, специальных навыков, продвижения по службе и других относительно объективных показателей. Они помогают собрать информацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей других психодиагностических методик, для создания психологического портрета индивида.

Проективная техника. Это группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д. Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т.п. В этой группе методик ответы на задания также не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые проецируются в его ответах. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести о себе желательное впечатление.

Каждый научный тест проходит проверку на соответствие многочисленным требованиям, основными из которых являются валидность и надёжность. Валидность показывает насколько данная методика позволяет измерять именно те характеристики, которые она измеряет. Данный показатель может быть получен в результате сопоставления результатов, выявленных при помощи нового теста с проверенным тестом, измеряющим те же качества (показатели должны быть сходными).

Другим вариантом оценки валидности является установление соотношения между результатами тестового исследования и проявлением изучаемого явления в реальной жизни.

Надёжность указывает на то, насколько устойчивы результаты, полученные с помощью теста. Надёжность также может определяться различными способами. Например, тест может проводиться двумя разными людьми на одних и тех же испытуемых. Либо тестирование одних и тех же испытуемых осуществляется через некоторое время. Чем устойчивее результаты, тем надёжнее тест. Но при этом следует помнить, что существуют случаи, когда изучаемое тестом психическое явление является нестабильным по своей природе и потому подверженным частым изменениям. В данном случае надёжность проверить невозможно.

Точность методики отражает ее способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Точность психологической методики в определенном смысле можно сравнивать с точностью технических измерительных инструментов. Микрометр, например, более точный инструмент, чем линейка.

Однозначность методики характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценивания которого данная методика применяется.

Правила организации и проведения тестирования

1. Любое сложное тестирование должно проводиться при участии специалиста по психодиагностике или при последующем его участии в качестве консультанта, прошедшего курс специальной подготовки и процедуру аттестации. Стандартизированными, теоретически и психометрически хорошо обоснованными методиками могут пользоваться не только практические психологи, но и грамотные в области психодиагностики менеджеры и другие руководители, социологи, учителя, врачи и т.д. Любой пользователь тестовой методики автоматически должен взять на себя ответственность за соблюдение всех требований профессиональной тайны и этики и стремиться исключить возможность не корректного использования тестов. Неверные выводы и рекомендации по итогам тестирования, неэтичное поведение его организатора способны лишь дискредитировать метод тестирования в глазах и испытуемых, и руководства организации.

2. Человека нельзя подвергать психологическому обследованию обманным путем или против его воли. Недопустимы никакие формы прямого или косвенного принуждения, нарушения прав личности (исключение могут составлять лишь случаи из судебной или психоневрологической практики).

3. Перед проведением тестирования испытуемого необходимо предупредить о том, что в ходе исследования он невольно может сообщить такую информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую сам не осознает.

4. Любой человек, за исключением случаев, оговоренных законом, имеет право знать результаты своего тестирования. Итоговые данные в доступной для понимания форме предоставляет испытуемым тот, кто проводил обследование. Ознакомление с результатами тестирования должно исключать их неправильное толкование или появление у испытуемых каких-либо опасений. При этом тестирующий обязан подчеркнуть, что выводы по тестированию носят вероятностный характер и являются относительно достоверными только при условии правильного проведения теста и полной откровенности испытуемых. Эта вероятность зависит от конкретной тестовой методики и при правильной организации процедуры тестирования колеблется в пределах от 60 до 80%.

5. При тестировании несовершеннолетних (прежде всего учащихся) право знать результаты имеют их родители или заменяющие их лица. Работа с этой категорией исследуемых требует особой внимательности и ответственности при выборе тестовых методик, информировании испытуемых и/или их родителей об итогах тестирования и даче им рекомендаций.

6. Результаты тестирования не должны травмировать исследуемого и/или снижать его самооценку. Поэтому их следует сообщать испытуемому в ободряющей форме, по возможности сопровождая их конструктивными рекомендациями.

7. Испытуемый должен быть информирован о целях тестирования и формах использования его результатов. Так, если целью тестирования является определение уровня психического развития человека при конкурсном отборе или при приеме на работу, то испытуемый имеет право знать не только о цели тестирования, но и о том, кем, где и какое решение может быть принято на его основе.

8. Тестирующий должен обеспечить беспристрастный подход к процедуре и результатам исследования. Общение с испытуемым должно быть доброжелательно-нейтральным, исключающим проявление какой-либо помощи в процессе тестирования, кроме той, которая служит правильному пониманию испытуемым инструкций.

9. Информация о результатах тестирования должна предоставляться только тем, кому она предназначается. Тестирующий обязан обеспечить конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе «личного доверия» или в социометрических тестах. При беседе с испытуемым по результатам тестирования присутствие посторонних лиц должно быть исключено. Никто, кроме самого испытуемого и тестирующего, не имеет права доступа к результатам тестирования, изложенным в письменной форме. Для предотвращения утечки психодиагностической информации или ее неправильного использования должен быть исключен доступ к ней любых лиц, включая обучающий персонал и администрацию учреждения или учебного заведения. Психодиагностическая информация может сообщаться соответствующим лицам только по специальному запросу или в случаях, предусмотренных законодательством о судебно-медицинской экспертизе.

10. Тестирующий обязан хранить профессиональную тайну: не передавать случайным лицам инструктивные материалы, не раскрывать перед потенциальными испытуемыми секрет той или иной психодиагностической методики.

Эти правила должны быть учтены в любом профессиональном тестировании. Конечно, при использовании тестирования в учебных целях: определении уровня усвоения знаний, диагностировании степени коммуникабельности с последующим тренингом делового общения и т.п. – с согласия участников возможно некоторое отступление от вышеизложенных правил, например, публичное подведение итогов и открытое обсуждение путей самосовершенствования и развития студентов или руководителей, повышающих свою квалификацию.