Этапы профессионального пути по Хейвигхерсту

9

3.12 Психологические аспекты профессионального становления личности

Профессиональное развитие и становление нельзя искусственно отделить от жизненного пути человека в целом. Впервые это было убедительно показано в работе Ш. Бюлер, отметившей, что большинство людей проходит через определенные стадии развития в сходные возрастные периоды, причем им соответствуют и стадии профессионального развития. Дальнейшие исследования в этой области позволяют сделать два основных вывода:

  • необходимо рассматривать профессиональное созревание как процесс, длящийся всю жизнь;
  • профессиональный путь человека и его основные этапы неразрывно связаны с возрастным развитием и общим становлением личности.

На сегодняшний день существует несколько периодизаций профессионального пути (профессионального цикла) человека. Профессиональный цикл рассматривается при этом как последовательность периодов или этапов в жизни человека, включающий в себя знакомство с миром профессий и профессиональный выбор, получение образования и профессиональной подготовки, начало самостоятельной работы и накопление опыта, продвижение по служебной лестнице и периоды последующей профессионализации. При анализе периодизаций профессионального развития обращает на себя внимание частичное совпадение выделенных в них этапов с этапами общего возрастного развития, предложенными в классификациях общей и возрастной психологии.

На примере периодизаций профессионального развития мы рассмотрим этапы, через которые проходит человек в своей профессиональной жизни; рассмотрим факторы, влияющие на выбор профессии и подготовку к ней.

Профессиональный цикл начинается в тот момент, когда мы еще очень молоды и часто завершается уже в преклонном возрасте.

Этапы профессионального пути по Д. Сьюперу

Весь профессиональный путь Сьюпер разделил на пять этапов. В первую очередь, автора интересовало выяснение индивидом своих склонностей и способностей и поиск подходящей профессии, актуализирующей профессиональную Я — концепцию.

1. ЭТАП РОСТА (от рождения до 14 лет).

17 стр., 8198 слов

Акмеологические технологии сопровождения личностного и профессионального ...

... этапах его жизненного пути найти это место. Поэтому, огромное значение имеет акмеологическое сопровождение личностного и профессионального развития человека, что определяет актуальность выбранной темы - акмеологические технологии сопровождения личностного и профессионального развития человека. ...

В детстве начинает развиваться Я — концепция. В своих играх дети проигрывают различные роли, затем пробуют себя в разных занятиях, выясняя, что им нравится, и что у них хорошо получается. У них проявляются какие-то интересы, которые могут повлиять на будущую профессиональную карьеру.

2. ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ (от 15 до 24 лет).

Юноши и девушки пытаются разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях и возможностях. Основываясь на результатах такого самоанализа, они прикидывают возможные варианты профессиональной карьеры. К концу этого этапа молодые люди обычно подбирают подходящую профессию и начинают ее осваивать.

3. ЭТАП УПРОЧЕНИЯ КАРЬЕРЫ (от 25 до 44 лет).

Теперь работники стараются занять прочное положение в выбранной ими деятельности. В первые годы своей трудовой жизни они еще могут менять место работы или специальность, но во второй половине этого этапа наблюдается тенденция к сохранению выбранного рода занятий. В трудовой биографии человека эти годы часто оказываются наиболее творческими.

4. ЭТАП СОХРАНЕНИЯ ДОСТИГНУТОГО (от 45 до 64 лет).

Работники стараются сохранить за собой то положение на производстве или службе, которого они добились на предыдущем этапе.

5. ЭТАП СПАДА (после 65 лет).

Физические и умственные силы теперь уже пожилых работников начинают убывать. Характер работы меняется, с тем, чтобы он мог соответствовать снизившимся возможностям человека. В конце концов, трудовая деятельность прекращается.

Этапы профессионального пути по Хейвигхерсту

Приобретение установок и трудовых навыков, которые позволяют людям стать полноценными работниками, являются критериями определения этапов профессионального пути.

1 — ИДЕНТИФИКАЦИЯ С РАБОТНИКОМ (от 5 до 10 лет).

Дети идентифицируются со своими работающими отцами и матерями, и намерение работать в будущем становится частью их Я — концепции.

2 — ПРИОБРЕТЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ (от 10 до 15 лет).

Школьники научаются организовывать свое время и усилия для выполнения различных задач, например, домашних заданий или работы по дому. Они также начинают в определенных обстоятельствах следовать принципу: вначале работа, а потом — игра.

3 — ПРИОБРЕТЕНИЕ КОНКРЕТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (от 15 до 25 лет).

Человек выбирает профессию и начинает себя к ней подготавливать. Он приобретает определенный трудовой опыт, который помогает ему сделать выбор и начать карьеру.

4 — СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА (от 25 до 45 лет).

Взрослые совершенствуют свои профессиональные способности и мастерство в рамках возможностей, предоставляемых работой, и начинают продвигаться вверх по служебной лестнице.

5 — РАБОТА НА БЛАГО ОБЩЕСТВА (от 40 до 70 лет), Работники достигают пика своей профессиональной карьеры. Они начинают задумываться о своей гражданской и социальной ответственности, с которой сопряжен их труд, и тратят свои силы и время для выполнения своих обязательств перед обществом.

6 — РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОДУКТИВНОМ ПЕРИОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (после 70 лет).

2 стр., 793 слов

Рганы чувств ребенка начинают функционировать

... индивида и его отношениями к различным видам деятельности.   11. Общие способности необходимы при реализации профессиональной деятельности: а) юриста, б) врача, в) преподавателя, г) ... а) совокупность нескольких способностей, обуславливающих успешную активность человека в широких диапазонах деятельности и общения, б) уникальные способности, наличие которых позволяет получать результаты, ...

Выйдя в отставку или на пенсию, люди окидывают взглядом пройденный путь и с удовлетворением вспоминают о своих профессиональных достижениях.

В профессиональной деятельности становление личности происходит особенно интенсивно, поскольку она концентрирует на себе основную активность субъекта. Формирование личности здесь представляет собой процесс образования особого типа системных отношений. Е.А. Климовым выделены основные фазы развития профессионала, дающие представление о целостном жизненном пути и о системных отношениях, характеризующих личность. Однако изучение личности профессионала следует начинать задолго до его вступления в особенно профессиональную деятельность, с ранних лет.

Следует отметить большую роль родителей и семейного воспитания. Под влиянием семьи складывается исходная система отношений субъекта к миру профессий и к себе как будущему профессионалу. Большое значение имеют для ребенка так называемые сценарии воспитания. В ряде случаев родители способны оказать негативное воздействие на профессиональную судьбу своих детей, навязав им профессию, которая для них чужда или противопоказана.

Рассмотрим наиболее распространенные родительские планы, негативно сказывающиеся в будущей профессиональной жизни:

  • жесткое половое предпочтение — в случае предварительного настроя на ребенка определенного пола и при появлении ребенка другого пола наблюдается воспитание либо по типу противоположного пола с жестким навязыванием соответствующих интересов и профессий, либо падение интереса к воспитанию и игнорирование явных способностей;
  • стремление продолжить в ребенке собственную линию развития — профессиональное направление, сходное с родительским, зачастую противоположное истинным склонностям и способностям ребенка;
  • стремление к компенсации — ребенок обязан достичь того, что не удалось родителям, зачастую это весьма далекие от соответствующей среды сферы деятельности, подготовить к которым ребенка нет внутренних возможностей;
  • реализация сценария «родители вундеркинда» — ребенка ориентируют на очень высокие достижения в обстановке повышенной ответственности и переутомления;
  • стремление к сохранению родительского приоритета любой ценой – развитие ребенка тормозится, чтобы он не превысил уровня родителей, в том числе и в профессиональном отношении.

Все вышеперечисленные сценарии модели родительского отношения выступают факторами торможения профессионально го развития личности в периоды, предшествующие непосредственной профессиональной ориентации.

Итак, остановимся на основных фазах развития профессионала, выделенных Е.А. Климовым.

ОПТАНТ (фаза оптанта, оптации).

Это период, когда человек обретает озабоченность вопросами выбора профессии или ее вынужденной перемены и делает этот выбор. Точных временных границ этой фазы, как и других, нет, поскольку они задаются условиями жизни, культурой.

Если в роли оптанта оказывается профессионал (частично утративший трудоспособность или оказавшийся без работы и вынужденный переменить профессию), то календарный возраст здесь может быть любым в интервале трудоспособности. Фазе оптации предшествует профессиональная ориентация. Ее возрастные границы определяются социальными факторами (дети из неблагополучных семей, воспитывающиеся в школах-интернатах, относительно рано, уже в подростковом возрасте определяют свое профессиональное будущее, поступая в профессиональные училища; оканчивая кратковременные курсы, приступают к работе на производстве).

22 стр., 10869 слов

Основы становления и развития профессионального сознания будущего психолога

... что именно профессиональное сознание студентов является, с нашей точки зрения тем слиянием интеллектуальных и эмоциональных компонентов, обусловливающими гармоничное развитие профессионалов. В настоящих ... представлениях студента о себе и своей профессиональной судьбе. Неопределенность последней выступает, как материал проективного, задаваемого самой жизнью теста, выполнение которого (т.е. реальное ...

Современные подростки в поисках «красивой» жизни начинают заниматься «коммерцией», считая ее фактором материального благополучия.

АДЕПТ (или фаза адепта), так называемая «заспинная» подготовка, объединяющая все категории стартующих профессионалов. Адепт — это человек, ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее (учащиеся профессиональных училищ, средних и высших учебных заведений, а также обучающиеся через систему краткосрочных форм профессиональной подготовки на производстве — слушатели, курсанты, ученики мастеров-наставников).

В зависимости от типа профессии фаза адепта может быть многолетней или совсем кратковременной (простой инструктаж).

АДАПТАНТ (или фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе).

Молодой специалист адаптируется к нормам коллектива, в который он попадет, входит во многие тонкости работы, привыкает решать творческие задачи.

В процессе адаптации происходит активное включение личности в ту или иную социальную, профессиональную группу, освоение социально-психологических отношений в этой группе.

Следовательно, в профессиональной адаптации можно выделить две взаимосвязанные стороны: профессиональную и социально- психологическую.

Профессиональная адаптация включает в себя овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, умением быстро ориентироваться в различных производственных ситуациях, контролировать и программировать свои действия.

Социально-психологическая адаптация заключается в приспособлении молодого работника к правилам поведения, действующим в конкретной социально-профессиональной группе. Сюда входит ознакомление с целями и задачами коллектива, его традициями, отношениями между руководителями и подчиненными и т.п..

В процессе приспособления к трудовому коллективу можно выделить три стадии:

  • ознакомление с новой ситуацией;
  • стадия приспособления к этой ситуации — работник переориентируется, признает главные элементы новой системы ценностей, но у него сохраняются в качестве равноценных многие прежние установки”
  • стадия ассимиляции — полное приспособление к трудовому коллективу, усвоение его установок.

ИНТЕРНАЛ (или фаза интернала).

Это уже опытный, что называется «наторевший» в своем деле работник, который устойчиво любит свое дело, может самостоятельно справляться с основными профессиональными функциями.

МАСТЕР (или фаза мастерства, которая будет продолжаться и далее, а характеристики основных фаз как бы добавляются к ее характеристикам).

Работник может решать и простые и самые трудные профессиональные задачи. Он выделяется или какими-то специальными качествами, умениями или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он обрел свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, и он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым. Обычно он уже имеет некоторые формальные показатели своей квалификации (разряд, категорию, звание).

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ...

АВТОРИТЕТ (или фаза авторитета).

Она, как и фаза мастерства, суммируется также с последующей. Это мастер своего дела, уже хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране).

В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные формальные показатели квалификации (разряд, категорию, ученую степень и пр.).

Профессиональные задачи он решает за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками.

НАСТАВНИК (фаза наставничества).

Авторитетный мастер своего дела в любой профессии «обрастает» единомышленниками, учениками, последователями, коллеги готовы поучиться, перенять опыт. Кризисные моменты, отмечаемые в периодизациях возрастного развития, частично совпадают с кризисами профессионального развития. Особенно отчетливо это обстоятельство проявляется при анализе нормативных кризисов взрослой жизни. Так, первый нормативный кризис взрослой жизни, падающий на период ранней взрослости, связан с задачей перехода к самостоятельной жизни и независимости от родителей. На этот же период падает и начало самостоятельной профессиональной деятельности, по сути, «кризис рождения профессионала». Он включает в себя целый ряд сложностей: трудность вхождения в жесткий режим, неуверенность в своих возможностях, необходимость доучиваться, а иногда и переучиваться, адаптации к профессиональным взаимоотношениям.

После завершения периода адаптации молодому специалисту требуется некоторое реальное подтверждение его профессиональных достижений в виде прибавки к зарплате, повышения статуса или предложения интересных перспектив. Если этого не происходит после 4-5 лет работы, появляется эмоциональный дискомфорт, неосознанная неудовлетворенность трудом, дальнейшее сохранение ситуации становится залогом более тяжелого протекания следующего нормативного психологического кризиса — кризиса 30-летия, одного из самых острых кризисов нормативного развития. С профессиональной стороны основным его содержанием становится потребность в подведении промежуточных итогов, чувство некоторого застоя и потребность в некоторых ощутимых переменах. Возможны следующие пути разрешения этого кризиса: прекращение профессионального роста; стабилизация на достигнутом уровне; ограничение профессиональных притязаний; упрочение одной из сторон профессиональной деятельности; поиск новых путей развития, выводящих на более высокий профессиональный уровень; деструктивное разрешение-конфликт, смена работы, попытка начать все сначала.

Нормативный кризис середины жизни (40-44 года) в профессиональной деятельности воспринимается как возможность последнего рывка в достижении желаемого профессионального уровня. В целом прохождение кризисов профессионального развития оказывает существенное влияние на весь профессиональный цикл.

11 стр., 5227 слов

Познавательная деятельность человека

... в ходе познавательной деятельности человека: чувственное познание -- процесс возникновения наглядных образов и оперирования ими; рациональное познание -- процесс формирования и развития абстрактных мыслей. Формы ... при их воздействии на органы чувств. Восприятие является результатом сложной психической деятельности, синтезирующей различные ощущения в одно целое (правда, некоторые психологи резонно ...

Подводя итоги, следует отметить, что профессиональное развитие личности представляет собой системное явление, определяемое общими закономерностями психического развития и происходящее в определенных социокультурных условиях. При этом следует говорить об индивидуальном цикле профессионального развития, имеющем свое психологическое содержание.

Н.В.Самоукина подчеркивает, что на всех этапах развития человека как профессионала она действует в условиях двух групп факторов: объективных и субъективных, причем теоретически необходимо, чтобы система объективных профессиональных требований находила соответствие взаимной согласованности с субъективными особенностями и возможностями человека-профессионала.

Объективные факторы — это требования, нормы и ограничения, выдвинутые со стороны профессии к работе и наличие у человека определенных свойств и особенностей (профессиональных знаний, умений, навыков, профессионально значимых качеств).

Субъективные факторы — это имеющиеся у данного работника задатки и способности, личностно-психологические свойства и особенности, его мотивация и уровень притязаний, а также самооценка.

У каждого человека существует также свой, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, который влияет на ее успеваемость или неуспеваемость. Е.А.Климов считает, что под индивидуальным стилем следует понимать всю систему отмеченных признаков деятельности данного человека, обусловленных особенностями его личности: «…индивидуальный стиль есть личностно-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно обращается человек с целью уравновешения своей индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности.

Н.А.Лаврова, анализируя влияние личностных особенностей на успеваемость в профессиональной деятельности в системе «человек» показала в своем исследовании, что требования, выдвинутые авторами, которые определяют успешную профессиональную деятельность, более чем разнообразные. Ею выявлено, что субъект трудовой деятельности как личность характеризуется определенной специфической совокупностью личностных образований, которые содержат: мотивы, установки, иерархическую систему сформированных субъективных отношений, направленность, способы обращения и реагирования, характерологические особенности и другие структуры, которые определяют своеобразность индивидуально-психологических проявлений в профессиональной деятельности.

Вообще можно принять утверждение всех вышеприведенных авторов по данной теме, так как они не противоречат друг другу, а, скорее, дополняют друг друга, содействуя лучшему пониманию факторов, от которых может зависеть успех в профессиональной деятельности.

Таким образом, становится видно, что успех в профессиональной деятельности может быть вызван разными причинами.

Кризисы профессионального становления

Выяснилось, что практически на протяжении всего процесса профессионального становления и развития переход от одной стадии к другой часто может сопровождаться возникновением у человека тех или другой трудностей и противоречий, а нередко и кризисных ситуаций. Важным при этом есть то, что замена одних стадий процесса профессионального становления другими не всегда бывает жестко привязана к определенному возрастному этапу биографического периода. Она отражает психологический возраст профессионально-личностного становления, развития и зрелости человека. Например, один ученик, будучи, скажем, только в пятом или седьмом классе, может под влиянием родителей или в результате взаимодействия с представителями профессии, чтения специальной литературы, самообучение или саморазвития оказаться на второй стадии процесса профессионального становления. Другой же, даже закончив профессиональное учебное заведение, может не удовлетворять психологическим критериям первой стадии.

8 стр., 3779 слов

Развитие и саморазвитие личности студента

... на нее. Развитие человека в этих трех областях происходит одновременно и взаимосвязано. Рассмотрение вопросов о развитии личности, реальных этапах и тенденциях ее становления, условиях ... все уровни образовательной системы. Усложняются требования к уровню сформированности профессиональной личности и профессионального сознания педагогов, к усвоению ими сложной системы антропологических научных ...

Подобные проблемы и кризисы могут, как оказалось, возникать и часто реально возникают не только при переходе от одной стадии процесса профессионального становления к другому, но и внутри отдельных стадий этого процесса. Как показывают наблюдение, анализ опыта организации профессиональной подготовки, в практике учебно-воспитательной работы профессиональных учебных заведений разных типов нередки случаи, когда уже до конца первого, а в особенности часто на втором или третьем (в зависимости от типа учебного заведения) году обучения, у ученика может измениться отношения к процессу овладения профессией. Этот так называемый отрицательный синдром 2-го — 3-го года профподготовки. Они разочаровываются в своем профессиональном выборе, а иногда даже задумываются об изменении учебного учреждения и изменении специальности. При этом существенным образом. Это означает, что дело здесь не в способностях. В психологическом плане в подобных случаях складывается своего рода парадоксальная ситуация: ученик, объективно находясь в стенах профессионального учебного заведения, то есть на второй стадии процесса профессионального становления, субъективно, то есть психологически, снова оказывается на пороге лишь первой стадии этого процесса, а может быть даже лишь на подступах к ней. Говоря иначе, в процессе профессионального становления возможно и обратное, регрессивное движение.

Возможность появления таких ситуаций обратного движения в процессе профессионального становления и развития личности требует к ним особого внимания со стороны педагогов, психологов и самых учеников. Знания индивидуальной динамики и хода процесса профессионального становления и развития каждого конкретного ученика, осознание каждым из них своих собственных личностных особенностей есть непременным психологическим условием своевременного предоставления психологической помощи в преодолении возникающих здесь проблем и затруднений.

Для предоставления такой помощи недостаточно ограничиться лишь внешней стороной этих явлений, которые наблюдаются. Здесь важно знать более глубокие психологические причины, а не только их следствия, и влиять именно на эти причины. В чем же суть этих причин и способов их учета и устранения.

16 стр., 7578 слов

Эмпатия как фактор мотивации в профессиональном становлении личности

... эмпатии на мотивацию в личностном и профессиональном становлении делает эту проблему особенно актуальной. Малоизученным является аспект взаимодействия эмпатии и мотивации личности в процессе ее возникновения и развития, вызывают ...

При объяснении этих ситуаций необходимо аппелировать к интересам учеников, к их роли в процессе профессионального становления. Изменение отношения к процессу профессионализации по избранной специальности, разочарование в ней, появление чувства неудовлетворенности — в этих случаях стараются найти в снижении или угасании интереса к процессу профессионального обучения, к избранной профессии, к самому профессиональному учебному заведению, выбор которых сначала был сделан, казалось бы, целиком самостоятельно и осознанно. Проблема интереса, как и проблема способностей, несомненно относится к числу тех психологических проблем, которые выступают важнейшими для практической педагогики и психологии.

Поиск ответа на этот вопрос часто приводит к выводу о том, что изменение отношений учеников к процессу овладения профессией оказывается связанным с тем, что или получаемая профессия, или процесс овладения ею, или сама реальная жизнь в профессиональном учебном заведении открывается ученикам какими-то новыми сторонами, к восприятию которых и взаимодействия с которыми они не были готовы. В их психологической и практической подготовке к поиску и выбору профессиональной карьеры, овладению профессиональным мастерством, в их мотивационной сфере, на которой базируется вся трудовая и профессиональная направленность личности, имеются серьезные недостатки и дефекты. В результате происходит изменение, переосмысления тех основ, причин, мотивов и целей, ради достижения и удовлетворение которых, ученики выбирали профессию, поступали в профессиональное учебное заведение. Такого рода переосмысления и представляют собой трансформацию смысловых опор и смысловых отношений учеников к процессу профессионализации, которая нередко реально приводят к перестройке всей смысловой сферы личности, и драматически проявляют себя в распаде будущего профессионального «Я», в потере содержания бытия, потере себя.

Каждый год, таким образом, происходит восстановления около 500 видов работы, а если взять нашу нынешнюю действительность, когда за последние годы появилось великое множество новых профессий — брокер, дилер, маклер, коммивояжер, рекламный агент, маркетолог, менеджер, предприниматель и т.п. И все это при сроках профессиональной подготовки от 1-1,5 до 3-5 лет. Поэтому ученик должен быть все время готов к переквалификации, к переподготовке и восстановлению своих профессиональных знаний и умений. Профессиональная подготовка в данное время становится все более и более беспрерывным процессом, постепенно превращается в процесс беспрерывного образования и профессионального развития личности.

В психологическом плане эта объективная противоречивая ситуация выступает для человека как одно из субъективных условий, которые определяют его расположение духа и внутреннее отношение, в которых протекает процесс его профессионализации.

Профессиональное развитие и совершенствование особенно на начальных этапах процесса профессионального становления, может стать причиной дестабилизации отношения учеников к выбору профессии и процессу овладения ею. Последнее проявляет себя в падении интереса, появлению чувство тревоги, в возникновении некоторой неуверенности в возможности выбрать дело, которое могло бы стать смыслом жизни, и которому человек мог бы посвятить себя по возможности более полно. Суть такого рода неуверенности можно выразить словами: «Сколько ни учись, все ровно придется переучиваться. Зачем я в таком случае буду стараться.» Вот почему важно оценить возможности и отношения каждого конкретного ученика к профессиональному обучению и определить направленность его личности на продолжение профессионального совершенствования. Именно их диагностика разрешит говорить о наличии или отсутствии у того или другого ученика смысловых опор личностного роста в процессе поиска и выбора профессиональной карьеры.

7 стр., 3260 слов

Формирование профессиональных компетенций в области организационно ...

... профессиональных задач. В подходах к пониманию профессиональных компетенций, можно выделить два основных направления толкования понятия компетенции: 1. Способность человека действовать в соответствии со стандартами; 2. Характеристики личности, ... система, находящаяся в постоянном взаимодействии с внешней средой, а сам процесс управления включает в себя четыре основных макроэтапа, первым из которых ...

В связи с проблемой психологической готовности человека, который делает профессиональную карьеру, к переподготовке и восстановлению своих профессиональных знаний и умений, и направленности его личности, продолжения профессионального совершенствования и развития, особого внимания заслуживает проблема профессиональной стагнации. Это явление проявляет себя на довольно поздних стадиях профессионализации личности и проявляется в остановке, прекращении профессионального роста и развития.

Интересные данные, в связи с этим явлением, можно найти в работе Л.М.Митиной (1994).

Автор показывает, что учителя с большим стажем работы, нагромоздив достаточную, по их мнению, теоретическую и практическую базу предмета, приемы и средства для достижения поставленной цели, имея большой практический опыт, нередко прекращают свое профессиональное самообразование и самовоспитание. Больше того, довольно часто учителя со стажем в новой информации ищут не столько новизну, сколько подтверждения своему опыту, который, по принципу положительной обратной связи, неизбежно усиливает явление стагнации. Все это еще раз подчеркивает, как важно знать отношение и готовность человека к профессиональному обучению и его продолжению.