Дыхательная терапия при ДЦП

Физическая реабилитация при ДЦП

Одним из важнейших методов лечения ДЦП является физическая реабилитация, которая, как правило, начинается еще в первые годы жизни ребенка, сразу после установления диагноза. При этом применяют комплексы упражнений, направленные на две важные цели – не допустить ослабления и атрофии мышц вследствие недостаточного их использования и избегнуть контрактур

Лечебное плавание

Занятия по плаванию проводятся как для выполнения специальных коррегирующих упражнений, так и для обучения плаванию. К занятиям плаванием детей допускают с разрешения лечащих врачей – педиатра и невропатолога. Они же осуществляют и контроль. Занятия проводит методист ЛФК.

Основными средствами процедуры лечебного плавания являются: умеренные гипоксические нагрузки, массаж под водой, упражнения в воде и закаливающее действие воды.

Водная среда оказывает разнообразное и полезное влияние на организм человека. Раздражение, получаемое контактными рецепторами, поступает в центральную нервную систему и воздействует затем на весь организм. Наблюдается заметное улучшение нервно-мышечной координации, связанное с расслаблением мышц в результате действия разгрузочного фактора и мнимой утраты массы тела. Значительно улучшается пространственная ориентация отдельных частей тела относительно друг друга. Вследствие усиления раздражения расслабляется мышечное напряжение Термический фактор (теплопроводность воды почти в 30 раз выше, чем воздуха) тоже вызывает снижение мышечного напряжения и возбудимости нервной системы. Задачи упражнений выполняемых в воде:

улучшение общего физического состояния (главным образом в результате активизации систем кровообращения и дыхания);

повышение мышечной силы, за счет сопротивления водной среде;

повышение выносливости;

улучшение координации движений (особенно взаимодействие дыхания с движениями рук);

расслабление патологически напряженных мышц в результате изменений в центральной нервной системе (так называемое спастическое напряжение);

облегчение обучения ходьбе в его начальных фазах;

достижение расслабляющего и психотерапевтического эффектов.

Для решения поставленных задач используют упражнения и игровые задания. Упражнения в воде проводятся с целью активизировать ребенка, увеличить двигательные возможности, обучить его новым движениям, выполнение которых затруднено на суше и выработать некоторые двигательные навыки. Упражнения подбирают в соответствии со степенью поражения, имеющимися двигательными навыками и состоянием тонических и установочных рефлексов. Возможен подбор упражнений воздействующих на отдельные мышечные группы и на организм в целом.

10 стр., 4882 слов

Установлено, что использование упражнений на расслабление способствует ...

... со слабой мускулатурой, ему трудно наращивать силу и объем мышц. Чтобы добиться хороших результатов в атлетической гимнастике, астеникам рекомендуется повышать интенсивность нагрузки за ... сопротивления можно разделить на группы: упражнения с внешним сопротивлением, упражнения с противодействием партнера, упражнения с противодействием внешней среде, упражнения из общей гимнастики (подтягивание на ...

В зависимости от степени тяжести заболевания занятия проводятся индивидуально или малыми группами. Занятия лечебным плаванием проводятся 2 – 3 раза в неделю, по 25 – 30 минут нахождения в воде при температуре воды 29 – 30 °С. Перед входом в бассейн проводятся занятия на суше до 15 минут.

 

Лечебная верховая езда (иппотерапия)

В настоящее время все большую популярность у нас в стране и за рубежом приобретает лечебная верховая езда (ЛВЕ) как один из видов физического воспитания детей и подростков с ограниченными воз­можностями здоровья (детским церебральным параличом, сколио­зом).

Лечебный эффект достигается расширением среды обитания ре­бенка-инвалида посредством выезда на природу; преодолением его изоляции и расширением круга общения как с больными, так и здоро­выми сверстниками и взрослыми людьми; биомеханическим воздей­ствием сокращающихся мышц тела лошади на организм ребенка, в плане активизации его метаболических процессов.

Иппотерапию относят к физиотерапевтическим методам лечения, а именно к лечебной физкультуре. По сути своей, иппотерапия является особой формой ЛФК. Но в качестве спортивного снаряда здесь выступает живая лошадь.

Принципиальное отличие ЛВЕ от всех других видов ЛФК заключается в том, что здесь, как нигде более, обеспе­чивается одновременное включение в работу практически всех групп мышц тела всадника. Причем это происходит на рефлекторном уров­не, поскольку, сидя на лошади, двигаясь вместе с нею и на ней, паци­ент в течение всего сеанса инстинктивно старается сохранить рав­новесие, чтобы не упасть с лошади, и тем самым побуждает к активной работе все мышцы своего тела, вырабатывая при этом мощный мы­шечный корсет, эффективно поддерживающий в правильном поло­жении свой скелет..

Иппотерапия способствует активизации познавательных процес­сов. Необходимость постоянной сосредоточенности, максимально воз­можной собранности и самоорганизации при верховой езде, потреб­ность запоминать и планировать последовательность действий, как при езде, так и при уходе за животными активизирует психические процессы, повышает способность к обучению, усвоению новых навы­ков и сведений. Расширяются представления ребенка, как о животных, так и о природе в целом.

Вырабатывается интерес к лечебно-верховой езде (ЛВЕ) и огромное желание самому участвовать в реабилитационных мероприятиях, что является колоссальной движущей силой в вопросе достижения положительного результата.

Основной механизм воздействия иппотерапии на организм больного основан на концепции лечебно-профилактического влияния двух мощных факторов: психогенного и биомеханического.

Под биомеханическим фактором подразумевается влияние колебаний, возникающих и идущих от спины движущейся лошади в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Эти колебания вызывают поочередное напряжение и относительное расслабление почти всех групп мышц, с большим акцентом на мышцы туловища. Это обусловливает частичную (а в некоторых случаях необходимую) нормализацию мышечного тонуса, снижение спастичности, уменьшения объема и амплитуды непроизвольных движений, улучшение координации, что в свою очередь улучшает статиколокомоторные функции.

15 стр., 7282 слов

Психолого-педагогические особенности детей в занятии спортом

... 4. Мотивирование детей к занятиям физической культурой и спортом 4.1 Мотивирование детей к занятиям физической культурой и спортом .1.1 Основные мотивации детей в занятии спортом .1.2 ... состояние здоровья. Переживают о состоянии своего здоровья лишь высокотревожные дети. Каждодневной целью занятий спортом ребенка является удовлетворение потребностей в успешной спортивной деятельности с положительной ...

Рассматривая иппотерапию как особую форму ЛФК, при ее использовании необходимо соблюдать те же принципы, которые характерны для ЛФК, а именно:

  1. Индивидуализация в методике и дозировке нагрузки в зависимости от особенностей заболевания и общего состояния организма.
  2. Регулярность воздействия, так как только регулярные занятия обеспечивают развитие функциональных возможностей организма.
  3. Длительность применения метода, так как восстановление нарушенных функций основных систем организма возможно лишь при условии длительного и упорного повторения занятий.
  4. Постепенное нарастание нагрузки в процессе курса.
  5. Разнообразие и новизна в проведении занятий (10 – 15% упражнений обновляются, а 85 – 90% повторяются для закрепления достигнутых успехов).
  6. Умеренность воздействия, т. е. умеренная, но более продолжительная или дробная нагрузка более оправдана, чем усиленная и концентрированная.
  7. Соблюдение цикличности — чередование более интенсивных нагрузок с относительным отдыхом.
  8. Учет возрастных особенностей.

 

Арт-терапия – это лечение с помощью привлечения ребенка к искусствам. При этом ребенок учится общаться с окружающим миром на уровне экосистемы, используя изобразительные, двигательные и звуковые средства. Он имеет возможность самостоятельно выказывать свои чувства, потребности и мотивацию своего поведения, деятельности и общения, необходимые для полноценного развития и приспособления к окружающей среде.Арт-терапию, как методику коррекции, целесообразно использовать в комплексе функционально-системной медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение арт-терапии повышает познавательную активность детей, содействует сенсорному и двигательному развитию, концентрирует внимание. Кроме того, арт-терапия позволяет осуществлять более эффективное влияние на формирование эмоциональной сферы, побуждает к дальнейшему развитию компенсаторных свойств сохраненных функциональных систем.

 

Дыхательная терапия при ДЦП

При ДЦП на фоне нарушения двигательной функции происходит и нарушение дыхательной функции, что приводит к снижению снабжения кислородом тканей, особенно нервных и мышечных волокон. Практика показывает, что использование дыхательных упражнений способствует не только лечению основного заболевания, но и сопутствующих (ОРЗ, астма, аллергия, хронический бронхит и т.п.).

Можно использовать дыхательные упражнения Стрельниковой, метод волевого регулирования глубины дыхания по Бутейко, дыхательная гимнастика Цигун и йогов.

16 стр., 7530 слов

Тематика практических занятий 2

... Основы психологии семьи и семейного консультирования. – М.: Сфера, 2005. - 224 с. Практическое занятие №3 Особенности современной семьи, ее структура, динамика Вопросы для рассмотрения 1.Современная семья ... всю ее жизнь. – М.: Когито-Центр,  2005. - 344 с. Сатир В. Семейная терапия. Практическое руководство. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2009. - 224 с. Хеллингер Б. Порядки ...

Заниматься дыхательной гимнастикой с ребенком можно, начиная с 2-х лет, меняя с возрастом различные комплексы упражнений. Важно помнить о главной их особенности: терапевтический эффект возможен только через несколько месяцев каждодневных занятий.

 

Лекция №3.

Задачи ЛФК в различные периоды течения заболевания

I. В остром периоде течения болезни все силы направлены на сохранение жизни ребенка, основным средством лечения является медикаментозная терапия.

II. В начальном резидуальном периоде восстановительная терапия оказывается наиболее эффективной. Это объясняется тем, что основы патологии двигательного анализатора закладываются в раннем возрасте. Ведущие задачи ЛФК:

1. Борьба с задержкой тонических рефлексов, парезами и патологией тонуса мышц;

2. Содействие своевременному развитию установочных рефлексов;

3. Способствовать формированию вертикального положения тела ребенка;

4. Обучение ребенка передвижению и ручным манипуляциям;

5. Содействие нормализации функции вестибулярного аппарата.

III. В позднем резидуальном периоде все более усложняется решение задач восстановительного лечения. У всех больных под влиянием опыта формируется и закрепляется патологический двигательный стереотип, перестройка которого затрудняется с каждым годом.

Применение средств ЛФК направлено на решение следующих задач:

1. Нормализация безусловнорефлекторной двигательной деятельности (снятие патологического влияния задержавшегося влияния тонических рефлексов и патологических синергий).

2. Нормализация дыхания.

3. Нормализация произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей.

4. Коррекция и профилактика патологической установки стоп.

5. Формирование навыка правильной осанки, воспитание схемы тела.

6. Улучшение координационной деятельности:

v мелкой моторики кисти;

v статического и динамического равновесия;

v ритмичности движений;

v ориентировки в пространстве.

7. Тренировка опороспособности.

8. Профилактика и коррекция контрактур.

9. Расслабление мышц при наличии гипертонуса и гиперкинезов и др.

 

Основным средством воздействия являются физические упражнения (ФУ), применение которых в большей мере определяет конечный результат лечения. ФУ, применяемые с лечебной целью, включают разные их виды.

Гимнастические упражнениясостоят из специально подобранных сочетаний различных движений, отвечающих решению определенной задачи. Важное значение имеет исходное положение, которое должно служить наиболее эффективному использованию упражнения. Гимнастические упражнения подразделяются на пассивные, упражнения с помощью, рефлекторные и активные.

Пассивные упражнения включают движения с перемещением различных частей тела больного усилиями проводящего занятия. Пассивные движения рекомендуется проводить в медленном темпе, плавно с сохранением заданных направлений и траекторий, что будет способствовать снижению мышечного тонуса спастичных мышц.

Упражнения с помощью – следующая ступень активизации, когда часть намеченного движения выполняется пассивно, а часть – самостоятельно больным. Движения могут выполняться по прямым, косым направлениям, по диагонали, резко или плавно, в целом и на отдельном отрезке, с включением сопротивления на участках движения или с задержкой в определенной позе, на каком-то участке движения.

9 стр., 4076 слов

Гимнастики и упражнения, применяемые в занятиях танцевальной ...

...  Общие правила для упражнений. 1. Начинать движения с конечностей, затем туловище, в конце - движения головой. 2. Начинайте постепенно, не загоняйте себя. Каждое занятие - это удовольствие наполнение ... собой хаотичный набор звуков. «Полет бабочек». Движения — нежные и изящные. Музыка — плавная, лирическая. «Покой». Упражнение проводится без движений, дети стоят и «слушают» свое тело. ...

Рефлекторные упражнения осуществляются при помощи неоднократных раздражений определенных рефлексогенных зон, вызывая в ответ соответствующую двигательную реакцию. В тех случаях, когда рефлекторные движения участвуют или поддерживают патологические рефлексы, они должны быть заторможены, без этого не может осуществляться нормализация движений и поз.

Активные гимнастические упражнения включают специальные, с лечебной целью подобранные различные сочетания движений, выполняемые больным самостоятельно. Обучение правильным движениям и действиям должно быть тесно связано с нормализацией чувствительных компонентов – мышечного чувства, тактильной чувствительности, вестибуломозжечковых реакций и зрительной ориентации, что особенно важно при формировании новых двигательных навыков.

В лечебной гимнастике принята классификация активных ФУ включают несколько их разновидностей.

Упражнение на расслабление мышц способствуют восстановлению нарушений координации движений и нормализации деятельности внутренних органов. При ДЦП они служат для восстановления реципрокных взаимоотношений мышц-антогонистов и для торможения непроизвольных движений.

Упражнения на растягивание способствуют улучшению эластичности тканей, способствуя восстановлению подвижности в суставах. При ДЦП эти упражнения применяют осторожно, особенно при наличии контрактур.

Дыхательные упражнения направлены на восстановление нормального акта дыхания в покое, а также при совмещении с различными движениями и действиями.

Силовые и скоростно-силовые упражнения в статическом напряжении направлены на регуляцию мышечных сокращений, на содействие восстановлению подвижности в суставах, улучшение обменных процессов в мышцах, нарастание мышечной массы. Эта группа упражнений направлена на нормализацию опороспособности и силовой выносливости антигравитационных мышц, для улучшения работоспособности мышц и формирование правильной осанки.

Упражнения на координацию движений применяют при ДЦП для восстановления основ управления движением. Эти упражнения способствуют свободному переключению состояния мышц, восстановлению реципрокных взаимоотношений мышц антогонистов их совместной статической работы для фиксации суставов, нормализации “схемы тела” и движений.

Упражнения в равновесии способствуют улучшению координации движений, воспитанию правильной осанки, выработке многих двигательных навыков, тренировке и нормализации функций вестибулярного анализатора.

Прикладные упражнения включают различные способы передвижения – ползание, ходьбу, лазание, бег, метение, т.е. те естественные движения, которые здоровый ребенок применяет в повседневной жизни.

Для больных передвигающихся с помощью костылей или тростей, необходима тренировка в разных условиях, приближенным к повседневным, чтобы повысить уровень социальной реабилитации.

Строевые упражнения в процессе проведения групповых занятий являются организующим средством для воспитания коллективных действий.

7 стр., 3492 слов

Занятие 13. Тема: Рефлексотерапия. Цель: Освоить методику точечного самомассажа

... внешних объектах (например, фиксировать внимание на движении стрелки часов). Далее переходят на фиксации внимания ... психотерапия групповой тренинг специальная подготовка и спецобучение ЗАНЯТИЕ 15. Тема: Аутогенная тренировка. Аутогенная (буквально-«самородная») ... тонизирующий метод. При спазмах бронхов, сосудов, мышц, повышении артериального давления, перевозбуждении, бессоннице, болях, агрессивности ...

Подвижные игры как средство ЛФК имеют большое значение как эмоциональный способ закрепления двигательных навыков. В программе занятий они должны широко применяются при всех формах заболеваний, с разной степенью тяжести от простых игровых заданий до сложных командных и спортивных игр, проводимых по упрощенным правилам.

 

В лечебной практике применяют следующие формы организации занятий ЛФК.

Индивидуальные занятия, которые имеют два варианта: когда они являются единственной формой занятий и когда они проводятся параллельно с групповыми занятиями.

Индивидуальные занятия как единственная форма обычно назначаются особо тяжелым детям, по каким-либо признакам не способным принимать участие в групповых занятиях (чрезвычайно малая степень подвижности, умственная отсталость, эпилептические припадки).

Как правило, занятия для таких детей должны проводиться не менее двух раз в день или ежедневно. Продолжительность занятий от 25 до 30 минут

Второй вариант индивидуальных занятий, когда они проводятся параллельно с групповыми. При таком сочетанном варианте занятий, может быть в той или иной степени сокращен раздел общеукрепляющих упражнений и оставлены преимущественно специальные упражнения.

Для групповых занятий объединяются дети от 4 до 10 человек, исходя из возрастных данных, степени тяжести и однородности двигательных нарушений. Групповые занятия проводятся по схеме урока состоящего из трех частей. На занятиях используют все виды активных физических упражнений. В сочетании с подвижными играми они способствуют закреплению приобретенных в процессе лечения двигательных образцов, их автоматизации, совершенствованию координации движений, пространственной ориентации. В специальных играх-упражнениях дети совершенствуют ходьбу, прыжки, лазание, развивают зрительно-моторную координацию и прочие способности. В процессе групповых занятий, контактируя друг с другом, дети приобретают уверенность в себе, умение действовать в коллективе.

 

Общие принципы ЛФК в любой стадии заболевания.

1. Обязательное расслабление всех мышц тела, проводимое перед началом пассивной и активной гимнастики.

2. Проведение ЛФК с учетом поэтапного онтогенетического развития моторики здорового ребенка.

3. Все упражнения, направленные на становление того или иного движения, должны чередоваться с упражнениями дыхательной гимнастики, учитывая постоянную хроническую гипоксию детей.

4. Методист должен каждое упражнение сопровождать словами, указывающими ребенку на характер движения. При возможности упражнения следует проводить перед зеркалом. Это необходимо для освоения и закрепления чувства схемы тела и чувства позы, а затем и схемы движения с помощью оптико-моторных и слухо-моторных связей. После каждого курса комплексного лечения нужно дать оценку эффективности проводимой терапии.

4 стр., 1549 слов

Коррекционное занятие детей с задержкой психического развития

... задания рисунок коллективно просматривается и обсуждается Включенность ребенка в процесс занятий Естественность поведения детей. В процессе выполнения коллективных занятий необходимо проследить, какая позиция у каждого участника ... поочередно меняются. Игра 3. «Все наоборот» Психолог предлагает детям разделиться на пары. Каждой паре вручаются карточки, где символически изображены движения. Например, р

5. Твердое выполнение намеченного плана лечения, общего и двигательного режима ребенка.

6. Обучая больного движениям надо руководствоваться принципом последовательности – от простого к сложному, и далее к совершенствованию.

7. В процессе занятий осуществлять подготовку больного к быту и самостоятельным действиям.