Директор иппс

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт педагогики, психологии и социологии

Кафедра социологии

УТВЕРЖДАЮ

_____________/ О.Г. Смолянинова /

«___» ___________ 2009 г.

Учебная программа дисциплины

Дисциплина ОПД.Ф.22.Социальная антропология

Укрупненная группа 30 000- Гуманитарные науки

Специальность «Связи с общественностью»

Программа подготовки специалистов

Институт Педагогики, психологии и социологии

Кафедра социологии

Красноярск

2009

Одобрено на заседании кафедры

Заведующий кафедрой социологии

Немировский В. Г._______________

«_____"__________________2009 г.

Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальностям «Связи с общественностью»

УДК (ББК)

Автор — составитель Т.А. Феньвеш

Социальная антропология: Рабочая программа дисциплины. — Красноярск: РИО СФУ, 2009. (экспресс-издание)

© СФУ, 2009.

1 Цели и задачи изучения социальной антропологии

1.1 Цель преподавания социальной антропологии

Формирование современного научного мировоззрения квалифицированного специалиста с высшим профессиональным образованием необходимо предполагает изучение им дисциплины «Социальная антропология». Это позволяет создать у него целостное представление о взаимодействии личности, культуры и общества. В качестве одного из инновационных подходов, реализованных в настоящей программе, следует отметить современный эвристический подход «от личности — к обществу». Спецификой данного подхода обусловлено значительное место, которое уделено в учебной программе проблемам взаимодействия человека и общества, различиям личности и сущности чело­века, социальным аспектам иррациональной сферы личности, структуре и содержанию социального бессознательного. «Человеческое измерение» современной социальной антропологии ориентирует нас на подробное рассмотрение ряда актуальных экзистенциальных проблем: смысл жизни и значение смерти, созидательноое и деструктивное в поведении человека.

Главная цель программы — способствовать получению будущим специалистом качественного высшего образования, которое выступает необходимым условием дальнейшего развития его личности, а также формированию необходимых для этого пред­ставлений о современном обществе и человеке. Программа курса ориентирует студентов на изучение ряда актуальных социальных вопросов: от проблем глобализации общественных процессов в современном мире и роли в них России, до важнейших смысложизненных вопросов, которые неизбежно встают перед каждым человеком. В процессе изучения настоящего курса студенты освоят различные инновационые подходы к изучению социальных систем, изучат специфику различных методов социального познания.

Целью данного курса является формирование у будущих специалистов стройной системы знаний об организации социальной жизни, развитии взаимодействия лично­сти и общества. Данная цель отвечает необходимости укрепления в сознании студентов уверенности в возможно­сти позитивно-направленной совместной созидательной деятельности людей на основании правильного понимания закономерностей общественного развития. Значительное внимание в настоящем курсе наряду с классическими уделяется инновационным подходам в социологии, адекватно отве­чающим на вызовы современности.

1.2 Задачи изучения дисциплины

К числу важнейших задач изучения настоящей дисциплины относится приобретение студентами важнейших общекультурных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций. Как известно, компетенция, это единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения специалиста, определяемые целью, заданностью ситуации и профессиональным статусом. В процессе обучения социальной антропологии у будущих специалистов формируются соответствующие умения и навыки.

Студент по окончании курса должен

Знать:

понимание природы и значения политических явлений и процессов;

знание закономерностей становления и развития политической сферы;

знание современных тенденций формирования политических институтов; знание закономерностей политической социализации, умение анализировать социально — политические конфликты в системе человек-общество, выстраивать конструктивные стратегии в конфликтных ситуациях.

Уметь

адаптироваться к новым социальным — политически ситуациям;

диалогичность в рамках научно-практического дискурса, умение принимать различные точки зрения как взаимодополнительные;

сознательно, творчески, на основе научных представлений, выстраивать собственные поведенческие траектории в контексте профессионального сообщества, общества в целом;

умение применять приемы и методы анализа социальных — политических систем, решения кон­кретных задач взаимодействия человека и политики;

умение осуществлять литературный поиск, находить необходимую социальную информацию в различных источниках и базах данных;

умение прогнозировать макро- и микроизменения в политической жизни.

Владеть:

навыками самостоятельно приобретать новые знания, используя современные информационные технологии (способность к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию);

владение научными методами познания общества и, частности, политической сферы;

профессиональной личностной ответственностью на основе формирования широкого социального кругозора;

научными методами познания социальных — политических процессов и умение применять их в своей профессиональной деятельности;

умениями и навыками профессионального саморазвития.

1.3 Межпредметная связь

В настоящем курсе реализуется междисциплинарный подход к изучению основных законов и явлений общественной жизни, а также детерминирующих их факторов. Специфика методологии курса заключается в восхождении по уровням организации эволюционирующего материального мира к человеку как биопсихосоциальному существу, затем — к взаимодействиям биосферы и цивилизации. В системе научного знания социальная антропология тесно взаимосвязана с философией, которая выступает методологической основой и наиболее общей системой теоретического знания об обществе. Кроме того, социальная антропология непосредственно «пересекается» с предметными полями целого ряда дисциплин, также изучающих общество, но уже с иных позиций. Среди них: история, антропология, этнография, демография, социальная психология, политология, культурология, экономика. В точках их пересечения возникают новые социально-антрополоигческие теории, что отражает процесс дифференциации и интеграции социологического знания. Таким образом, современная социальная антропология — это сложное междисциплинарное пространство целого блока социологических дисциплин и уровней социологического анализа.

2 Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего

зачетных единиц

(часов)

Семестр

7

Общая трудоемкость дисциплины

140

140

Аудиторные занятия:

56

56

лекции

28

28

семинарские занятия (СЗ)

28

28

промежуточный контроль

Самостоятельная работа:

39

39

изучение теоретического курса (ТО)

28

28

Самостоятельное задание (СЗ)

10

10

Промежуточный контроль

1

1

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

экзамен

экзамен

3. Содержание дисциплины

3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)

п/п

разделы дисциплины

Лекции

(часов)

ПЗ или СЗ

(часов)

Самостоятельная работа (часов)

Блок 1. Предмет и статус социальной антропологии как науки

(6)

(6)

9

Социальная антрополгия в системе гуманитарных наук.

2

2

3

Подходы к изучению человека в социальной антропологии

2

2

3

Социальная антропология как учение о внутреннем духовном мире человека

2

2

3

Модуль 2. Этапы становления социально-антропологического знания.

(6)

(6)

10

Смысложизненная проблематика в античной и средневековой философии.

2

2

3,3

Гуманистические идеи эпохи Возрождения и Нового времени.

2

2

3,3

Русский антропокосмизм.

2

2

3,3

Модуль 3. Человек в контексте культуры

(6)

(6)

10

Основные подходы к пониманию культуры в современном гуманитарном знании.

2

2

3,3

Структура и функции культуры

2

2

3,3

Основные черты традиционной и

современной культуры.

2

2

3,3

Модуль 4. Социология жизни человека

(10)

(10)

10

Смерть как социальный феномен

2

2

2

Социальная сущность власти

2

2

2

Труд как основной феномен общественного бытия человека

2

2

2

Игра как социально-деятельностный феномен

2

2

2

Риск и его социальный смысл

2

2

2

3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса

Таблица 3.2.1

Содержание разделов и тем лекционного курса

Объем в (часах)

Ауд.

Сам.

  1. Социальная антропология в системе гуманитарных наук. Предмет, и методы. Междисциплинарность социально-антропологического знания.

2

3

  1. Подходы к изучению человека в социальной антропологии.

Религиозный, философский и естественно — научный дискурсы о человеке. Объективация и субъективация продуктов духовной деятельности человека.

2

3

  1. Социальная антропология как учение о внутреннем духовном мире человека. Идея множественности бытия человека. Смысл жизни и пути его обретения. Свобода как форма бытия человека.

2

3

  1. Смысложизненная проблематика в античной и средневековой философии. Единство телесного и духовного. Бог и человек. Вера и знание.

2

3,3

  1. Гуманистические идеи эпохи Возрождения и Нового времени. Человек как активный субъект общественных отношений. Социальный титанизм.

2

3,3

  1. Философия русского антропокосмизма. Идея всеединства. Человек как космическое существо. Теории Вернадского, Чижевского, Циолковского.

2

3,3

  1. Основные подходы к пониманию культуры в современном гуманитарном знании. Идеи эволюционизма и диффузионизма. Американская этнопсихологическая школа.

2

3,3

  1. Структура и функции культуры. Материальная и духовная культура. Вещи и символы. Техника и технологии.

2

3,3

  1. Основные черты традиционной и современной культуры. Основы выделения типов культуры — формы мышления. Традиция и новация. Ритуал в традиционной и современной культуре. Антропологическая экспертиза.

2

3,3

  1. Смерть как социальный феномен. Образы смерти в различных культурах. Человеческое существование как единство процессов жизни и умирания. Факт конечности человеческой жизни. Индивидуализм и социальная эволюция смерти. Проблема бессмертия в контексте общественной жизни. Страх смерти как биологическое и социальное явление и пути его преодоления. Смерть человека и перспективы гибели человечества.

2

2

  1. Естественные основы неравенства и власти. Потестарное поведение и доминирование. Причины социального неравенства: собственность, информация, статус, престиж, авторитет. Проблема эгалитаризма в современном обществе. Объективное и субъективное понимание природы власти. Концепции власти; Н. Маккиавелли, М. Вебер, В. Парето, П. Сорокин, М. Фуко, Т. Парсонс, Н. Луман, П. Бурдье. Формы проявления власти в современном обществе

2

2

  1. Труд как естественное условие существования человека. Всеобщность труда как специфического процесса человеческой деятельности. Эволюция труда. Структура труда как социального процесса. Содержание, характер и условия труда. Функции человека в процессе труда. Опредмечивание и распредмечивание в процессе труда. Профессиональная культура современности. Реконструкция пирамиды профессий в современном российском обществе.

2

2

  1. Игра как константа социального бытия человека. Основные функции игры: воспитательная, терапевтическая, компенсаторная, эстетическая. Теории игры как социального феномена: Й. Хейзинга, Э. Финк, Р. Каюйа, С. Смирнов. Роль игры в современном обществе. Спорт как социальное явление. Игровые жизненные стратегии как предпочтительные в современном мире.

2

2

  1. Риск как вид деятельности. Виды рисков: антропогенные, техногенные, экономические, трудовые, природные. Факторы, влияющие на возрастание рисков: социогенные, природные. Аномия. Теория рисков У. Бека. Общество безопасности.

2

2

3.3 Практические занятия

п/п

№ раздела

дисциплины

Наименование практических занятий

Объем в часах

1

Модуль 1.

Тема 1.1

Социальная антропология как наука, ее предмет, методы и взаимосвязь со смежными дисциплинами.

2

2

Тема 1.2

Многообразие подходов к изучению человека. Религиозный, философский и естественно — научный дискурсы о человеке. Объективация продуктов духовной деятельности человека.

2

3

Тема 1.3

Идея множественности бытия человека. Индивидуализация и социализация. Рефлексивность человеческого сознания как родовая особенность человека. Свобода и необходимость.

2

5

Модуль 2.

Тема 2.1

Античный человек — общественное животное. Человек средневековья — свобода и предопределение.

2

6

Тема 2.2

Гуманистические идеи эпохи возрождения и Нового времени. Активная роль субъекта познания и бытия в философии — фаустовский человек.

2

7

Тема 2.3

Философия всеединства. Русский антропокосмизм. Эволюция человека в свете идей В.И. Вернадского.

2

10

Модуль 3.

Тема 3.1

. Культура как важнейший компонент общества как системы. Основные подходы к пониманию культуры. Эволюционизм. Диффузионизм. Этнопсихологическая школа. Культура и цивилизация.

2

11

Тема 3.2

Культура как форма организации человеческого опыта. Уровни культуры. Понятие денотата. Понятия ценности и нормы. Семиотический статус вещи.

2

12

Тема 3.3

Современная культура — традиция и новация. Понятие катастрофизма. Знаки беды. Антропологическая экспертиза.

2

27

Модуль 4.

Тема 4.1

Смерть как социальный феномен. Социальная эволюция смети. Образы смерти в различных культурах. Страх смерти и попытки его преодоления.

2

28

Тема 4.2

Социальная природа власти. Формы проявления власти в современном обществе.

2

29

Тема 4.3

Труд как естественное условие коллективного существования человека. Опредмечивание и распредмечивание в процессе труда. Общественная эволюция труда. Пирамида профессий.

2

30

Тема 4.4

Игра как социально-деятельностный феномен. Основные социальные функции игры. Типологии игры. Спорт как вид агональной деятельности в современном обществе.

2

31

Тема 4.5

Риск как вид деятельности в современном обществе. Виды рисков. Факторы рисков. Аномия. Общество безопасности У. Бека.

2

3.4 Самостоятельная работа

Часы на самостоятельную работу отводятся по лекционному блоку для повторения и углубления понимания теоретического материала (70 часов — 1,95 з.е.), по семинарским занятиям на выполнение домашних заданий (150 часов — 4,15 з. е).

Задания на самостоятельную работу студенты получают у преподавателя. Сдача заданий по семинарским работам производится в соответствии с графиком текущего контроля.

Занятие 1. Самостоятельное изучение теоретического материала по теме семинара, подготовка устного доклада.

Занятие 2. Самостоятельное изучение теоретического материала по теме семинара, подготовка устного доклада.

Занятие 3. Самостоятельное изучение теоретического материала по теме семинара, коллективная дискуссия.

Занятие 4. Самостоятельный поиск новой информации по заданной теме.

Занятие 5. Самостоятельный поиск новой информации по заданной теме, написание эссе.

Занятие 6. Самостоятельное изучение теоретического материала, подготовка устного доклада.

Занятие 7. Самостоятельный поиск новой информации по заданной теме, самостоятельное изучение теоретического материала, подготовка устного доклада.

Занятие 8. Самостоятельное изучение теоретического материала. Подготовка устного доклада, написание эссе.

Занятие 9. Самостоятельное изучение теоретического материала, подготовка устного доклада.

Занятие 10. Самостоятельное изучение теоретического материала по теме занятия. Коллективная дискуссия по теме, с целью более углубленного понимания темы и уточнения изучаемых понятий.

Занятие 11. Самостоятельное изучение теоретического материала по теме занятия. Подготовка устного доклада с целью уточнения понятий.

Занятие 12. Самостоятельный поиск новой информации по заданной теме, экспертиза социальной ситуации

Занятие 13. Написание эссе с целью формирования навыков самостоятельной работы с изучаемым материалом.

Занятие 14. Самостоятельное изучение теоретического материала, подготовка устного доклада.

4 Учебно-методические материалы по дисциплине

4.1 Основная и дополнительная литература, информационные ресурсы Список литературы

Основная

  1. Минюшев. Социальная антропология/Учебное пособие/Минющев. — М., 2009
  2. Немировский, В.Г. Социология: классические и постнеклассические подходы к анализу социальной реальности: учеб. пособие. Гриф УМО / В. Г. Немировский, Д. Д. Невирко, С. В. Гришаев. — М.: Изд-во РГГУ, 2003. — 555 с.
  3. Немировский, В. Г. Социология личности. Теория и опыт исследования / В. Г. Немировский. — Красноярск, 1989. — 183 с.
  4. Немировский, В. Г. Социология человека: от классических к постнеклассическим подходам / В. Г. Немировский, Д. Д. Невирко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 304 с.
  5. Павлов, А. П. Личность и социальный порядок / А. П. Павлов. — Красноярск, 2005.
  6. Стариков, П. А. Современные технологии организации творческого процесса: учебное пособие / П. А. Стариков. — Красноярск: РИО КрасГУ, 2005.
  7. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии/В.В. Шаронов. — СПб., 1997.

Дополнительная

  1. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество/П.А. Сорокин. — М., 1997
  2. Тейяр де Шарден. Феномен человека/Де Шарден Тейяр. — СПб., 1997.
  3. Франк С.Л. Реальность и человек/С.Л. Франк. — СПб., 1997.
  4. Франкл В. Человек в поисках смысла/В. Франкл. — М. 1990.

4.2 Контрольно-измерительные материалы

Вопросы к итоговому экзамену.

  1. Смысложизненная проблематика в античной культуре.
  2. Средневековая теология о человеке. Августин и Пелагий.
  3. Гуманистические идеи Возрождения.
  4. Антропологический материализм Л.Фейербаха.
  5. Проблема самосознания (рефлексии) в учении Гегеля.
  6. Активность человека в социально-философской концепции К. Маркса.
  7. Антропологические мотивы в русской антропологической мысли.
  8. Антропологизм как ведущее содержание культуры ХХ века.
  9. Человек как био-социо-культурная система.
  10. Проблема происхождения человека в философии и науке.
  11. Феномен культуры. Культура как небиологическая форма адаптации.
  12. Проблема индивидуализации как содержания процесса антропогенеза.
  13. Представление о рефлексии как родовой особенности человека.
  14. Возникновение рефлексивного сознания и его основные виды и формы.
  15. Определение свободы в социальной антропологии. Свобода и необходимость. Свобода и произвол.
  16. Интерпретация диалектики свободы и необходимости в философско-антропологических концепциях Н. Бердяева, Э. Фромма, М. Хайдеггера, А. Камю.
  17. Проблема реализации свободы в различных видах человеческой деятельности: экономической, политической, духовной.
  18. Свобода в условиях современного реформирования России.
  19. Игра и ее антропологическое содержание.
  20. Творчество как проявление свободы.
  21. Риск и его антропологический смысл.
  22. Риск и успех.
  23. Смысл жизни как интегративное выражение свободы человека.
  24. Смерть как социальный феномен.
  25. Власть в социально — антропологическом дискурсе.
  26. Проблема смысла жизни в различных философских и антропологических концепциях.
  27. Смысл жизни человека как проблема овладения им конкретной жизненной ситуации.
  28. Характеристика социально-исторических условий бытия как детерминант поиска и обретения человеком смысла его жизни.
  29. Проблема соотношения объективного и субъективного в творческой деятельности современного человека.
  30. Проблема объективного и субъективного в традиционной культуре.
  31. Идеальные духовные модели и их воплощение в процессе предметно-практической деятельности человека.
  32. Понятие антропологической экспертизы. Ее функции в современном обществе.

ГРАФИК учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Социальная антропология»

Специальность 30 602.65 «Связи с общественностью» ИППС, 4 курса на 7 семестр

№ п/п

Наименование дисциплины

Се-местр

Число часов аудиторных занятий

Форма контро-ля

Часов на самостоятельную работу

Недели учебного процесса семестра

Всего

По видам

Всего

По видам

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Социальная антропология

7

56

Лекции — 28

39

ТО — 28

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

Практические -28

экзамен

СЗ — 10

СЗ

СЗ

СЗ

СЗ

СЗ

СЗ

СЗ

СЗ

СЗ

СЗ

СЗ

СЗ

СЗ

СЗ

ПК -1

ПК

Условные обозначения: ТО — изучение теоретического курса; СЗ — самостоятельное задание; КН — контрольная неделя (аттестационная неделя); ВК — входной контроль (тестирование), ПК — промежуточный контроль (тестирование).

Заведующий кафедрой социологии: В.Г. Немировский

Директор ИППС: О.Г. Смолянинова

«_____"_______________2009 г.