Показатели социально опасного положения семьи

1.Социально-экономические:

· длительная безработица одного (обоих родителей), нежелание работать, частая смена мест трудоустройства;

· длительный статус малообеспеченной семьи и низкий материальный достаток;

· расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению;

· отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.;

· необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д.;

· задолженность (длительная, более 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам;

· частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.

2.Медико-санитарные:

· антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами;

· отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления;

· алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер;

· неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм;

· несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка, отсутствие активности родителей, когда речь идет о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи;

· противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.

3.Социально-демографические:

· родители имеют статус лиц без определенного места жительства;

· устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка);

· выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей;

· родители или один из них посещает деструктивную секту;

· родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.

4. Психолого-педагогические:

· полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку;

· непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации;

4 стр., 1708 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

... выявление проблемы, также просвещение педагогов, родителей, детей в СОП. Сюда входят мероприятия, ... темы серости, конечности жизни, "все плохо", отсутствие цветности в описаниях или рисунках и пр.); ... семьи. 2. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ 2.1 ... тест"; • "Интеллектуальную шкалу Векслера для детей" (прояснение интеллектуального статуса и его особенностей); • тест " ...

· систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия;

· насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами;

· устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций;

· повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.

5. Криминальные:

· постановка родителей на учет в органах внутренних дел;

· нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов;

· аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.), вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми);

· проявления жестокости в семье (к жене, мужу, детям, престарелым родителям), вне семьи;

· наличие судимых членов семьи;

· попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи;

· оставление ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома;

· вследствие безнадзорности или беспризорности систематические пропуски занятий в учреждении образования ребенком без уважительных причин, посещение деструктивной секты, криминальной группировки, наличие у ребенка алкогольной или наркотической зависимости, постановка его на учет в наркологическом диспансере, уходы ребенка из семьи, попрошайничество, бродяжничество, совершение правонарушений и преступлений, совершение ребенком суицидальных попыток.

3. Оценка позитивной динамики ситуации в семье может включать следующие показатели:

— уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);

— родители проявляют заботу о детях;

— дети посещают образовательное учреждение;

— уменьшилось (прекратилось) потребление родителями алкогольных напитков;

— восстановлены связи семьи с детскими лечебными заведениями;

— семья поддерживает контакт с образовательным учреждением, центром социальной помощи и т.д.;

— в социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;

— семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.

4. Матрица определения обобщенного показателя социального неблагополучия семьи

 

№ п/п Показатели семьи Баллы  
1 Состав семьи
1.1. Мать, отец, бабушка, дедушка
1.2. Только мать и отец
1.3. Мать и отчим, отец и мачеха
1.4. Одна мать, один отец
1.5. Нет родителей; живет с бабушкой, дедушкой, другими родственниками
2 Условия проживания семьи
2.1. Благоустроенная отдельная квартира (дом)
2.2. Квартира (дом) с родителями супруга(и)
2.3. Более одной комнаты в коммунальной квартире (доме) с удобствами
2.4. Комната в коммунальной квартире (доме), общежитии с удобствами
2.5. Комната в общежитии (доме), в бараке без удобств
3 Доход семьи
3.1. Могут практически ни в чем себе не отказывать
3.2. Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит, или в займы. На время откладывают покупку
3.3. На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности
3.4. Живут «от зарплаты до зарплаты»
3.5. Денег не хватает. Уровень дохода на одного человека ниже прожиточного минимума
4 Социальное самочувствие семьи
4.1. Социально адаптированная семья (члены семьи чувствуют себя комфортно)
4.2. Проблемы иногда бывают, но семья, чувствует себя в основном хорошо
4.3. Проблемы возникают часто, семья чувствует себя удовлетворительно
4.4. У семьи есть проблемы, например, семья в состоянии развода. Чувствует себя скорее плохо, чем хорошо
4.5. Очень плохое социальное самочувствие семьи, множество проблем
5 Здоровье членов семьи
5.1. Все члены семьи здоровы физически и психически
5.2. Инвалидность или тяжелое заболевание одного из членов семьи с сохранением трудоспособности
5.3. Инвалидность одного из братьев или сестер
5.4. Инвалидность одного из родителей без сохранения трудоспособности
5.5. Психическое заболевание одного или обоих членов семьи; алкоголизм, наркомания, шизофрения и прочее
6 Стили отношений в семье
6.1. Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократия отношений, атмосфера доверия
6.2. Слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость
6.3. Первичная ориентация родителей на собственную личную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям
6.4. Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни
6.5. Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям
7 Социальное здоровье семьи
7.1. Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательности, любви
7.2. Социально здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности: живут «по привычке»
7.3. В семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к выпивке
7.4. Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство
7.5. Состоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение
8 Ценность детей в семье
8.1. Дети равнозначная ценность наряду с супружеством
8.2. Дети — главная ценность в семье
8.3. Наличие детей – способ сохранения супружеских отношений
8.4. Дети — элемент социального статуса — «как у всех»
8.5. Дети — обуза, доставляют много дополнительных забот и беспокойства
9 Отношения семьи с образовательными учреждениями (детский сад, школа, клуб)
9.1. Высокая включенность в жизнь общеобразовательного учреждения, посильная помощь учреждению, высокая информированность о делах ребенка
9.2. Обращение к воспитателям или педагогам за советами по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях
9.3. Интерес к общественной жизни ребенка односторонний: только у матери
9.4. Критика педагогических методов общеобразовательного учреждения, уклонение от посещений родительских собраний
9.5 Отсутствие интереса к делам ребенка, сознательное ограничение посещений ребенком общеобразовательных учреждений (в целях эксплуатации труда ребенка или по другим причинам)
  Итого баллов  

В матрице определения обобщенного показателя социального неблагополучия семьи необходимо выбрать один из пяти вариантов ответов на 9

категорий оценки сильных и слабых сторон семьи, в соответствии с уровнем выраженности проблемы. Затем, сложить отмеченные 9 цифр для получения обобщенного показателя уровня неблагополучия семьи, который может варьироваться от 9 до 45.

— ниже 25 — характеризует семью группы повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск отнесения семьи к категории кризисной (социально опасной));

— от 26 до 36 характеризует семью скорее как неблагополучную, или семью в зоне социального риска;

— более 37 баллов характеризует благополучные семьи — чем больше баллов, тем устойчивее благополучие.

 

5. Примерная структура индивидуальной карты семьи, находящейся в

Социально опасном положении

· решение КДН и ЗП «О выявлении и постановке на учет, проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним/семьёй, находящимися в СОП» (копия);

· приказ о постановке на учёт;

· первичный акт обследования социально-бытовых условий проживания;

· ИППСУ (копия);

· договор о предоставлении социальных услуг (копия);

· социальный паспорт семьи;

· комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы, включающий информацию о проблемах семьи, перечень намеченных мероприятий, срок их реализации, ответственных исполнителей, утверждённый на заседании КДН (копия);

· сведения о выполнении уполномоченными структурами (другими ведомствами, организациями, учреждениями) мероприятий межведомственного плана индивидуальной профилактической работы;

· план социально-реабилитационной работы с семьёй (отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних, утверждённый директором КЦСОН/заведующим отделением);

· отчёты специалистов о проделанной плановой работе;

· акты контрольных обследований;

· обобщённый анализ достигнутых показателей (основание для последующей корректировки плана или перевода семьи из одной учётной категории в другую);

· решение заседания КДН о снятии семьи с учёта/переводе на профилактический учёт (копия).

 

Социальный паспорт семьи, находящейся в социально опасном положении

__________________________________________________________________

(наименование учреждения социального обслуживания)

 

I.Общие сведения о семье

_____________

(фамилия, имя, отчество родителей или законных представителей несовершеннолетнего)

_____________

 

Фактический адрес постоянного или временного проживания (подчеркнуть), телефон: ______________

_____________

 

Юридический адрес

(прописка по паспорту)_____

_____________

_____________

Состав семьи (количество членов семьи, проживающих на одной жилплощади):

 

№ п/п Степень родства по отношению к несовершеннолетнему ФИО Год рождения Место работы (учебы), должность
         
         
         
         
         

 

Форма и длительность брачных отношений родителей:

брак зарегистрирован (живут отдельно), гражданский брак, в разводе (живут вместе), в разводе (живут раздельно), в предразводной ситуации (нужное подчеркнуть)

состоят в браке: с_______________________________________________

оформлен развод с ______________________________________________

 

Оформлено опекунство: да, нет в процессе оформления (нужное подчеркнуть)

¨ Дата оформления опекунства: « __ » _________ 20_ г.

II. Анализ социально-бытовых условий проживания:

¨ Жилищные условия: ________________________________________________________

¨ Кол-во комнат __________________, кв. м. _____________________________________

¨ Ребенок имеет: (нужное подчеркнуть) а) отдельную комнату; б) отдельную комнату с братом (сестрой); в) отдельную комнату с _____________ ; г) свой уголок в общей комнате;

д) не имеет.

¨ Наличие игрушек, книг, канцтоваров, компьютера (нужное подчеркнуть).

¨ Состояние жилья: (нужное подчеркнуть) а) удовлетворительные, хорошие; б) требует текущего ремонта; в) требует капитального ремонта; г) другое _____________
__________

¨ Санитарное состояние жилья: а) поддерживается порядок, б) не поддерживается порядок, в) антисанитарное состояние (нужное подчеркнуть)

Наличие вредных привычек у членов семьи________

(перечислите, если таковые имеются)

_____________

_____________

Социальное окружение семьи: __________________________________________________

_____________

_____________

 

Материальная обеспеченность семьи:

¨ Хозяйственно-бытовые принадлежности: а) самые необходимые, б) в достаточном количестве, в) в недостаточном кол-ве, г) другое ________________________________

_____________

__________________________________________________________ (нужное подчеркнуть)

¨ Какими льготами пользуется семья_____

(перечислите, если таковые имеются)

_____________

¨ Доход семьи: а) заработная плата, б) пособия (детское, по инвалидности, по

безработице), в) алименты, г) пенсия по потере кормильца, д) другое __________________

_____________

В настоящее время семья нуждается (нужное подчеркнуть):

медицинской помощи;

социально-педагогической помощи;

социально-психологической помощи;

социально-правовой помощи;

материальной;

другой________

 

III. Особенности семейного воспитания:

· психологический климат семьи:

благоприятный, неблагоприятный (нужное подчеркнуть), причины неблагоприятного климата____

___________
___________

нужное подчеркнуть:

· стиль семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный, неустойчивый

· нарушения семейного воспитания: гипопротекция, эмоциональное отвержение, жёсткое обращение, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция

· уровень психолого-педагогической культуры родителей______________________

· взаимосвязь родителей с учебно-воспитательными учреждениями: поддерживают

тесную связь, поддерживают контакты эпизодически, родители избегают контактов, противодействуют воспитанию, другое_____

___________

 

С кем из взрослых больше всего ребёнок общается в свободное время ______________

___________

 

Дополнительные занятия вне дома (нужное подчеркнуть): учреждения дополнительного образования, занятия спортом, посещение музыкальной школы, библиотеки, художественной школы, другое________________________________________

Имеют ли дети конкретные трудовые обязанности в семье? Какие?_____

 

VI. Социальные контакты семьи:

Заключение

Социальный диагноз:___________________________________________________________

______________________________________________________

Дата постановки семьи на учёт (патронатного обслуживания)______________________________

Длительность обслуживания____________________________

Специалисты (дата, подпись): ___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

Ответственный за заполнение паспорта: ___________________________________________

_____________

(специалист, дата, подпись)

 

М.П. Директор учреждения ____________________________________

 

Дата « __ » ___________________ г.