Что изучает социальная педагогика?

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ, ЕЕ ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ

В 1991 году в России официально введен институт социальных педагогов. Стала активно развиваться социальная педагогика как наука.

Социальная педагогика как область науки делает свои первые шаги, но ее истоки можно найти в трудах многих педагогов, психологов.

В истории педагогической мысли идеи социальной педагогики нашли свое отражение в трудах и практической деятельности многих классиков педагогики (ИГ. Песталоцци, Р. Оуэна, Г. Спенсера, П. Наторпа и др.).

Впервые понятие «социальная педагогика» было использовано А. Дистервегом в работе Руководство для немецких учителей» (1850 г.).

Немецкий педагог и философ П. Наторп в 1899 г. опубликовал книгу «Социальная педагогика», в которой попытался определить сущность социальной педагогики и ее основные категории.

В нашей стране социальная педагогика активно развивалась в 20-е годы на основе разработки идеи связи школы с жизнью и социальной средой. Примером воплощения идеи стала теоретическая и практическая деятельность С.Т. Шацкого.

Особенно активно социальная педагогика развивается в последние десятилетия. В этом развитии можно обозначить три этапа.

Первый — 60-е годы. Это период эмпирического поиска, появления в социально-педагогической практике категорий работников, специально ориентированных на организацию воспитательной работы в социуме (организаторы внеклассной и внешкольной работы школы, работники внешкольных учреждений, педагоги-организаторы и воспитатели, работающие в учреждениях других ведомств).

Этот этап можно назвать организационно-эмпирическим.

Второй этап — 70—80-е годы, когда общественная потребность, достижения передового опыта социально-педагогической работы вывели проблему на качественно новый уровень. Активное развитие получили разнообразные комплексы: социально-педагогические, культурно-спортивные, сельские школы-комплексы и др. В педагогической науке этот период характеризовался усилением внимания исследователей к проблемам социальной педагогики, попыткой осмыслить и рассмотреть идеи педагогики среды, проблемы и противоречия ее развития в новой социально-экономической ситуации.

На третьем этапе, к концу 80-х годов, в стране созрели все предпосылки для перехода от отдельных адресов передового опыта социальной педагогики к государственному уровню решения проблемы, к созданию системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой их кадрового обеспечения. В научном плане социальную педагогику активно разрабатывают И.Н.Андреева, С.А.Беличева, В.Г. Бочарова, Ю.В.Васильева, Б.3. Вульфов, М.А. Галагузова, С.И. Григорьев, Л.Д.Демина, В.И.Загвязинский, И.А. Зимняя, С.Д.Маврин, И.А. Маврина, А.В. Мудрик, Л.Я.Олиференко, В.Д. Семенов, В.С. Торохтий, Г.Н.Филонов и др.

10 стр., 4714 слов

Социальная работа как профессиональный вид деятельности

... социальных институтов общества, выработка отдельной модели социального поведения этих объектов; 3.Предупредительно-профилактическая (или социально-терапевтическая) - приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических, социально ... и местного самоуправления. Основные направления (виды) социальной работы. ✓ социальный диагноз; ✓ социальная терапия; ✓ реабилитация; ✓ профилактика; ✓ ...

С введением в стране института социальных педагогов появилась необходимость в составлении квалификационной характеристики специалиста, определении его прав, обязанностей, основных функций и т. д., а также в создании учебно-методической базы для подготовки квалифицированных социальных педагогов.

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА— отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание как социальный институт, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.) (А. В. Мудрик).

Что изучает социальная педагогика?

В самом общем виде ответ на этот вопрос таков: социальная педагогика изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни.

ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ –

ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В СОЦИУМЕ НА ОСНОВЕ ВСЕЙ СОВОКУПНОСТИ ЕГО СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ.

Этот процесс включает социальное становление, социализацию, т е. усвоение отдельным индивидом социальных норм и требований, развитие на этой основе таких личностных качеств, как гражданственность, социальная ответственность, социальная устойчивость и мобильность, коммуникативность и др. Естественно, что с иных позиций эти процессы изучают и другие науки: философия, педагогическая антропология, теория социальной работы, социология образования и воспитания, этнография, этнопсихология, этнопедагогика. Но только социальная педагогика рассматривает процесс формирования личности в широком социальном аспекте, под влиянием всей совокупности социальных факторов.

ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ –

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ, ЕГО ЦЕЛИ, СОДЕРРЖАНИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ.

Под социальным воспитанием в его современной трактовке понимается создание условий и стимулирование развития человека, его социального становления с использованием всех социальных влияний и воздействий.

Зачем изучать социальную педагогику

Воспитание образно можно определить как искусство предвидеть неизбежное и уменьшать эффект случившегося.

Социальная педагогика — отрасль знания,изучив которую можно узнать,

во-первых, о том, что неизбежно произойдет или может произойти в жизни человека того или иного возраста в тех или иных обстоятельствах.

во-вторых, как можно создать благоприятные условия для развития человека, для предотвращения «сбоев» в процессе его социализации.

в-третьих, как можно уменьшить эффект влияния тех неблагоприятных обстоятельств, в которые человек попадает, эффект того нежелательного, что случается в процессе социализации человека.

6 стр., 2820 слов

1. Физиология человека и ее связь с педагогикой и психологией

... изменяющейся среде. Вся наша активная жизнь - это ликвидация биологических (и социальных) потребностей, т.е. адаптация к окружающей среде. Все процессы жизнедеятельности организма в целом ... колебаний - уровень биологических констант. Процессы саморегуляции, направленные на поддержание гомеостаза у человека, осуществляются ВНС на основе двух механизмов - нервного и гуморального. Гуморальная регуляция ...

Социальная педагогика как учебный предмет имеет своей задачей охарактеризовать будущим педагогам (да и всем тем, кому предстоит работать в качестве организаторов и руководителей человеческих общностей) картину социально-педагогической действительности. Решение этой задачи предполагает достижение студентами ряда целей в процессе изучения социальной педагогики: овладение теоретическими знаниями в объеме, необходимом и достаточном для реализации профессиональной деятельности; развитие умения видеть и решать проблемы, возникающие в сфере социального воспитания; формирование гуманистических социальных установок по отношению к субъектам и процессу социального воспитания.

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК

О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ

Социальная педагогика — наука комплексная, интегративная, имеющая выходы в практику на разных уровнях и в разных сферах. Можно указать на важнейшие из них.

В политическом плане — это борьба за прекращение «виктимогенной», порождающей социальную уязвимость политики, за развертывание и поддержку учреждений комплексной социальной реабилитации и социальной защиты.

В методологическом плане — определение сущности и функцийоткрытых социально-педагогических систем, условий и принципов гармонизации отношений человека и общества.

В социально-педагогическом плане — утверждение приоритета воспитательных (а не чисто дидактических или методологических) ценностей, разработка технологий социально-педагогического прогнозирования, проектирования, программирования, научно-методическое сопровождение разработанных программ и проектов.

В прикладном плане — разработка программ развития социальной сферы, комплексной социальной инфраструктуры, проектов социально-педагогических учреждений, методик исследования и многое другое.

В личностном плане — методики индивидуальной диагностики, коррекционной работы, фасилитации, профилактической работы с различными категориями людей, нуждающимися в социальной поддержке и помощи.

Представление о педагогике как об интегративном знании позволяет предложить структуру СП.

Один из разделов СП – СОЦИОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ, которая исследует общество как воспитательную среду, процесс и факторы социализации человека. Знания по социологии позволяют вести поиск путей и способов использования воспитательных возможностей общества, нивелирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации.

Особый раздел СП – СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ВИКТИМОЛОГИЯ.

Определение путей интеграции воспитательных сил общества м.б. успешным в том случае, если СП поставит ряд фундаментальных вопросов и предложит ответы на них:

«Что понимается под воспитанием в современном обществе?»,

«Каково соотношение воспитания с социализацией и развитием человека на протяжении его жизненного пути?»

«Как понимается цель воспитания сегодня?»

В СП разрабатывается ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ, которая описывает, объясняет и прогнозирует его функционирование как социального института, а также исследует индивидуальные, групповые, социальные субъекты социального воспитания, их взаимодействие и т.д.

3 стр., 1284 слов

детское телевидение как государственное социальное обязательное перед обществом

... - рассмотреть процесс создания детского телевидениякак государственное социальное обязательство перед обществом. Задачи, которые необходимо решить в рамках достижения ... в отношении детской аудитории являются просвещение и социализация. Потребность в них далеко не всегда осознается ... к различным примерам для подражания, переживания опыта воспитания. Отроческий период (12-18 лет) характеризуется поисками ...

МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ рассматривает, каким образом осуществляется интеграция воспитательных сил общества, как организуется взаимодействие индивидуальных, групповых и социальных субъектов воспитания.

В специфическом аспекте, с позиций ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ, исследуются потребности развития общества в определенном качестве «человеческого капитала», а также экономические ресурсы общества, которые м.б. использованы для организации социального воспитания, а также вопросы управления социальным воспитанием на общенациональном, региональном, муниципальном и локальном уровнях.

 

ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Теоретико-познавательная функция выражается в том, что социальная педагогика накапливает знания, синтезирует их, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их, вскрывает их глубинные основания.

Прикладная функциясвязана с поиском путей и способов, выявлением условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процессы социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах.

Гуманистическая функция выражается в разработке целей совершенствования процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации.

Прикладные задачи социальной педагогики

1. Воспитывать в сознании ребенка (подростка) понятия добра и справедливости, любви к ближнему ко всему живому, творчеству, взаимопониманию.

2. Поставить цель самостоятельно выйти из кризиса, наметить пути выхода, научиться общению с окружающими людьми, определить цель и смысл жизни.

З. Развивать стремление познавать окружающий мир, человека, его уникальность, физические и духовные особенности, права и обязанности в обществе.

4. Развивать чувство собственного достоинства, самостоятельности, уверенности в себе.

5. Прививать ребенку (подростку) умение и желание общения с людьми, в малых и больших группах, в объединениях сверстников, в семье, в труде, в школе. Здесь социальному педагогу необходимы знания возрастных особенностей своих воспитанников. Научить разрешать конфликты между людьми, личностью и обществом, опираясь на нравственные и правовые нормы общественных отношений, окружающей среды ребенка.

 

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

К основным категориям социальной педагогики относятся:

социальный педагог,

социализация,

факторы социализации, социум,

социальный институт,

социальная роль,

социальная адаптация,

социальная запущенность,

педагогическая запущенность,

защита детства,

опека и попечительство,

социальная работа,

социальная защита,

социальная поддержка.

ВЫПИСАТЬ ОПРЕДЕЛНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО – МУСТАЕВАФ.А. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. – С.33-37

20 стр., 9519 слов

Социализация человека

... обществе, в котором он живет; - шестое, социализация имеет двойной характер - стихийный и управляемый. Итак, только в процессе социализации человек становится человеком; содержание социализации детерминируется культурными ценностями и социальными нормами; в ходе социализации человек ... родителей рождаются гениальные дети. Очень многое зависит и от окружения, в котором воспитывается человек. ...

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ВИКТИМОЛОГИЯ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ВИКТИМОЛОГИЯ – отрасль знания, входящая как составная часть в социальную педагогику, изучающая различные категории людей – реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации.

ВИКТИМОГЕННОСТЬобозначает наличие в тех или иных объективных обстоятельствах социализации характеристик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств (например, виктимогенная группа, виктимогенный микросоциум и т. д.).

ВИКТИМИЗАЦИЯ процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации.

ВИКТИМНОСТЬхарактеризует предрасположенность человека
стать жертвой тех или иных обстоятельств.

 

СПВ- это отрасль знания, в которой:

А) изучается развитие людей с физическими, психическими, социальными и личностными дефектами и отклонениями, а также тух, чей статус (социально-экономический, правовой, социально-психологический) в условиях конкретного общества предопределяет или создает предпосылки для неравенства, дефицит возможностей для «жизненного старта» и (или) физического, эмоционального, психического, культурного, социального развития и самореализации

Б) разрабатываются общие и специальные принципы, цели, содержание, формы и методы профилактики, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.

ЧЕЛОВЕК КА ЖЕРТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ

Человек не только объект и субъект социализации. Он может стать ее жертвой. Это связано с тем, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие. Успешная социализация предполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой — способность в определенной мере противостоять обществу, а точнее — части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации, самоутверждению человека. Таким образом, можно констатировать, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью идентификации человека с обществом и степенью обособления его в обществе.

 

Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс между идентификацией с обществом и обособлением в нем. Человек, полностью адаптированный в обществе и не способный в какой-то мере противостоять ему, т. е. конформист, может рассматриваться как жертва социализации.

В то же время человек, не адаптированный в обществе, также становится жертвой социализации — диссидентом,правонарушителем, или еще как-то отклоняется от принятого в этом обществе образа жизни.

 

ЧЕЛОВЕК КАК ЖЕРТВА НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ

УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Социализация конкретных людей в любом неблагоприятном обществе протекает в различных условиях, для которых характерно наличие тех или иных многочисленных опасностей, оказывающих влияние на развитие человека. Поэтому объективно появляются целые группы людей, становящихся или могущих стать жертвами неблагоприятных условий социализации.

7 стр., 3497 слов

Современные представления о социализации мужчины в современном обществе

... стандарты маскулинности и образцы поведения значимых взрослых мужчин». Ранняя гендерная социализация представляет собой процесс подражания родителям. Мальчики хотят быть похожими на папу, девочки на маму. ... моделей поведения, которые в обществе рассматриваются как чисто мужские и женские. Главным фактором для формирования половой идентичности ребенка является наличие людей, служащих ему моделью ...

На каждом возрастном этапе социализации можно выделить наиболее типичные опасности, столкновение с которыми для человека наиболее вероятно.

В периоде внутриутробного развития плода: нездоровье родителей, их пьянство и (или) беспорядочный образ жизни, плохое питание матери; отрицательное эмоционально-психологическое состояние родителей; медицинские ошибки; экологическая среда.

В дошкольном возрасте (0—6 лет): болезни и физические травмы; эмоциональная тупость и (или) аморальность родителей, игнорирование родителями ребенка и его заброшенность; нищета семьи; антигуманность работников детских учреждений; отвержение сверстниками; антисоциальные соседи и (или) их дети; видеосмотрение.

В младшем школьном возрасте(6—10 лет): аморальность и (или) пьянство родителей, отчим или мачеха, нищета семьи; гипо- или гиперопека; видеосмотрение; плохо развитая речь; неготовность к обучению; негативное отношение учителя и(или) сверстников; отрицательное влияние сверстников и (или) старших ребят (привлечение к курению, к выпивке, воровству); физические травмы и дефекты, потеря родителей, изнасилование, растление.

В подростковом возрасте (11—14 лет): пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета семьи; гипо- или гиперопека; видеосмотрение; ошибки педагогов и родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление; одиночество; физические травмы и дефекты; травля со стороны сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; опережение или отставание в психосексуальном развитии; частые переезды семьи; развод родителей.

В ранней юности (15—17 лет): антисоциальная семья, нищета семьи; пьянство, наркомания, проституция; ранняя беременность, вовлечение в преступные и тоталитарные группы; изнасилование; физические травмы и дефекты; навязчивый бред дисморфофобии (приписывание себе несуществующего физического дефекта или недостатка); потеря жизненной перспективы, непонимание окружающими, одиночество; травля со стороны сверстников, романтические неудачи, суицидальные устремления; расхождения, противоречия между идеалами, установками, стереотипами и реальной жизнью.

В юношеском возрасте (18—23 года): пьянство, наркомания, проституция; нищета, безработица; изнасилование, сексуальные неудачи, стрессы; вовлечение в противоправную деятельность, в тоталитарные группы; одиночество; разрыв между уровнем притязаний и социальным статусом; служба в армии; невозможность продолжить образование.

Произойдет ли столкновение с какой-либо из этих опасностей конкретного человека, зависит во многом не только от объективных обстоятельств, но и от его индивидуальных особенностей. Конечно, есть опасности, жертвой которых может стать любой человек, независимо от его индивидуальных особенностей, но и в этом случае последствия столкновения с ними могут быть связаны с индивидуальными особенностями человека.