Часть 1. Психология насилия над детьми

ВЫЯВЛЕНИЕ НАСИЛИЯ

В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ

 

Руководство для специалистов, работающих в системе защиты детей

(психологи, социальные работники, социальные педагоги, медицинские работники детских учреждений и др.)

 

Авторы-составители:

Никольская Ирина Михайловна – доктор психологических наук, профессор кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова (Санкт-Петербург, Россия)

 

Добряков Игорь Валериевич – кандидат медицинских наук, доцент кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург, Россия)

 

В руководстве описана методология психологического исследования,позволяющая выявлять детей, переживших насилие, а также категории детей, наиболее уязвимых в отношении различных форм насилия. Выявление ребенка, пережившего опыт насилия, является первым шагом в оказании ему последующей комплексной психологической, социальной, правовой, медицинской помощи. И поэтому является важной частью защиты ребенка от всех форм насилия. Психологический анализ детей, которые могут быть подвергнуты насилию, позволит специалистам на ранних этапах вмешиваться в ситуацию с целью профилактики и предотвращения ненадлежащего обращения с ребенком.

Данное методическое руководство предназначено для специалистов, работающих с детьми и в их интересах.

Публикация подготовлена в рамках трехгодичного проекта «Постепенное искоренение насилия против детей в местах лишения свободы в Центральной Азии» (2013 – 2016 гг.), финансируемого Европейским союзом. Проект имплементируется в Кыргызстане ОО «Молодежная правозащитная группа» и Аппарат Акыйкатчы (Омбудсмена) КР, в Казахстане – Представительством Международной Тюремной Реформы (PRI) в Центральной Азии и ОФ «Кредо», а также в Таджикистане – ОФ «Центр по правам ребенка».

 

Материалы и мнения, изложенные в данном издании, ни в коем случае не могут считаться как отражающие точку зрения Европейского Союза.

 

Распространяется бесплатно.

 

 

Оглавление

Введение……………………………………….…………………………………………………..3

Часть 1. Психология насилия над детьми……………………………………….…………… 4

Часть 2. Методология психологического исследования………………………….………… 9

2.1. Анкета оценки социально-психологического состояния подростков

И.М. Никольской – И.В. Добрякова 2014)…………………………………………..…… 11

2.2. Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан, 1983…………………..………. 12

Детская шкала для диагностики тяжести реакций на травматический

стресс (Пинос Р., Стейнберг А., 2002)………………………………………………..……. 16

Методика диагностики представлений ребенка о насилии

«Незаконченные предложения» (Волкова Е.Н., 2008)………………………………..… 17

2.5. Интервью для диагностики насилия (Волкова Е.Н., 2008)…………………….… 17

Карта наблюдения для выявления внешних физических и

Поведенческих проявлений, характерных для ребенка пережившего

ситуацию насилия (Волкова Е.Н., 2008)…………………………………………….……. 18

2.7. Метод серийных рисунков и рассказов (Никольская И.М., 2008)…………….…. 18

Литература………………………………………………………………………………………. 21

Приложения……………………………………………………………………………….…….. 22

 

7 стр., 3357 слов

Санкт-Петербургский Государственный Институт

Представленные работы должны отвечать поставленным задачам, иметь практический выход. Обязателен прилагаемый список литературы, оформление работы предпочтительно с использованием компьютерной печати. Критериями оценки является краткость и логика изложения, аккуратное оформление, список современных литературных источников. Требования к структуре и оформлению работы: самостоятельная работа должна ...

Введение

 

Кыргызстан, Таджикистан и Казахстан в рамках международных договоров по правам человека обязались обеспечивать всестороннюю правовую защиту детей от физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, беспризорности или безнадзорности, грубого обращения или эксплуатации, включая телесные наказания в любых условиях (статья 19 Конвенции о правах ребенка).

Комитет ООН по правам ребенка в своих заключительных рекомендациях Казахстану (2007), Таджикистану (2010) и Кыргызстану (2014) выразил особую обеспокоенность сообщениями о жестоком обращении и случаях насилиях в отношении детей. Всем трем странам было рекомендовано разработать эффективную стратегию по защите детей от насилия и предпринять дальнейшие практические меры по пресечению случаев насилия в отношении детей.

Выявление детей — жертв и свидетелей преступлений, — является одним из ключевых элементов системы защиты детей от всех форм насилия. Как отмечается в Руководящих принципах политики Совета Европы по вопросу комплексных национальных стратегий защиты детей от насилия, определение эффективной стратегии по защите детей от насилия зависит от наличия данных на национальном, региональном и местном уровнях и их надлежащего анализа.

 Комплексный и систематичный подход к сбору, анализу, распространению и исследованию данных о детях- жертвах насилия, — предполагает разработку гармонизированной методологии с общим набором индикаторов, позволяющих выявлять группы детей, наиболее уязвимых в отношении насилия. Такая методология позволит специалистам не только выявлять детей, пострадавших от различных форм насилия, но также исследовать защитные факторы, особенно способности детей быстро восстанавливать свои душевные и физические силы

Цель настоящего руководства – представить методологию психологическогоисследования, позволяющую выявлять детей, переживших насилие, а также наиболее уязвимых в отношении различных форм насилия.

 

 

Часть 1. Психология насилия над детьми

 

Нестабильность политической и экономической обстановки, связанная тем, что старые нормы перестали действовать, а новые ещё не установились, старые ценности девальвировались, а новые находятся в процессе формирования, — характерна в настоящее время для многих стран. Подобная ситуация, получившая название аномии (греч.: «a» – отрицание, «nomos» – закон) [5], сопровождается неуверенностью населения в завтрашнем дне, ростом тревоги. Это порождает у членов общества чреватое насилием стремление к поиску в микро-и в макросоциуме виноватых и врагов,. Возникающие при этом агрессивные реакции могут быть направлены на себя, но чаще носят экстрапунитивный характер и направлены на других.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... самым любимым видом музыкальной деятельности ребенка, помогает ему проявить свое отношение к окружающему, раскрыть внутренний мир и чем раньше ребенок начнет приобщаться к этому виду ... -творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению». Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях выявляет ряд противоречий. ...

Жертвами насилия и в семье, и в учреждениях, часто становятся дети. Исследования показали, что в Европе девочки чаще, чем мальчики, становятся жертвами преследований, и что 80% случаев насилия в школе происходит в возрастной группе от 12 до 16 лет [6]. В статье 19 Конвенции о правах ребенка говорится о том, что страны, подписавшие её, должны принимать необходимые меры, ограждающие ребенка от всех форм физического или психологического насилия, от оскорблений и злоупотреблений, от отсутствия заботы или небрежного, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица [1].Особенно высок риск насилия в закрытых детских учреждениях, где в большинстве случаев факты насилия в отношении детей остаются не выявленными. Основной причиной этого является дефицит у работающих с детьми специалистов соответствующих знаний, умений и навыков. Для профилактики физического и психологического насилия в отношении детей, обеспечения их всесторонней правовой защиты специалистам необходимо знать, какие формы может принимать насилие, уметь выявлять ситуации высокого риска насилия, владеть навыками проведения целенаправленного интервью с ребенком и ответственными за него взрослыми. Психологам важно иметь набор психологических методик, позволяющих с соблюдением этических норм выявлять группы детей с высоким риском получения опыта насилия, а также детей, ставших жертвами насилия.

Всемирная Организация Здравоохранения рассматривает насилие как преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, против группы лиц.

Насильственные действия могут являться:

· средством достижения значимой цели;

· способом психологической разрядки, замещением блокированной потребности и переключением деятельности;

· инструментом удовлетворение потребности в самореализации и самоутверждении.

Выделяют три типа реакций на насилие:

· подражание и идентификация себя с агрессором;

· защитная реакция на агрессию;

· протестная реакция на фрустрацию базовых потребностей.

Э. Фромм предложил выделять следующие формы насилия: игровое, реактивное, враждебное, мстительное, деструктивное, компенсаторное, садистическое, архаическое [4].

Игровое насилиечасто встречается в детских учреждениях. Как правило, оно используется для самоутверждения путем демонстрации своей силы и ловкости, является наименее патологической формой агрессии. Пример такого типа насилия – это различные военные игры, виды борьбы.

17 стр., 8457 слов

Учреждение образования 18

... образовательные технологии в процессе педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста в разных типах дошкольных учреждений; составлять перспективный и календарный планы воспитательно-образовательной ... работы с детьми на основе действующей образовательной программы; ...

Реактивное насилиепроявляется при защите жизни, чести, имущества, свободы и т.д. Его причиной является страх, а целью – сохранение, а не разрушение.Люди чувствуют угрозу себе и готовы убивать и разрушать для собственной защиты, либо пытаясь силой вернуть то, чего были лишены.

Мстительное насилие, в отличие от реактивного, не связано с функцией защиты и, как правило, непродуктивно и деструктивно.Применение силы имеет иррациональную функцию магическим образом снова сделать как бы несвершившимся то, что реально свершилось.

Враждебное насилие связано с чувствами зависти, ревности и может быть очень деструктивным.        

 

Деструктивное насилие проявляется при нарушении межличностных отношений в результате разочарования ребенка и взрослого в том, во что/кого они верили. ,Компенсаторное насилие служит социально не реализовавшемуся человеку в качестве замены продуктивной деятельности.Он либо подчиняет себя какой-либо личности и идентифицирует себя с ней, либо начинает использовать свою способность разрушать.

Садистическое насилие связано с патологией влечений, выражается стремлением полностью и абсолютно поставить под свой контроль любое живое существо. При этом желание причинять боль не является существенным и определяющим.

Архаическое насилие, с точки зрения Э. Фромма отражает биологическую связь человека и природы. Человек при этом пытается найти ответы на экзистенциальные вопросы посредством деградации к до-индивидуальному состоянию своего существования, в котором он становится животным и, таким образом, освобождает себя от бремени разума. Агрессияпозволяет ощущать себя живым, сильным, неповторимым, превосходящим всех остальных.

Различают физическое и психическое насилие. Как особую форму принято выделять сексуальное насилие. В отношении детей часто встречается форма насилия в виде пренебрежения иотсутствия заботы.

Разные формы насилия часто сочетаются, тогда говорят о комбинированномтнасилии..

Физическое насилие– это умышленное причинение телесных страданий, боли, физических повреждений. Его признаками могут быть замкнутость, раздражительность, плаксивость и агрессивность ребенка; его страх при предстоящем общении, а также при общении с конкретным лицом (взрослым, ребенком старшего возраста, сверстником) или с группой; страх каких-то конкретных ситуаций; наличие следов физического воздействия. Телесные повреждения могут быть результатомкак издевательства, так и чрезмерного физического наказания. При этом они квалифицируются как физическое насилие независимо от того, хотел взрослый причинить ребенку вред или нет.

Психическое насилие – это умышленное причинение душевных страданий. Онопроявляется в виде постоянных оскорблений, иронии, игнорирования, запугивания, принуждения к асоциальным поступкам и взывает у ребенка тягостное эмоциональное напряжение, создает преобладание отрицательных эмоций, нарушает развитие эмоционально-волевой сферы. Для обозначения этой формы насилия в литературе также используются термины «психологическое насилие» и «эмоциональное насилие». Корректнее использовать термин «психическое», так как воздействие при таком насилии осуществляется на психику, а не на «психологию» жертвы, и направлено не исключительно на эмоции, но также на мышление, волю и другие психические функции.

11 стр., 5188 слов

Маргинальность виды, формы существования и социальные последствия

... как объекты официального контроля и определенных институтов. И хотя признано существование различных видов маргинальности и различных причинных связей, все же существует единодушие в том, что ... только в незначительной части они сводимы к индивидуальным факторам. Большинство видов маргинальности образуются из структурных условий, связанных с участием в производственном процессе, распределении ...

Под сексуальным насилием понимают вовлечение взрослым ребенка до 16 летв любой сексуальный опыт,независимо от того, протестует тот или же, напротив, стремится его получить. Сексуально насилие возможно без нарушения телесных границ (откровенные возбуждающие разговоры на сексуальные темы, демонстрация порнографической продукции, эксгибиционизм), и с их нарушением (ласки гениталий ребенка, принуждение ребенка ласкать гениталии взрослого, половой контакт, инцест, изнасилование).

Отсутствие заботы (пренебрежение нуждами)как форма насилия выражается частичным или полным игнорированием основных жизненно важных потребностей ребенка: физических (надлежащие питание и одежда, надзор, безопасность, медицинское обслуживание), психологических (потребность в эмоциональной поддержке и в положительных эмоциях, в получении впечатлений), потребности в получении образования (организация учебного процесса, в том числе с учетом особенностей ребенка).

В детских учреждениях нередко встречаются две формы насилия в коллективе: буллинг и мобинг.

Буллинг (англ.: bully – драчун, задира) – форма психологического насилияв виде травли одного члена коллектива другим.К проявлениям буллинга относятся: вербальная агрессия (например, обидные клички: «очкарик», «жиртрест», «ботаник» и пр.); оскорбления (могут касаться внешнего вида, физических недостатков, проблем в учёбе и пр.); унижения, насмешки; запугивание, угрозы физической расправы; клевета; вымогательство (чаще всего отбирают деньги, телефон, другие вещи), порча одежды, вещей, школьных принадлежностей; изоляция, игнорирование, бойкот. В последние годы широкое распространение получил кибербуллингв виде угрожающих сообщений, фотографий, видеоматериалов порочащего характера в социальных сетях.

Моббинг(англ.: mob– толпа) –форма психологического насилия в виде травли одного члена коллектива другими. При этом сверстники издеваются, высмеивают ровесников, которые чем-то отличаются от них, не так, как принято в их среде, одеваются, ведут себя и пр. Нередки случаи, когда к травле одного члена коллектива другим присоединяются новые члены коллектива, и буллинг перерастает в моббинг. К проявлением моббинга относят: бойкот, придирки, насмешки, клевета, различные издевательства, коллективные побои и пр.

Ребенок, подвергшийся насилию, как правило, получает психическую травму, то есть переживает событие, вызывающее эмоциональное напряжение высокой интенсивности приодновременном отсутствии возможностиадекватного совладания и превышении его приспособительного потенциала. Следствием этого могут быть нарушенияадаптации и расстройства, связанные сострессом [2]. Различают два типа травматических ситуаций. При первом типе происходит краткосрочное, неожиданное травматическое событие, при втором – имеет место постоянное и повторяющееся воздействие травматического стрессора [3]. В случаях насилия, получаемого ребенком в детских учреждениях, особенно закрытого типа, он оказывается в психотравматирующей ситуации второго типа — хронически подвергается насилию, что чаще приводит к негативным последствиям. Помимо этого, тяжесть последствий насилия зависит от биологических и конституциональных особенностей ребенка, а также его возраста. Чем он младше ребенок, тем больше риск негативного деструктивного воздействия насилия. Существенно снижает вероятность тяжелых последствий переживания насилия в детском учреждении наличие у детей «островков безопасности» (поддерживающие друзья, заботливый воспитатель, спортивная секция с принимающим тренером и пр.).

18 стр., 8741 слов

Психофизическое развитие детей в дошкольном учреждении

... педагогической системы в дошкольных учреждениях разного вида, которая позволит своевременно преодолеть нарушения в состоянии здоровья и развитии ребенка. Объект исследования: процесс психофизического развития детей дошкольного возраста. Предмет ...

У детей, находящихся в закрытых учреждениях (в интернатах, в приютах, в колониях и пр.), значительно меньше возможностей создать подобные «островки безопасности». Большинство детей тяжело переносят отсутствие личного пространства, ограниченное количество личных, принадлежащих только им вещей. Следствием этого является возникновение нарушений эмоционально-волевой сферы, проявляющихся по-разному. Внимание сотрудников детских закрытых учреждений прежде всего привлечено к эмоционально-лабильным, возбужденным, гиперактивным, агрессивным детям. Нередко такие особенности бывают следствием переживания насилия. Но возможны и другие признаки, свидетельствующие о насилии: рече-двигательная заторможенность, сниженный фон настроения, повышенная тревожность, плаксивость. Дети с подобными проявлениями меньше обращают на себя внимание взрослых, так как их поведение более упорядочено, у них реже встречаются нарушения дисциплины. У таких детей можно обнаружить навязчивые действия аутоагрессивного (онихофагия, трихотиломания, кусание губ, расцарапывание болячек и пр.) и защитного (сплевывания, потряхивания руками, вокализаванные, мигательные тики и пр.) характера. Важным признаком наличия насилия в отношении ребенка является изменение его привычного поведения (меньшая общительность, активность, утрата интереса к прежним занятиям и т.п.), отказ от игр или появление новой их тематики, нередко прямо или символически отражающей характер насильственных действий.

Подтверждением подозрений по поводу насильственных действий в отношении детей могут быть обнаруженные при осмотре телесные повреждения (постоянные без видимых причин кровоподтеки, царапины, ожоги, привычные вывихи, частые переломы и пр.), а также результаты психологического обследования, о методиках которого речь пойдет далее.

Повышение компетенции специалистов в области проблем насилия в детских учреждениях, его выявления позволит разработать и внедрить эффективные практические меры, направленные на профилактику, пресечение и искоренение случаев насилия в отношении детей.