«Комплексное освоение фольклора в детских учреждениях коррекционного типа».

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы комплексного освоения фольклора в детских учреждениях коррекционного типа 8

1.1 История изучения вопроса 8

1.2 Терминологическое исследование 13

1.3 Особенности освоения фольклора в детских коррекционных учреждениях 16

Выводы по главе 1 29

Глава 2. Изучение эффективности освоения фольклора в детских учреждениях коррекционного типа 30

2.1 Особенности учебно-воспитательного процесса в учреждениях для детей с нарушениями зрения 30

2.2 Оценка уровня освоения фольклора детьми с нарушениями зрения в учреждениях коррекционного типа 34

2.3 Реализация педагогических условий по освоению фольклора в учреждениях коррекционного типа для детей с нарушениями зрения 41

2.4 Оценка эффективности педагогических условий по освоению фольклора в учреждениях коррекционного типа для детей с нарушениями зрения 46

Заключение 51

Список использованной литературы 53

Введение

Повышение из года в год количества детей с разными патологиями в развитии выдвигает проблему их психолого-педагогической, социальной реабилитации в ряд актуальных в педагогической науке. По данным Министерства образования количество детей с тем или иным видом недостаточности возрастает.

Анализ практики свидетельствует, что выпускники специальной (кор-рекционной) школы недостаточно востребованы на рынке труда, так как сфера возможного приложения их труда носит относительно ограниченный характер. Между тем, в процессе гуманизации общества данная категория детей должна получить те условия воспитания и обучения, которые подняли бы их социальную ценность и способствовали самореализации в социуме.

Законы Российской Федерации «Об образовании» декларируют необхо-димость воспитания гражданина, способного к успешной социализации в со-временном обществе. В этой связи важно определить методологические ориентиры организации обучения и воспитания учащихся коррекционной школы с учетом их социально-педагогических, медико-психологических особенностей с применением возможных средств и технологий.

Активное использование арт-терапии с процессе социализации и развития детей

Арт-терапия (от англ. art — искусство; therapy — терапия, лечение) — это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние клиента. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения психоанализа, основным механизмом арт-терапии является сублимация. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру

4 стр., 1572 слов

Методические рекомендации по организации деятельности социального педагога образовательного учреждения //Вестник психосоциальной и коррекционной работы. 20

... .С. Методические рекомендации по организации деятельности социального педагога образовательного учреждения //Вестник психосоциальной и коррекционной работы.-2006. - №4. – С.23-31. Методические рекомендации ... в их интеграции в общество. Объектом деятельности социального педагога являются дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и соответственно работа социального педагога ...

Народное искусство — сложное явление культуры. По глубине и многообразию народного творчества, которые поистине неисчерпаемы, народное искусство дает освоение ориентир и точку опоры для проведения занятий и праздников, которые украшают жизнь подрастающего поколения. Она охватывает многие виды творчества: зодчество, музыку, танцы, фольклор, бытовое искусство, пробуждает интерес к осмыслению современных научных знаний, наработанных отечественной и мировой фольклористикой, этнографией, археологией, лингвистикой, искусствоведением и культурологией.

Каждый народ имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции. Народы не являются близнецами, каждый народ имеет свою самобытность, и тем интересны друг другу.

Хочется отметить актуальность использования средств фольклора и народной педагогики в процессе воспитания и обучения детей — это необходимость приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям.

22 стр., 10985 слов

Нарушения развития личности

... , популярность-оригинальность. Нарушения развития личности - Стр 4 7. Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI). Предназначен для исследования свойств личности, особенностей характера, физического и ... интересами окружающих, тщеславием, жаждой признания и похвалы). При деспотическом воспитании детей, с использованием угроз, физических наказаний и постоянных запретов, эмоционально- ...

В отсутствие, каких бы то ни было общегосударственных идеологических установок, приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

В дефектологии исходные положения теории особенностей обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии отражены в научных трудах:

М. С. Певзнера, Н. И. Непомнящей и др., которые рассматривали в своих исследованиях особенности анатомо-физиологческие и психические, тем самым определяя специфические особенности развития детей с нарушениями; А. Н. Граборова, А. Д. Виноградовой,

С. Я. Рубинштейн, Г. Е. Сухаревой, Ж. И. Шиф анализировали эмоционально-волевые особенности детей с нарушениями в развитии, особенности проявления чувств и реакций у детей с ограниченными возможностями; Г. М. Дульнева, А. И Липкина, Н. С. Коркуновой анализировали своих работах речевое развитие, специфические нарушения речевых процессов; К. И. Вересотской, Э. А. Евлаховой, А. И. Епифанцевой, Е. М. Кудрявцевой, Н. М. Стадненко, И. Г. Еременко посвятили свои работы оценке восприятия детей с науршениями в развитии; В. Я. Василевской,

В. А. Сумароковой, Н. К. Сорокиной, В. А. Лапшина, С. Н. Комской — понимание тек-стов. В них отмечаются замедленность, предельная узость восприятия, инертность психических процессов, нарушение аналитико-синтетической деятельности.

В ряде исследований А. Д. Виноградовой, А. Н. Граборова,

С. Я. Рубинштейн, Г. Е. Сухаревой, Ж. И. Шиф объясняется причина затрудненности формирования социально полезных необходимых качеств личности. Первичные недостатки непосредственно связаны с органическими нарушениями нервной системы. Наслаивающиеся на них в процессе развития вторичные дефекты зависят как от характера первичного дефекта, так и от того этапа развития, на котором дефект появился. Как неоднократно подчеркивал Л. С. Выготский, они не вытекают прямо из органического дефекта и не обусловлены им, а проявляются по причине «социального вывиха» детей с нарушениями в развитии. Согласно этим положениям, весь образовательный процесс в коррекционной школе является предупреждением образования нежелательных вторичных наслоений у школьника, компенсируя адаптацию в социуме.

16 стр., 7652 слов

Сравнительная характеристика устной и письменной речи детей, воспитывающихся в детских домах, и детей, обучающихся в общеобразовательных школах

... .М. Шипицына, и др.). Многочисленные исследования развития детей в интернатных учреждениях, детских домах (Г.В. Грибанова, И.В. Дубровина ... Экспериментальное исследование проводилось в Специальном (коррекционном) детском доме №5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ... как устная, так и письменная речь (сравним фольклор и художественную литературу). Если устная речь выделила ...

Обращение к исследованиям М. С. Певзнера, Н. Г. Морозовой,

В. Ф. Мачихиной, И. И. Финкельштейн, Т. И. Пороцкой, А. Н. Смирновой и др. позволило осмыслить сложность и многоаспектность коррекционно-образовательного процесса, выделить наиболее приемлемые условия позитивной адаптации детей в социальной среде, важные для обоснования данного исследования.

В коррекционно-развивающем обучении, социальной адаптации аномальных детей, наряду с другими методами, особое значение имеет воспитание духовно-нравственных ценностей жизни. Общепризнано, что в созидании духовного мира, нравственного наполнения человека любого уровня развития незаменима роль искусства слова, фольклора (К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, П. П. Блонский).

В отечественной педагогике роль фольклора как средства воспитания и со-зидания духовного мира учащихся в школе исследована в трудах классиков ме-тодической мысли М.А. Рыбниковой, В.В. Голубкова и др. и современных ис-следователей М.В. Черкезовой, Т.Д. Полозовой, Н.И. Кудряшева, А.П. Усовой и др. А в коррекционной педагогике труды известных исследователей М.Ф. Гнездилова, Н.С. Коркуновой, А.К.Аксеновой, Л.С. Вавиной, В.Б. Побрейн и др., посвященные изучению художественной литературы, стали подспорьем в решении методических путей приобщения детей к художественной литературе.

Сегодня использование произведений родной литературы и фольклора как средства обучения и воспитания аномальных детей системно не изучено. Необходима разработка такой методической системы, которая бы обеспечивала коррекционный подход к решению этой проблемы, что, в свою очередь, будет способствовать успешной социализации школьников с теми или иными аномалиями.

8 стр., 3921 слов

Эстетическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении

... , используя знакомые элементы дымковской росписи. К концу пребывания в дошкольном учреждении дети должны уметь эстетически оценивать результаты своей деятельности и деятельности сверстников ... , архитектуры, уметь слушать музыку и пересказывать произведения детской литературы и фольклора. сформировать разнообразные умения создавать собственные произведения в любом виде художественной ...

Таким образом, оценивая возможности арт-терапии как вид психотерапевтической помощи и фольклора как средства реабилитации детей с нарушениями в развитии, нами сформулировано понятие фолктерапии — это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на произведениях фольклора, это терапия произведениями фольклора с целью воздействия на психоэмоциональное состояние клиента

Актуальность и недостаточная разработанность темы определила выбор темы исследования: «Комплексное освоение фольклора в детских учреждениях коррекционного типа».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эф-фективность модели фолктерапии в детских учреждениях коррекционного типа.

Объект исследования: процесс фолктерапии в детских учреждениях коррекционного типа.

Предмет исследования: модель применения фольклора в детских учреждениях коррекционного типа.

Гипотезой исследования является предположение, что эффективность комплексного освоения фольклора в детских учреждениях коррекционного типа зависит от реализации следующих педагогических условий: использование средств фольклора в урочной и внеучебной деятельности, знакомство с произведениями фольклора.

Для достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы нами определены следующие задачи:

1. Проанализировать литературу по теме исследования.

2. Охарактеризовать особенности комплексного освоения фольклора в детских учреждениях коррекционного типа.

3. Разработать и реализовать систему мероприятий комплексного освоения фольклора в детских учреждениях коррекционного типа.

4. Оценить эффективность системы мероприятий комплексного освоения фольк-лора в детских учреждениях коррекционного типа.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме работы, обобщение и систематизация материала, тестирование, педагогический эксперимент.

6 стр., 2639 слов

Характеристика структур и содержание государственных программ по адаптивному физическому воспитанию в коррекционных образовательных учреждениях VI вида

... Коррекционное учреждение VI вида создается для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским ... ) Глава 3 Специфика деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VI вида В России на современном этапе детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают специализированную ...

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы комплексного освоения фольклора в детских учреждениях коррекционного типа

1.1 История изучения вопроса

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения обеспечивают обу-чающимся, воспитанникам с отклонениями в развитии обучение, воспитание, лечение, способствуют их социальной адаптации и интеграции в общество. В научном отношении деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений относится к ведению специальной педагогики.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глу-хих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья.

Специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, а также уровень реализуемых образовательных программ определяются Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в зависимости от вида специального (коррекционного) образовательного учреждения.

Государственное, муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение (далее именуется — коррекционное учреждение) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее именуются — воспитанники) реализует в зависимости от вида коррекционного учреждения образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.

Содержание образования в коррекционном учреждении определяется образова-тельной программой …

3 стр., 1009 слов

Тенденции современного семейного воспитания и семейной педагогики

... П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., 1990. 8. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. – СПб.: Издательство «Питер», 1999.-688 ... резервом обновления образовательных технологий. Это в особой степени касается традиционной педагогики народов, которая представляет собой уникальное достояние опыта сбалансированного взаимодействия с ...

Список использованной литературы

1. Агапова, И.С. Патриотическое воспитание в школе /И.С. Агапова — М: Ай-рис-пресс, 2002. — 224 с.

2. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. — М.: «Академия», 2001. — 192 с.

3. Аксенова М. Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи. //Дошкольное воспитание. 1990 — № 8

4. Анзорг, Л. Книга для учителя /Л. Анзорг. — М.: -Просвещение, 1988 -144с.

5. Ануфриев, Е.А. Национальная идея и воспитание патриотизма /Е.А. Ануфриев//Педагогика. — 1998. — № 5. — С. 52−54.

6. Активные методы в работе школьного психолога. /Сб. научных ст. под ре-дакцией И. Дубровиной. — М. Педагогика, 1990. — 180 с.

7. Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия. — М.: Наука, 1996.- 161 с.

8. Богуславская З. М. Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего возраста. — М.: Просвещение, 1991.

9. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1997.

10. Быков, А.К. Проблемы патриотического воспитания /А.К. Бы-ков//Педагогика, 2006.- № 2,.- с. 3742.

11. Быков Д.А. Социально-педагогическая адаптация лиц с ограниченными физическими возможностями — Челябинск, 2003

12. Батурина, Г. И. Народная педагогика воспитания школьников. /Г.И. Ба-турина — М.: Пресс, 1995. — 160 с.

13. Воспитание слабовидящего ребенка в семье./ Под ред. В.П. Ермакова, А.А. Щегловой. -М., 1986.

14. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.

15. Дети с отклонения в развитии. — М.: «АКВАРИУМ ЛТД», 2001 — 128 с.

16. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. -М.: Издательство «Экзамен», 2006.

17. Ермаков В.П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. -М.: ВЛАДОС, 2000. — 240 с.

18. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. — М.: Просвещение, 1991.

19. Малева З.П. Диагностика и коррекция зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения. — Челябинск, 2003 — 118 с.

20. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. -М.: Аст; СПб: Сова, 2006.

21. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения в процессе обучения математике. -Калуга, 1998. — 118 с.

22. Русский детский фольклор. Учебное пособие для студентов и преподавате-лей-филологов: Ф. С. Капица, Т. М. Колядич — Москва, Флинта, Наука, 2002 г.- 320 с.

23. Русский фольклор. Материалы и исследования. Том 32: — Москва, Наука, 2004 г.- 592 с.

24. Русский фольклор. Словарь-справочник: Т. В. Зуева — Санкт-Петербург, Просвещение, 2002 г.- 336 с.

25. Семенов Л.А., Солнцева Л.И. Психолого-педагогические основы ориентирования в пространстве и мобильности. — М., 1989.

26. Специальная дошкольная педагогика./ Под редакцией Стребелевой Е.А. — М.: Издательский центр «Академия», 2001, 312с.

27. Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. Лепим из пластилина. — Ростов-на -Дону: Издательсво «Феникс», 2003.

28. Ткаченко Т. А. Использование физкультминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением зрения. //Дошкольное воспитание. 1986 — № 3 — С. 36.

29. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида под ред. Л. Плаксиной. -М.: Издательство «Экзамен», 2005.

30. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. -М.: ООО издательство Астрель: издательство Аст, 2004.

31. Фольклор малых социальных групп. Традиции и современность: — Санкт-Петербург, Государственный республиканский центр русского фольклора, 2008 г.- 296 с.

32. Фольклор саянских тюрков XIX века (комплект из 2 книг): — Москва, Но-вый Ключ, 2003 г.- 1200 с.

33. Христовщина и скопчество. Фольклор и традиционная культура русских мистических сект: Александр Панченко — Санкт-Петербург, ОГИ (Объединенное Гуманитарное Издательство), 2004 г.- 544 с.

34. Фролова Г. А. Физкультминутка. Дмитров: Издат. Дом «Карапуз», 1998.

35. Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. -СПб., 2000.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector