Современные социологические теории

Социология в России.

 

Наряду с западноевропейскими социологами активное участие в развитии социологической мысли принимали и ученые России.

В дореволюционный период в российской социологии развивались такие направления, как натуралистическое (Л.Мечников), марксистское (Г.Плеханов, В.Ленин), позитивистское (Н.Лавров, Н.Михайловский, М.Бакунин, П.Кропоткин), психологическое (Н.Кареев, Э.Де-Роберти), христианско-гуманистическое (Н.Бердяев, С.Булгаков, Вл.Соловьев).

Виднейшим российским социологом был М.Ковалевский, уточнивший представления о предмете и методе социологии и основавший школу политической социологии. В соответствии с общими течениями общественной мысли в российской социологии выделялись славянофильское направление (Н.Данилевский, П.Киреевский, А.Хомяков), западническое (реформистское) направление (К.Кавелин, Т.Грановский) и революционно-демократическое (В.Белинский, А.Герцен, Н.Чернышевский).

К числу важнейших особенностей российской социологии можно отнести следующие:

1. синтетический характер развиваемых теорий, использование методов и результатов из области теории государства и права, экономики, философии, естественных наук;

2. нравственный подход к социологическим исследованиям;

3. тесная связь с общественной жизнью и непосредственное участие большинства социологов в политической деятельности.

Макросоциологические концепции, ориентированные на анализ крупномасштабных социальных явлений (наций, государств, классовой структуры) нашли благодатную почву в России, где социология в качестве самостоятельной науки оформилась немного позже, чем на Западе, между 1868-1875 годами. Социологическая мысль в России испытывала заметное влияние концепций западных социологов: О.Конта, Г.Спенсера, Г.Зиммеля, М.Вебера, Э.Дюркгейма и др.

Рассмотрим более подробно взгляды некоторых выдающихся социологов России.

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) – создатель первой в истории социологии антиэволюционистской модели общественного прогресса. Взамен «произвольных» систем он предлагает «естественную» систему группировки исторических событий. Каждый организм, в том числе культурно-историческое явление, рассматривается как целостная система. Носителями исторической жизни выступают «естественные» системы – обособленные «культурно-исторические типы». Главным критерием выделения типов является языковая близость, а сам культурно-исторический тип понимается как сочетание психоэтнографических, антропологических, социальных, территориальных и других признаков.

9 стр., 4247 слов

Социология (сдохли мои пальцы)

... девиантному поведению относится – самоубийство Укажите автора пассионарной теории этногенеза – Л. Гумилев Этническая социология изучает – социально обусловленность традиционной культуры, этническую обусловленность общих и частных процессов, воздействие ...

Лев Ильич Мечников (1838-1888).

Он являлся крупнейшим представителем географической школы в социологии. Л.И.Мечников стремился объяснить неравномерность общественного развития изменением значения одних и тех же географических условий, прежде всего водных ресурсов и путей сообщения, в различные эпохи под влиянием экономического и технического прогресса. В соответствии с этим он выделял три периода в истории цивилизации: 1) речной – со времени возникновения первых рабовладельческих государств в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы; 2) средиземноморский – от основания Карфагена; 3) океанский – после открытия Америки. Л.И.Мечников считал критерием общественного прогресса «нарастание общечеловеческой солидарности».

Петр Лаврович Лавров (1823-1900) первым ввел в социологическое знание такие термины, как «антропологизм», «субъективный метод», «субъективная точка зрения». Основную задачу социологии П.Л.Лавров усматривал в изучении мотивов деятельности личностей и их нравственных идеалов. При этом особое внимание уделялось анализу «солидарных» действий людей, направляемых их общими интересами. Под солидарностью Лавров понимал «сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным» и «что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех солидарных с нами людей». Однако главными факторами, направляющими деятельность людей, он считал их внутренние мотивы, идеалы и волю. Основным двигателем истории, по его мнению, являются действия критически мыслящих личностей, составляющих передовую часть интеллигенции.

Николай Константинович Михайловский (1842-1904) продолжил разработку субъективного метода в социологии. Много внимания он уделял решению проблемы взаимодействия личности и общества. Главными действующими лицами в обществе являются критически мыслящие личности с их индивидуальностями. Михайловский отверг эволюционную теорию Ч.Дарвина и Г.Спенсера и исходил из теории необходимости спасения индивида от разрушительного воздействия социального контроля. Выдвинув свою теорию общественного прогресса, Михайловский считал, что в основе развития общества лежат не биологические, а социальные процессы, в том числе разделение труда, борьба нового уклада общественной жизни со старым, передовых и реакционных идей и общественных идеалов. Он указывал на прогресс общества и прогресс личности.

Николай Иванович Кареев (1850-1931) особое внимание уделял роли индивида в истории, главной составляющей единицы организованной среды, и выделял три основные стороны духовного бытия человека: его ум, чувства и волю. Он пришел к выводу, что общество является сложным продуктом взаимодействия биологических, физиологических факторов, а также факторов внешней среды. Социологические исследования Кареева были направлены на развитие идеи прогресса общества. Подобно другим представителям психологического направления в социологии, Кареев указывал на важное значение психологии в объяснении общественных явлений, ибо последние, по его мнению, всегда имеют психологическую основу. Он отмечал, что в деятельности и поведении людей, а значит и всей общественной жизни, большую роль играют интеллектуальная, эмоциональная и волевая стороны их духовного мира.

6 стр., 2898 слов

Тема 1. Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук

... на общество. Они представляли общество как совокупность общественных связей и отношений всех социальных субъектов. Основной принцип марксистской социологии - сведение индивидуального к социальному. Общество определяет содержание и направление деятельности человека, ...

Все перечисленные авторы считали себя эмпириками и позитивистами, однако это не мешало им придать главное значение этическим проблемам социологии.

Евгений Валентинович Де-Роберти (1843-1915) развил в своих трудах теоретический и методологический подход к исследованию общественных явлений. В своей психологической социологии Де-Роберти исходил из того, что все общественные явления представляют собой результат деятельности людей. Поэтому социология как опытная наука об обществе должна быть тесно связана с психологией, предметом которой является психологическая деятельность людей, определяющая их социальную деятельность. Основную цель социологии Де-Роберти видел в познании «законов психического взаимодействия». Он считал. Что социология по своему содержанию во многом совпадает с социальной психологией.

Важным этапом в развитии социологической мысли в России стала публикация двухтомного труда Максима Максимовича Ковалевского (1851-1916) «Социология». Ковалевский дает свое определение социологии как науки об организации и эволюции. Конт выделял в социологии как разделы социальную статику и социальную динамику. Ковалевский указывает на роль многих факторов общественного развития: экономических, демографических, политических, нравственных и т.д. В этом заключается мировоззренческий и методологический смысл социологического плюрализма М.Ковалевского. Исходя из основных установок социологического плюрализма, он разрабатывал теорию общественного прогресса, которую считал ядром его социологии. Закон прогресса, по его мнению, является основным законом социологии. В своей теории общественного прогресса Ковалевский исходил из того, что все народы проходят одни и те же стадии развития, но не одновременно. Применив историко-сравнительный метод, можно получить представление о прошлом народов, ознакомившись с современной общественной жизнью отсталых стран, а также о будущем последних, учитывая достижения современных передовых стран.

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – один из крупнейших социологов ХХ в. В книге «Социальная мобильность» он рассматривал понятия горизонтальной мобильности, т.е. фактическое перемещение в физическом пространстве, миграция, и вертикальной мобильности – изменение социального статуса, «движение вверх и вниз по социальной лестнице». В разных типах общества это движение различно по виду и скорости. В каждом обществе существуют так называемые лифты, посредством которых осуществляется это движение, например: армия, школа, бюрократия, профессиональные и богословские организации. Сорокин пришел к выводу, что мобильность способствует развитию умственной гибкости и разносторонности интеллекта вообще, но, в свою очередь, порождает скептицизм, цинизм, приводит к патологической изоляции, моральному падению.

В 1922 г. П.А.Сорокин вместе с другими русскими интеллигентами был выслан из России, с конца 1923 г. работал в Гарварде (США), опубликовал ряд работ по проблемам динамики культуры, социологической теории, теории конвергенции.

Несмотря на то. Что во второй половине XIX – начале ХХ в. социология в России получила достаточно широкое распространение, она не была представлена в качестве учебной дисциплины в университетах до революции 1917 г. В 1916 г. в России было организовано первое социологическое общество им. М.М.Ковалевского, президентом, которого стал А.С. Лаппо-Данилевский, секретарем – П.А.Сорокин. Была принята широкая программа исследований. Первая мировая война, а затем Октябрьская революция приостановили работу общества.

2 стр., 923 слов

Цели и задачи курса. 1.Познакомить с основными социальными и ...

... 5. Уровни общения 6. Развитие представлений о социальной перцепции 7. Эффекты социальной перцепции: ореола, новизны, первичности 8. Теория каузальной атрибуции 9. Типы коммуникативных процессов 10. ... общения.   Тема 4. Общение как восприятие людьми друг друга. Проблема социальной перцепции и взаимопонимания. Психологическая структура восприятия человека человеком: восприятие его внешних ...

Выдающимися представителями марксистского течения социологической мысли в России были Г.В.Плеханов и В.И.Ленин.

Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) развил материалистическое понимание истории, показав сложность отношений общественной психологии в той идейной борьбе, которую ведут социальные группы в данном обществе.

Владимир Ильич Ленин (Ульянов) (1870-1924)противопоставил марксистскую диалектику и материалистическое понимание закономерностей развития общества, роли народных масс, классов и личности в истории. В его трудах можно выделить три уровня развития марксистской социологической мысли: 1) дальнейшая разработка марксистской теории общества (прежде всего российского); 2)применение этой теории для анализа различных сфер жизни общества; 3) систематическое проведение исследований прикладного характера, в ходе которых он использовал разнообразные приемы сбора социальной информации.

В первые годы советской власти наблюдался значительный «взлет» социологии. Были созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. В 1919 г. учрежден Социобиблиографический институт, затем он был переименован в Российский социологический институт. Возобновило свою работу Российское социологическое общество им.М.М.Ковалевского, председателем которого стал Н.И.Кареев. В 1920 г. в Петроградском университете был образован первый в стране факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе которого стоял П.А.Сорокин.

В 1920 и 1926 гг. В СССР были проведены переписи населения, которые дали интересную социальную статистику по проблемам классовой структуры страны, образования, культуры, науки и т.д. В 20-30-х гг. проводились также научные социально-экономические и социально-этнографические исследования. Исследования социологов и социальных психологов выявили важную роль социального фактора в производственной деятельности человека.

Однако с приходом к власти Сталина, социологию стали рассматривать только на философском уровне. Социологические методы исследования общества были изъяты из обращения. На конкретное изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет. Социология была объявлена буржуазной лженаукой.

Перерыв в развитии социологической мысли в СССР продолжался до начала 60-х гг. Возрождение социологических исследований началось с наступлением «хрущевской оттепели». Исследование теоретических проблем социологии в период «оттепели» сопровождается возобновлением и развертыванием конкретных социологических исследований. В середине 60-х гг. начинают появляться первые крупные труды, обобщающие итоги этих исследований. В это же время были созданы первые социологические учреждения: сектор новых форм труда и быта, преобразованный в дальнейшем в Отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР, и лаборатория социологических исследований при Ленинградском государственном университете. В 1962 г. основана Советская социологическая ассоциация. В университетах (МГУ, ЛГУ и др.).

2 стр., 978 слов

Теория функц. систем Анохина

... характерно предварительное представление о цели, задачах и ожидаемом рез-те действия. Термин система применяется для того, чтобы отметить собранность, организованность группы элементов ... особенно ее интегративных структур - РФ, лимбической системы, аминоспецифических систем мозга. 2-й этап – формирование программы действия. В результате взаимодействия указанных факторов афферентный(входящий) синтез ...

а также в некоторых экономических вузах были введены спецкурсы по прикладной социологии.

Однако в период 70-х первой половины 80-х гг. вновь термин «социология» оказался под запретом. Теоретическая социология полностью отрицалась. Лишь в середине 80-х гг. это было пресечено. XXVII съезд КПСС обратил внимание на исследование различных проблем развития и функционирования социальной сферы как пространства жизнедеятельности человека; поставил вопрос об органической связи экономического и социального развития, о социальной эффективности экономического развития. Вопрос о дальнейшем развитии социологии как самостоятельной науки был поднят до общегосударственного уровня. В конце 80-х гг. произошло признание социологии как самостоятельной науки де-юре.

 

Современные социологические теории.

 

В начале ХХ в. начинает появляться специфика национальных школ в социологии, связанная с особенностью их формирования. Содержательно этот период характеризуется массовым развитием и совершенствованием эмпирических исследований и разработкой новых методов изучения социальных явлений.

Современный этап (50-е годы – настоящее время) знаменуется созданием академической социологии, ориентированной, прежде всего, на решение познавательных и практических проблем и опирающейся на прочный фундамент эмпирических фактов. Рассмотрим кратко некоторые из наиболее влиятельных современных социологических направлений.

Структурный функционализм

Это влиятельное течение социологической мысли восходит к работам О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, М.Вебера. Оно рассматривает общество как большой организм, отдельные части которого выполняют определенные функции. Поэтому социальная структура, общественные институты возникают и действуют ради удовлетворения общественных функций. Всевозможные социальные конфликты и противоречия рассматриваются в структурном функционализме как дисфункции, подлежащие устранению.

Важнейшим представителем этого направления был российско-американский социолог П.Сорокин. Его жизнь делится на два периода – российский и американский. Главным произведением П.Сорокина был четырехтомный труд «Социальная и культурная динамика» (1937-1941), превосходящий по объему даже «Капитал» К.Маркса и «Трактат по социологии» В.Парето. В своей работе Сорокин применяет к анализу общественных изменений социокультурный подход, основываясь на анализе огромного массива разнокачественных данных. Он выделяет два основных интегрированных типа культуры: идеациональный и чувственный. Идеациональной культуре свойственны рационализм, идеализм, индетерминизм, реализм, социологический универсализм, этика принципов и т.д. Соответственно чувственная культура характеризуется эмпиризмом, материализмом, детерминизмом, номинализмом, социологическим сингуляризмом, этикой счастья и т.п. Кроме того, Сорокин выделяет третий, идеалистический тип культуры, синтезирующий два базовых типа. Другим важнейшим направлением научных интересов П.Сорокина было исследование социальной структуры, стратификации и мобильности. Ему принадлежит также фундаментальная «Система социологии», блестящие исследования «Современные социологические теории» и полсотни других монографий.

12 стр., 5893 слов

АЛСТЕД Я. — Психология, социология, общество. Модели мотивации

... за включение концепций психоанализа в социологию. [45]. В рамках анализа влияния психики человека на социальную организацию моя модель мотивации позволяет лучше понимать общество. В основе статьи моя ... жизни. Кернберг показал четыре способа различения уровней психической организации и уровней защитных действий [19, 20] 1. Диффузия личности (шизоидный уровень). 2. Раздвоение (пограничный уровень). ...

Другим выдающимся представителем структурного функционализма был американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1978).

Парсонс творчески освоил наследие М.Вебера, будучи его зятем, а также Э.Дюркгейма и многих других классиков. Это позволило ему создать оригинальную социологическую теорию, опубликованную в монографиях «Структура социального действия», «Система современных обществ» и других работах. Ключ ко всей концепции Парсонса – категория равновесия, ибо общество, по Парсонсу может существовать и самосохраняться только в равновесии. Нарушение равновесия означает дестабилизацию или гибель социальной системы. Отсюда основная задача социологии – дать рекомендации по стабилизации общества, т.е. по поддержанию равновесия. Для выживания должны быть решены основные проблемы: 1) приспособление (адаптация); 2) формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения (целеполагание); 3) поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений (интеграция); 4) обеспечение внутренней стабильности, равновесия, самотождественности системы (латентность – поддержание образца.).

В основе теории Т.Парсонса лежит восходящее к М.Веберу понятие «социального действия». Разработанная модель социального действия, Парсонс считает, что ее основными составляющими элементами являются деятель, ситуация и ориентация деятеля на ситуацию. Структура социального действия выглядит следующим образом:

— Система норм и ценностей, которая в общих чертах соотносит цель с ситуацией, ограничивая выбор средств, задавая диапазон, набор возможного и невозможного;

— Принятие индивидуальных решений о путях достижения целей;

— Существование средства и условия.

Формализованная модель системы социального действия включает четыре подсистемы: социальную (обеспечивает интеграцию действий множества индивидов), культурную (содержит наиболее общие образцы действий, принципы выбора целей, ценностей, верований, знаний), личностную, органическую (организм как подсистема обеспечивает физическими и энергетическими ресурсами деятеля для взаимодействия со средой).

Развитие общества носит, по Парсонсу, эволюционный характер и описывается с помощью дифференциации (неизбежно возникающей и прогрессивно нарастающей неоднородности внутри системы) и интеграции (росту целостности системы благодаря появлению и упрочению новых взаимодополняющих связей и координации между частями).

Парсонс различает три типа общества:

Примитивный, в котором дифференциация выражена незначительно;

Промежуточный, связанный с появлением письменности, социального расслоения, выделения культуры в самостоятельную область человеческой деятельности;

Современный, характерной чертой которого является отделение правовой системы от религиозной, формирование административной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы.

Т.Парсонсу также принадлежат исследования в области социальной стратификации, мотивации, экономической деятельности, методологии и др.

Символический интеракционизм

Символический интеракционизм, как теория социального взаимодействия, рассматривает человеческое общение как постоянный диалог, осуществляемый с помощью символов.

Предшественниками данной теории были американские социологи Ч.Х.Кули (1864-1929) и У.Томас (1863-1947).

Однако основоположником символического интеракционизма считается американский ученый Джордж Герберт Мид (1863-1931).

При операционализации своей теории Мид ввел различие между знаками, жестами и значимыми символами. Главная характеристика человеческого действия, по Миду, — использование символов. Мид различает две формы или две ступени социального действия: общение при помощи жестов (сокращенная схема действия, когда по отдельному жесту можно восстановить действие в целом) и символически опосредованное общение (взаимодействие с помощью языка).

Значимые символы (например, мать, отец, хорошо, плохо) могут выполнять координирующую функцию только в том случае, если они являются достоянием группы. Ситуации недопонимания или ошибочного понимания из-за разности в языках приводит к нарушению взаимодействия. Эти нарушения могут быть исправлены с помощью метакоммуникации, т.е такого общения, в процессе которого партнеры сравнивают смысл употребляемых ими понятий и вырабатывают общую систему значений. Отсюда вытекает, что

— человек осуществляет деятельность в отношении объектов на основании тех значений, которые он им придает;

— сами значения есть продукт социального взаимодействия;

— значения возникают и изменяются посредством их интерпретации, переопределения.

При операционализации своей теории Мид ввел различие между знаками, жестами и значимыми символами. Главная характеристика человеческого действия, по Миду, — использование символов. Мид различает две формы или две ступени социального действия: общение при помощи жестов (сокращенная схема действия, когда по отдельному жесту можно восстановить действие в целом) и символически опосредованное общение (взаимодействие с помощью языка).

Значимые символы (например, мать, отец, хорошо, плохо) могут выполнять координирующую функцию только в том случае, если они являются достоянием группы.

Феноменологическая социология.

Представителями данной теории являются Альфред Шюц (1899-1959), Питер Бергер (род. в 1929), Томас Лукманн (род. в 1927).

Более детальный анализ феноменологии поведения провел австро-американский ученый Альфред Шюц. он подчеркивал, что разница ценностных и смысловых значений обусловлена спецификой социализации и зависит от принадлежности индивида к той или иной культуре, социальному слою, профессиональной группе. Задача социологии, по Шюцу, — понять процесс становления объективности социальных явлений на основе субъективного опыта индивидов. Ученый приводит несколько постулатов (правил), которым должен придерживаться социолог, создавая теоретическую модель жизненного мира:

1. Постулат релевантности (представительности).

Модель социального мира должна учитывать только те моменты, которые фиксируют типичные связи и отношения исследуемого предмета.

2. Постулат адекватности. Социологическая модель и содержащиеся в ней знания, мотивы, планы, действия должны быть выстроены таким образом, чтобы с точки зрения здравого смысла они тоже воспринимались как «разумные и понятные».

3. Постулат логической последовательности. Понятия, которыми пользуется социологическая наука, следует согласовывать друг с другом, и основанные на них высказывания не должны противоречить друг другу.

4. Постулат согласования. Социолог не изобретает мир заново, он строит свою объяснительную модель таким образом, чтобы ее можно было эмпирически проверить.

Феноменологическая социология впервые рассматривает повседневность как основу и необходимую предпосылку исследования в социальных науках и как тему, предмет этого исследования.

Социология конфликта.

В противовес структурно-функциональным теориям, ориентированным на социальное равновесие и рассматривающим конфликт односторонне, как дисфункцию или угрозу социальной системе, ряд современных исследователей (Ч.Миллс, Л.Козер, Р.Дарендорф и др.) видят в конфликте естественную и прогнозируемую составляющую социального организма. У истоков теории «социального конфликта» стоял американский социолог Ч.Миллс.

Опираясь на идеи К.Маркса, М.Вебера, В.Парето и Г.Моска, Миллс утверждал, что любой макросоциологический анализ чего-то стоит лишь в том случае, если он касается проблем борьбы за власть между конфликтующими социальными группами.

Американский социолог Л.Козер определяет социальный конфликт как «борьбу за ценности или статусные привилегии, за власть и дефицитные ресурсы, в которой цели противостоящих сторон состоит не только в овладении ими, но и в нейтрализации или устранении своего соперника». Конфликт, по его мнению, — важнейший элемент социального взаимодействия, каждое общество, хотя бы потенциально, содержит конфликты.

В качестве основных функций социального конфликт выделяются:

— интеграция социальной структуры;

— сохранение солидарности внутри групп;

— укрепление межчеловеческих отношений;

— управление социальными изменениями.

Обосновывая главные положения теории социального конфликта, немецкий социолог Ральф Дарендорф (род. в 1929) утверждает, что все социальные организации основываются на перераспределении власти. Возможности распределения власти и авторитета крайне ограничены, и поэтому члены любого общества борются за их перераспределение. Эта борьба может не проявляться открыто, но основания для нее существуют в любой социальной структуре. Острота конфликта и оперативность его регулирования зависят от типа социальной структуры, степени ее открытости. Таким образом, согласно Дарендорфу, в основе конфликтов человеческих интересов лежат не экономические причины, а стремление человека к перераспределению власти, наиболее адекватной для регулирования социальных конфликтов формой общества является демократическое, открытое общество, в котором развертывание и протекание конфликтов предельно формализовано.

Теория социальных изменений

Теория социальных изменений в социологии существует в нескольких вариантах. Сконструировать модель социального изменения в традициях структурного функционального анализа попытался Роберт Мертон (род. в 1910), находящийся под сильным влиянием идей П.Сорокина и Т.Парсонса. Мертон предложил систему множественных моделей функционального анализа на уровне конкретных социальных систем и общностей. Он наряду с понятием функции ввел понятие «дисфункция», т.е. заявил о возможности отклонения системы от принятой нормативной модели, что, в свою очередь, должно повлечь за собой или новый этап в приспособлении системы к существующему порядку, или определенное изменение системы норм. Таким путем Мертон пытался ввести в функционализм идею изменения. Но он ограничил изменение «средним» уровнем – уровнем конкретной социальной системы, связав его с проблематикой «разлада» системы – с понятием аномии (безнормие).

Кроме разработанной Мертоном модели социального изменения, существует целый ряд других – однофакторных и многофакторных – моделей. Общее, что характеризует все модели, — это попытка выяснения причины становления и развития тех или иных социальных явлений, т.е. попытка дать им причинно-следственное объяснение.

Постиндустриализм.

В отличие от всех вышеназванных направлений это течение социологической мысли целиком и полностью сформировалось в послевоенные годы и посвящено теоретическому осмыслению перспектив развития наиболее развитых стран как образцу для всего человечества. Поэтому постиндустриализм отчасти является футурологией.

Основоположником постиндустриализма является американский социолог Дэниел Белл (род. в 1919), разработавший целостную теорию постиндустриального общества. Понятие постиндустриального общества, по мнению Д.Белла, является аналитической конструкцией, а не картиной специфического или конкретного общества. Он систематически рассматривает изменения, происходящие в трех основных, относительно автономных сферах общества: социальной структуре, политической системе и сфере культуры (при этом к социальной структуре Белл несколько нетрадиционно относит экономику, технологию и систему занятости).

Концепция постиндустриального общества, по Беллу, включает пять основных компонент:

1) в экономическом секторе – переход от производства товаров к расширению сферы услуг;

2) в структуре занятости – доминирование профессионального и технического классов, создание новой «меритократии»;

3) осевой принцип общества – центральное место теоретических знаний;

4) будущая ориентация – особая роль технологии и технологических оценок;

5) принятие решений на основе новой «интеллектуальной технологии».

Основным производственным ресурсом постиндустриального общества является информация.

К постиндустриальному направлению в социологии можно отнести фундаментальную работу Мануэля Кастельса (род. в 1942) «информационная эпоха. Экономика, общество и культура» Предметом исследований Кастельса является осмысление новейших тенденций в развитии общества, связанных с информационно-технологической революцией, глобализацией, экологическими движениями. Кастельс фиксирует новый способ общественного развития – информационный. В этом способе развития источник производительности заключается в технологии генерирования знаний, обработки информации и символической коммуникации. Здесь происходит воздействие знания на само знание. Кастельс отмечает, что в информационном обществе возникает особая социальная организация, в которой операции с информацией становятся базовыми источниками производительности и власти.

Совокупность исследований в области постиндустриальной теории весьма обширна, а ее границы довольно расплывчаты.

Перечень современных школ и направлений можно было бы продолжить. Однако обратим внимание на наиболее крупные различия между ними обусловленные следующими условиями и факторами.

1. Традиционно фиксируется различие между так называемой восточной социально-культурной традицией и западной. Классические социологические концепции, развившиеся в странах Запада (структурный функционализм и др.) существенно отличаются от традиций восточного социологического мышления. Там взаимодействие человека с обществом и природой мыслится иначе. Это видно на примере концепции жизненных сил — универсальной парадигме в социологии, опирающейся на синергетику. (Синергетика — междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в начале 70-х годов и ставящее в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы: физических, химических, экономических, социальных).

2. Характер социологических теорий, концепций в значительной степени определяется той социально-культурной проблематикой, теми проблемами общественной жизни, которые решает общество в конкретно-историческое время. Именно время определяет актуальность конкретного социологического знания. Сегодня, например, активно обсуждается вопрос о формировании экосоциологической концепции в рамках инвайронментальной социологии. Это отражение того, что экосоциологическое мышление идет на смену антропосоциологической концепции. ( Антропоцентризм — воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания).

3. Специфика социальных отношений как объект исследований в социологии также определяет специфику социологических теорий.

4. На характер социологических школ, направлений накладывает свой отпечаток личность самого социолога.

В последние 20 лет в западной социологии предпринимаются настойчивые попытки преодолеть «мультипарадигмальность» (вавилонское столпотворение несовместимых друг с другом «социологических парадигм»), найти некоторые устойчивые «метапарадигмы», объединяющие враждующие социологические ориентации. (Парадигма— это совокупность принципов и подходов, лежащих в основе соответствующих теоретических и методологических концепций, школ, направлений. Описывается она такими терминами, как «системный подход», «принцип развития», «причинный анализ» и т.п. Парадигма социологическая — это также система методологических и теоретических положений, которые кладутся в основу конкретно-социологического исследования).

ПАРАДИГМЫ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ. В настоящее время основными социологическими теориями являются на макроуровне: структурно-функциональный и конфликтологический подход, а на микроуровне: теории межличностного взаимодействия.

Сравнительный анализа структурно-функционального подхода и конфликтологического подхода представлен в таблице 1.

Таблица N 1

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Общество в целом состоит из тесно взаимосвязанных друг с другом компонентов; они тесно взаимодействуют друг с другом и в целом поддерживают существование всей системы. Социальная интеграция происходит на основе следования большинством граждан единой системе ценностей. Армия, правоохранительные и правозащитные органы — средство контроля за единством общества. Общество развивает свои институты, которые адаптируются к внешней среде и обеспечивают этим выживаемость всей системы.   Социальная структура общества есть результат разделения социальных функций. Смена важности и полезности функций ведет к смене социальной группы, находящейся на верху.   Изменения в обществе происходят путем эволюции. Дисфункциональные формы поведения и институты угрожают самовыживанию общества; подобные формы поведения и институты подлежат контролю и устранению. Основатели:.Спенсеp,Э.Дюpкгейм Современные представители Т.Парсонс, Р.Мертон Трение и конфликты между социальными группами – естественное состояние общества; социальная жизнь есть нескончаемый процесс борьбы за власть. Каждая социальная группа обладает своей системой ценностей. В обществе господствует система ценностей правящего класса (идеология), все прочие подавляются. Армия, правоохранительные и правозащитные органы — средство подавления правящими угнетенных. Формирование институтов стихийно. Общество не в силах управлять эти процессом. Отсюда, конфликт между обществом и природой Социальные структуры закрепляют преимущества одних социальных групп по отношению к другим; группы находящиеся наверху, так организуют общество, чтобы поддерживать и укреплять свое господство. Изменения в обществе происходят путем революции. Почти каждое социальное действие служит выгоде одних общественных элементов и наносит вред другим элементам, но благодаря этому идет процесс развития Основатели: К.Маpкс, М.Вебеp Современные представители: Р.Дарендорф.

 

В 1993-1994 гг. было проведено исследование, одной из задач которого являлось сравнение парадигмы и структуры знаний в российской и западной социологии за период с 1987 по 1992 г., выявление их сходства и различия, выявление зависимости научного (социологического) сознания от ненаучного (общественного); сравнение общественного сознания, а также менталитета российского и западного обществ (культур).

На основе анализа данных были получены следующие результаты.

Российское сознание характеризуется преобладанием духовных ценностей. Оно имеет профетический (пророческий) характер, связанный с устремленностью в будущее. Российское сознание целостно-гуманитарно (явно преобладает проблема личности), западное – прагматически-рационалистично (преобладает тематика здравого смысла).

Российское сознание является более историческим и эстетическим (художественным), западное — теологическим и этическим. Западное сознание озабочено проблемами социального устройства. В российском менталитете явно преобладает проблема творчества.

В западной социологии преобладают проблемы свободы и равенства, в российском – проблемы творчества. Социология отражает устроительный (умеренный) характер западного менталитета в отличие от преобразовательного (радикального) характера российского. Российскую социологию характеризует фундаментальность (теоретичность) знания, западную – формализация (категоризация) знания.

В российском социальном знании преобладает социальная философия, в западном – социальная теория. Российская социология характеризуется явным доминированием исторического подхода, а западная – подхода стратификационного. В российской социологии преобладает теория деятельности, в западной – теория действия. Западную социологию характеризует организационная проблематика, Российскую – управленческая.