24. Психология воспитания и самовоспитания

24. Психология воспитания и самовоспитания

Цели воспитания

Воспитание — вторая после научения сторона социализации ре­бенка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление познава­тельных процессов человека, его способностей, приобретение им зна­ний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование че­ловека как личности, его отношения к миру, обществу, людям. Воспитание — это не отдельный процесс, а сторона научения, имею­щая много общего и отличного от того, что обсуждалось в предыдущем разделе учебника.

Воспитание начинается с определения его целей. Главная за­дача воспитания — формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе.

Духовность означает приоритет высоких нравственных идеалов над сиюминутными потребностями и влечениями. У развивающейся личности это выражается в ее постоянном стремлении к нравствен­ному самосовершенствованию. Свобода есть стремление к внутренней и внешней независимости человека, сопровождающееся обязательным признанием соответствующих прав за любой другой личностью, независимо от ее социального положения, национальной, религиоз­ной, политической, классовой и иной принадлежности. Ответствен­ность — обратная сторона и неизменный спутник свободы там, где свобода есть действительное благо для личности.

Наряду с общей целью возникают и специальные социальные воспитания, которые мы в состоянии описать лишь приблизи­тельно. Они соответствуют изменчивым требованиям текущего мо­мента истории данного общества и определяют собой актуальное направление его прогресса. Через некоторое время, когда общество завершит соответствующий этап своего развития и двинется дальше, они могут стать другими.

Средства и методы воспитания

Конкретно под средствами психологического воздействия на личность мы будем понимать предпринимаемые воспитателем действия, направленные на изменение личности воспитуемого. К ним можно отнести всевозможные виды научения, связанные с формированием поступков человека, убеждение, внушение, преобразования когнитивной сферы, социальных установок.

2 стр., 664 слов

Воспитание человека

... и навыков, но и потенциал развития человека Цели воспитания - это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и ... ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности; • развитие важнейшей социальной функции личности -общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и ...

Средствами воспитания могут стать личный пример воспитателя, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми, по­ступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые в пе­дагогической, художественной, публицистической и другой литературе. Воспитательное воздействие на человека как личность может ока­зывать все, что так или иначе личностно затрагивает его и способно повлиять на его психологию и поведение.

Средства воспитания по характеру воздействия на человека можно разделить на прямые и косвенные. Первые включают в себя непосредственно личностное воздействие одного человека на друго­го, осуществляемое в прямом общении друг с другом. Вторые со­держат воздействия, реализуемые с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитыва­емого.

Достоинство осознанного воспитательного воздействия состоит в том, что оно является управляемым, с заранее предвидимыми и, следовательно, контролируемыми результатами. Его недостаток — тот же, который обнаруживается у косвенного воспитания: ограниченность применения к детям ранних дошкольных возрастов, от­расти и младшего школьного возраста. Неосознанное воспитательное воздействие имеет место чаще, чем осознанное, но его достоинства и недостатки практически трудно оценить по причине недоста­точной контролируемости сознанием.

Когнитивные воспитательные воздействия нацелены на систему знаний человека, на преобразование ее. Поскольку большинство современных ученых склоняются к мысли о том, что знания человека о мире не только определяют его как личность, но и оказывают решающее влияние на его поведение, значение данной области воспитательных воздействий существенно возрастает, и в современных условиях она становится основной.

Эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояния, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний. Положительные эмоции делают воспитуемого открытым по отношению к субъекту воспитательных воздействий, отрицательные эмоции, напротив, отгораживают воспитателя от воспитуемого, блокируют оказание на него воспитательного воздействия.

Поведенческие воспитательные влияния непосредственно направлены на поступки человека. Вынуждая его действовать определенным образом и обеспечивая соответствующие, положительные или отрицательные подкрепления совершаемым поступкам, такие влияния косвенно воздействуют и на личность. В данном случае воспитуемый сначала совершает определенный поступок и только затем осознает его полезность или вредность, в то время как во всех предыдущих случаях изменения вначале происходят во внутреннем мире лич­ности, а уже потом проецируются на поведение.

Поскольку знания, эмоции и поступки человека взаимосвязаны, через любое из них можно оказать влияние на личность в целом. Это позволяет воспитателю при дефиците возможностей ставить ак­цент на какие-либо избранные воспитательные воздействия, доби­ваясь нужного результата. Однако полноценными воспитательные воздействия будут лишь тогда, когда они проводятся комплексно и затрагивают все сферы личности.

14 стр., 6612 слов

Психическая травма, её последствия и воздействие на развитие личности

... психическая травма. Предмет – влияние психической травмы на личность человека. 1. Определение психической травмы В литературе существуют различные ... связь между ним и его образной основой. При воздействии травмы происходит фрагментация сознания, при этом разные ... через длительные и интенсивные переживания, т.е. через эмоции. Иногда внутренняя переработка травматичной ситуации может быть не ...

В последнее время на практике широкое распространение полу­чили различные средства и методы психотерапевтического, психокоррекционного воздействия на личность. Традиционно психотерапия не была отделом педагогической психологии и понималась как спо­соб лечения или предупреждения возникновения различного рода заболеваний, частично или полностью имеющих психогенную приро­ду, т. е. зависящих от психологического состояния человека. В на­стоящее время во многих странах мира методы психотерапевтичес­кого воздействия вышли за пределы медицинской практики и стали широко применяться в психокоррекционных и психопрофилактичес­ких целях при воспитании личности к практически здоровым людям с целью обеспечить их лучшую адаптацию к реальным социальным условиям. К таким методам, в частности, относится социально-психологический тренинг. Он включает в себя множество частных методик, значительная доля которых направлена на то, чтобы на­учить человека лучше справляться с жизненными проблемами и стрессовыми ситуациями, устанавливать нормальные, бесконфликт­ные, эмоционально благоприятные взаимоотношения с окружающи­ми людьми, успешно решать деловые и личные проблемы.

Применение психокоррекционных методов предполагает взаимо­действие психолога и клиента (так называют здорового человека, обращающегося за помощью к психотерапевту или психологу)-В ходе такого взаимодействия клиент рассказывает специалисту о своих проблемах, а психолог или психотерапевт, вникая в них, помогает своими средствами клиенту справиться с этими проб­лемами.

В современной медицине и медицинской психологии весьма рас­пространена форма психотерапии, называемая психоанализом. Она основана на теории 3: Фрейда, на его трактовке движущих сил, предпосылок и условий личностного развития человека, происхождения его проблем и способов их разрешения. Задача, которую перед собой ставит психотерапевт, пользующийся психоаналитическим ме­тодом, состоит в том, чтобы довести до сознания клиента его неосо­знаваемые влечения, связанные с ними конфликты и предложить способы психологической защиты от них, которыми клиент мог бы воспользоваться на практике для управления собственными состояниями повышенной эмоциональной возбужденности и тревожности. Считается, что как только бессознательные мотивы и внутренние конфликты станут осознаваемыми, с ними легко сможет справиться на разумной, рациональной основе любой человек.

Одной из методик, которой пользуется психоаналитик для обнаружения бессознательных конфликтов и оказания .практической помощи клиенту, является метод свободных ассоциаций. Этот метод состоит в том, что психолог различными доступными ему способами стимулирует клиента к спонтанным речевым высказываниям, содержащим информацию о волнующих его проблемах (обычно это дела­ется в состоянии гипноза или в условиях повышенной внушаемости клиента).

Трудности и паузы, которые возникают в речи клиента при рассказывании о тех или иных событиях в его жизни, общее эмоциональное состояние клиента в этот момент времени показывают психоаналитику сферы жизни, с которыми вероятнее всего связаны неосознаваемые конфликты. Далее делается все, чтобы они стали осознаваемыми клиентом, и психолог оказывает ему помощь в том, как избавиться от данных проблем.

8 стр., 3853 слов

Физическое воспитание детей первого года жизни

... высокому уровню развития всего организма. И на­оборот, отсутствие своевременно начатого правильного воспитания и обучения ведет к отставанию в развитии, что с трудом компенсируется впоследствии. ... своевременному развитию движе­ний, совершенствованию их качества и точности. В первом полугодии жизни ребенка для стимулирования ак­тивности используются врожденные, безусловные рефлексы. Во втором ...

Есть и много других методов и средств психотерапевтического воздействия на личность, знакомство с которыми — задача специального курса психологии.

Теория воспитания

Под теориями воспитания имеются в виду концепции, объясняющие происхождение, формирование и изменение личности, ее поведение под влиянием воспитания. В качестве научной базы для таких торий выступают психологическая теория развития личности, социальная психология, возрастная психология.

Одна из теорий воспитания, распространенная в форме системы убеждений в обыденном сознании, не имеет много сторонников среди ученых. Она утверждает, что личностные качества человека, в основном, передаются по наследству и мало изменяются под влиянием условий жизни. Данная теория представляет пессимистический взгляд на возможности воспитания личности. В свое время, преимущественно до XVIII—XIX вв., она была довольно популярной среди философов, врачей и педагогов и оказала существенное влияние на те концепции воспитания, которые появились на рубеже XIX и XX вв. Ею, в частности, пользовались 3. Фрейд, Уи. Макдауголл, Э. Кречмер и другие. В те годы, когда они публиковали свои основные работы, как бы само собой разумеющимся считалось, что если не все, то по крайней мере значительная часть характеристик личности воспита­нию не подлежит, поскольку они являются врожденными.

Вторая теория по смыслу представляет собой как бы полную противоположность первой. В отличие от только что рассмотренной, которую можно было бы обозначить как биогенную, назовем последнюю социогенной, имея в виду лежащую в основе этой теории идею о почти исключительной социальной детерминированности личностных качеств человека. Данная теория утверждает, что все, что есть личного в человеке, возникает при его жизни под влияниемсоциальных условий и в принципе поддается воспитанию, начина от темперамента и кончая нравственными чувствами и установками. Хотя данная теория в целом, наверное, ближе к истине, чем предыдущая, против нее также можно выдвинуть ряд контраргументов. Основные из них следующие. Во-первых, некоторые свойства личности, по крайней мере, темперамент, не могут быть воспитаны, поскольку они напрямую зависят от генотипа и определяются им. Во-вторых, из психиатрии и психопатологии известны факты, свидетельствующие о связи болезненных состояний организма с изменениями в психологии личности больного человека. Например, при психических заболеваниях типа истерии и шизофрении наблюдаются существенные изменения в эмоционально-мотивационной сфере личности больного, которые не компенсируются воспитанием. То же самое касается наркомании, хронического алкоголизма и многих других психосоматических болезней. Следовательно, далеко не все в личности зависит только от .воспитания, многое определяется и состоянием организма.

Другие теории представляют собой промежуточные, компромиссные варианты двух рассмотренных. Они характеризуются одновременным признанием зависимости развития и функционирования личности как от биологических, так и от социальных факторов и отводят воспитанию значительную, хотя и ограниченную, роль. В этой группе теорий вопросы воспитания решаются дифференцирование с выделением и независимым рассмотрением отдельных групп психологических качеств личности и обсуждением возможностей их целенаправленного воспитания.

7 стр., 3112 слов

Тема: Роль воспитания в развитии личности

... реферата: – проанализировать сущность понятия - развитие личности; – изучить понятие, сущность и функции воспитания; – понять как воспитание влияет на формирование личности. Роль воспитания в развитии личности 1 Понятие о развитии Развитие человека – это процесс становления и формирования ...

Психологические теории воспитания различаются еще и тем, какие моменты, связанные с развитием личности, в них подчеркиваются. Есть группа теорий, предметом исследования в которых выступает характер человека. В теориях другого типа, обсуждаются вопросы становления и развития интересов и потребностей ребенка. Особый класс теорий составляют те, в которых предметом рассмотрения и соответственно, воспитания выступают черты личности. Здесь обнаруживаются определенные вариации, зависящие оттого, о каких чертах личности идет речь. Если имеются в виду так называемые базисные черты личности, возникновение и формирование которых у ребенка связывается с опытом раннего детства, то вопрос о возможности их воспитания соотносится только с данным периодом жизни. Считается, что, однажды сформировавшись, эти черты личности в дальнейшем почти не изменяются и чем старше становится ребенок, тем меньше возможностей у него остается для воспитания соответствующих личностных черт.

Если же речь идет о вторичных чертах, которые возникают и формируются позднее, а тем более — о высших чертах духовного мировоззренческого характера, выступающих в форме моральных социальных установок, то с их воспитанием связываются большие надежды. Утверждается, что такие черты можно воспитывать у человека в течение всей его жизни, однако для этого необходима специальная практика.

Довольно своеобразно решается вопрос о воспитании личности в русле необихевиористского подхода, представленного, например, теорией и практикой Б. Скиннера и его последователей. Поскольку здесь под личностными структурами понимаются привычки, умения и навыки поведенческого характера, то проблема их формирования и преобразования сводится к устойчивым изменениям в поведении человека. Считается, что с помощью специальной техники поведенческого научения, основанной на разумном использовании поощре­ний за положительные и наказаний за отрицательные реакции, на применении на практике механизма научения через оперантное обусловливание можно преобразовать личность в любом возрасте и в нужном направлении.

В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осу­ществлению самовоспитания.

Сам ребенок активен ужес рождения, он рождается со способ­ностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт челове­чества, он сам способен этот опыт приобретатьи творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами развития че­ловека являются самовоспитание, самообразование, самообуче­ние, самосовершенствование.

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта пред­шествующих поколений посредством внутренних душевных фак­торов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не наси­лие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя само­воспитание, человек может самообразовываться.

Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное раз­витие. Самообучение — это процесс непосредственного получе­ния человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

6 стр., 2518 слов

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

... черты, которые развились у человека, как единицы общества. Рассматривание его в качестве продукта биологического развития человека исключается. Взаимоотношения меж индивидом в качестве продукта антропогенеза, личностью, ... основу, на которой осуществляется формирование личности в качестве социального существа. Характер формируется в ходе воспитания, он отображает обстоятельства человеческой жизни ...

В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «самообучение» педагогика описывает внутренний духовный мир челове­ка, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы — воспитание, образование, обучение— лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.

Самовоспитание — деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно постав­ленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.Са­мовоспитание предполагает определенный уровень развития лич­ности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознатель­ном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки харак­теризуют зрелость человека и являются предпосылками органи­зации самовоспитания.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль.

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

Самоопределение представляет собой сознательный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, профессии, условий жизни.

К методам самовоспитания относятся: 1 — самопознание, 2 — самообладание, 3 — самостимулирование.

Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказанйе, самоограничение.