Тема 3. Психология воспитания

Тематика семинарских занятий по курсу «Педагогическая психология»

Тема 1. Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль человекознания.

План:

  1. Предмет и основные задачи науки.
  2. Основные категории науки (учение, обучение, учебная деятельность, научение и развитие, образование, воспитание).
  3. Основные проблемы исследований науки.
  4. Образование как многоаспектный феномен.
  5. Связь педагогической психологии с другими науками.
  6. Краткая история становления педагогической психологии.

Терминологический тезаурус: учение, обучение, воспитание, объект, субъект, цель, задача, знание, личность, научение, педагогическая психология, развитие, образование, подход, проблема, учение, психология обучения, психология воспитания, психология учителя, психология субъекта образовательной деятельности и его взаимодействия, парадигма обучения, система образования.

Контрольные вопросы

  1. Что является предметом изучения педагогической психологии?

  2. Какие задачи решает педагогическая психология в работе педагога?
  3. Какое место занимает педагогическая психология среди других человековедческих наук?
  4. Какие разделы выделяются в педагогической психологии?
  5. Чем отличается педагогическая психология от педагогики и психологии?
  6. Что является источником возникновения психолого-педагогических явлений?
  7. Какие основные группы психолого-педагогических явлений выделяются?

Тема 2. Методы педагогической психологии и их специфика План:

1. Понятие о методе исследования в педагогической психологии.

2. Требования, предъявляемые к методам и исследованию в целом.

3. Группы методов исследования в области педагогической психологии

4. Характеристика методов, применяемых в педагогическойпсихологии

Терминологический тезаурус: выборка, метод, методика, методология, диагностика, эмпирический метод, эксперимент, тест, опросник, интервью, анализ продуктов деятельности, наблюдение, проективный метод, эксперимент формирующий, надежность, валидность, пилотажное исследование, верифицируемость, достоверность, естественно-научная парадигма, гуманитарная парадигма, психосемантические методы, зависимая переменная, независимая переменная, внешняя переменная, экспериментальная группа, контрольная группа, констатирующий эксперимента, контрольный срез.

27 стр., 13251 слов

Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки

... Поэтому предметом изучения в психологии являются психологические законы. Задачи психологии. Область изучаемых явлений. Основная задача психологии — изучение законов психической ... самонаблюдение; экспериментальные методы – лабораторный, полевой, естественный, формирующий психолого-педагогический; психодиагностические методы – тесты стандартизованные и проективные, анкеты, социометрия, интервью ...

Контрольные вопросы

  1. Какова взаимосвязь методологии, методов и методик?

  2. Какие требования предъявляются к организации психолого-педагогического исследования?
  3. Какие классификации методов психологии вам известны?
  4. Как классифицирует методы психологического исследования Б.Г. Ананьев?
  5. Каковы этапы психолого-педагогического исследования?
  6. В чем специфика метода формирующего эксперимента? Как он проводится?
  7. Почему метод формирующего эксперимента называют специфическим методом педагогической психологии?

Тема 3. Психология воспитания План:

  1. Воспитание как образовательный процесс: содержание, характеристики, формы, функции, принципы.
  2. Цели воспитания: психологическая сущность, содержание. Воспитание как усвоение общечеловеческих ценностей.
  3. Развитие и воспитание духовности, нравственности.
  4. Критерии воспитанности учащихся. Диагностика воспитанности.
  5. Психологические механизмы и закономерности формирования личности.
  6. Психологические основы различных концепций воспитания.
  7. Психологические основы методов и форм воспитательной работы.
  8. Средства психологического воздействия на личность.
  9. Специфика целей, средств, содержания воспитания в различных институтах воспитания.

Терминологический тезаурус: воспитание, социализация, формирование, воспитанность, воспитуемость, отношение, факторы воспитания, социальная ситуации развития, самовоспитание, механизмы развития, конвенциональный уровень развития сознания, институты воспитания.

Контрольные вопросы:

  1. Что означает понятие «воспитание»?

  2. Чем формирование отличается от становления?
  3. Каковы критерии оценки воспитанности и воспитуемости?
  4. Какова цель воспитания?
  5. Каково соотношение понятий «социализация» и «воспитание»?
  6. Какие факторы воспитания выделяются?
  7. Какие этапы социализации проходит личность по теории Л.Кольберга?
  8. Кто является воспитателем для человека?
  9. Что включает в себя понятие «психологическое здоровье»?
  10. Какие средства и методы воспитательных воздействий выделяются?

Тема 4. Психология учебной деятельности План:

  1. Понятие и характеристики учебной деятельности.
  2. Психологическая сущность и функциональная структура учебной деятельности.
  3. Формирование мотивов учения школьников.
  4. Виды учебных действий.
  5. Усвоение – центральное звено учебной деятельности обучающегося.
  6. Формирование индивидуального стиля учебной деятельности ученика.
  7. Способность к учению и управление организацией учебной деятельности.
  8. Проблемы и причины школьной неуспеваемости.
  9. Психологические проблемы школьной отметки и оценки.

Терминологический тезаурус: навык, усвоение, учебная деятельность, учебная задача, учебные действия, учение, учебные операции, готовность, продукт учебной деятельности, цель учебной деятельности, факторы контроля, оценка, отметка, законы научения (эффекта, сохранения, взаимосвязности, тренировки, интенсивности, ассимиляции, результативности, неравномерности, плато, угасания), виды научения (импринтинг, условнорефлекторное, оперантное, викарное, вербальное), установление навыка, автоматизация навыка, параметры знаний (полнота, оперативность, глубина, гибкость, конкретность, свернутость, систематичность, осознанность).

8 стр., 3968 слов

Вопросы к экзамену для студентов заочной формы обучения по теории ...

... обучения. Мотивация как движущая сила познания. Сущность процесса воспитания. Особенности процесса воспитания. Методы воспитания и их характеристика. Формы и средства воспитания. Формы коллективной творческой деятельности. Коллектив как объект и субъект воспитания. ... Гуманистическая концепция. Психологические основания (А. ... учебно-воспитательного процесса. – М., 1999. Загвязинский В.И. Теория обучения: ...

Контрольные вопросы

  1. Каковы характеристики учебной деятельности?
  2. Каковы компоненты учебной деятельности?
  3. Какие учебные действия составляют содержание учебной деятельности?
  4. Каково содержание усвоения?
  5. Каковы параметры усвоения?
  6. Каковы этапы усвоения?
  7. Каковы уровни усвоения?

Тема 5. Психологические основы обучения План:

  1. Основные понятия психологии обучения.
  2. Соотношение обучения и развития.
  3. Психологическая характеристика форм обучения.
  4. Концепции обучения и их психологические основания.
  5. Теория поэтапного развития умственных действий П.Я.Гальперина.
  6. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе (Л.В. Занков, В.В. Давыдов).
  7. Проблемы дифференцирования и индивидуализации обучения.
  8. Психологические аспекты компьютеризации обучения.

Терминологический тезаурус: акмеология, обучаемость, обучение, обученность, экстенсивная модель, продуктивная модель, генерализация знаний, качество образования, зона актуального развития, зона ближайшего развития, личностно-деятельностный подход, оценка, отметка, обученность, обучаемость, воспитанность, воспитуемость, образовательная среда.

3 стр., 1289 слов

Структура педагогической деятельности. Педагогическая психология

... применяя активные методы обучения 4. помочь педагогу в реализации своих личностных и профессиональных качеств в педагогической деятельности   Структура педагогической психологии I. Психология ... образом, это деятельность, осуществляемая педагогом, и направлена она на психику другого человека – ребенка.   - Каковы задачи педагога?   Педагог в своей деятельности: · Обеспечивает знания, ...

Контрольные вопросы

  1. Каковы общепсихологические основы обучения?

  2. Каковы психологических характеристик форм обучения?
  3. В чем специфика личностно-деятельностного подхода в обучении?
  4. Каковы функции контроля обучения?
  5. Каковы этапы перехода контроля в самоконтроль?
  6. Какие виды оценок используются в обучении?
  7. Какие функции выполняет оценка?
  8. Каковы проблемы оценивания?

Тема 6. Психология личности учителя План:

  1. Показания и противопоказания к работе педагога.
  2. Структура личности педагога.
  3. Индивидуально-психологические факторы успешности педагогической деятельности.
  4. Личностные свойства учителя и их место в системе профессионально значимых качеств.
  5. Педагогические способности.
  6. Проблемы профессионально-личностного роста педагога.
  7. Психологические основы освоения педагогической деятельности.
  8. Диагностика личностного роста педагога.

Терминологический тезаурус: внутренние мотивы деятельности педагога, направленность педагога, специфические свойства личности педагога, профессиональные качества педагога, центрация педагога, компетентность педагога, педагогические способности, педагогические стереотипы, самосознание педагога, ролевой репертуар педагога, эмоциональное выгорание, деформация личности, профессиональное развитие.

Контрольные вопросы:

  1. Какая мотивация работы педагога определяется как критерий профессиональной пригодности?

  2. Какие индивидуально-типологические свойства выделяются как противопоказание к работе педагога?
  3. Какие типы профессиональной направленности выделяют в работе педагога?
  4. Чем отличаются личностные свойства от профессиональных качеств личности?
  5. Какие основания положены в основу различных классификаций педагогических способностей?
  6. Каковы этапы повышения квалификации педагога?
  7. Какие типы позиций в работе педагога можно выделить?
  8. Что означает понятие «центрация» педагога? Какие виды центрации выделяют?
  9. Каковы задачи психологической подготовки учителя?
  10. Какие деформации личности выделяют в работе педагога? Каковы пути их профилактики?

Тема 7. Психология педагогической деятельности План:

  1. Учитель как субъект педагогической деятельности. Характеристики, содержание и функции педагогической деятельности.
  2. Компоненты педагогической деятельности.
  3. Мотивация педагогической деятельности.
  4. Педагогические умения.
  5. Индивидуальные стили педагогической деятельности.
  6. Индивидуально-психологические факторы успешности педагогической деятельности.
  7. Психологический анализ урока.
  8. Проблемы профессионально-психологической компетенции педагога. Концепция педагогической акмеологии.
  9. Диагностика педагогической деятельности.

Терминологический тезаурус: внешние мотивы деятельности педагога, противоречия педагогической деятельности, профессиональные компетенции педагога, уровни продуктивности деятельности учителя, индивидуальный стиль педагогической деятельности, характеристики деятельности учителя, педагогическая оценка и отметка, виды оценок, правила оценивания, алгоритм оценивания, ретроспективный анализ урока, текущий анализ урока, прогностический анализ урока, педагогические умения.

23 стр., 11371 слов

Педагогическая психология 10

... узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Педагогическая психология рассматривает как целенаправленное взаимодействие воспитателя ... процесс напрямую. Они трансформируются личностно-профессиональными потребностями и целями педагогов. Поэтому в воспитании особенно велика роль личности. Ушинский К.Д. указывал: ...

Контрольные вопросы:

  1. Каковы функции работы педагога?

  2. Какие компоненты педагогической деятельности выделяются?
  3. Какие характеристики определяются индивидуальный стиль педагогической деятельности?
  4. Каковы функции педагогической оценки?
  5. Какие виды оценок использует в работе педагог?
  6. Каковы психологические основы оценивания личности?
  7. Какой алгоритм оценивания предложила В.С.Мухина?
  8. Какие этапы анализа урока выделяются?
  9. Каковы основания для анализа урока? Дайте характеристику урока педагога.
  10. Какие группы педагогических умений выделяет А.К Маркова? Что положено в основу данной классификации?

Тема 8. Психология педагогического общения План:

  1. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса.
  2. Уровни и стили общения учителя с учащимися.
  3. Создание атмосферы психологической поддержки в классе.
  4. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии.
  5. Барьеры, возникающие в педагогическом взаимодействии.
  6. Механизмы формирования взаимоотношений педагога с детьми.
  7. Психологическая компетентность в педагогическом общении.

Терминологический тезаурус: педагогическое общение, коммуникативные умения педагога, стиль педагогического общения, коммуникативная культура учителя, тип взаимодействия педагога, коммуникативные технологии в работе педагога, педагогическая перцепция.

Контрольные вопросы:

  1. Чем педагогическое общение отличается от житейского общения?

  2. Что выделяют в качестве единицы педагогического общения?
  3. Каковы аспекты рассмотрения проблемы педагогического общения?
  4. Каковы цели педагогического общения?
  5. Какие базовые умения выделяют в коммуникативной культуре педагога?
  6. Какие коммуникативные технологии выделяются в работе педагога?

Тема 9. Общение и коммуникативно-организаторская деятельность педагогов в процессе обучения. План:

  1. Руководство детскими группами и коллективами.
  2. Стили педагогического руководства.
  3. Учебно-педагогическое сотрудничество и соперничество.
  4. Концепция коммуникативной культуры педагога Р.М.Фатыховой.
  5. Психолого-педагогическая сопровождение субъектов учебно-воспитательного взаимодействия.

Тема 10. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса План:

1. Понятие психолого-педагогического сопровождение субъектов учебно-воспитательного взаимодействия.

5 стр., 2005 слов

Психология общения 10

... достижения каких-либо других целей. В деловом общении предметом общения является дело. Особенности делового общения: Партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта. ... но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. 5. Духовное общение – межличностное общение (доверительно-неформальное) друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно ...

2. Направления сопровождения

А) Психологическая диагностика;

Б) психологическая коррекция;

В) психологическое консультирование и просвещение как основные направления психолого-педагогического сопровождения.

3.Работа школьного психолога с семьями учащихся.

Терминологический тезаурус: барьеры педагогического общения, психологические особенности субъектов взаимодействия, критерии оценки эффективности педагогического взаимодействия, затруднения педагогического взаимодействия,

Контрольные вопросы:

  1. Каковы основные области затруднений в педагогическом взаимодействии?

  2. С какими коммуникативными барьерами встречается в работе педагог? Каковы пути выхода из них?
  3. Какие методы психолого-педагогического сопровождения субъектов взаимодействия используются в учебно-воспитательном процессе?

Рекомендуемая литература

а) основная литература

  1. Габай Т.В. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.В.Габай. – 5-е изд., стер. – М.: Изд. Центр «Академия», 2010, — 240с.

  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Зимняя – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2003. – 480с.
  3. Казанская В.Г. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Г. Казанская – СПб.: Питер, 2005. – 366с.
  4. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.В.Клюевой. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 400с.
  5. Психология: Учебник для педагогических вузов / под ред. Б.А. Сосновского – М.: Юрайт- Издат, 2005с. – 660с.

б) дополнительная литература

  1. Акопов Г.В. Социальная психология образования. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. – 296с.

    21 стр., 10094 слов

    1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

    ... исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, организованное ... темперамента, характера, восприятия, мышления, памяти, ощущения, эмоций, мотивации. Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и ...

  2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. – СПб.: Изд-во «Союз», 2002. – 271с.
  3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994.
  4. Кривцова С.В. тренинг. Учитель и проблемы дисциплины. – М., 1997.
  5. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребенка. – М., 2003.
  6. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности – 2-е изд., стер. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003 – 400с.
  7. Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 208с.
  8. Пахальян В.Э. Личностно-ориентированное консультирование в образовании. Материалы к организации и проведению учебных занятий. Учебное пособие. Практикум. – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 64с.
  9. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с англ. – М., «Когито – Центр», 2002. – 396с.
  10. Рахимов А.З. Нравология — Казань, 2006, 600 стр.
  11. Рахимов А.З. Психодидактика – Уфа, 2003 г., 400 стр. (изд. 2-ое)
  12. Реан А.А. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999.
  13. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. Серия «Учебники и учебные пособия». – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. – 544с.
  14. Трофимова Е.В. Шафикова Г.Р. Духовно-нравственное развитие учащихся средствами фелициологического воспитания. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности городской экспериментальной площадки ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы» — Уфа: Изд-во Вагант, 2010.- 97 с.
  15. Фатыхова Р.М. Культура педагогического общения: учебное пособие – Уфа: БГПУ, 2002. – 130с.

в) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы

htth:// psychology.net.ru

htth:// www.psyche.ru

htth:// www.flogiston.ru

htth:// www.psycho.ru

htth:// www.psyh-portret.ru

htth://www. psy.rin.ru

htth://www.bookap.by.ru

htth://www.psycheya.ru

htth://www.psylib.kiev.ua

htth://www.voppsy.ru

6