Блок 3. Задания, направленные на применение материала

Раздел 2.

Психология в рамках философской науки

 

В результате изучения данного раздела студент должен:

знать:

¾ временные границы этого этапа в истории психологии и его дифференциацию на подэтапы: Средневековье, Возрождение, Новое время

¾ представителей философской науки этого периода, в трудах которых разработаны учения о сознании;

¾ основные положения учения о сознании Р. Декарта, Б. Спинозы, Дж. Локка, Дж. Беркли, Д. Гартли и т.д.

уметь:

¾ анализировать, сопоставлять, сравнивать философско-психологические воззрения основных представителей данного периода в истории психологии.

 

ТЕМА 4

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

В НОВОЕ ВРЕМЯ

Новое время (17-19 в.в.) – второй этап развития психологического знания. В это время философы выступали против теологических объяснений природы, общества, социальных отношений.

Мировоззренческие позиции ученых-философов имели много общего, но были отличны и даже противоположны.

В Новое время обозначился новый взгляд на предмет и методы психологии. Основной отличительной особенностью человека философы признавали СОЗНАНИЕ.

Уровень развития естественных наук в значительной степени ограничивал возможности развития психологии как самостоятельной области знаний, поэтому она развивалась в рамках философии.

Блок 1. Задания, направленные на воспроизведение материала

Задание 1.

Составьте терминологический словарь по теме.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Задание 2.

Ответьте на вопросы

1. Что является предметом психологии в Новое время? Какой метод исследования применялся?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

2. Как решалась психофизическая проблема в сенсуалистических концепциях?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

3. Как решалась психофизическая проблема в рационалистических концепциях?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Какие психологические идеи нашли свое развитие в педагогике нового времени?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 3.

Определите, какому из философов могли бы принадлежать следующие высказывания:

1. «… нет ничего в разуме, чего бы ни было раньше в чувствах, кроме самого разума…»  
2. «В сознании нет ничего, чего не было бы раньше в ощущениях»  
3. «Природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей»  

Задание 4. Заполните таблицу 7.

Таблица 7.

Персоналии Нового времени

Ученый Даты жизни Место деятельности Основные проблемы и понятия психологии
Ф. Бэкон      
Г. Гоббс        
Р. Декарт        
Б. Спиноза        
Дж. Локк      
Г. Лейбниц        

Литература:

1. Марцинковская Т.Д. История психологии. Учеб.пособие для ВУЗов (гриф) / Т.Д. Марцинковская. – М.: Академия, 2007. — С.109-138

 

Задание 5.

Вставьте пропущенные слова в утверждения.

1) По мнению Декарта, действия организма определяются ……………………………., находящимися в головном мозге.

2) Эмпирики считают, что любое знание может быть приобретено лишь ………………………….. .

Блок 2. Задания, направленные на понимание материала

Задание 1.

Проведите сравнительный анализ подходов к решению проблем взаимосвязи психического и физического, познания, свободы воли человека и психического развития в концепциях:

Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Т. Гоббса и Р. Декарта
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дж. Локка и Г.В. Лейбница
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 2.

Прокомментируйте следующие альтернативные или идентичные суждения ученых.

Ситуация 1.

А. М. Лютер: «Я думаю, что невозможно преобразовать церковь, если только с корнем не вырвать схоластическое богословие, философию, логику, каковы они теперь, и не установить новые».

Б. Ф. Бэкон: «Человек, слуга и истолкователь Природы, ровно столько совершает и понимает, сколько он охватывает в порядке Природы; свыше этого он не знает и не может ничего… Два человеческие стремления – к Знанию и Могуществу – поистине совпадают». «В великой мудрости – великая печаль».

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Ситуация 2.

А. Р. Декарт: «… Нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит, что, невзирая на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключение: я мыслю, следовательно, я существую, истинно и что оно поэтому есть первое и важнейшее из всех заключений, представляющееся тому, кто методически располагает свои мысли».

Б. П. Кабанис: «Мышление – такой же продукт мозга, как секреция поджелудочной железы или печени».

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ситуация 3.

А. Дж. Беркли: «Чувственные вещи не могут существовать иначе, как только в уме, или в духе».

Б. Ж. Ламетри: «Человеческое тело – это заводящая сама себя машина, живое олицетворение беспрерывного движения».

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Задание 3.

Определите, какие из перечисленных проблем нашли отражение в психологических взглядах, концепциях и теориях конкретных мыслителей и ученых Нового времени:

а. психофизическая;

б. психофизиологическая;

в. психосоциальная;

г. психосоматическая;

д. психогенетическая;

е. психохимическая;

ж. психоневрологическая;

з. психопатологическая;

и. психобиологическая.

Аргументируйте ответ:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 4.

Прокомментируйте мысль Б. Спинозы: «То, что Павел сказал о Петре, говорит нам больше о Павле, чем о Петре»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Блок 3. Задания, направленные на применение материала

Задание 1.

Проведите критический анализ психологических учений Нового времени с точки зрения их оппонентов-современников:

учение Р. Декарта с позиций Дж. Локка
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
учение Дж. Локка с позиций Лейбница
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Задание 2.

Проведите критический анализ психологических учений Нового времени с точки зрения психологии 20 века. Выделите идеи, наиболее востребованные на современном этапе развития науки.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Задание 3.

Дайте характеристику высказыванию Л.С. Выготского и ответьте на вопросы:

«Декарт на вопрос принцессы Елизаветы, как объясняется соединение души и тела, сослался на непознаваемость этого соединения. За 300 лет изменилось только слово, но не идея. Но что слово? Звук пустой.

Человеческий дух, говорит Декарт в ответ на роковой вопрос, неспособен постигнуть отчетливо различие существа души и тела и вместе с тем их соединения так, как он должен был бы понимать их: как единое существо и вместе с тем как два различных существа, а это противоречит одно другому. Можно поэтому утверждать, что проблема страстей была единственным камнем преткновения для всей системы Декарта. Не будь этого проклятого вопроса, не существуй в природе человек с его страстями (животные для Декарта только автоматы), учение о двух исключающих друг друга субстанциях -духовной и материальной — развивалось бы стройно и логически последовательно. Но страсти, этот основной феномен человеческой души, суть прямые проявления двойственной человеческой природы, соединяющей дух и тело в одном существе. Более того, страсти представляют собой единственный во всей вселенной феномен совместной жизни духа и тела». (Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.6 – С. 218)

Что есть «человеческий дух» по Декарту? Есть ли в психологии или в философии ещё какие-либо «проклятые» вопросы? Согласны ли Вы с утверждением Л.С. Выготского, приведенным в последних строках данного фрагмента? (В.Б. Хозиев Сборник задач по психологии. Уч. пособие. – Воронеж.: МОДЭК, 2000. С. 63-64)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Блок 4. Контрольные тестовые задания, направленные на проверку знаний по теме

Проверьте свои знания, выбрав правильный ответ.

1. Автор афоризма «Я мыслю, следовательно, я существую» –

a) Спиноза

b) Декарт

c) Кант

d) Вольтер

2. Создатель учения «монадологии» —

a) Торндайк

b) Бэлл

c) Юм

d) Лейбниц

3. Основные категории психологической концепции Локка –

a) опыт и рефлексия

b) идея и развитие

c) рефлекс и детерминизм

d) поведение и стимул

4. Представителями рационализма 17 века являются –

a) Локк и Гоббс

b) Ламетри и Кондильяк

c) Декарт и Спиноза

d) Бэкон и Лейбниц

5. Создатель учения о четырех «призраках познания» –

a) Спенсер

b) Кондильяк

c) Бэкон

d) Лейбниц

6. Автор интроспективной концепции сознания –

a) Декарт

b) Локк

c) Гольбах

d) Лейбниц

7. Представителями эмпирического направления в науке 17 века являются –

a) Бэкон и Гоббс

b) Кант и Гегель

c) Локк и Лейбниц

d) Декарт и Спиноза

8. Теорию, объясняющую поведение человека на основе механистической модели, создал

a) Х. Вольф

b) Р. Декарт

c) И. Гербарт

d) Б. Спиноза

9. Психофизическую проблему поставил и решил её в духе психофизического взаимодействия

a) Р. Декарт

b) Дж. Присли

c) И. Гербарт

d) Б. Спиноза

Список рекомендованной литературы:

1. Бэкон Ф. Сочинения: в 4 т. – М., 1982. – Т. 1,3

2. Декарт Р. Страсти души. Ч. 1 // Соч.: В 2 т. М., 1989. Т.1

3. Ждан А.Н. История психологии: от античности до современности. – М., 2005

4. Ибн Сина. Канон врачебной науки. – Ташкент, 1954. – Кн. 1

5. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Соч: В 3 т. М., 1985, Т.1, Кн.2

6. Марцинковская Т.Д. История психологии. Учеб.пособие для ВУЗов (гриф) / Т.Д. Марцинковская. – М.: Академия, 2007. — 544 с.

7. Рассел Б. История западной философии, Ростов-на-Дону, 1998

8. Руссо Ж.-Ж. Педологический роман // Руссо Ж.-Ж, Избранные сочинения: в 3 т, 1961. – Т.1

9. Спиноза Б. Этика. Отрывки. Любое издание

10. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1996

РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ В 18-19 ВЕКАХ

Ассоциативная психология – первое собственно психологическое учение. Специфика этого учения заключается в том, что, в отличие от Аристотеля, Декарта, Локка, рассматривающих ассоциации как форму низшего познания, ассоцианисты утверждали, что ассоциация является универсальным механизмом психической жизни.

В 18 веке, ознаменованным завершением построения динамико-механистической картины мира, возникают естественнонаучное (Д. Гартли, Д. Пристли) и идеалистическое (Дж. Беркли, Д. Юм) направления ассоцианизма. В 18 веке появляется мощное культурное движение – Просвещение, сопровождаемое расцветом науки и искусства.

ТЕМА 5

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В 18 ВЕКЕ

Блок 1. Задания, направленные на воспроизведение материала

Задание 1.

По учебнику Т.Д. Марцинковской «История психологии» самостоятельно познакомьтесь с психологическими взглядами ученых 18 века. Ответьте письменно на следующие вопросы:

1. Какие проблемы доминировали во французской психологии?

 
 
 
 
 
   
 
 
 
 

 

2. Что стало объединяющей идеей для психологии Просвещения?

 
 
 
 
 
   
 
 
 
 

3. Что нового внёс в теорию Декарта Ж. Ламетри?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

4. В чём суть дискуссии между Гельмгольцем и Дидро?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

5. Какие основные теории и учения разрабатывались в 18 веке в Англии?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

6. Какие положения стали ведущими для немецкой психологии?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 2. Заполните таблицу 8.

Таблица 8.

Психологические взгляды ученых 18 века

Ученый Даты жизни Место деятельности Основные проблемы и понятия психологии
Ж. Ламетри      
Д. Дидро      
К. Гельвеций      
Ж.Ж. Руссо      
Вульф      
Д. Гартли      
Д. Юм        
Дж. Беркли          
Э. Кондильяк        
Т. Кабаккс        
И. Кант        

Литература:

1. Марцинковская Т.Д. История психологии. Учеб.пособие для ВУЗов (гриф) / Т.Д. Марцинковская. – М.: Академия, 2007. — С.142-153

 

Задание 3.

Определите, кому из психологов могли бы принадлежать следующие высказывания:

1. «…Чувственные вещи не могут существовать иначе, как только в уме, или в духе»  
2. «…Вибрации внешнего эфира посредством органов чувств вызывают сначала в нервах… а затем в головном мозгу вибрации… бесконечно малых мозговых частиц»  

Блок 2. Задания, направленные на понимание материала

Задание 1.

Проведите сравнительный анализ подходов к решению проблемы познания, взаимосвязи психического и физического, свободы воли человека в концепциях Д. Гартли, Дж. Ст. Милля и Дж. Беркли и Д. Юма.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 2.

Опираясь на методологические позиции философов, прокомментируйте их высказывания:

Д. Юм: «Уму никогда не дано реально ничего, кроме его восприятий или впечатлений и идей»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Ж.Ж. Руссо: «Жить не значит дышать, это значит действовать»

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Задание 3.

Прокомментируйте следующие альтернативные или идентичные суждения ученых различных периодов.

Ситуация 1.

А. Т. Гоббс: «Природа человека есть сумма его природных способностей и сил, таких, как способность питаться, двигаться, размножаться, чувство, разум и т.д. Эти способности мы единодушно называем природными, и они содержатся в определении человека как одаренного разумом животного».

Б. Э. Кондильяк: «Человек есть не что иное, как то, что он приобрёл».

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Ситуация 2.

А. Г. Лейбниц: «Так как, … проснувшись от бессознательного состояния, мы сознаем наши восприятия, то последние необходимо должны были существовать и непосредственно перед тем, хотя бы мы и вовсе не сознавали их».

Б. Г. Гельмгольц раскрыл роль мышечных движений и ощущений в формировании пространственного образа и предложил гипотезу «бессознательных умозаключений», сущность которой сводится к утверждению, что перцептивный образ не ограничивается тем, что идет от стимула в данный момент: восприятие, выступающее для человека как непосредственно данное, является продуктом опыта.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Ситуация 3.

А. Ф. Бэкон: «Лучше же всего подвигается естественное исследование, когда физическое завершается в математическом. Математика – великое приложение к теоретической и практической естественной философии».

Б. И. Кант: «Эмпирическое учение о душе должно всегда оставаться далеким от ранга науки о природе в собственном смысле, прежде всего потому, что математика неприложима к явлениям внутреннего чувства и к их законам». «Учение о душе никогда не можем поэтому считать чем-то большим, чем историческое учение…»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Список рекомендованной литературы:

1. Ждан А.Н. История психологии: от античности до современности. – М., 2005

2. Кант И. Сочинения: в 6 Т. – М., 1964. – Т.2

3. Марцинковская Т.Д. История психологии. Учеб.пособие для ВУЗов (гриф) / Т.Д. Марцинковская. – М.: Академия, 2007. — 544 с.

4. Рассел Б. История западной философии, Ростов-на-Дону, 1998

5. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1996

 

Блок 3. Задания, направленные на применение материала. Проведите критический анализ психологических учений ученых 18 века с точки зрения 20 века

Задание 1.

Проведите критический анализ психологических учений ученых 18 века с точки зрения 20 века. Выделите идеи, наиболее востребованные на современном этапе развития психологической науки.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Блок 4. Контрольные тестовые задания для проверки знаний по теме

Проверьте свои знания, выбрав правильный ответ.

1. Французский ученый 18 века, создатель сенсуалистической теории познания –

a) Ламетри

b) Вольтер

c) Декарт

d) Кондильяк

2. Основная характеристика теории познания Канта –

a) материализм

b) эклектизм

c) априоризм

d) ассоцианизм

3. Автор работы «Человек – машина» –

a) Декарт

b) Гоббс

c) Ламетри

d) Кондильяк

4. Автор учения о вибрациях и ассоциациях идей –

a) Юм

b) Гартли

c) Гиппократ

d) Бэн

5. Французский ученый, автор изречения: «Человек есть не что иное, как то, что он приобрел» –

a) Кондильяк

b) Вольтер

c) Гоббс

d) Ламетри

6. Создатель учения о трансцендентальных схемах –

a) Юм

b) Беркли

c) Спиноза

d) Кант

ТЕМА 6

РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ В 19 ВЕКЕ

Блок 1. Задания, направленные на воспроизведение материала

Задание 1.

Используя учебник Т.Д. Марцинковской «История психологии» самостоятельно познакомьтесь с психологическими взглядами ученых 19 века. Ответьте письменно на поставленные вопросы:

1. Каковы основные положения концепции И.Ф. Гербарта как основоположника немецкой эмпирической психологии?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

2. Какое влияние оказал на развитие психологии позитивизм?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

3. Охарактеризуйте периоды английской ассоцианистской психологии в 19 веке.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

4. Какую роль играла логика в теории Д.С. Милля?

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

5. Какой новый метод исследования был предложен Ф. Бэконом?

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

6. Какое влияние на развитие психологии как науки оказала теория эволюционного ассоцианизма Г. Спенсера?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

7. В чём видел Г. Спенсер функцию психики?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

8. Какие наиболее значимые физиологические исследования были проведены в 19 веке?

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

9. Каковы основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина?

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

10. Какие основные теории разрабатывались в психофизике и психометрии?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 2. Заполните таблицу 9.

Таблица 9.

Психологические взгляды ученых 19 века

Ученый Даты жизни Место деятельности Основные психологические идеи
И.Ф. Гербарт      
Т. Браун          
Джеймс Милль        
Дж. Ст. Милль        
А. Бэн        
Г.Спенсер        
Ч. Дарвин          
Э. Вебер          
Г. Фехнер          
Г. Гельмгольц          
Д. Дондерс          
Э. Пфлюгер          

Блок 2. Задания, направленные на понимание материала

Задание 1.

Проведите сравнительный анализ подходов к решению основных проблем психологи в следующих концепциях:

Г.Гельмгольца, Г. Фехнера, Ф. Докдерса
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Фр. Брентано и В. Вундта
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В.Вундта и У. Джеймса
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Задание 2.

Прокомментируйте следующие альтернативные или идентичные суждения ученых.

Ситуация 1.

А. М. Кондорсе: «Способность человека развиваться не зависит от него. Он упражняет эту способность посредством общения с себе подобными индивидами, … при помощи искусственных средств, которые люди, вслед за первым развитием этой способности, начали изобретать».

Б. Ч. Дарвин обосновал идею: поскольку естественный отбор отсекает все ненужное для жизни, то он истребляет и психические функции, не способствующие приспособлению. Это побудило рассматривать психику как элемент адаптации организма к окружающей среде.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ситуация 2.

А. Дж. Локк: «Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме».

Б. Дж. Милль выразил мысль о том, что сознание – это своего рода ментальная (психическая) машина, работа которой совершается строго закономерно в силу ее собственного внутреннего устройства, не имеющего никакого отношения к устройству организма.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Ситуация 3.

А. Р. Декарт: «Под словом «мышление» я разумею все, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собою; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить».

Б. Т.Браун впервые поставил задачу изучения мышления как процесса решения задач, основанных на течении ассоциаций: когда из ряда поступающих стимулов по ассоциации выбирается верный, задача вызывает беспорядочные ассоциации, одна из которых соответствует решению.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Задание 3.

Определите, какие из перечисленных проблем нашли отражение в психологических взглядах, концепциях и теориях конкретных мыслителей и ученых 19 века:

а. психофизическая;

б. психофизиологическая;

в. психосоциальная;

г. психосоматическая;

д. психогенетическая;

е. психохимическая;

ж. психоневрологическая;

з. психопатологическая;

и. психобиологическая.

Аргументируйте ответ: