Альтернативные формы семейно-брачных отношений.

Меняются формы любовных, семейных и брачных отношений.

В цивилизованных странах девственность до брака не является ценностью в настоящее время. Время советского союза, Тува, быть девушкой не прилично.

Новая «форма» брачно-семейных отношений — так называетмый гражданский брак (=сожительство).

Сожительство. Всё больше людей вступают в длительные интимные устойчивые отношения, не вступают в брак. Любовные, парные отношения. Такие формы могут быть с перспективой на брак (пробный брак) и без перспективы.

Визитный брак — это брак с нарушениями некоторых признаков брака, они живут вместе выходные, не полную неделю, они зарегистрированы. Муж приходит к жене и детям на уикенд. Это не семья, псевдосемья, которая закладывает у детей модель собственной супружеской жизни.

Групповые браки и т. п.

Меняются формы любовных, семейных и брачных отношений.

В цивилизованных странах девственность до брака не является ценностью в настоящее время. Время советского союза, Тува, быть девушкой не прилично.

Новая «форма» брачно-семейных отношений — так называетмый гражданский брак (=сожительство).

Сожительство. Всё больше людей вступают в длительные интимные устойчивые отношения, не вступают в брак. Любовные, парные отношения. Такие формы могут быть с перспективой на брак (пробный брак) и без перспективы.

Визитный брак — это брак с нарушениями некоторых признаков брака, они живут вместе выходные, не полную неделю, они зарегистрированы. Муж приходит к жене и детям на уикенд. Это не семья, псевдосемья, которая закладывает у детей модель собственной супружеской жизни.

Групповые браки и т. п.

Открытая семья характеризуется открытыми в отношении возможностей установления сексуальных связей границами для обоих супругов. Такая семья представляет собой современный вариант полигамного брака, где сохранена лишь одна семейная функция — сексуальная и отброшены все остальные, но в отличие от полигамного брака здесь признается право обоих супругов на свободные от ограничений сексуальные отношения.

Гомосексуальная семья — это устойчивое длительное сожительство однополых партнеров, характеризующееся высокой избирательностью и эмоциональной насыщенностью отношений.

6 стр., 2729 слов

Совместимость и удовлетворённость браком в молодых семьях

... психологической совместимости и удовлетворенности браком в молодых семьях . . . . . . . . . . . 25 3 Рекомендации по оптимизации отношений в молодых семьях, неудовлетворенных браком . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33 Список ...

Альтернативными брачному союзу формами существования являются одиночество, сожительство, гражданский брак и пробный брак.

Одиночество может выступать в двух формах — в форме осознанного предпочтения личностью жизнедеятельности вне брачного союза и в форме вынужденного одиночества.

Наряду с традиционными, юридически узаконенными формами брака все большее распространение получают такие формы партнерства, как сожительство и гражданский брак. Распространение в современном обществе сожительства, например в форме пробного брака, обусловлено социокультурными особенностями юношеского возраста и ранней молодости. Постиндустривальное общество характеризуется все большим разрывом между социокультурной зрелостью молодого человека в области ≪потребления≫, а также в социальных и сексуальных отношениях, с одной стороны, и экономической зрелостью, с другой. Увеличение продолжительности периода получения образования и отсрочка начала профессиональной деятельности обусловливают предпочтение молодыми людьми формы сожительства и отсрочки в принятии всей полноты ответственности за семью и воспитание детей.

Различия между пробным браком, сожительством и гражданским браком состоят, во-первых, в продолжительности и стабильности совместного проживания и, во-вторых, в характере социальной презентации отношений. Функция пробного брака — ролевое экспериментирование, моделирование совместной семейной жизни, установление взаимопонимания и сотрудничества партнеров. Пробный брак сравнительно недолог: отношения либо прерываются, либо заключается официальный брак. Общественное отношение к пробным бракам положительное — в них усматривается возможность профилактики и предупреждения разводов как следствия недостаточно обдуманных браков. В Швеции добрачное сожительство приобретает статус признанного социального института. Нередко законный брак заключается после рождения ребенка, и даже второго.

В случае сожительства продолжительность совместного проживания может быть относительно невелика и сопровождаться неоднократными разъездами и воссоединениями, семейные роли в рамках сожительства недостаточно определены, ролевая структура аморфна, границы такой ≪семьи≫ расплывчаты и нечетки, пара публично признает отсутствие брачных обязательств. Вариантом такой формы сожительства является экстерриториальный союз, при котором партнеры не проживают совместно, а сходятся на определенный период, сохраняя стабильность избирательности своих отношений продолжительное время.

7 стр., 3055 слов

Причины семейного неблагополучия. Кризисные периоды брака. Конфликт в современной семье

... с изменением типа отношений в современной семье: новые модели семьи порождают собственные формы разрыва этих отношений. Если в традиционном браке под разводом понимают ... жили вместе, так и у пар, которые жили «гражданским» браком.[4] В это время с глаз молодоженов «падают ... требуется проявить гибкость и, относясь с уважением к мнению партнера, выработать единую линию воспитания.[4] Кризис семи лет. ...

Гражданский брак характеризуется длительностью и стабильностью отношений, наличием достаточно структурированной ролевой системой; в значительном числе случаев пара, проживающая в гражданском браке, воспитывает детей, рожденных в этом союзе, границы которого достаточно определенны. Партнеры публично признают свои отношения, настаивая на осознанном предпочтении избранной ими формы союза.

В выполненном В.В. Кондратьевой [2000] под нашим руководством исследовании психологических особенностей внутрисемейных отношений в гражданском браке было показано, что в основе гражданского брака в большинстве случаев лежит психологическая неготовность партнеров принять в полной мере ответственность за семью. Главной причиной предпочтения такого брака партнеры считают взаимное доверие и уважение, которое, с их точки зрения, подвергается сомнению самим фактом юридического его оформления.

В качестве других причин предпочтения гражданского брака респонденты указывают нежелание принятия обязательств, ≪пробный≫ характер такого союза (≪чтобы лучше понять друг друга≫ и т. д.), стремление к открытости отношений и возможность беспрепятственной смены партнера. Респонденты, состоящие в гражданском браке, не видят существенных различий ни в ролевой структуре семьи, ни в положении детей, ни в характере эмоциональной связи, считая гражданский брак эквивалентной формой семейного союза.

В истории своих отношений респонденты выделяют добрачный, ≪романтичный≫ период и собственно период гражданского брака. Перспективы юридического оформления брака лицам, состоящим в гражданском браке, часто представляются маловероятными. В случае же отношения к гражданскому браку как к браку ≪отложенному≫ 'причины отсрочки заключения узаконенного брака называются следующие:

26 стр., 12790 слов

Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии

... и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи; - "семья родителя-одиночки " является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом ...

•отсутствие финансово-экономической и социальной независимости партнеров (молодые люди 20—27 лет);

•отсутствие полной уверенности в правильности выбора партнера, наличие скрытых конфликтов и несогласованности ценностей и убеждений, сохранение права на продолжение поиска брачного партнера.

Гражданский брак рассматривается как отложенное решение об избранности и исключительности партнера. Очевидно, что в этом случае прогноз гражданского брака с высокой долей вероятности оказывается неблагоприятным;

• противоречивое отношение партнеров к гражданскому браку (один из партнеров рассматривает гражданский союз как оптимальную форму брака и не считает нужным ее менять, другой — как период подготовки к вступлению в ≪настоящий≫ брак);

• влияние истории прародительской семьи в форме двух стратегий построения семьи — стратегии избегания и стратегии принятия образца ее семейных отношений. В случае стратегии избегания предпочтение гражданского брака представляет собой протестную реакцию и проявление негативизма в отношении семейного уклада прародительской семьи. Стратегия его принятия представляет собой неосознанное/осознанное повторение модели родительских отношений.

Другой формой гражданского брака стала ≪семья-конкубинат≫ (М. Босанац), в которой мужчина, находясь в официальном браке, параллельно сохраняет устойчивый параллельный союз с другой женщиной, чаще всего имея в гражданском браке одного или нескольких детей. При этом он реализует всю полноту прав и обязанностей в обоих брачных союзах. Отметим, что достаточно часто обе партнерши осведомлены о наличии параллельной семьи.

Влияние семьи на развитие самоотношения у детей.

Куперсмид: изучение мальчиков 12 лет и их матерей. Подростки были поделены на группы с высокой самооценкой и низкой самооценкой матери, удовлетворенных отношениями сыновей с отцами. Мальчики считали отцов своими доверенными лицами. В семьях мальчиков установлены границы между членами семьи. Родители авторитетны для детей и несут за них ответственность. Если один из родителей берет на себя ответственность за принятие решения, с ним соглашается вся семья. Члены семьи доверяют друг другу. Подросток с готовностью воспринимает и усваивает модели поведения родителей. Родители поддерживают их стремление к росту и совершенству. Родители дают мальчикам обратную связь в виде оценок их действий. Мальчики независимы, самостоятельны, умеют постоять за свое мнение, высказывают свои мысли открыто и прямо.

7 стр., 3274 слов

Личностные особенности матери ребенка с отклонениями в развитии и их влияние на детско-родительские отношения

... учетом степени тяжести дефекта у детей. В исследовании приняли участие 24 матери детей, пользующихся услугами Центра социальной помощи семье и детям «Зеленоград», а также состоящие ... рождение больного ребенка нарушает основные функции семьи, лишает мать возможности реализации себя в материнстве. Сопоставление действительности с идеальной моделью семьи и ролью в ней матери выливается ...

Низкая самооценка развивается в тех семьях, где родители постоянно конфликтуют, неудовлетворены отношениями между родителями и детьми. Родители стремятся сформировать конформное поведение, требуют от детей послушания, умения подстраиваться к другим людям. Если эти мальчики достигают чего-то, то это в результате приспособления. Источником низкой самооценки у ребенка является то, что родители не дают ребенку ощущения собственной ценности, ставят его в подчиненное положение.

По исследованиям Гавриловой никогда нет прямой корреляции между отношением ребенка к себе и отношением мамы к ребенку. Больше всего влияет отношение матери к отцу и способы, которыми она выражает свое отношение. Мать может быть полна любви к ребенку, но выражать это в жесткой, резкой форме.

Важным фактором развития самоотношения ребенка является самоценка матери.

Общая самооценка: я себе нравлюсь/ не нравлюсь

Частная самооценка: оценка себя по качествам.

Гаврилова считает, что самооценка не может быть адекватной или неадекватной: он так себя чувствует.

По Архиреевой: определяющей фигурой в развитии младших школьников является мать. Самоотношение ребенка определяется отношением к нему матери, в той степени, на сколько она удовлетворена своей супружеской жизнью. Самоотношение мальчика больше определяется отношением к нему матери, чем отца.

6 стр., 2940 слов

Психологические особенности матери ребенка-инвалида с ДЦП

... матерей - 52%); авторитарной гиперсоциализации – (15 матерей - 60%), невротизации (10 женщин - 40%). При составлении психологического портрета матери с больным ребенком ... Филиппова Г. Г. Психология материнства. – М., 2002. 49. Финни, Н. Р. Ребенок с церебральным параличам : ... составили следующие психологический портрет. Итак, мать больного ребенка имеет следующие психологические характеристики: высокий ...

Родительская авторитарность не влияет плохо на самоотношение ребенка, для детей необходим какой-то оптимум авторитарности.

Антонян и Самойничев: изучение лиц, задержанных за бродяжничество: когда в семье отсутствует определенная психологическая структура, она недифференцирована это создает трудности для развития самоидентичности.

Психологическая роль (например любимец или «золушка») определяет самоидентичность ребенка.

Единственным способом измерения самоотношения Гаврилова считает методику КИСС — косвенное измерение системы самооценок.

Феномен материнства.

Пояснения ТП из программы курса:

1. Какова роль врожденных механизмов в возникновении и развитии материнских чувств у женщины?

2. На каких основаниях материнство рассматривается как социокультурный феномен?

3. Что влияет на привязанность матери к ребенку?

Материнство — сложный феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности. В каждой культуре есть целый институт материнства, который в качестве составной части включает в себя способы воспитания женщины как матери. Эти способы рассчитаны на то, что часть содержаний своих функций мать будет осознавать, а часть — нет. Соответственно, в общественном сознании также не все функции матери полностью осознаются, часть из них представлена в форме поверий, примет, суеверий и т. п. Все это вместе может быть охарактеризовано как конкретно-культурный «путь к модели» материнства, которое само по себе есть инструмент, созданный природой и обществом для «производства» ребенка как представителя своего вида и своей культуры. В обществе постоянно происходят изменения модели материнства и детства, соответствующие изменению в самих общественных отношениях. Изменяется и отношение женщины к своей роли матери.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр. нарушения у детей

... в коллективе. Им свойственна эмоциональная зависимость от матери. Эти дети часто бывают пар‑циально одаренными. В ... импульсивность, манерность, симбиотическая связь с матерью. Их речь, как правило, односложна. Среди детей, страдающих аутизмом, эта группа ... 3. непоследовательностью родителей при воспитании ребенка; 4. предъявлением ребенку противоречивых требований; 5. аффективностью ( ...

В наши дни материнство занимает незначительное место в иерархии ценностей женщины. Заметное возрастание стремления к высокому профессиональному статусу и карьере, повышенная тяга к благосостоянию и высокому уровню потребления препятствуют родительству. Налицо новая модель личности, не обеспеченная соответствующей моделью материнства. Усугубляет положение разрыв межпоколенных связей, утрата традиционных способов передачи опыта и оформления материнско-детского взаимодействия. Женщина на пороге материнства оказывается неосведомленной об элементарных особенностях развития ребенка и своих функциях в уходе за ним и общении. Кроме того, уменьшение количества детей в семье ведет к тому, что часто первый младенец, с которым встречается мать, — это ее собственный ребенок.

Роль взрослого в развитии ребенка как представителя человеческого рода, принятая в качестве основополагающей в культурно-историческом подходе, в отечественной психологии легла в основу выделения взаимодействия ребенка со взрослым в качестве самостоятельного объекта исследования. Поведение матери рассматривается как источник развития ребенка как субъекта познавательной активности, общения, самосознания. В зарубежных исследованиях (осуществляемых в первую очередь в рамках таких подходов, как социальное научение, психоанализ, теория объектных отношений и др.) мать и ребенок рассматриваются как составляющие единой диадической системы, только в рамках этой системы приобретающие статус «матери» и «ребенка» и взаимно развивающиеся как элементы этой системы. Мать рассматривается как «среда» для ребенка, а ребенок в свою очередь будучи «объектом» для матери, — как ее проявление в качестве этой «среды» (и наоборот).

Таким образом, в качестве объекта исследования здесь тоже выступает взаимодействие матери с ребенком.

Если обобщать все основные направления исследований, то можно обнаружить, что материнство как психосоциальный феномен рассматривается с двух основных позиций: материнство как обеспечение условий для развития ребенка и материнство как часть личностной сферы женщины.

Полемика вокруг проблемы «материнского инстинкта» разгорелась во второй половине XX столетия. Одни придерживались убеждения, что материнская привязанность подчиняется во многом тем же врожденным механизмам, которые роднят человеческий вид с животными.

Свойство матери эмоционально переживать стимуляцию от ребенка и выражать свои эмоции во взаимодействии с ним, стремиться участвовать в его эмоциональной жизни и взаимодействиях с миром рассматривается многими как ее природная особенность. Такой точки зрения придерживается Д. Винникотт, описывая состояние матери после родов как особое, позволяющее ей непосредственно переживать состояния ребенка. Вмешательство «советников», объясняющих матери, что и как она должна делать, только мешает реализации этих ее свойств, ориентируя мать не на свое чувство, а на сознательный анализ своего поведения.

Работы М. Мид показали, что материнская забота и привязанность к ребенку настолько глубоко заложены в реальных биологических условиях зачатия и вынашивания, родов и кормления грудью, что только сложные социальные установки могут полностью подавить их. Женщины по самой своей природе являются матерями, разве что их специально будут учить отрицанию своих детородных качеств.

Проследив историю материнских установок на протяжении четырех столетий (с XVII до XX века), Элизабет Бадинтер пришла к выводу, что «материнский инстинкт — это миф». Она не обнаружила никакого всеобщего и необходимого поведения матери, а напротив — чрезвычайную изменчивость ее чувств в зависимости от ее культуры, амбиций или фрустраций. Материнская любовь — это понятие, которое не просто эволюционирует, но наполняется в различные периоды истории различным содержанием. «Женщина становится лучшей или худшей матерью в зависимости от того, ценится или же обесценивается в обществе материнство».

Все это заставляет предположить, что материнство не является полностью обеспеченным врожденными механизмами. Инстинктивное поведение — жестко закрепленные в наследовании поведенческие формы. Возможность кардинального нарушения материнства (убийство незаконнорожденного ребёнка раньше) свидетельствует о том, что инстинкт не играет определяющей роли в поведении матери.

Материнство — это одна из социальных женских ролей, поэтому, даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения. Материнское чувство включает в себя биологическое стремление к материнству, окрашенное или преобразованное интериоризованными социальными нормами. Понятие «нормы материнского отношения» не является постоянным, так как содержание материнских установок меняется от эпохи к эпохе.

Стремление к материнству, по-видимому, нельзя сводить ни к биологическому влечению, ни к следованию социокультурным нормам. Материнство, по словам Т. Флоренской, — предназначение женщины, и поэтому можно говорить о существовании духовной потребности, которая является главным источником стремления женщины стать матерью.

Аспекты, влияющие на формирование материнской сферы:

1. Родительская семья. Известно, что большинство матерей, отказавшихся от своих детей, воспитывались в нестабильных семьях и с раннего детства имели негативный опыт межличностных взаимоотношений.

2. Взаимодействие с собственной матерью. Привязанность матери и ребёнка.

3. Психическая история самой матери и период её беременности. Представления о будущем ребёнке.

4. С. Фанти, М. Марконе и другие представители микропсихоанализа считают, что начало развития будущего отношения матери к ее ребенку закладывается еще внутриутробно на основе первых эмоциональных конфликтов матери с плодом и продолжается в младенчестве. Во время беременности у женщины актуализируется этот эмоциональный опыт, который влияет на содержание ее собственного материнства.

5. Игровая деятельность. Игра в «дочки-матери».

6. Няньчанье. Опыт взаимодействия с ребёнком в детском возрасте (6−10 лет — сензитивный период).

Развитие потребности в эмоциональном общении со взрослым в ситуативно-личностных коммуникациях и освоение эмоционального общения со сверстниками в совместных играх позволяет пяти-шестилетним детям усмотреть во взаимодействии с младенцем источник богатых впечатлений и удовольствия. Ярко проявляемые младенцами эмоции в общении, их инициатива и не ограниченный воспитательными функциями (как у взрослых) искренний эмоциональный отклик во взаимодействии и игре, возможность осуществить с реальным объектом освоенные в сюжетно-ролевой игре действия и переживания создают прекрасные условия для закрепления на живом младенце всех сформированных прежде компонентов материнской сферы. Следует отметить также, что к старшему дошкольному возрасту развитие сюжетно-ролевой игры характеризуется смещением интереса детей от условных игрушек к конкретным. Таким образом, живой младенец «попадает точно в цель» относительно всех сторон психического развития старшего ребенка.

Если на подростка оставляют его младшего брата или сестру, ребёнок начинает восприниматься обузой.

7. Взаимодействие с собственным ребёнком.

1) Идентификация беременности.

2) Период до начала ощущений шевеления.

3) Появление и стабилизация ощущений шевеления ребёнка.

4) 7−8 месяцы беременности.

5) Предродовой период.

6) Роды и послеродовой период.

7) Новорожденность.

8) Совместно-разделённая деятельность матери с ребёнком.

9) Возникновение интереса к ребёнку, как к личности.

И 25. Роль отца и матери в становлении половой идентичности у детей.

На развитие психологического пола человека влияет ожидание родителями ребёнка того или иного пола. Хотят они девочку или мальчика. Если пол ребёнка не соответствует ожиданиям родителей, родители могут сразу отвергать ребёнка эмоционально, как нежеланного.

1. Если мать ждала девочку, рождается мальчик. Она его одевает, как девочку, растит ему локоны, обращается с ним, как с девочкой.

У таких мальчиков развиваются женственные черты поведения, повадки, даже пластичны.

У них есть опасность быть вовлечённым в гомосексуальные отношения.

Такому мальчику, хрупкому и т. п., очень хочется дружить с сильными, брутальными. Иногда они начинают дружить с хулиганами. Тогда происходит идентификация с сильным типом. Женственный мальчик, стремясь обрести мужскую идентичность (чувствовать себя мужчиной), в младшем подростковом возрасте (11−12 лет) ищет дружбы у тех, кого называют хулиганами: смелых, грубых, независимых. Если это двоечники класса, они начинают плохо учиться, чтобы быть к ним ближе.

Эротическая дружба. Фрейд был гением, сексуальность включается туда, где её не ждут. Гомосексуалов мужчин больше, чем лесбиянок женщин.

2. Отец хотел мальчика, родилась девочка. Не всякий отец готов полюбить девочку, если ждал мальчика.

Девочка, чтобы приблизиться к отцу, развивает у себя мужские формы поведения. Она старается одеваться, как мальчик. Дружит с мальчишками-соседями, развивает у себя мужскую смелость, прыгает через забор.

Это бывает у девочек активных, достаточно энергитичными, рисковыми, эмоциональными.

Отцы постепенно приближают к себе таких девочек, ходят с ними на рыбалку, в походы, если строят, просят помогать, закрепляя тем самым маскулинность девочки. Между таким отцом и такой девочкой не бывает симбиотических отношений (чаще всего в симбиоз девочку втягивает в мать), он хочет дружить.

Мужчины маскулинного типа не склонны к симбиозу. Если мужчина включает ребёнка в симбиоз, чаще всего он фемининный.

Девочка развивает у себя маскулинность в ущерб своему женскому началу. Как правило, девочка, которая стремиться дружить с отцом, обесценивает женственность матери, тем самым подавляя её в себе. Психотерапия здесь занимается восстановлением из руин женского начала.

Необходимо принимать во внимание роль отца и матери в развитии телесности (отношение к своему телу, внешности, сексуальности) у детей, в т. ч. сексуальности.

Для развития телесности ребёнка, его образа себя очень важна тактильная культура родителей. Т. е. то, как родители прикасаются к ребёнку. Эти прикосновения жёсткие, ласковые, нежные, уместные, передают ли они родительское тепло ребёнку.

Младенцы исключительно чувствительны к потоку информации от родителей. Подойдёт мать, ребёнок начинает орать, вчера мать вызывала улыбку. Мать напряжена, рассердилась, вот и всё. Эмоциональное состояние матери (тревога, настроение, состояние, эмоция) сильно влияет на ребёнка, он отражает оттенки эмоциональной жизни матери.

Ребёнок хорошо различает обращённый к себе голос (нотки, оттенки и т. п.) Высокий голос способствует развитию мозговых связей («А ты моя лапочка, ты мой хороший…», сюсюканье и т. п.)

Сексуально обделённые люди делают детей эротическим объектом. Детей нельзя целовать эрогенные зоны! Только в щёчки, ручки. Должна быть умеренность, потому что телесная реакция ребёнка непредсказуема. — Изучает сексолог.

Нормальная любящая ребёнка мать (ребёнок раннего возраста) целует ребёнка, гладит, носит на руках. Отец стремится подбрасывать, крутить и т. д. У ребёнка огромная потребность в этом. Такое обращение отца с детьми закладывает основы глубокого эмоционального контакта.

Тактильный контакт отцов и матерей с детьми важен в любом возрасте детей (до 18 лет точно).

Подростки делают вид, что это им не нужно. Но попробуйте лишить их этого, они будут чувствовать, что они сироты. Но неправы те отцы, которые перестают прикасаться к девочкам в подростковом возрасте, боясь их совратить, развратить или как-то плохо выглядеть со стороны. С 12 лет (созревание) девочке очень важна мужская ласка, внимание отца. Это развивает её женственность и сексуальность.

Верджиния Сатир «Как строить себя и свою семью». Лора Додсон, её ученица, приехала в лагерь. Круг, русские и американцы, Лора сидит. Время от времени влетают в круг и садятся к ней на колени. «Дети в любом возрасте имеют права садиться к вам на колени».

В одно время в Америке проснулись, что родители мало обнимают детей.

Мужчин иногда раздражает чрезмерная женская активность (в проявлении чувств).

Звонить на работу мужчине не надо. Когда человек занят, не надо его трогать. Когда человеку совсем нечего делать, можно на нём повисеть. Может быть дружеское прикосновение, любовное, сексуальное, — надо знать, когда какое использовать, это женская забота.

Любящий родитель, особенно мать, следят за тем, как развивается образ тела у ребёнка, особенно в период пубертата (полового развития).

Это материнская задача, отчасти отцовская.

Освоение половой роли

Психология пола полагает, что у мужчины и женщины есть свойственные им половые роли.

Какую бы мужскую работу не делала женщина, от неё ждут женского поведения. Что она будет хорошая мать, жена, внимательная дочь и т. д.

Мировая поэзия говорит о женщине, женщина существо вдохновляющая. Она вносит в жизнь радость, красоту, оптимизм. Пессимистическая унылая женщина — это почти бесполое существо.

Очень важно, чтобы отец задавал образец мужской, деятельной природы сыну (познание, физический труд, спорт, искусство).

Девочка у деятельного отца складывается мужской образ: мужчины — это тот, кто делает эту жизнь, а не лежит на диване. В космос, или теорема математики, конституцию сочиняет, пишет толстую книгу и т. д.

Женщина задаёт свою половую роль. Девочка усваивает (в идеале) женскую половую роль, если мать заботиться о семье, родителях и т. д., если она это демонстрирует.

Если этого не происходит, то может возникнуть существенное нарушение половой идентичности. Если отец ленивый, гедонист, вся деятельная стихия воплощена в матери, у девочки будет неопределённость ожиданий к мужчине. Проявление образцов половой роли сказывается на судьбу детей. Дети усваивают паттерны родителей и бессознательно, помимо своей воли, их реализуют.

С усвоением половой роли связано отношение к противоположному полу. Родители, озабоченные здоровьем и счастьем своих детей, будут направлять отношение детей с противоположным полом. Это очень сильная составляющая половой идентичности: «Я и они». На каждом этапе жизни мальчики, девочки, подростки, юноши, девушки, взрослые мужчины, можно сказать, всю жизнь осваивают это противостояние: кто мы, как нам понимать друг друга, мы похожи или мы совершенно разные, можем ли мы быть счастливы друг с другом, наша иноприродность — это благо или это что-то опасное?

Проблема «мы и они» легче формируется в семьях, где есть несколько детей разных полов. Гораздо сложней это воспитывается в семьях с одним ребёнком.

Взаимодействие детских групп в подростковом возрасте, когда мальчики и девочки вступают в конфронтационное отношение. Девочки опережают в развитии мальчиков.

Надо ли родителям вмешиваться в отношения детей и подростков между собой? Да. Если маленький ребёнок жалуется, обязательно надо идти и помогать. Если его обижают в школе, говорят грубости, надо идти и разбираться. Но если это подросток, ходить в комсомольскую организацию в крайних случаях, лучше здесь занимать позицию старшего друга, говорить с подростком. Объяснить, как наладить отношения.

Очень хорошо, когда начинаются романтические отношения, мальчик может поговорить с отцом, а девочка с матерью.

Родители не должны быть ханжами. Когда родители дружат с детьми, дети могут, если им надо, обратиться к родителям с вопросами по поводу отношений с человеком другого пола (романтических, сексуальных и т. п.)

Усвоение половой роли (добавление).

Маскулинная девочка будет достаточно жёсткая по своему поведению. Маскулинная мать, деятельная, властная женщина, когда воспитывает девочку, и девочка будет жёсткого склада. Может быть, неласковая, резкая. Если растёт мальчик в такой семье, будет воспроизводить поведение своего отца. Копинг-стратегии. Фемининные мальчики будут совладать с ситуацией по-женски: эмоционально, уход в эмоц. реакцию.

Копинг-стратегии бывают эффективными и неэффективными. Решение проблем, поиск решения проблем, выбор соответствующих средств, — эффективная. Неэффективная: уход в эмоциональность, «Я переживаю», расстройство, тоска, пессимизм, слёзы и т. п.; избегание принятия решения (я ухожу, меня нет, я заболел и т. п.)

Влияние развода на формирование половой идентичности.

Если развод происходит в подростковом возрасте девочки, и мать внушает ей, что отец подлец и т. п., у девочки может быть недоверие к мужчинам вообще. Поэтому важно, чтобы при разводе родители формировали позитивное отношение ребёнка к другому родителю. Особенно отрицательно сказывается на девочке, на мальчиках тоже, но меньше. Развивается невротическая реакция страх быть брошенной.

Мальчик, который живёт с разведённой матерью, будет делать всё, чтобы не допустить нового брака с матерью. Это искажает мужскую природу. Мальчик усиливает подростковые проявления, чтобы развести мать. Это подрывает веру в то, что человек вообще может быть счастлив.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector