Тропинкой родительской мудрости. Тренинг для родителей. Работа психолога в детском саду — Коррекционно-развивающая работа психолога в детском саду
Семья- одна из величайших ценностей, созданных человечеством за период существования. Семья, родственники — своеобразный центр формирования личности ребенка, воспитание его характера, воли, общественного сознания. Любовь и дружба, взаимная поддержка отца и матери для ребенка — пример для подражания. Именно поэтому актуальным в работе практического психолога ДУЗ является повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.
Цель:ознакомление присутствующих со стилями общения в семье; формирование ответственного отношения родителей к воспитанию физически и психологически здорового подрастающего поколения.
Ход проведения.
1. Упражнение «Знакомство»
Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.
Психолог. Доброго дня и здоровья вам желаю! Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу, ведь детский сад — это одна большая, дружная семья. Но сначала нам нужно познакомиться поближе. Сделаем это с помощью презентации.
Перед вами на столах есть цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры и т.д. Ваша задача — за 5 минут создать рисунок или аппликацию, которые рассказали бы нам о вашей семье. Затем вы называете свое имя, демонстрируете результаты творчества и говорите несколько слов о членах своей семьи.
Во время проведения тренинга родители создали очень интересные рисунки, на которых были изображения: небо с луной (отец), солнышко (мать) со звездочками (детьми); дуб (папа), елка (мать), лисичка (дочь) , ежик (сын); петух, курица и двое цыплят; рыбки в пруду; семья львов и др.
Правила работы в группе.
Цель:акцентирование участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации работы.
Психолог. Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил.
Я зачитаю их, а вы обсудите и выберите те, которые подходят нам для эффективного взаимодействия:
• Говорить долго и не по теме.
• Говорить четко и конкретно.
Семья как объект социальной работы. Социальная защита детства и интересов женщин
... причиной разводов является диссонанс взаимоотношений. Эти семьи чаще проживают с родителями одного из супругов. Нравственно-психологическая атмосфера ... (и должны) сами супруги постановкой перед семьей новых, все более усложняющихся целей и задач, выделением связанных с ними ... статуса, режима работы и социальной среды и т.д.). Этот период характерен для одних семей активизацией трудовой деятельности, ...
• Перебивать друг друга.
• Правило «поднятой руки».
• Быть пассивным и мрачным.
• Быть активным, принимать участие во всех видах деятельности.
• Правило хорошего настроения.
Итак, правила поведения на тренинге мы определили. Возможно, кто-то хочет внести коррективы?
Ожидания
Цель:определение ожиданий участников от работы в группе.
Психолог. Уважаемые родители! Перед вами стикеры, вырезанные в форме отпечатка стопы. Запишите на них свои надежды и ожидания от нашей встречи.
Далее следует озвучить их и прикрепить к плакату «Пейзаж», на котором изображена тропинка, протянувшаяся от дома к холму Родительской Мудрости.
Стикеры надо прикрепить в начале пути, то есть около дома.
Мозговой штурм
Психолог. Трудно переоценить влияние семьи на развитие, обучение и воспитание ребенка. Это было известно людям издавна и нашло свое отражение в крылатых фразах, афоризмах.
Кто может вспомнить пословицы и поговорки, в которых говорится о семейном воспитании?
- Если ребенка не научишь в пеленках, то не научишь и в подушках.
- Когда отец говорит «так», а мать — «сяк», растет ребенок, как сорняк.
- Что учат дома дети, то знают и соседи.
- Умел дитя родить, умей и научить.
- Какой явор — такой забор, какой отец – такой и сын.
- Яблоко от яблони далеко не падает.
Информационное сообщение «Стили воспитания».
В каждой семье свой своеобразный стиль общения.Собственно, умение взаимодействовать с детьми — очень важная вещь. Вы можете спросить себя, как найти время для общения, ведь сегодня динамика жизни слишком быстрая. Все происходит в спешке. Вспомните, как начинается утро в вашем доме. Утром вы даете детям наставления, напоминая, как они должны вести себя в течение дня.
В следующий раз встречаемся с детьми уже вечером.Общий ужин, разговор создают семейный комфорт. Именно такие минуты могут сплотить и укрепить семью. Однако, опять общение ограничивается краткими фразами. Разве можно пообщаться, когда включен телевизор, и какая-то женщина уже третий раз рекламирует преимущества стирального порошка?
Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно 15-20 минут в день. Из них 10-12 приходится на раздачу указаний. Ученые определили, что в целом существует три модели общения: демократическая, авторитарная, либеральная.
Родители, склонные к авторитарному стилю,имеют тенденцию к карательно-насильственной дисциплине; чрезмерно контролируют все поступки ребенка, требуют от него покорности, нетерпеливы к детским недостаткам. Вследствие этого у ребенка развивается неуверенность в себе, страх, мстительность, агрессивность по отношению к слабым, заниженная самооценка.Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье.
Ребенок должен знать, что есть правила и запреты, которые нельзя нарушать.
... его успокоить. Ребенок должен знать, что есть правила и запреты, которые нельзя нарушать. Регулярные истерики возникают из-за неправильного поведения родителей. Если ребенку что-то запрещают, ... не способен нормально справляться с заболеванием. С точки зрения детского врача и психолога хочется сказать, что “легче предупредить заболевание на ранних этапах, чем его лечить ...
Родители, которые выбирают либеральный стиль воспитания, почти не контролируют поведение ребенка. Проявлениями либерального стиля могут быть вседозволенность, выполнение всех желаний ребенка, неоправданная идеализация его родителями.Такой стиль воспитания может сформировать у ребенка чрезмерное самолюбие, задержку эмоционального развития, отчаяние, недоверие ко взрослым, озлобленность, разочарование. Могут проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка.
Родители — сторонники демократического стиля воспитания — уважают личность ребенка, принимают его таким, каков он есть; дают понять ребенку, что его дела важны для них; доверяют, поощряют самостоятельность, осуждают не самого ребенка, а его поступок, прислушиваются к мнениям ребенка, проводят вместе с ним свободное время, помогают развивать его способности.Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, наследуют адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенными в себе, хорошо социально адаптированными.
Упражнение «Сказки нашего детства»
Цель:рассмотрение различных моделей семейного общения и проявлений различных типов общения.
Участники объединяются в три группы.
Каждая группа получает фрагмент сказки с определенной моделью семейного общения (сказки «Колобок», «Дедова дочь и Бабина дочка», «Ивасик-Телесик» или другие, по выбору психолога.)
Задача каждой группы- драматизировать фрагмент сказки, другие команды должны догадаться, о каком именно стиле семейного воспитания идет речь.
Обсуждение:
— Что было для вас непривычным?
— Каковы ваши ощущения от работы?
— Сложно было выполнять задание?
— Сложно было распознать стили воспитания по драматизациям?
Разминка «Почтальон»
Цель:снятие эмоционального напряжения.
Психолог. Вы активно работали, поэтому настало время для отдыха.
Каждый участник получает листок бумаги с названием города.
Ведущий говорит: «Почта идет из Киева во Львов и из Харькова в Черкассы».
Игроки, чьи города названы, должны как можно быстрее поменяться местами. В это время ведущий пытается занять свободное место. Игрок, место которого заняли, становится ведущим. Если ведущий скажет: «Почта идет во все города», — тогда местами должны поменяться все участники.
Упражнение «Правила для ребенка»
Цель:установление ограничений для детей.
Психолог.Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения.
Взаимоотношения детей и родителей в семье
... 5-ых, 8-ых, 10-ых классов нашей школы и их родители. Каждый ребенок имеет родителей, которые несут определенную ответственность по его содержанию и воспитанию. Права и ... Семья волновала умы философов, историков, деятелей культуры, социологов, педагогов, психологов во все времена. В психологическом словаре для родителей находим следующее определение семьи: «Семья – основанная на браке ...
Ваша задачабудет: написать правила для ребенка, не употребляя слова «НЕ». Например:
— Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора.
— Не спеши во время еды / Будем есть неторопясь.
— Не кричи так громко / Будем разговаривать тише.
— Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге.
Обсуждение:
— Сложно было выполнить задание?
— Есть такие правила, которые назвали участники различных команд?
Психолог. Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных правил.
Рекомендации для родителей
1. Прежде всего необходимо показать ребенку, что родители принимают его чувства и понимают важность желаний: «Я понимаю твое желание ..,».
2. Потом родители устанавливают ограничения, объясняя причину: «Но этого делать нельзя, потому что …».
3. Наконец родители предлагают ребенку альтернативу, которая не вызывает нежелательных последствий и одновременно позволяет ребенку реализовать свою активность, удовлетворить определенные желания. Важно, чтобы альтернатива заинтересовала ребенка и была определенным заменителем неадекватных действий.
4. Если и после этого ребенок пытается прибегать к действиям, которые могут повредить ему самому или другим, то взрослый должен предупредить его о наказании за несоблюдение правил.
Рефлексия
Психолог. Наша встреча завершается, поэтому давайте определим, сбылись наши ожидания. Если да, необходимо переставить стикеры на холм Родительской мудрости, если же ожидания сбылись частично — ставьте стикеры на тропе между домом и холмом.
Упражнение «Аплодисменты»
Цель:снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.
Психолог.Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой — радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.
До новых встреч!
Галина НИЖНИК, практический психолог ДУЗ № 2 «Дударик», руководитель методического объединения практических психологов ДДУ, г. Коломыя, Ивано-Франковская обл.
Источник: газета «Психолог дошкілля». №10 (15) октябрь 2010
О дедовой и бабиной дочках
За высокими горами, за густыми лесами жили дед и баба. У деда была своя дочка, у бабы — своя. Дедова дочка была послушная, а бабина — сварливая, гордая, в работе ленивая. Хвалила баба дочку, прихваливала, а дед о своей молчал.
Пришла зима, стали обе дочки на вечерницы ходить. Дедова дочка на вечерницах сидит с пожилыми женщинами, весь вечер прядет, умные речи слушает. И приносит домой полное веретено пряжи. Бабина же дочка только и знает, что веселится, танцует, с хлопцами гуляет и домой возвращается с пустым веретеном.
Взаимоотношение отцов и дочек
... и в потребностях высших. На этот счет создатель индивидуальной психологии Альфред Адлер говорил следующее: «человек становится общественным существом, благодаря врожденному социальному интересу, или социальному ... мальчика мужские черты развиваются через наказания и поощрения от отца, то женственность дочек развивается как результат мужественности отца, зависит от того, насколько он ценит ...
Спрашивает мать дочку:
— Ну, сколько ты, доченька, напряла?
— Напряла я два веретена. Только домой не принесла — больно тяжелы.
Хвалит баба свою дочку, прихваливает.
Однажды возвращались девчата с вечерниц, и пришлось им через забор перелезать. Бабина дочка была налегке и быстро перепрыгнула, а дедовой перелезть не так просто: она шерсть и два веретена несла.
Когда дедова дочка стала перелезать через забор, говорит ей бабина дочка:
— Дай-ка я твои веретена подержу, пока ты перелезешь. Отдала дедова дочка оба веретена, а бабина дочка их назад не вернула.
Побежала к матери и выхваляется:
— Смотрите, я и сегодня два веретена напряла — вот принесла вам показать.
Поспешила баба к деду с этой радостью.
Рассердился дед и даже не выслушал свою дочь — выгнал из дому.
Пошла дедова дочка без слова: очень уж тяжело жилось ей с мачехой.
Ходила она, ходила, забрела в лес.
Видит — стоит в лесу хатенка, а на пороге сидит белый, как лунь, старичок с бородой.
Поклонилась ему дедова дочка, а старичок просит:
— Будь добра, доченька, пересади меня через порог.
Пожалела дедова дочка старого человека, пересадила через порог.
Говорит старичок:
— Оголодал я. Милая, сготовь мне чего-нибудь повкуснее. Вошла дедова дочка в хату, нашла крупу, развела огонь, наварила еды, покормила старичка. Опять говорит старичок:
— У меня руки дрожат. Я уже три года не умывался, не расчесывался. Вымой мне голову, расчеши мои волосы.
Дедова дочка и слова не сказала, вымыла голову старичку, волосы расчесала.
— Ну, теперь я пойду, у меня есть дело, — говорит старичок. — Вернусь завтра утром. А ты оставайся. Хату прибери, постели себе и спи. Помни только об одном: в полночь придут под окно легини, будут тебя на танцы звать. Так ты дверей не открывай, танцевать с ними не иди. А когда петухи запоют, легини из-под окна сами убегут.
— Так я и сделаю, — говорит девушка.
Осталась она в хате старичка, все убрала и легла спать.
Прежде чем говорить о работе профессионалов в такой ситуации, ...
... либо острое горе, либо посттравматические последствия. Об остром горе можно говорить в течение первого года жизни ребенка. Здесь важно оценить, в ... к нему. Те родители, которые не получили ранней помощи, чаще говорят об уникальности своих проблем, труднее вступают в контакт, более ... на свет человек – мальчик или девочка, – наконец, сын или дочка родивших его мамы и папы. Если у акушера сразу же ...
Ровно в полночь что-то загремело, затопало под окном. Лежит девушка и ждет, что дальше будет. Видит, подошли к окну красивые легини.
— Пойдем, дивчина, танцевать! — приглашают дедову дочку.
— Я пошла бы, — отвечала она, — только нет у меня платья. Легини исчезли куда-то и принесли девушке платье.
— Пошли, дивчина, танцевать, — опять зовут дедову дочку.
— Куда ж мне идти в постолах?
Снова исчезли куда-то легини и через минуту принесли золотые туфельки, украшенные бриллиантами. Опять зовут дедову дочку:
— Пошли, дивчина, танцевать! Девушка подумала и отвечает:
— Платье и туфли у меня есть. Не хватает только мониста. Принесли легини жемчужное монисто и опять зовут танцевать.
— Я пошла б, да как в золотых туфлях пешком идти. Ведь на дворе снег.
И карету добыли легини для дедовой дочки. А карета та запряжена четверкой вороных коней, а упряжь на конях так и горит бриллиантами-самоцветами.
— Ну, теперь нас больше не дури, — говорят легини. — Имеешь все, что просила, — иди танцевать!
Испугалась девчина, не знает, что делать, как дальше легиней обманывать.
— Подождите, — говорит, — мне еще нужно одеться. Ждут легини, пока девушка оденется.
— Ну, уже оделась? Идешь или не идешь?
— Иду, иду! Только туфли обую.
Обувается девушка медленно, не спешит. А легини ждут под окнами.
— Ну, оделась уже, обулась?
— Оделась уже, обулась, только причесаться осталось. Опять ждут легини.
Долго причесывается девушка.
— Оделась ли ты, дивчина, обулась ли, причесала ли волосы? — спрашивают легини.
— Я и оделась, и обулась, и волосы причесала. Осталось только монисто надеть.
Не успела девушка вымолвить последнего слова, как запели петухи. Загудела земля, задрожала хата, исчезли легини, оставив девушке платье, туфли, монисто да еще и карету с лошадьми под окнами.
Пришел утром старичок и похвалил девушку:
— Мудро ты сделала, что меня послушала. Знай, что то были не легини, а черти. Теперь садись в карету и езжай домой. Того добра, что они оставили, хватит тебе с отцом на весь век.
В 4 года, когда речь у девочки уже сформировалась и она говорила безо
... проявлялось, а временами вообще исчезало. Девочке было легко говорить по телефону, но стоило встретиться с собеседником (особенно ... усилилось. В роду 13-летнего паренька почти все мужчины говорили очень быстро и невнятно (кстати сказать, заикание — болезнь преимущественно ... памяти и другими остаточными явлениями. Он и до этого говорил весьма быстро, но после сотрясения мозга темп речи ...
Села дедова дочка в карету и поехала домой. Обрадовался дед, увидев дочку с таким богатством, и спрашивает:
— Откуда ты, дочка моя, столько добра достала?
— В лесу набрела на хатку старичка. У него я это добро и заработала.
Увидела богатство дедовой дочки баба, зависть ее взяла, и говорит она своей дочери:
— Иди, моя доченька, и ты в лес, найди там этого старика. Наймешься к нему в работницы и себе добра заслужишь. Тебе это будет легко, ты ведь у меня работящая!
Пошла бабина дочка в лес. Недолго бродила, нашла и хату и старичка на дороге. Но она даже не поклонилась, а издали крикнула ему:
— Эй ты, не здесь ли живет старик, у которого моего отчима дочка разбогатела?
— Здесь, — отвечает старичок.
— И я хочу к нему наняться.
— Хорошо, — говорит старичок и просит бабину дочку пересадить его через порог.
— Что? Стану я всяких нищих калек через порог таскать! — возмутилась бабина дочка и вошла в хату.
— Приготовь мне ужин, я голоден, — просит старичок.
— Раз голоден, так и вари себе! — ответила бабина дочка, а сама села и ждет хозяина, к которому она наймется на службу. Никак не могла поверить, что хозяин, у которого дедова дочка заслужила столько добра, этот нищий старик.
— У меня руки дрожат. Я уже три года не мылся, не расчесывался. Вымой мне голову, расчеши волосы, — просит старичок.
— Ишь, чего захотел! Не хватало еще таким, как ты, голову мыть!
Встал старичок, сам перелез через порог, сам сварил ужин, помылся и расчесал волосы. А потом говорит:
— Ты не помогла мне, ничего не сделала. Но все же я дам тебе хороший совет. Можешь в этой хате на ночь остаться. В полночь придут легини и станут тебя на танцы звать. Так вот помни: если пойдешь с ними танцевать — плохо тебе будет.
— Ладно, ладно! — говорит бабина дочка. — Как-нибудь обойдусь без твоих советов. Подожду здесь, пока придет хозяин и возьмет меня на службу.
Собрался старичок и ушел. А бабина дочка сидит в хате, ждет хозяина.
Скучно ей стало, и думает она — хоть бы уже скорей легини пришли. И ждать пришлось недолго. Ровно в полночь кто-то постучал в окно.
— Тут бабина дочка?
— Тут!
— Иди с нами танцевать!
Глянула девчина в окно и видит: стоят во дворе легини — один краше другого.
Ведьма
... ведьм»(Malleus maleficarum) доминиканцев Инститориса (Кремера) и Шпренгера (1486/87 гг.). «Молот ведьм» основывался на учебниках по расследованию и искоренению ересей и стал главной «энциклопедией» ... ориентировались в своих демонологических представлениях инквизиторы, клирики и судьи. В «Молоте ведьм», проникнутомпредельным антифеминизмом, говорится отом, как демоны и В.ы совращают людей ипобуждают ...
— Иду, иду! — крикнула она.
Но только вышла из хаты, как легини подхватили ее на вилы и потащили в пекло. Тут уж они с ней потанцевали!
Ждала баба свою дочь с богатством, ждала, да так и не дождалась. Может, еще и теперь ждет.
А дед и его дочка жили в счастье и радости. И сейчас живут, если дедова дочка замуж не вышла.
Телесик
Жили себе дед да баба, детей у них не было. Горюет дед, горюет баба:
— Кто же за нами на старости лет присмотрит, коль детей у нас нету?
Вот баба и просит деда:
— Поезжай да поезжай, дед, в лес, сруби мне деревцо, сделаем колыбельку, положу я чурочку в колыбельку и буду ее колыхать, будет мне хоть забава!
Дед и поехал, срубил деревцо, сделал колыбельку. положила баба, чурочку в колыбельку, качает и песню поет:
Люли-люли, мой Телесику,
Наварила я кулешику
И с ножками и ручками,
Хватит тебя накормить!
Колышет да поет, колышет и поет. Вечером спать улеглись. Утром встают, глядь, а из той чурочки сделался сыночек. Они так обрадовались, что боже ты мой! И назвали того сыночка Телесиком.
Растет сынок, подрастает и такой стал красивый, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке описать.
Вот подрос он и говорит:
— Сделай мне, тату, золотой челнок и весло серебряное, буду я рыбку ловить да вас кормить!
Вот и сделай дед золотой челнок и серебряное весло, спустили на речку, он и поплыл. Вот плавает он по речке, рыбку ловит, деда, бабу кормит; что наловит-отдаст и опять поплывет. Так и живет на реке. А мать ему есть приносит. Вот она раз и говорит:
— Гляди, сынок, не ошибись, как стану я тебя кликать, плыви к бережку, а если кто чужой, то плыви дальше!
Вот мать сварила ему завтрак, принесла на берег и кличет:
Телесик мой, Телесику!
Наварила я кулешику,
И с ручками и ножками,
Хватит тебя накормить.
Услыхал Телесик.
— Это моя матушка мне завтрак принесла!
Плывет. Пристал к бережку, наелся, напился, оттолкнул золотой челнок серебряным веслом и поплыл дальше рыбку ловить.
А ведьма и подслушала, как мать Телесика кликала, подошла к берегу и давай кричать толстым голосом:
Телесик мой, Телесику!
Наварила я кулешику,
И с ручками и ножками,
Хватит тебя накормить.
А он слышит.
— Нет, это не моей матушки голос. Плыви, плыви, челнок, дальше, дальше! Плыви, плыви, челнок, дальше!
Челнок и поплыл. А ведьма стояла-стояла и пошла от берега прочь.
Молчащее и говорящее зеркало
... союзники. Играющие садятся в круг, по очереди называют имя сидящего напротив и говорят «Крест» или «Параллель», по принципу скрещены или не скрещены ноги у визави. ...
Вот и мать Телесика наварила ему обед, принесла к бережку и кличет:
Телесик мой, Телесику!
Наварила я кулешику,
И с ручками и ножками,
Хватит тебя накормить.
Он услыхал.
— Это моя матушка мне обед принесла!
Приплыл он к бережку, наелся, напился, отдал матери рыбку, которую наловил, оттолкнул челнок и опять поплыл.
Приходит ведьма к берегу и опять толстым голосом:
Телесик мой, Телесику!
Наварила я кулешику,
И с ручками и ножками,
Хватит тебя накормить.
Услыхал он, что это не материн голос, и махнул веслом:
-Плыви, плыви, челночек, дальше! Плыви, плыви, челночек, дальше!
И поплыл челнок вперед.
И вот так который раз: как мать принесет и позовет, он и пристанет к берегу, а как ведьма зовет-он махнет веслом, челнок и поплывет дальше.
Видит ведьма, что ничего не поделает, и пошла к кузнецу:
— Кузнец, кузнец! Скуй мне такой тоненький голосок, как у матери Телесика!
Кузнец и сковал. Подошла она к бережку и начала кликать:
Телесик мой, Телесику!
Наварила я кулешику,
И с ручками и ножками,
Хватит тебя накормить.
Он и подумал, что это мать:
— Это моя матушка мне есть принесла!
Да и подплыл к бережку. А ведьма выхватила его из челна и понесла к себе домой.
— Оленка, Оленка, отопри!
Оленка открыла, вошла она в хату.
— Оленка, Оленка, истопи-ка печь, да так, чтобы камни разваливались.
Натопила Оленка так, что камни разваливаются.
— Оленка, Оленка, испеки мне Телесика, пока я в гости схожу.
Оленка и говорит:
— Садись, Телесик, на лопату! Я попробую, ты тяжелый или нет.
А он говорит:
— А я не знаю, как садиться.
— Да садись! — говорит Оленка.
Он и положил на лопату голову.
— Да нет же, садись совсем!
Он положил одну руку.
— Вот так? — спрашивает.
— Нет, не так!
Он положил другую руку.
— Так, что ли?
— Да нет же, нет! Садись весь!
— А как же? Так, может? — Да и положил ногу.
— Да нет же,-говорит Оленка.-Не так!
— Ну так сама покажи,- говорит Телесик,- а то я не знаю, как.
Она только села, а он — за лопату, бросил Оленку в печь и заслонкой прикрыл, а сам запер хату, взобрался на явор, да и сидит.
Вот прилетает ведьма.
— Оленка, Оленка, отвори! Молчит Оленка.
— Оленка, Оленка, отвори! Не слышно Оленки.
— Вот чертова Оленка, уже убежала с хлопцами играть.
Ведьма сама открыла хату, открыла заслонку, вынула из печи и ест-думает, что это Телесик. Наелась досыта, вышла на двор и катается по траве.
— Покатаюсь, поваляюсь, Телесикова мясца наевшись!
А Телесик с явора:
— Покатайся, поваляйся, Оленкиного мясца наевшись!
Она слушает. И опять:
— Покатаюсь, поваляюсь, Телесикова мясца наевшись!
А он снова:
— Покатайся, поваляйся, Оленкиного мясца наевшись!
Она глянула наверх и увидела Телесика. Кинулась к явору, начала его грызть. Грызла, грызла, все зубы поломала, а перегрызть никак не может. Кинулась к кузнецу:
— Кузнец, кузнец, скуй мне такие зубы, чтобы явор перегрызть и Телесика съесть!
Кузнец и сковал. Как начала она опять. Вот-вот уже перегрызет. И вдруг летит стадо гусей. Телесик их и просит:
Гуси-гуси, гусенята! Возьмите меня на крылята, Понесите меня к батюшке, А у батюшки и поесть, и попить, И хорошо походить!
А гуси в ответ:
— Пускай тебя средние возьмут!
А ведьма грызет-грызет. Телесик сидит да плачет. Вдруг опять летит стадо гусей. Телесик и просит:
Гуси-гуси, гусенята! Возьмите меня на крылята, Понесите меня к батюшке, А у батюшки и поесть, и попить, И хорошо походить!
Тропинкой родительской мудрости — Стр 2
А те ему говорят:
— Пускай тебя задние возьмут!
Телесик опять плачет. А явор так и трещит. Ведьма уже устала, пошла напилась воды и опять грызет. Вдруг летит еще стадо гусей. А .Телесик обрадовался и просит:
Гуси-гуси, гусенята! Возьмите меня на крылята, Понесите меня к батюшке, А у батюшки и поесть, и попить, И хорошо походить!
— Пускай тебя последний возьмет!- Да и полетели.
Телесик думает: «Пропал я теперь навек», — да так горько плачет, весь слезами обливается, а ведьма вот-вот явор повалит. Вдруг летит себе один-одинешенек гусенок, отстал, еле летит. Телесик к нему:
Гусeк, гусeк, гусенятко! Возьми меня на крылятко, понеси ты меня к батюшке, а у батюшки и поесть, и попить, И хорошо походить!
Он и говорит:
— Садись.
Телесик сел. Вот принес гусенок Телесика к батюшке и посадил его на завалинке, а сам полетел.
Вот сидит Телесик на завалинке. А баба напекла пирожков, вынимает из печки и говорит:
— Этот пирожок тебе, дед, а этот пирожок мне! А Телесик со двора:
— А мне?
Вынимает она опять пирожки:
— Это тебе пирожок, дедуся, а это мне! А Телесик опять:
— А мне?
Они удивляются.
— Ты не знаешь, дед, кто это будто кричит: «А мне?»
— Нет,- говорит,- не знаю.
— Да, наверное, дед, мне послышалось.- И опять пирожки из печи вынимает:
— Это вот тебе пирожок, дедуся, а это мне! А Телесик сидит на завалинке.
— А мне?- спрашивает.
Выглянул дед в окошко-а это Телесик! Выбежали они, схватили его, внесли в хату да так радуются. Накормила его мать, напоила, голову ему помыла и чистую рубашечку дала.
Вот и живут, хлеб жуют, постолом добро носят, коромыслом воду возят, и я там был, мед пил, по бороде текло, а в рот не попало.