Сюжетно-ролевая игра как средство формирования и развития воли у детей среднего дошкольного возраста

Управление образования города Алматы

Алматинский Государственный Гуманитарно-Педагогический колледж № 2

Специальность: 101 000

«Дошкольное воспитание и обучение»

Курсовая работа

По предмету: Педагогика

Тема: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования и развития воли у детей среднего дошкольного возраста»

Выполнила: Крюкова Вероника

Руководитель: Ренгулова Н.П.

Алматы 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Сюжетно-ролевая игра как школа произвольного поведения

1.1 Сущность и структура сюжетно-ролевой игры

1.2 Роль сюжетно-ролевых игр в психическом развитии детей среднего дошкольного возраста

1.3 Влияние сюжетно-ролевых игр на дошкольный возраст

2. Анализ применения сюжетно-ролевых игр в формировании и развитии воли у детей среднего дошкольного возраста

2.1 Характеристика деятельности детского сада в г. Алматы № 53

2.2 Анализ проведения сюжетно-ролевых игр в средней группе детского сада № 53 г. Алматы

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В процессе сюжетно-ролевой игры дети не только познают окружающий мир, но и сами являются его творцами, отражают в нем свои знания об известных им реальных явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним, которое может быть ошибочным и требует коррекции.

Сюжетно-ролевая игра, является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

4 стр., 1835 слов

теоретическое обоснование и экспериментальная оценка эффективности работы по формированию игровых умений в сюжетной игре у детей четвертого года жизни.

... Значение сюжетной игры для развития личности ребенка Проблеме игры детей дошкольного возрастов посвящены многие исследования. Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры (Л ... нее свои эмоции. Одним из видов творческих игр детей дошкольного возраста является сюжетная игра. В отечественной психологии сюжетная игра понимается как деятельность, социальная по происхождению, ...

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка, который охватывает промежутки времени от 0 до 7 лет. В это время стремительно расширяются границы взаимодействия ребенка: pамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Степень изученности темы. В изучении данной темы были взяты за основу работы таких авторов как Зворыгина Е. В., Гаспарова Е. М., Максакова А. И., Тумакова Г. А. и др.

Целью курсовой работы является теоретическое обоснование сюжетно-ролевой игры как средства формирования и развития воли у детей среднего дошкольного возраста исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

— Рассмотреть сюжетно-ролевая игра как школа произвольного поведения

— Исследовать роль сюжетно-ролевых игр в психическом развитии детей среднего дошкольного возраста;

— Обосновать влияние сюжетно-ролевых игр на дошкольный возраст;

— Анализировать применение сюжетно-ролевых игр в формировании и развитии воли у детей среднего дошкольного возраста;

— Изучить анализ проведения сюжетно-ролевых игр в средней группе детского сада № 53 г. Алматы.

Объектом исследования курсовой работы является детский садик № 53 г. Алматы.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... простейшие ритмические рисунки. Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах. Формировать и развивать у детей ролевые действия в игре-драматизации, умение принимать воображаемую ситуацию ... воспроизведении образов животных и птиц, с сюжетных игровых этюдах. При игре на детских музыкальных инструментах дети могут воспроизвести в ударном оркестре метрическую пульсацию ...

Предметом исследования является применение сюжетно-ролевых игр как средства формирования и развития воли у детей среднего возраста.

1. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ШКОЛА ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

1.1 Сущность и структура сюжетно-ролевой игры

Игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.

Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.

Структура сюжетно-ролевой игры:

В каждой игре свои игровые условия — участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы.

— тема;

— Сюжет — та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты — производственные, военные и т. д.Матыщина И.Г. Природа, сущность, история игры // Проблемы воспитания. — 2006 г. -100 с.

Основными особенностями сюжетно-ролевой игры являются:

Соблюдение правил.

Правила регламентируют действия ребенка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Взрослым сложно сделать то, что им не нравится, а ребенку это в сотни раз сложнее. Просто так умение действовать по правилу у ребенка не появляется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.

15 стр., 7166 слов

Игрушка как средство развития активного словаря детей третьего года жизни

... . В психологии их условно разделяют на режиссерские и сюжетно-ролевые. Режиссерской называется игра, в которой ребенок как режиссер выстраивает тот или иной сюжет (бытовой ... как опора для внутреннего диалога, как "партнёр" по жизни. Известно, что в жизни многих детей есть любимые игрушки, с которыми малыши не расстаются ...

Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

Социальный мотив игр.

Социальный мотив закладывается в сюжетно-ролевой игре. Игра — это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ребенку становится недостаточно заменять отношения игрой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, — это пойти в школу.

В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.

Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Многие психологи задавались следующими опросами: «Испытывает ли ребенок чувства или только изображает их? Какое влияние оказывают они на формирование морального облика ребенка?» В самой глубине генезиса игры, в самых ее истоков имеются эмоциональные основания. Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по — правде». Но, несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребенок не притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку — куклу, водитель серьезно озабочен тем, удастся ли спасти попавшего в аварию товарища.

Хотя ребенок создает в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие. «Катя — мама» — говорит крошечная девочка, и, примеряя на себя новую роль, погружается в воображаемый мир. И, независимо от того, куплена ли ее «дочка» в дорогом игрушечном магазине или сшита заботливой бабушкой из Катиных же старых колготок, маленькая мама не просто повторяет за старшими манипуляции, которые положено совершать над младенцами, а испытывает настоящее чувство материнской любви к своему «ребеночку».

5 стр., 2378 слов

Теоретические вопросы изучения сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Изучение состояния сюжетно-ролевой игры д

... свои эмоции. Одним из видов творческих игр детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. В отечественной психологии сюжетно-ролевая игра понимается как деятельность, социальная по происхождению ... интеллекта 1.1. Сюжетно-ролевая игра, характеристика и ее роль в дошкольном возрасте Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась ...

С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребенка, и формирует его чувства. Когда ребенок подражает космонавтам, он передает свое восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что сюжетно-ролевая игра — это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша. Шмаков С.А. Природа и структура игры // Проблемы воспитания. — 2011 г. — 106 с.

В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.

Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением. Некоторые игры (в «моряков», «летчиков», «космонавтов») продолжаются неделями, постепенно развиваясь. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение изо дня в день одной и той же темы, как это бывает у малышей, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.

28 стр., 13897 слов

Изучение особенностей игры детей с нарушениями интеллекта

... года жизни дети начинают принимать на себя роль, это свидетельствует о переходе их на этап сюжетно - ролевой игры. 6)Насколько разнообразны ролевые действия? Ролевые действия, которые ребенок ... выполняет в игре, могут быть разнообразны и однообразные ...

В сюжетно-ролевой игре развивается воображение и творчество.

Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы. Так, во время многодневного «морского путешествия» то один, то другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах ловили львов и отвозили их в зоопарк, в Антарктике кормили белых медведей. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Уже в конце третьего и на четвертом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления. В дальнейшем (на четвертом и пятом году жизни) у детей новые впечатления включаются в старые любимые игры. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях — все это помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи между разными явлениями жизни. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 2008 г. — 45с.

Для осуществления замысла в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью.

5 стр., 2086 слов

Игра в работе педагога-психолога: «Мы едем, едем, едем»

... экспромт.   5-10 минут Игра “ах, театр” Время игры: 1,5 часа Возможности игры: игра разработана для детей в возрасте 9 – 14 лет. ... час 15 минут – 1 час 30 минут. Возможности игры: игра разработана для детей в возрасте 10 – 15 лет. Цель: сплочение детского ... ludens. Хейзенга. Игра: “ мы едем, едем, едем” Время игры: 1 час – 1 час 20 минут Возможности игры: игра разработана для детей в возрасте 10 ...

Развитие речи.

В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.

Развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Задержанные в своем речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова. Особенно заметна роль слова в так называемых режиссерских играх, где ребенок не берет на себя роли, как в обычной игре, а передвигает кукол и другие игрушки, говорит о них. Элемент режиссуры содержится в каждой игре с куклами. «Мама» говорит и действует и за себя, и за свою дочку-куклу.Менджрицкая Д. В. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 2006 г. -108 с.

Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения.

Дошкольник встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. В пределах одного сюжета ребенок «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей. Сегодня девочка играет роль мамы, а завтра — дочки. Перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, т. е. формируется сознательное подчинение им. Выполняя роли, ребенок сдерживает свои непосредственные побуждения, поступаясь личными желаниями, демонстрирует общественно одобряемый образец поведения, выражает нравственные оценки.

Сюжетно-ролевые игры построены на замысле. Замысел является результатом наблюдения ребенка за окружающей действительностью. Осуществляя замысел, ребенок действует по определенным правилам. Чем старше дети, тем шире их опыт, круг знаний, тем больше значение правил в игре. Поскольку эти игры создаются на основе наблюдения за окружающим миром, то они тесно связывают каждого ребенка с тем обществом, в котором он живет.

В сюжетно-ролевой игре и правила, и роли, и сюжет изобретаются детьми, а, следовательно, ими же определяются и взаимоотношения друг с другом.

Определить сущность сюжетно-ролевой игры не просто. Эта деятельность содержит в себе несовместимые и противоречивые начала. Она является одновременно свободной и жестко регламентированной, непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной и рациональной.

Сюжетно-ролевая игра является выражением возрастающей связи ребёнка с обществом — особой связи, характерной для детского возраста. Её возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных, инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребёнка в обществе. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 2007 с. — 88 с.

Виды сюжетно-ролевых игр:

Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семья», «праздники», «дни рождения». И в этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).

Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

«Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя ее действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии с взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.

Ролевые игры детей среднего дошкольного возраста не просто копируют окружающую жизнь ребенка, они являются проявлением свободной деятельности детей, в которой, фантазируя и подражая, они раскрывают свой характер, свое понимание жизни. Все это детям запрещено во взрослой, логической действительности, где все разумно и нет места волшебству. Но ролевую игру нельзя считать только экспериментальной площадкой, где дети проверяют, подвергают анализу накопленную информацию о жизни; в этих играх формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир активно, переосмысливать его.

Установлены следующие разновидности ролей, которые принимают на себя дети среднего возраста в сюжетно-ролевых играх: роль конкретного взрослого, роль профессии обобщенного типа, роль детей, семейные роли, роли сказочного, карнавального характера.

Смена ролей в игре есть смена мотивов. Ребенок удовлетворяется игрой только в том случае, если ролевые действия привлекательны для него. Если по ходу игры развивается сюжет, где ребенок не может через свою роль отобразить то, что является для него привлекательным, он берет другую роль. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 2005 г. -95 с.

Наиболее характерным моментом роли является то, что она не может осуществляться вне практического игрового действия. Это действия со значением, они носят избирательный характер. Игровое действие является способом осуществления роли. Между ролью и игровыми действиями имеется тесная взаимосвязь и противоречивое единство. Чем обобщеннее и сокращеннее игровые действия, тем глубже отражена в игре система отношений деятельности взрослых.

И, наоборот, чем конкретнее игровые действия, тем больше на первый план выходит предметное содержание воссоздаваемой деятельности, а на второй план уходят отношения между людьми.

Другой компонент игры — правила. Благодаря им возникает новая форма удовольствия ребенка — радость оттого, что он действует так, как требуют правила. Исполняя ту или иную роль, дети внимательно следят, насколько их действия и действия их партнеров соответствуют общепринятым правилам. Факт выделения правила свидетельствует о том, что у ребенка появляются первые формы самоконтроля и, следовательно, его поведение поднялось на новый уровень произвольности не только в игре, но и в других, неигровых ситуациях. Игра с правилами дает ребенку две необходимые (для школы и для жизни в целом) способности: во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации; во-вторых, коллективная игра с правилами учит общаться.

Отличительным признаком сюжетно-ролевой игры является наличие сюжета. Сюжет — предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, их совокупность, способ развертывания темы игры.

Сюжет ролевой игры узнаваем, но вместе с тем в нем присутствуют условия преодоления стереотипов поведения в повседневной жизни, к которым можно отнести неопределенность, самостоятельный выбор, риск, неожиданность, эмоциональную увлеченность. Поскольку деятельность людей и их отношения, которые являются содержанием сюжетно-ролевой игры детей, чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты детских игр разнообразны и изменчивы. Аникеев Н.П. Воспитание игрой. — М.: Просвещение, 2008 г.- 65 с.

1.2 Роль сюжетно-ролевых игр в психическом развитии детей среднего дошкольного возраста

сюжетный ролевой игра дошкольник

Проблема сюжетно-ролевой игры как основного вида деятельности — одна из самых сложных и неоднозначно оцениваемых в психологии и педагогике.

Существуют различные концепции, которые пытаются раскрыть природу, движущие силы, возможности, особенности сюжетно-ролевой игры.

Проводя наблюдения над естественным ходом нервно-психического развития детей, ученые большое внимание уделяли условиям, содействующим этому развитию и задерживающим его, стремились определить роль внешних и внутренних стимулов развития в различные периоды жизни ребенка. Среди условий умственного развития они указали на исключительно важную роль игры. «За исключением сна и времени, потраченного на неприятные чувства, все остальное время здоровый ребенок обыкновенно употребляет на умственную работу, которая у него состоит из наблюдений, игр и забав». «Главнейшим пособием или орудием умственного развития в раннем детстве служит неутомимая умственная деятельность, которую обыкновенно называют играми и забавами. С обучением ребенка речи к ним добавляется новое средство развития — беседа со взрослыми».

Ученые подразделяли детские игры на три группы, рассматривая в качестве основания для классификации развивающее воздействие на те или иные психические составляющие, и дал психологическое обоснование воздействия игр и забав.

Первая — инстинктивно придуманные ребенком занятия и упражнения, способствующие закреплению в уме ясных образов или следов получаемого представления.

Вторая — игры и забавы для развития и укрепления чувства самосознания.

Третья — игры и забавы для упражнения процесса воспроизведения (репродукция впечатлений).

«Игры представляют собой исключительно умственную интеллектуальную деятельность. В них отмечается полное отсутствие эмоционального начала». Данное утверждение ученых является недостаточно обоснованным, поскольку у детей, особенно в среднем дошкольном возрасте, в процессе игры наряду с интеллектуальной деятельностью обязательно присутствует эмоциональный отклик, интерес. Вторую особенность детских игр составляет их беспрерывная смена, которая тем резче, чем младше ребенок.

С развитием ребенка круг объектов игры все более расширяется. Вместе с тем развивающееся мышление приводит в действие различные двигательные аппараты (движение глаз, головы, рук, перемещение) в пространстве для отыскивания новых предметов и для овладения в реальности теми объектами, смутный образ которых уже живет в мыслительных центрах ребенка. Потребность ознакомления со свойствами предметов внешнего мира, с их видом, формой, весом, сопротивлением, гибкостью и другими качествами предполагает необходимость огромного количества моделей и бесконечно частого их использования. Отсюда, большое разнообразие в предметах, служащих для игры, и в способах забавы: они разнообразны, как разнообразна человеческая мысль.

Развитие самосознания у ребенка сопровождается многими моментами: мускульными ощущениями; болевыми и другими впечатлениями от тела; зрительными представлениями о форме и величине собственного тела. И здесь важным вспомогательным орудием для развития зрительных представлений служит зеркало. Оно является одной из самых поучительных игрушек.

Один и тот же предмет сюжетно-ролевой игры может служить детям для различных целей. Например, бросание предметов и постукивание употребляются один раз для вызывания звуков, которые ребенок анализирует и классифицирует, другой — для практики воспроизведения идей. Этот факт объясняется тем, что картинка, которую ребенок видит, оставляет слабый след в его уме и воспроизводится недостаточно ясно и легко. Чтобы прочно ее запечатлеть, необходимо воспроизвести операцию. Но как только ребенок достигает этого, игра теряет для него интерес. Урунтаева, Г. А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии. / Под ред.Г.А. Урунтаевой, — М.: Просвещение: Владос, 2007 г. — 70 с.

Задачи, преследуемые ребенком в сюжетно-ролевых играх и забавах, имеют важное воспитательное значение и включают в себя все свойства учения и весь смысл умственного труда. Сюжетно-ролевые игры — это школа мышления, а творчество и фантазия, проявляющиеся в них, не что иное, как фазы эволюции мыслительного процесса. Ученые призывают содействовать ребенку в играх, что может чрезвычайно облегчить трудности умственного развития.

Кроме обучения мышлению ребенок с помощью игр приобретает первые важные конкретные знания: изучение движений и предметов, величин и расстояний, силы и координации собственных движений (беганье, прыганье, передвижение различных предметов и т. п.); изучение физических свойств предметов (дети любуются стеклянными, прозрачными предметами), делимости и т. п., причинной связи или последовательности явлений и т. п.

Сюжетно-ролевые игры могут утомлять ребенка. Последствием утомления бывают приостановка забавы и переход к другой, сон или слезы. Утомление выражается изменчивостью в целях, которые преследует ребенок, рассеянностью и поверхностным переходом от одного предмета к другому, ухудшением качества двигательной координации. Резкая перемена в характере движений зависит от утомления высших центров нервной деятельности, в которых происходит сочетание впечатлений (зрительных, мышечных и пр.) и превращение их в сознательно-волевой толчок. Именно так Сикорский объясняет внезапный перерыв в сложной координации, мгновенное исчезновение тонких движений и замену их грубыми, размашистыми.

В играх ребенка проявляется степень его интеллигентности. Интеллигентные дети мало раздражительны, мало плачут, имеют хороший сон, проявляют большое разнообразие в играх, их занятия отличаются тщательностью операций, постоянным прогрессом и новизной. У раздражительных детей в играх можно заметить повторяемость, однообразие, отсутствие творческой фантазии; педагогическое влияние на указанных детей зачастую недостаточно успешно. Довольно рано в их играх обнаруживается такая особенность, как привычность, шаблонность, занятие теряет для ребенка инструктивный характер и становится пустой забавой для времяпрепровождения. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. — М., 2006- 88с.

Роль игровой деятельности в умственном развитии дошкольников

В сюжетно-ролевой игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи — тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности. Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, А.М. Горький, Н.К. Крупская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Луначарский, Д.Б. Эльконин и др.).

Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и всё это находит отражение в сюжетно-ролевой игре.

Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень ее осуществления.

Практические задачи, которые должен решить в игре ребенок, отличаются от учебных. Содержание игровых задач продиктовано самой жизнью, окружением ребенка, его опытом, знаниями.

Решение игровых задач с помощью предметных действий приобретает форму применения всё более обобщённых игровых способов познания действительности. Это означает, что игровые задачи ребенок решает на более высоком интеллектуальном уровне. Важным моментом является установление преемственности содержания вне игрового опыта и игры. Речь идёт не о копировании в игре реальных предметных действий, а об их осмыслении и переносе в игру. Более обобщенное игровое действие переводит саму игру на качественно новую интеллектуальную основу. Особенно показательно замещение игрового действия словом. В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно — действенного мышления к элементам словесно — логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их.

Сюжетно-ролевая игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого.

Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения, преодолевается так называемый «познавательный эгоцентризм».

Игровая деятельность дошкольника является мощным стимулом воображения. Выполнение роли, развитие сюжета побуждает ребенка перекомбинировать известные события, создавать их новые сочетания, дополнять и преобразовывать собственные впечатления. Малыш, перевоплощаясь в разных персонажей, особенно в режиссерской игре, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.

Важным моментом в развитии воображения ребенка служит такая организация предметной среды, которая включает наряду со знакомыми предметами с закрепленными функциями предметы неспецифические, полуфункциональные: бросовый материал (коробки, катушки, обрывки ткани, бумаги) и природный (шишки, веточки, желуди).

Действуя с ними, наделяя их разным значением в разных ситуациях, используя вариативно, ребенок интенсивно осваивает замещение.

Игры и упражнения, включающие умственную и двигательную активность, требуют от ребенка переключения, распределения и сосредоточенности внимания.

Развитие произвольной памяти дошкольника происходит, когда взрослый побуждает ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении историй и сказок, т. е. ставит цель «вспомни». Важно, чтобы требование запомнить было вызвано потребностями той деятельности, в которую включен дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать. Использование усвоенных знаний должно следовать вскоре за запоминанием.

Сюжетно-ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения; игры-драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь; строительно-конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях. Игра будет активно воздействовать на умственное развитие ребенка, если воспитатель обогащает её содержание, правильно организует. Максакова А. И., Тумакова Г. А. Учите играя. М. Просвещение, 2007 г.- 18 с.

1.3 Влияние сюжетно-ролевых игр на дошкольный возраст

Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста — сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях и воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.

В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

Сюжетно-ролевая игра влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше, запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителями предмета — он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок учится мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большей мере способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений.

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы, брать на себя различные способы другими предметами, брать на себя различные роли. Это способность ложится в основу развития воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители, также как не обязательны и многие игровые действия. Дети учатся подразумевать предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может в таком случае протекать во внутреннем плане. Шестилетняя Катюша рассматривает фотографию, где изображена девочка, которая подперла пальчиком щечку и задумчиво смотрит на куклу. Кукла посажена возле игрушечной швейной машины. Катюша говорит: «Девочка думает, как будто ее куколка шьет». Своим объяснением маленькая Катя обнаружила свойственной ей самой способ игры.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому сюжетно-ролевая игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка ложится в основу свойств мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное.

Очень большое влияние сюжетно-ролевая игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции своих товарищей по игре, он будет в тягость сверстникам. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006 г.-55с.

Продуктивные виды деятельности — рисование, конструирование — на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Так, рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой, ветер сдувает висящие яблоки и т. д. Стройка из кубиков вплетается в ход игры. Ребенок-шофер, он везет блоки на строительство, затем он грузовик, выгружающий эти блоки, наконец, рабочий-строитель, строящий дом. В совместной игре эти функции распределяются между несколькими детьми. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности (например, рисунок), и она освобождается от влияния игры.

Выше рассмотрено значение игр для умственного и в целом психического развития ребенка. Однако не менее важна роль сюжетной игры в формировании нравственных качеств, а также в их физическом развитии. При соответствующей организации предметно-игровой среды можно добиться в сюжетных играх большей подвижности детей, сочетающейся с ориентировкой в пространстве. Этому способствует применение легких крупногабаритных конструкций, имитирующих элементы предметной среды, которые дети в зависимости от замысла могут свободно перемещать в пространстве, создавая необходимые условия для развертывания игрового сюжета.

Гибкая программа поведения детей в сюжетных играх создает благоприятные условия для удовлетворения их потребности в движении и поддержания эмоционально-положительного тонуса. Немаловажным является и то обстоятельство, что в игру такого рода дети могут по желанию включиться или выйти из нее, что дает возможность избежать переутомления.

Сюжетные игры оказывают влияние и на эстетическое воспитание детей. Это обеспечивается, прежде всего, подбором игрушек и атрибутов, отвечающих требованиям высокого художественного вкуса, а также соответствующим оформлением предметных и игровых зон в помещении и на участке детского сада. Немаловажное значение имеет эстетика содержания самих игр.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться играя — он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. Принципиально иное отношение взрослых к учению, чем к игре, постепенно, исподволь перестраивает и отношение к нему со стороны ребенка. У него складывается желание и первоначальное умение учиться. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. Т.Ц. Сфера 2008 г. — 88 с.

В данной главе были подробно рассмотрены сущность и структура сюжетно-ролевой игры.

В структуру сюжетно-ролевой игры входят: роль, содержание, правила, сюжет. В игре дети учатся общению друг с другом. Так же рассмотрено усвоение нравственной нормы у дошкольников в различных ситуациях: 1) в вербальном плане; 2) в реальных житейских ситуациях; 3) в отношениях по поводу игры; 4) в сюжетно-ролевых отношениях.

Отношения со сверстниками в сюжетно-ролевой игре оказывают существенное влияние на становление личности ребенка, способствуют развитию таких личностных качеств, как взаимопомощь, отзывчивость и т. п.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ВОЛИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Характеристика деятельности детского сада в г. Алматы № 53

Главная задача детского сада № 53 состоит в том, чтобы устранить противоречия и создать детский сад, объединяющий, прежде всего, родителей-единомышленников, объединяющий мам и пап, одинаково отвечающих на вопросы о том, что такое хорошо и что такое плохо. Основные принципы касаются следующих моментов:

Окружающая среда

· поддержание правильного температурного режима (22oC в игровой комнате и 19oС в спальне)

· поддержание правильной влажности воздуха в помещении, где находится ребенок (50−70%)

Кормление

· кормление ребенка только по аппетиту, определенным набором безопасных продуктов

· сознательное ограничение еды при признаках недомогания ребенка

· внимание к желаниям ребенка и отсутствие примеров «хорошо едящих детей»

· специально составленное доктором меню, с предпочтением местных продуктов, компотов — вместо какао, фруктов — вместо фруктовых соков

Дневной сон

В прохладной комнате, но теплой одежде

Если ребенок спать не хочет, либо спит меньше или больше — это его право. Воспитатель подстраивается под конкретного ребенка, предлагая ему занятие по душе.

Развитие

· прогулки на свежем воздухе в любую погоду

· подготовка к прогулке — такое же методически важное мероприятие для воспитателя, как и организация занятий

· проведение большей части занятий на свежем воздухе

· предпочтение активных игр с профессиональным педагогом, играм с игрушками, когда ребенок предоставлен сам себе

Воспитательный и образовательный процесс в детском саду № 53 построен по государственным программам «Кайнар» и «Балбобек» и дополнен множеством авторских программ и технологий — таких, как Т.М. Бондаренко (комплексные занятия для детей дошкольного возраста), Л.Г. Петерсон (математика для дошкольников), О.С. Ушакова (программа развития речи дошкольников), Солнечный круг (физкультура для дошкольников), методики Б. Никитина, Н. Зайцева, Г. Домана, М. Монтессори, К. Орфа и других.

Методисты, психологи и воспитатели уделяют внимание не только обучению детей, но и всестороннему развитию личности каждого ребенка. Если малыш чувствует себя неуютно в саду, или у него возникают проблемы в группе — специалисты сада, при помощи специальных методик корректируют его поведение и отношение к нему сверстников.

Воспитательный и образовательный процесс в «Комарике» подразделяется на следующие виды: Игровая деятельность, организованная педагогом: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры, театрализованные игры. Совместная деятельность с детьми: трудовое воспитание, экскурсии, чтение художественной литературы, нравственно — эстетическое воспитание. Коррекционная работа: занятия с логопедом, занятия с педагогом по развитию, занятия с психологом.

Подготовка и проведение праздников: празднование дня рождения детей, проведение утренников по случаю Нового Года, 8 марта, Наурызмейрамы, 7 мая, 1 сентября. Для того, чтобы образовательный процесс приносил пользу, он должен быть интересен детям. Детский журнал «Акбопе» № 6. 2011 г. — 12 с.

2.2 Анализ проведения сюжетно-ролевых игр в средней группе детского сада № 53 г. Алматы

1. Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»

Цель: раскрыть смысл деятельности медицинского персонала развивать у детей способности принимать на себя роли, развивать интерес к игре, формировать положительные отношения между детьми, воспитывать у детей уважения к труду врача.

Игровой материал: игровой набор «Кукольный доктор», предметы заместители, некоторые реальные предметы, шапочка доктора, халат, кукла.

1этап. реализация поставленных задач осуществляется воспитателем в позиции «соигрока» в совместной с детьми игре.

Ситуация 1 Воспитатель предлагает ребенку дополнительную роль пациента, а сам берет основную роль доктора. Воспитатель: «давай поиграем в» Доктора": я буду доктором, а ты — пациентом. Где будет кабинет врача? Давай, как будто бы это кабинет. А что нужно врачу? (ребенок с помощью взрослого раскладывает на столе медицинские принадлежности из аптечки).

А это у нас баночка с мазью, а это шприц…" (Постепенно ребенок сам начинает называть и расставлять необходимое).

Воспитатель надевает шапочку и белый халат: «Я-доктор, приходите ко мне на прием. Заходите, здравствуйте. У вас болит горлышко или животик? Когда вы заболели? Давайте посмотрим горлышко.

Откройте рот. скажите а-а-а-а. Ай, ай, какое красное горлышко. Сейчас смажем, не больно? А голова у вас не болит?

Игра с одним ребенком привлекает внимание других детей. Воспитатель, заметив наблюдающих за игрой детей, говорит: «У вас тоже что-то заболело? Становитесь в очередь, больные, Подождите».

Ситуация 2 Воспитатель играет доктора, двое детей — больных. Воспитатель". А теперь давайте поиграем так, как будто я-доктор. Я у себя в кабинете. У меня есть телефон. Вы заболели, звоните мне и вызывайте врача, Дзинь, дзинь! У меня звонит телефон. Алло! доктор слушает, кто звонил? Девочка Катя? Вы заболели? У тебя болит голова или животик? А температуру ты измеряла? Какая высокая! Скажи мне Катя, где ты живешь? Я приеду к тебе. Буду тебя лечить. А пока пей чай с малиной и ложись спать. До свидания! У меня опять звонит телефон. Алло, кто звонит? Мальчик Дима? На что жалуешься? Насморк? Давно заболел? Ты капли закапывал или пил таблетки? Не помогает? Приходи ко мне сегодня. Я тебе другое лекарство выпишу. До свидания!

Ситуация 3. Доктор сам звонит пациентам, узнает как они себя использует чувствуют, дает советы. В процессе разговора по телефону воспитатель использует систему альтернативных и подсказывающих вопросов, которые показывают вариативность игровых действий и способствуют в дальнейшем развитию творчества.

Ситуация 4. Воспитатель: А теперь мне нужна медсестра. Давай ты будешь-медсестрой (надевает шапочку — обозначает роль) Медсестра, найдите, пожалуйста, карточку больного.

Вы уже обзвонили всех наших больных? Медсестра, а вы выписали рецепт? Позвоните больной Даше и узнайте, как ее здоровье. Помогают ли таблетки? Медсестра, сделайте укол, пожалуйста.

Ситуация 5. Ребенок в роли доктора, воспитатель-пациента. Воспитатель: «Здравствуйте, доктор! У меня болит пальчик, даже распух. Что вы мне посоветуете? А мне нужно таблетки принимать, мазать мазью или делать уколы? А мне когда теперь приходить? Спасибо.

Ситуация 6. Воспитатель, доктор я к вам вчера приходила. А сегодня пальчик болит еще сильнее. Не помогает лекарство. Что вы еще посоветуете?

Ситуация 7. Воспитатель: «Я пациентка, звоню в кабинет доктора. Алло! Здравствуйте, это кто? Медсестра, зовите, пожалуйста, доктора. Я забыла вчера таблетки принять. Что же мне делать? А к вам когда приходить? Спасибо. До свидания.

Ситуация 8. Воспитатель предлагает детям взять дополнительные роли медсестры и мамы, которая привела на прием дочку — куклу. Воспитатель берет на себя роль доктора очка еще не умеет разговаривать Воспитатель: «Здравствуйте, мамочка, ваша дочка еще совсем маленькая. Что с ней случилось? Не знаете? Все время плачет? Сейчас посмотрим Медсестра, положите девочку на кушетку (доктор осматривает больную).

Ушки в порядке, горлышко не красное, теперь все в понятно. Зуб растет у вашей дочки. Ничего страшного. Медсестра выпишите рецепт и расскажите, как принимать лекарство. Михайленко Н., Н. Короткова. Организация сюжетной игры в детском саду. — Линка-Пресс, 2009 г.- 86с.

На II этапе реализация задач осуществляется воспитателем в позиции помощника.

В игре в доктора один ребенок играет врача, другой медсестру, а остальные — пациенты. Воспитатель находится рядом с детьми, но не является участником их игры, координирует замыслы, подсказывает в случае затруднения.

Ситуация 1. В кабинете врача. Воспитатель: «Спроси, как себя вчера чувствовала больная? Таблетки уже принимала?»

Ситуация 2. В кабинете врача. Воспитатель: «Медсестра, телефон звонит. Подними трубку, скажи, кто ты и спроси что случилось?».

Ситуация 3. В очереди на прием к врачу. Воспитатель: «Пока пациенты ждут своей очереди, они разговаривают? Давайте поговорим о…»

Ситуация 4. Один из пациентов потерял рецепт. Воспитатель: «Зайди в кабинет, расскажи, что случилось?»

Ситуация 5. Воспитатель: «Давай ты будешь другим врачом. Ты пришла к этому доктору поговорить о ком-то из больных, который сильно заболел».

Ситуация 6. На прием к врачу привели больного малыша, который боится доктора.

Ситуация 7. Из кабинета доктора исчезли все медикаменты. Воспитатель, очередь большая. Пациенты ждут. Что делать? Придумайте, что можно взять вместо них? Чем можно заменить шприц, а трубочку для слушания? И т.д.

На 3 этапе дети самостоятельно играют в доктора. Воспитатель реализует задачи в позиции наблюдателя. Если у детей в ходе игры возникают сложности, они обращаются за советом к воспитателю («А что можно дальше сделать?»).

Самостоятельному обращению детей к взрослому способствует партнерская позиция, обеспечивающая принятие воспитателя в качестве. Обогащение содержания игрового сюжета происходит преимущественно в процессе игрового общения с воспитателем. Журнал «ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ» № 4/2010 г. — 56 с.

1. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Цель: Учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции; учить распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; учить моделировать ролевой диалог; воспитывать дружеское отношение друг к другу, определять характеры героев, оценивать их поступки.

Оборудование: белый халат, весы, набор гирь, муляжи овощей и фруктов, кубики, набор инструментов для починки машины.

Ход игры. Организационный момент. Ребята, недавно мы с вами ходили на экскурсию в магазин. Расскажите, кто работает в магазине? Что делают продавцы? Кто привозит продукты в магазин? (Дети вспоминают название профессий людей, работающих в магазине.)

Хотите поиграть в магазин? Давайте распределим роли. Кто хочет быть продавцом? Шофёром? Кто будет покупать продукты? Чтобы играть, нужно построить прилавок. (Дети совместно с педагогом строят из столов и стульев прилавок).

Какие продукты привезут в магазин? Ящики с овощами и фруктами.

Развитие сюжета. Начинаем играть. (Продавцы раскладывают товар на витрине, готовят бумажные чеки, водители подвозят продукты-кубики, заменяющие ящики с овощами и фруктами, покупатели готовят бумажные деньги и выстраиваются в очередь).

Мне нужно купить 1 килограмм груш. Покажите, пожалуйста, какие у вас груши. Мне нравятся вот эти. Сколько стоит 1 килограмм груш? Вот деньги, пробейте чек. Скажите, к вам завезут виноград? (Педагог даёт образец поведения покупателя, дети подходят к продавцам, выбирают и покупают овощи и фрукты.) А что это у вас такое красное, круглое, наверное, очень сладкое? (Педагог закрепляет знания детей о признаках овощей и фруктов).

Скажите, что вы купили? Это овощи или фрукты? (Проводится работа по дифференциации понятие «овощи» и «фрукты».) Вы купили сливы для своей дочки? Какие она ещё любит? (Покупатели рассказывают, что они купили, и собираются приобрести ещё.) Вот эти бананы не берите. У них кожура очень тёмная. Они уже испортились. Выберите что-нибудь другое…

Посмотрите, у грузовой машины, которая привозит овощи и фрукты для магазина, спустило колесо. Теперь их не привезут вовремя. Кто поможет шофёру починить машину? Может, среди покупателей есть автомеханики?

Вот в магазин привезли свежие продукты. (Продавцы обновляют витрины.) Кто теперь хочет быть продавцом? Давайте посчитаемся. Кто будет грузчиком? Он должен быть очень сильным, чтобы донести такие тяжелые ящики! Он должен быть настоящим силачом! А вам нужно купить продукты для того, чтобы отметить день рождения.

У кого как будто будет день рождения? Хорошо. Я как будто хозяйка и на ушко скажу, кому, что нужно купить. (Воспитатель называет каждому из детей список из 4−6 слов, обозначающих название продуктов питания.) Не забудешь? Может быть, повторить на другое ушко? Ну, беги в магазин и занимай очередь. (Дети покупают товар, воспитатель подсказывает через описание признаков название того, что они забыли.)

Всё купили? Все продукты проданы. Кто купил колбасу и сыр для бутербродов? Яйца и мясо для пельменей? Молоко и сахарную пудру для блинчиков? Как это, не было сахарной пудры? На что похож пакетик для сахарной пудры? Подумайте, что может заменить его? … Сливки для украшения торта? На что они похожи? … Идите покупать. Что вы хотите, чтобы я ещё приготовила для дня рождения?

Ну, теперь помогите убрать в комнате, а то гости скоро придут, а я пока угощение буду готовить… Смотрите, что я приготовила. (Детям раздают мармелад.) Из чего он сделан? Значит он какой? (Дети образуют относительные прилагательные, соответствующие названиям фруктов и ягод.)

Итоги игр. После завершения игр, воспитатель спрашивает у деток о том, какие они роли исполняли, понравились ли игры, кто хорошо играл свою роль, но и не забывал помогать товарищам и т. д.

В сюжетно-ролевых играх ребенок воспроизводит, как бы моделирует действия и взаимоотношения взрослых, проникая в смысл их деятельности, в них формируется одна из замечательных способностей человеческого ума -- способность к оперированию знаками и символами.

Дети играют в «дочки-матери», в шоферов и летчиков, в детский сад, в больницу. Но один и тот же сюжет может быть разыгран по-разному. Одна девочка, изображая маму, ограничивается молчаливым «кормлением» куклы, другая же беседует с «дочкой», учит правильно держать ложку, пользоваться салфеткой. Ясно, что второй вариант предпочтительнее, и взрослые должны помочь ребенку играть содержательно.

Включаться взрослому в игру нужно исподволь, не распоряжаясь и не объясняя ребенку, что он должен, а чего не должен делать. Кайгородцева Н.Н. «Организация сюжетно — ролевой игры с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ» 2010 г. — 55с.

Во второй главе рассмотрено проведение сюжетно-ролевых игр в детском садике № 53 г. Алматы. Проведение таких игр в средних группах в этом детсаде дает детям учиться жизни подражая действиям взрослых, проигрывать житейские ситуации, и правильно с ними справляться, развивать интеллект. Также были изучены принципы организации сюжетно-ролевой игры, среди которых следует выделить: 1) воспитатель должен играть вместе с детьми 2) воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего детства, но на каждом этапе развертывать игру так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения 3) воспитатель должен ориентировать детей на осуществление игрового действия.

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОЛИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНИКОВ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

Изучение уровня развития воли у детей средней группы с помощью сюжетно-ролевой игры

Изучив теоретические вопросы развития воли в сюжетно-ролевой игре у детей среднего дошкольного возраста, мы перешли к экспериментальной работе, которая состоит из 3 последующих этапов эксперимента.

а) констатирующий этап эксперимента

б) формирующий этап эксперимента

в) контрольный этап эксперимента

В педагогическом эксперименте принимали участие 15 детей средней группы

На базе ДОУ№ 53.

Констатирующий эксперимент

Целью констатирующего эксперимента выявить уровень развития воли у детей среднего дошкольного возраста с помощью сюжетно ролевой игры.

Задачи констатирующего эксперимента:

1) провести диагностику по определению воли у детей среднего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевой игры.

2) подобрать диагностический материал и оборудование

3) провести диагностику

Начала свою работу с того, предложила Игру «Поликлиника» для детей среднего дошкольного возраста на базе ДОУ № 53

Цель: раскрыть смысл деятельности медицинского персонала развивать у детей способности принимать на себя роли, развивать интерес к игре, формировать положительные отношения между детьми, воспитывать у детей уважения к труду врача.

Как видно из диаграммы испытуемые получили следующие результаты: 8 человек показали низкий уровень развития воли (2,5), 4 человека — средний уровень (3) и 3 человека показали — высокий уровень (2).

Также выявила, что 64% детей играют важную роль, 25% не играет роли, и 11%процентов играют не существенную роль.

Из констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод, что с помощью диагностических методик, мы выяснили, что развитие воли у детей среднего дошкольного возраста находится на низком уровне развития. И перед нами стоит задача с помощью создания педагогических условий и проведение сюжетно-ролевых игр, повысить уровень развития воли у детей среднего дошкольного возраста.

Уровни развития воли

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Низкий

2,5

2,5

Средний

3

3

Высокий

2

2

Полученные результаты были помещены в таблицу. По итоговой таблице можно сделать вывод, что в группе дети имеют разнообразный уровень развития воли. У 53% детей средний уровень развития, 33% низкий уровень и высокий уровень 13%.

Формирующий эксперимент

На формирующем этапе эксперимента, я составила план работы по данной проблеме, который предполагал решение следующие задач:

1. Создать эмоционально-благополучную атмосферу в группе детского сада;

2. Обогащать жизненный опыт детей.

3. Организовать предметно-развивающую среду.

4. Развивать инициативность и самостоятельность детей в игре;

5. Создать специальные педагогические условия по развитию воли у детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

В понятие «эмоционально-благополучная атмосфера» мы включили: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание партнерских отношений.

Для этого были внести необходимые изменения в воспитательный процесс. Отказались от прямых указаний и больший акцент перенести на косвенные воздействия через организацию совместной деятельности, игру, игровое общение, использование средств литературы и искусства.

Предложила детям сюжетно-ролевую игру «Мгазин»

Цель: Учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции; учить распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; учить моделировать ролевой диалог; воспитывать дружеское отношение друг к другу, определять характеры героев, оценивать их поступки.

Уровень развития воли поле формирующего эксперимента:

Уровень развития воли

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Высокий

3,5

3,5

Средний

3

3

Низкий

2,5

2,5

Контрольный этап эксперемента

В контрольном этапе эксперимента я провела те же диагностические методики, что и в констатирующем этапе эксперимента.

Проведение таких игр в средних группах в этом детсаде дает детям учиться жизни подражая действиям взрослых, проигрывать житейские ситуации, и правильно с ними справляться, развивать интеллект.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре… Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. — Феникс, 2010 г.- 77с.

Сюжетно-ролевая Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, сюжетно-ролевая игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, как уже говорилось выше, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В ролевой игре ребенок среднего возраста берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. Гаспарова Е. М. Дошкольное воспитание. 2008 с. -100с.

Сюжетно-ролевая игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот. Сюжетно-ролевая игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик — лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения. Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать сюжетно-ролевая игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников среднего возраста. Отсюда постоянная важность и актуальность рассмотрения теории применения сюжетно-ролевой игры в воспитании и развитии ребёнка, становлении у него творческих способностей. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры детей среднего дошкольного возраста. М. Просвещение, 2007 г. — 88 с.\

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникеев Н.П. Воспитание игрой. — М.: Просвещение, 2008 г.- 150 с.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 2006 г. — 93 с.

3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 2008 г. — 236 с.

4. Гаспарова Е. М. Дошкольное воспитание. 2008 с. — 228 с.

5. Детский журнал «Акбопе» № 6. 2011 г. — 122 с.

6. Журнал «ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ» № 4/2010 г. — 102 с.

7. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры детей среднего дошкольного возраста. М. Просвещение, 2007 г. — 298 с.

8. Кайгородцева Н.Н. «Организация сюжетно — ролевой игры с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ» 2010 г. — 198 с.

9. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 2007 с. — 386 с.

10. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006 г.-151с. -

11. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 2005 г. — 165 с.

12. Максакова А. И., Тумакова Г. А. Учите играя. М. Просвещение, 2007 г.- 198 с.

13. Матыщина И.Г. Природа, сущность, история игры // Проблемы воспитания. — 2006 г. — 306 с.

14. Менджрицкая Д. В. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 2006 г. — 208 с.

15. Михайленко Н., Н. Короткова. Организация сюжетной игры в детском саду. — Линка-Пресс, 2009 г.- 96с.

16. Урунтаева, Г. А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии. / Под ред.Г.А. Урунтаевой, — М.: Просвещение: Владос, 2007 г. — 230 с.

17. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. — М., 2006- 168 с.

18. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. — Феникс, 2010 г.- 384с.

19. Шмаков С.А. Природа и структура игры // Проблемы воспитания. — 2011 г. — 206 с.

20. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. Т.Ц. Сфера 2008 г. — 306 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис. 1 Сюжетно-ролевая игра «Больница» в детском саду № 53 г. Алматы

Рис. 2 Сюжетно-ролевая игра «Магазин» в детском саду № 53 г. Алматы

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector