Традициии формирования личности

РУССКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ (ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ТРУД)

Рязанова В.Н., Смирнова В.М.

Цели образования всегда определяются целями конкретного общества. Мы умеем неплохо учить, но нам необходимо научиться учить ученика думать и брать ответственность за собственные решения и поступки, за собственное здоровье и образованность, за собственный нравственный выбор. Поэтому гуманизация образования из тезиса переходит в идеологию образования, которую следует понимать как создание условий для развития ценностно-целевых ориентаций, интеллекта и в целом внутреннего духовного мира личности, на основе соотнесения его собственных потребностей, интересов и поступков, с безусловными ценностными критериями истины, добра, красоты, общения, целостности природы, коллективизма, как гуманистического принципа солидарности.

В рамках образовательных систем личность обучаемого превращается в главную педагогическую цель (В.С. Шубинский), приобретает ранг основной ценности. Поэтому гуманизация образования должна содействовать такому его развитию, которое в перспективе обеспечит соотнесение содержания и процесса обучения с объективными ценностями человечества.

Для разработки принципиально новых систем обучения И.М. Титова предлагает выделить одним из направлений гуманизации предметного обучения – усиление личностной ориентированности учебно-воспитательного процесса через целенаправленное развитие у учащихся мотивации учения, обеспечение комфортности, положительной эмоциональной атмосферы. Результаты исследований позволяют считать, что перспективным средством развития мотивации учения является использование культурологического подхода к предметному обучению. Под таковым понимается рассмотрение содержания предметного обучения в средней и высшей школе, в контексте развития мировой и национальной культур.

Культура– сложное междисциплинарное образование, рассматриваемое в социальных и антропологических аспектах.

Наше мнение совпадает с определением культуры как совокупности духовных достижений человечества, которые, возникнув как национально-субъективные и исторически-конкретные, получили статус общественно-объективных и надвременных духовных явлений, образуя непрерывную и неподвластную отдельному индивиду традицию.

Традиция(от лат.tradic) – передача, предание – элементы культурного и социального наследия, передающаяся от поколения к поколению и сохраняющаяся в определенных социальных группах в течение длительного времени.

27 стр., 13080 слов

Формирование мотивации учения школьников при переходе в среднее звено обучения

... мотивации учения школьников; исследования и теоретические положения об особенностях формирования мотивации учения при переходе в среднее звено обучения ... мотивации во многом обусловлено и логикой развития отечественной психологической науки, в которой изучение доминирующих эмоциональных переживаний индивида проводилось преимущественно на психофизиологическом уровне, а область устойчивых образований ...

Традиции – это своеобразный способ накопления социального опыта людей, причем лучшего для определенного периода времени, а также условие развития человеческой культуры. Традиции не переходят автоматически от одного поколения к другому, их необходимо поддерживать, соотносить с действительностью, только тогда они превращаются в эффективное средство формирования личности. Они складываются на основе только тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную и личностную значимость.

Этнос(от греч.ethnous– племя, группа, народ) – исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также самосознанием, выраженным в самоназвании. В компонентной (системно-статистической) теории этнос трактуется как исторически возникшая и эволюционирующая социальная система, обладающая многосоставной композицией (структурой), в которую входят: расселение, воспроизводство, производственно-экономическая деятельность, социальные отношения, речевая деятельность, использование и сохранение культуры, быт и устойчивые стереотипные способы ритмичного поведения, психологическое восприятие и личностное взаимодействие.

По мнению С.В.Лурье, этнос представляет собой социальную общность, которой присущи специфические культурные модели (обусловливающие характер активности человека в мире) и которая функционирует в соответствии с особыми закономерностями, направленными на поддержание уникального для общества соотношения культурных моделей в течение длительного времени, включая периоды крупных социокультурных изменений.

Широко и разнообразно практическое значение ритуалов и обрядов. Они регулируют эмоциональное состояние людей, формируют и поддерживают чувство единения на уровне нации, общины, семьи, позволяют отдельному индивиду осознать свою этническую принадлежность, сохраняют вековые ценностные ориентации. Слова и действия, составляющие ритуал, не могут изменяться, они четко определены. Традиции регламентируют, кто может проводить тот или иной ритуал. Пиком ритуального действия является обряд– церемония, связанная с важнейшими событиями социальной, семейной и духовной (в том числе религиозной) жизни этноса.

В известной степени традиции влияют на развитие общества, поскольку оказывают психологическое воздействие, играют определенную роль в развитии национальных отношений. Традиции влияют на формирование личности в силу преемственности, устойчивости и эмоционального характера.

Каждое общество имеет свою меру традиционности, в нравственном отношении она определяется потребностью в установлении гармоничных отношений между разными поколениями людей, необходимостью связи настоящего с прошлым и его перехода в будущее.

Большинство национальных традиций несут в своей сердцевине (вне зависимости от фольклорной окраски) идею гармонии с природой и неразрывные (рассчитанные даже на отдаленное будущее) отношения людей друг с другом внутри социальной общности.

1 стр., 462 слов

21. чеховские традиции

... и сейчас. У Арбузова – «финал надежды». Розов. Истоки традиций советской семейно-психологической, бытовой драмы, кот. отражает типические стороны ... событиях. Но это лишь исторический фон для рассказа о людях и судьба. Нет отрицательных героев (как и у ... философские проблемы (отцы и дети, проблема жизненного выбора, становление человека, тема одиночества). «жизнь в пьесах внешне течет тихо, ...

Сегодня, как никогда остро стоит проблема сохранения и возрождения русских национальных традиций в культуре нашего народа.

Одним из необходимых компонентов приобщения детей к источнику культуры собственного народа в школе является принципиально новое технологическое образование, опирающееся в основе на гуманистическую общечеловеческую культуру, планетарное мышление, на национальные традиции жизнедеятельности.

Образовательная область «Технология» сегодня — фактор формирования общекультурной деятельности, включенной в миропорядок личности.

Осознание этого привело авторов несколько лет тому назад к мысли о том, каким образом трансформировать, техногенное по своей сути, технологическое образование в стратегию развития личности, позволяющую сохранить веру в культурную эволюцию.

Содержание и структура действующей модели технологического образования позволили начать экспериментальную проработку социокультурного варианта в средней школе №24 г. Тамбова с 1998 года. При этом мы исходили из того, что содержание модуля “Обслуживающий труд” образовательной области “Технология” базисного учебного плана включает четыре раздела: “Технология пищевой обработки продуктов”; “Технология изготовления швейных изделий”; “Художественная обработка материалов”; «Культура дома».

Разнородность и многокомпонентность содержания обучения обслуживающему труду, предполагает поиск эффективных путей совершенствования дидактических условий обучения.

В содержательную основу всех разделов, с целью их объединения, были введены основные компоненты традиционной русской народной культуры (ремесла, фольклор, традиции и обряды, русская кухня).

Кроме того, содержание курса направлено на выявление и развитие способностей детей в различных видах декоративно-прикладного искусства: традиционная вышивка, лоскутная мозаика, русская кухня, а также на формирование у них духовной культуры и воспитание чувства любви к своей национальной культуре, к своей Родине.

Весь курс рассчитан на 5 лет обучения (5-9 кл.).

Авторами разработана целостная, многокомпонентная программа обучения.

Содержание раздела программы “Русская кухня” направлено на знакомство с русскими обрядами, традициями, в том числе, с календарными и семейными праздниками (игры, гулянья, песни, сервировка стола, приготовление традиционных и обрядовых русских блюд).

Учащиеся знакомятся с интерьером и убранством русской избы («Культура дома»), ритуалом еды в быту крестьян, гостеприимством русского человека, с обрядами и традициями, связанными с зерновыми культурами.

В содержание раздела «Технология обработки ткани» введена информация о русском народном костюме (рубаха, сарафан, понева, головной убор, пояс, обувь, аксессуары), которая позволит сформировать общее представление о национальном русском костюме, приобрести простейшие умения по шитью таких изделий, как: передник, ночная сорочка, юбка, блузка.

13 стр., 6030 слов

Концентрированное обучение: модели образовательной технологии

... Теория и практика концентрированного обучения как педагогической технологии На основании сущностных признаков, к которым относятся: а) увеличение количества изучаемой информации на единицу учебного ... в других сферах человеческой деятельности, т.е. приобрел широкое философское толкование. Технология своим содержанием может охватывать и духовное производство. При этом предварительно определенный ...

Одним из самых любимых разделов у учащихся является “Традиционная русская вышивка” («Художественная обработка материалов»).

За пять лет обучения (всего по 8-10 часов в год), учащиеся овладевают почти всеми видами техники вышивания, существующими в России: тамбур, роспись, мережки, счетные швы и т.д.

Наряду с практическими умениями школьницы приобретают знания о традиционных видах вышивания, изучают сюжеты и мотивы русской вышивки, знакомятся с символикой традиционного русского узора костюма.

Изучая предметы быта, девочки узнают об обрядах, традициях, о роли полотенца, пояса в жизни русского человека. Все это связывает художественное прошлое наших предков с настоящим и будущим русского народа.

В задачи технологического обучения и воспитания, которые ставит перед учителем программа, входит приобщение ребят к истокам русской культуры, и русским национальным традициям. В процессе обучения перед школьниками раскроется гармоничное взаимодействие всех поколений в семье и обществе (дети, родители, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки), они знакомятся с фольклорными жанрами (колыбельными песнями, поговорками, сказками, пословицами, прибаутками, загадками, преданиями).

Учащимся предстоит овладеть знаниями русского земледельческого календаря, познакомиться с укладом жизни русского народа (календарные и семейные праздники, обрядовые блюда, игры, забавы), а также с художественными промыслами России и Тамбовской области.

Учебная программа направлена на формирование стремленийсамостоятельно приобретать знания, умений наблюдать, анализировать и обобщать события и факты жизни, строить свое “семейное гнездо”, вести дом, сложное домашнее хозяйство.

Расширение объема изучаемого материала, а также его особенности, показывающие исторически и традиционно сложившуюся культуру жизни и быта на Руси, вызвали необходимость применения в процессе обучения нетрадиционных типов уроков, таких как:

  • библиотечные уроки (авт).;
  • уроки с театрализованными фрагментами;
  • интегрированные уроки.

Библиотечные уроки проводятся в целях освоения большого объема, разноплановой информации; формирования целостного видения того или иного обряда или традиции; а также ориентации в подборе и поиске различной информации. Урок заранее готовится учителем совместно с городской библиотекой. Подбираются справочники, энциклопедии, иллюстрации, публикации в журналах, а, самое главное, видеокассеты, которые демонстрируются учащимся во время занятия в видеозале библиотеки. Особенно наглядным является видеоматериал по видам художественных промыслов, т.к. содержит: историю возникновения промысла, технологию изготовления изделий, ассортимент изделий и географию их сбыта.

Принятие традиции и осознание ее исторической и культурной ценности происходит наиболее эффективно в процессе игровой деятельности, организуемой на театрализованных фрагментах уроков, например:

  • Ритуал чаепития в крестьянской и купеческой семьях (самовар);
  • Ритуал еды в быту крестьян;
  • Гостеприимство русского народа;
  • Яйцо в обрядах восточных славян;
  • Обряд, связанный с надеванием поневы на девушку – “загонять в поньку”.

Подготовка таких фрагментов осуществляется заранее, разными группами учащихся, при этом, прообразом фрагмента может быть материал, просмотренный учащимися на библиотечных уроках.

Для более полного освоения информации, связанной с той или иной традицией, проводятся интегрированные уроки образовательной области “Технология” с общеобразовательными предметами, например:

Урок на тему: “Традиции и обряды, связанные с первым весенним выгоном коров в стадо” (интеграция с литературой);

Урок на тему: “Колядование – как одна из форм праздничного увеселения” (интеграция с музыкой);

Урок на тему: “Игрушка – как одно из направлений декоративно-прикладного искусства” (учащиеся осваивают закономерности художественной композиции данного направления, а затем изготавливают игрушку) – интеграция с ИЗО.

В ходе эксперимента отработана система и методика введения учащихся в проектную деятельность. На первом этапе учащимся выдаются творческие задания, касающиеся сбора информации по традициям, связанным с бытом, календарными и церковными праздниками. Информация собирается всеми одновременно по одной теме и служит: с одной стороны – для пополнения учительского банка информации по основам проектирования; с другой стороны – для сбора информации в папке творческих работ каждого учащегося, которая комплектуется в течение всего периода обучения технологии с 5-9 классы.

Перед началом урока дети обмениваются найденной информацией, а в ходе урока учитель кратко излагает информацию по теме, давая возможность детям дополнить информацию и систематизировать ее. При этом учащиеся готовят иллюстрации, найденной в результате поиска информации, в виде ксерокопий, вырезок, зарисовок, которые располагают на стенде перед началом урока, тем самым, обеспечивая содержание темы наглядным материалом.

Своеобразным экскурсом в историю семьи является задание по составлению родословной семьи, с ее традициями, укладом, профессиональными занятиями членов семьи, увлечениями; по определению места и роли семьи в истории отечества.

Этим заданием учащимся прививаются основы традиционной культуры и, кроме того, они не только собирают информацию, но впервые и анализируют ее, делают выводы.

Затем, по мере изучения разделов обслуживающего труда, идет усложнение и увеличение по объему входящей в проект информации. Каждый проект начинается с исторической справки, в которой обязательно отслеживается та или иная тематика в традициях.

Например: по разделу “Технология обработки пищевых продуктов” выполняются следующие проекты: “Роль пирогов в русской народной кухне”, “Основные блюда русской национальной кухни”, “Способы заготовки продуктов от старины до наших дней”, коллективный проект “Хлебосольство и связанные с ним обряды, поверья, легенды, сказки и поговорки”.

На защиту проекта выносится практическая работа ( блюдо, или несколько блюд, либо кулинарных изделий), представленная в определенном варианте сервировки стола. При этом, одновременно, в сервировке, может быть представлен проект по художественной обработке ткани, выполненный другой учащейся. Например: скатерть с салфетками, отделанная вышивкой Тамбовским крестом.

Модуль “Художественная обработка материалов” представляется творческими проектами, выполненными в технике монастырского шитья, бисера, фриволите, ковроделия, вязания. Например: “Яйцо в обрядах восточных славян”, “Игрушки старины далекой”.

Использование русских национальных традиций позволяет объединять в проекте материал разных разделов обслуживающего труда (Русская народная кухня, костюм, разные виды рукоделия), что иллюстрируют следующие проекты: “Крестьянство – хранитель эстетических ценностей”, “Жилище, бытовая утварь, детские игрушки крестьян Тамбовщины”.

Наглядным примером, иллюстрирующим формирование духовной культуры учащихся служит стихотворение, написанное учащейся 8 кл. при выполнении проекта “Пасхальное яйцо”.

Пасхальные яйца с особым волненьем

Украсим мы бисером цвета весны.

Как символ добра, теплоты, Воскресенья

И древних традиций родной стороны.

На ткани узорчатой маленький крестик

Мы вышьем старательно тонкой иглой.

Когда мы работаем весело вместе,

Все ниточкой дружбы блестит золотой.

А искры, как ясное солнце апреля,

Как радуга, будут на ткани сиять.

И первые капли весенней капели

Серебряным бисером станут сверкать.

Очень часто учащиеся старших классов (8-9) ведут поиск информации для выполнения проектов в системе Internet, что значительно расширяет границы поиска информации и повышает его эффективность. Так при разработке проекта “Характерные черты русского национального костюма Тамбовской губернии”, “Традиции отделки одежды вышивкой 18-20 век” много информации было найдено с помощьюInternet.

Использование знаний русских национальных традиций позволяет разрабатывать учащимся более глубокие, продуманные, интересные, комплексные проекты, в которых значительную часть занимает исследовательская работа, анализ и синтез собранной информации, творческий поиск интересного, необычного, порой граничащего с нашими “русскими чудесами” события, явления. При выполнении таких проектов они значительно пополняют и расширяют свои знания и знания учителя в области краеведения, истории, искусства, технологии, дизайна.

Литература

  1. Бердяев Н.А. Новое средневековье. Берлин, 1924
  2. Леонтьева Г. “Питомцы муз”., Москва 1982г
  3. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1998.
  4. Перемолова Н.А. Актуализация личностно-

профессионального роста учителя в поствузовском обра

зовании при ИПК. Монография.- Иркутск: Из-во Иркут

ского гос.пед.ун-та,2001.

  1. Попова О.С. “Народные художественные промыслы”.,

Москва 1984г.

6. Разина Т. “О профессионализме народного искусства”., Москва 1985г.

  1. Титова И.М. Культурологический подход как средство гуманизации образования, — ж. Образование в регионе, в.5, 2001г, Тамбов.
  2. Хворостов А. “Декоративно-прикладное искусство в

школе”., Москва, Просвещение 1981г.

  1. Этнопсихологический словарь /Под ред. Крысько В.Г.

М., 1999.