РУССКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ (ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ТРУД)
Рязанова В.Н., Смирнова В.М.
Цели образования всегда определяются целями конкретного общества. Мы умеем неплохо учить, но нам необходимо научиться учить ученика думать и брать ответственность за собственные решения и поступки, за собственное здоровье и образованность, за собственный нравственный выбор. Поэтому гуманизация образования из тезиса переходит в идеологию образования, которую следует понимать как создание условий для развития ценностно-целевых ориентаций, интеллекта и в целом внутреннего духовного мира личности, на основе соотнесения его собственных потребностей, интересов и поступков, с безусловными ценностными критериями истины, добра, красоты, общения, целостности природы, коллективизма, как гуманистического принципа солидарности.
В рамках образовательных систем личность обучаемого превращается в главную педагогическую цель (В.С. Шубинский), приобретает ранг основной ценности. Поэтому гуманизация образования должна содействовать такому его развитию, которое в перспективе обеспечит соотнесение содержания и процесса обучения с объективными ценностями человечества.
Для разработки принципиально новых систем обучения И.М. Титова предлагает выделить одним из направлений гуманизации предметного обучения – усиление личностной ориентированности учебно-воспитательного процесса через целенаправленное развитие у учащихся мотивации учения, обеспечение комфортности, положительной эмоциональной атмосферы. Результаты исследований позволяют считать, что перспективным средством развития мотивации учения является использование культурологического подхода к предметному обучению. Под таковым понимается рассмотрение содержания предметного обучения в средней и высшей школе, в контексте развития мировой и национальной культур.
Культура– сложное междисциплинарное образование, рассматриваемое в социальных и антропологических аспектах.
Наше мнение совпадает с определением культуры как совокупности духовных достижений человечества, которые, возникнув как национально-субъективные и исторически-конкретные, получили статус общественно-объективных и надвременных духовных явлений, образуя непрерывную и неподвластную отдельному индивиду традицию.
Традиция(от лат.tradic) – передача, предание – элементы культурного и социального наследия, передающаяся от поколения к поколению и сохраняющаяся в определенных социальных группах в течение длительного времени.
Формирование мотивации учения школьников при переходе в среднее звено обучения
... мотивации учения школьников; исследования и теоретические положения об особенностях формирования мотивации учения при переходе в среднее звено обучения ... мотивации во многом обусловлено и логикой развития отечественной психологической науки, в которой изучение доминирующих эмоциональных переживаний индивида проводилось преимущественно на психофизиологическом уровне, а область устойчивых образований ...
Традиции – это своеобразный способ накопления социального опыта людей, причем лучшего для определенного периода времени, а также условие развития человеческой культуры. Традиции не переходят автоматически от одного поколения к другому, их необходимо поддерживать, соотносить с действительностью, только тогда они превращаются в эффективное средство формирования личности. Они складываются на основе только тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную и личностную значимость.
Этнос(от греч.ethnous– племя, группа, народ) – исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также самосознанием, выраженным в самоназвании. В компонентной (системно-статистической) теории этнос трактуется как исторически возникшая и эволюционирующая социальная система, обладающая многосоставной композицией (структурой), в которую входят: расселение, воспроизводство, производственно-экономическая деятельность, социальные отношения, речевая деятельность, использование и сохранение культуры, быт и устойчивые стереотипные способы ритмичного поведения, психологическое восприятие и личностное взаимодействие.
По мнению С.В.Лурье, этнос представляет собой социальную общность, которой присущи специфические культурные модели (обусловливающие характер активности человека в мире) и которая функционирует в соответствии с особыми закономерностями, направленными на поддержание уникального для общества соотношения культурных моделей в течение длительного времени, включая периоды крупных социокультурных изменений.
Широко и разнообразно практическое значение ритуалов и обрядов. Они регулируют эмоциональное состояние людей, формируют и поддерживают чувство единения на уровне нации, общины, семьи, позволяют отдельному индивиду осознать свою этническую принадлежность, сохраняют вековые ценностные ориентации. Слова и действия, составляющие ритуал, не могут изменяться, они четко определены. Традиции регламентируют, кто может проводить тот или иной ритуал. Пиком ритуального действия является обряд– церемония, связанная с важнейшими событиями социальной, семейной и духовной (в том числе религиозной) жизни этноса.
В известной степени традиции влияют на развитие общества, поскольку оказывают психологическое воздействие, играют определенную роль в развитии национальных отношений. Традиции влияют на формирование личности в силу преемственности, устойчивости и эмоционального характера.
Каждое общество имеет свою меру традиционности, в нравственном отношении она определяется потребностью в установлении гармоничных отношений между разными поколениями людей, необходимостью связи настоящего с прошлым и его перехода в будущее.
Большинство национальных традиций несут в своей сердцевине (вне зависимости от фольклорной окраски) идею гармонии с природой и неразрывные (рассчитанные даже на отдаленное будущее) отношения людей друг с другом внутри социальной общности.
21. чеховские традиции
... и сейчас. У Арбузова – «финал надежды». Розов. Истоки традиций советской семейно-психологической, бытовой драмы, кот. отражает типические стороны ... событиях. Но это лишь исторический фон для рассказа о людях и судьба. Нет отрицательных героев (как и у ... философские проблемы (отцы и дети, проблема жизненного выбора, становление человека, тема одиночества). «жизнь в пьесах внешне течет тихо, ...
Сегодня, как никогда остро стоит проблема сохранения и возрождения русских национальных традиций в культуре нашего народа.
Одним из необходимых компонентов приобщения детей к источнику культуры собственного народа в школе является принципиально новое технологическое образование, опирающееся в основе на гуманистическую общечеловеческую культуру, планетарное мышление, на национальные традиции жизнедеятельности.
Образовательная область «Технология» сегодня — фактор формирования общекультурной деятельности, включенной в миропорядок личности.
Осознание этого привело авторов несколько лет тому назад к мысли о том, каким образом трансформировать, техногенное по своей сути, технологическое образование в стратегию развития личности, позволяющую сохранить веру в культурную эволюцию.
Содержание и структура действующей модели технологического образования позволили начать экспериментальную проработку социокультурного варианта в средней школе №24 г. Тамбова с 1998 года. При этом мы исходили из того, что содержание модуля “Обслуживающий труд” образовательной области “Технология” базисного учебного плана включает четыре раздела: “Технология пищевой обработки продуктов”; “Технология изготовления швейных изделий”; “Художественная обработка материалов”; «Культура дома».
Разнородность и многокомпонентность содержания обучения обслуживающему труду, предполагает поиск эффективных путей совершенствования дидактических условий обучения.
В содержательную основу всех разделов, с целью их объединения, были введены основные компоненты традиционной русской народной культуры (ремесла, фольклор, традиции и обряды, русская кухня).
Кроме того, содержание курса направлено на выявление и развитие способностей детей в различных видах декоративно-прикладного искусства: традиционная вышивка, лоскутная мозаика, русская кухня, а также на формирование у них духовной культуры и воспитание чувства любви к своей национальной культуре, к своей Родине.
Весь курс рассчитан на 5 лет обучения (5-9 кл.).
Авторами разработана целостная, многокомпонентная программа обучения.
Содержание раздела программы “Русская кухня” направлено на знакомство с русскими обрядами, традициями, в том числе, с календарными и семейными праздниками (игры, гулянья, песни, сервировка стола, приготовление традиционных и обрядовых русских блюд).
Учащиеся знакомятся с интерьером и убранством русской избы («Культура дома»), ритуалом еды в быту крестьян, гостеприимством русского человека, с обрядами и традициями, связанными с зерновыми культурами.
В содержание раздела «Технология обработки ткани» введена информация о русском народном костюме (рубаха, сарафан, понева, головной убор, пояс, обувь, аксессуары), которая позволит сформировать общее представление о национальном русском костюме, приобрести простейшие умения по шитью таких изделий, как: передник, ночная сорочка, юбка, блузка.
Концентрированное обучение: модели образовательной технологии
... Теория и практика концентрированного обучения как педагогической технологии На основании сущностных признаков, к которым относятся: а) увеличение количества изучаемой информации на единицу учебного ... в других сферах человеческой деятельности, т.е. приобрел широкое философское толкование. Технология своим содержанием может охватывать и духовное производство. При этом предварительно определенный ...
Одним из самых любимых разделов у учащихся является “Традиционная русская вышивка” («Художественная обработка материалов»).
За пять лет обучения (всего по 8-10 часов в год), учащиеся овладевают почти всеми видами техники вышивания, существующими в России: тамбур, роспись, мережки, счетные швы и т.д.
Наряду с практическими умениями школьницы приобретают знания о традиционных видах вышивания, изучают сюжеты и мотивы русской вышивки, знакомятся с символикой традиционного русского узора костюма.
Изучая предметы быта, девочки узнают об обрядах, традициях, о роли полотенца, пояса в жизни русского человека. Все это связывает художественное прошлое наших предков с настоящим и будущим русского народа.
В задачи технологического обучения и воспитания, которые ставит перед учителем программа, входит приобщение ребят к истокам русской культуры, и русским национальным традициям. В процессе обучения перед школьниками раскроется гармоничное взаимодействие всех поколений в семье и обществе (дети, родители, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки), они знакомятся с фольклорными жанрами (колыбельными песнями, поговорками, сказками, пословицами, прибаутками, загадками, преданиями).
Учащимся предстоит овладеть знаниями русского земледельческого календаря, познакомиться с укладом жизни русского народа (календарные и семейные праздники, обрядовые блюда, игры, забавы), а также с художественными промыслами России и Тамбовской области.
Учебная программа направлена на формирование стремленийсамостоятельно приобретать знания, умений наблюдать, анализировать и обобщать события и факты жизни, строить свое “семейное гнездо”, вести дом, сложное домашнее хозяйство.
Расширение объема изучаемого материала, а также его особенности, показывающие исторически и традиционно сложившуюся культуру жизни и быта на Руси, вызвали необходимость применения в процессе обучения нетрадиционных типов уроков, таких как:
- библиотечные уроки (авт).;
- уроки с театрализованными фрагментами;
- интегрированные уроки.
Библиотечные уроки проводятся в целях освоения большого объема, разноплановой информации; формирования целостного видения того или иного обряда или традиции; а также ориентации в подборе и поиске различной информации. Урок заранее готовится учителем совместно с городской библиотекой. Подбираются справочники, энциклопедии, иллюстрации, публикации в журналах, а, самое главное, видеокассеты, которые демонстрируются учащимся во время занятия в видеозале библиотеки. Особенно наглядным является видеоматериал по видам художественных промыслов, т.к. содержит: историю возникновения промысла, технологию изготовления изделий, ассортимент изделий и географию их сбыта.
Принятие традиции и осознание ее исторической и культурной ценности происходит наиболее эффективно в процессе игровой деятельности, организуемой на театрализованных фрагментах уроков, например:
- Ритуал чаепития в крестьянской и купеческой семьях (самовар);
- Ритуал еды в быту крестьян;
- Гостеприимство русского народа;
- Яйцо в обрядах восточных славян;
- Обряд, связанный с надеванием поневы на девушку – “загонять в поньку”.
Подготовка таких фрагментов осуществляется заранее, разными группами учащихся, при этом, прообразом фрагмента может быть материал, просмотренный учащимися на библиотечных уроках.
Для более полного освоения информации, связанной с той или иной традицией, проводятся интегрированные уроки образовательной области “Технология” с общеобразовательными предметами, например:
Урок на тему: “Традиции и обряды, связанные с первым весенним выгоном коров в стадо” (интеграция с литературой);
Урок на тему: “Колядование – как одна из форм праздничного увеселения” (интеграция с музыкой);
Урок на тему: “Игрушка – как одно из направлений декоративно-прикладного искусства” (учащиеся осваивают закономерности художественной композиции данного направления, а затем изготавливают игрушку) – интеграция с ИЗО.
В ходе эксперимента отработана система и методика введения учащихся в проектную деятельность. На первом этапе учащимся выдаются творческие задания, касающиеся сбора информации по традициям, связанным с бытом, календарными и церковными праздниками. Информация собирается всеми одновременно по одной теме и служит: с одной стороны – для пополнения учительского банка информации по основам проектирования; с другой стороны – для сбора информации в папке творческих работ каждого учащегося, которая комплектуется в течение всего периода обучения технологии с 5-9 классы.
Перед началом урока дети обмениваются найденной информацией, а в ходе урока учитель кратко излагает информацию по теме, давая возможность детям дополнить информацию и систематизировать ее. При этом учащиеся готовят иллюстрации, найденной в результате поиска информации, в виде ксерокопий, вырезок, зарисовок, которые располагают на стенде перед началом урока, тем самым, обеспечивая содержание темы наглядным материалом.
Своеобразным экскурсом в историю семьи является задание по составлению родословной семьи, с ее традициями, укладом, профессиональными занятиями членов семьи, увлечениями; по определению места и роли семьи в истории отечества.
Этим заданием учащимся прививаются основы традиционной культуры и, кроме того, они не только собирают информацию, но впервые и анализируют ее, делают выводы.
Затем, по мере изучения разделов обслуживающего труда, идет усложнение и увеличение по объему входящей в проект информации. Каждый проект начинается с исторической справки, в которой обязательно отслеживается та или иная тематика в традициях.
Например: по разделу “Технология обработки пищевых продуктов” выполняются следующие проекты: “Роль пирогов в русской народной кухне”, “Основные блюда русской национальной кухни”, “Способы заготовки продуктов от старины до наших дней”, коллективный проект “Хлебосольство и связанные с ним обряды, поверья, легенды, сказки и поговорки”.
На защиту проекта выносится практическая работа ( блюдо, или несколько блюд, либо кулинарных изделий), представленная в определенном варианте сервировки стола. При этом, одновременно, в сервировке, может быть представлен проект по художественной обработке ткани, выполненный другой учащейся. Например: скатерть с салфетками, отделанная вышивкой Тамбовским крестом.
Модуль “Художественная обработка материалов” представляется творческими проектами, выполненными в технике монастырского шитья, бисера, фриволите, ковроделия, вязания. Например: “Яйцо в обрядах восточных славян”, “Игрушки старины далекой”.
Использование русских национальных традиций позволяет объединять в проекте материал разных разделов обслуживающего труда (Русская народная кухня, костюм, разные виды рукоделия), что иллюстрируют следующие проекты: “Крестьянство – хранитель эстетических ценностей”, “Жилище, бытовая утварь, детские игрушки крестьян Тамбовщины”.
Наглядным примером, иллюстрирующим формирование духовной культуры учащихся служит стихотворение, написанное учащейся 8 кл. при выполнении проекта “Пасхальное яйцо”.
Пасхальные яйца с особым волненьем Украсим мы бисером цвета весны. Как символ добра, теплоты, Воскресенья И древних традиций родной стороны.
|
На ткани узорчатой маленький крестик Мы вышьем старательно тонкой иглой. Когда мы работаем весело вместе, Все ниточкой дружбы блестит золотой.
|
А искры, как ясное солнце апреля,
Как радуга, будут на ткани сиять.
И первые капли весенней капели
Серебряным бисером станут сверкать.
Очень часто учащиеся старших классов (8-9) ведут поиск информации для выполнения проектов в системе Internet, что значительно расширяет границы поиска информации и повышает его эффективность. Так при разработке проекта “Характерные черты русского национального костюма Тамбовской губернии”, “Традиции отделки одежды вышивкой 18-20 век” много информации было найдено с помощьюInternet.
Использование знаний русских национальных традиций позволяет разрабатывать учащимся более глубокие, продуманные, интересные, комплексные проекты, в которых значительную часть занимает исследовательская работа, анализ и синтез собранной информации, творческий поиск интересного, необычного, порой граничащего с нашими “русскими чудесами” события, явления. При выполнении таких проектов они значительно пополняют и расширяют свои знания и знания учителя в области краеведения, истории, искусства, технологии, дизайна.
Литература
- Бердяев Н.А. Новое средневековье. Берлин, 1924
- Леонтьева Г. “Питомцы муз”., Москва 1982г
- Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1998.
- Перемолова Н.А. Актуализация личностно-
профессионального роста учителя в поствузовском обра
зовании при ИПК. Монография.- Иркутск: Из-во Иркут
ского гос.пед.ун-та,2001.
- Попова О.С. “Народные художественные промыслы”.,
Москва 1984г.
6. Разина Т. “О профессионализме народного искусства”., Москва 1985г.
- Титова И.М. Культурологический подход как средство гуманизации образования, — ж. Образование в регионе, в.5, 2001г, Тамбов.
- Хворостов А. “Декоративно-прикладное искусство в
школе”., Москва, Просвещение 1981г.
- Этнопсихологический словарь /Под ред. Крысько В.Г.
М., 1999.