К важнейших качеств преподавателя, способствующие успешному выполнению им своих функций, принадлежит педагогическая коммуникативность. Много трудностей и неудач в педагогической деятельности обусловлено именно недостатками сферы профессионально-педагогического общения. Педагогическое общение — это совокупность методов и средств, применение которых обеспечивает достижение цели обучения и воспитания, и определяет характер взаимодействия между двумя главными субъектами педагогического процесса. Известный российский психолог В.А. Кан-Калик выделяет такие стили педагогического общения.
1.Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношение к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ним дети (студенты) буквально по пятам ходят». В высшей школе интерес в общении стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профильных кафедрах.
2.Общение на основе дружеского отношения. Этот вид коммуникации предусматривает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности (но при этом следует избегать панибратства).
Особенно это касается молодых педагогов, если они не желают попасть в конфликтную ситуацию.
3.Общение-дистанция. Это наиболее распространенный тип педагогического общения, за которого постоянно наблюдается дистанция во всех сферах: образовании — со ссылкой на авторитет и профессионализм; воспитании — на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношения «учитель — ученики». Но это не означает, что ученики должны воспринимать педагога как ровесника.
4.Общение-заигрывание. Оно свойственно молодым преподавателям, которые чрезмерно стремятся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь фальшивый, дешевый авторитет.
Как правило, в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в определенной пропорции при доминировании одного из них.
Психолого-педагогические основы деятельности школьного библиотекаря
... происходящими в обществе, все возрастающее значение приобретает дифференциация и индивидуализация психолого-педагогической деятельности библиотекаря Ориентир на абстрактного "среднего посетителя" утрачивает свое значение. Многоцветность и ... понять ребенка, выслушать его, и отсутствие этики поведения, и отсутствие опыта общения с детьми, как такового (например, в силу молодого возраста библиотекаря) и ...
Заслуживает внимание классификация стилей педагогического общения, предложенная М. Таленом: «Сократ» — Педагог с репутацией любителя споров и дискуссий, которые он намеренно провоцирует на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе через постоянную конфронтацию: студенты усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать; «Руководитель групповой дискуссии» — Главным в учебно-воспитательном процессе педагог считает достижение согласия и сотрудничества между студентами, беря на себя роль посредника, для которого поиск демократического консенсуса важнее результат дискуссии; «Мастер» — Педагог выступает как образец для подражания, который необходимо безусловно копировать, и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще; «Генерал» — Не допускает любого двузначного смысла, подчеркнуто требовательный, жестко добивается послушания, поскольку считает, что всегда и во всем прав, а студент, как солдат-новобранец, должен беспрекословно подчиняться приказам. По данным Г. Талена, этот стиль распространен в педагогической практике больше, чем все другие вместе; «Менеджер» — Распространен в радикально ориентированных школах и связан с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением инициативы и самостоятельности учащихся.
Педагог стремится к обсуждению с каждым учеником смысла задачи, качественного контроля и оценки конечного результата; «Тренер» — Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Ученики при этом выступают игроками одной команды, где каждый в частности не важен как индивидуальность, а все вместе составляют силу. Педагогу отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное — конечный результат, блестящий успех, победа; «Гид» — Воплощенный образ «ходячей энциклопедии». Лаконичный, точный, сдержанный. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен, и именно поэтому часто откровенно скучный.
В зависимости от качества владения мастерством педагогического общения студенты относят преподавателя к соответствующей категории: Преподаватели — «вечные студенты» — Понимают студентов, видят в них личность, охотно общаются на разные темы, обладают высоким интеллектом и профессионализмом; Преподаватели — «бывшие моряки» — Пытаются установить военную дисциплину. Требуют полного и безусловного принятия их мысли. Ценят «рабство», а не интеллект и умение логически мыслить. Пытаются задавить «я» студента путем административных мер; Преподаватели-формалисты — На работе «отбывают» свои часы. К студентов безразличны: делайте, что хотите, чтобы мне не мешали; «Безразличны», «завистливые», «ограниченные», «господа», «работы» — Преподаватели, которые за человеческими и профессиональными качествами не соответствуют идеалу, приемлемом для студента; «Трудяги», «гурманы», «друзья» — Преподаватели, которые пользуются авторитетом у студентов в связи с отдельными привлекательными личностными чертами; «Преподаватель-стандарт» — Знает свой предмет, живет своей работой. Тяжелый в общении. Амбициозный. Упрямый, не интересен ни себе, ни студентам.
Контрольная работа. Педагогические условия развития, обучения, ...
... воспитания в обучении и развитии ребенка. Воспитание — это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Обучение — специфический ... историческом социуме. Они определяются обществом в целом, региональным и ближайшим окружением человека. Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания ...
Важное место в учебно-воспитательном процессе высшей школы принадлежит личности преподавателя, его коммуникативным навыкам, способности устанавливать диалог со студентом, понимать и адекватно воспринимать мир другой — не подчиненного, а равноправного партнера, коллеги в сложном искусстве обучения.
14. Соотношение научения, обучения и развития в высшей школе (л.С. Выготского)
В основу разрабатываемой в отечественной возрастной и педагогической психологии концепции о соотношении обучения и умственного развития ребенка легло положение о зонах актуального развития (ЗАР) и зоне ближайшего развития (ЗБР).
Эти уровни психического развития были выделены Л.С. Выготским.
Л.С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития.
Зона ближайшего развития – это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).
Ученый считал, что ЗБР определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. Она связана с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребенка. Зона ближайшего развития – следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.
Зона ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо, – писал Л.С. Выготский, – когда оно идет впереди развития». Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития – это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на еще не созревшие функции, на ЗБР, – это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения. ЗБР дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка. Определение актуального и потенциального уровней развития, а также ЗБР составляет то, что Л.С. Выготский называл нормативной возрастной диагностикой, в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития. В этом аспекте зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных различий детей.
Динамика развития мотивов учебной деятельности у школьников
... путем использования агрессивных действий). Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Учебная деятельность в свою очередь - «это деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в ...
ЗБР может быть выявлена и при изучении личности ребенка, а не только его познавательных процессов. При этом выясняется разница между стихийно складывающимися в процессе социализации личностными характеристиками и теми сдвигами в развитии личности, которые происходят в результате направленных воспитательных воздействий. Оптимальные условия для выявления ЗБР личности создает интеграция ее в коллективе.
15. Структура, виды и функции учебной деятельности студента
По В.В. Репкину, в структуру учебной деятельности входят:
актуализация наличного теоретико-познавательного интереса;
определение конечной учебной цели — мотивы;
предварительное определение системы промежуточных целей и способов их достижения;
выполнение системы собственно учебных действий, центральное место в которой занимают специфические преобразования предмета и построение модели;
действия контроля;
действия оценки (Репкин, 1997; аннотация).
По А.У. Варданян, Г.А. Варданян:
учебные задачи и действия, направленные на их разрешение;
характер эмоциональной окрашенности УД;
цель УД;
средства (методы, способы) осуществления УД;
результат УД (усвоение учебного материала и общих способов действия в изучаемой области действительности);
характер процесса УД как содержание и последовательность осуществления входящих в ее состав действий (Варданян А.У. и др., 1985).
В конце 50-х гг. XX в. Д.Б. Эльконин (Эльконин Д.Б., 1974) выдвинул общую гипотезу о строении УД, о её значении в психическом развитии ребёнка. По его мнению, в структуру УД входят:
учебная цель;
учебные действия;
действия контроля процесса усвоения;
действия оценки степени усвоения.
В.В. Давыдов считал, что в структуру УД входят:
учебные ситуации (или задачи);
учебные действия;
действия контроля и оценки (Давыдов, 1986; аннотация)
Концепция обучения – это совокупность обобщенных положений, системы взглядов, направленных на понимание сущности, содержания, методики и организации учебно-воспитательного процесса и особенностей деятельности обучающихся и обучающих в ходе его осуществления.
Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. В разработку данной концепции внесли свой вклад Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина и ряд других специалистов. Они установили, что знания, умения и навыки не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне деятельности.
Теория формирования у детей системы научных понятий В.В. Давыдова. В основе данной теории лежит представление том, что школьники младших классов вполне способны усваивать абстрактные научные понятия, а значит, обучение может строиться не на принципе от частного к общему, а на принципе от общего к частному.
Общая характеристика универсальных учебных действий и способы ...
... учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Основные виды универсальных учебных действий. (8слайд) Универсальные учебные действия выделяются на основе анализа характеристик учебной деятельности и процесса ...
Концепция проблемного обучения представляет собой совокупность взаимосвязанных методов и средств, обеспечивающих творческое участие обучаемых в процессе усвоения новых знаний, формирования творческого мышления и познавательных интересов личности.
При анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий мотив, но и учесть всю структуру мотивационной сферы личности.
ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебной называют такую деятельность, в которой в качестве ведущего мотива выступает познавательный интерес или психическое развитие индивида. Учебная деятельность состоит из следующих основных звеньев: учебной цели, способа исполнения, контроля и оценки. Структура учебной деятельности может быть представлена следующим образом: познавательный мотив – познавательная цель – познавательная задача – познавательные действия – контроль – оценка.
Учебная деятельность предполагает два взаимосвязанных процесса: учение и обучение. Обучение – это сознательный процесс, предполагающий совместную деятельность учащегося и учителя. Когда говорят об обучении, традиционно делают акцент на деятельности учителя. Учение как аспект учебной деятельности больше связано с деятельностью ученика, его учебными действиями, направленными на развитие способностей и приобретение необходимых знаний, умений и навыков.
Стороны учебной деятельности:
Внешнюю сторону учебной деятельности составляют практические действия учащихся с предметами, которые включены в учебный процесс (учебные пособия, вспомогательные средства и др.).
Внутренняя сторона учебной деятельности представлена внутренними умственными действиями и операциями, которые выполняет ученик(восприятие, запоминание, мыслительная переработка информации, воспроизведение материала).
Ориентировочная сторона учебной деятельности – это внешние и внутренние действия, направленные на ознакомление с составом усваиваемых знаний, умений и навыков и критериями научения.
Исполнительская сторона учебной деятельности характеризует сам процесс усвоения и использования соответствующих знаний, умений и навыков.
Успешность учебной деятельности во многом зависит от преобладания определенной мотивационной ориентации: 1) на процесс (учащийся получает удовольствие от самого процесса решения учебных задач, ему нравится искать разные способы их решения); 2) на результат (самое главное для учащегося – полученные и усвоенные знания и умения); 3) на оценку преподавателем (главное – получение в данный момент высокой или хотя бы положительной оценки, что вовсе не является прямым отражением фактического уровня знаний); 4) на избегание неприятностей (учение осуществляется в основном формально, только чтобы не получать низких оценок, не быть отчисленным, не вступать в конфликт с педагогом и администрацией учебного заведения).
16. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Знание, навык, умение, компетенция
... навык одного языка способствует освоению другого. Навык моментально переводит действие с сознательного контроля на нижний уровень. Навыки можно проверить: включить навык в новый вид деятельности. Навык ... Лекция 23.03.11 Знание, навык, умение, компетенция Рубенштейн С.Л.«Принципы и ... воспитательная, исследовательская. Achievement test — по учебному материалу, proficiency test – выходит за ...
Современная компетентностная парадигма не только по-новому расставила акценты (с процесса на результат), но и интегрировала разобщенные компоненты (ЗУНы) посредством понятия «опыт, основанный на знаниях». На наш взгляд, образование, основанное на компетенциях (competence-based-education), нечто большее, чем практико-ориентированное образование. Компетентность — это навык плюс мастерство, плюс личностно опосредованный результат обучения и самообразования.
Разработанная нами топологическая модель самостоятельной работы [2, 3] позволяет интегрировать современные представления о видах и формах самостоятельной учебной деятельности. Классификация базируется на двух основаниях: активность субъектов образовательного процесса и осознанность участия в учебной деятельности, и предполагает контролируемую самостоятельную работу (КСР), управляемую самостоятельную работу (УСР) и самообразование (СО).
КСР, по определению, выполняется на уровне операций, имеет самый низкий индекс активности и осознанности. Студенты действительно работают «под контролем», задания, которые они выполняют, предполагают наличие определенного алгоритма или аналогии с целью формирования навыка.
УСР предусматривает более высокий уровень активности студентов, преподаватель выступает в качестве фасилитатора, он не столько контролирует учебную деятельность, сколько стимулирует ее. Такая работа обязательно предполагает наличие целеполагания. Конечная цель работы определяется совместно с преподавателем, что обеспечивает необходимый уровень ее осознания. УСР предполагает формирование умений и навыков, и способность осуществлять перенос, обращение к межпредметным связям, инвариантный характер выполнения заданий.
СО мы рассматриваем как конечную цель организации самостоятельной работы, как идеальный план учебной деятельности. Оно возможно только на уровне действия и деятельности.
Совершенно очевидно, что УСР в определенной степени уравновешивает полюса конструкта КСР — СО и, тем самым, два полярных отношения к организации самостоятельной работы в целом. КСР опирается на административный ресурс, формирует внешнюю мотивацию и мотивацию избегания неудач. СО — на либеральный подход, личностный потенциал субъектов образовательного процесса, формирует внутреннюю мотивацию и мотивацию достижения успеха. Конечно, КСР обеспечивает более быстрый и конкретный результат («здесь и сейчас»); УСР и СО — дают пролонгированный и надситуативный эффект.
Таким образом, самостоятельная работа является определенной реакцией современной системы образования на информационный взрыв и сокращение сроков полураспада знаний, необходимость интеграции декларативных («знаю что») и процессуальных («знаю как») знаний и компетенций. В условиях технологизации образования мобильный, обладающий критическим мышлением и креативностью, специалист все более становится штучным товаром на рынке услуг. Образовательные технологии не исключают индивидуальных различий, они только поднимают нижнюю планку диапазона профессиональной компетентности, обусловленного опытом, основанным на знаниях и способностях. Поэтому самостоятельность является неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности специалиста, основы которой закладываются в процессе непосредственного обучения в высшем учебном заведении.
Специфика деятельности специалиста по социальной работе в Центрах ...
... деятельности специалиста по социальной работе. Объект исследования - деятельности специалиста по социальной работе. Предмет исследования - особенности работы ... социальная динамика» и «социальная структура». Предметная сущность социальной работы, несмотря на многообразие теоретических подходов, ... свои знания и навыки в действии, определять соответствующие критерии эффективности своей работы. ...
ЛИТЕРАТУРА
Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Tertia. Альманах. Днепропетровск, 2005. С. 36-49.
Лобанов А. П., Дроздова Н. В. Самостоятельная работа студентов в системе высшего образования Республики Беларусь // Tertia. Альманах. Днепропетровск, 2005. С. 71-75.
Лобанов А. П., Дроздова Н. В. Управляемая самостоятельная работа студентов в контексте инновационных технологий. Мн., 2005.
17. Краткая характеристика стилей мышления
Синтетический стиль
Комбинирование несходных, часто противоположных идей, взглядов, позиций и т.д. — именно то, что более всего нравится делать Синтезаторам. Их излюбленной формой мышления является спекулятивное (т.е. умозрительное, теоретизирующее) мышление, мысленный эксперимент. Девиз Синтезатора — «Что если?..».
Они ищут теоретическую перспективу, пытаются создать по возможности более широкую и обобщенную концепцию, позволяющую выработать решение, которое «сняло» бы противоречие и тем самым примирило бы противоположные позиции.
Без теории Синтезаторы чувствуют себя неуютно, так как убеждены, что не найдется и двух человек, которым было бы легко прийти к согласию по поводу фактов. Обладатели синтетического стиля чрезвычайно чувствительны к противоречиям в рассуждениях других, питают повышенный интерес к парадоксам и конфликтам идей. Любовь к переменам (часто ради самих перемен).
Они склонны видеть мир постоянно меняющимся и одобряют такое видение мира другими людьми.
Идеалистический стиль
Идеалисты — это люди, которые, прежде всего, обладают широким взглядом на вещи, склонные к интуитивным, глобальным оценкам и не утруждающие себя детальным анализом проблем с опорой на полное множество фактов и формальную логику.
Другая особенность Идеалистов — повышенный интерес к целям, потребностям, мотивам и, естественно, человеческим ценностям. Они хорошо умеют формулировать цели, и не только свои. «Куда мы идем и почему?» — вот классический вопрос Идеалистов. Мышление Идеалистов можно назвать рецептивным, т.е. легко и без внутреннего сопротивления воспринимающим самые разнообразные идеи, позиции и предложения. Идеалистам нравится, когда их воспринимают как открытых, заслуживающих доверия, оказывающих поддержку и помогающих другим. Короче говоря, как полезных людям. В целом они обладают развитым моральным чувством. Их жизненная философия часто сводится к следующему: «Я — хороший человек, поступаю правильно и получу за это справедливое вознаграждение».
Обычно Идеалисты гордятся своими возвышенными идеалами, высокими нормами морали и поведения и критериями оценки деятельности, хотя и не всегда сознают, насколько в действительности высоки их стандарты.
Когда приходится искать решение проблемы, Идеалисты демонстрируют «высокий класс» в тех ситуациях, где трудно четко сформулировать проблему и где важными факторами являются эмоции, чувства, оценки и ценности, иначе говоря, субъективные величины.
Познавательные стили и творчество
... возрасте и развиваются в течение всей жизни человека. Стиль мышления – это пополняющаяся все время система, которая обладает относительно постоянным ядром, структурой и избирательностью к внешним ... качественной» стороны интеллекта в недалеком прошлом в психологии появилось и понятие «стиль мышления» или «познавательный» стиль [11, 18, 21, 22]. Существует несколько толкований этого понятия, которые ...
Прагматический стиль
Девиз Прагматиков: «Что-нибудь да сработает» и «Годится все, что работает».
Прагматики хорошо чувствуют конъюнктуру и обладают способностью чутко улавливать спрос и предложение в самом широком смысле этих слов.
В общем, Прагматики — довольно гибкие и адаптивные люди как в плане мышления, так и в плане поведения. Обычно они обладают хорошо развитыми навыками общения; способны поставить себя на место другого человека, т.е. не только рационально вывести, но и ощутить практические и гуманитарные (этические, психологические) последствия предлагаемых решений. Им далеко не безразлично отношение к ним других людей; они хотят, чтобы их любили, одобряли или, по крайней мере, принимали их мысли и поведение. И Прагматики гордятся своей гибкостью и адаптивностью, ибо именно эти качества помогают им завоевать расположение людей (если не тех, так этих!).
Аналитический стиль
Аналитики больше всех других ориентированы на теорию, но когда им говорят об этом, они часто удивляются, не соглашаются, а иногда — и обижаются*. Убежденные Аналитики, особенно те, кто прямо не связан с теоретической работой, видят себя реалистичными, твердо опирающимися на факты практическими людьми и, конечно, в известном отношении они таковыми и являются. Однако за тем вниманием, которое они уделяют объективным фактам, кроются широкие и глубокие теории.
Аналитики ценят знания, серьезно относятся к обучению и с самого детства усваивают множество теорий, которые помогают им объяснять события и наводить порядок в окружающей среде. Процессы мышления Аналитика можно назвать прескриптивными. Когда появляется проблема, Аналитик скорее всего будет искать формулу, процедуру, метод или систему, способную дать решение этой проблеме. Вследствие доминирующего интереса к методу он стремится найти «самый лучший способ» решения задачи.
Реалистический стиль
Девиз Реалистов: «Факты есть факты». Иначе говоря, Реалисты — прежде всего эмпирики, а не теоретики. Для них «реальным» является только то, что можно непосредственно почувствовать: ощутить запах, прикоснуться к чему-то, лично увидеть или услышать, самому пережить и т.д. Образно говоря, Реалистам ближе по духу теория Птоломея, чем теория Коперника. Именно в этом они противоположны Синтезаторам, которые, как вы помните, убеждены, что интерпретация и выводы всегда важнее наблюдаемых «фактов».
«Реалистическое мышление» характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуации в целях достижения определенного результата*. Проблема для Реалистов возникает всякий раз, когда они видят, что нечто является неправильным (делается неверно), и хотят это нечто исправить (не изменить в принципе или заменить полностью!).
В отличие от Прагматиков с их склонностью к экспериментированию («не вышло так, попробуем этак»).
18. Информационно-когнитивный и коммуникативный подходы в образовании
Формирование предприимчивого человека, обладающего коммуникативной компетентностью, способного самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозировать их возможные последствия, гибкого и адаптивного в динамике современного мира.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... сна и пребывание в Тонком Мире становятся для него фактом. Все знают, что сон – восстановитель физических сил человека, но мало кто думает о том, что духовное ... временно живет, чтобы накопить нужный опыт и знания для непрерываемой жизни своей в Беспредельности. Для лучшего понимания пытались делить человека на плотного, земного и божественного, называя ...
При определении коммуникативной компетентности (КК) представляется важным осмысление данного понятия как интегративной личностной характеристики, полагающей необходимость усвоения не только конкретной суммы предметных знаний о мире, но и базирующейся на гибком интеллекте, мобильном мышлении, толерантном поведении и адаптивных формах профессиональной и социокультурной деятельности. Такое определение является ответом на вызовы современного динамичного мира, требующего человека столь же динамичного, способного к быстрому освоению инноваций, к переменам в своих формах деятельности, к овладению практиками самотрансформации. Коммуникативная компетентность учащихся характеризуется единством предметных и над (не) предметных знаний, умений, навыков, включающих: умение говорить, понимать, согласовывать свои действия и мысли для создания общего коммуникативного пространства. Совокупность предметных и над (не) предметных знаний позволяет учащимся комфортно включиться в современный быстро меняющийся мир культуры и профессии.