Блок 1. Темы
1. Предмет психологии как науки
2. Психика: понятие, функции, структура
3. Сознание как высшая форма развития психики
4. Личность, ее структура и проявления
5. Самосознание личности
6. Темперамент
7. Задатки и способности
8. Характер. Акцентуации характера
9. Ощущение
10. Восприятие
11. Память
12. Мышление и интеллект
13. Внимание
14. Воображение
1. Предмет психологии как науки
|
ВОПРОС |
ОТВЕТ |
|
Для _______ этапа развития психологии характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знаний, обуславливающую интересы практической деятельности. |
— четвертого — третьего — второго — первого |
|
В истории развития научной психологии выделяют _______ этапа (-ов) |
— четыре — пять — два — три |
|
Основной задачей психологии является изучение законов _______ деятельности человека. |
— психической — физиологической — физической — нервной |
|
Психические явления, определяющие своеобразие деятельности и поведения человека, его неповторимость и индивидуальность, называются … |
— психическими свойствами — психическими процессами — психическими состояниями — психологическим здоровьем |
|
Предметом психологии является … |
— психика — поведение — душа — сознание |
|
Основными эмпирическими методами исследования в психологии являются … |
— наблюдение и эксперимент — анализ и синтез — тестирование и беседа — анкетирование и интервью |
|
Среди основных методологических принципов психологии можно выделить принцип … |
— детерминизма — наглядности — состязательности — уважения прав человека и основных свобод |
|
— — — — |
|
2. Психика: понятие, функции, структура
|
ВОПРОС |
ОТВЕТ |
|
Психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации, называются … |
— познавательными — неосознаваемыми — эмоциональными — волевыми |
|
Наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека, — это психические … |
— свойства — состояния — образования — процессы |
|
Свойства головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира, называется … |
— психикой — поведением — личностью — деятельностью |
|
К основным свойствам психики в современной отечественной психологии относится(-ятся) … |
— психическое отражение и регуляция поведения и деятельности — ощущение и восприятие мира — постижен6ие истины — отражение только существенных связей между явлениями |
|
Все психические явления могут быть подразделены на … |
— психические процессы, свойства и состояния — стенические и астенические — врожденные и приобретенные рефлексы — внешние и внутренние |
|
К основным свойствам психики в современной отечественной психологии относится(-ятся) … |
— психическое отражение и регуляция поведения и деятельности — постижение истины — отражение только существенных связей между явлениями — ощущение и восприятие мира |
|
— — — — |
|
|
— — — — |
|
3. Сознание как высшая форма развития психики
|
ВОПРОС |
ОТВЕТ |
|
Согласно идеям Л.С. Выготского, в структуре сознания и в структуре мышления можно выделить такие слои … |
— сознание для сознания, сознание для бытия — сознание, личное бессознательное, коллективное бессознательное — ощущение, восприятие, представление — сознательное, предсознательное, бессознательное |
|
Рефлексивно-созерцательный слой сознания включает в себя … |
— значения и смыслы — чувственную ткань образа — бессознательное — биодинамическую ткань действия |
|
Важнейшим условием развития сознания в филогенезе явилось … |
— появление коллективного труда — развитие общей массы головного мозга — формирования прямохождения — развитие интеллекта |
|
Высшей формой развития психики является(-ются) … |
— сознание — инстинкт — речь — ощущение |
|
— — — — |
|
|
— — — — |
|
4. Личность, ее структура и проявления
|
ВОПРОС |
ОТВЕТ |
|
Под направленностью личности понимается … |
— система устремлений — особая способность — качество ума — врожденное предрасположение |
|
Одним из компонентов психологической структуры личности является … |
— мотивация — подсознание — интеллект — речь |
|
Ведущим компонентом в структуре личности является … |
— направленность — опыт — индивидуальные особенности психических процессов — биопсихические свойства |
|
Человек как носитель общевидовых свойств и определенного генотипа, на базе которого в течение жизни формируется фенотип, называется … |
— индивидом — субъектом — личностью — индивидуальностью |
|
Понятие личность означает … |
— системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении — процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы — телесного индивида со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами — сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличия от других людей |
|
— — — — |
|
|
— — — — |
|
5. Самосознание личности
|
ВОПРОС |
ОТВЕТ |
|
Среди компонентов самосознания можно выделить… |
— сознание своей тождественности — апперцепцию — чувство вины — способность к интроспекции |
|
Согласно формуле У. Джемса, от уровня притязания и успеха зависит … |
— самоуважение — самопринятие — самореализация — самоконтроль |
|
В качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе выступает … |
— самопознание — самоопределение — самоконтроль — самопринятие |
|
Компонент самосознания личности, представляющий собой интеллектуальное познание себя, называется … |
— самопознанием — самооценкой — Я-концепцией — самоотношением |
|
Самосознание позволяет человеку дать целостную оценку … |
— самого себя и своего места в жизни — подсознательных влечений и инстинктов — поведения и деятельности окружающих людей — своего сознания |
|
— — — — |
|
|
— — — — |
|
6. Темперамент
|
ВОПРОС |
ОТВЕТ |
|
Сильный, неуравновешенный тип нервной системы с преобладанием возбуждения соответствует _____ типу темперамента. |
— холерическому — меланхолическому — сангвиническому — флегматическому |
|
Индивидуально-типологические свойства человека, которые обуславливают реакции человека на других людей и социальные обстоятельства, характеризуют … |
— темперамент — чувства — эмоции — аффилиацию |
|
Темпераментом называют … |
— природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике тонуса и уравновешенности реакций на жизненные воздействия — субъективное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности в форме переживаний, связанных с удовлетворением биологически значимых потребностей — систему устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях человека к себе, к людям, к труду, к вещам — индивидуально-психологические особенности личности, определяющие успех в деятельности |
|
Степень энергичности, стремительности, быстроты или, наоборот, медлительности и инертности характеризует такой компонент темперамента, как… |
— активность — сензитивность — эмоциональность — модальность |
|
Описание «сильный, уравновешенный, инертный» соответствует ______ типу темперамента. |
— флегматическому — холерическому — сангвиническому — меланхолическому |
|
— — — — |
|
|
— — — — |
|
7. Задатки и способности
|
ВОПРОС |
ОТВЕТ |
|
Врожденные анатомо-физиологические особенности организма человека, составляющие природную особенность его способностей, называется … |
— задатками — свойствами — навыками — образованиями |
|
Те способности, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности, относится к _________ способностям. |
— общим — естественным — творческим — специальным |
|
К специальным способностям относятся … |
— математические способности — речь — умственные способности — способность слышать |
|
Склонность к абстрактным размышлениям наблюдается у человека с _______ способностями. |
— теоретическими — предметными — практическими — учебными |
|
— — — — |
|
|
— — — — |
|
8. Характер. Акцентуации характера
|
ВОПРОС |
ОТВЕТ |
|
В сформировавшемся характере человека ведущим компонентом является система … |
— убеждений — потребностей — черт, связанных с темпераментом — приемов и способов поведения |
|
Яркую выраженность группы черт характера, не приводящих к социальной дезадаптации, называют … |
— акцентуацией — отклонением — дезадаптацией — психопатией |
|
Характер в течение жизни … |
— может изменяться как в лучшую, так и худшую сторону — может изменяться только в худшую сторону — не может меняться, т.к. он генетически обусловлен — может изменяться только в лучшую сторону |
|
Отдельные черты характера группируются в соответствии с системой отношений человека к действительности, в частности, по отношению к себе, к другим людям, к ______ и собственности. |
— труду — искусству — природе — творчеству |
|
Чертой характера является … |
— аккуратность — реактивность — интроверсия — сензитивность |
|
— — — — |
|
|
— — — — |
|
9. Ощущение
|
ВОПРОС |
ОТВЕТ |
|
Специфическая особенность данного ощущения, отличающая его от всех других видов ощущений и варьирующаяся в пределах конкретной модальности, — это ______ ощущения. |
— качество — длительность — пространственная локализация — интенсивность |
|
К проприоцептивным относятся ощущения … |
— расслабления и сокращения мышц — горького вкуса — яркого света — громкого звука |
|
Согласно систематической классификации видов ощущений к интероцептивным ощущениям относится ощущение … |
— боли — вкуса — равновесия — движения |
|
Повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражителя называется… |
— сенсибилизацией — апперцепцией — синестезией — адаптацией |
|
Характеристика зрительного ощущения, соответствующая интенсивности стимула, называется … |
— насыщенностью — тоном — длительностью — яркостью |
|
— — — — |
|
|
— — — — |
|
10. Восприятие
|
ВОПРОС |
ОТВЕТ |
|
Апперцепцией называется (-ются) … |
— зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов, установок личности — отражение предмета в качестве устойчивой системной целостности — преимущественное выделение объекта из фона — подсознательные обобщения на основе идеального образа |
|
Относительное постоянство воспринимаемой формы, цвета, размера (удаленности предмета), независимо от значительных изменений объективных условий перцепции, называется _______ восприятия. |
— константностью — избирательностью — целостностью — структурностью |
|
Свойством восприятия является … |
— константность — длительность — интенсивность — критичность |
|
К восприятию движения относится восприятие ______ движения. |
— скорости — последовательности — ритма — темпа |
|
Индивидуальные особенности восприятия – это _______ организация личности. |
— перцептивная — интеллектуальная — психомоторная — мнемическая |
|
— — — — |
|
|
— — — — |
|
11. Память
|
ВОПРОС |
ОТВЕТ |
|
Условием успешного непроизвольного запоминания является(-ются)… |
— сильные и значимые физические раздражителя — установка на необходимость воспроизведения — осознание значимости материала — искусство запоминания |
|
Объем памяти от 5 до 9 единиц информации характерен для ______ памяти. |
— кратковременной — долговременной — мгновенной — оперативной |
|
Явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерыв в деятельности, были описаны Б.В. Зейгарник, как эффект … |
— незавершенного действия — новизны — сбережения — края |
|
Объем механической памяти (в единицах), характерный для среднестатистического человека, равен … |
— 15+2 — 11+2 — 7+2 — 3+2 |
|
К процессам памяти относится … |
— забывание — распределение — концентрация — абстрагирование |
|
— — — — |
|
|
— — — — |
|
12. Мышление и интеллект
|
ВОПРОС |
ОТВЕТ |
|
Относительно устойчивая структура умственных способностей индивида называется … |
— интеллектом — креативностью — умственным возрастом — когнитивным стилем |
|
Операцией, обратной обобщению, является … |
— конкретизация — синтез — анализ — абстрагирование |
|
Вид мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач и заключающийся в поиске множества решений одной и той же проблемы, — ________ мышление. |
— дивергентное — саногенное — панорамное — репродуктивное |
|
Основными формами словесно-логического мышления являются понятие, суждение и … |
— умозаключение — обобщение — сравнение — значение |
|
К формам мышления относятся … |
— понятия — синтез — обобщение — анализ |
|
— — — — |
|
|
— — — — |
|
13. Внимание
|
ВОПРОС |
ОТВЕТ |
|
К характеристикам непроизвольного внимания относится … |
— наличие интереса — отсутствие интереса — наличие волевых усилий — наличие цели |
|
К характеристикам произвольного внимания относятся … |
— целенаправленность — неорганизованность — импульсивность — легкость возникновения |
|
В роме у взрослого человека объем внимания ограничивается ____ объектами. |
— 5-9 — 4-5 — 1-2 — 15-16 |
|
Критерием внимания, связанным с организацией деятельности и контроля за ее выполнением, является … |
— сосредоточенность — отчетливость — ясность — избирательность |
|
Сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой – это свойство … |
— переключаемости — распределенности — отвлекаемости — концентрации |
|
— — — — |
|
|
— — — — |
|
14. Воображение
|
ВОПРОС |
ОТВЕТ |
|
Воображение, при котором действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, называется … |
— продуктивным — фантастическим — репродуктивным — пассивным |
|
Важнейшим моментом культурно-исторического становления собственно человеческой психики в отличие от более ранних биологических форм организации является … |
— возникновение сознания — появление письменности — разделение труда — развитие речи |
|
Воображение тесно взаимосвязано с … |
— мышлением — темпераментом — конституциональными особенностями — половой принадлежностью |
|
Произвольное воображение иначе обозначают термином … |
— активное — опосредованное — пассивное — непреднемеренное |
|
Механизмом создания образов, в основе которого лежит своеобразное «склеивание», является … |
— агглютинация — схематизация — гиперболизация — шарж |
|
К факторам, препятствующим становлению творческой личности, относится … |
— завышенная оценка значимости своих идей — желание выглядеть «белой вороной» — заниженная оценка значимости своих идей — низкая тревожность |
|
— — — — |
|