Специальность «Логопедия. Специальная психология» (4 курс, 7 семестр)

2012 – 2013 уч.г.

 

1. Представить письменный отчет о выполнении тестовых и квалификационных заданий по темам: “Логопедия как наука. Этиология нарушений речи. Классификация нарушений речи. Принципы и методы логопедического обследования и воздействия. Нарушения голоса. Дислалия.” (по программе самостоятельной работы (3 курс, 6 семестр) по темам курса).

2. Составить памятку (текст беседы, презентацию… – по выбору студента) по предупреждению нарушений голоса (определение целевой аудитории, темы памятки, беседы и пр. – по выбору студента).

3. Провести обследование ребенка с дислалией (возраст ребенка, форма дислалии – по выбору студента) и заполнить речевую карту с логопедическим заключением. Представить видеозапись с материалами обследования, проведенного студентом.

 

Контрольная работа должна быть представлена в деканат заочного отделения факультета специального образования не менее, чем за 10 дней до начала зимней сессии.

 

Тестовые задания для самоконтроля знаний по теме 1.1. “Логопедия как наука”:

Принципы и методы логопедии как науки

1. Установите аналогию: сравнительный → комплексный / обсервационный → ?

2. Укажите лишнее в ряду принципов логопедии: комплексности, доступности, учета симптоматики нарушения и структуры речевого нарушения, обходного пути.

3. Продолжите ряд: тест, проективные методики, беседа … .

4. Продолжите ряд: лабораторный, естественный … .

5. Установите аналогию: праксиметрический → анализ речевой деятельности / обсервационный → ?

6. Укажите лишнее в ряду принципов логопедии: наглядности, развития, сознательности, индивидуального и дифференцированного подхода.

 

Анатомо-физиологические и психолингвистические основы логопедии

1. Выделение и дифференциация акустических признаков звучащей речи обеспечивается аналитико-синтетической деятельностью:

А. вторичных отделов левой височной области коры головного мозга

Б. вторичных отделов постцентральной области коры головного мозга

В. третичных отделов теменно-затылочной области

4 стр., 1944 слов

Особенности профессионального выбора студентов

... выявить некоторые социально-психологические факторы, повлиявшие на сделанный профессиональный выбор и на структуру самоотношения студентов. Для более развернутой картины был также использован ... вернее сделан профессиональный выбор, тем дружественность-враждебность к собственному «Я» проявляется яснее. Взаимосвязь удовлетворенности учением и психологического благополучия у студентов психологов Время ...

Г. первичных отделов коры головного мозга

2. Установите последовательность в ряду операций порождения речевого высказывания (по А.А.Леонтьеву):

1. мотив

2. внутреннее программирование

3. лексическое развертывание и грамматическое конструирование

4. внешняя речь

5. мысль (речевая интенция)

6. моторная реализация

3. Исключите «лишнее» в ряду составляющих строение речевого аппарата:

А. кора головного мозга Б. диафрагма

В. Проприорецепторы Г. ядра ствола мозга

4. Исключите «лишнее» в ряду составляющих строение периферического речевого аппарата:

А. язык Б. зубы В. гортань Г. увуля

5. К отделам периферического речевого аппарата не относятся:

А. дыхательный Б. голосовый

В. артикуляционный Г. звукопроизносительный

6. Исключите лишнее в данном перечне:

А. боковые края языка Б. спинка языка

В. корень языка Г. кончик языка

7. Установите соответствия:

Функциональные блоки в деятельности коры головного мозга Направленность деятельности блока
1. Первый блок А. обеспечивает программирование, регуляцию и контроль человеческого поведения
2. Второй блок Б. осуществляет прием, переработку и хранение чувственной информации, получаемой из внешнего мира
3. Третий блок В. обеспечивает нормальный тонус коры и ее бодрствованное состояние

8. Деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова, называется … .

9. Соотнесите понятие с его определением.

Понятие Определение
1.ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ А. Компонент речи, представляющий совокупность различных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых посредством голосового аппарата.
2.РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ Б. Компонент речи, представляющий совокупность сверхсегментных свойств речи (темпа, ритма, мелодики, интонации, ударения, пауз и т.п.)
3.ГОЛОС В. Компонент речи, представляющий дыхание в процессе речи, характеризующееся быстрым вдохом и замедленным выдохом, увеличение дыхательного объема, ротовым типом дыхания, максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их до соприкосновения на выдохе.
4.ПРОСОДИКА Г. Компонент речи, представляющий процесс образования речевых звуков, осуществляемый дыхательным, голосообразовательным и звукообразовательным отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы.

1 – , 2 – , 3 – , 4 – .

10. Соотнесите понятие с его определением.

Понятие Определение
1. ФОНЕТИКА А. Раздел лингвистики, исследующий фонемы и различные признаки фонем.
2. ФОНЕМИКА Б. Обширная область знаний, включающая кроме фонетики и фонологии физический, физиологический и психологический аспекты речеобразования.
3. ФОНОЛОГИЯ В. Раздел языкознания, изучающий акустические и физиологические (артикуляционные) особенности звуков речи.
4. ФОНЕМАТИКА Г. Раздел фонологии, изучающий фоны и их объединение в фонемы как единицы сегментного (линейного) ряда.

1 – , 2 – , 3 – , 4 – .

11. Соотнесите понятие с его определением.

Понятие Определение
1. СЛОВО А. Минимальная единица звукового строя языка.
2. МОРФЕМА Б. Законченный оборот речи, предложение; наименьшая самостоятельная единица речи, актуализированная единица общения.
3. ФРАЗА В. Минимальная значимая часть слова, совокупность морфов, имеющих одинаковое значение и ряд других общих признаков (префикс, суффикс и т.д.).
4. ЗВУК РЕЧИ Г. Важнейшая структурно-семантическая единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, свойств.
5. ФОНЕМА Д. Членоразделительный элемент произносимой речи, образуемый с помощью речевых органов.

1 – , 2 – , 3 – , 4 – , 5 – .

12. Определите основную функцию кинестетического аппарата речедвигательного анализатора.

1. Организация моторных программ речевого акта.

2. Осуществление анализа кинестетических ощущений, поступающих от мышц речевого аппарата.

3. Выделение и дифференциация значимых акустических при­знаков звучащей речи.

4. Создание серий нервных импульсов, обеспечивающих плавный переход от одного движения к другому.

13. Продолжите фразу «Формирование артикуляторной программы осуществляется…».

1. В речеслуховом анализаторе.

2. В исполнительном отделе речедвигательного анализатора.

3. В дыхательной, фонаторной и резонаторной системах.

4. В корковом отделе речедвигательного анализатора.

14. Продолжите фразу «Реализация артикуляторной программы осуществляется…».

1. В речеслуховом анализаторе.

2. В центральном звене речедвигательного анализатора.

3. В дыхательной, фонаторной и резонаторной системах.

4. В центральном отделе речевого аппарата.

15. Для правильной реализации речевого акта необходимо осуществление обратной связи на основе…

1. Слухового контроля.

2. Кинетического контроля.

3. Кинестетического контроля.

4. Зрительного контроля.

5. Тактильного контроля.

16. Слуховой контроль осуществляется…

1. До произнесения речевой единицы.

2. В момент произнесения речевой единицы.

3. После произнесения речевой единицы.

17. Кинестетический контроль осуществляется…

1. До произнесения речевой единицы.

2. В момент произнесения речевой единицы.

3. После произнесения речевой единицы.

 

Особенности усвоения речи в процессе онтогенеза

1. У здорового новорожденного крик:

А) громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом

Б) громкий, чистый, с коротким вдохом и коротким выдохом

В) негромкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом

Г) негромкий, чистый, с коротким вдохом и коротким выдохом

2. Установите последовательность основных стадий довербального и раннего вербального развития:

1. гуление и появление смеха 2. рефлекторный крик

3. каноническая вокализация 4. ранний лепет

3. Развитие интонационной характеристики крика начинается с:

А) 1 месяца Б) 2 месяцев

В) 3 месяцев Г) 4 месяцев

4. Переход от рефлекторных звуков к коммуникативным осуществляется на стадии:

А) гуления Б) раннего лепета

В) канонической вокализации Г) «произнесения слогов разных типов»

5. При врожденной глухоте отмечается:

А) начальная вокализация на стадии гуления и отсутствие лепета

Б) отсутствие гуления и лепета

В) начальная вокализация на стадии гуления и ранний лепет

Г) довербальное развитие в соответствии с возрастными этапами

6. Соединение отдельных артикуляций в линейную последовательность (как основа слогообразования) происходит на стадии:

А) гуления Б) раннего лепета

В) канонической вокализации

Г) «произнесения слогов разных типов»

7. Установите соответствия. (Запишите в виде сочетания цифры и буквы, например: 1а 2б 3г …):

Уровень понимания речи ребенком Возрастной этап
1. Понимает название отдельных предметов а. 3 – 6 месяцев
2. Понимает обозначения действий в различных ситуациях (покажи, кто сидит, кто спит»); двухступенчатую инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»); значение предлогов в привычной конкретной ситуации б. 6 – 10 месяцев
3. Прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса в. 10-12 месяцев
4. Понимает сложноподчиненные предложения, значение предлогов вне конкретной, привычной ситуации г. 12 – 14 месяцев
5. Узнает изображения отдельных предметов д. 15 – 18 месяцев
6. Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее е. 2 года 6 месяцев
7. Узнает отдельные предметы на сюжетных картинках ж. 2 года 6 месяцев – 3 года
8. Понимает отдельным инструкциям и починяется некоторым словесным командам («дай ручку») з. к 4 годам

8. Оценка чужого и своего произношения появляется у ребенка после:

А) 2 лет Б) 3 лет В) 4 лет Г) 5 лет

9. Первыми в словаре ребенка появляются:

А) существительные Б) глаголы

В прилагательные Г) местоимения

10. Исключите «лишний» предлог (с учетом усвоения предлогов в онтогенезе):

А) в Б) на В) у Г) по

11. Исключите «лишний» звук (с учетом усвоения звуков в онтогенезе):

А) а Б) о В) д Г) п

12. Установите правильную последовательность этапов овладения грамматической структурой предложения (по А.Н. Гвоздеву):

1. усвоение флективной системы языка

2. усвоение служебных слов

3. предложения из аморфных слов-корней

4. усвоение морфологической системы языка

13. К звукам раннего онтогенеза не относится:

А) в Б) м В) к Г) б

14. Словотворчество у нормально развивающегося ребенка возникает:

А) с 1 года до 1,5 лет Б) с 1,5 лет до 2 лет

В) с 2 лет до 3 лет Г) с 3 лет до 5 лет

15. Коммуникативная функция речи у ребенка начинает формироваться с:

А) 6 месяцев Б) 1 года

В) 1, 5 лет Г) 3 лет

16. Первые словообразовательные инновации (существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами) появляются к:

А) 1,5 годам Б) 2-2,5 годам

В) 3-3,5 годам Г) 4-4,5 годам

17. Использование слов «языка нянь» наиболее характерно для ребенка:

А) 1 года жизни Б) 1-2 года

В) 2-3 года Г) 3-4 года

18. Расхождение между активным и пассивным словарем 1:10 (1:20) характерно для ребенка:

А) 1-2 года жизни Б) 2-3 года

В) 3-4 года Г) 4-5 года

19. Установите соответствия. (Запишите в виде сочетания цифры и буквы, например: 1а 2б 3г …):

Понятие Пример
1. Слоговая элизия а «бельчиный дом», «встречник», «белота»
2. Ассимиляция б «фафета» — конфета, «бубуля» — бабуля
3.Словообразовательные инновации в «деда», «бай-бай», «бо-бо»
4. Протослова г «зин» — магазин, «гава» — голова
5. «Язык нянь» д «фа» – горячо, опасно, «ки» — все интересное
6. Детская этимология е «мычок» — бычок, «истуда» — оттуда

20. Речь становится средством словесно-логического мышления после:

А) 3-4 лет Б) 5-6 лет

В) 7-8 лет Г) 10-12 лет

21. Установите последовательность формирования основных функций речи в онтогенезе.

1. регулирующая

2. номинативная

3. коммуникативная

4. обобщающая

22. Возрастные критические периоды в развитии речевой функции не связаны с:

А. наиболее интенсивным развитием звеньев речевой системы

Б. повышенной ранимостью нервных механизмов речевой деятельности

В. ускоренной мутацией

 

Понятийно-категориальный аппарат логопедии

1. Установите аналогию: обучение → коррекция / симптом→ ?

2. Укажите лишнее в ряду: распад речи, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, недостатки речи.

3. Продолжите ряд: язык, речь … .

4. Продолжите ряд: симптоматика, патогенез … .

5. Установите аналогию: язык → речь / недоразвитие речи → ?

6. Укажите лишнее в ряду: адаптация, профилактика, психокоррекция, компенсация.

Квалификационное задание по теме 1.2. Этиология нарушений речи:

На основе анализа фрагмента анамнеза выделить причины задержки речевого развития ребенка

Алёша, 2,1 года. Беременность протекала с осложнениями, угроза выкидыша, 5 раз лежала на сохранении. Во время беременности мама употребляла дюфастон (прогестерон) до 22 недели беременности. Родители: отцу ребёнка 26 лет, матери – 27 (на время рождения сына), у обоих высшее образование (педагоги), психически больных в семьях обоих не было. Атмосфера в семье гармоничная, без скандалов, мама флегматик, папа неразговорчивый замкнутый в себе интроверт. Ребенок родился без патологии весом 4,100. Сел и пополз вовремя. Пошёл в 11 месяцев. Повышенный аппетит. До года произносил «мама, баба» (без связи с обозначением предмета).

На данный момент Алеше 2 года 1 месяц, не разговаривает вообще, иногда произносит отдельные слоги «ба – бу – па». Невропатолог поставил диагноз: «синдром повышенной нервной возбудимости».

 

Тестовые задания для самоконтроля знаний по теме 1.3. Классификация нарушений речи:

1. Какие нарушения речи относятся к нарушениям средств общения?

2. Исключите лишнее: афония, афазия, аграфия, алалия.

3. Установите аналогию: дислексия→дисграфия / ФФН→ ?

4. Какие нарушения речи относятся к нарушениям структурно-семантического оформления высказывания?

5. Исключите лишнее: дислексия, алексия, аграфия, алалия.

6. Установите аналогию: брадилалия→брадифразия / афазия→?

7. Какие нарушения речи относятся к нарушениям в применении средств общения?

8. Исключите лишнее: ФФН, заикание, ОНР, алалия.

9. Установите аналогию: дисфония→афония / дизартрия→ ?

10. Какие нарушения речи относятся к расстройствам фонационного оформления высказывания?

11. Исключите лишнее: афония, дислалия, дисграфия, дизартрия.

12. Установите аналогию: алалия→афазия / алексия→ ?

 

Тестовые задания для самоконтроля знаний по теме 1.4. Принципы и методы логопедического обследования и воздействия:

1. При логопедическом обследовании ребенка было описано состояние его звукопроизношения, словарного запаса и грамматического строя речи и на этом основании сформулирован диагноз. Какой принцип диагностики не был соблюден в данном случае? Обоснуйте свой ответ.

2. Установите лишнее в следующем ряду:

а) использование помощи взрослого

б) отношение к ситуации обследования

в) время выполнения задания

г) критичность к оценке своих достижений.

3. Принцип комплексности и всесторонности предполагает что:

а) ребенок должен быть обследован в составе семьи

б) ребенок должен быть обследован разными специалистами

в) ребенок должен быть обследован учителем и логопедом

г) у ребенка должны быть обследованы физические и психические функции

4. Принцип целостности предполагает исследование речи:

а) как сложной функциональной системы

б) как сохранность словаря

в) как сохранность лексико-грамматической структуры

г) как психического процесса

5. Принцип индивидуального подхода в установлении контакта предполагает:

а) учет возраста

б) учет всех личностных особенностей ребенка

в) учет речевого нарушения

г) учет характера

6. Принцип динамичности предполагает выявление:

а) компенсаторных возможностей ребенка

б) лабильности головного мозга

в) возможностей психофизического развития

г) динамики речи

 

Тестовые задания для самоконтроля знаний по теме 2.1. Нарушения голоса:

 

1. Укажите признаки мутационных изменений в гортани у юношей.

1. Уменьшение угла между пластинками щитовидного хряща, выступающий верхний край щитовидного хряща:

2. Увеличение подъязычной кости.

3. Ярко гиперемированная слизистая гортани, несмыкание голосовой щели, уменьшение силы и тембра голоса.

4. Болезненное глотание.

5. Кашель.

2. Выберите из перечисленных симптомов и клинических признаков те, которые будут соответствовать состоянию голоса при патологической мутации:

1. Неподвижность левой половины гортани.

2. Скопление слизи на голосовых складках.

3. Гиперемия слизистой оболочки гортани.

4. Узелки на голосовых складках.

5. Несмыкание голосовых складок по типу треугольника в заднем отделе.

6. Отсутствие голоса.

7. Ощущение дискомфорта в глотке и гортани.

8. Утомляемость голоса.

9. Неустойчивость голоса, соскальзывание голоса с низких тонов на фальцет.

10. Сужение динамического диапазона голоса.

3. Отберите из перечисленных форм нарушений голоса в первую группу органические, во вторую – функциональные:

1. Дизартрии.

2. Парезы и параличи гортани.

3. Фонастении.

4. Миопатические парезы.

5. Хронические ларингиты.

6. Психогенные афонии.

7. Расщелины нёба.

8. Состояния после удаления гортани.

9. Афазии.

10. Заикание.

11. Патологическая мутация.

4. Определите причину нарушения голоса на основании следующих жалоб: очень тихий, охрипший голос, поперхивание, желание постоянно откашливаться, утомление при разговоре. Картина гортани при ларингоскопии: неподвижность правой половины гортани, при фонации правая голосовая складка не доходит до средней линии (интермедиальная позиция), полностью неподвижна и слегка провисает, продолжительность фонации резко снижена.

5. Укажите на соответствие терминов, обозначенных цифрами и буквами: 1 – органические нарушения голоса; 2 – функциональные нарушения голоса:

а) хронические ларингиты, узелки певцов, парез гортани;

б) фонастения, миопатический парез, функциональная афония, патологическая мутация;

в) опухоль, папилломатоз, удаление гортани.

6. Больной 42 лет, страдающий опухолью левого легкого, направлен на консультацию по поводу охриплости. При осмотре гортани признаков воспаления и опухолевидного роста не обнаружено, левая половина гортани неподвижна. Выберите правильный диагноз (ответ):

1. Парез голосовых мышц.

2. Паралич возвратного или нижнегортанного нерва.

3. Дисфония.

4. Миопатический парез.

7. Распределите перечисленные симптомы в две группы. В первую отнесите признаки гипотонусных нарушений голоса, во вторую – гипертонусных:

1. Стойкое несмыкание голосовой щели по типу овала.

2. Включение в фонацию вестибулярных складок.

3. Слабый охриплый голос.

4. Выраженная дискоординация дыхания и фонации.

5. Постоянное использование твердой атаки звука.

6. Напряжение артикуляционного аппарата.

7. Сдавленный прерывающийся голос.

8. Сильная голосовая утомляемость.

9. Состояние тетануса голосовых складок.

8. В структуру каких речевых расстройств входят нарушения голоса?

1. Дислалия.

2. Афазия.

3. Ринолалия.

4. Дизартрия.

5. Алания.

6. Заикание.

9. Определите нарушение голоса (диагноз) по перечисленным признакам:

1. Голос звучный, тембр не изменен.

2. Патологических изменений в гортани не выявлено.

3. При голосовой нагрузке появляется утомление.

4. При голосовой нагрузке падает сила голоса, появляется осиплость.

10. Из перечисленных признаков выберите те, которые характерны для функциональной (психогенной) афонии:

1. Охриплость голоса.

2. Неподвижность половины гортани.

3. Изменчивость формы несмыкания голосовых складок.

4. Гиперемия слизистой оболочки гортани.

5. Отсутствие голоса.

6. Сужение динамического диапазона.

7. Наличие звучного кашля.

11. Выделите три направленности коррекционной работы при восстановлении голоса. В первую – отнесите задачи общие для всех форм патологии, во вторую – при гипотонусных нарушениях, в третью – при гипертонусных:

1. Активизация нервно-мышечного аппарата гортани.

2. Рациональная психотерапия.

3. Коррекция физиологического и фонационного дыхания.

4. «Подгонка» возвратного импеданса.

5. Мягкая атака звука.

6. Твердая атака звука.

7. Придыхательная атака звука.

8. Координация дыхания и фонации.

9. Снятие мышечных зажимов.

10. Расширение диапазона голоса.

11. Расширение динамического диапазона голоса.

12. Какие коррекционные приемы не следует применять при хроническом ларингите?

1. Коррекция дыхания.

2. Мягкая атака звука.

3. Дутье в губную гармошку.

4. Твердая атака звука.

5. Массаж передней поверхности шеи.

13. Какие приемы коррекции следует применять при обучении пищеводному голосу?

1. Подача голоса «в маску».

2. Подгонка возвратного импеданса.

3. Дыхательные упражнения.

4. Мягкая атака звука.

5. Активизация верхнего отдела пищевода.

6. Дутье в губную гармошку.

14. Какие из перечисленных приемов логопедической работы используются для коррекции голоса при спастических нарушениях?

1. Дутье в губную гармошку.

2. Формирование твердой атаки голосоподачи.

3. Становление костно-абдоминального дыхания.

4. Использование придыхательной атаки звука.

5. Артикуляционные упражнения.

6. Формирование мягкой голосоподачи.

15. Назовите наиболее физиологичный способ голосоведения:

1. Придыхательная атака звука.

2. Твердая атака звука.

3. Мягкая атака звука.

16. Укажите наиболее продуктивный тип фонационного дыхания:

1. Верхнереберное.

2. Среднереберное.

3. Реберно-брюшное.

17. Укажите, какие из перечисленных нарушений голоса относятся к профессиональным:

1. Парез одной (двух) половин гортани.

2. Спастическая дисфония.

3. Вентрикулярный (продуцируемый вестибулярными складками) голос.

4. Фонастения.

5. Узелки певцов.

6. Состояние после удаления гортани.

7. Гипотонусные дисфонии (миопатические парезы).

8. Хронический ларингит.

18. Наиболее распространенным профессиональным нарушением голоса является:

1. Фонастения.

2. Истерическая афония.

3. Ринофония.

19. Выберите мероприятия, которые послужат снятию усталости голосового аппарата и сохранению полноценного голоса:

1. Режим молчания.

2. Увеличение силы голоса при речевой нагрузке.

3. Использование мягкой атаки звука.

4. Владение костно-абдоминальным дыханием.

5. Использование придыхательной атаки голоса.

6. Специальные функциональные тренировки голосового аппарата.

7. Рациональное распределение голосовой нагрузки.

20. Основным методом профилактики голосовых нарушений голосовых функций в детском возрасте является:

1. Своевременное лечение заболеваний верхних дыхательных путей.

2. Обучение правилам голосоведения и голософормления.

3. Повышение голосовой нагрузки.

21. Согласно нейрохронаксической теории голособразования движения голосовых складок обусловлены:

1. волнообразным скольжением слизистой оболочки голосовых складок

2. давлением воздушной струи во время выдоха

3. нервным импульсам, поступающим в ЦНС по возвратному нерву

22. Согласно миоэластической теории голособразования движения голосовых складок обусловлены:

1. волнообразным скольжением слизистой оболочки голосовых складок

2. давлением воздушной струи во время выдоха

3. нервным импульсам, поступающим в ЦНС по возвратному нерву

23. В какой теории голосообразования ведущая роль отводится центральной нервной системе?

1. мукоондуляторной

2. нейрохронаксической

3. миоэластической

24. К анатомо-физиологическим особенностям детского голосового аппарата не относятся:

1. неполное окостенение хрящей гортани

2. слаборазвитые голосовые мышцы

3. атрофические изменения в дыхательных мышцах

 

Тестовые задания для самоконтроля знаний по теме 2.2. Дислалия:

1. Какой симптомокомплекс соответствует проявлениям дислалии:

1. У ребенка нарушены все компоненты речи: звукопроизношение, речевое дыхание, голос, просодика, фонематическое восприятие, лексико-грамматический строй, связная речь.

2. У ребенка выявляется искаженное произношение согласных звуков, усредненность (редуцированность) гласных звуков, недостаточность речевого дыхания, нарушение модуляции голоса по высоте и силе.

3. У ребенка выявляются патологические изменения тембра голоса, выражающиеся в избыточной назализации, при искаженном произношении всех звуков речи.

4. У ребенка наблюдается замена шипящих звуков на свистящие, звуков [Р] и [Р’] на [j], смешение звуков [Т] и [К], [Т’] и [К’], [Д] и [Г], [Д’] и [Г’] в речевом потоке.

2. Дислалия относится к нарушениям:

1. произносительной стороны речи

2. звукопроизносительной стороны речи

3. просодической стороны речи

4. темпо-ритмической организации речи

3. Кто из ниже перечисленных зарубежных специалистов впервые ввел термин «дислалия» в научное обращение?

1. Р. Шультесс 2. В. Олтушевский.

2. 3. А. Куссмауль. 4. И. Франк.

4. Кто из отечественных исследователей разработал учение о косноязычие?

1. Ф.А. Рау. 2. М.Е. Хватцев.

3. Б.М. Гриншпун. 4. С.С. Ляпидевский.

5. Согласно учению М.Е. Хватцева термин «дислалия» …

1. Являлся синонимом термина «косноязычие» и был идентичен ему по своему значению.

2. Обозначал одну из форм косноязычия (понятия, которое, в свою очередь, обобщало все типы нарушения произношения).

3. Обозначал самостоятельное речевое расстройство, ничего общего не имевшее с понятием «косноязычие».

4. Являлся наименованием всех видов произносительных расстройств.

6. Кто из авторов на основе своих исследований предложил отдифференцировать дислалию от дизартрии и отказаться от термина «косноязычие»?

1.С.С. Ляпидевский и О.В. Правдина.

2.Ф.Ф. Рау и О.А.Токарева

3.Р.Е. Левина и Б.М. Гриншпун

4. Л.В. Мелихова и Р.И. Мартынова

7. Определите вид нарушения звукопроизношения при следующем его проявлении: у ребенка артикуляционная база сформирована полностью, но отсутствует или недостаточно усвоено умение различать некоторые позиции (артикуляционные или акустические) звуков, т. е. правильно осуществлять выбор звуков, вследствие чего одно и тоже слово в речи может принимать разный звуковой облик:

1. Замена (субституция) звуков. 2. Смешение звуков.

1. Искажение звуков. 4. Пропуск (элизия) звуков.

8. Из ниже перечисленных характеристик нарушений звукопроизношения (заимствованных из классификаций Ф.Ф. Рау, Р.Е. Левиной, О.А. Токаревой) выберите наиболее подходящие к случаю замены в речи ребенка звука [Р] на звук [j]:

1. Антропофоническое нарушение. 2. Сенсорное нарушение.

1. Фонетическое нарушение. 4. Моторное нарушение.

9. Из ниже перечисленных характеристик нарушений звукопроизношения (заимствованных из классификаций Ф.Ф. Рау, Р.Е. Левиной, О.А. Токаревой) выберите наиболее подходящие к случаю искаженного произношения в речи ребенка звуков [Ш, Ж]:

1. Фонологическое нарушение. 2. Сенсорное нарушение.

3. Фонематическое нарушение. 4. Антропофоническое нарушение.

10. Установите соответствия:

Пример нарушения Формы звуковых нарушений
1. замена звука [Р] на звук [Л] А. фонетическое
2. одноударное произнесение звука [Р]
3.смешение звуков [Щ] и [С]
4. замена звуков [Ш], [Ж] на звуки [С], [З]
1. [с] — межзубный Б. фонетическое
2. [р] — горловой
3. отсутствие звука [л] в речи
4. замена [т] = [с]
5. [л] — двугубный
6. замена [т’] = [т] В. фонетико-фонематическое
7. смешение [ш] = [с]
8. замена [к] = [т]
9. замена [л] = [j]
10. [л] — межзубный

А – , Б – , В – .

11. Определите уровень нарушенного произношения у ребенка, если при логопедическом обследовании выявляется:

Уровень нарушенного произношения Данные обследования
1.Первый уровень Смешение в речи звуков [Р] – [Л] и [Р’] – [Л’], произношение остальных звуков речи соответствуют норме.
2.Второй уровень Нарушенное произношение звуков [Р] и [Р’] в речевом потоке при правильном произношении их изолированно, произношение остальных звуков речи соответствуют норме.
3.Третий уровень Ребенок изолированно, в отдельных слогах и легких словах произносит шипящие звуки правильно, а в речевом потоке искажает их.

1 – , 2 – , 3 – .

12. В ходе логопедического обследования у ребенка 6 лет были выявлены недостатки произношения шипящих звуков, а также звуков [Л,Л] и [Р,Р]. Появление данных звукопроизносительных нарушений было обусловлено биологическим фактором. Определите, какая из ниже перечисленных причин могла бы спровоцировать данную ситуацию:

1. Ограниченность социальных контактов.

2. Короткая уздечка верхней губы.

3. Короткая уздечка языка.

4. Подражание искаженному звукопроизношению матери.

13. В ходе логопедического обследования у ребенка 5 лет были выявлены различные нарушения большинства групп звуков. Появление данных звукопроизносительных нарушений было обусловлено социальным фактором. Определите, какая из ниже перечисленных причин могла бы спровоцировать данную ситуацию:

1. Ребенок не посещает детский сад и недостаточно общается с детьми.

2. В семье общаются на двух языках – русском и армянском, фонетическая база как одного, так и другого языка ребенком усвоена не полностью.

3. Выраженное нарушение прикуса.

4. Задержка психического развития.

14. Из ряда факторов выберите тот, который обуславливает появление функциональной дислалии:

1. Недостаточная иннервация органов артикуляции, вследствие органического поражения центрального отдела речевого аппарата.

2. Негрубые, но достаточно выраженные деформации строения органов артикуляции при сохранной иннервации периферического отдела речевого аппарата.

3. Грубые анатомо-физиологические дефекты органов периферического аппарата речи, обуславливающие не только недостатки произношения, но и тембра голоса вследствие нарушения носового и ротоглоточного резонирования в процессе артикуляции.

4. Несформированность специфических речевых умений произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков речи, вследствие различных функциональных причин (при отсутствии органических нарушений со стороны центрального и периферического отделов речевого аппарата).

15. Из ряда факторов выберите тот, который обуславливает появление механической (органической) дислалии:

1. Недостаточная иннервация органов артикуляции, вследствие органического поражения центрального отдела речевого аппарата.

2. Негрубые, но достаточно выраженные деформации строения органов артикуляции при сохранной иннервации периферического отдела речевого аппарата.

3. Грубые анатомо-физиологические дефекты органов периферического аппарата речи, обуславливающие не только недостатки произношения, но и тембра голоса вследствие нарушения носового и ротоглоточного резонирования в процессе артикуляции.

4. Несформированность специфических речевых умений произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков речи, вследствие различных функциональных причин (при отсутствии органических нарушений со стороны центрального и периферического отделов речевого аппарата).

16. Выберите из ряда факторов тот, который обуславливает сенсорную функциональную дислалию:

1. Органическое поражение речеслухового анализатора.

2. Слабость процессов нейродинамики, затрудняющая образование тонких слуховых дифференцировок, вследствие функциональной незрелости речевых зон ЦНС.

3. Органическое поражение речедвигательного анилизатора.

4. Слабость процессов нейродинамики, затрудняющая образование тонких моторных дифференцировок, вследствие функциональной незрелости речевых зон ЦНС.

17. Выберите из ряда факторов тот, который обуславливает моторную функциональную дислалию:

1. Органическое поражение речеслухового анализатора.

2. Недоразвитие речевой моторики вследствие поражения периферических нервов, иннервирующих органы артикуляционного аппарата.

3. Органическое поражение речедвигательного анализатора.

4. Слабость процессов нейродинамики, затрудняющая образование тонких моторных дифференцировок, вследствие функциональной незрелости речевых зон ЦНС.

18. Выберите из ряда факторов тот, который обуславливает сенсомоторную функциональную дислалию:

1. Слабость процессов нейродинамики, затрудняющая образование тонких моторных дифференцировок, вследствие функциональной незрелости речевых зон ЦНС.

2. Слабость процессов нейродинамики, затрудняющая образование тонких слуховых дифференцировок, вследствие функциональной незрелости речевых зон ЦНС.

3. Недоразвитие речевой моторики вследствие поражения периферических нервов, иннервирующих органы артикуляционного аппарата.

4. Слабость процессов нейродинамики, затрудняющая образование тонких слуховых и моторных дифференцировок, вследствие функциональной незрелости речевых зон ЦНС.

19. Определите вид дислалии, если у ребенка наблюдается нарушения произношения звуков [Ч, Р, Л], остальные звуки соответствуют норме:

1. Простая мономорфная дислалия.

2. Простая полиморфная дислалия.

3. Сложная мономорфная дислалия.

4. Сложная полиморфная дислалия.

20. Определите вид дислалии, если у ребенка наблюдается нарушения произношения звуков [С, С’ З, З’, Ц], остальные звуки соответствуют норме:

1. Простая мономорфная дислалия.

2. Простая полиморфная дислалия.

3. Сложная мономорфная дислалия.

4. Сложная полиморфная дислалия.

21. Определите форму дислалии, при которой недостатки звукового оформления речи обусловлены избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи:

1. Артикуляторно-фонетическая дислалия.

2. Артикуляторно-фонематическая дислалия.

3. Акустико-фонематическая дислалия.

22. Определите форму дислалии (по классификации Б.М. Гриншпуна), при которой в речи наблюдается ненормативное произношение звуков – искажение:

1. Артикуляторно-фонетическая дислалия.

2. Акустико-фонематическая дислалия.

3. Артикуляторно-фонематическая дислалия.

23. Определите, какая из ниже перечисленных аномалий зубочелюстной системы является наиболее предрасполагающей к возникновению межзубной артикуляции переднеязычных звуков:

1. Дистальный прикус.

2. Фронтальный открытый прикус.

3. Боковой открытый прикус.

4. Мезиальный прикус.

24. Определите, какая из ниже перечисленных анатомических деформаций зубочелюстной системы и ротовой полости является наиболее предрасполагающей к возникновению бокового произношения звуков:

1. Короткая уздечка языка.

2. Фронтальный открытый прикус.

3. Боковой открытый прикус.

4. Прогения.

25. Определите, какая из ниже перечисленных анатомических деформаций зубочелюстной системы и ротовой полости является наиболее предрасполагающей к возникновению призубного произношения переднеязычных звуков:

1. Короткая уздечка верхней губы.

2. Мезиальный прикус.

3. Фронтальный открытый прикус.

4. Глубокий прикус.

26. К какому нарушению звукопроизношения предрасполагает короткая уздечка языка:

1. Боковой сигматизм шипяших.

2. Увулярный ротацизм.

3. Шипящий сигматизм свистящих.

4. Одноударный ротацизм.

27. Определите, какая из ниже перечисленных анатомических деформаций зубочелюстной системы и ротовой полости является наиболее предрасполагающей к возникновению губно-зубного произношения звуков:

1. Дистальный прикус.

2. Фронтальный открытый прикус.

3. Короткая уздечка верхней губы.

4. Прогения.

28. К какому нарушению звукопроизношения предрасполагает фронтальный открытый прикус:

1. Двугубный ламбдацизм.

2. Призубный сигматизм свистящих звуков.

3. Замена звуков [Т, Т’, Д, Д’] на звуки [К, К’, Г, Г’].

4. Межзубное произношение звуков [Т, Т’, Д, Д’].

29. Определите, какая из ниже перечисленных анатомических деформаций зубочелюстной системы и ротовой полости является наиболее предрасполагающей к возникновению ротацизма:

1. Короткая уздечка верхней губы.

2. Фронтальный открытый прикус.

3. Короткая уздечка языка.

4. Прогения.

30. К какому нарушению звукопроизношения предрасполагает выраженный подъем заднего участка небного свода в области его перехода в мягкое небо:

1. К ламбдацизму.

2. К каппацизму.

3. К сигматизму.

4. К ротацизму.

31. Определите, какая из ниже перечисленных анатомических деформаций зубочелюстной системы и ротовой полости является наиболее предрасполагающей к возникновению шипящего сигматизма свистящих звуков:

1. Короткая уздечка верхней губы.

2. Дистальный прикус.

3. Глубокий прикус.

4. Мезиальный прикус.

32. К какому нарушению звукопроизношения предрасполагает перекрестный прикус:

1. Боковой сигматизм свистящих звуков.

2. «Кучерской» ротацизм.

3. Межзубный ламбдацизм.

4. Шипящий сигматизм шипящих звуков.

33. Определите, какая из ниже перечисленных анатомических деформаций зубочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки является наиболее предрасполагающей к возникновению назализации звуков:

1. Короткая уздечка верхней губы.

2. Расщелина твердого и мягкого неба.

3. Боковой открытый прикус.

4. Прогения.

Задание 23. К какому нарушению звукопроизношения предрасполагает прогения (или различные варианты мезиального прикуса при выраженном обратном перекрытии).

1. Боковой сигматизм свистящих звуков.

2. Велярный ротацизм.

3. Двугубный ламбдацизм.

4. Шипящий сигматизм свистящих звуков.