Социология Экзамен Тесты СПбГУНиПТ 2012

ТЕСТ 1

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

  1. Социологический подход основан на:

а) изложении эмпирических фактов;

б) оценочных суждениях;

в) государственной идеологии;

г) художественно-образном изложении.

  1. Какую роль выполняет общая социология по отношению к социальной педагогике? (отметить неверный ответ):

а) дает систему социологических категорий;

б) выполняет интегрирующую функцию;

в) является одной из частных дисциплин;

г) выявляет социальный аспект педагогики.

  1. Социология относится к разряду:

а) естественных наук;

б) гуманитарных наук;

в) педагогических наук;

г) социальных наук.

  1. Место социологии в структуре социальных наук:

а) социология – это сумма знаний других социальных наук;

б) социология – это изучение общества;

в) социология – базис и фундамент для частных дисциплин (политология, экономика, психология, право и др.);

г) социология – одна из частных социальных наук.

  1. Предмет социологии:

а) закономерные связи между группами, институтами, процессами, обществами;

б) социальная действительность;

в) социальная жизнь;

г) духовная жизнь.

  1. Что является предметом социологии?

а) общество как система социальных структур;

б) общество как часть мироздания;

в) политические институты;

г) поведение людей.

  1. Как называются отношения людей между личностью, группами и обществом в целом?

а) психологические;

б) социальные;

3 стр., 1445 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

... с. 332] Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий ... работе послужила психология как наука. Предмет изучения – психологическая наука как социальный институт. Цель работы – проанализировать психологию как социальный институт. Задачи работы: - ...

в) политические;

г) духовные.

  1. Кто из социологов считал, что предмет социологии – социальные отношения:

а) П. Сорокин;

б) Г. Спенсер;

в) Н. Данилевский;

г) Г. Зиммель.

  1. Кто из социологов использовал понятия «община» и «общество» при объяснении исторической эволюции общества?

а) М. Вебер;

б) П. Сорокин;

в) Ф. Теннис;

г) Г. Спенсер.

  1. Социальные отношения – это:

а) вся совокупность отношений в общества;

б) экономические, политические, духовные и информационные отношения в единстве;

в) отношения между классами;

г) отношения между личностью, общностями людей и обществом в целом.

  1. Объект социологии – это:

а) человек и человеческие отношения;

б) личность и межличностные отношения;

в) общество и все его элементы, связи и отношения;

г) природа и географическая среда.

  1. Фундаментальная социология занимается:

а) сбором фактов;

б) открытием законов социума;

в) решением практических проблем;

г) философским осмыслением жизни.

  1. Как называется уровень социологии, который основан на методах изучения документов и наблюдении?

а) эмпирическая социология;

б) теоретическая социология;

в) фундаментальная социология;

г) прикладная социология.

  1. Номинальная общность – это:

а) общность, которая характеризуется наличием непосредственных контактов между людьми;

б) социальный тип;

в) социальная среда;

г) это совокупность людей, которая характеризуется общими социально значимыми признаками и общим наименованием.

  1. Социальная сфера жизни общества – это:

а) образование, культура;

б) здравоохранение, наука;

в) театры, музеи, библиотеки, школы;

г) сфера жизни личности и общностей людей.

  1. К каким общностям можно отнести организацию, город?

а) к малым общностям;

б) к большим общностям;

в) к средним общностям;

г) к номинальным общностям.

  1. К какому типу общности относятся первобытная община и касты

а) открытая общность;

б) закрытая общность;

в) полузакрытая общность;

г) сословная общность.

  1. К какому типу общности относятся политическая и военная элита в России?

а) закрытая общность;

6 стр., 2792 слов

План введение Основной принцип человеческого общения > Личность ...

... деятельности — с другой. 3. ПРОБЛЕМА ОБЩНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Для индивида, входящего в группу, ... межчеловеческих, обще­ственных по своей природе отношений. Детерминантой развития личности является деятельностно-опосредство-ванный тип ... социологии реальные соци­альные группы, но в них, далее, определяются те их чер­ты, которые в совокупности делают группу психологичес­кой общностью, ...

б) кастовая общность;

в) открытая общность;

г) полузакрытая общность.

  1. Поколения людей – это:

а) социально-культурные общности;

б) социально-антропогенные номинальные общности;

в) биологические общности;

г) реальные общности.

20. Как называются общности, которые образуют единое целое, систему?

а) массовые общности;

б) целевые общности;

в) формальные организации;

г) групповые общности.

ТЕСТ 2

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СТРАТИФИКАЦИЯ

  1. Как называются деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы):

а) маргиналы;

б) штрейхбрекеры;

в) люмпены;

г) гастарбайтеры.

  1. Какой тип стратификации характеризует открытое общество

а) сословный;

б) рабство;

в) классовый;

г) кастовый.

3. Какой из перечисленных критериев стратификации является определяющим в доиндустриальных обществах?

а) профессия, уровень квалификации;

б) доходы, их виды, величина, материальное благополучие;

в) этническая принадлежность;

г) уровень образования.

4. Культурно-символический тип стратификации системы основан на:

а) различиях юридических прав групп, жестко связанных с их обязанностями, находящихся в прямой зависимости от этих обязанностей;

б) различиях в положении групп во властно-государственных иерархиях;

в) различиях групп по содержанию и условиям труда;

г) этнических различиях, которые закрепляются религиозным порядком и ритуалами;

д) различиях – доступа групп к социально значимой информации, неравных возможностей фильтровать и интерпретировать ее.

5. Выберите из предложенных определений определение класса в узком значении слова:

а) любая социальная страта, отличающаяся от других доходом, образованием, властью, престижем;

б) большая социальная группа, владеющая или не владеющая средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного производства и характеризующаяся специфическим способом получения дохода;

в) социальная группа, обладающая закрепленными обычаями или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

6. Профиль стратификации – это:

а) концентрация богатства в руках немногих и значительный рост обнищания основной массы населения;

8 стр., 3805 слов

Показателем развитости цивилизации является уровень ее гуманности, ...

... антропологического к органической основе. Соматика не обуславдивает содержательных свойств личности – кристаллизованных в социальной интеракции способностей к целесообразному поведению и творчеству. Я – единица эготелесная.   ... прежней философии является положение: Я абстрактное, только мыслящее существо, тело не имеет отношения к моей сущности. Что касается новой философии, то она исходит из ...

б) вертикальный срез общества, воспроизводящий его иерархическую структуру;

в) степень близости или отчуждения классов, социальных групп и лиц по их положению в обществе;

г) процесс все большего размежевания противоположностей, например, между социальными классами.

7. Какая форма социальной стратификации не является основной:

а) экономическая;

б) политическая;

в) профессиональная;

г) территориальная.

8. Увеличение доли среднего класса в обществе влияет:

а) на численность работающих населения;

б) на повышение квалификации работников;

в) устойчивость и стабильность общества;

г) интенсификацию социальной мобильности.

9. К люмпенам можно отнести:

а) инакомыслящих;

б) безработных;

в) бродяг, нищих, бомжей;

г) бедных;

д) представителей низшего среднего класса.

10. Из числа перечисленных дифференцирующих признаков страты уберите наименее существенный:

а) признаки, связанные с экономическим положением людей;

б) признаки, связанные с разделением труда;

в) признаки, характеризующие воспроизводство семейных отношений;

г) признаки, связанные с объемом властных полномочий;

д) признаки, связанные с социальным престижем, авторитетом, влиянием.

11. Кто из отечественных социологов является автором концепции социокультурной динамики и социальной стратификации:

а) Н.Я. Данилевский;

б) Н.К. Михайловский;

в) П.А. Сорокин;

г) Г.В. Плеханов;

д) С.Г. Струмилин.

12. Какое из двух понятий шире: «социальная дифференциация» или «социальная стратификация»?

а) понятие социальная стратификация шире;

б) понятие социальная дифференциация шире;

в) эти понятия равнозначны;

г) эти понятия противоположны.

13. Социальное неравенство – это:

а) различие уровня образования, квалификации, способностей;

б) различие работоспособности людей;

в) различие интеллектуальных и умственных качеств;

г) различие в доступе к политической власти, экономическим и духовным благам, информации.

14. Социальная стратификация – это:

а) выделение слоев общества по признаку индивидуального неравенства между людьми;

б) выделение различных слоев общества по признаку социального неравенства;

в) способ функциональных связей и зависимостей в обществе;

9 стр., 4093 слов

1 Основные этапы развития социальной психологии как науки

... функциями, которые человек должен выполнять, исходя из своего социального статуса, положение в обществе и социальной роли. Социальные нормы – это некие образцы предписывающие то, ... социального контроля. Закон – совокупность нормативных актов, обладающих юридической школой и регулирующих формальные отношения людей в масштабах государства. Законы непосредственно связаны с конкретной властью общества ...

г) выделение в обществе различных групп по полу, национальности, возрасту.

15. Как называются слои общества, доходы которых позволяют осуществить не только простое воспроизводство себя как социального существа, но и социальное развитие?

а) богатые;

б) бедные;

в) обеспеченные;

г) сверхбогатые.

16. Как называется модель стратификации, в которой существует большая дистанция между социальными слоями и ее преодоление зависит от предписанного статуса личности и от того, к какой общности личность принадлежит:

а) треугольная модель;

б) ромбовидная модель;

в) модель восходящей мобильности;

г) трапециевидная модель.

17. Какой критерий положен в основу теории классового строения общества:

а) уровень доходов;

б) социальный статус;

в) отношение к средствам производства;

г) культурные ресурсы;

д) объем власти.

18. Какой из критериев не входит в число основных стратификационных критериев?

а) место проживания;

б) образование;

в) богатство;

г) престиж;

д) власть.

19. Каковы наиболее характерные признаки сословно-кастовой системы стратификации?

а) предписанность статусов и закрытость групп;

б) достижимость статусов и открытость групп;

в) высокая интенсивность социальной мобильности;

г) социальная однородность общества.

  1. Маргиналы – это:

а) индивиды, их группы и общности, формирующиеся на границах социальных слоев и структур;

б) деклассированная и деморализованная часть социальной группы, находящиеся на дне слои общества, смирившиеся со своим положением, неспособные к самостоятельной организованной борьбе за его изменение;

в) группы людей, чей статус в социальной структуре не определен;

г) стоящие вне конфессий.

ТЕСТ 3

ОБЩЕСТВО И ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ

1. Что служит первоосновой объединения людей в общество считал М. Вебер?

а) индивидуальная общность коллективных представлений, чувств, верований;

б) ориентация в собственных действиях на других членов группы;

в) общность фундаментальных норм и ценностей, которыми люди руководствуются в жизни;

г) общность центральной власти, территориальной целостности и согласии центра и периферии.

2. В каком обществе сословное деление уступает место классовому?

а) индустриальное;

б) доиндустриальное;

в) постиндустриальное;

г) информационное.

9 стр., 4450 слов

Тема 3. Философские проблемы человека и общества

... истории (прогресс, регресс, стагнация). О смысле истории. 6. Культура как социальное измерение общественного бытия человека. Духовная жизнь общества. Глобалистика как наука. Природа глобальных проблем и современные подходы ... о познании в истории философии. Проблема познаваемости мира. Понятие знания, знание и мнение, знание и вера. Знание повседневное (здравый смысл, наивный реализм) и научное. ...

3. Переходом от какого общества к какому служит промышленная революция?

а) охота и собирательство;

б) земледельческое;

в) индустриальное;

г) постиндустриальное;

д) традиционное;

е) современное.

4. С какой политической системой гражданское общество абсолютное несовместимо?

а) капитализм;

б) социализм;

в) авторитаризм;

г) тоталитаризм.

5. Признаком гражданского общества является:

а) уважение к власти;

б) доминирование государства;

в) передача части властных функций государства гражданам;

г) суверенитет власти.

6. Уберите из перечисленных признаков современного общества (по Парсонсу) не характерный для него:

а) отделение правовой системы от религиозной;

б) наличие административной бюрократии;

в) незначительно выраженная дифференциация;

г) рыночная экономика;

д) демократическая избирательная система.

7. Проблемы взаимодействия социальных групп, национальных общностей по поводу условия их жизнедеятельности относятся к:

а) экономической сфере общественной жизни;

б) политической сфере общественной жизни;

в) социальной сфере общественной жизни;

г) духовной сфере общественной жизни.

8. К какому типу общества соответствует общество среднего класса?

а) доиндустриальному;

б) индустриальному;

в) постиндустриальному;

г) информационному.

9. В марксистской теории выделяются четыре основных типа общества: первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический. Какие критерии положены в основу этой типологии?

а) количество уровней управления и степень социального расслоения;

б) способ добывания средств существования;

в) способ производства и форма собственности;

г) информатика и сфера обслуживания.

10. Что может служить основным источником власти в информационном обществе?

а) коварство;

б) знание;

в) сила;

г) богатство;

д) престиж.

11. Что из перечисленного не входит в перечень функций общества по классификации Т. Парсонса?

а) адаптация;

б) целедостижения;

в) поддержание образца;

г) интеграции;

д) воспроизводства.

12. Подберите социологическое понятие к определению «Переходы людей из одних общественных групп и слоев в другие, а также продвижение к позициям с более высоким престижем, доходом, властью, либо движение к более низким иерархическим позициям» называется:

8 стр., 3860 слов

Вопрос1. Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся ...

С. Кон). Личность – субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев). Личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания ... оценивает внутреннее отношение данного ребёнка к определённым социальным Ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, ... человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом (Ю.В. Щербатых). Личность - это конкретный человек, ...

а) социальная стратификация;

б) социальная дифференциация;

в) социальная мобильность;

г) внутри и межгенерационная мобильность;

д) вертикальная мобильность.

13. Что из перечисленного включает в себя понятие «социальная структура общества»?

а) социально-классовая структура;

б) социально-профессиональная структура;

в) структура народонаселения;

г) совокупность социальных статусов и ролей и др. элементы;

д) ничто из перечисленного не включается в понятие 2социальная структура общества».

14. Что выполняет роль строительных кирпичиков социальной структуры общества?

а) индивиды;

б) группы и общности;

в) статусы и роли;

г) нормы и ценности.

15. Функцию адаптации (приспособления к окружающей среде) по Т. Парсонсу выполняют в обществе:

а) экономические институты;

б) политические институты;

в) институты культуры;

г) институты родства.

16. Э. Дюркгейм сформулировал понятие «аномии». Какой тип общества соответствует этому понятию?

а) общество, в котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения людей, наблюдается ценностно-нормативный вакуум;

б) традиционное общество с докапиталистическим экономическим укладом;

в) общество с тоталитарным строем;

г) индустриальное общество, в основе возникновения которого процессы индустриализации и урбанизации.

17. Какой из признаков можно убрать без ущерба для характеристики общества как целостного социального образования?

а) территория;

б) статичность;

в) универсальность;

г) автономность;

д) интегративность.

18. В какую историческую эпоху государство и общество почти полностью совпадали?

а) новое время;

б) позднее средневековье;

в) античность и средневековье;

г) новейшая эпоха.

19. Смена власти, ротация политических лидеров характерна для:

а) традиционного общества;

б) архаичного общества;

в) промышленного общества;

г) военного общества.

20. На чем основано постиндустриальное общество?

а) обрабатывающая промышленность;

б) сельское хозяйство;

в) интеллектуальная и духовная деятельность;

г) сфера обслуживания, информатика и наука.

21. Конкуренция в политической, экономической, духовной сфере характерна для:

а) аграрного общества;

12 стр., 5635 слов

Личность как социальный тип и деятельный субъект

... одной стороны, изучение закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности, а с другой стороны - самовключение личности в различные сферы социальной деятельности, ее отношение к ...

б) феодального общества;

в) советского общества;

г) капиталистического общества.

ТЕСТ 4

КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

1. Что представляет собой культура как социальный институт?

а) систему знаний, ценностей, норм данного общества;

б) систему социальных норм, контроля и организаций, регулирующих культурные процессы в обществе;

в) систему образования и обучения в обществе;

г) систему средств массовой информации.

2. Культурная статистика – это:

а) открытия и изобретения;

б) культурная диффузия;

в) передача культуры от прошлых поколений будущим;

г) совокупность базисных элементов – норм, ценностей, правил.

3. С чем связано появление массовой культуры?

а) с появлением рабочего класса;

б) с индустриальным обществом и ростом среднего класса;

в) интенсивностью и объемом с высокой социальной мобильности;

г) с «американизацией» культуры.

4. Что такое субкультура?

а) совокупность ценностей и норм определенной социальной группы;

б) культура низших слоев общества;

в) молодежная культура;

г) система ценностей, противостоящая официальной идеологии.

5. Выберите из предложенных суждений верный вариант:

а) взрослый человек более культурен, чем ребенок;

б) высшие слои общества более культурны, чем низшие;

в) культура всегда вступает в конфликт с природой человека;

г) культура молодежи всегда находится в оппозиции культуре взрослых.

6. Отметьте ошибочное утверждение:

а) разные личности могут быть творцами культуры в разной степени;

б) в результате глубоких социальных изменений происходит полное обновление культуры;

в) создание образцов будущих социальных отношений людей не является главной функцией культуры;

г) в современных обществах поведение личности контролируется менее полно, чем в традиционном.

7. Что означает понятие «культура» в узком смысле слова?

а) все созданное человеком;

б) то, что появляется благодаря труду человека;

в) высшие создания человеческого духа;

г) возделывание земли.

8. Культурная диффузия – это:

а) проникновение элементов одной культуры в другую;

б) передача культуры от одного поколения другим поколениям;

в) накопление культурного богатства в обществе;

г) доступ к высшим культурным ценностям.

9. Социальная культура – это:

а) уровень жизни населения;

б) отсутствие в обществе социальных конфликтов;

в) система социальных норм, ценностей, институтов;

г) литература, искусство, образование.

3 стр., 1431 слов

Смысложизненные ориентации и эмоциональный интеллект в структуре ...

... свидетельствует о высокой значимости жизненных ценностей и смыслов в саморазвитии личности социального работника, в опоре на эмоциональный опыт в процессе самореализации. Выводы. ... составляющих эмоционального интеллекта, тесно взаимосвязан с ценностно-смысловой сферой личности. Выявленные особенности эмоционального интеллекта социальных работников позволяют отнести его к гармоничному типу ...

10. Контркультура – это:

а) развлекательно-компенсаторная культура;

б) культура различных социальных групп;

в) культура, находящаяся в открытой конфронтации к официальной культуре;

г) навязывание одной группой своих культурных форм другой группе.

11. Понятие культурно-исторических типов в отечественной социологии ввел:

а) П.Л. Лавров;

б) Н.К. Михайловский;

в) Н.Я. Данилевский;

г) П.А. Сорокин.

12. Общественное мнение существует, если:

а) люди обмениваются мнениями, спорят, дискутируют;

б) мнения большинства населения совпадают;

в) оно не совпадает;

г) мнение какой-либо группы становится господствующим.

13. Как называется этап формирования общественного мнения, характеризующий выраженной направленностью, содержанием, устойчивостью, в нем доминирует волевой компонент, способствующий переходу от вербальной формы к поведенческой?

а) этап зарождения общественного мнения;

б) этап функционирования, выражения общественного мнения;

в) этап непосредственного формирования общественного мнения;

г) этап распространения общественного мнения в социальном ареале.

14. Что такое общественное мнение?

а) состояние массового сознания, заключающее в себе отношение различных групп к значимым социальным явлениям, событиям;

б) явление психического состояния масс, особое психическое состояние людей;

в) явление, выполняющее функцию моральной оценки, морального регулятора людей;

г) система групповых ценностей и норм, регулирующих поведение индивидов.

15. Базисная структура общественного мнения, основывающаяся на его природе и сущностных характеристиках, включает такие компоненты, как:

а) общественная воля и общественное суждение;

б) рациональный, эмоциональный, волевой;

в) позитивный, негативный, нейтральный;

г) компоненты зарождения, формирования, функционирования.

16. Кому из ученых принадлежит мысль, что, возникновение общественного мнения основано на действие психического механизма подражания, на основе которого строятся человеческие взаимоотношения, происходит передача убеждений, намерений, верований?

а) Л. Лазрефельд;

б) Г. Годэ;

в) А. Лоуэлл и У. Линман;

г) Г. Тард.

17. Сущность общественного мнения проявляется:

а) в определенном уровне знаний о социальном явлении;

б) в оценочном отношении общества или группы к значимым для них явлениям, событиям;

в) в состоянии группового сознания;

г) в совокупности индивидуальных мнений.

18. Соответствует ли оптимальным условиям функционирования общественного мнения наличие в обществе только государственных СМИ?

а) да, если удовлетворяется право общества на получение информации;

б) да, если государственные СМИ предоставляют оппозиции возможность высказать свою точку зрения и вступить в дискуссию.

в) да, себя общество сплачивается, укрепляется его единство и целостность, солидарность и интеграция между группами.

г) нет, ибо социальная информация должна быть полной, комплексной, объективной и оперативной.

19. Что из перечисленного не является структурным элементом общественного мнения?

а) эмоциональный элемент;

б) рациональный элемент;

в) волевой элемент;

г) регулятивный элемент;

д) оценочный элемент.

20. Экспрессивная функция общественного мнения проявляются в том:

а) что ответственность выносит решения, имеющие ?? характер (выборы, референдумы);

б) что лидеры, прислушиваясь к общественному мнению, вынуждены корректировать решения, методы управления;

в) что выступает как сила, стоящая над институтами власти, контролирующая их, лидеров государства;

г) выступает как сила, регулирующая поведение людей.

ТЕСТ 5

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

1. Как назвал О. Конт научную стадию в развитии общества?

а) позитивная стадия;

б) метафизическая стадия;

в) теологическая стадия;

г) мифологическая стадия.

2. Какая из перечисленных черт относится к промышленному обществу по Г. Спенсеру:

а) единая идеология;

б) высокая религиозность;

в) плюрализм;

г) господство военных.

3. Автор теории психологии масс и закона подражания:

а) Г. Лебон;

б) У. Самнер;

в) А. Смолл;

г) Г. Тард.

4. Социолог-позитивист, автор теории элиты:

а) Л. Уорд;

б) В. Парето;

в) Ф. Гиддингс;

г) Л. Гумплович.

5. Автор концепции социологизма:

а) Э. Дюркгейм;

б) К. Маркс;

в) М. Вебер;

г) Г. Зиммель.

6. Основатель теории социального действия:

а) П. Сорокин;

б) Т. Парсонс;

в) К. Маркс;

г) М. Вебер.

7. Представитель социологической школы, автор концепции общественно-экономической формации:

а) В. Дильтей;

б) Ф. Теннис;

в) К. Маркс;

г) Г. Зиммель.

8. Деление обществ на открытые и закрытые предложил:

а) К. Маркс;

б) О. Конт;

в) Г. Спенсер;

г) К. Поппер.

9. Теорию культурно-исторических типов разработал:

а) М. Вебер;

б) Н. Данилевский;

в) П. Сорокин;

г) Э. Дюркгейм.

10. Понятие «архетипы» в научный оборот ввел:

а) К.Г. Юнг;

б) Г. Лебон;

в) Г. Тард;

Социология Экзамен Тесты СПбГУНиПТ 2012 — Стр 2

г) Л. Уорд.

11. Конфликтологическую парадигму в социологии представляет:

а) К. Маркс;

б) О. Конт;

в) Г. Спенсер;

г) Н. Смелзер.

12. Концепцию выработки межсоциальной системы знаков в процессе социального диалога создал:

а) А. ТурЕн;

б) П. Бурдье;

в) Р. Будон;

г) Ю. Хабермас.

13. Какое первоначальное название новой науке дал О. Конт?

а) социальная экология;

б) социальная философия;

в) социальная физика;

г) социальная история.

14. Кто из авторов не является представителем функционализма?

а) Г. Спенсер;

б) К. Маркс;

в) Э. Дюркгейм;

г) К.Г. Юнг.

15. Когда произошло зарождение социологии как науки?

а) в 18 веке;

б) в эпоху позднего средневековья;

в) в 30-х гг. 19 века;

г) в период античности.

16. Предмет социологии, в понимании Г. Зиммеля:

а) социальные общности;

б) социальные действия;

в) социальные отношения;

г) социальные факты.

17. Кто из перечисленных российских социологов не является представителем географического детерминизма?

а) Л.И. Мечников;

б) С.М. Соловьев;

в) В.О. Ключевский;

г) Н.И. Кареев.

18. Кто из перечисленных социологов является представителем теории коммуникативного общества?

а) Н. Луман;

б) Дж. Хоманс;

в) Ю. Хабермас;

г) П. Бурдье.

19. Автор концепции постмодернистского общества:

а) Д. Белл;

б) А. Турен;

в) Э. Гидденс;

г) А. Шюц.

20. Создатель интегральной социологии:

а) М.М. Ковалевский;

б) П.А. Сорокин;

в) К. Маркс;

г) Г. Спенсер.

ТЕСТ 6

СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1. Что означает понятие «личность»?

а) система социальных качеств человека;

б) то же самое, что и понятие «человек»;

в) индивидуальные, отличительные черты человека;

г) свойства, которые делают человека непохожим на других.

2. При социальной мобильности социальные качества личности:

а) остаются в неизменном виде;

б) со временем обязательно меняются;

в) со временем могут измениться;

г) с изменением статуса личность сразу же меняет и свои социальные качества.

3. Как называется тип девиантного поведения, при котором личность, разделяя ценности общества, выбирает иные образцы поведения, не укладывающиеся в рамки социальных норм?

а) вклад личности в развитие общества, группы;

б) модель поведения, ожидаемая от личности в зависимости от ее статуса;

в) социальная маска, которую надевает человек в процессе социальной коммуникации;

г) независимое, самостоятельное поведение личности.

5. Что является предметом социологии личности?

а) познание сущности человека;

б) изучение социальных типов;

в) изучение внутреннего мира личности;

г) исследование экономического поведения.

6. В чем состоит различие понятий «социальный тип личности» и «социотип»?

а) социальный тип – это реальный тип, социотип – идеальный тип;

б) это идентичные понятия;

в) аналогично различию номинальной и реальной группы;

г) социальный тип – совокупность качеств, обусловленных принадлежностью к социальной группе, а социотип – устойчивое ядро личности.

7. Социализация – это:

а) формирование личности;

б) процесс усвоения личностью социальных норм;

в) процесс усвоения личностью социальных ценностей;

г) процесс усвоения личностью социальных ролей.

8. Социальная адаптация характеризуется тем, что:

а) социальные ожидания являются основным регулятором социального поведения;

б) превращение ролевого поведения в мотивы личности;

в) превращение ролевого поведения в установки личности;

г) формирование внутренних регуляторов поведения.

9. Длительность вторичной социализации (ресоциализации):

а) она осуществляется до наступления социальной зрелости личности;

б) совпадает с периодом активной трудовой деятельности;

в) совпадает с обретением устойчивого социального статуса;

г) продолжается в течение всей жизни личности.

10. Индивидуализация личности – это:

а) процесс формирования нормативного поведения личности;

б) процесс формирования личности как единичного социального существа;

в) формирование ценностного поведения личности;

г) формирование институционального поведения личности.

11. С каким этапом в эволюции общества связано появление специализированной отрасли социальной практики – педагогики:

а) с периода перехода к индустриальному обществу;

б) с традиционным обществом;

в) стадией постиндустриального общества;

г) педагогика зародилась еще в архаичном обществе.

12. Социально-негативный тип личности – это результат:

а) пассивности личности;

б) бесконтрольности со стороны взрослых;

в) подавления позитивных отклонений в поведении;

г) неорганизованного досуга.

13. Инкультурация личности в социологии означает:

а) характеристику усвоения личностью культуры общества;

б) формирование культурной личности;

в) процесс усвоения социальной культуры;

г) формирование социально стандартных способов поведения и качеств личности.

14. Становление личности в индустриальном обществе:

а) совпадает с половой зрелостью человека;

б) происходит после прохождения особого обряда посвящения во взрослых;

в) после создания собственной семьи;

г) происходит в период молодости и связано с обретением профессионального статуса.

15. Какая из нижеперечисленных форм социальной адаптации личности является нормативной?

а) инновация;

б) мятеж;

в) ретретизм;

г) ритуализм.

16. Суть социального инфантилизма заключается:

а) во временной задержке в процессе формирования личности;

б) в снижении социального контроля за поведением личности;

в) в противопоставлении личности социальным системам и культуре;

г) в задержании процесса формирования личности между стадиями социальной адаптации и интериоризации.

17. Универсальными базовыми социальными качествами являются:

а) социальные интересы;

б) социальные мотивы;

в) социальные потребности и способности;

г) социальные установки.

18. Модальная личность – это:

а) эталон воспитания поведения человека;

б) эталон формирования внутреннего мира личности;

в) индивид с типичными социальными качествами;

г) желательный образец личности.

19. Совокупность индивидов с пограничным социальным положением – это:

а) базовый социальный тип личности;

б) периферийный социальный тип личности;

в) референтный социальный тип;

г) маргинальный социальный тип личности.

20. Как называется тип личности, базовой потребностью которой является создание условий своего существования?

а) личность социального престижа;

б) личность социального творчества;

в) личного социального выживания;

г) личность социальной коммуникации.

ТЕСТ 7

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

1. Как называются социальные движения, которые выступают за частичное или полное возвращение к старым порядкам?

а) реформаторские движения;

б) утопические движения;

в) регрессивные движения;

г) революционные движения.

2. Отметьте неверное высказывание:

а) социальные движения возникают в ситуации угрозы для социального статуса общности;

б) все общности людей организуются в соответствующие социальные движения;

в) социальные движения возникают в условиях социальных изменений;

г) условием социального движения являются социальные коммуникации.

3. Социальные движения – это:

а) любые формы общественных движений;

б) движения политического характера;

в) массовые движения, охватывающие все слои и общности;

г) стремление участников сохранить или повысить свой социальный статус.

4. Какая из перечисленных характеристик не свойственна социальным движениям в традиционном обществе?

а) большинство движений выступают за социальные изменения;

б) социальные движения стремились сохранить устойчивый социальный статус;

в) движения выступали против социальных изменений;

г) движения носили локальный характер из-за отсутствия социальных коммуникаций.

5. Какова роль социальных движений в развитии современного общества?

а) движения, выступающие против изменений, играют консервативную роль;

б) движения, выступающие за социальные изменения, играют прогрессивную роль;

в) социальные движения выступают против модернизации социальной системы;

г) все социальные движения связаны с отстаиванием интересов социальных групп.

6. Как называется стадия социального движения, когда элита движения добивается власти или иных благ?

а) стадия затухания;

б) стадия зарождения;

в) стадия расцвета;

г) стадия отмирания.

7. Укажите на ошибочное утверждение:

а) цели социальных движений могут носить характер группового эгоизма;

б) социальные изменения – результат нахождения точек совпадения интересов разных движений;

в) рост социальной напряженности в обществе не влияет на возникновение социальных движений;

г) социальные движения – источник социального обновления и развития.

8. В каком обществе возникает модное движение (мода)?

а) мода существует уже в архаичном обществе;

б) модное движение расцветает в традиционных обществах;

в) в современном обществе мода пользуется всеобщей поддержкой;

г) мода – атрибут общества, которое динамично изменяется.

9. Как называется тип общества, который не признает никаких политических конфликтов и стремится их не допускать?

а) прогрессивное общество;

б) тоталитарное общество;

в) стабильное общество;

г) демократическое общество.

10. В каком обществе политические конфликты носят открытый, публичный характер?

а) в авторитарном;

б) в гражданском обществе;

в) в тоталитарном;

г) в демократическом обществе.

11. Представители какой концепции полагают, что конфликт присущ всем уровням жизни и не может рассматриваться в качестве девиантного поведения:

а) социобиологическая концепция;

б) психосоциальный подход;

в) функциональная концепция;

г) диалектический подход.

12. Приводит ли победа одной и поражение другой стороны в социальном конфликте к позитивным изменениям в обществе?

а) да, если победу одерживает правая сторона;

б) да, если победу одерживает легитимная власть;

в) нет, ибо ущемление одной части общества приводит к ущемлению интересов всего общества;

г) да, если проигравшая сторона признает свою вину и приносит извинения.

13. Компромисс как стратегия поведения в конфликте – это:

а) тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами;

б) поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон;

в) стремление выйти из конфликтной ситуации, не уступая своего, но и не настаивая на своем;

г) урегулирование разногласий через взаимные уступки.

14. Ролевые конфликты возникают по причине:

а) противоположности интересов и потребностей различных социальных групп;

б) недостаточной социализации личности;

в) несовпадения поведения индивида ожиданиям группы;

г) внутренних разногласий, касающихся базовых потребностей личности.

15. Конфликтные личности – это:

а) постоянные оппоненты;

б) личности с завышенной самооценкой;

в) личности с умением втираться в доверие;

г) агрессивные личности.

16. Социальный конфликт:

а) разногласия между группами;

б) социальные противоречия в обществе;

в) отсутствие согласия в обществе по поводу основных ценностей;

г) противоборство различных социальных групп.

17. Этому типу конфликтов свойственны такие особенности, как эмоциональность, алогичность, символизм и иррациональность:

а) супружеские конфликты;

б) трудовые;

в) межэтнические;

г) социально-педагогические.

18. Самым длительным по времени этапом в развитии конфликта является:

а) этап развертывания конфликта;

б) этап кульминации конфликта;

в) этап спада конфликта;

г) этап затухания конфликта.

19. Как называется вмешательство квалифицированного специалиста, не имеющего административной власти над конфликтующими сторонами?

а) посредничество;

б) арбитраж;

в) компромисс;

г) манипуляция.

20. Какой результат переговоров конфликтующих сторон устраняет опасность возобновления социального конфликта?

а) компромисс;

б) социальное партнерство;

в) односторонняя уступка;

г) социальные изменения.

ТЕСТ 8

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

1. Процедуры отбора подмножества элементов генеральной совокупности, позволяющая делать выводы обо всем множестве элементов, называется:

а)методикой;

б)верификацией;

в) техникой;

г) выборкой.

2. Шкала, отражающая проявления изучаемых свойств от наибольшего к меньшему (или наоборот) — это:

а)номинальная шкала;

б)ранговая шкала;

в)шкала наименований;

г)интервальная (метрическая) шкала.

3. Как называются вопросы, функция которых уточнение искренности ответов респондентов:

а) фильтрующий вопрос;

б) закрытый вопрос;

в) контактный вопрос;

г) контрольный вопрос.

4. Перевод текстовой информации в количественные показатели в социологическом исследовании — это:

а) контент – анализ;

б) качественный анализ документов;

в) анализ первичных документов;

г) формализованный метод.

5. Предварительное исследование — это:

а) описательное;

б) сравнительное;

в) пилотажное;

г) аналитическое.

6. Способность выборочной совокупности отражать свойства генеральной совокупности называется:

а) валидность;

б) репрезентивность;

в) выборка;

г) представительность.

7. Вопрос, на который респондент сам формирует ответ — это:

а) открытый вопрос;

б) закрытый вопрос;

в) контрольный вопрос;

г) фильтр.

8. Как называется процедура перевода теоретических понятий в показатели, имеющие числовое значение?

а) интерпретация понятий;

б) квантификация;

в) контент – анализ;

г) операционализация.

9. Методологическое и методико — техническое обоснование социологического исследования — это:

а) репрезентивность;

б) рабочий план исследования;

в) программа исследования;

г) отчет.

10. Группировка элементов на основе существенных признаков — это:

а) классификация;

б) стратификация;

в) типологмия;

г) таксономия.

11. Изучение типичного учебного заведения — это:

а) сплошное исследование;

б) выборочное исследование;

в) репрезентативное исследование;

г) монографическое исследование.

12. Вопрос, предназначенный для выделения лиц, которым адресуются специальные вопросы — это:

а) открытый вопрос;

б) фильтр;

в) контрольный вопрос;

г) закрытый вопрос.

13. Шкала в социологических исследованиях, которая образуется на основе ранговой путем присвоения баллов ее делениям, называется:

а) интервальная шкала;

б) шкала порядка;

в) номинальная шкала;

г) ранговая шкала.

14. С чего начинается социологическое исследование(по Н. Смелзеру):

а) с полевого исследования;

б) с эксперимента;

в) с гипотезы;

г) с теории.

15. Метод наблюдения наиболее эффективен для сбора информации.

а) о мнениях и установках людей;

б) о мотивах и ценностях людей;

в) о поведении и взаимодействиях людей;

г) о потребностях и способностях людей.

16. Выборкой в социологическом исследовании называется:

а) выделение из генеральной совокупности респондентов выборочной совокупности;

б) подбор методов сбора социальной информации;

в) отбор из собранной информации наиболее важных фактов;

г) отбор конкретных рекомендаций по итогам исследования.

17. Процесс научного познания социальных проблем — это:

а) эмпирическое изучение общества;

б) экспериментальное исследование;

в) объективный анализ;

г) социологическое исследование .

18. Уровень социологии, занимающийся сбором и обработкой информации о социальных фактах — это:

а) изучение социальной сферы;

б) эмпирическая социология;

в) теоретическая социология;

г) прикладная социология.

19. Что является целью социологического исследования?

а) удовлетворение любопытства;

б) познание нового;

в) манипулирование общественным мнением;

г) решение социальной проблемы.

20. Как называется исследование, которое проводится на данном объекте в течение длительного времени без интервалов?

а) точечное;

б) лонгитюдное;

в) повторное;

г) сравнительное.