Содержание.
Определения метода, методики, теста.
Классификация методов.
Классификация методик.
Классификация тестов.
Вопросы для группы.
Используемая литература.
МЕТОД (метод исследования) –
1. Прием, способ, образ действия.
2. Способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; способ практического осуществления чего-либо. Способ организации деятельности, обоснованный нормативный способ осуществления исследования научного. Путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого объекта .
МЕТОДИКА –
1. Совокупность приемов, методов обучения чему-либо, методов целесообразного проведения некоей работы, процесса, или же практического выполнения чего-либо. Технические приемы реализации метода с целью уточнения или верификации знаний об изучаемом объекте.
2. Конкретное воплощение метода — выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на базе конкретного материала и конкретной процедуры.
3. Наука о методах обучения.
Тесты – это
стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.
Классификация методов по Й.Шванцаре.
Й. Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:
1. По используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты «бумаги и карандаша» и т.д.).
2. По количеству получаемых показателей (простые и комплексные);
3. Тесты с «правильным» решением и тесты с возможностью различных ответов;
4. По психической активности испытуемых:
интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;
экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);
проективные (испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.);
малоструктурированные, многозначные стимулы;
исполнительные (испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.
Методики высокого уровня формализации
Особенности: регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкции; строго определенные способы предъявления стимульного материала; невмешательство исследователя в деятельность испытуемого); стандартизация (наличие норм); надежность; валидность.
4 стр., 1610 слов
Исследования методом приемных детей
... переносить данные на популяцию в целом? Исследования методом приемных детей. Наиболее известные исследования: Бергс, Лихи, Скодак. Во всех 3 исследованиях в качестве испытуемых привлекли большое ... Показатели интеллекта по тесту Векслера: у монозиготных близнецов 102 балла, у дизиготных 103, у одиночнорожденных 105. Постепенно близнецовый метод стал уступать исследованию семей. Некоторые проблемы ...
Тесты
ü по форме ответов: устные и письменные;
ü по материалу оперирования: бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные и т.д.;
ü по характеру стимульного материала: вербальные, невербальные, смешанные;
ü по содержанию: тесты интеллекта, способностей, достижений, личности.
ü по цели: определение неполноценности, психологический диагноз в образовании, консультирование, изучение проблем, отбор и распределение, профотбор и профконсультация и т.п.
Опросники
ü личностные (открытые, закрытые, полуоткрытые);
ü анкеты.
Проективные техники
ü методики структурирования – формирование стимулов из набора фактов (предметов, личного опыта) и придание им смысла;
ü методики конструирования – создание целого из деталей;
ü методики интерпретации – объяснение события или ситуации, часто используется комбинации с другими;
ü методики дополнения – завершение рассказа, картинки;
ü методики катарсиса – игровая деятельность, например, у детей, когда моделируется аналог проблемной ситуации;
ü методики изучения экспрессии – рисование на заданную тему;
ü методики изучения импрессии – предпочтение стимулов в предлагаемой последовательности раздражителей.
Психофизиологические методики
ü без оценки индивида – диагностика свойств организма, нервной системы и т.д., которые характеризуют не личность испытуемого, а особенности его состояния или функционирования как биологической системы: например, сенсомоторные реакции;
ü аппаратурные – диагностика психофизиологических особенностей с помощью различной аппаратуры: например, электроэнцефалография;
ü «бумага-карандаш» — тестовые задания, которые требуют минимум дополнительных условий и основаны на психофизиологических особенностях человека: например, теппинг-тест.
Малоформализированные методики
ü методики наблюдения (наличие плана и критериев);
ü опрос (интервью);
ü анализ продуктов деятельности.
Приведем классификацию психодиагностических методик в форме таблицы.
Критерий | Наименование методики | Краткая характеристика |
По типу применяемых тестовых задач | Опросные | Используются вопросы, адресуемые испытуемым |
Утверждающие | Используются суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен согласиться или не согласиться | |
Продуктивные | Применяют собственную творческую продукцию испытуемых – вербальную, образную, материальную | |
Действенные | Задание выполнить некоторый комплекс практических действий | |
Физиологические | диагностика на основе анализа непроизвольных физических или физиологических функций организма | |
По адресату используемого тестового материала | сознательные | Апеллирующие к сознанию испытуемого |
бессознательные | Направленные на неосознаваемые реакции человека | |
По форме представления тестового материала испытуемым | бланковые | Тестовый материал в письменной или иной знаковой форме (рисунок, схема и т. п.) |
технические | Тестовый материал в аудио-, видео-,-киноформе, или через иные технические устройства | |
сенсорные | Тестовый материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств | |
По характеру данных, используемых для выводов о результатах п/диагностики | объективные | Используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или экспериментатора |
субъективные | Используются показатели, зависящие от желания и сознания экспериментатора или испытуемого (пример — интроспекция | |
По наличию в методике тестовых норм | Имеющие тестовые нормы | |
Не имеющие тестовых норм | ||
По внутренней структуре методики | мономерные | В них диагностируется и оценивается единственное качество |
Многомерные | Предназначены для п/диагностики или оценки сразу нескольких одно- или разнотипных психологических качеств человека | |
По типу анализа экспериментальных данных | качественный | Диагностируемое свойство описывается через известные научные понятия |
количественный | Диагностируемое свойство описывается через относительную степень развития его у данного человека по сравнению с другими людьми. |
Классификация тестов
Признак группы | Название вида теста | Краткая характеристика вида теста |
По предмету тестирования (какое качество оценивается) | интеллектуальные | Предназначены для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и отдельных когнитивных процессов – восприятие, внимание, воображение, память, речь. |
личностные | Связаны с психодиагностикой устойчивых индивидуальных особенностей человека, определяющих его поступки – темперамент, характер, мотивации, эмоции, способности. | |
Межличностные | Оценивают человеческие отношения в различных социальных группах | |
По особенностям используемых задач | Практические тестовые задания | Задачи и упражнения, кот. испытуемый должен выполнить, практически манипулируя реальными предметами или их заменителями. |
Образные задания | Упражнения с образами, картинками, рисунками, схемами, представлениями. Предполагают активное использование воображения. | |
Вербальные тесты | Задания на оперирование словами. Определение понятий, умозаключений, сравнение объема и содержания различных слов, и т. п. | |
По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым | Бланковые | Используется тестовый материал в виде бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и т. п. |
Аппаратурные | С применением различной аппаратуры для предъявления и обработки результатов тестирования – аудио- и ТV техника, ЭВМ. | |
По объекту оценки | Процессуальные | Исследуют какой-либо психологический или поведенческий процесс, напр. процесс запоминания, процесс межличностного взаимодействия в группе. |
Тесты достижений | Оцениваются успехи человека в различных видах деятельности, или сферах познания – продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания и др. | |
Тесты состояний и свойств | Диагностика более-менее стабильных психологических качеств человека – черты личности, свойства темперамента, способности и др. | |
Особая группа | Проективные тесты | Основаны на косвенной оценке психологических качеств человека. Оценка – результат анализа восприятия и интерпретации человеком некоторых многозначных объектов, напр. бесформенных пятен, незавершенных предложений и т. д. |
Вопросы для группы.
1. Как вы поняли, чем отличаются методы, методики и тесты?
2. Перечислите особенности методик высокого уровня формализации?
3. Какие методики по типу применяемых тестовых задач вы можете назвать?
4. На что направлены интеллектуальные тесты?
5. Можете ли вы привести еще какую-нибудь классификацию методов (например, по Ананьеву).
Используемая литература.
1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога.
2. Мургулец Л.В. Методы социально-психологической диагностики личности: Учебное пособие. Л., 1990.
3. Общая психодиагностика. – (Методические указания).
/Автор-составитель О. В. Белова. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.