Психофизиологические методики. Определения метода, методики, теста

Содержание.

Определения метода, методики, теста.

Классификация методов.

Классификация методик.

Классификация тестов.

Вопросы для группы.

Используемая литература.

МЕТОД (метод исследования) –

1. Прием, способ, образ действия.

2. Способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; способ практического осуществления чего-либо. Способ организации деятельности, обоснованный нормативный способ осуществления исследования научного. Путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого объекта .

МЕТОДИКА –

1. Совокупность приемов, методов обучения чему-либо, методов целесообразного проведения некоей работы, процесса, или же практического выполнения чего-либо. Технические приемы реализации метода с целью уточнения или верификации знаний об изучаемом объекте.

2. Конкретное воплощение метода — выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на базе конкретного материала и конкретной процедуры.

3. Наука о методах обучения.

Тесты – это

стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.

Классификация методов по Й.Шванцаре.

Й. Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:
1. По используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты «бумаги и карандаша» и т.д.).
2. По количеству получаемых показателей (простые и комплексные);
3. Тесты с «правильным» решением и тесты с возможностью различных ответов;
4. По психической активности испытуемых:
интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;
экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);
проективные (испытуемый проецирует неосознава­емые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.);

малоструктурированные, многозначные стимулы;
исполнительные (испытуемый осуществляет какое-либо дейст­вие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.

Методики высокого уровня формализации

Особенности: регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкции; строго определенные способы предъявления стимульного материала; невмешательство исследователя в деятельность испытуемого); стандартизация (наличие норм); надежность; валидность.

4 стр., 1610 слов

Исследования методом приемных детей

... переносить данные на популяцию в целом? Исследования методом приемных детей. Наиболее известные исследования: Бергс, Лихи, Скодак. Во всех 3 исследованиях в качестве испытуемых привлекли большое ... Показатели интеллекта по тесту Векслера: у монозиготных близнецов 102 балла, у дизиготных 103, у одиночнорожденных 105. Постепенно близнецовый метод стал уступать исследованию семей. Некоторые проблемы ...

Тесты

ü по форме ответов: устные и письменные;

ü по материалу оперирования: бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные и т.д.;

ü по характеру стимульного материала: вербальные, невербальные, смешанные;

ü по содержанию: тесты интеллекта, способностей, достижений, личности.

ü по цели: определение неполноценности, психологический диагноз в образовании, консультирование, изучение проблем, отбор и распределение, профотбор и профконсультация и т.п.

Опросники

ü личностные (открытые, закрытые, полуоткрытые);

ü анкеты.

Проективные техники

ü методики структурирования – формирование стимулов из набора фактов (предметов, личного опыта) и придание им смысла;

ü методики конструирования – создание целого из деталей;

ü методики интерпретации – объяснение события или ситуации, часто используется комбинации с другими;

ü методики дополнения – завершение рассказа, картинки;

ü методики катарсиса – игровая деятельность, например, у детей, когда моделируется аналог проблемной ситуации;

ü методики изучения экспрессии – рисование на заданную тему;

ü методики изучения импрессии – предпочтение стимулов в предлагаемой последовательности раздражителей.

Психофизиологические методики

ü без оценки индивида – диагностика свойств организма, нервной системы и т.д., которые характеризуют не личность испытуемого, а особенности его состояния или функционирования как биологической системы: например, сенсомоторные реакции;

ü аппаратурные – диагностика психофизиологических особенностей с помощью различной аппаратуры: например, электроэнцефалография;

ü «бумага-карандаш» — тестовые задания, которые требуют минимум дополнительных условий и основаны на психофизиологических особенностях человека: например, теппинг-тест.

Малоформализированные методики

ü методики наблюдения (наличие плана и критериев);

ü опрос (интервью);

ü анализ продуктов деятельности.

Приведем классификацию психодиагностических методик в форме таблицы.

 

Критерий Наименование методики Краткая характеристика
По типу применяемых тестовых задач Опросные Используются вопросы, адресуемые испытуемым
Утверждающие Используются суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен согласиться или не согласиться
Продуктивные Применяют собственную творческую продукцию испытуемых – вербальную, образную, материальную
Действенные Задание выполнить некоторый комплекс практических действий
Физиологические диагностика на основе анализа непроизвольных физических или физиологических функций организма
По адресату используемого тестового материала сознательные Апеллирующие к сознанию испытуемого
бессознательные Направленные на неосознаваемые реакции человека
По форме представления тестового материала испытуемым бланковые Тестовый материал в письменной или иной знаковой форме (рисунок, схема и т. п.)
технические Тестовый материал в аудио-, видео-,-киноформе, или через иные технические устройства
сенсорные Тестовый материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств
По характеру данных, используемых для выводов о результатах п/диагностики объективные Используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или экспериментатора
субъективные Используются показатели, зависящие от желания и сознания экспериментатора или испытуемого (пример — интроспекция
По наличию в методике тестовых норм Имеющие тестовые нормы  
Не имеющие тестовых норм  
По внутренней структуре методики мономерные В них диагностируется и оценивается единственное качество
Многомерные Предназначены для п/диагностики или оценки сразу нескольких одно- или разнотипных психологических качеств человека
По типу анализа экспериментальных данных качественный Диагностируемое свойство описывается через известные научные понятия
количественный Диагностируемое свойство описывается через относительную степень развития его у данного человека по сравнению с другими людьми.

Классификация тестов

Признак группы Название вида теста Краткая характеристика вида теста
По предмету тестирования (какое качество оценивается) интеллектуальные Предназначены для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и отдельных когнитивных процессов – восприятие, внимание, воображение, память, речь.
личностные Связаны с психодиагностикой устойчивых индивидуальных особенностей человека, определяющих его поступки – темперамент, характер, мотивации, эмоции, способности.
Межличностные Оценивают человеческие отношения в различных социальных группах
По особенностям используемых задач Практические тестовые задания Задачи и упражнения, кот. испытуемый должен выполнить, практически манипулируя реальными предметами или их заменителями.
Образные задания Упражнения с образами, картинками, рисунками, схемами, представлениями. Предполагают активное использование воображения.
Вербальные тесты Задания на оперирование словами. Определение понятий, умозаключений, сравнение объема и содержания различных слов, и т. п.
По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым Бланковые Используется тестовый материал в виде бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и т. п.
Аппаратурные С применением различной аппаратуры для предъявления и обработки результатов тестирования – аудио- и ТV техника, ЭВМ.
По объекту оценки Процессуальные Исследуют какой-либо психологический или поведенческий процесс, напр. процесс запоминания, процесс межличностного взаимодействия в группе.
Тесты достижений Оцениваются успехи человека в различных видах деятельности, или сферах познания – продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания и др.
Тесты состояний и свойств Диагностика более-менее стабильных психологических качеств человека – черты личности, свойства темперамента, способности и др.
Особая группа Проективные тесты Основаны на косвенной оценке психологических качеств человека. Оценка – результат анализа восприятия и интерпретации человеком некоторых многозначных объектов, напр. бесформенных пятен, незавершенных предложений и т. д.

Вопросы для группы.

1. Как вы поняли, чем отличаются методы, методики и тесты?

2. Перечислите особенности методик высокого уровня формализации?

3. Какие методики по типу применяемых тестовых задач вы можете назвать?

4. На что направлены интеллектуальные тесты?

5. Можете ли вы привести еще какую-нибудь классификацию методов (например, по Ананьеву).

 

Используемая литература.

1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога.

2. Мургулец Л.В. Методы социально-психологической диагностики личности: Учебное пособие. Л., 1990.

3. Общая психодиагностика. – (Методические указания).

/Автор-составитель О. В. Белова. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.