Методика завершения предложения

ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД (от лат. proectio — бросание вперед…) — один из методов психодиагностики личности (изучение личностных качеств человека).

Наиболее существенным признаком П. м. является использование в нем неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. Поэтому ответы на задания, используемые в П. м. не могут быть альтернативными (напр., правильно—неправильно), здесь возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов испытуемого определяется особенностями его личности, которые «проектируются» на ответы. Для испытуемого цель исследования замаскирована, что уменьшает возможность произвести желательное впечатление о себе. Для П. м. характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. При этом личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны стимулы (ситуации), побуждающие ее к активности. Основной инструмент (стимульный материал) используемый при применении П. м.— это т. н. проективные тесты. Различают следующие группы таких тестов: 1) конститутивные — структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (напр., тест чернильных пятен Роршаха); 2) конструктивные — создание из оформленных деталей осмысленного целого (напр., тест Мира); 3) интерпретативные — истолкование какого-либо события, ситуации (напр., тематический апперцепционный тест); 4) катартические — осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (напр., психодрама); 5) экспрессивные — рисование на свободную или заданную тему (напр., тест «Дом —дерево —человек»); 6) импрессивные — предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим (напр., цветовой тест Люшера); 7) аддитивные —завершение предложения, рассказа, истории (напр., методика завершения предложения).

П. м. возник в результате стремления исследователей наложить ограничения на возможность испытуемого искажать результаты обследования в благоприятном для себя плане, повысить объективность его ответов. В то же время этот метод оставляет возможность искажения результатов со стороны экспериментатора (в виду отсутствия четкой интерпретации полученных результатов).

Кроме того, традиционные требования по надежности и валидности к проекционным методикам неприменимы, поэтому строго говоря отнесение их к категории тестов является весьма условным.

1)Тест чернильных пятен Роршаха. Создан Г. Роршахом в 1921 г. По своей популярности в психодиагностических исследованиях личности данный тест занимает ведущее место среди других проективных методик. Стимульный материал к тесту состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными (слабоструктурированными) изображениями (т.н. «пятна» Роршаха).

3 стр., 1169 слов

Качество личности, дающее возможность выполнять творческую деятельность на таком уровне, какой недоступен для других, называется … .

Внутриличностный конфликт – это… . | глубокие эмоциональные переживания личностью своих неудач+ | состояние тревоги, вызываемое предстоящей сложной ситуацией | столкновение противоположно направленных мотивов личности | столкновение противоположно направленных поведенческих характеристик личности | внутренние колебания личности, стоящей перед выбором средств для достижения конкретной цели ~ ...

Обследуемому предлагают ответить на вопрос о том, на что, по его мнению, похоже каждое изображение. Ведется дословная запись всех высказываний обследуемого, учитываются время с момента предъявления таблицы до начала ответа, положение, в котором рассматривается изображение, а также любые особенности поведения. Завершается обследование опросом, который осуществляется экспериментатором по определенной схеме (уточнение деталей изображения, по которым возникли ассоциации и т. д.).

Иногда дополнительно применяется процедура «определения пределов», сущность которой состоит в прямом «призыве» обследуемого к определенным реакциям-ответам.

Тестом Роршаха диагностируют структурные характеристики личности: индивидуальные особенности аффективно-потребностной сферы и познавательной деятельности (когнитивный стиль), внутриличностные и межличностные конфликты и меры борьбы с ними (защитные механизмы), общую направленность личности (тип переживания) и т. д.

Основные теоретические установки Роршаха заключались в следующем.

Если человек оперирует всем пятном целиком, значит, он способен воспринимать основные взаимосвязи и склонен к систематизированному мышлению. Если фиксируется на мелких деталях, значит, он придирчив и мелочен, если на редких — значит, склонен к «необычайному» и способен к обостренной наблюдательности. Ответы на белый фон, по мнению Роршаха, свидетельствуют о наличии оппозиционной установки: у здоровых людей — о склонности к дискуссиям, об упрямстве и своеволии, а у психически больных — о негативизме и странностях в поведении. Во всех этих трактовках прослеживается тенденция к прямым аналогиям и мысль об однозначности способа видения и характера мышления. Видишь всякую мелочь, — значит, педант, видишь не сами пятна, как большинство людей, а прилежащий белый фон, — значит, и мыслишь нетрадиционно.

2 стр., 816 слов

ЗАДАЙ ВОПРОС — НАЙДЕШЬ ОТВЕТ

ПРЕОДОЛЕТЬ СЕБЯ: С ЧЕГО НАЧАТЬ? Жизнь — это значит дорога крута, Жизнь — это вечно в глазах высота. Видеть вершину всегда пред собой, Видеть сквозь бурю, сквозь тучи препятствий, И по камням, по тропе ледяной Всё подниматься! Всё вверх подниматься! Кайсын Кулиев В этом разделе представлены книги, поднимающие многие проблемы, актуальные в юности: поиск своего «Я», одиночество, дружба, любовь, смысл ...

Таблица I :  Популярные ответы: Beck: летучая мышь, бабочка, мотылек Piotrowski: летучая мышь (53%) , бабочка (29%)  Dana (France): бабочка (39%) 

Таблица II Популярные ответы: Beck: два человека  Piotrowski: четвероногое животное (34%, серые части)  Dana (France): животное: собака, слон, медведь (50%, серое) 

2) тест Мира, разработанный Шарло́ттой Бю́лер — психологом, доктором философии, специалистом по детской психологии. 

Обследуемому предлагается более 200 моделей разнообразных предметов — людей, животных, машин, домов и прочего, и он по своему усмотрению создает из моделей некий мир, не обязательно используя их все. При анализе учитывается, какие предметы выбираются первыми, какого типа предметы использованы, форма конструкций мира, освоенное пространство и пр. Определено несколько типов подхода к конструированию мира, с коими соотносится работа клиентов.

3) тематический апперцепционный тест

Тематический апперцептивный тест был впервые описан в статье К.Морган и Г.Мюррея в 1935 году. В этой публикации ТАТ был представлен как метод исследования воображения, позволяющий охарактеризовать личность обследуемого благодаря тому, что задача истолкования изображенных ситуаций, которая ставилась перед обследуемым, позволяла ему фантазировать без видимых ограничений и способствовала ослаблению механизмов психологической защиты. 

Процесс тестирования

Тестируемому предлагаются чёрно-белые рисунки, на большинстве которых изображены люди в бытовых ситуациях. На большинстве рисунков ТАТ изображены человеческие фигуры, чувства и действия ко­торых выражены с различной степенью ясности. ТАТ содержит 30 картин, некоторые были нарисованы специально по указанию психологов, другие являлись репродукциями раз­личных картин, иллюстраций или фотографий. Кроме того, испытуемому предъявляется также белый лист, на котором он может вызвать путем воображения любую картину, какую захочет. Из этой серии в 31 рисунок каждому испытуемому обычно предъявляется последовательно 20. Из них 10 предлагаются всем, остальные подбираются в зависимости от пола и возраста испытуемого. Эта дифференциация определя­ется возможностью наибольшей идентифи­кации испытуемым себя с изображенным на рисунке персона­жем, так как такая идентификация легче, если рисунок вклю­чает персонажи, близкие испытуемому по полу и возрасту. Исследование обычно проводится в два сеанса, разделенные од­ним или несколькими днями, в каждом из которых предъявля­ются последовательно в определенном порядке 10 рисунков. До­пускается, однако, модификация процедуры ТАТ. Некоторые психологи считают, что в клинических условиях более удобно проводить исследование целиком в один раз с 15-минутным пе­рерывом, другие же используют часть рисунков и проводят ис­следование за 1 ч. Испытуемому предлагается придумать исто­рию по каждой картине, в которой нашла бы отражение изоб­раженная ситуация, было бы рассказано, что думают и чувст­вуют персонажи картины, чего они хотят, что привело к ситуа­ции, изображенной на картине, и чем это закончится. Ответы за­писываются дословно с фиксацией пауз, интонаций, восклица­ний, мимических и других выразительных движений (могут быть привлечены стенография, магнитофон, реже запись пору­чается самому испытуемому). 

12 стр., 5973 слов

Концепция развития Разуменского детского дома. Причины конфликтов. Тест Томаса. Игры детские. Бумагокручение

Опыт, полученный в свободном творчестве, находит свое продолжение в реальной жизни. Обретая уверенность, радость и удовлетворение от результата своей работы с изобразительными материалами, ребенок с такой же уверенностью и удовольствием будет общаться, учиться, браться за новое. Цель программы Формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности Задачи программы ...

Карточка 1

Карточка 8

Г.Линдзи выделяет ряд базовых допущений, на которых строится интерпретация ТАТ. Они носят достаточно общий характер и практически не зависят от используемой схемы интерпретации. Первичное допущение состоит в том, что завершая или структурируя незавершенную или неструктурированную ситуацию, индивид проявляет в этом свои стремления, диспозиции и конфликты. Следующие 5 допущений связаны с определением наиболее диагностически информативных рассказов или их фрагментов.

  1. Сочиняя историю, рассказчик обычно идентифицируется с одним из действующих лиц, и желания, стремления и конфликты этого персонажа могут отражать желания, стремления и конфликты рассказчика.
  2. Иногда диспозиции, стремления и конфликты рассказчика представлены в неявной или символической форме.
  3. Рассказы обладают неодинаковой значимостью для диагностики импульсов и конфликтов. В одних может содержаться много важного диагностического материала, а в других — очень мало, или он может вообще отсутствовать.
  4. Темы, которые прямо вытекают из стимульного материала, скорее всего, менее значимы, чем темы, прямо не обусловленные стимульным материалом.
  5. Повторяющиеся темы с наибольшей вероятностью отражают импульсы и конфликты рассказчика.

И, наконец, еще 4 допущения связаны с выводами из проективного содержания рассказов, касающимися других аспектов поведения.

19 стр., 9346 слов

Проблема психодиагностики личности с помощью теста ЦТО Люшера

Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Московский городской педагогический университет Самарский филиал Кафедра педагогической и прикладной психологии Курсовая работа Проблема психодиагностики личности с помощью теста ЦТО Люшера Выполнила студентка IV курса заочного отделения психолого-педагогического ф-та Фадеева Е.С. ...

  1. Рассказы могут отражать не только устойчивые диспозиции и конфликты, но и актуальные, связанные с текущей ситуацией.
  2. Рассказы могут отражать события из прошлого опыта субъекта, в которых он не участвовал, но был их свидетелем, читал о них и т. п. Вместе с тем сам выбор этих событий для рассказа связан с его импульсами и конфликтами.
  3. В рассказах могут отражаться, наряду с индивидуальными, групповые и социокультурные установки.
  4. Диспозиции и конфликты, которые могут быть выведены из рассказов, не обязательно проявляются в поведении или отражаются в сознании рассказчика.

4)Психодрама

Психодрама ведет свою историю с начала 1920-хх годов. 1 апреля 1921 года в венском театре врач Якоб Леви Морено представил публике экспериментальную постановку «на злобу дня». В процессе игры актеры импровизировали и вовлекали в действие зрителей. Постановка с треском провалилась, тем не менее этот день, день смеха, считается днем рождения психодрамы.Психодрама — это первый в мире метод групповой психотерапии (собственно, сам термин «групповая психотерапия» введен в психологию Морено).

Морено исходил из того, что, поскольку любой человек — существо социальное, то группа может более эффективно решать его проблемы, чем один человек. В 20-х годах прошлого века самым популярным методом психотерапии был психоанализ, где пациент, лежа на кушетке и не видя психотерапевта, рассказывал ему о своих сновидениях и вызванных ими ассоциациях их жизни. Морено развивал свои идеи в полемике с Фрейдом, ему не нравилась пассивная роль пациента и то, что психотерапевтический процесс происходил «один на один». 

13 стр., 6279 слов

Процесс формирования человека как личности

Содержание Введение Глава 1. Индивидуальные различия и их влияние на эффективность трудовой деятельности в процессе формирования личности в организации 1.1 Типы личности 1.2 Потребность в достижениях, причастности и власти Глава 2. Составные элементы формирования личности 2.1 Понятие личности и ее социализация 2.2 Ценности и установки в процессе личностного становления 2.3 Понятие поведения ...

Группа, согласно Морено, представляет собой открытую систему, то есть живой, постоянно изменяющийся организм. Чтобы понять, что в данный момент происходит в группе, Морено придумал измерительный инструмент — социометрию. В простейшем виде социометрия представляет собой следующее: каждого человека в группе просят задуматься над заданным вопросом (критерием), например, «с кем бы я хотел провести выходные на море», затем подойти и положить руку на плечо тому человеку, который соответствует этому критерию. В результате исследователь получает «рисунок» группы, по которому видно, кто какое место занимает по этому критерию в группе. Видны «звезды притяжения» — люди, с которыми очень многие хотели бы провести время, «звезды отвержения» — те, с кем никто не хочет знаться, взаимные положительные и отрицательные выборы, разбиение группы на подгруппы и т. д.. Умело подбирая критерий, можно влиять на ситуацию в группе. Так, в книге «Социометрия» (издательство «Академический проект», Москва, 2001 год) можно найти описание такого случая. Морено попросили проконсультировать интернат для девочек-подростков. Несмотря на хорошее финансирование и благоприятные условия существования, в этом интернате было много конфликтов и побегов из него. Морено попросил провести его в обеденный зал и увидел следующую картину: девочки сидели за столами по четыре человека, к каждому столу было приставлено по воспитателю. Морено предложил воспитанницам рассесться так, как им хочется, чтобы сидеть вместе с тем, с кем хочется. Получился совершеннейший бардак, возмутивший воспитателей: за одним столом сидели по семь девочек, притянутые «звездой притяжения», за другими столами осталось по 2-3 человека, а за некоторыми не осталось никого. Тогда Морено попросил девочек повторить их выбор, но не выбирать того человека, которого они выбирали раньше. Получилась новая картинка. Морено в третий раз провел процедуру, а потом проанализировал выборы. В результате девочек рассадили по 4, но так, чтобы были максимально учтены выборы первого, второго и третьего порядков. Каждая девочка оказалась за столом с той, кто ей была более или менее приятна. Уровень агрессивности уменьшился, уровень конфликтности снизился.

4 стр., 1564 слов

Человек как субъект, личность, индивидуальность. Понятие личности.

План. 1. Понятие о личности. 2. Структура личности. 3. Формирование личности.   1.В психологии понятие личность является основополагающим. Говоря о личности рассматриваются такие понятия как личность, индивид, индивидуальность и человек. Человек – самое широкое понятие, все остальные включаются в него. Человек- это результат биологической и исторической эволюции. Понятие индивид относится и к ...

5)тест «Дом-Дерево-Человек»

Эта — одна из самых известных — проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование.

Суть методики заключается в следующем. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану.

Р. Берне при использовании теста ДДЧ просит изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни.

Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит, основное для человека – жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте – безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.

Тщательно анализировались изображения на рисунке.

Например,если дом старый, развалившийся – иногда субъект таким образом может выразить отношение к самому себе.

Дом вдали – чувство отвергнутости (отверженности).

Дом вблизи – открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимства.

Важным является состояние стен,подожение дверей,окон,как выглядит крыша,выбор цвета,размещение самого рисунка.

6) цветовой тест Люшера

Методика цветовых выборов Лю́шера — психологический тест, относящийся к проективным методикам и изобретённый швейцарским психологом Максом Люшером. По мнению Люшера, восприятие цвета объективно и универсально, но цветовые предпочтения являются субъективными, и это различие позволяет объективно измерить субъективные состояния с помощью цветового теста.

Сама процедура тестирования состоит в упорядочивании цветов испытуемым по степени их субъективной приятности. Тестирование проводится при естественном освещении, однако недопустимо воздействие на таблицу цветов прямого солнечного света. Инструкция предусматривает просьбу отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами и постараться выбирать цвета только исходя из своего личного отношения.

Поскольку выбор цвета основан на бессознательных процессах, он указывает на то, каков человек на самом деле, а не на то, каким он себя представляет или каким бы он хотел быть, как это часто случается при использовании опросных методов.

Результаты цветовой диагностики Люшера позволяют произвести индивидуальную оценку и дать профессиональные рекомендации о том, как можно избежать психологического стресса и физиологических симптомов, к которым он приводит. Кроме того, тест Люшера предоставляет дополнительную информацию для психотерапии.

Сторонники применения теста Люшера утверждают, что он позволяет провести быстрый и глубокий анализ личности на основе информации, полученной при простом ранжировании цветов.

7) методика завершения предложения

Тест незаконченных предложения Сакса (Sacks sentence completion test, SSCT) был разработан Джозефом М. Саксом в 1950г. Создание теста осуществлялась следующим образом: 20 клинических психологов попросили предложить на рассмотрение по три пункта на завершение предложений, имеющих целью выявить значимые установки по каждой из указанных категорий. К ним были добавлены пункты, отобранные из литературы по завершению предложений. Таким образом, было получено 280 пунктов. Их распределили в количестве от 14 до 28 на категорию. Например, 19 пунктов относились к категории установки к матери, 22 — к категории установки к отцу и так далее.

Литература:

Бурлачук А.Ф. Психодиагностика личности

Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии.- Киев: Вища шк., 1978.

Леонтьев Д. А. Тематический апперцептивный тест. 2-е изд., стереотипное. 

Соколова Е. Т. Психологическое исследование личности: проективные методики

Морено, Дж. Театр спонтанности / Пер. с англ., авт. вступ. ст. Б. И. Хасан

Собчик, Л. Н. Метод цветовых выборов — модификация восьмицветового теста Люшера : практическое руководство

Румянцев Г.Г. Опыт применения метода незаконченных предложений в психиатрической практике // Исследование личности в клинике и в экстремальных условиях. — Л., 1965