Содержание
1. Характеристика стандартизированных психодиагностических методик 2
1. Понятие стандартизированных психодиагностических методов и стандартизации 3
2. Особенности стандартизированных методов 4
2.1. Психодиагностические тесты 4
2.2. Стандартизированное наблюдение 5
Список литературы 6
2. Конспекты статей 7
3. Диагностика 20
Приложения 24
1. Характеристика стандартизированных психодиагностических методик
План
1. Характеристика стандартизированных психодиагностических методик 2
1. Понятие стандартизированных психодиагностических методов и стандартизации 3
2. Особенности стандартизированных методов 4
2.1. Психодиагностические тесты 4
2.2. Стандартизированное наблюдение 5
Список литературы 6
2. Конспекты статей 7
3. Диагностика 20
Приложения 24
1. Понятие стандартизированных психодиагностических методов и стандартизации
Число психодиагностических методов можно разделить на две группы: экспертные (клинические) и стандартизированные (тестовые).
Тест в психодиагностике — это серия однотипных кратких заданий (испытаний), которым подвергается испытуемый — носитель предполагаемого качества [1, с. 38].
Так же под тестами понимаются «стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств»
Стандартизация – это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста [2, с. 52]. Стандартизация рассматривается в двух планах: выработка единых требований к процедуре эксперимента и как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний.
Стандартизация процедуры диагностического эксперимента подразумевает единообразие инструкций, бланков и других материалов испытания и обследования, способов регистрации результатов, условий проведения испытания. Обычно авторы методики в руководстве приводят точные и подобные указания по процедуре ее проведения. Формулирование таких указаний составляет основную часть стандартизации новой методики, так как только строгое их соблюдение дает возможность сравнивать между собой показатели, полученные разными испытуемыми.
Другим наиболее важным этапом в стандартизации методики является выбор критерия, по которому следует проводить сравнение результатов диагностических испытаний, поскольку диагностические методики не имеют заранее определенных стандартов успешность или неудачи в их выполнении. В традиционном тестировании точкой отсчета добывается статистическим путем – статистической нормой [2, с. 53].
Психодиагностические методы.
... сорока лет. Психодиагностические методы. Психодиагностические методы выявляют и измеряют индивидуальные психологические особенности человека. Особенностью методов, используемых ... от англ. test – испытание). Тесты – стандартизированные методы, т.е. предлагаемые в них задания, оценка, условия ... всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в ...
К стандартизированным методикам относятся тесты, опросники, проективная техника, психофизиологические методики [5, с. 48], стандартизированное наблюдение [4, с. 112].
2. Особенности стандартизированных методов
2.1. Психодиагностические тесты
Как уже отмечалось, метод тестов является одним из основных в современной психодиагностике. А.Г. Шмелев предлагает понимать под тестами «методики, которые состоят из серии заданий с выбором из готовых вариантов ответа. При подсчете баллов по тесту выбранные ответы получают однозначную количественную интерпретацию и суммируются. Суммарный балл сравнивается с количественными тестовыми нормами, и после этого сравнения формулируются стандартные диагностические заключения» [4, с. 132].
Популярность метода тестов объясняется следующими главными его достоинствами [4, с. 133]:
1. Стандартизация условий и результатов. Тестовые методики относительно независимы от квалификации пользователя (исполнителя).
2. Оперативность и экономичность. Типичный тест состоит из серии кратких заданий, на выполнение каждого из которых требуется, как правило, не более полминуты, а весь тест занимает, как правило, не более часа; тестированию одновременно подвергается сразу группа испытуемых, таким образом, происходит значительная экономия времени (человеко-часов) на сбор данных.
3. Количественный дифференцированный характер оценки. Дробность шкалы и стандартизованность теста позволяет рассматривать его как «измерительный инструмент», дающий количественную оценку измеряемым свойствам (знаниям, умениям в заданной области).
Кроме того, количественный характер тестовых результатов дает возможность применить в случае тестов хорошо разработанный аппарат психометрики, позволяющий оценить, насколько хорошо работает данный тест на данной выборке испытуемых в данных условиях.
4. Оптимальная трудность. Профессионально сделанный тест состоит из заданий оптимальной трудности. При этом средний испытуемый набирает примерно 50 процентов из максимально возможного количества баллов. Это достигается за счет предварительных испытаний — психометрического эксперимента, или пилотажа. Если в ходе пилотажа становится известным, что с заданием справляется примерно половина из обследованного контингента, то такое задание признается удачным и его оставляют в тесте.
5. Надежность.
2.2. Стандартизированное наблюдение
Стандартизированное аналитическое наблюдение. В отличие от свободного исследовательского наблюдения в стандартизированном наблюдении исполнитель следует строгой методике: он знает, какие факты в поведении наблюдаемого объекта регистрировать и как на основании этих фактов производить оценку латентных диагностических переменных [4, с. 112]. В стандартизированном наблюдении набор признаков уже задан в инструкции, подготовленной для наблюдателя другим исполнителем — автором данной методики стандартизированного наблюдения, Если наблюдение производится в практических, а не в исследовательских целях, то поисковое наблюдение никогда не завершается на поисковом этапе, и после выделения минимального набора признаков наблюдение переходит на этап реализации — этап фиксации выделенных признаков и статистики (частоты) их появлейия у наблюдаемых объектов. Иногда этот этап называется кодированием [4, с. 122].
Особенности межличностных отношений в классе.
... учениками; - наблюдения на уроках ; - изучение классного журнала, ученических тетрадей. 5. Особенности межличностных отношений в классе. Товарищество и дружба в классе. Отношения мальчиков и девочек. ... деятельности класса, методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина и др.) - см. Приложение. 3. Организационная структура класса Характеристика органов самоуправления в классе. Закрепление ...
Под кодификацией признака понимается то краткое обозначение, под которым данный признак фиксируется в протоколе наблюдения. Распространенный вариант — использование трехбуквенных обозначений. Например, «трм» — тремор, «взм» — вазомоторика, «зпк» — запинка [4, с. 123].
Полная инструкция для стандартизированного наблюдения должна включать максимально развернутые описания кодифицированных признаков (лучше с обоснованием их связи с диагностическими категориями) [4, с. 122].
Таким образом, стандартизированные методики являются наиболее эффективным и надежным материалом психодиагностики. На современном этапе разработан достаточный арсенал стандартизированных психодиагностических методов, позволяющих определять особенности различных психических особенностей и состояний.
Список литературы
- Вачков И.В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию «психолог»: учеб. пособие / Под ред. И. Б. Гриншпуна. — 2-е изд., стереотип. — М.: Изд-во МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2003. — 463 с.
- Введение в психодиагностику / под ред. К.М. Гуревич – М.: УРАО, 2003 – 193 с.
- Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. — М.: “ВЛАДОС”, 1998.-632 с.
- Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов / под общ. редакцией А.Г. Шмелева — Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996 —— 544 с.
- Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. К.М.Гуревича. Е.М.Борисовой. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 304 с.
2. Конспекты статей
1. Диагностика межличностных отношений в классе // Основы психодиагностики:Учебное пособие для студентов педвузов / под ред. А.Г. Шмелева. — Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — с. 401 — 449
Диагностика межличностных отношений в классе — это общая социально-психологическая характеристика класса как целого, и также анализ положения каждого ребенка в с в классе.
Основные характеристики отношений в классе.
1. Психологическая структура школьного класса
— Основные структуры отношений в коллективе: формальная (официальную) и неформальная (неофициальную).
Формальная структура представляет собой соотношение позиций членов группы друг относительно друга, заданное извне, не зависящее от членов данной конкретной группы и примерно одинаковое для всех групп этого типа. Неформальная структура — это стихийно возникающая в процессе жизнедеятельности группы система отношений ее членов друг к другу. Неформальная структура может быть чисто эмоциональной, т. е. отражать, кто кому в группе симпатичен, а кто кому не нравится. В основе неформальной структуры могут лежать и другие критерии (например, отношение к общему делу или какие-то другие важные для группы моменты).
Особенности самооценки старших школьников с разными типами межличностных ...
... оказывает влияние группа факторов, среди них - межличностные взаимоотношения в классе, являющиеся центральным компонентом развития самооценки в старшем школьном возрасте. Не всегда отношения в классе носят ... Предмет: особенности самооценки старшего школьника с разными типами межличностных отношений в классе. Гипотеза: самооценка старшего школьника зависит от типа межличностных взаимоотношений, ...
Существенно то, что неформальная структура всегда является результатом взаимодействия конкретных людей, включенных в определенный коллектив. Варианты отношений: отсутствие структуры, складывающаяся структура, наличие в классе двух или более конкурирующих группировок ребят.
— Социально-психологический статус членов класса. Между членами группы можно свести к четырем наиболее существенным позициям: «звезды», «предпочитаемые» (или популярные), «отвергаемые» и «изолированные». Предпочитаемые — такие члены класса, которые обладают достаточно широким кругом связей со своими одноклассниками (заметим, что эта «широта» может сильно отличаться в разных классах).
Отвергаемые — ученики, с которыми подавляющее большинство ребят в классе не хотят иметь дела, но сами они стремятся к общению с одноклассниками. Изолированные — те ребята, которые сами не проявляют инициативы в общении с одноклассниками, и те, в свою очередь, не имеют выраженного к ним отношения. Для характеристики отношений в классе существенно и определение статуса каждого ученика, а также и общей статусной структуры, т. е. сколько в коллективе неблагополучных детей (отвергаемых товарищами или же живущих изолированно от них), сколько «звезд» и как сильно отличается их круг общения от связей среднепопулярных.
Методы: наблюдение, социометрия
2. Возрастные аспекты социально-психологической структуры класса
— Для младших школьников роль класса гораздо более значима, чем для дошкольников — группа детского сада. В младших классах уже можно выделить два типа отношений между школьниками: 1) отношения взаимной зависимости, взаимной ответственности, контроля, так называемые деловые отношения, 2) межличностные эмоциональные отношения, которые носят избирательный характер и складываются на основе взаимных симпатий и антипатий.
— В ходе развития взаимоотношений подростков происходит изменение требований к сверстникам, они приобретают нравственно-психологическое содержание. Чрезвычайно возрастает значение, которое имеют для подростка общение со сверстниками, принадлежность к различным коллективам. В этом возрасте начинает зависеть все от одобрения товарищей, соответствия их требованиям. Именно потребность быть принятым коллективом сверстников становится той силой, которая побуждает усвоить и подчиниться ценностям коллектива. Указанные выше особенности отношений подростков с ровесниками во многом определяют и те критерии, которые определяют его статус в коллективе. Это в первую очередь качества друга, товарища по группе; те личностные особенности, которые в большей степени ценятся данным классом; разделение подростком коллективных норм и ценностей, преданность и т.д.
— В юношеском возрасте коллектив сверстников сохраняет такое же важное место в жизни ребят, как и у подростков. Однако характер зависимости от коллектива меняется, меняются и требования юношей к тем группам, членами которых они являются. Если для подростка главное — быть включенным в коллективные отношения, то для старшеклассников важно не только быть принятым сверстниками, но и иметь в группе определенный статус.
Роль психолога в гармонизации межличностного взаимодействия в ...
... деловые игры, игры гармоничного развития личности, игры, психокоррекция поведения, отдых и досуг. Таким образом, роль психолога в гармонизации межличностных отношений и организации взаимодействия достаточно ... педсоветов, методических объединений, школы начинающего педагога, проблемно-деловых игр, дискуссионных групп, посещение и анализ занятий, разработку программ, пособий, индивидуальные беседы, ...
3. Закономерности развития класса как психологической общности
— Традиционная линия подхода к развитию группы как психологической общности базируется на выделении двух основных сфер — эмоциональной (экспрессивной) и деловой (инструментальной).
Основной движущей силой развития в этом случае выступают противоречия между этими сферами, связанные с неравномерностью их динамики. На этом этапе групповой жизни формируются представления одноклассников друг о друге. Основной формой взаимодействия в это время является общение по парам. На этой стадии высок авторитет учителя.
Вторая стадия — период формирования групповых норм, начало становления группового самосознания. По мнению авторов, на этой стадии как раз и возможно рассогласование динамики эмоциональных и деловых отношений.
Третья стадия получила название «стадии конфликта». периоде наблюдаются столкновения между отдельными членами класса в силу переоценки ими своих возможностей и стремления решать все проблемы самостоятельно, не консультируясь с учителем.
Четвертая стадия является переходной от конфликтов к сбалансированности вотношениях между учащимися. Общение становится более конструктивным и открытым, нежели на предыдущих этапах, появляются элементы групповой солидарности и сплоченности.
Пятая стадия группового развития важна потому, что именно на ней впервые о классе можно говорить как о сложившейся группе. На этой стадии появляется отчетливо выраженное чувство «МЫ», заметна тенденция к интеграции групповых и индивидуальных целей, повышается роль учебной цели.
На следующей, шестой, стадии картина меняется, доминирующую роль теперь играет эмоциональная сфера, возрастает значение отношений типа «Я-ТЫ», личные взаимодействия становятся особенно тесными, происходит переоценка групповых норм. На этой стадии класс становится похожим на очень удачную семью.
И, наконец, седьмая стадия — актуализация — представляет собой высший этап групповой зрелости, когда уровни развития обеих сфер выравнены и степень сплочения группы очень высока. Класс, достигший такого уровня развития, характеризуется открытостью для проявления и разрешения конфликтов, признанием разнообразия индивидуальных учебных стилей, допущением расхождения во взглядах до выработки общей точки зрения на проблемы и т. д.
— «Параметрический» подход Л. И. Уманского, в основу которого положено представление о ряде параметров группы как об отличительных признаках процесса развития. К этим параметрам, в частности, относятся: содержание нравственной направленности группы — интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентации; организационное единство группы; групповая подготовленность в той или иной деловой сфере; психологическое единство группы — характер процесса межличностного познания в группе, эмоциональных контактов в группе, стрессоус-тойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях и т. д. В зависимости от выраженности каждого из этих параметров группа (в частности, школьный класс) может находиться на одном из следующих этапов группового развития:
36 межличностные отношения в группе
... больше взаимных выборов имеет член группы, тем более стабильным и благоприятным будет его положение в системе межличностных отношений. Группы значительно различаются между собой по ... Изменение социометрического статуса члена группы — важная проблема. Статус человека часто представляет собой относительно устойчивую величину. Однако с точки зрения развития личности неизменность социометрического ...
— номинальная группа,
— группа-ассоциация,
— группа-конгломерат,
— группа-кооперация,
— коллектив или корпорация.
Данная концепция рассматривает процесс развития группы как становление коллективного субъекта деятельности. Так, если на уровне группы-ассоциации контуры групповой структуры лишь только намечаются, то группа-кооперация представляет собой уже хорошо развитую и успешно действующую организационную структуру, высокий уровень групповой компетентности и сплоченности.
Методики: методика самооценки группой уровня ее развития, разработанная А. Н. Лутошкиным.
Таким образом, основными критериями анализа отношений в классе являются: формальная и неформальная структура группы, групповая динамика, социально-психологический статус, социометрия, социометрические критерии, лидер, звезда. Результаты диагностики отношений в классе имеют важное значение при организации работы класса с учетом его социально-психологической структуры.
2. Принципы и методы диагностики межличностных отношений // Психологическая диагностика: Учебник / под ред. К.М. Гуревич, е.М. Борисовой — м.: урао, 1997
Сфера межличностных отношений охватывает практически весь диапазон существования человека. Не случайно были созданы и до сих пор показывают свою теоретическую и практическую ценность такие психологические теории, в которых важнейшее значение для всех личностных составляющих приписывается межличностным отношениям
Систематика методик психодиагностической оценки межличностных отношений возможна на различных основаниях:
а) на основании объекта
б) на основании задач,
в) на основании особенностей используемых методик (опросники, проективные методики, социометрия и т.д.);
г) на основании исходной точки отсчета диагностики межличностных отношений (методики субъективных предпочтений, методики выявления субъективного отражения межличностных отношений и т.д.).
Диагностика индивидуальных свойств человека, влияющих на межличностные отношения:
— Калифорнийский психологический опрос-ник личности (CPI): Шкалы: 1. уравновешенность, самоуверенность и адекватность в межличностных отношениях (доминирование, способности приобрести социальный статус, социальность, общительность, самовосприятие и чувство благополучия; 2. зрелость и социализацию личности, ее ответственность и межличностные ценности (ответственности, достигнутой социализации, самоконтроля, толерантности (терпимость к другим мнениям, верованиям, поведению, благоприятное впечатление и обычность); 3. потенциал достижений и развития человека, его интеллектуальную эффективность (конформность, отстаивание своей независимости, интеллектуальной эффективности); 4.психологичность, гибкость, женственность.
— FPI — методика исследования межличностных отношений в семье
Таким образом, при диагностике межличностных отношений необходимо анализировать как сами межличностные взаимоотношения, так и качества каждого их участника. Диагностика личностных особенностей, влияющих на взаимоотношения, каждого участника отношений, позволит выявить не только их особенности, но и выяснить причины развития того или иного варианта отношений.
3. Профессиональный кодекс этики психологов. Бонн. ФРГ, 1986 г. // Вопросы психологии. — 1990. — № 6. — С. 148-153
Правила служат для внутренней регуляции деятельности сообщества психологов; они также дают возможность, в случае нарушения этических стандартов, применять санкции к нарушителям.
Сведения о профессиональной принадлежности и ученой степени.
1. Название профессии. Наименование «психолог» может быть принято лицом, имеющим университетское образование по специальности «психология». Степень магистра может применяться к лицу, официально удостоенному ее но окончании университета.
2. Членство в ассоциации. Указание на членство в Германской ассоциации профессиональных психологов разрешается. Не разрешено указывать на принадлежность к подразделениям или комитетам ассоциации, кроме тех случаев, когда психолог в этом качестве выступает как официальный представитель ассоциации.
3. Ученая степень. Ученая степень может быть указана только в том случае, если она признана правительством ФРГ.
Поведение психолога в отношении клиентов и пациентов.
1. Взаимоотношения доверия. Взаимоотношения психолога с клиентом или пациентом имеют особый характер в силу необходимости установления доверия между ними. Психолог вправе отказаться от принятия на себя профессиональных обязательств или прекратить их выполнение в случае прекращения доверительных отношений.
2. Обязанность внести ясность. Психолог должен сообщать клиенту или пациенту обо всех важных шагах или лечебных действиях. В случае лечения в клинике, психолог должен привлечь внимание пациента к возможному риску и к альтернативным методам лечения, включая непсихологические. В вопросы гонорара также должна быть внесена ясность.
3. Сохранение независимости. Клинический психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими пациентами (например, запрещены сексуальные отношения).
4. Право на индивидуальную консультацию и лечение. Клиенты и пациенты имеют право на консультацию психолога или лечение без присутствия третьих лиц. Психолог не должен препятствовать, если его клиент или пациент выражает такое желание, привлечению для консультации другого психолога или врача в тех случаях, когда к этому нет юридических противопоказаний.
5. Применение записей. Психолог может делать видеоили аудиозаписи консультации или лечения, или разрешить третьим лицам слышать их лишь после согласия на это пациента или клиента; это положение распространяется и на телефонные переговоры.
6. Особые обязанности клинического психолога. Если психолог приходит к заключению, что лечение в клинике не приведет к улучшению или даже представляет собой риск для здоровья пациента, он должен прекратить вмешательство. Если какие-либо обстоятельства вынуждают психолога к преждевременному прекращению лечения, что может отрицательно сказаться на здоровье пациента, он должен обеспечить продолжение лечения.
Поведение в отношении коллег и профессионалов в других областях.
1. Поведение в отношении коллег. Психолог обязан уважать своих коллег и не должен необъективно критиковать их профессиональные действия. В случаях, вызывающих сомнение, перед началом психотерапевтического вмешательства следует проконсультироваться с врачом о наличии физического заболевания и необходимости медицинского вмешательства. С согласия пациента психолог может сообщить свои наблюдения врачу. По желанию пациента, психолог может привлечь к лечению своего коллегу.
2. Психологи и другой персонал. При приеме на работу ассистентов и иного персонала психолог должен обеспечить им подходящие условия работы и заключить с ними договора в соответствии с их обязанностями. Практиканты должны получать подготовку, необходимую для их будущей профессии; поэтому их функции не должны быть ограниченными или не требующими квалификации. Психолог обязан выдать объективную характеристику своим сотрудникам по первому требованию и в особенности при прекращении ими работы.
Практическая профессиональная деятельность.
- Сведения о психологической практике. Указания на характер психологической практики не должны содержать предложения неприемлемых для психолога услуг.
2. Расположение и форма вывески. Вывеска является средством привлечения внимания к месту оказания психологических услуг. Клинические психологи указывают на вывеске характер своей деятельности и время работы. В принципе, разрешена всего одна вывеска. В специальных случаях возможны исключения, например, когда это диктуется местными условиями.
3. Разрешенные для помещения на вывеске детали. В дополнение к имени и ученой степени могут быть указаны часы работы и номер телефона. Где это возможно, не следует указывать специализацию; разрешено не более шести уточнений (специфическая группа пациентов или клиентов; специфические симптомы или разрешаемые проблемы; специфические методики лечения или помощи).
4. Бланки, формы и штампы. Все требования к вывескам, приведенные выше, распространяются и на бланки, формы и штампы. Следует избегать излишней броскости.
5. Объявления. Клинические психологи могут прибегать к объявлениям только в следующих случаях: 1) создание или изменение места работы психолога; 2) прекращение работы по болезни более чем на неделю; 3) при изменении часов работы или номера телефона; 4) фактическая информация о специальных мероприятиях с указанием места их проведения, времени, длительности и возможных участников.
6. Сведения в телефонных и специальных справочниках. Сведения, сообщаемые о себе клиническими психологами в телефонных и специальных справочниках, должны быть сдержанными по изложению и содержать имя, место работы, а также разрешенные настоящим кодексом данные. Рекомендуется, однако, не упоминать профессиональную специализацию. Клинические психологи не должны допускать публикации в справочниках материалов рекламного характера, например, содержащих фотографии или рисунки, описания излечиваемых ими болезней или применяемых методов лечения.
Совместная практика.
1. Психологи могут объединяться для работы с целью совместного использования оборудования, помещения и совместного найма персонала.
2. Партнеры по совместной практике должны указывать свои имена на бланках, в объявлениях и в других документах, кроме тех случаев, когда объединение возникло в результате слияния фирм или капиталов.
3. Для клинических психологов при совместной практике обязательны следующие правила: 1) при всех формах объединения должен быть обеспечен свободный выбор методов лечения; 2) право на ликвидацию объединения, если затронуты интересы третьих лиц, принадлежит участникам-психологам; 3) сведения о лечении и записи могут быть представлены в распоряжение партнеров психолога, осуществлявшего лечение, только с письменного согласия пациента; 4) перед началом лечения пациент должен быть информирован о том, что не принимающие участия в терапии партнеры не несут ответственности за ее результат.
4. В случае, если клинический психолог выступает как наниматель по отношению к своим коллегам, передача им функций по лечению пациента возможна лишь с согласия пациента.
Использование информации.
1. Общие положения. Предложение психологических услуг должно подчиняться профессиональным, а не коммерческим принципам.
2. Дезинформирующая реклама. Психологи не могут предлагать специальные процедуры, методики или другие средства, которыми они не владеют или эффективность которых подвергается профессиональному или научному сомнению. Если какие-либо возможности приписываются психологу, который их не имеет, он должен опровергнуть такую информацию.
3. Реклама с целью конкуренции. Такая реклама разрешена лишь в пределах, определяемых общим законом о конкуренции. Она должна быть правдива, информативна и полна, психологи не должны в целях рекламы скрывать важные факты; различия в оказываемых услугах должны указываться объективно и в форме, допускающей проверку.
4. Реклама третьими лицами. Клиническим психологам запрещается в целях рекламы использовать имя или репутацию лица, с которым они связаны профессионально или лично. Им также запрещается, кроме как в кругу коллег, использовать отзывы, сертификаты или рекомендации, данные им экспертами или со ссылкой на них.
5. Прямой поиск потенциальных клиентов. Клиническим психологам запрещается предлагать свои услуги клиентам без просьбы последних.
6. Непрямая реклама. Клиническим психологам запрещается использовать обсуждение психологических процедур, методик и других средств, а также примеров из своей практики в лекциях или публикациях с целью рекламы своей деятельности.
7. Бесплатные услуги и подарки. Психологам запрещается оказывать профессиональные услуги бесплатно или дешевле установленных расценок: этот запрет не распространяется на родственников и коллег, а также на пациентов или клиентов, которые не могут оплатить услуги из-за своего низкого социального статуса и когда оплата не может быть возложена на третьих лиц.
8. Реклама через третьих лиц. Клиническим психологам не разрешается предлагать скидку или вознаграждение за направление к ним пациентов или заключать соглашения с третьими лицами с этой целью. Не разрешается клиническим психологам принимать публичные похвалы за успешно оказанные услуги или допускать публикации, служащие фактически рекламным целям, в устном, письменном или изобразительном виде.
9. Публикации. Разрешаются публикации научных отчетов за подписью психолога в научных журналах с целью ознакомления других психологов с применением специальных процедур, методик или других средств. Разрешается участие психологов в имеющей просветительную цель информации в прессе, по радио или телевидению, если роль психолога при этом ограничивается сообщением фактических данных и не преследует рекламных целей.
10. Публичные выступления. Психологи могут использовать свои профессиональные звания, публично выступая в качестве авторов, докладчиков и т. п. В этих ситуациях они должны ограничиваться сообщением фактических данных и избегать любого подобия саморекламы.
Научная работа и преподавание.
1. Планирование исследовательской программы. Решение психолога осуществить исследовательский проект предполагает его ответственность за его предвидимые научные и социальные последствия, включая воздействие на лиц, группы и организации, участвующие или непосредственно затронутые исследованием, а также непрямой эффект, как, например, влияние научной психологии на общественное мнение и на развитие представлений о социальных ценностях.
2. Процедура исследования. Психологические исследования зависят от участия в них людей в качестве испытуемых. Ученый-психолог должен осознавать специфику взаимодействия между исследователем и испытуемым и вытекающую из этого ответственность.
3. Публикация экспериментальных данных. Результаты психологических исследований должны быть доступны для научной общественности. Возможность неверной интерпретации должна быть предупреждена корректным, полным и недвусмысленным изложением. Данные об участниках эксперимента должны быть анонимными. Дискуссии и критика в научных кругах служат развитию науки и им не следует препятствовать.
4. Преподавательская деятельность. Преподаватель-психолог должен обучать своих слушателей новейшим достижениям психологической науки в объективной и понятной им форме. Любые личные точки зрения должны быть зафиксированы именно как таковые. При преподавании и чтении лекций следует следить за тем, чтобы не возникло необоснованных ожиданий.
Нарушения.
Независимо от возможных юридических действий, нарушения настоящего кодекса рассматриваются судом чести Германской ассоциации профессиональных психологов. Дальнейшие меры принимаются на основании правил работы суда чести и арбитражного суда.
Таким образом, профессиональный кодекс этики психологов ФРГ достаточно полно и четко объясняет позицию, права и обязанности практикующего психолога в различных видах профессиональной деятельности и профессиональных взаимоотношениях. При этом, описанные в Кодексе положения, обеспечивают безопасность не только психолога, но и его клиентов, что, по моему мнению, является важным при осуществлении психологической практики.
3. Диагностика
Методики
- Опросник Структуры Темперамента (ОСТ) В.М. Русалова (детский вариант) (приложение 1)
- Диагностика психодинамических свойств личности (Б.Н.Смирнов) (приложение 2)
- Методика определения типа темперамента по К. Юнгу (приложение 3)
Обследуемые:
Настя Ф. (10 лет) Во время обследования вела себя активно, разговаривала, постоянно переспрашивала вопросы. Задавала дополнительны вопросы по поводу непонятных слов , рассказывала о своей жизни, о которых не упоминалось в вопросах. Постоянно спрашивала когда закончтся беседа, нервничала. Девочка жестикулировала, на вопросы отвечала быстро, не задумываясь.
Илья.П. (10 лет) Во время обследования вел себя тихо , отвечал на вопросы конкретно, без добавлений. Мимика соответствует теме беседы, жестикуляция отсутствует, обдумывал ответы.
Результаты обследования
- Структура темперамента
Шкалы темперамента |
Настя.Ф. |
Илья.П |
Социальная эргичность |
Высокие значения |
Низкие значения |
Социальный темп |
Высокие значения |
Низкие значения |
Социальная пластичность |
Высокие значения |
Низкие значения |
Социальная эмоциональность |
Высокие значения |
Низкие значения |
Как видно по результатам обследования, у Насти Ф.. высокие значения по всем шкалам темперамента. Соответственно, у ребенка высокие значения предметной скорости (Т), высокой эмоциональной и социальной чувствительности. В соответствии с показателями ВНД и типов темперамента можно предположить, что у девочки холерический или сангвинический тип темперамента
И у Ильи П все показатели по шкале темперамента низкие. Соответственно у него низкие показатели предметной скорости, эмоциональной и эмоциональной чувствительности. Таким образом, можно предположить преобладание флегматического или меланхолического типа темперамента.
- Методика определения психологической характеристики темперамента
Обследу-емый |
Экстравер-сия |
Ригидность |
Эмоцио-нальная возбуди-мость |
Темп реакций |
Актив-ность |
Настя Ф. |
23 очень высокая |
15 высокая |
16 высокая |
8 средний |
21 высокая |
Илья.П |
11 средняя |
7 средняя |
6 высокая эмоцио-нальная уравнове-шенность |
16 высокий |
13 низкая |
Высокие показатели экстраверсии, ригидности, эмоциональной возбудимости, активности дают основание предполагать, что у Насти Ф. сангвинический или холерический тип темперамента
Средние показатели экстраверсии, ригидности, высокая эмоциональная уравновешенность, высокий тип реакций и низкая активность дают основание предполагать, что у Ильи флегматический тип темперамента
- Методика определения типа темперамента по К. Юнгу
Обследуемый |
Баллы |
Значения |
Юра Ж. |
44 |
Амбиверсия |
Кристина Т. |
34 |
Амбиверсия |
Как видно по результатам обследования, у обоих детей отмечаются показатели амброверсии, что характерно для холерического или флегматического типов темперамента.
По результатам проведенного обследования составим сводную таблицу предположительных типов темперамента у обследуемых
Обследуемый |
Элементы речевого поведения при низких и высоких значениях показателей темперамента |
Методика определения психологической характеристики темперамента |
Методика определения типа темперамента по К. Юнгу |
Настя Ф |
холерик или сангвиник |
сангвиник или холерик |
Флегаматик, холерик |
Илья.П |
флегматик или меланхолик |
флегматик |
Флегаматик, холерик |
Таким образом,по результатам, представленным в сводной таблице, видно, что у Насти по результатам различных тестов преобладают показатели холерического типа темперамента,.Дети-холерики отличаются тем, что они очень активны, подвижны и общительны. Они неутомимы и практически не могут усидеть на месте. Их настроение и переживания переменчивы: только что ребенок-холерик был радостен, а через секунду он уже раздражен и чем-то расстроен. Еще минуту назад он мог сидеть печальным в стороне, и вот он уже активен и опять в гуще событий. Такого ребенка отличает возбудимость, поэтому его поведение может характеризоваться общей активностью, импульсивностью. Он прежде всего ориентирован на внешнюю среду и ищет дополнительные стимулы для приложения своей энергии. Дети-холерики весьма общительны, быстро вступают в контакт и со взрослыми, и с детьми. Холерик чаще всего оптимистично настроен, однако может быть раздражителен, агрессивен, обидчив — особенно если его не понимают, не идут ему навстречу.
Конечно, все эти особенности накладывают отпечаток на протекание игр и школьных занятий у ребенка-холерика. Такие дети спокойно переносят шум и зачастую сами его создают. Им требуется немного своего пространства (в отличие, например, от меланхоликов и флегматиков).
Они постоянно находятся в движении и всегда оказываются в гуще любых событий.
По результатам сводной таблицы у Ильи . можно отметить наиболее частое проявление флегматического темперамента, для которого характерны: «Спокойный, как удав» – именно так можно охарактеризовать ребенка-флегматика. Этот ребенок всегда спокоен и невозмутим, рядом с ним кажется, что время остановилось, ведь он никогда не спешит, за что его часто называют «копушей».
Любое дело ребенок-флегматик выполняет медленно, обстоятельно. Он не любит, что-то менять, а если малышу приходится отстоять свое мнение или решение, то он будет это делать с большой настойчивостью и упрямством.
.
Приложения
Приложение 1
Опросник Структуры Темперамента (ОСТ)
ОСТ имеет 105 вопросов. Каждый относится к одной из 9 шкал. 8 шкал содержат по 12 вопросов, а 9-я шкала (социальной желательности ответов) – 9 вопросов.
ОСТ содержит следующие шкалы:
1. Предметная эргичность – включает в себя вопросы об уровне потребности в освоении предметного мира, стремлении к умственному и физическому труду.
Высокие значения (ВЗ) (9–12 баллов) по этой шкале означают высокую потребность в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к напряженному умственному и физическому труду, легкость умственного пробуждения.
Низкие значения (НЗ) (3–4 балла) означают пассивность, низкий уровень тонуса и активации, нежелание умственного напряжения низкую вовлеченность в процесс деятельности.
2. Социальная эргичность – содержит вопросы об уровне потребности в социальных контактах, о стремлении к лидерству.
ВЗ – коммуникативная эргичность, потребность в социальном контакте, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, стремление к занятию высокого ранга, освоение мира через коммуникацию.
НЗ – незначительная потребность в социальных контактах, уход от социально-активных форм поведения, замкнутость, социальная пассивность.
3. Пластичность – содержит вопросы о степени легкости или трудности переключения с одного предмета на другой.
ВЗ – легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.
НЗ – склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности.
4. Социальная пластичность– содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.
ВЗ – широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость вступления в социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность.
НЗ – трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов.
5. Темп или Скорость – включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
ВЗ – высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.
НЗ – замедленность действий, низкая скорость моторно-двигательных операций.
6. Социальный темп – включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.
ВЗ – речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата.
НЗ – слабо развита речедвигательная система, речевая медлительность, медленная вербализация.
7. Эмоциональность – включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к не удачам в работе.
ВЗ – высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам
НЗ – незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе.
8. Социальная эмоциональность — включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.
ВЗ – высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении.
НЗ – низкая эмоциональность в коммуникативной сфере, нечувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения.
9. «К» – контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний.
ВЗ – неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле.
НЗ – адекватное восприятие своего поведения.
Процедура проведения методики.
Каждому ребенку предлагается текст опросника и бланк для ответов Испытуемый должен читать вопросы по порядку, стараясь ничего не пропускать и не возвращаться к уже пройденному. Свои ответы он помечает знаком «+» в соответствующих графах «да» или «нет» на бланке ответов.
Процедура опроса занимает от 1ч 30 мин до 2 ч на один класс, раздача вопросника и бланков для ответов – 3-7 мин, чтение инструкции – 6 мин; ответы на уточняющие вопросы – 7-10 мин, волнение бланков – 1 ч – 1ч 30 мин на один класс.
Обработка данных опросника
Обработка данных по ОСТу проводится путем сравнения отве-108 испытуемого с «ключевыми». Каждое совпадение ответа испытуемого с ключевым оценивается в один балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале.
Результаты испытуемых, получивших высокий балл (7 и более) 0 Контрольной шкале, не подлежат рассмотрению.
КЛЮЧИ к ОСТ
1. ШКАЛА — ЭРГИЧНОСТЬ
Ответ «да»– вопросы 4, 8, 15, 22, 42, 50, 58, 64, 96.
«нет» – вопросы 27, 83, 103.
2. ШКАЛА — СОЦИАЛЬНАЯ ЭРГИЧНОСТЬ
«да» -11, 30, 57, 62, 67, 78, 86.
«нет» — 3, 34, 74, 90, 105.
3. ШКАЛА — ПЛАСТИЧНОСТЬ
«да» — 20, 25, 35, 38, 47, 66, 71, 76, 101, 104.
«нет» – 54, 59.
4. ШКАЛА — СОЦИАЛЬНАЯ ПЛАСТИЧНОСТЬ
«да» — 2, 9, 18, 26, 45, 68, 85, 99.
«нет» -31, 81, 87, 93.
5. ШКАЛА — ТЕМП
«да» — 1, 13, 19, 33, 46, 49, 55, 77.
«нет» – 29, 43, 70, 94,
6. ШКАЛА — СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕМП
«да» -24, 37, 39, 51, 42, 92.
«нет» — 5, 10, 16, 56, 96, 102.
7. ШКАЛА — ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ
«да» — 14, 17, 28, 40, 60, 61, 69, 79, 88, 91, 95, 97.
8. ШКАЛА — СОЦИАЛЬНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ
«да» — 6, 7, 21, 36, 41, 48, 53, 63, 75, 80, 84, 100.
9. ШКАЛА-«К»
«да» — 32, 52, 89.
«нет» — 12, 23, 44, 65, 73, 82.
Текст опросника ОСТ (детский вариант)
1. Проворный ли ты человек?
2. Готов ли ты обычно, не раздумывая, включиться в разговор?
3. Нравится ли тебе быть одному больше, чем в компании?
4. Испытываешь ли ты постоянную жажду знаний?
5. Ты предпочитаешь говорить медленно и неторопливо?
6. Задевают ли тебя замечания других людей?
7. Трудно ли тебе заснуть из-за того, что ты повздорил с друзьями?
8. Хочется ли тебе заняться каким-либо ответственным делом в свободное от занятий время?
9. В разговоре с товарищами твоя речь часто опережает твою мысль?
10. Раздражает ли тебя быстрая речь собеседника?
11. Трудно ли тебе долго не общаться с людьми?
12. Ты когда-нибудь опаздывал на урок?
13. Нравится ли тебе быстро ходить и бегать?
14. Сильно ли ты переживаешь, когда учитель ставит плохие отметки в дневник?
15. Легко ли тебе выполнять школьное задание, требующее длительного внимания и большой сосредоточенности?
16. Утомительно ли тебе быстро говорить?
17. Часто ли ты испытываешь чувство тревоги, что выучил урок недостаточно глубоко?
18. Легко ли твои мысли переходят с одной темы на другую во время разговора?
19. Нравятся ли тебе игры, требующие большой скорости и ловкости?
20. Склонен ли ты искать новые варианты решения задач?
21. Испытываешь ли ты чувство беспокойства, что тебя неправильно поняли в разговоре?
22. Охотно ли ты выполняешь сложное общественное поручение?
23. Бывает ли, что ты говоришь о вещах, в которых не разбираешься?
24. Легко ли ты воспринимаешь быструю речь?
25. Легко ли тебе делать одновременно много дел?
26. Часто ли бывает, что ты сказал что-то своим друзьям, не подумав?
27. Обычно ты предпочитаешь выполнять общественное поручение, не требующее от тебя много энергии?
28. Сильно ли ты переживаешь, когда обнаруживаешь ошибки в работе?
29. Любишь ли ты медленную, сидячую работу?
30. Легко ли тебе общаться с людьми?
31. Обычно ты предпочитаешь подумать, взвесить и лишь потом высказываться на уроке?
32. Все твои привычки хороши?
33.Быстры ли твои движения?
34. Обычно ты молчишь и не вступаешь в разговор, когда находишься в обществе малознакомых людей?
35. Легко ли тебе перейти от игры к выполнению уроков?
36. Глубоко ли ты переживаешь плохое к тебе отношение людей?
37. Разговорчивый ли ты человек?
38. Легко ли тебе выполнять поручения, требующие мгновенных реакций?
39. Ты обычно говоришь свободно, без запинок?
40. Волнуешься ли ты, что не сможешь выполнить порученное задание?
41. Сильно ли ты расстраиваешься, когда близкие друзья указывают на твои недостатки?
42. Испытываешь ли ты повышенную тягу к приобретению знаний на уроках?
43. Считаешь ли ты свои движения медленными и неторопливыми?
44. Бывают ли у тебя мысли, которые ты бы хотел скрыть от других?
45. Легко ли тебе сходу, без особых раздумий, задавать вопросы?
46. Доставляют ли тебе удовольствия быстрые движения?
47. Легко ли тебе переключиться на новое дело?
48. Стесняешься ли ты в присутствии незнакомых людей?
49. Быстро ли ты выполняешь данное тебе поручение?
50. Легко ли тебе выполнять сложные, ответственные дела самостоятельно?
51. Можешь ли ты говорить быстро и разборчиво?
52. Если ты обещал что-то сделать, всегда ли ты выполняешь свое обещание, независимо от того, можешь ты это или нет?
53. Считаешь ли ты, что твои друзья обходятся с тобой хуже, чем следовало бы?
54. Обычно ты предпочитаешь делать одно дело?
55. Любишь ли ты быстрые игры?
56. Много ли в твоей речи пауз?
57. Легко ли тебе внести оживление в большую компанию?
58. Чувствуешь ли ты себя настолько сильным и энергичным, что тебя всегда тянет заниматься каким-нибудь трудным делом?
59. Трудно ли тебе переключаться с одного задания на другое?
60. Бывает ли, что надолго портится настроение из-за того, что получил двойку?
61. Тяжело ли тебе заснуть из-за того, что не ладятся дела, связанные с учебой?
62. Любишь ли ты бывать в большой компании?
63. Волнуешься ли ты, выясняя отношения с друзьями?
64. Испытываешь ли ты сильную потребность в учебе?
65. Злишься ли ты иногда по пустякам?
66. Склонен ли ты делать много дел одновременно?
67. Держишься ли ты свободно в большой компании?
68. Часто ли ты высказываешь свое первое впечатление, не подумав?
69. Беспокоит ли тебя чувство неуверенности, когда ты готовишь уроки?
70. Медленны ли твои движения, когда ты что-либо мастеришь?
71. Легко ли ты переключаешься с одного дела на другое?
72. Быстро ли ты читаешь вслух?
73. Ты иногда сплетничаешь?
74. Молчалив ли ты, находясь в кругу незнакомых людей?
75. Нуждаешься ли ты в людях, которые бы тебя ободрили и утешили в трудную минуту?
76. Охотно ли ты выполняешь множество поручений одновременно?
77. Любишь ли ты выполнять дела в быстром темпе?
78. В свободное время тебя тянет пообщаться с людьми?
79. Бывает ли у тебя бессонница при неудачах в школе?
80. Долго ли ты переживаешь ссору с товарищами?
81. Долго ли ты готовишься перед тем, как высказать свое мнение?
82. Есть ли в твоем классе ученики, которые тебе очень не нравятся?
83. Обычно ты предпочитаешь легкую работу?
84. Сильно ли ты переживаешь после ссоры с друзьями?
85. Легко ли тебе первому начать разговор в компании?
86. Испытываешь ли ты большое желание к общению с людьми?
87. Склонен ли ты сначала подумать, а потом говорить?
88. Часто ли ты волнуешься по поводу своих школьных успехов?
89. Всегда ли ты платил бы за проезд, если бы не опасался проверки?
90. Держишься ли ты скованно в компаниях ребят?
91. Склонен ли ты преувеличивать в своем воображении неудачи, связанные с учебой?
92. Нравится ли тебе быстро говорить?
93. Легко ли тебе удержаться от высказывания неожиданной мысли?
94. Обычно ты работаешь неторопливо и медленно?
95. Переживаешь ли ты из-за малейших неудач в учебе?
96. Ты предпочитаешь медленный, спокойный разговор?
97. Сильно ли ты волнуешься из-за ошибок, которые были допущены при выполнении контрольной работы?
98. Легко ли тебе выполнять работу, требующую много времени?
99. Легко ли тебе, не долго думая, обратиться с просьбой к взрослому человеку?
100. Беспокоит ли тебя чувство неуверенности в себе при общении с другими людьми?
101.Охотно ли ты берешься за выполнение новых поручений?
102.Устаешь ли ты, когда говоришь быстро?
103.Ты предпочитаешь работать с прохладцей, без особого напряжения?
104.Легко ли тебе заниматься одновременно в нескольких кружках?
105.Любишь ли ты подолгу оставаться один?
Диагностика психодинамических свойств личности (Б.Н.Смирнов)
Инструкция
Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый естественный ответ, который придет в голову.
Опросник
- Вы любите часто бывать в компании?
- Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и красивы?
- Часто ли у вас бывают подъемы и спады настроения?
- Во время беседы вы очень быстро говорите?
- Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей?
- Бывает ли, что вы передаете слухи?
- Считаете ли вы себя человеком очень веселым и жизнерадостным?
- Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и покрою, так что неохотно меняете ее на что-нибудь другое?
- Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить?
- Вы пишете очень быстро?
- Ищете ли вы сами себе работу, занятие, хотя можно было бы и отдохнуть?
- Бывает ли так, что вы не выполняете своих обещаний?
- У вас очень много хороших друзей?
- Трудно ли вам оторваться от дела, которым вы поглощены, и переключиться на другое?
- Часто ли вас терзает чувство вины?
- Обычно вы ходите очень быстро, независимо от того, спешите или нет?
- В школе вы бились над трудными задачами до тех пор, пока не решали их?
- Бывает ли, что иногда вы соображаете хуже, чем обычно?
- Вам легко найти общий язык с незнакомыми людьми?
- Часто ли вы планируете, как будете себя вести при встрече, беседе и т. п.?
- Вы вспыльчивы и легко ранимы, вас задевают любые намеки и шутки над вами?
- Во время беседы вы обычно быстро жестикулируете?
- Чаще всего вы просыпаетесь утром свежим и хорошо отдохнувшим?
- Бывают ли у вас такие мысли, что вы не хотели бы, чтобы о них знали другие?
- Вы любите подшучивать над другими?
- Склонны ли вы к тому, чтобы основательно проверить свои мысли, прежде чем сообщить их кому-либо?
- Часто ли вам снятся кошмары?
- Обычно вы легко запоминаете и усваиваете новый учебный материал?
- Вы настолько активны, что вам трудно даже несколько часов быть без дела?
- Бывало ли, что, разозлившись, вы выходили из себя?
- Вам нетрудно внести оживление в довольно скучную компанию?
- Вы обычно довольно долго раздумываете, принимая какое-то даже не очень важное решение?
- Вам говорили, что вы принимаете все слишком близко к сердцу?
- Вам нравится играть в игры, требующие быстроты и хорошей реакции?
- Если у вас что-то долго не получается, то обычно вы все же пытаетесь сделать это?
- Возникало ли у вас хотя бы кратковременное чувство раздражения по отношению к вашим родителям?
- Считаете ли вы себя открытым и общительным человеком?
- Обычно вам трудно взяться за новое дело?
- Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
- Обычно вам трудно что-то делать с медлительными и неторопливыми людьми?
- В течение дня вы можете долго и продуктивно заниматься чем-либо, не чувствуя усталости?
- У вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться?
- Вас принимают иногда за человека беззаботного?
Проверка результатов тестирования начинается с определения достоверности ответов испытуемого по показателю искренности. Для этой цели по данному показателю подсчитываются числа совпадающих ответов «да» на поставленные вопросы (подсчет производится построчно по показателю искренности в ключе к опроснику).
Полученные числа умножаются на соответствующие коэффициенты (3, 2 или 1 балл).
То же самое делают с ответом «нет» (в нашем случае, если ответ испытуемого на вопрос 23 совпадает с ответом «нет», то ему приписывается 1 балл).
После этого подсчитывается общая сумма баллов за ответы «да» и «нет».
Если общая сумма составит 13-20 баллов, то это означает, что ответы вполне достоверны. При 8-12 баллах ответы считаются сомнительными, при 0-7 баллах – недостоверными. Аналогично описанному выше производится подсчет общих сумм баллов по остальным показателям (свойствам темперамента).
Затем, руководствуясь ключом, определяют степень выраженности каждого из психодинамических свойств.
Приложение 3
Психологическая типология личности (К.Юнг)
Данная методика предложена К.Юнгом для выявления типологических особенностей личности.
Экстраверсия: легки в общении, высокий уровень агрессивности, имеют тенденцию к лидерству, любят быть в центре внимания, легко завязывают контакты, импульсивны, открыты и контактны, среди контактов могут быть и полезные; судят о людях по внешности, незаглядывают внутрь; холерики, сангвиники.
Интроверсия: направлены на мир собственных переживаний, мало контактны, молчаливы, с трудом заводят новые знакомства, не любят рисковать, тяжело переживают разрыв старых связей, нет вариантов проигрыша и выигрыша, высокий уровень тревожности и ригидности; флегматики, меланхолики.
Инструкция к тесту
На каждый вопрос имеется два варианта ответа, необходимо выбрать наиболее подходящий для вас и поставить букву, обозначающую этот ответ.
Тест
1. Что вы предпочитаете?
1. немного близких друзей;
2. большую товарищескую компанию.
2. Какие книги вы предпочитаете читать?
1. с занимательным сюжетом;.
2. раскрывающие переживания героев.
3. Что вы скорее можете допустить в работе?
1. опоздание;
2. ошибки.
4. Если вы совершите дурной поступок, то:
1. остро переживаете;
2. не испытываете острых переживаний.
5. Как вы сходитесь с людьми?
1. быстро, легко;
2. медленно, осторожно.
6. Считаете ли вы себя обидчивым?
1. да;
2. нет.
7. Склонны ли вы хохотать, смеяться от души?
1. да;
2. нет.
8. Считаете ли вы себя:
1. молчаливым;
2. разговорчивым.
9. Откровенны вы или скрытны?
1. откровенен;
2. скрытен.
10. Любите ли вы заниматься анализом своих переживаний?
1. да;
2. нет.
11. Находясь в обществе, вы предпочитаете:
1. говорить;
2. слушать.
12. Часто ли вы испытываете недовольство собой?
1. да;
2. нет.
13. Любите ли вы что-нибудь организовывать?
1. да;
2. нет.
14. Хотелось бы вам вести интимный дневник?
1. да;
2. нет.
15. Быстро ли вы переходите от решения к исполнению?
1. да;
2. нет.
16. Легко ли меняете ваше настроение?
1. да;
2. нет.
17. Любите ли вы убеждать других, навязывать свои взгляды?
1. да;
2. нет.
18. Ваши движения:
1. быстры;
2. замедлены.
19. Вы сильно беспокоитесь о возможных неприятностях:
1. часто;
2. редко.
20. В затруднительных случаях вы:
1. спешите обратиться за помощью к другим;
2. не любите обращаться за помощью.
Обработка и интерпретация результатов теста
Показатели экстраверсии: 1b, 2а, 4б, 5а, 6b, 7а, 8b, 9а, 10b, 11а, 12b, 13а, 14b, 15а, 16а, 17а, 18а, 19b, 20а.
Подсчитать количество ответов и умножить на 5.
Баллы:
• 0 – 35 – интроверсия
• 36-65 – амбиверсия
• 66-100 – экстраверсия
38