Методика диагностики аддиктивной идентичности
Описание методики
Методика диагностики аддиктивной идентичности — авторская клинико-психологическая тестовая методика, направленная на диагностику общих личностных черт, присущих аддиктам в широком понимании этого термина.
История создавния
Методика создана в 2012 году коллективом авторов (Короленко, Дмитриева, Левина, Перевозкина, Перевозкин, Самойлик) на основании собственных исследований личности в норме и патологии, широкого круга аддикций в медицинском, психологическом, социальном и духовном смыслах этого слова.
Теоретические основы
Под аддиктивной иднтичностью авторы подразумевают «сложный социально-психологический феномен, формирующийся в процессе социализации личности на основе уникального индивидуального опыта и личностных особенностей, сопровождающийся уходом от реальности с помощью химического и нехимического аддиктивного агента, и стойкой, сильной эмоциональной фиксацией на воздействии, изменившем дискомфортное психическое состояние». Таким образом, речь по сути идёт о диагностики той части личности, которая была сформирована в процессе жизни (авторы не рассматривают личность как нечто врождённое, предиспонирующее) и ответственна за формировании пристрастие к имическому веществу, поведенческому паттерну или форме социальной организации.
Валидность
Авторами разработаны психометрически надежные статистические нормативы тестовых показателей кризисной идентичности субъекта дифференцированно для всей совокупности половозрастных групп в возрасте от 14 до 30 лет. Описаны основные этапы создания методики, которые включают описание и обоснование теоретического конструкта, структуры шкал, перечня утверждений, проверку психометрических характеристик, апробацию методики на различных половозрастных контингентах испытуемых с целью определения стандартизированных норм (Короленко, Дмитриева, Левина, Перевозкина, Перевозкин, Самойлик, 2010 — 2012г. г.).
Использование методики позволяет выявлять значимые для респондентов структурно-содержательные компоненты аддиктивной идентичности, являющиеся индикаторами кризиса личностной идентичности, отражающими неудовлетворенность человека основными сферами своей жизни и связанные с этим негативные переживания.
Методика диагностики социально-психологических установок личности ...
... на 25 вопросов. Прочитав внимательно вопрос, ответьте на него, поставив знак"+". МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ НА МОТИВАЦИЮ К ИЗБЕГАНИЮ НЕУДАЧ Т. ЭЛЕРСА: Порядок работы. Испытуемому выдается ... соответствовало равное количество утверждений. Темы:Агрессия Сексуальность Пагубные привычки Деньги Мода Карьера. ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ НА МОТИВАЦИЮ К УСПЕХУ Т. ЭЛЕРСА: Вводные замечания. Результат теста « ...
Использование методики возможно как в ходе массовых скрининговых обследований, проводимых в рамках психопрофилактических программ, так и в процессе проведения научных исследований. Комплексное выявление индикаторов аддиктивной идентичности при индивидуальной диагностике позволит своевременно диагностировать наличие в структуре личности аддиктивного радикала, выявить его психодинамические механизмы и определить особенности их влияния на развитие аддикции.
Внутренняя структура
Методика состоит из 116 утверждений, ответы на которые формируются по шкале Ликкерта. Утверждения формируют две шкалы: основная шкала Аддиктивная идентичность и дополнительная шкала Социальная желательность. Утверждения шкал не пересекаются; некоторые утверждения не входят ни в одну шкалу.
Процедура проведения
Форма утверждений сформулирована таким образом, что использование методики возможно при проведении как индивидуального тестирования (как в виде устного опроса, так и письменно — респондент самостоятельно отвечает на вопросы), так и при групповой диагностике (респондентам могут раздаваться бланки утверждений и бланки ответов, либо только бланки ответов, а утверждения зачитываются вслух экспериментатором).
Интерпретация
Утверждениям приписывается значение в баллах, равное числовому значению ответа в бланке ответов. Часть пунктов интерпретируются в обратных значениях:
Вариант ответа | В прямых значениях | В обратных значениях |
Абсолютно неверно | 1 балл | 5 баллов |
Скорее неверно | 2 балла | 4 балла |
Верно и неверно | 3 балла | 3 балла |
Скорее верно | 4 балла | 2 балла |
Верно | 5 баллов | 1 балл |
Подсчёт сырых баллов по основным шкалам
Шкала | Прямые утверждения | Обратные утверждения |
Аддиктивная идентичность | 1; 3; 4; 5; 7; 9; 10; 11; 13; 14; 15; 17; 18; 21; 23; 24; 26; 28; 29; 31; 32; 33; 34; 35; 37; 39; 41; 43; 44; 45; 46; 47; 51; 52; 53; 55; 59; 63; 64; 65; 67; 69; 73; 74; 75; 76; 77; 79; 82; 83; 84; 85; 86; 87; 88; 89; 90; 91; 92; 93; 95; 97; 99; 100; 101; 102; 108; 109; 113; 116. | 2; 6; 8; 12; 16; 22; 27; 38; 40; 49; 50; 56; 57; 58; 61; 62; 68; 70; 72; 78; 81; 94; 96; 98; 103; 104; 106; 107; 108; 110; 111; 112; 114; 115. |
Социальная желательность | 19; 30; 36; 66; 105. | 25; 42; 48; 54; 60; 71; 80. |
Т-баллы
Интерпретация шкал
Аддиктивная идентичность
1. Низкие значения — обнаруживает желание преподнести себя в лучшем свете, завышенную самооценку своих качеств, сниженную рефлексивную способность.
2. Средние значения — индивиды отличаются высоким личностным адаптационным потенциалом, имеют определённую систему ценностей и убеждений, знают, кто они, и к чему им стремиться. Таким людям обычно свойственно чувство доверия, оптимизм в отношении будущего, а осознание трудностей не уменьшает стремления придерживаться избранного направления. Свои цели, ценности и убеждения такой человек рассматривает как личностно значимые, обеспечивающие ему чувство смысла жизни.
3. Высокие значения — характеризуются наличием аддиктивной идентичности, проявляющейся в уходе от реальности и стойкой, сильной эмоциональной фиксации на воздействии, изменившем дискомфортное психическое состояние. Такое воздействие может быть химическим, алкогольным, сексуальным, виртуальным и т.д., именуемым в дальнейшем аддиктивным агентом. В эмоциональном плане отличаются ощущением растерянности, неуверенностью в себе, депрессией, самоизоляцией в виде ухода от реального мира, высокими отрицанием, сомнением, отказом от отношений, неверием в себя, чувством выраженного психологического дискомфорта, страхом, депрессивными тенденциями, нарушением восприятия времени.
Социальная желательность
Входящие в эту шкалу 15 утверждений касаются главным образом социально одобряемых, но малосущественных установок и норм повседневного поведения. К ним относятся, например, такие утверждения: «Я всегда выполняю свои обещания, чего бы мне это не стоило»; «Я всегда оплачиваю проезд в транспорте, даже когда кондуктор не заметил меня»; «Если мне что-то расскажут по секрету, то я никому не рассказываю» и др.
Повышения по данной шкале выявляют тенденции испытуемого представить себя в выгодном свете, продемонстрировав строгое соблюдение социальных норм, что в большинстве случаев свидетельствует о недостоверности результатов тестирования.
1. Низкие значения — диагностируемый при выполнении теста, скорее всего, отвечал искренне, что характеризует наличие внутренней честности, результаты, полученные при тестировании, являются достоверными.
2. Средние значения — по степени откровенности тестируемый ничем не отличается от большинства окружающих. В полученном описании особенностей личности наблюдается большая доля истины.
3. Высокие значения — обнаруживает желание преподнести себя в лучшем свете, явное стремление проявить в тесте социально-одобряемые качества. Полученные результаты считаются недостоверными, так как уровень фальсификации настолько высок, что все вышеизложенное не имеет прямого отношения к реальным особенностям личности тестируемого.
Практическая значимость
Методика дает возможность дифференцированно оценить признаки и критерии диагностики аддиктивной идентичности психически здоровой личности, начиная с 17 лет (в крайнем случае, допускается диагностика подростков с 14 лет) и до 35 лет в различных сферах: детско-родительских, семейных отношениях; мотивационной сфере; эмоциональной, профессиональной сфере; сфере поведения и межличностных отношений. Помимо этого методика позволяет выявить склонность личности ко лжи.
Методика может применяться в рамках индивидуального, парного, семейноого консультирования; в работе с аддиктами и их родственниками (которые часто тоже являются аддиктами); в выявлении «групп риска» среди населения и идентификации контингента, нуждающегося в более пристальном внимании специалиста.
Стимульный материал
Инструкция
Вам предлагается ряд утверждений относительно каких-то особенностей вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядам на жизнь и т.п.
Прочтите каждое утверждение и поставьте галочку в соответствующем столбце.
Старайтесь отвечать искренне, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами старайтесь долго не задумываться.
Утверждения | Верно | Скорее верно | Верно и неверно | Скорее неверно | Абсолютно неверно |
1. Мне не нравилось, когда в детстве меня контролировали родители | |||||
2. Меня ничуть не обижает, если делаются замечания относительно меня лично | |||||
3. Меня раздражает, если кто-нибудь расспрашивает меня о моем характере | |||||
4. Я знаю, что есть люди, настроенные против меня | |||||
5. Взаимоотношения с партнером противоположного пола приносят мне беспокойство | |||||
6. Иногда я могу сказать неправду | |||||
7. Мои родители и другие члены семьи часто ко мне придираются | |||||
8.
Порой мне кажется, что я не знаю, кто я такой |
|||||
9. В последние полгода я испытываю беспокойство | |||||
10. Критика и замечания очень задевают меня | |||||
11. Мои поступки обычно бывают неправильно поняты окружающими | |||||
12. Я удовлетворен своими взаимоотношениями с партнером противоположного пола | |||||
13. Я всегда выполняю свои обещания, чего бы мне это не стоило | |||||
14. Если бы было возможно, я бы с удовольствием избавился от некоторых черт своего характера | |||||
15. В последнее время я нахожусь в каком-то напряжении и мне трудно расслабиться | |||||
16.
Повседневные трудности и заботы в последнее время часто выводят меня из равновесия |
|||||
17. В кругу моих знакомых меня не всегда понимают | |||||
18. Я испытываю тревогу при установлении отношений с окружающими | |||||
19. Я всегда оплачиваю проезд в транспорте, даже когда кондуктор не заметил меня | |||||
20. Родители всегда старались понять мои чувства | |||||
21. Я бы хотел, чтобы моя судьба была более благосклонной ко мне | |||||
22. Я принадлежу к людям, которых не пугают трудности | |||||
23. Случается, что окружающие не считаются с моим мнением | |||||
24.
Конфликтность в моих взаимоотношениях с партнёром усилилась в последнее время |
|||||
25. Мои манеры за столом дома не так хороши, как в гостях | |||||
26. Если в детстве я плакал, меня редко утешали | |||||
27. Я наметил себе жизненную программу и стараюсь её выполнять | |||||
28. Я чувствую себя более одиноким, чем большинство окружающих меня людей | |||||
29. Меня беспокоит, что окружающие часто не понимают меня | |||||
30. Если мне что-то расскажут по секрету, то я никому не рассказываю | |||||
31. Выражать жалость было не принято в нашей семье | |||||
32. Я испытываю тревогу и дискомфорт, когда думаю о своих жизненных планах | |||||
33. Если я чем-то сильно взволнован или раздражен, то чувствую это как бы всем телом | |||||
34. Новый этап в жизни человека порою приносит опустошение в размеренную жизнь | |||||
35. У меня часто возникают конфликты с близкими мне людьми | |||||
36. Я всегда вспоминаю дни рождения моих знакомых и близких | |||||
37. Случалось, что родители наказывали меня, если я выказывал малейшее неповиновение | |||||
38. У меня есть совершенно четкие планы на свою дальнейшую жизнь | |||||
39. В последнее время мне хочется побыть одному | |||||
40. Перемены в жизни меня пугают | |||||
41. У меня вызывает беспокойство размышления о перспективах по работе | |||||
42. Бывало, что я сдавал экзамены в результате того, что списывал со шпаргалки | |||||
43. Проявлять сочувствие было не принято в нашей семье | |||||
44. Я не чувствую себя уверенно в решении важных вопросов даже после длительных размышлений | |||||
45. Я часто замечаю, что тревожусь о чем-то | |||||
46. Иногда мне докучают неприятные мысли, которые назойливо лезут в голову | |||||
47. Я становлюсь тревожным, когда строю свои отношения с людьми не так как бы мне хотелось | |||||
48. Если на улице поблизости нет урны, то я брошу билет (бумажку) на тротуар | |||||
49. На сегодняшний день отношения с моей семьей меня вполне удовлетворяют | |||||
50. Мне сложно разобраться в моих ценностных предпочтениях | |||||
51. В последнее время моё настроение можно назвать подавленным | |||||
52. В последнее время многое складывается против меня | |||||
53. Я себя чувствую скованно и неуверенно в обществе | |||||
54. Я считаю, что можно и обмануть для пользы дела | |||||
55. В детстве мои родители, как правило, уделяли мне мало времени | |||||
56. У меня есть четкие приоритеты в ценностях | |||||
57. Большую часть времени я чувствую себя счастливым | |||||
58. Меня практически все устраивает в настоящий момент | |||||
59. Иногда я замечаю, что близкие люди относятся ко мне равнодушно | |||||
60. Я могу тайком съесть что-нибудь вкусненькое | |||||
61. В детстве родители часто играли со мной | |||||
62. Я настойчив в реализации моих целей | |||||
63. У меня бывает такое настроение, что с удовольствием бы ничего не видел и не слышал | |||||
64. В последнее время я испытываю беспомощность и неопределенность | |||||
65. Я не имею четкого представления о своих перспективах по работе | |||||
66. Я никогда не опаздываю | |||||
67. У меня есть некоторые особенности, которые другим могут показаться странными | |||||
68. В последнее время я так устаю, что стараюсь не думать о завтрашних делах | |||||
69. Часто у меня бывают головные боли | |||||
70. Я уверен, что выбранная мной работа необходима и социально значима | |||||
71. Иногда я лгал в свое оправдание | |||||
72. Сейчас я могу уверенно сказать, что имею чёткие сложившиеся взгляды на жизнь | |||||
73. Я волнуюсь и переживаю при одной только мысли о возможной неудаче | |||||
74. Наиболее счастливым я чувствую себя тогда, когда бываю один | |||||
75. Мне не раз случалось менять свое отношение к профессии | |||||
76. В последнее время мне в голову приходит мысль, что в моей жизни нет цели | |||||
77. К концу работы я так сильно устаю, что мне необходимо отдохнуть, прежде чем приняться за что-либо | |||||
78. Мне действительно комфортно, когда вокруг меня много людей | |||||
79. Я быстро бросаю дело, если оно идет плохо | |||||
80. Бывало так, что я притворялся больным, чтобы избежать неприятностей | |||||
81. Я уверен в своем будущем | |||||
82. Мне бывает трудно заснуть, если я о чем-нибудь думаю | |||||
83. Я предпочитаю одиночество шумной компании | |||||
84. Я испытываю напряжение, оттого что хочется заняться самыми разными делами, но не могу выбрать самое важное | |||||
85. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной | |||||
86. В сложных для меня ситуациях я могу быстро собраться и принять решение | |||||
87. Случается, что без всяких к тому поводов я терзаюсь, будто сделал что то плохое | |||||
88. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда руководитель полностью контролирует действия подчинённых | |||||
89. Когда в моей жизни возникают какие-то неожиданные события, то я испытываю растерянность | |||||
90. Фраза о том, что каждый должен нести ответственность за свои поступки, кажется мне лишенной всякого смысла | |||||
91. Считаю, что бокал хорошего вина помогает расслабиться | |||||
92. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своих делах | |||||
93. Алкоголь позволяет быть более уверенным | |||||
94. Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей | |||||
95. Я люблю помечтать о своих планах | |||||
96. В сложных ситуациях всегда надо искать принципиально новые решения | |||||
97. Если я чего-то сильно хочу, то не считаю нужным откладывать выполнение моих желаний на потом | |||||
98. Иногда взрослые не должны сдерживать любопытство ребёнка, даже если его удовлетворение может иметь отрицательные последствия | |||||
99. Интернет позволяет мне избавиться от скуки | |||||
100. Сейчас, как никогда, мне не хватает времени | |||||
101. Мои желания должны удовлетворяться немедленно | |||||
102. Я не переношу скуку | |||||
103. Я стараюсь не говорить и не делать такого, что может грозить осложнениями в отношениях с другом | |||||
104. Сейчас мне как никогда остро не хватает времени | |||||
105. Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, вызывают у меня симпатию | |||||
106. Я хочу жить в соответствии с естественным течением времени (не торопя и не задерживая событий) | |||||
107. Мне безразлично, что обо мне говорят другие | |||||
108. Меня редко беспокоит чувство вины | |||||
109. Я совершенно спокойно могу подождать человека, если он опаздывает на встречу | |||||
110. Я стараюсь не выражать открыто своих чувств в тех случаях, когда это может привести к каким-либо неприятностям | |||||
111. Игры или Интернет помогают мне изменить настроение | |||||
112. Излишнее самокопание всегда имеет дурные последствия | |||||
113. Я стараюсь выделить время, чтобы побыть самим с собой | |||||
114. Я доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно | |||||
115. Мое чувство самоуважения во многом зависит от того, чего я достиг | |||||
116. Мне всегда удается руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями |
Методика диагностики аддиктивной идентичности/Бланк ответов
№ п/п | Верно | Скорее верно | Верно и неверно | Скорее неверно | Абсолютно неверно |
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
4. | |||||
5. | |||||
6. | |||||
7. | |||||
8. | |||||
9. | |||||
10. | |||||
11. | |||||
12. | |||||
13. | |||||
14. | |||||
15. | |||||
16. | |||||
17. | |||||
18. | |||||
19. | |||||
20. | |||||
21. | |||||
22. | |||||
23. | |||||
24. | |||||
25. | |||||
26. | |||||
27. | |||||
28. | |||||
29. | |||||
30. | |||||
31. | |||||
32. | |||||
33. | |||||
34. | |||||
35. | |||||
36. | |||||
37. | |||||
38. | |||||
39. | |||||
40. | |||||
41. | |||||
42. | |||||
43. | |||||
44. | |||||
45. | |||||
46. | |||||
47. | |||||
48. | |||||
49. | |||||
50. | |||||
51. | |||||
52. | |||||
53. | |||||
54. | |||||
55. | |||||
56. | |||||
57. | |||||
58. | |||||
59. | |||||
60. | |||||
61. | |||||
62. | |||||
63. | |||||
64. | |||||
65. | |||||
66. | |||||
67. | |||||
68. | |||||
69. | |||||
70. | |||||
71. | |||||
72. | |||||
73. | |||||
74. | |||||
75. | |||||
76. | |||||
77. | |||||
78. | |||||
79. | |||||
80. | |||||
81. | |||||
82. | |||||
83. | |||||
84. | |||||
85. | |||||
86. | |||||
87. | |||||
88. | |||||
89. | |||||
90. | |||||
91. | |||||
92. | |||||
93. | |||||
94. | |||||
95. | |||||
96. | |||||
97. | |||||
98. | |||||
99. | |||||
100. | |||||
101. | |||||
102. | |||||
103. | |||||
104. | |||||
105. | |||||
106. | |||||
107. | |||||
108. | |||||
109. | |||||
110. | |||||
111. | |||||
112. | |||||
113. | |||||
114. | |||||
115. | |||||
116. |