Подсчёт сырых баллов по основным шкалам

Методика диагностики аддиктивной идентичности

Описание методики

Методика диагностики аддиктивной идентичности — авторская клинико-психологическая тестовая методика, направленная на диагностику общих личностных черт, присущих аддиктам в широком понимании этого термина.

История создавния

Методика создана в 2012 году коллективом авторов (Короленко, Дмитриева, Левина, Перевозкина, Перевозкин, Самойлик) на основании собственных исследований личности в норме и патологии, широкого круга аддикций в медицинском, психологическом, социальном и духовном смыслах этого слова.

Теоретические основы

Под аддиктивной иднтичностью авторы подразумевают «сложный социально-психологический феномен, формирующийся в процессе социализации личности на основе уникального индивидуального опыта и личностных особенностей, сопровождающийся уходом от реальности с помощью химического и нехимического аддиктивного агента, и стойкой, сильной эмоциональной фиксацией на воздействии, изменившем дискомфортное психическое состояние». Таким образом, речь по сути идёт о диагностики той части личности, которая была сформирована в процессе жизни (авторы не рассматривают личность как нечто врождённое, предиспонирующее) и ответственна за формировании пристрастие к имическому веществу, поведенческому паттерну или форме социальной организации.

Валидность

Авторами разработаны психометрически надежные статистические нормативы тестовых показателей кризисной идентичности субъекта дифференцированно для всей совокупности половозрастных групп в возрасте от 14 до 30 лет. Описаны основные этапы создания методики, которые включают описание и обоснование теоретического конструкта, структуры шкал, перечня утверждений, проверку психометрических характеристик, апробацию методики на различных половозрастных контингентах испытуемых с целью определения стандартизированных норм (Короленко, Дмитриева, Левина, Перевозкина, Перевозкин, Самойлик, 2010 — 2012г. г.).

Использование методики позволяет выявлять значимые для респондентов структурно-содержательные компоненты аддиктивной идентичности, являющиеся индикаторами кризиса личностной идентичности, отражающими неудовлетворенность человека основными сферами своей жизни и связанные с этим негативные переживания.

2 стр., 636 слов

Методика диагностики социально-психологических установок личности ...

... на 25 вопросов. Прочитав внимательно вопрос, ответьте на него, поставив знак"+". МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ НА МОТИВАЦИЮ К ИЗБЕГАНИЮ НЕУДАЧ Т. ЭЛЕРСА: Порядок работы. Испытуемому выдается ... соответствовало равное количество утверждений. Темы:Агрессия Сексуальность Пагубные привычки Деньги Мода Карьера. ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ НА МОТИВАЦИЮ К УСПЕХУ Т. ЭЛЕРСА: Вводные замечания. Результат теста « ...

Использование методики возможно как в ходе массовых скрининговых обследований, проводимых в рамках психопрофилактических программ, так и в процессе проведения научных исследований. Комплексное выявление индикаторов аддиктивной идентичности при индивидуальной диагностике позволит своевременно диагностировать наличие в структуре личности аддиктивного радикала, выявить его психодинамические механизмы и определить особенности их влияния на развитие аддикции.

Внутренняя структура

Методика состоит из 116 утверждений, ответы на которые формируются по шкале Ликкерта. Утверждения формируют две шкалы: основная шкала Аддиктивная идентичность и дополнительная шкала Социальная желательность. Утверждения шкал не пересекаются; некоторые утверждения не входят ни в одну шкалу.

Процедура проведения

Форма утверждений сформулирована таким образом, что использование методики возможно при проведении как индивидуального тестирования (как в виде устного опроса, так и письменно — респондент самостоятельно отвечает на вопросы), так и при групповой диагностике (респондентам могут раздаваться бланки утверждений и бланки ответов, либо только бланки ответов, а утверждения зачитываются вслух экспериментатором).

Интерпретация

Утверждениям приписывается значение в баллах, равное числовому значению ответа в бланке ответов. Часть пунктов интерпретируются в обратных значениях:

Вариант ответа В прямых значениях В обратных значениях
Абсолютно неверно 1 балл 5 баллов
Скорее неверно 2 балла 4 балла
Верно и неверно 3 балла 3 балла
Скорее верно 4 балла 2 балла
Верно 5 баллов 1 балл

Подсчёт сырых баллов по основным шкалам

Шкала Прямые утверждения Обратные утверждения
Аддиктивная идентичность 1; 3; 4; 5; 7; 9; 10; 11; 13; 14; 15; 17; 18; 21; 23; 24; 26; 28; 29; 31; 32; 33; 34; 35; 37; 39; 41; 43; 44; 45; 46; 47; 51; 52; 53; 55; 59; 63; 64; 65; 67; 69; 73; 74; 75; 76; 77; 79; 82; 83; 84; 85; 86; 87; 88; 89; 90; 91; 92; 93; 95; 97; 99; 100; 101; 102; 108; 109; 113; 116. 2; 6; 8; 12; 16; 22; 27; 38; 40; 49; 50; 56; 57; 58; 61; 62; 68; 70; 72; 78; 81; 94; 96; 98; 103; 104; 106; 107; 108; 110; 111; 112; 114; 115.
Социальная желательность 19; 30; 36; 66; 105. 25; 42; 48; 54; 60; 71; 80.

Т-баллы

Интерпретация шкал

Аддиктивная идентичность

1. Низкие значения — обнаруживает желание преподнести себя в лучшем свете, завышенную самооценку своих качеств, сниженную рефлексивную способность.

2. Средние значения — индивиды отличаются высоким личностным адаптационным потенциалом, имеют определённую систему ценностей и убеждений, знают, кто они, и к чему им стремиться. Таким людям обычно свойственно чувство доверия, оптимизм в отношении будущего, а осознание трудностей не уменьшает стремления придерживаться избранного направления. Свои цели, ценности и убеждения такой человек рассматривает как личностно значимые, обеспечивающие ему чувство смысла жизни.

3. Высокие значения — характеризуются наличием аддиктивной идентичности, проявляющейся в уходе от реальности и стойкой, сильной эмоциональной фиксации на воздействии, изменившем дискомфортное психическое состояние. Такое воздействие может быть химическим, алкогольным, сексуальным, виртуальным и т.д., именуемым в дальнейшем аддиктивным агентом. В эмоциональном плане отличаются ощущением растерянности, неуверенностью в себе, депрессией, самоизоляцией в виде ухода от реального мира, высокими отрицанием, сомнением, отказом от отношений, неверием в себя, чувством выраженного психологического дискомфорта, страхом, депрессивными тенденциями, нарушением восприятия времени.

Социальная желательность

Входящие в эту шкалу 15 утверждений касаются главным образом социально одобряемых, но малосущественных установок и норм повседневного поведения. К ним относятся, например, такие утверждения: «Я всегда выполняю свои обещания, чего бы мне это не стоило»; «Я всегда оплачиваю проезд в транспорте, даже когда кондуктор не заметил меня»; «Если мне что-то расскажут по секрету, то я никому не рассказываю» и др.

Повышения по данной шкале выявляют тенденции испытуемого представить себя в выгодном свете, продемонстрировав строгое соблюдение социальных норм, что в большинстве случаев свидетельствует о недостоверности результатов тестирования.

1. Низкие значения — диагностируемый при выполнении теста, скорее всего, отвечал искренне, что характеризует наличие внутренней честности, результаты, полученные при тестировании, являются достоверными.

2. Средние значения — по степени откровенности тестируемый ничем не отличается от большинства окружающих. В полученном описании особенностей личности наблюдается большая доля истины.

3. Высокие значения — обнаруживает желание преподнести себя в лучшем свете, явное стремление проявить в тесте социально-одобряемые качества. Полученные результаты считаются недостоверными, так как уровень фальсификации настолько высок, что все вышеизложенное не имеет прямого отношения к реальным особенностям личности тестируемого.

Практическая значимость

Методика дает возможность дифференцированно оценить признаки и критерии диагностики аддиктивной идентичности психически здоровой личности, начиная с 17 лет (в крайнем случае, допускается диагностика подростков с 14 лет) и до 35 лет в различных сферах: детско-родительских, семейных отношениях; мотивационной сфере; эмоциональной, профессиональной сфере; сфере поведения и межличностных отношений. Помимо этого методика позволяет выявить склонность личности ко лжи.

Методика может применяться в рамках индивидуального, парного, семейноого консультирования; в работе с аддиктами и их родственниками (которые часто тоже являются аддиктами); в выявлении «групп риска» среди населения и идентификации контингента, нуждающегося в более пристальном внимании специалиста.

Стимульный материал

 

Инструкция

Вам предлагается ряд утверждений относительно каких-то особенностей вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядам на жизнь и т.п.

Прочтите каждое утверждение и поставьте галочку в соответствующем столбце.

Старайтесь отвечать искренне, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами старайтесь долго не задумываться.

Утверждения Верно Скорее верно Верно и неверно Скорее неверно Абсолютно неверно
1. Мне не нравилось, когда в детстве меня контролировали родители          
2. Меня ничуть не обижает, если делаются замечания относительно меня лично          
3. Меня раздражает, если кто-нибудь расспрашивает меня о моем характере          
4. Я знаю, что есть люди, настроенные против меня          
5. Взаимоотношения с партнером противоположного пола приносят мне беспокойство          
6. Иногда я могу сказать неправду          
7. Мои родители и другие члены семьи часто ко мне придираются          
8.

Порой мне кажется, что я не знаю, кто я такой

         
9. В последние полгода я испытываю беспокойство          
10. Критика и замечания очень задевают меня          
11. Мои поступки обычно бывают неправильно поняты окружающими          
12. Я удовлетворен своими взаимоотношениями с партнером противоположного пола          
13. Я всегда выполняю свои обещания, чего бы мне это не стоило          
14. Если бы было возможно, я бы с удовольствием избавился от некоторых черт своего характера          
15. В последнее время я нахожусь в каком-то напряжении и мне трудно расслабиться          
16.

Повседневные трудности и заботы в последнее время часто выводят меня из равновесия

         
17. В кругу моих знакомых меня не всегда понимают          
18. Я испытываю тревогу при установлении отношений с окружающими          
19. Я всегда оплачиваю проезд в транспорте, даже когда кондуктор не заметил меня          
20. Родители всегда старались понять мои чувства          
21. Я бы хотел, чтобы моя судьба была более благосклонной ко мне          
22. Я принадлежу к людям, которых не пугают трудности          
23. Случается, что окружающие не считаются с моим мнением          
24.

Конфликтность в моих взаимоотношениях с партнёром усилилась в последнее время

         
25. Мои манеры за столом дома не так хороши, как в гостях          
26. Если в детстве я плакал, меня редко утешали          
27. Я наметил себе жизненную программу и стараюсь её выполнять          
28. Я чувствую себя более одиноким, чем большинство окружающих меня людей          
29. Меня беспокоит, что окружающие часто не понимают меня          
30. Если мне что-то расскажут по секрету, то я никому не рассказываю          
31. Выражать жалость было не принято в нашей семье          
32. Я испытываю тревогу и дискомфорт, когда думаю о своих жизненных планах          
33. Если я чем-то сильно взволнован или раздражен, то чувствую это как бы всем телом          
34. Новый этап в жизни человека порою приносит опустошение в размеренную жизнь          
35. У меня часто возникают конфликты с близкими мне людьми          
36. Я всегда вспоминаю дни рождения моих знакомых и близких          
37. Случалось, что родители наказывали меня, если я выказывал малейшее неповиновение          
38. У меня есть совершенно четкие планы на свою дальнейшую жизнь          
39. В последнее время мне хочется побыть одному          
40. Перемены в жизни меня пугают          
41. У меня вызывает беспокойство размышления о перспективах по работе          
42. Бывало, что я сдавал экзамены в результате того, что списывал со шпаргалки          
43. Проявлять сочувствие было не принято в нашей семье          
44. Я не чувствую себя уверенно в решении важных вопросов даже после длительных размышлений          
45. Я часто замечаю, что тревожусь о чем-то          
46. Иногда мне докучают неприятные мысли, которые назойливо лезут в голову          
47. Я становлюсь тревожным, когда строю свои отношения с людьми не так как бы мне хотелось          
48. Если на улице поблизости нет урны, то я брошу билет (бумажку) на тротуар          
49. На сегодняшний день отношения с моей семьей меня вполне удовлетворяют          
50. Мне сложно разобраться в моих ценностных предпочтениях          
51. В последнее время моё настроение можно назвать подавленным          
52. В последнее время многое складывается против меня          
53. Я себя чувствую скованно и неуверенно в обществе          
54. Я считаю, что можно и обмануть для пользы дела          
55. В детстве мои родители, как правило, уделяли мне мало времени          
56. У меня есть четкие приоритеты в ценностях          
57. Большую часть времени я чувствую себя счастливым          
58. Меня практически все устраивает в настоящий момент          
59. Иногда я замечаю, что близкие люди относятся ко мне равнодушно          
60. Я могу тайком съесть что-нибудь вкусненькое          
61. В детстве родители часто играли со мной          
62. Я настойчив в реализации моих целей          
63. У меня бывает такое настроение, что с удовольствием бы ничего не видел и не слышал          
64. В последнее время я испытываю беспомощность и неопределенность          
65. Я не имею четкого представления о своих перспективах по работе          
66. Я никогда не опаздываю          
67. У меня есть некоторые особенности, которые другим могут показаться странными          
68. В последнее время я так устаю, что стараюсь не думать о завтрашних делах          
69. Часто у меня бывают головные боли          
70. Я уверен, что выбранная мной работа необходима и социально значима          
71. Иногда я лгал в свое оправдание          
72. Сейчас я могу уверенно сказать, что имею чёткие сложившиеся взгляды на жизнь          
73. Я волнуюсь и переживаю при одной только мысли о возможной неудаче          
74. Наиболее счастливым я чувствую себя тогда, когда бываю один          
75. Мне не раз случалось менять свое отношение к профессии          
76. В последнее время мне в голову приходит мысль, что в моей жизни нет цели          
77. К концу работы я так сильно устаю, что мне необходимо отдохнуть, прежде чем приняться за что-либо          
78. Мне действительно комфортно, когда вокруг меня много людей          
79. Я быстро бросаю дело, если оно идет плохо          
80. Бывало так, что я притворялся больным, чтобы избежать неприятностей          
81. Я уверен в своем будущем          
82. Мне бывает трудно заснуть, если я о чем-нибудь думаю          
83. Я предпочитаю одиночество шумной компании          
84. Я испытываю напряжение, оттого что хочется заняться самыми разными делами, но не могу выбрать самое важное          
85. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной          
86. В сложных для меня ситуациях я могу быстро собраться и принять решение          
87. Случается, что без всяких к тому поводов я терзаюсь, будто сделал что то плохое          
88. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда руководитель полностью контролирует действия подчинённых          
89. Когда в моей жизни возникают какие-то неожиданные события, то я испытываю растерянность          
90. Фраза о том, что каждый должен нести ответственность за свои поступки, кажется мне лишенной всякого смысла          
91. Считаю, что бокал хорошего вина помогает расслабиться          
92. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своих делах          
93. Алкоголь позволяет быть более уверенным          
94. Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей          
95. Я люблю помечтать о своих планах          
96. В сложных ситуациях всегда надо искать принципиально новые решения          
97. Если я чего-то сильно хочу, то не считаю нужным откладывать выполнение моих желаний на потом          
98. Иногда взрослые не должны сдерживать любопытство ребёнка, даже если его удовлетворение может иметь отрицательные последствия          
99. Интернет позволяет мне избавиться от скуки          
100. Сейчас, как никогда, мне не хватает времени          
101. Мои желания должны удовлетворяться немедленно          
102. Я не переношу скуку          
103. Я стараюсь не говорить и не делать такого, что может грозить осложнениями в отношениях с другом          
104. Сейчас мне как никогда остро не хватает времени          
105. Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, вызывают у меня симпатию          
106. Я хочу жить в соответствии с естественным течением времени (не торопя и не задерживая событий)          
107. Мне безразлично, что обо мне говорят другие          
108. Меня редко беспокоит чувство вины          
109. Я совершенно спокойно могу подождать человека, если он опаздывает на встречу          
110. Я стараюсь не выражать открыто своих чувств в тех случаях, когда это может привести к каким-либо неприятностям          
111. Игры или Интернет помогают мне изменить настроение          
112. Излишнее самокопание всегда имеет дурные последствия          
113. Я стараюсь выделить время, чтобы побыть самим с собой          
114. Я доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно          
115. Мое чувство самоуважения во многом зависит от того, чего я достиг          
116. Мне всегда удается руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями          

 

Методика диагностики аддиктивной идентичности/Бланк ответов

 

№ п/п Верно Скорее верно Верно и неверно Скорее неверно Абсолютно неверно
1.          
2.          
3.          
4.          
5.          
6.          
7.          
8.          
9.          
10.          
11.          
12.          
13.          
14.          
15.          
16.          
17.          
18.          
19.          
20.          
21.          
22.          
23.          
24.          
25.          
26.          
27.          
28.          
29.          
30.          
31.          
32.          
33.          
34.          
35.          
36.          
37.          
38.          
39.          
40.          
41.          
42.          
43.          
44.          
45.          
46.          
47.          
48.          
49.          
50.          
51.          
52.          
53.          
54.          
55.          
56.          
57.          
58.          
59.          
60.          
61.          
62.          
63.          
64.          
65.          
66.          
67.          
68.          
69.          
70.          
71.          
72.          
73.          
74.          
75.          
76.          
77.          
78.          
79.          
80.          
81.          
82.          
83.          
84.          
85.          
86.          
87.          
88.          
89.          
90.          
91.          
92.          
93.          
94.          
95.          
96.          
97.          
98.          
99.          
100.          
101.          
102.          
103.          
104.          
105.          
106.          
107.          
108.          
109.          
110.          
111.          
112.          
113.          
114.          
115.          
116.