определить методики, способствующие оценке стрессоустойчивости личности

Введение

Актуальность выбранной темы.

Стресс в нашей жизни играет значительную роль. За последние тысячелетия образ жизни человека существенно изменился. Однако основные физиологические реакции организма остались на том же уровне. Поэтому в наше время человек заболевает и умирает, в основном, от болезней, в основе которых лежит неправильный образ жизни, тяжелые переживания, глубокое чувство неудовлетворенности, страхи. Все эти факторы приводят к возникновению стрессов.

В наше время молодым людям не всегда легко адаптироваться к условиям окружающей среды: они испытывают стресс, когда покидают родителей и едут учиться вдали от дома, а когда испытывают большую нагрузку во время учебы или работы. Поэтому уровень психологической устойчивости молодежи к стрессовым ситуациям является достаточно низким.

Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала.

Объект исследования: стрессоустойчивость личности

Предмет исследования: основные факторы стрессоустойчивости личности

Цель: определить методики, способствующие оценке стрессоустойчивости личности

Совокупность задач:

1. Рассмотреть основное понятие стрессоустойчивости личности.

2. Провести выбор основных методик оценки стрессоустойчивости личности.

3. Провести диагностику стрессоустойчивости личности.

4. Разработать предложения борьбы со стрессоустойчивости личности

Методики сбора и обработки информации:

1. «Шкала реактивной тревожности» (Спилберг Ч.Д)

2. «Методика оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз»» (С.М. Киров)

3. «Синдром эмоционального выгорания» (Бойко В.В.)

Теоретическая и практическая значимость результатов — полученные результаты по определению стрессоустойчивости личности могут быть полезны как самому руководителю, так и специалистам по управлению персоналом для достижения целенаправленной деятельности.

1 Стрессоустойчивость личности

1.1 Содержание понятие стресса и стрессоустойчивости личности

Стресс (англ. stress — напряжение) — состояние напряженности — совокупность защитных физиологических реакций, следующих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров) — холода, голодания, психических и физических травм, облучение, кровопотери, инфекции и др. Стрессор — неблагоприятный фактор, вызывающий в организме животного или человека состояние напряженности — стресс. Жизнь подчас становится суровой и безжалостной школой для человека. Трудности, возникающие на жизненном пути человека (от мелкой проблемы до трагической ситуации), вызывают у нее отрицательные эмоциональные реакции, сопровождающиеся физиологическими и психологическими нарушениями.

4 стр., 1681 слов

Психологическая структура личности, роль стресса в жизни человека

... жизни для большого числа трудящихся. 1. Реакция стресса. Неблагоприятные факторы (стрессоры) вызывают реакцию стресса, т.е. стресс. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. ... глобального определения личности. Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Итак, Личность- это человек, взятый в ...

Признаки стресса принято делить на:

Поведенческие признаки стресса относятся к взаимодействию человека с окружающим миром: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, постоянное откладывание дел на потом, злоупотребление алкоголем, курением, лекарственными препаратами, невнимание к внешнему виду, навязчивые движения и т.д.

Эмоциальные признаки проявляются в беспокойстве, сниженном общем фоне настроения, склонности к частым слезам, вялости и апатии, повышенной утомляемости, ощущении потери контроля над собой и ситуацией; в безразличии к окружающим и близким, своей собственной судьбе, повышенной возбудимости, озабоченности, появлении чувства беспомощности, необычной гневливости и агрессивности, чувстве паники, постоянной раздражительности и нервозности по незначащим поводам.

В когнитивной — восприятие угрозы, оценка ситуации как неопределенной, осознание опасности ситуации, проблемы с концентрацией внимания, волнение, забывчивость, пессимистическое отношение к себе и жизни и т.д.

Классификация видов стресса:

— внутриличностный (отражает конфликт внутри самой личности, нереализованные потребности и притязания и т.п.);

— межличностный (вызванный сложностями во взаимодействии с другими людьми);

— личностный (связан с проблемами в личной сфере человека, а также в связи с заболеванием, злоупотреблением спиртным или употреблением наркотиков);

— посттравматический (связан с перенесенной человеком тяжелой психической травмой);

— информационный (связан с переизбытком или недостатком воспринимаемой человеком информации).

Стрессор (синоним стресс-фактор, стресс-ситуация) — чрезвычайный или патологический раздражитель, значительное по силе и продолжительности неблагоприятное воздействие, вызывающие стресс. Существуют различные классификации стрессоры. В наиболее общей форме различают стрессоры — физиологические и психологические (информационная перегрузка, соревнование, угроза социальному статусу, самооценке, ближайшему окружению).

В наше время эмоциональный стресс все чаще становится причиной тягостных переживаний, нарушений общения людей и заболеваний, получивших название «болезни стресса». Много сил и средств тратится на защиту природы от неблагоприятных влияний со стороны человека, неизбежных в ходе научно-технического прогресса. Но и сам человек должен рассматриваться как важнейший элемент природы, который надо защищать. В прошлые тысячелетия люди боролись с дикой природой — хищниками, стихийными бедствиями, эпидемиями. Для защиты от нее человечество окружило себя искусственной средой с городами и заводами, университетами и больницами, автомобилями и телевидением, зонами отдыха и многим другим. И тут обнаружилось, казалось бы, странное явление. Искусственная среда сама стала наносить удары по людям. Особенно болезненные удары, приводящие людей к стрессу, наносит нерационально организованная психологическая среда. Причиной стресса могут стать излишне интенсивный или монотонный ритм работы и жизни, лишающий людей радостей многодневных празднеств, карнавалов, фестивалей. А они необходимы для полного восстановления работоспособности и жизнеспособности после тяжелой работы, не оставляющей сил для общения, учебы, творчества. Тягостен стресс из-за отсутствия условий для свободного волеизъявления, без чего невозможно развитие многих лучших способностей человека, и многое другое. Проблемы психологической экологии с каждым днем становятся все злободневнее, так как неблагоприятные влияния на психику со стороны пространства, где живут и работают люди, все усиливаются. Эмоциональный стресс проявляется в двух обличиях. Как кратковременная вспышка эмоций, под внешним проявлением которых скрываются сложные физиологические, биохимические процессы. И как длительное напряжение со сложными изменениями поведения, мышления, взглядов на жизнь.

7 стр., 3363 слов

Стресс представляет собой реакцию на значимый раздражитель

... том же контексте, что и слово «стресс». Обычный стресс, который может быть приятным или неприятным, - обязательный компонент жизнедеятельности человека. Без стресса человек не мог бы приспособиться к постоянно меняющимся ...

Изменение человеческих взаимоотношений исследовались в различных экстремальных условиях. При длительном стрессе изменения в общении людей друг с другом могут и резко ухудшаться, и, напротив, стать лучше. Можно выделить три вида дезорганизующих особенностей общения так сказать, «трехглавую гидру раздоров». У человека, изнуренного стрессом, легко возникает неприязнь ко всякой инициативе и инициаторам. Даже в мелочах. Например, кто-либо обращается к нему с вопросом. При стрессе он отвечает неприязненно, у него может мгновенно вспыхнуть раздражение, иногда скрываемое за стиснутыми зубами, нередко прорывается озлобленность. По малейшему поводу и без него в душе человека, пораженного стрессом, загорается обида. Вокруг ему чудятся несправедливости, среди соседей и сослуживцев многие видятся недостойными людьми или просто дураками, подчас без всяких оснований. Приказы часто воспринимаются как неверные, начальники — как глупцы. Это первая неблагоприятная особенность общения при стрессе.

Вторая проявляется в том, что человеку становится неприятен, слишком тяжел груз ответственности за порученное дело и за доверившихся ему людей. Он уклоняется от обязанностей, перекладывает их на кого угодно, старается доказать свою непричастность к ошибкам и срывам в работе. Третья особенность связана с чувством отчужденности от других людей, в том числе членов семьи и коллег. Иной человек месяцы, годы находится в состоянии стресса из-за жизненных невзгод. Тягостные мысли о том, что он никому не нужен и ему не нужен никто постоянные его спутники. Но если уменьшится давление стресса и жизнь улыбнется человеку, его связь с людьми окрепнет.

1.2 Физиологические и психологические аспекты эмоционального

11 стр., 5139 слов

Психология посттравматического стресса

... стресса у разных категорий людей и самостоятельно на практике принимать решение о методах и формах психологической помощи в конкретных ситуациях. Изучение основ психологии посттравматического стресса ... знания в профессиональной деятельности. Программа учебной дисциплины «Психология посттравматического стресса» предусматривает комплексное, последовательное изучение теоретических и методологических ...

стресса и его влияние на личность

Физиология стресса, это то, что происходит внутри нашего организма. А что же происходит с человеком внешне, когда он сталкивается со стресс- фактором?

Учащенное дыхание, напряжение мышц, покраснение лица из-за повышения кровяного давления-все это обусловлено физиологией стресса, а вот все другие проявления строго индивидуальны. И зависят они, я думаю, от состояния нервной системы: сильная или слабая; от преобладания процессов торможения или возбуждения в коре головного мозга; от умения человека владеть собой, своими эмоциями; от воспитания; и даже от семейных, национальных традиций. К примеру, от человека с преобладанием процессов возбуждения в коре головного мозга, не умеющего владеть своими чувствами, да к тому же кавказкой национальности, можно ожидать следующего поведения: он возбужден, почти взбешен, мечется по комнате, не может найти себе места, возмущается и — как итог накопления отрицательных эмоций — разрядка: крик, драка, кинжал.

С одной стороны, это и не плохо, ведь с криком происходит снятие эмоционального напряжения. Хуже, когда человек становиться молчаливым, замкнутым, сидит в углу и смотрит неотрывно в одну точку. Такое внутреннее переживание без снятия психонапряжения очень вредно и чаще приводит к нервной клинике.

Иногда реакция может быть настолько сильной, что организм человека не может справиться с ней сам. Существует термин «неожиданная смерть», которая наступает в результате разрыва сердца или остановк……..

Список использованных источников

1. Андреева Г.Д. Социальная психология. — М.: Наука, 1994

2. Батаршев А.В. Психодиагностика в управлении: Практическое руководство: Учеб. — практич. пособие. — М.: Дело, 2005. — 496

3. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь: В 86 томах (82 т. и 4 доп.).

— СПб., 1890-1907.

4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь справочник по психодиагностике — СПб.: Издательство «Питер», 2000.-528 с.

5. Васищев А.А. Автоматизированный HSY — офис Psychometric Expert-7. Ярославль, Научно-техническая лаборатория «Introspection». 2010. В трех частях.

6. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Учебник для вузов. 2-е изд.- СПб: Питер, 2007. — 320 с.

7. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь. -М.:Политиздат, 1985.-431 с.

8. Прыгин Г.С. Основы психодиагностики: Принципы и методы. История развития. Основы психометрики: Учебное пособие, М.: УМК «Психология», 2003. 198 с.

9. Психодиагностика персонала. Методики и тесты. Учебное пособие для факультетов: психологических, экономических и менеджмента: В 2 т. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2007.

10. СТО СГУПС 1.01 УП. 02-2012. Стандарт организации. Система управления качеством. Работа письменная отчетная. Требования к структуре и оформлению.

11. Урбанович А.А. Психология управления: Учебное пособие. — Мн.: Харвест, 2003. — 640 с.

12. Чередническо И.П., Тельных Н.В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 608 с., 144.

13. «Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик». Стандартные требования к психологическим тестам («Дебют», Ярославль, 1991).

2 стр., 914 слов

Тренинг по психологии для профилактике экзаменационного стресса

... немало достаточно простых правил и приемов преодоления экзаменационного стресса. Предэкзаменационный невроз — это прескверное состояние, делающее человека открытым для любых ударов. Он может получить эти ... которые в дальнейшем должны помочь участникам тренинга при борьбе с экзаменационным стрессом. Заключение. Прощание с участниками. Свое мнение о тренинге. Разминка. Предлагается участником ...

Режим доступа: http: //www.psycheya.ru/lib/kodex_6.html)

14. Кон И.С. Психология старшеклассников [Текст]. — Москва, 2003.

15. Малкина-Пых И.Г. Стратегии поведения при стрессе [Текст] / И.Г. Малкина-Пых // Московский психологический журнал. — №12.

16. Морозов, А. В. Деловая психология [учеб. Пособие] Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений / А.В. Морозов. — спб. : Издательство СОЮЗ, 2000.

17. Трошин В.Д. Стресс и стрессогенные расстройства. Диагностика, лечение и профилактика. [Текст] — М.: Медицинское информационное агентство, 2007. — 784 с.

18. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. [Текст] — спб.: Питер, 2006. — 256 с.

19. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. [Текст] — М.: Медицина, 1976. — 224 с.