ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ
Опросник УСК
1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека. -1
2. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу. +2
3. Болезнь – дело случая, если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь. -3
4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим. +3
5. Осуществление моих желаний часто зависит везения. +3
6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей. +2
7. Внешние обстоятельства – родители и благосостояние – влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов. +3
8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной. -3
9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролируются действия подчиненных, а не полагаются на их самостоятельность. +1
10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий. +3
11. Когда я строю планы, то я в общем верю, что смогу осуществить их. +3
12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий. -1
13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства. -1
14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они не старались наладить семейную жизнь, они все равно не смогут. +1
15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими. -2
16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители. +3
17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни. +3
18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что немало зависит от того, как сложатся обстоятельства. +3
Двигательная активность человека в различные периоды жизни
... Благоприятствует этому то обстоятельство, что в течение первых 2-3 лет жизни самостоятельная двигательная активность ... и увеличение количества движений. При этом происходит своеобразная тренировка его функциональных систем: растет ... усилий требуют точно рассчитанных и точно скоординированных мышечных усилий. Некоторые профессии предъявляют повышенные требования к психологическим возможностям человека, ...
19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности. -3
20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной. -3
21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств. +2
22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определить, что и как делать. +2
23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней. +3
24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле. -1
25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают. +3
26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье. -3
27. Если уж очень захочу, то смогу расположить к себе любого. +3
28. На подрастающее поколение влияет так немало разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными. -3
29. То, что со мной случается — это дело моих собственных рук. +3
30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе. =2
31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявлял достаточно усилий. +3
32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу. +3
33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам. -3
34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно одевать. +3
35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешаться сами собой. -3
36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения. +1
37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи. +3
38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим. -3
39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу. +3
40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания. -2
41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании. -3
42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя. +3
43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других. -1
44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, лени и мало зависело от везения или невезения. +3
пол женский возраст 38 лет профессия скорняк 25.04.2011 г.
Оценка показателей субъективного контроля на основании опросника УСК по шкалам (по ключу)
1. Шкала общей интернальности Ио.
+: -3+2+3-1-1+1-2+3+3-3+3+3+3+3+2+3+3+3+1+3+3+3=33
–: -1-3+3+2+3-3+3+1+3+1+3+2+3+1-3-2-3+2-3-3-2-3-1=0
Всего: 33
2. Шкала интернальности в области достижений Ид.
+: -1-2+3+3+1+3=7
–: -1+3+2+1-3-1=1
Всего: 8
3. Шкала интернальности в области неудач Ин.
+: -3+3-3+3+3+3=6
–: +3+1-3+1-2-3=-5
Всего: 1
4. Шкала интернальности в семейных отношениях Ис.
+: +3+1-3+1-2=0
–: +3+1-3-3-3=-5
Всего: -5
5. Шкала интернальности в области производственных отношений Ип.
+: -3+3+3+3+3=9
–: -1+1+3+1-2=2
Всего: 11
6. Шкала интернальности в области межличностных отношений Им.
+: +3+3=6
–: +2-3=-1
Всего: 5
7. Шкала интернальности в отношении здоровья к болезни Из.
+: -1+3=2
–: -3+3=0
Всего: 2
Перевод сырых баллов в стены
стены | Ио от до | Ид от до | Ин от до | Ис от до | Ип от до | Им от до | Из от до |
—132 — | —36 — | .—36. -8 | —30— | —30 —5 | —12 — | —12 —6 | |
—13 —3 | —10—7 | —7 —4 | —11 —8 | -4 —1 | —6 —5 | —5 —4 | |
—2 — 9 | —6 —3 | —3 0 | —7 —5 | 0 3 | —4 -3 | —3 -2 | |
10 21 | —2 1 | 1 4 | —4 —1 | 4 7 | —2 —1 | -.1 0 | |
22 32 | 2 5 | 5 7 | 0 3 | 8 11 | 0 1 | 1 2 | |
33 44 | 6 9 | 8 11 | 4 6 | 12 15 | 2 4 | 3 4 | |
45 56 | 10 14 | 12 15 | 7 10 | 16 19 | 5 б | 5 6 | |
57 68 | 15 18 | 16. 19 | 11 13 | 20 23 | 7 8 | 7 8 | |
69 79 | 19 22 | 20 23 | 14 17 | 24 27 | 9 10 | 9 10 | |
80 132 | 23 36 | 24 36 | 18 30 | 28 30 | 11 12 | 11 12 | |
-5 |
Стены: Ио 6 Ид 6 Ин 4 Ис 3 Ип 5 Им 4 Из 5
Профиль интернальности-экстернальности
Оценка уровня субъективного контроля
У исследуемой наблюдаются нейтральные показатели интернальности-ээкстернальности – профиль почти полностью совпадает со срединной линией среднего уровня. Незначительные смещения в сторону экстернальности наблюдаются только по шкалам семейных и межличностных отношений. Это говорит о том, что исследуемая склонна более винить в своих неудачах окружающих или случайные факторы, чем себя. Возможно, в стрессовых ситуациях в этих областях у исследуемой будут возникать моменты эмоциональной нестабильности и принятие необдуманных решений.
Скорее всего, исследуемая не склонна переоценивать как результаты собственных усилий, так и влияние внешних факторов. Уровень субъективного контроля у нее средний, что может указывать на то, что о своей способности контролировать ситуацию и влиять на нее она судит в зависимости от обстоятельств.
В целом у исследуемой соотношение мотивации отношений и мотивации достижений примерно одинаково. Обе они не имеют тенденций к повышению.
ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ
(В.Э. МИЛЬМАН)
Назначение теста: методика позволяет диагностировать мотивационный (МП) и эмоциональный профили личности
Тестовый материал
1.В своем поведении в жизни нужно придерживаться следующих принципов:
a. «Время — деньги». Нужно стремиться их больше зарабатывать. +
b. «Главное — здоровье». Нужно беречь себя и свои нервы. ++
c. Свободное время нужно проводить с друзьями. =
d. Свободное время надо отдавать семье. +
e. Нужно делать добро, даже если это дорого обходится. ++
f. Нужно делать все возможное, чтобы завоевать место под солнцем. =
g. Нужно приобретать больше знаний, чтобы понять причины и сущность того, что происходит вокруг. =
h. Нужно стремиться открыть что-то новое, создать, изобрести. =
2. В своем поведении на работе нужно следовать таким принципам:
a. Работа — это вынужденная жизненная необходимость. —
b. Главное — не допускать конфликтов. +
c. Нужно стремиться обеспечить себя спокойными, удобными условиями. =
d. Нужно активно стремится к служебному продвижению. =
e. Главное — завоевать авторитет и признание. =
f. Нужно постоянно совершенствоваться в своем деле. ++
g. В своей работе всегда надо найти интересное, что может увлечь. ++
h. Нужно не только увлечься самому, но и увлечь работой других. ++
3. Среди моих дел в свободное время большое место занимают следующие дела:
a. Текущие, домашние. =
b. Отдых, развлечения. +
c. Встречи с друзьями. +
d. Общественные дела. —
e. Занятия с детьми. =
f. Учеба, чтение необходимой для работы литературы. —
g. Хобби. —
h. Подрабатывание денег. —
4. Среди моих рабочих дел много места занимают:
a. Деловое общение (переговоры, выступления, обсуждения и т. д.).
—
b. Личное общение (на темы, не связанные с работой).
=
c. Общественная работа. —
d. Учеба, получение новой информации, повышение квалификации. —
e. Работа творческого характера. —
f. Работа, непосредственно влияющая на заработок (сдельная, дополнительная).
++
g. Работа, связанная с ответственностью перед другими. ++
h. Свободное время, перекуры, отдых. —
5. Если бы мне добавили выходной день, я бы скорее всего потратил его на то, чтобы:
a. Заниматься текущими домашними делами. +
b. Отдыхать. ++
c. Развлекаться. =
d. Заниматься общественной работой. —
e. Заниматься учебой, получением новых знаний. —
f. Заниматься творческой работой. —
g. Делать дело, в котором чувствуешь ответственность перед другими. —
h. Делать дело, дающее возможность заработать. —
6. Если бы у меня была возможность по-своему планировать рабочий день, я бы стал скорее всего заниматься:
a. Тем, что составляет мои основные обязанности. ++
b. Общением с людьми по делам (переговоры, обсуждения).
+
c. Личным общением (разговорами, не связанными с работой).
—
d. Общественной работой. =
e. Учебой, получением новых знаний, повышением квалификации. =
f. Творческой работой. —
g. Работой, в которой чувствуешь пользу и ответственность. ++
h. Работой, за которую можно больше получить. —
7. Я часто разговариваю с друзьями и знакомыми на такие темы:
a. Где что можно купить, как хорошо провести время. —
b. Про общих знакомых. =
c. О том, что вижу и слышу вокруг. —
d. Как добиться успеха в жизни. =
e. О работе. ++
f. О своих увлечениях —
g. О своих успехах и планах. —
h. О жизни, книгах, кинофильмах, политике. +
8. Моя работа дает мне прежде всего:
a. Достаточные материальные средства для жизни. +
b. Общение с людьми, дружеские отношения. ++
c. Авторитет и уважение окружающих. +
d. Интересные встречи и беседы. +
e. Удовлетворение от работы. ++
f. Чувство своей полезности. +
g. Возможность повышать свой профессиональный уровень. =
h. Возможность служебного продвижения. =
9. Больше всего мне хочется бывать в таком обществе, где:
a. Уютно, хорошие развлечения. =
b. Можно обсудить волнующие тебя рабочие темы. =
c. Тебя уважают, считают авторитетом. +
d. Можно встретиться с нужными людьми, завязать полезные связи. ++
e. Можно приобрести новых друзей. ++
f. Бывают известные заслуженные люди. =
g. Все связаны общим делом. —
h. Можно проявить и развить свои способности. +
10. Я хотел бы на работе быть рядом с такими людьми:
a. С которыми можно поговорить на разные темы. =
b. Которым мог бы передавать свой опыт и знания. +
c. С которыми можно больше заработать. ++
d. Которые имеют авторитет и вес на работе. +
e. Которые могут научить чему-нибудь полезному. +
f. Которые заставляют тебя становиться активнее на работе. ++
g. Которые имеют много знаний и интересных идей. ++
h. Которые готовы поддержать тебя в разных ситуациях. =
11. К настоящему времени я имею в достаточной степени:
a. Материальное благополучие. ++
b. Возможность интересно развлекаться. ++
c. Хорошие условия жизни. +
d. Хорошую семью. ++
e. Достаточно возможностей интересно проводить время в обществе. ++
f. Уважение, признание и благодарность других. ++
g. Чувство полезности для других. ++
h. Создание чего-то ценного, полезного. =
12. Я думаю, что имею в своей работе в достаточной степени:
a. Хорошую зарплату, другие материальные блага. ++
b. Хорошие условия для работы. +
c. Хороший коллектив, дружеские взаимоотношения. ++
d. Определенные творческие достижения. =
e. Хорошую должность. +
f. Самостоятельность и независимость. +
g. Авторитет и уважение коллег. ++
h. Достаточно высокий профессиональный уровень. +
13. Больше всего мне нравится, когда:
a. Не нужно думать о насущных заботах. —
b. Есть комфортное, приятное окружение. +
c. Кругом оживление, веселая суета. +
d. Предстоит провести время в веселом обществе. =
e. Испытываю чувство соревнования, поиска. =
f. Испытываю чувство активного напряжения и ответственности. ++
g. Погружен в свою работу. —
h. Включен в совместную работу с другими. ++
14. Когда меня постигает неудача, не получается то, что я хочу:
a. Я расстраиваюсь и долго переживаю. —
b. Стараюсь переключиться на что-нибудь другое, приятное. ++
c. Теряюсь, не знаю что делать, злюсь на себя. —
d. Злюсь на то, что мне помешало. —
e. Стараюсь оставаться спокойным, и обычно мне это удается. +
f. Пережидаю, когда пройдет первая реакция, и спокойно анализирую, что произошло. +
g. Стараюсь понять, в чем я сам был виноват. =
h. Стараюсь понять причины неудачи и поправить положение. ++
Обработка результатов теста
Ответы испытуемого переводятся в баллы:
«++» — 3 балла,
«+» — 2 балла,
«=» — 1 балл,
«-» или «?» — 0 баллов.
a | ||||||||||||||
b | ||||||||||||||
c | ||||||||||||||
d | ||||||||||||||
e | ||||||||||||||
f | ||||||||||||||
g | ||||||||||||||
h |
Описание шкал теста
Шкалы мотивационного профиля:
П- поддержание жизнеобеспечения,
К — комфорт,
С — социальный статус,
О — общение,
Д — общая активность,
ДР — творческая активность,
ОД — общественная полезность.
Каждая из семи мотивационных шкал представлена в четырех подшкалах:
Ож – общежитейская, относящаяся ко всей сфере жизнедеятельности,
Рб – рабочая (учебная), относится только к рабочей или учебной сфере;
ид – «идеальное» состояние мотива, уровень побуждения, устремления;
ре – «реальное» состояние то, насколько испытуемый расценивает данный мотив удовлетворенным в настоящее время, а так же то, сколько им для этого затрачивается усилий.
Шкалы эмоционального профиля:
Эст – направленность на эмоциональные переживания стенического типа;
Эаст – направленность на эмоциональные переживания астенического типа;
Фст – стенический тип переживания и поведения в состоянии фрустрации;
Фаст – астенический тип переживания фрустрации.
Рб Ре
П | |||||
К | |||||
С | |||||
О | |||||
Д | |||||
Др | |||||
Од |
Рб Ид
П | |||||
К | |||||
С | |||||
О | |||||
Д | |||||
Др | |||||
Од |
Ож Ре
П | |||||
К | |||||
С | |||||
О | |||||
Д | |||||
ДР | |||||
Од |
Ож Ид
П | |||||
К | |||||
С | |||||
О | |||||
Д | |||||
Др | |||||
Од |
Результаты обработки респондента
П | К | С | О | Д | Др | Од | |
Рб Ре | |||||||
Рб Ид | |||||||
Ож Ре | |||||||
Ож Ид |
Эмоциональный профиль
Э | Ф | |
Ст. | ||
Аст. |
Мотивационные профили
Рабочий
Общежитейский
Эмоциональный профиль
Характеристика мотивационной структуры личности респондента
Мотивационный профиль
В целом в мотивационной структуре личности наблюдается превышение мотивов поддержания над развивающими мотивами. Однако, в идеальном рабочем профиле развивающие мотивы явно преобладают над поддерживающими. Реальный рабочий профиль носит импульсивный характер, о чем свидетельствует наличие трех ярко выраженных пиков – по шкалам П, О и Од. Интересно, что в рабочем профиле реальные мотивы поддержания явно преобладают над идеальными, а развивающие мотивы – наоборот. Особенно сильно недонасыщение по шкалам общей и творческой активности. Это может указывать на то, что испытуемая имеет потребность в карьерном росте, может быть, в более творческой работе, но не видит возможности реализовать свои потребности, поэтому не прилагает к этому достаточных усилий.
В общежитейский сфере мотивационный профиль относится к экспрессивному типу, на что указывают заметные перепады профильной линии с наличием двух пиков: по шкалам О и Од – в реальном профиле, и шкалам П и О – в идеальном. Причем, идеальный профиль в данной сфере ниже реального, за исключением шкалы творческой активности, а по шкалам поддержания жизнеобеспечения и общей активности наблюдается гармоничное насыщение.
Значительное различие между характером рабочего и общежитейского профилей говорит о дисгармоничности, неравноценности мотивационной сферы личности в целом. Высокие показатели по шкалам Д, Др и Од в идеальном рабочем профиле говорят о том, что рабочая сфера играет ведущую роль в формировании развивающих мотивов, тогда как в формировании потребительских мотивов прерогатива принадлежит общежитейской сфере.
Эмоциональный профиль
В эмоциональном профиле Эст выше Эаст, что характерно для стенического типа эмоционального поведения, и отражает склонность испытуемой к активным, деятельным эмоциональным переживания.
А вот Фаст значительно выше Фст, что характерно для астенического типа фрустрационного поведения. Это говорит о неумении испытуемой управлять собой с трудных ситуациях и проявлению различных защитных механизмов психики.
В качестве рекомендации работодателю испытуемой для повышения ее мотивации можно предложить предоставить ей возможность несколько сменить род деятельности, например – дать ей возможность выполнять работу более творческого характера.