ДЖ. ХОЛЛАНДА ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК
Обзор
Методика является примером субъективного типологического подхода к изучению личности. Разработчик теста — Дж. Холланд.
Стимульный материал теста отличается от подобного рода опросников и представляет собой 40 дихотомических альтернатив, каждая из которых задана в виде определенной профессии. Испытуемому необходимо осуществить предпочтительный выбор одной из них. Иными словами ответить на гипотетический вопрос: «Кем предпочтительней для него было бы быть: поваром или наборщиком, садовником или метеорологом?» и т.д.
На основе психологического анализа профессий, использованных в тесте, автор выделил 6 шкал соответствующих 6 типам личности:
1. реалистический тип,
2. интеллектуальный тип,
3. социальный тип,
4. конвенциальный тип,
5. предприимчивый тип,
6. артистичный тип.
Каждому типу соответствует 14 различных профессий. Это уравновешивает шкалы в количественном отношении и позволяет осуществлять сравнение выраженности того или иного типа «внутри» каждого испытуемого (т.е. проводить т.н. ипсативное оценивание).
В настоящее время затруднительно дать достаточно серьезную психометрическую оценку теста, так как к.л. данных о валидности и надежности методики не обнаружено.
Содержание
Стимульный материал.
1. Инженер-технолог |
А Инженер-конструктор Б |
2. Вязальщик |
А Санитарный врач Б |
3. Повар |
А Наборщик Б |
4. Фотограф |
А Заведующий магазином Б |
5. Чертежник |
А Дизайнер Б |
6. Философ |
А Психиатр Б |
7. Ученый-химик |
А Бухгалтер Б |
8. Редактор научного журнала |
А Адвокат Б |
9. Лингвист |
А Переводчик художественной литературы Б |
10. Врач-психиатр |
А Статистик Б |
11. Завуч |
А Председатель профкома Б |
12. Спортивный врач |
А Фельетонист Б |
13. Нотариус |
А Снабженец Б |
14. Перфоратор |
А Карикатурист Б |
15. Политический деятель |
А Писатель Б |
16. Садовник |
А Метеоролог Б |
17. Водитель троллейбуса |
А Медсестра Б |
18. Инженер-электронщик |
А Секретарь-машинистка Б |
19. Маляр |
А Художник по металлу Б |
20. Биолог |
А Глазной врач Б |
21. Телеоператор |
А Режиссер Б |
22. Гидролог |
А Ревизор Б |
23. Зоолог |
А Главный зоотехник Б |
24. Математик |
А Архитектор Б |
25. Работник детской комнаты милиции |
А Счетовод Б
|
26. Учитель |
А Командир части Б |
27. Воспитатель |
А Художник по керамике Б |
28. Экономист |
А Заведующий отделом Б |
29. Корректор |
А Критик Б |
30. Завхоз |
А Дирижер Б |
31. Радиооператор |
А Специалист по ядерной физике Б |
32. Наладчик |
А Монтажник Б |
33. Агроном-семеновод |
А Председатель колхоза Б |
34. Закройщик-модельер |
А Декоратор Б |
35. Археолог |
А Эксперт Б |
36. Работник музея |
А Консультант Б |
37. Ученый |
А Актер Б |
38. Логопед |
А Стенографист Б |
39. Врач |
А Дипломат Б |
40. Главный бухгалтер |
А Директор Б |
41. Поэт |
А Психолог Б |
42. Архивариус |
А Скульптор Б |
Ключи
1. Реалистический тип: 1, 2, 3, 4, 5, 16, 17, 18, 19, 21, 31, 32, 33, 34 — все А.
2. Интеллектуальный тип: 1Б, 6А, 7А, 8А, 9А ,16Б, 20А, 22А, 23А, 24А, 31Б, 35А, 36А, 37А.
3. Социальный тип: 2Б, 6Б, 10А, 11А, 12А, 17Б, 20Б, 25A, 26A, 27А, 36Б, 38А, 39А,41Б.
4. Конвенциальный тип: 3Б, 7Б, 10Б, 13А, 14А, 18Б, 22Б, 25Б, 28А, 29А, 32Б, 40А, 42А, 38Б.
5. Предприимчивый тип: 4Б, 8Б, 11Б, 13Б, I5A, 23Б, 26Б, 28Б, 30А, 33Б, 35Б, 37Б, 39Б,40Б.
6. Артистичный тип: 5Б, 9Б, 12Б, 14Б, 15Б, 19Б, 21Б, 24Б, 27Б, 29Б, 30Б, 34Б, 41А, 42Б.
За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл.
Анализ
Характеристика типов.
1 тип.Реалистический.
Это мужской, несоциальный, эмоционально-стабильный, ориентированный на настоящее тип. Охотно занимается конкретными объектами и их использованием. Предполагает занятия, требующие моторных навыков, ловкости и конкретности. Выбирает профессии конкретного действия: механик, электрик, садовод и т. д. Типу свойственны математические, а не вербальные способности.
2 тип.Интеллектуальный.
Ориентирован на труд, не социален, рационален, независим, оригинален. Нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления. Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, физик и т. п. Высоко развиты как вербальные, так и невербальные способности. Гармоничный интеллектуальный тип.
3 тип.Социальный.
Ставит перед собой цели и задачи, которые позволяют ему устанавливать контакт с окружающей средой. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Основные черты характера: общительность, стремление поучать и воспитывать, гуманность, женственность, психологическая настроенность на человека. Предпочитаемые занятия — обучение и лечение, профессии — врач, психолог. Старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем. Решает проблемы, ориентируясь на эмоции, чувства и умение общаться. Зависим от группы и мнения окружающих, активен. Хорошо развиты вербальные способности, они преобладают над невербальными.
4 тип.Конвенциальный.
Характеризуется тем, что отдает предпочтение четко структурированной деятельности: любит когда им руководят. Придерживается традиционных обычаев и взглядов. Его подход к проблеме носит стереотипный, практический и конкретный характер. Спонтанность и оригинальность ему не присущи. Черты характера: ригидность, консерватизм, зависимость. Предпочитает профессии, связанные с канцелярией и расчетом: машинопись, бухгалтерия, экономика. Обладает хорошими навыками общения, хорошими моторными навыками. Преобладают невербальные, математические способности. Это слабый организатор и руководитель, т. е. его решения зависят от мнения людей, его окружающих.
5 тип.Предприимчивый.
Избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, любовь к приключениям. Он предпочитает руководящие роли, в которых он удовлетворяет свои потребности быть признанным. Это: заведующий, директор, товаровед, журналист, репортер, артист, дипломат. Ему не нравятся занятия, связанные с ручным трудом, требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Предпочитает неясные вербальные задачи, связанные с руководством и властью, т. е. любит давать генеральную линию, агрессивен, предприимчив.
6 тип.Артистичный.
Присущ сложный взгляд на мир и жизнь, гибкость оригинальность, независимость решений, несоциальлость — в смысле отличия от окружающих людей. В отношениях опирается на свои ощущения, эмоции, воображение и интуицию, которые у него хорошо развиты. Предпочитает занятия творческого характера — музицирование, рисование, фотографию. Вербальные способности преобладают, но не всегда. Очень высокие способности моторики и восприятия. Уже в молодости характерен высокий жизненный идеал, отличается акцентированным собственным «Я».