ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ

ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ

Тест из набора патопсихологических методик С.Я. Рубинштейн. Многое о нём рассказано в её одноимённом пособии и в «Патопсихологии» Б.В. Зейгарник

ИНСТРУКЦИЯ испытуемому: здесь(на картинке) четыре предмета. Три из них имеют что-то общее, а четвёртый – лишний. Найди и назови один лишний объект и объясни, почему он лишний, что общего у остальных трёх.

НАБОРЫ:

1. КЛЕВЕР, РОМАШКА, КОЛОКОЛЬЧИК, КОШКА

2. ЧАСЫ С МАЯТНИКОМ, БУДИЛЬНИК, НАРУЧНЫЕ ЧАСЫ, МОНЕТА

3. СОЛНЦЕ, ЛАМПОЧКА, КЕРОСИНОВАЯ ЛАМПА, СВЕЧА

4. БОТИНОК, САПОГ, ТУФЛЯ, НОГА

5. САМОЛЁТ, ВЕНТИЛЯТОР, ГВОЗДЬ, ПЧЕЛА

6. СЕКУНДОМЕР, ОЧКИ, ВЕСЫ, ТЕРМОМЕТР

7. ПОРТФЕЛЬ, КОШЕЛЁК, ЧЕМОДАН, КНИГА

8. КРОВАТЬ, ЭТАЖЕРКА, ШКАФ, КОМОД

9. ЗОНТИК, ФУРАЖКА, БАРАБАН, ПИСТОЛЕТ

10. РОЗА, ШУБА, ЯБЛОКО, КНИГА

Жирно выделены лишние объекты.

В последних двух наборах явного лишнего нет. Они предназначены для выявления шизофренических нарушений мышления.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА:

1. Есть ли разделение по принципу «живое – неживое», «естественное – созданное человеком».Наличие такого разделения – важнейший показатель интеллектуальной сохранности испытуемого.

2. Сформирована ли способность к родо-видовому анализу, типа: «звери», «осветительные / измерительные приборы», «обувь» и т.п. Такая способность демонстрирует высокий уровень вербально-логического мышления.

3. Бывает обобщения по функциональному признаку: «это всё надо для того, чтобы…. (нечто делать)»,по признаку материала(«это всё из дерева / металла / стекла») – это менее высокий уровень вербально-логического мышления, чем родо-видовое обобщение. Указывает на незрелость, инфантилизм мышления (после 7 лет).

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... эстетизирует их, развивая при этом наблюдательность, память, мышление, интуицию, воображение. Дошкольный возраст является наиболее подходящим для развития музыкально-творческих способностей. Этот возраст, по мнению психологов (Б.М.Теплов, А.В.Запорожец), ...

4. Случайные обобщения типа «они все тикают», «это всё есть у военного», «у меня дома такие есть», «оно всё нужно, а это нет», а также неспособность выбрать один лишний предмет указывают на интеллектуальную неполноценность, а иногда на патологические особенности мышления (шизофренического, эпилептического характера).

4.1. На шизофрению и шизоидность могут указывать: странные, вычурные критерии обобщения предметов; отсутствие родо-видового разделения; резонёрство (бессмысленное философствование, псевдо-глубина осмысления); соскальзывания (забыл о цели задания, рассуждает о чём-то постороннем); лёгкое решение 9 и 10 задания, без пауз, невнимание к явному отличию этих двух заданий от остальных (нет явных критериев для выделения лишнего).

Отличные примеры проявлений патологического мышления в этом тесте есть в «Патопсихологии» Зейгарник.

4.2. На эпилептоидность – традиционно — указывают застревание на одном признаке (во всех наборах один и тот же критерий разделения предметов), вязкость (излишнее и мелочное погружение в детали).

5. На интеллектуальные трудностиуказывают:

— неспособность верно решить задания (уже семилетний ребёнок может допустить максимум 3 ошибки, всё остальное считается уровнем отставания)

— слабое родо-видовое обобщение

— ориентация в выборе на случайные, малозначимые признаки

— трудности называния предметов (не понимает, что нарисовано)

— трудности ясного изложения мысли.

Во время проведения теста крайне желательно записывать выборы испытуемого и их обоснования. Это пригодится для анализа особенностей мышления испытуемого и для написания заключения.