Часть II. Опросник креативности джонсона (адаптированный) 38

Е. Е. Туник. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002.

В данной брошюре приводится батарея креативных тестов (вербальная и образная области) для диагностики детей 5—15 лет. Во второй части дан адаптированный вариант опросника креативности Д. Джонсона, направленный на изучение уровня развития творческого мышления детей дошкольного и школьного возраста. Предлагаемая методика является экспресс-методикой и успешно дополняет известные, но трудоемкие тесты творческого мышления.

Работа предназначена для психологов, социальных работников и педагогов.

Часть I. Тесты творческого мышления 3

1. ВВЕДЕНИЕ 3

2. КРАТКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 4

3. ОПИСАНИЕ БАТАРЕИ ТЕСТОВ — МЕТОДИК ПО ИЗУЧЕНИЮ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 7

3.1. Батарея тестов «Творческое мышление» 9

3.2. Сравнительный анализ данных семи субтестов творческого мышления 27

3.2.1. Качественное описание полученных данных 27

3.2.2. Сравнение первичных статистических характеристик отдельных субтестов. Взаимокорреляция между субтестами 32

3.2.3. Выводы 34

3.2.4 Связь успешности в учебе и творческости 35

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

Часть II. Опросник креативности джонсона (адаптированный) 38

Описание 38

Надежность 39

Валидность 40

Опросник креативности 43

Лист ответов 44

Часть I. Тесты творческого мышления

1. Введение

Возрастание разнообразия и сложности процессов, возникающих в современном мире, обуславливает необходимость обучения, воспитания и развития людей, обладающих творческим мышлением и способностью к нестандартному разрешению проблем.

Несмотря на многие дискуссионные проблемы, наука (генетика, физиология, психология, социология) и реальная практика обучения многократно доказали не только наличие индивидуальных различий в успешности обучения, но и различие творческих возможностей детей, составляющее их индивидуальный творческий потенциал. Дифференциация детей в любом возрасте по их творческому потенциалу достаточно разнообразна — от умственной отсталости до высокой талантливости и общей одаренности.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... особенностями: эмоциональной отзывчивостью, интересом к увлекательно-творческим заданиям, интенсивностью мышления, поэтому нужно учить детей активному восприятию, переживанию музыкальных произведений, которые ... пробуждают в них творческие силы, внутреннюю активность. Музыка, ...

В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества, общих и специальных способностей, генетическим предпосылкам индивидуальных различий, психологии творческого учителя.

Вместе с тем, до сих пор не существует методик комплексной диагностики, позволяющих определять общую и специфическую одаренность. Недостаточно изученным остается и вопрос о дивергентном (творческом) мышлении.

Ученые пришли к признанию того, что творческие способности не являются синонимами способностей к обучению и редко отражаются в тестах, направленных на определение IQ. На данном этапе пристальный интерес исследователей сместился от типа ученого осмотрительного, точного и критически мыслящего, к личности изобретателя, нестандартного, оригинального и остроумного, а способность к творчеству, долгое время считавшаяся необходимой в основном для создания произведений искусства, всё больше и больше признается также и основой научных достижений.

Целью данной работы являлось изучение природы творческого, дивергентного мышления и разработка способов диагностики творческих способностей детей.

2. Краткий литературный обзор

В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода — способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации, такая способность и была названа креативностью (творческостью).

Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Одним из компонентов креативности, который однако не исчерпывает ее полностью, является способность личности к дивергентному мышлению.

Следует дифференцировать креативный продукт и креативный процесс. Продукт творческого мышления можно оценивать по двум факторам — по его оригинальности и его значению. Креативный процесс — по чувствительности к проблеме, способности к синтезу, чувству сходства и пониманию различий, способности к воссозданию недостающих деталей, дивергентности мышления (не следовать по избитому пути), беглость мысли (беглость речи) и т.д. Эти атрибуты креативности являются общими как для науки, так и для искусства.

Проблемы творческого процесса широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель — может определяться как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов (интеллектуальная активность — Д.Б. Богоявленская /2/) или же рассматриваться как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления вообще и творческого мышления в частности (А.В. Брушлинский /10/).

Большой вклад в разработку проблем способностей, одаренности, творческого мышления внесли также психологи: Б.Г. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.И. Панов, И. В. Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и т.д.

3 стр., 1457 слов

Творческая личность – сущность и развитие

... а систематический естественно научный подход кизучению психических особенностей творческой личности. Главноеотличие творческой личности представители глубинной психологии и психоанализа(здесь их позиции ... спотос Многиеисследователи сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческойличности: не существует особых творческих способностей, а есть личность,обладающая определенной мотивацией ...

Зарубежные ученые также глубоко изучали проблему творческого мышления.

Некоторые люди по мнению Брунера имеют определенные способности для нового и необычного кодирования информации, проявляющиеся как творческое мышление. Голлах и Коган /3/ установили, что высококреативные дети имеют более высокие оценки в тестах на широту категоризации. Познавательная сфера креативных индивидов характеризуется наличием широких категорий, синтетичностью в восприятии окружающего мира и высоким уровнем когнитивной гибкости.

При работе с применением теста Баррона-Уэлша /4/ было установлено, что творческие личности при выполнении теста отдают предпочтение более сложным комплексным и асимметричным фигурам, и это четко отделяет их от нетворческих личностей (т.е. таким образом проявляется их толерантность к непоследовательностям и к данным, противоречащим прошлому опыту индивидов).

Джаксон и Мессик /5/ изучали критерии для оценки продуктов творческой деятельности. Одним из рассматриваемых ими критериев является «конденсация» — достижения проявляют устойчивость во времени, раскрывая все новые и новые свои стороны, сочетают в себе простоту и сложность. Считается, что личность, создающая подобные продукты, должна обладать разнообразным и даже противоречивом сочетанием когнитивных и эмоциональных качеств. Центральным моментом в таком творческом процессе является связывание вещи и явления, которые обычно воспринимаются оторванными друг от друга.

Гилфорд предложил три основных фактора творческого проявления личности — оригинальность (способность предлагать свой, необычный способ мышления), чувствительность и интеграцию. Последняя интерпретируется как способность одновременно учитывать или объединять несколько противоположных условий, предпосылок или принципов.

По данным Мак-Коннена с оригинальностью связаны три характеристики личности — доминантность, отзывчивость к эмоциям, проявление фемининности у мужчин. Раскин обнаруживает связь между творческими способностями и показателем нарциссизма. Делла считает, что творческие личности часто идентифицируют себя с другими личностями и легко меняют роли.

Торранс /6/ провел изучение креативного мышления и получил следующие результаты: креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие год-два и затем получает толчок, возможно, в сочетании с подъемом уровня физического развития (предпубертат).

Креативность неоднозначно зависит от образования. Большинство детей теряет свое спонтанное бесстрашие, когда они становятся «окультуренными», как писал Водсворт /6/ «Обычаи (правила) давят на детей — крепкие, как мороз и почти такие же глубокие, как жизнь».

В первых трех классах школ учителя более спонтанны, детоцентрированы, позже, когда академические требования становятся более жесткими, учителя становятся более критичными по отношению к детям.

Гетзелс и Джаксон разработали батарею тестов, с помощью которой можно было дифференцировать высококреативных (творческимыслящих) и высокоинтеллектуальных детей. Авторы установили, что высокоинтеллектуальные дети равнялись на достижения, стандарты, нормы взрослых и учителей, а высококреативные предпочитали особые достижения, отличающиеся от общепринятых — это дети нонконформные, мятежные, бунтующие. Гетзелс и Джаксон установили, что учителя предпочитают детей с высоким общим интеллектом и низкой креативностью (творческостью).

7 стр., 3063 слов

Тест Климова и его применение по определению профессионально-педагогических ...

... точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; развитое техническое и творческое мышление и воображение; умение переключать и концентрировать внимание; наблюдательность.. "Человек- ... -педагогических склонностей для специалистов спортивно-педагогического профиля. 1. Сущность теста Климова по определению профессионально-педагогических склонностей Вопрос о профессиональном ...

Креативные дети — фантазеры, любят юмор и проявляют юмор и игривость в ответах при исследовании неструктурированной ситуации, любят идти в новых направлениях. Учителя и одноклассники часто так характеризуют креативных детей: «Они выражают дикие и глупые идеи и агрессивно ведут себя».

Тесты дивергентного мышления являются частью общей системы тестов, нацеленных на раскрытие творческого потенциала личности, и связаны, в основном, с именем Гилфорда. Гилфорд/7/ различает дивергентное и конвергентное мышление:

1) Дивергентная продукция — поиск и генерирование новых информационных объектов;

2) Конвергентная продукция — поиск вполне определенных ответов на вполне определенные задачи.

Конвергентная продукция требует аналитического типа мышления, которое необходимо в тех случаях, когда проблема определена. Дивергентная продукция требует более открытого типа мышления. Дивергентное мышление необходимо в решении проблем, имеющих многочисленные правильные ответы.

По мнению большинства психологов творческие способности не являются синонимами способностей к обучению и редко отражаются в интеллектуальных тестах, показателем которых является IQ) — показатель интеллекта. Тесты творческих способностей за рубежом разрабатывались, в основном, Дж. Гилфордом, применялись и модифицированные тесты для детей, разработанные Торрансом.

3. Описание батареи тестов — методик по изучению творческого мышления

В данной главе предлагается батарея тестов по изучению творческости. Большинство тестов является модификацией тестов Гилфорда и Торранса.

В нашем исследовании показатели по всей батарее определяются факторами, установленными в исследованиях Гилфорда, а именно:

1) Беглость (легкость, продуктивность) — этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов;

2) Гибкость — фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов;

3) Оригинальность — фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа;

4) Точность — фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Поскольку трудно создать факторно — чистые тесты, а мы пытаемся получить модели творческих процессов, отражающие их природную сложность, показатель каждого теста отражает два или три упомянутых фактора. Более того, если показатели надежности тестов творческого мышления достаточно велики и равны 0,8—0,9, а коэффициент надежности, определенный методом взаимозаменяемых форм 0,7—0,9 /8/, то с факторным анализом дело обстоит сложнее. Факторный анализ выполнения тестов Торранса не подтверждает интерпретацию этих показателей на основе единичных конструктов. Взаимокорреляции разных показателей единичного теста были выше взаимокорреляции аналогичного показателя (например беглость) по разным тестам. Два показателя оригинальности, полученные в батарее образного творческого мышления /9/ дают корреляцию на уровне 0,30 и 0,40 друг с другом и еще ниже с показателями оригинальности тестов вербальной и образной батарей. Отсюда, по мнению А. Анастази, нецелесообразно рассматривать одинаково названный показатель из различных тестов, как меру одного и того же свойства личности.

9 стр., 4113 слов

Понятие тест, тестирование

... условия, используя единые критерии оценки. Понятие тест, тестирование Слово "тест" произошло из старофранцузкого языка и имеет синоним ... использования статистических методов. В немецкоязычных странах классическим считается следующее определение Линерта: «Тестирование — это обычный научный метод ... и валидности были наборы заданий с выбором ответов, создаваемые практически повсеместно на рубеже 60 —70 ...

По нашему мнению, этот вопрос однозначно не решен и требует дальнейшего изучения.

Отметим несколько моментов, связанных с процедурой проведения тестов. Тесты можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме. С тем, чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, тесты называются занятиями, и как все время подчеркивается, занятиями веселыми. Часто занятия проводятся в игровой форме. В предварительной инструкции, которая дается в свободной форме, мы предлагаем испытуемым предложить как можно больше разнообразных ответов на наши задания, проявлять свой юмор и воображение, постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой.

3.1. Батарея тестов «Творческое мышление»

Данная батарея тестов была предложена автором этой работы. Большинство тестов является модификацией тестов Гилфорда или Торранса. Время проведения батареи тестов — 40 минут. Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет тесты проводятся в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет тесты проводятся в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме).

Следует отметить, что субтест 3 (Слова или Выражение) имеет две модификации, одна модификация — Слова — предназначена для детей от 5 до 8 лет, вторая модификация — Выражение — предназначена для 9 — 15 лет.

Субтест 1.

Использование предметов (варианты употребления)

Задача: Перечислить как можно больше способов использования предмета, отличающиеся от обычного употребления.

Инструкция испытуемому: Газета используется для чтения, ты можешь придумать другие способы использования газеты. Что из неё можно сделать? Как её можно использовать?

Инструкция зачитывается устно.

Время выполнения субтеста t=3 мин. Все ответы дословно записываются психологом при индивидуальной форме проведения. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.

Оценивание: Результаты выполнения теста оценивались в баллах.

11 стр., 5110 слов

4.8. Психологический смысл локализационных показателей 8

... что позволяет избежать многих недостатков тра­диционного определения показателей в тесте Роршаха. Нужно отметить, однако, что длина ответа (количество слов) в этом тесте, в отличие от теста ... несколько чернильных пятен заметно асимметричны. Карточки предварительно отбирались из доста точно большого числа различных, пятен нр трем эмпирическим критериям: 1) степень различия группы студентов колледжа, ...

Имеются три показателя:

1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.

Б=1 × n

n=число уместных ответов; Б=беглость

2) Гибкость — число классов (категорий) ответов.

Все ответы можно отнести к различным классам. Например, ответы типа: сделать из газеты — шапку, корабль, игрушку и т.д., можно отнести к одному классу — Создание поделок и игрушек.

Далее перечисляются основные категории ответов.

Категории ответов(субтест 1)

1. Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать…)

2. Использование для ремонтно-строительных работ (заклеить окна, клеить под обои…)

3. Использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку и сесть, положить под обувь, подстелить на пол при окраске потолка…)

4. Использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы…)

5. Использование для животных (подстилка кошке, подстилка хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой).

6. Использовать как средство для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, туалетная бумага…)

7. Орудие агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты…)

8. Переработка (сдать в макулатуру…)

9. Получение информации (смотреть рекламу, давать и смотреть объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного, билета, посмотреть дату, посмотреть программу ТV и т.д.)

10. Покрытие (сверху) (укрываться от дождя, прикрыть что-то от пыли, укрыться от солнца…)

11. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел)

12. Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше…)

Следует приписать каждому ответу номер категории из вышеприведенного списка, затем, если несколько ответов будут относиться к одной категории, то учитывать первый ответ из этой категории, т.е. учитывать каждую категорию только один раз.. Затем следует подсчитать число использованных ребенком категорий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12 (если не будет дано ответов, отнесенных к новой категории, которой нет в списке категорий).

Кто-то может дать много ответов, т.е. иметь высокий показатель по фактору беглость, но все ответы могут относиться к одной категории, например к категории № 12 — Создание поделок, игрушек.

За одну категорию даём — 3 балла.

Г = 3 × m

Г — показатель гибкости, m — число использованных категорий.

Ответам не подходящим ни к какой категории присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведенным списком категорий.

6 стр., 2817 слов

21. Обучение как категория педагогики

... образоват.деятельности. Аттестация-определение уровня знаний учащегося,квалификации работников. 23. Формирование как категория педагогики Формирование- процесс становаления человека,как социального существа под воздействием множества ... к окр.миру, стимулирует духовное и нравственное развитие. 24. Развитие как категория педагогики Развитие –это процесс и результат количественных и качественных ...

3) Оригинальность — число ответов с необычным употреблением понятия, в данном случае оригинальным считается ответ, данный 1 раз на выборке объемом 30—40 человек. 1 оригинальный ответ — 5 баллов.

Все баллы за оригинальные ответы суммируются.

Ор = 5 × k

Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных ответов.

Строгий подсчёт суммарного показателя по каждому субтесту следует проводить после процедуры стандартизации, т.е. перевода сырых баллов в стандартные. В данном случае, мы предлагаем проводить суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе отчёт в том , что такая процедура не является достаточно корректной, а следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными.

Т1 = Б1 + Г1 + Ор1 = n + 3 × m + 5 × k

где Т1, — суммарный балл по 1 субтесту, Б1 — беглость по 1 субтесту, Г1 — гибкость по 1 субтесту, Ор1 — оригинальность по 1 субтесту, n — общее число уместных ответов, m — число категорий, k — число оригинальных ответов

Следует обратить особое внимание на термин уместные, адекватные ответы. Первое — следует исключать из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции — очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и т.д., помимо специально оговоренных в категории 1. Но в этом случае надо исключать только самые очевидные способы использования газеты, по сути только вышеприведенные. Второе — следует исключать повторяющиеся ( полностью) дублирующие друг друга ответы.

Субтест 2. Заключения

Задача: Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.

Инструкция испытуемому: Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.

Время выполнения субтеста 3 минуты.

Оценивание: Результаты выполнения субтеста оценивались в баллах:

Имеются два показателя:

1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — общее число приведённых следствий. 1 ответ (1 следствие) — 1 балл.

2) Оригинальность — число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. Здесь оригинальным считается ответ приведенный только один раз ( на выборке — 30—40 человек).

1 оригинальный ответ — 5 баллов

Ор = 5 × k

Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных ответов

Т2 = n + 5 × k

Т2 — Суммарный показатель 2 субтеста.

Как и в первом субтесте следует обратить внимание на исключение неуместных ( неадекватных) ответов; а именно: повторяющихся ответов и ответов, не имеющих отношения к поставленной задаче.

Субтест 3. Слова

6 стр., 2940 слов

Философия ответы 32-40

Эпоху Возрождения можно охарактеризовать и как стремление к возрождению идей и ценностей античной культуры. Богоподобие человека – в его способности к творчеству. Причем творческая сущность человека воплощается не только в создании культурных ценностей. Творчество человека проявляется прежде всего в его самосозидании. Возрождение возвеличивает человека не только как творческую, духовную личность: ...

Модификация для детей 5—8 лет.

Субтест проводится индивидуально.

Задача: Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.

Инструкция испытуемому: 1 часть. Придумай слова, которые начинаются на слог — «По», например «Полка».

Даем 2 минуты.

2 часть. Придумай слова, которые оканчиваются на слог «Ка», например «Сумка».

Даем 2 минуты.

Время выполнения всего субтеста — 4 минуты.

Оценивание: Результаты выполнения субтеста оценивались в баллах.

Имеются два показателя:

1) Беглость — общее число приведенных слов. 1 слово — 1 балл.

Б = n

n — общее число слов.

Как и ранее, следует вычеркнуть повторяющиеся слова, а также не учитываются неадекватные слова — в данном случае слова, которые не начинаются или не оканчиваются на заданный в инструкции слог.

2) Оригинальность. Число оригинальных слов, приведенных один раз на выборку 30—40 человек — k.

1 оригинальное определение — 5 баллов

Ор = 5 × k

k — число оригинальных слов. Ор — показатель оригинальности,

Т3 = n + 5 × k

Т3 — суммарный показатель третьего субтеста.

Субтест 3. Выражение

Модификация для 9—15 лет.

Задача: Придумать предложения, состоящие из четырех слов, в которых каждое слово начинается с указанной буквы.

Инструкция испытуемому: Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов, причем каждое слово в предложении начинается с указанной буквы. Вот эти буквы: (испытуемым предъявляются напечатанные буквы)

ВМСК

Пожалуйста, используйте буквы только в таком порядке, не меняйте буквы местами. Привожу пример предложения — Веселый мальчик смотрит кинофильм.

А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами.

Время выполнения субтеста — 5 минут.

Оценивание: Результаты выполнения субтеста оценивались по трем показателям

1) Беглость. Число придуманных предложений — n , 1 предложение — 1 балл.

Б = n

2) Гибкость. Считаем число слов, используемых испытуемым, причем каждое слово считается только один раз. Т.е. в каждом последующем предложении учитываются только те слова, которые не употреблялись испытуемым ранее или не повторяют слова в нашем примере. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, считаются одинаковыми, например: веселый, весело.

Число слов, используемых один раз — m. 1 слово — 0.1 балла.

Г = 0.1 × m

Г — показатель гибкости

3) Оригинальность. Считаем число оригинальных по смысловому содержанию предложений, т.е. таких предложений, для которых главная выраженная в них мысль является оригинальной. Оригинальным будет считаться предложение, которое встречается 1 раз на выборке в 30—40 человек. Одно оригинальное предложение — 5 баллов.

15 стр., 7432 слов

Ответы на вопросы по литре

... она сияла «улыбкой счастья». И Толстому очень трудно осудить эту любовь, гениальное изображение которой сделало

Ор = 5 × k

где Ор показатель оригинальности, k — число оригинальных предложений.

Т3 = n + 0.1 × m + 5 × k

где Т3 — суммарный показатель третьего субтеста (для 9—15 лет).

Субтест 4. Словесная ассоциация

Задача: Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.

Инструкция испытуемому: Приведи как можно больше определений для слова — книга. Например — красивая книга — какая еще бывает книга?

Время выполнения субтеста — 3 минуты.

Оценивание: Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по 3 показателям:

1) Беглость — суммарное число приведенных определений — n. 1 определение — 1 балл.

Б = n

Б — показатель беглости.

2) Гибкость — число приведенных классов — категорий ответов. 1 категория — 3 балла

Г = 3 × m

Г — показатель гибкости, m — число категорий ответов.

Список категорий (4 субтест)

1. Время издания (старая, новая, современная, старинная…)

2. Действия с книгой любого типа (брошеная, забытая, украденная, переданная…)

3. Материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная…)

4. Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая…)

5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая, своя…)

6. Размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая, круглая, квадратная…)

7. Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая…)

8. Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная…)

9. Ценность (дорогая, дешевая, ценная…)

10. Цвет (красная, синяя, фиолетовая…)

11. Эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная…)

12. Язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная…)

Все ответы, относящиеся к одной категории, учитываются один раз и получают — 3 балла. В принципе, максимально-возможный балл — 12×3=36 баллов (в случае, когда в ответах присутствуют все двенадцать категорий, что на практике встречается исключительно редко, а также отсутствуют ответы, которым присваивается новая категория ).

Как и в субтесте 1 ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. В этом случае максимально полученное число баллов может увеличиться.

3) Оригинальность — число оригинальных определений — в нашем случае — k. Оригинальное определение — приведенное всего 1 раз на выборке из 30—40 человек. 1 оригинальное определение — 5 баллов

Ор = 5 × k

Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных определений.

Т4 = n + 3 × m + 5 × k

где Т4 — суммарный показатель 4 субтеста

Субтест 5. Составление изображений

Задача: Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.

Инструкция испытуемому: Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять их размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.

В первом квадрате нарисуйте лицо, во втором — дом, в третьем — клоуна, а в четвертом — то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок.

Испытуемому предъявляется набор фигур, изображенный на рис. 1 и образец выполнения задания — лампа — рис. 2.

Образец незаполненного тестового бланка приведен на рис. 3.

Время выполнения всех рисунков — 1 = 8 минут.

Длина стороны квадрата = 8 см. (для тестового бланка)

Оценивание: Оценивание производится по двум показателям.

1) Беглость — Гибкость. В данном показателе учитываются: n1 — число изображенных элементов (деталей), 1 деталь — 0.1 балла; n2 — число использованных классов фигур (из 4 заданных, а, b, с, d), 1 класс фигур — 1 балл; n2 — изменяется от 0 до 4; n3 — число ошибок, ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии, 1 ошибка — 0.1 балла

Б = 0.1n1i +n2i − 0.1 × n3i)

i — номер рисунка.

Рис.1 Стимульный материал к субтесту 5 (Изображения).

Рис. 2 Лампа. Пример выполненного рисунка к субтесту 5 — Изображения (для предварительного предъявления)

Рис. 3 Образец тестового бланка (субтест 5 — Изображения)

Затем баллы Б (беглость) суммируются по 4-м рисункам.

2) Оригинальность. k1 — число оригинальных элементов рисунка.

Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы или необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга. 1 оригинальный элемент — 3 балла.

В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов/ (см. рис. 8)

k — оригинальность рисунка 4 (по теме, по содержанию).

(Может встречаться 1 раз на выборку в 30—40 человек), k может принимать значения 0 или 1.

За оригинальный сюжет = 5 баллов (относится только к рисунку 4)

Ор = 5 × k +× k1i

Ор — оригинальность, i номер рисунка (от 1 до 4)

Т5 = Б + Ор

Б — беглость, Ор — оригинальность, Т5 — суммарный показатель 5 субтеста.

Субтест 6. Эскизы

Задача: В квадратах теста приводится множество одинаковых фигур (кругов); каждую из фигур надо превратить в различные изображения.

Инструкция испытуемому: Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Дорисуй эти картинки. Рисовать можно внутри круга и снаружи круга. Подпиши название каждого рисунка.

Время выполнения задания — 10 минут.

На рис. 4 изображен неиспользованный тестовый бланк для данного субтеста.

Тестовый бланк состоит из листа стандартной бумаги (формат А-4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине (рис. 4).

Размеры квадрата 5×5 см, диаметр каждого круга ~ 1,5 см.

В качестве примера к субтесту предъявляется нарисованный человечек (рис. 5).

Оценивание: Оценивание проводится по 3 показателям:

1) Беглость — число адекватных задаче рисунков.

n — число рисунков (изменяется от 0 до 20).

За 1 рисунок — 1 балл

Б = n

Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликат), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал — круги. (пр. Круги игнорируются — рис. 9 — вверху)

2) Гибкость — число изображенных классов (категорий) рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию.

m — число категорий, за одну категорию — 3 балла.

Г = 3 × m

Список категорий (6 субтест)

1. Война (военная техника, солдаты, взрывы…)

2. Географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце, луна…)

3. Животные. Птицы. Рыбы. Насекомые.

4. Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы…)

5. Игрушки, игры (любые)

6. Космос (ракета, спутник, космонавт…)

7. Лицо (любое человеческое лицо)

8. Люди (человек)

9. Машины. Механизмы.

10. Посуда

11. Предметы домашнего обихода

12. Природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние…)

13. Растения (любые — деревья, травы, цветы…)

14. Спортивные снаряды

15. Съедобные продукты (еда)

16. Узоры, орнаменты

17. Украшения (бусы, серьги, браслет…)

Если рисунок не соответствует ни одной категории, ему присваивается новая категория.

3) Оригинальность. k — число оригинальных рисунков; оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке 30-40 чел.) 1 оригинальный рисунок — 5 баллов.

Ор = 5 × k

Ор — показатель оригинальности.

Рис. 4 Образец тестового бланка (субтест 6 — Эскизы)

Рис. 5 Пример рисунка для предварительного показа (субтест 6 — Эскизы)

Рис. 6 (1).

Стимульный материал к субтесту 7 (Спрятанная форма)

Рис. 6(2).

Стимульный материал к субтесту 7 (Спрятанная форма)

Рис. 6(3).

Стимульный материал к субтесту 7 (Спрятанная форма)

Рис. 6(4).

Стимульный материал к субтесту 7 (Спрятанная форма)

Рис. 6(5).

Стимульный материал к субтесту 7 (Спрятанная форма)

Рис. 6(6).

Стимульный материал к субтесту 7 (Спрятанная форма)

Т6 = n + 3 × m + 5 × k

где Т6 — суммарный показатель 6 субтеста.

При подсчете баллов по 6 субтесту следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись (рис. 8).

У маленьких детей, которые не умеют писать, после окончания работы необходимо спросить, что изображено на рисунках и подписать названия. В основном это относится к возрастной группе 5—7 лет.

Субтест 7. Спрятанная форма

Задача: Найти различные фигуры, скрытые в сложном, мало структурированном изображении.

Инструкция испытуемому: Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке?

Время выполнения субтеста = 3 минуты. Тестовые стимульные материалы (изображения) приведены на рис. 6 (1-6), всего 6 различных рисунков. Предъявлять следует только один рисунок. Остальные даны для того, чтобы можно было провести повторное тестирование в другое время.

Оценивание: Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по 2 показателям:

1) Беглость — суммарное число ответов — n. 1 ответ — 1 балл.

Б = n

2) Оригинальность — число оригинальных, редких ответов — k. В данном случае оригинальным будет считаться ответ, данный один раз на выборке 30-40 человек. 1 оригинальный ответ — 5 баллов

Ор = 5 × k

где Ор — оригинальность.

Т7 = n + 5 × k

где Т7 — суммарный показатель седьмого субтеста.

Следует отметить, что в первом издании данного теста /13/ приводится только один рисунок, который является стимульным изображением для седьмого субтеста. К сожалению, в ряде изданий были скопированы отдельные части вышеуказанной брошюры, а стимульное изображение-рисунок 6.1 стал широко известен. Поэтому мною были созданы еще пять дополнительных рисунков для субтеста 7. Хотелось бы выразить большую благодарность студенту художественно-графического факультета Российского государственного педагогического университета г. С-Петербурга Дмитриеву Дмитрию за помощь в композиционном построении рисунков 3 и 4.

3.2. Сравнительный анализ данных семи субтестов творческого мышления

3.2.1. Качественное описание полученных данных

Используемые нами тесты назывались веселыми занятиями, проводились в непринужденной атмосфере, дети предупреждались заранее, что все их ответы будут правильными, чем больше они придумают ответов, тем лучше, даже если это необычные ответы, предлагалось пофантазировать, все ответы поощрялись.

Большинство детей отвечало с большой охотой и с желанием продолжать занятия дальше.

Будем обсуждать данные по объединенной выборке -100 человек, возраст ~ 7 лет

Субтест 1. Использование газеты (вербальная область) По этому тесту испытуемыми было дано в среднем 6 ответов на человека (за 3 мин.), разброс по числу ответов велик — от 1 до 14 ответов. Наиболее часто встречающиеся ответы: «Сделать из газеты самолет, шапку, корабль. Сдать в макулатуру. Подстилать газету. Узнавать из нее новости. Узнавать программу ТV».

Редкие, оригинальные ответы: «Замочить газету и переводить слова. Обмахиваться, если жарко. Наказывать газетой собаку (хлопать собаку).

Пользоваться как календарем. Узнать номер лотерейного билета. Дать играть кошке. Составлять анонимки».

Субтест 2. Заключения ( гипотетическая ситуация) (вербальная область).

Этот тест вызвал у некоторых детей затруднение. В среднем было дано 4 ответа (за 3 мин.)

Размах составляет от 0 до 11 ответов. Было приведено ~ 80 типов ответов. Часто повторяющиеся ответы: «Люди и звери будут разговаривать, понимать друг друга. Будут дружить. Люди и звери будут помогать друг другу. Будет весело. Будет неразбериха».

Рис. 7 Примеры рисунков, выполненных в субтесте 5

(Изображения)

Рис. 8 Примеры рисунков, выполненных в субтесте 6 (Эскизы)

Редкие, оригинальные ответы: «Звери будут учить иностранные языки; будут учиться петь песни, будут выступать по телевидению; голубь полетит и передаст письмо словами; звери будут ездить на дачу; у зверей отпадет шерсть и хвост».

Субтест 3. Слова ( вербальная область).

(5-8 лет)

Этот тест обладает большой различительной силой.

Среднее число придуманных слов (каждого типа) — 5. Размах по числу слов от 0 до 20.

Примеры часто приводимых слов: 1 часть (пол, пошла, поле, поезд).

2 часть (кошка, мышка).

Примеры оригинальных слов: 1 часть ( подорожник, поздравление, поминки, порка).

2 часть ( креветка, строчка).

Выражение (9—15 лет)

Субтест обладает большой различительной силой. Среднее число придуманных предложений — 4. Размах по числу предложении от 0 до 9. Примеры часто приводимых предложений: «В Москве стоит кинотеатр.», «В машине сидит кот.» Примеры оригинальных, грамматически верно построенных предложений:

В масленицу скворцы кричат.

Всегда можно солить картошку.

Воробей мешал сороке кричать.

Вода морская соленая, караул.

Витя мухобойкой сбил комара.

Субтест 4. Словесная ассоциация. Определения, (вербальная область).

Среднее число приведенных ответов — определений к слову «книга» составляло 11, размах по числу ответов — от 1 до 30 (за 3 мин.) Было дано 180 ответов.

Ответы с наибольшей частотой: интересная, красивая, большая, маленькая, сказочная, хорошая.

Редкие ответы: удивительная, странная, забытая, правдивая, хреновая, купленная, документальная, запрещенная, мокрая и т.д.

Субтест 5. Изображения (образная область)

Для этого субтеста предложена достаточно сложная система подсчета баллов. При подсчете учитывается общее число изображенных элементов, число использованных классов фигур (из четырех заданных), оригинальность рисунка и его элементов, также учитывалось в качестве ошибки использование других фигур и линий, кроме заданных. С помощью примеров рисунков поясним вышеописанные правила подсчета баллов (рис. 8).

Субтест 6. Эскизы ( образная область).

Предложенная система подсчета баллов для этого теста также довольно трудоемкая.

При подсчете показателей этого субтеста учитывается общее число классов рисунков, число изображенных предметов: например, изображения 6 различных лиц относится к одному классу, изображения нескольких разных букв также относится к одному классу. Считается ошибкой, если испытуемый не использовал круг для построения своего рисунка (рис. 9), учитывается оригинальность изображения, редкость его появления (пример оригинального изображения приведен на рисунке 9), а также учитывается оригинальность подхода, а именно: необычное выполнение рисунка, удачное использование круга, необычная композиция рисунка и т.д.

Субтест 7. Спрятанная форма (образная область).

К рис. 6 (1).

Этот субтест предпочитаем детьми, все испытуемые работают с данным заданием с большим интересом. Среднее число ответов по этому тесту — 12, размах от 5 до 25 ответов. Всего дано 190 различных ответов, т.е. по этому субтесту получено самое большое число ответов.

Ответы с наибольшей частотой: зонт, рыба, кувшин, ведро, птица, шляпа, человек, солнце, лампа, лодка, облако.

Редкие, оригинальные ответы: баскетбольная корзина, взрыв, кактус, банан, якорь, мина, дядя Степа, таракан, каштан, круг для плавания, кувшин из под старика Хоттабыча, сосиска, забор и т.д.

3.2.2. Сравнение первичных статистических характеристик отдельных субтестов. Взаимокорреляция между субтестами

Комплексное исследование по предложенной методике проводилось на базе средней школы-гимназии (экспериментальный класс), средней школы с углубленным изучением иностранного языка (обычный класс) и шахматного клуба городского Дворца Творчества Юных г. Санкт-Петербурга. Всего обследовано 150 человек в возрасте ~ 7 лет.

В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

1. Разработка батареи методик, позволяющих оценить различные параметры творческого мышления

— вербальное — творческое мышление

— образное — творческое мышление

2. Изучение взаимокорреляции между показателями отдельных факторов — беглости и оригинальности мышления.

3. Изучение взаимных корреляций

— между показателями отдельных субтестов

— между показателями отдельных областей: вербальным и образным творческим мышлением

— между показателями отдельных субтестов и областей и интегральным показателем, характеризующим творческое мышление.

4. Выделение из предлагаемой батареи тех тестов, которые являются наиболее информативными и хорошо дифференцируют различия в уровне творческого мышления.

Полученные результаты были подвергнуты количественному и качественному анализу, математико-статической обработке, включающей в себя: вычисление средних значений, стандартных отклонений и других первичных статистик, проведен корреляционный анализ данных.

Были подсчитаны первичные статистики показателей творческости: среднее, стандартное отклонение и коэффициент вариации. Также был проведен расчет коэффициентов корреляции Спирмена между показателями отдельных субтестов и показателями отдельных субтестов и интегральными характеристиками.

Были введены интегральные показатели беглости, оригинальности, гибкости, интегральный вербальный показатель (1—4 тесты), интегральный образный показатель (5—7 тесты) и общий интегральный показатель.

Из-за большого объема полученных данных, а также необходимости рассмотрения числовых данных только для узкого круга специалистов, экспериментальные данные в данной работе не приводятся. С ними можно ознакомиться непосредственно у автора брошюры.

В следующем параграфе описаны выводы, полученные в результате проделанной работы.

3.2.3.Выводы

1. Разработана батарея тестов творческого мышления (состоящая из семи субтестов).

С помощью данных субтестов изучалось:

— вербальное творческое мышление (4 субтеста) 1—4.

— образное творческое мышление (3 субтеста) 5—7.

2. Была изучена связь двух факторов — гибкости и оригинальности с интегральными показателями творческого мышления.

3. При анализе показателей беглости (суммарное число ответов) и оригинальности (число необычных, оригинальных ответов) мышления были получены результаты:

наибольшее число ответов и наибольшее число оригинальных ответов испытуемые дают в субтестах 4 (Определение) и 7 (Спрятанная форма).

4. Субтесты 2 (Заключения), 3 (Выражения), 4 (Определение), 7 (Спрятанная форма) обладают наибольшей различительной способностью, лучшим образом дифференцируют испытуемых.

В целом можно отметить, что вербальные тесты обладают большей различительной способностью, чем образные, а показатель оригинальности большей, чем показатель беглости.

5. Была изучена корреляция субтестов между собой и интегральными показателями творческости:

— Субтесты вербальной области — 1, 2, 3, 4 значимо коррелируют между собой и со всеми интегральными показателями и с субтестом 7 из образной области;

— Субтесты образной области — 5, 6, 7 — не коррелируют между собой; субтесты 5, 6 не коррелируют с вербальными тестами, но значимо коррелируют с интегральными показателями.

— Следует особо выделить субтест 6, который коррелирует только с интегральными образными показателями.

6. Для изучения корреляции между успешностью в учебе и творческостью были подсчитаны коэффициенты корреляции Спирмена между средним школьным баллом, полученным в конце обучения в 1 классе, и показателями творческости, все полученные коэффициенты не значимы. Этот вывод еще раз подтверждает необходимость включения тестов творческого мышления при диагностировании детей.

3.2.4 Связь успешности в учебе и творческости

Для решения вопроса о том, существует ли связь между школьной успешностью и уровнем творческости были подсчитаны парные коэффициенты корреляции Спирмена между уровнем успешности в учебе (средний школьный балл) и данными каждого субтеста, а также между уровнем успешности в учебе и рядом интегральных показателей: интегральный показатель беглости, интегральный показатель вербальной творческости, образной творческости и общий интегральный показатель творческости.

Все полученные значения коэффициентов линейной корреляции незначимы для данной выборки.

Не удалось получить никакой явной функциональной зависимости (графическим путем), что также свидетельствует об отсутствии функциональной связи между творческостью и успешностью в учебе. Наблюдался большой разброс данных по всей области определения, т.е. одинаковому показателю творческости мог соответствовать как низкий — 3.0, так и высокий школьный балл — 4.8. Правда, можно отметить существование закономерности в области высоких значений интегральных показателей творческости: — высоким значениям интегральных показателей творческости соответствуют высокие значения показателей школьной успешности. Т.е. можно сделать вывод, что ребенок обладающий высоким творческим потенциалом будет чаще всего хорошо учиться, т.е. соблюдается достаточное условие. Обратное утверждение неверно (необходимое условие не выполняется), т.е. высоким значениям показателя успешности в учебе не всегда соответствуют высокие значения показателя творческости, они могут быть и очень низкими, что свидетельствует о том, что для достижения успешности в учебе не обязательно наличие творческого потенциала. Т.е. нет двусторонней связи, а существует только однонаправленная связь, да и то только в области высоких значений показателя творческости. Здесь даны пока только предварительные выводы.

Наши выводы об отсутствии однозначной связи между успешностью в учебе и творческостью согласуются с многочисленными данными зарубежных авторов.

Этот вывод еще раз подтверждает необходимость включения тестов творческого мышления при отборе одаренных детей, т.к. творческое мышление не является синонимом успешности в учебе.

4. Заключение

Развитие творческого мышления детей составляет новую задачу совершенствования системы народного образования, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, дальнейшего развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

Но вопрос о творческом (дивергентном ) мышлении остается недостаточно изученным.

В связи с этим нами была поставлена цель — изучение природы творческого мышления и разработка способов диагностики и развития творческих способностей детей.

Полученные дынные могут быть использованы психологами и педагогами (после консультации с психологом) при изучении природы творческого мышления, а также в психодиагностике при изучении творческих способностей индивидов и при отборе одаренных и талантливых людей.

Особенно следует отметить, что так как вышеописанные тесты проводятся в игровой манере, как веселые занятия, они могут использоваться педагогами не только в качестве диагностических, но и для развития творческого мышления у детей. Хотелось бы предостеречь педагогов от вынесения отрицательных оценок по результатам тестов. В процессе проведения аналогичных занятий допустимо только поощрение ребят, а при обсуждении результатов занятий приведение только самых лучших ответов с поощрением. Не очень хорошее выполнение тестов обсуждать не следует, а детям надо просто сказать: «Ну что ж, нормально». При обсуждении лучших ответов педагог пытается расширить мыслительные горизонты детей, умение посмотреть на вещи и явления с разных сторон, умение увидеть необычное в обычном, самостоятельное мышление, умение предложить что-то новое, фантазировать, связать на первый взгляд несовместимые вещи, т.е. воспитывать творческий подход к жизни.

Часть II. Опросник креативности джонсона (адаптированный) Описание

В настоящее время для изучения уровня развития творческого мышления (креативности) детей дошкольного и школьного возраста наиболее известными и часто применяемыми являются следующие психодиагностические методики: вербальные и образные тесты творческого мышления Торренса П. (10), адаптированные Туник Е.Е. и батарея тестов креативности, созданная Туник Е. Е. на базе креативных тестов Гилфорда и описанная в части I данного издания. Необходим экспресс — метод, позволяющий быстро и качественно провести психодиагностику креативности. Для достижения данной цели был адаптирован опросник креативности Джонсона.

Под термином «креативность» понимается способность особого рода — способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Опросник креативности был основан на двух подходах к данной проблеме. Первый подход: по Торренсу креативность проявляется, когда существует дефицит знаний; в процессе включения информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений; их проверке; в процессе сообщения результатов. По Джонсону (1973), для поведения, возможного для наблюдения, креативность проявляется как неожиданный, с позитивной опорой исполнителя на самого себя, продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия.

Опросник креативности (ОК) фокусирует наше внимание на тех элементах, которые связаны с творческим выражением самого себя.

Опросник креативности — это объективный, состоящий из восьми пунктов список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. С работой над ОК можно быстро справиться самостоятельно и также самостоятельно произвести подсчеты. Для заполнения опросника требуется 10—20 минут (в зависимости от количества оцениваемых и опытности заполняющего опросник).

Каждый пункт оценивается на основе наблюдений эксперта (наблюдателя) за социальными взаимодействиями интересующего нас лица в данной окружающей среде (в классе, во время какой-либо иной деятельности, на занятиях, на собрании и т.д.).

Данный опросник позволяет провести как самооценку (учащимися старшего школьного возраста — 9—11 классы),так и экспертную оценку креативности другими лицами : учителями, родителями, одноклассниками и т.д. Каждый пункт оценивается по шкале, содержащей пять градаций:

1=никогда, 2=редко, 3=иногда, 4=часто, 5=постоянно.

Общей оценкой креативности является сумма баллов по восьми пунктам (минимальная оценка — 8, максимальная оценка — 40 баллов).

В таблице 1 предлагается распределение суммарных оценок по уровням креативности.

Таблица 1

Соотношение креативности и суммарных оценок опросника

Уровни креативности

Шкала общих оценок опросника

Очень высокий

40—34

Высокий

33—27

Нормальный, средний

26—20

Низкий

19—15

Очень низкий

14—0

Надежность

Для оценки надежности опросника Джонсон Д. сравнивал между собой данные, полученные от разных респондентов (экспертов), которые проводили оценку творческих возможностей одних и тех же учеников в различных ситуациях. Джонсон полагает, что учителя и другие эксперты могут адекватно определить, что некоторые школьники обладают более высоким уровнем развития творческих способностей по сравнению с другими учениками, а также, что некоторые учащиеся имеют высокие показатели по отдельным творческим характеристикам и низкие по другим. По Джонсону, коэффициент корреляции между данными различных экспертов будет находиться в пределах от 0.70 до 0.80 (что является доказательством достаточно высокого уровня согласованности этих данных).

Других данных, характеризующих надежность опросника, Джонсоном не приводится.

Нами также была проведена оценка надежности опросника креативности. Для оценки ретестовой надежности был рассчитан коэффициент корреляции рангов Спирмена (интервал — три месяца), равный 0.79 (объем выборки — 80 детей).

Для сопоставления между собой данных различных экспертов (экспертами являлись три учителя, преподающие разные предметы), были найдены коэффициенты корреляции Спирмена. Для выборки детей 8 лет, объемом 25 человек, величина коэффициента корреляции находилась в пределах от 0.51 до 0.71. Для выборки детей 10 лет, объемом 26 человек, величина коэффициента корреляции составляла от 0.49 до 0.78. Для выборки детей 14 лет объемом 40 человек, величина коэффициента корреляции составляла от 0.58 до 0.79. Наши данные, характеризующие согласованность между различными экспертами несколько ниже, чем соответствующие данные Джонсона. Следует также отметить наблюдаемую тенденцию: с ростом возраста детей согласованность данных различных экспертов между собой возрастает.

Валидность

В работах Д. Джонсона приводятся различные корреляционные данные, которые направлены на определение внешней валидности Опросника Креативности, при использовании его в качестве психодиагностического инструмента для идентификации и оценки поведенческой креативности. Джонсон сообщает (1975), что существует значимая положительная корреляция между данными Опросника креативности (ОК) и данными методики «Социальное взаимодействие и креативность в коммуникационной системе» /2/ ( коэффициент корреляции произведения моментов Пирсона -r = 0.51 ).

Также сообщается о существовании положительной корреляции между ОК и вербальной батареей тестов творческого мышления Торренса (r = 0.56 ), между ОК и тестом отдаленных ассоциаций (r = 0.51 ).

Джонсон приводит данные о корреляции между ОК и отдельными субтестами теста Векслера. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между ОК и данными теста интеллекта Векслера был равен 0.62 (объем выборки — 18 детей от 6 до 7 лет ).

Также отмечено наличие отрицательной корреляции между данными опросника и шкалой локуса контроля для детей (тест Новински—Стрикленда), т.е. существует отрицательная связь между креативностью и экстернальностью (убеждением учащихся в том, что их поведение в значительной степени зависит от удачи, случая, судьбы и влияния других людей).

Нами была предпринята попытка оценить валидность по критерию опросника креативности Д. Джонсона. Получена положительная корреляция между ОК и вербальными тестами Торренса — коэффициент корреляции Спирмена = 0.42 ; между ОК и образными тестами Торренса — коэффициент корреляции Спирмена = 0.57 (40 детей от 8 до 10 лет).

Корреляция между ОК и данными батареи креативных тестов Туник Е.Е. /9/ характеризуется коэффициентом корреляции Спирмена = 0.44 ( выборка объемом 40 человек, 14 лет).

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между ОК (самооценка подростками самих себя по ОК, 40 чел., 14 лет) и креативными тестами Туник Е.Е. = 0.52, а коэффициент корреляции Спирмена между самооценкой и экспертной оценкой креативности по ОК (экспертами являлись три школьных педагога) = 0.44. Полученные данные свидетельствуют о том, что существует более тесная связь между различными педагогами, чем между педагогами и школьниками. Также следует отметить, что существует более тесная связь между самооценкой креативности самими школьниками и данными креативных тестов, по сравнению с оценками, данными педагогами и креативными тестами.

Также получены интересные данные об отсутствии значимой линейной корреляции между ОК и школьной успешностью (средний школьный балл за учебный год), для выборки объемом 20 человек детей 10 лет. Корреляция между ОК и личностной тревожностью также незначима (20 человек, 8 лет).

Существует значимая положительная корреляция между ОК и данными теста «Прогрессивные матрицы Равена» (r = 0.48), а также между ОК и показателями теста ШТУР (школьный тест умственного развития) r = 0.41 для выборки объемом 40 человек школьников 14 лет.

Все полученные данные свидетельствуют о возможности применения креативного опросника Джонсона в качестве психодиагностического инструмента для оценки творческих проявлений, доступных прямому наблюдению. Опросник креативности Джонсона может быть использован только как инструмент для экспресс-оценки, со всеми вытекающими отсюда ограничениями. Опросник предназначен для психологов, а также может быть использован педагогами после предварительной консультации со школьным психологом.

Опросник креативности Список характеристик креативности

Творческая личность способна:

1. Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (Чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).

2. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (Беглость).

3. Предлагать разные виды, типы, категории идей (Гибкость).

4. Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (Находчивость, изобретательность, разработанность).

5. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (Воображение, способности к структурированию).

6. Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (Оригинальность, изобретательность и продуктивность).

7. Воздержаться от принятия первой пришедшей в голову типичной, общепринятой идеи, выдвигать различные варианты и выбрать наилучший (Независимость).

8. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (Уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение).

Лист ответов

(опросник креативности)

Дата _________________ Школа ________________ Класс _________________

Возраст _____________________

Респондент (ФИО) __________________________

(заполняющий анкету)

В таблице под номерами от 1 до 8 отмечены характеристики творческого проявления (креативности), которые описаны на предыдущей странице. Пожалуйста, оцените, используя пяти-бальную систему, в какой степени каждый ученик обладает вышеописанными творческими характеристиками. Возможные оценочные баллы:

5 — постоянно; 4 — часто; 3 — иногда; 2 — редко; 1 — никогда

ФИО

Творческие характеристики

Сумма баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

44