ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТЕСТЫ ПО ФИЛОСОФИИ
(ЧАСТЬ 1)
Философское направление, считающее духовное начало основой бытия, называется
— идеализмом
— дуализмом
— материализмом
— плюрализмом
Для движения не характерна
— непротиворечивость
— объективность
— активность
— абсолютность
По мнению Л. Леви-Брюля, мышление первобытных людей и восприятие ими окружающего мира может быть названо
— антилогическим
— пралогическим
— диалектическим
-мистическим
4. Диалектическое отрицание – это
— переход от старого к новому
— полное уничтожение одной из противоположностей
— переход к новому с сохранением элементов старого
— возвращение к старому
Светская философия отказывается от поиска смысла жизни в
— самой жизни
— служении людям
— потустороннем мире
— преобразовании себя и общества
Натуралистический подход к человеку характерен для
– философии И. Канта
— религиозной философии
— средневековой философии
— фрейдизма
Социоцентрическая установка в определении сущности человека разделялась
— О. Контом
— В.С. Соловьевым
— К. Марксом
— П.А. Сорокиным
— З. Фрейдом
Учением о формах и способах ценностного проектирования человеком своих жизненных устремлений является
— антропология
— этика
— эстетика
— аксиология
9. Аксиология – это учение о
— смыслах
— ценностях
— бытии
— познании
Основная философская идея русского космизма состоит в
— спасении избранных
— непротивлении злу насилием
— достижении всеединства
— тесной связи человека и космоса
К методологическим функциям философии относятся
— интегрирующая
— гуманистическая
— координирующая
— объяснительно-информационная
-логико-гносеологическая
12. Соотнесите имя философа – Р. Декарта – и название страны, культуру которой он представляет:
— Россия
— Англия
— Франция
— Германия
13. Соотнесите имя философа – И. Канта – и название страны, культуру которой он представляет:
— Россия
Философия 44
... мысль о том, что с помощью логики можно раскрыть сущность философии. Следует отметить, что как философ Б. Рассел не ограничивал круг своих интересов лишь логическим анализом ... языка. Он внес заметный вклад в исследование проблем теории познания, социальной философии и ...
— Англия
— Франция
— Германия
14. Соотнесите имя философа – С.Л. Франка – и название страны, культуру которой он представляет:
— Россия
— Англия
— Франция
— Германия
15. Соотнесите имя философа – Ф. Бэкона – и название страны, культуру которой он представляет:
— Россия
— Англия
— Франция
— Германия
16. Философское направление, считающее опыт единственным источником познания – это
— эмпиризм
— скептицизм
— рационализм
— интуитивизм
Бессознательным в философии называют
— совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума и не поддающихся в данный момент контролю со стороны сознания
— совокупность физиологических процессов деятельности мозга
— все, что не находится в данное время в фокусе сознания личности, но может быть включено в сознание
— низшую форму психической деятельности, свойственную животным
— одну из относительно самостоятельных сторон психической реальности человека
18. Установите соответствие между понятием – АПОРИЯ – и его определением:
— противоречие между двумя суждениями, каждое из которых считается в равной степени обоснованным и логически выводимым в рамках некоторой теории
— логически неправильное рассуждение, выдаваемое за правильное
— противоречие, которое возникает в теории при несоблюдении в ней логическое правильности рассуждения
— трудноразрешимая проблема, связанная обычно с противоречием между данными опыта и их мысленным анализом
19. Установите соответствие между понятием – АНТИНОМИЯ – и его определением:
— противоречие между двумя суждениями, каждое из которых считается в равной степени обоснованным и логически выводимым в рамках некоторой теории
— логически неправильное рассуждение, выдаваемое за правильное
— противоречие, которое возникает в теории при несоблюдении в ней логическое правильности рассуждения
— трудноразрешимая проблема, связанная обычно с противоречием между данными опыта и их мысленным анализом
20. Установите соответствие между понятием – ПАРАДОКС – и его определением:
— противоречие между двумя суждениями, каждое из которых считается в равной степени обоснованным и логически выводимым в рамках некоторой теории
— логически неправильное рассуждение, выдаваемое за правильное
— противоречие, которое возникает в теории при несоблюдении в ней логическое правильности рассуждения
— трудноразрешимая проблема, связанная обычно с противоречием между данными опыта и их мысленным анализом
21. Установите соответствие между понятием – СОФИЗМ – и его определением:
— противоречие между двумя суждениями, каждое из которых считается в равной степени обоснованным и логически выводимым в рамках некоторой теории
— логически неправильное рассуждение, выдаваемое за правильное
Теория решения изобретательских задач (триз)
... решения изобретательских задач (АРИЗ), этот алгоритм есть попытка собрать в единой логически последовательности все способы и вспомогательные средства для решения изобретательских задач. Этот алгоритм ... разработками и т.д.) и АРИЗ. В 1980-х годах Г.С. Альтшуллер начинает разрабатывать теорию развития творческой личности (ТРТЛ). Эта работа была обусловлена складывающимся убеждением, что ...
— противоречие, которое возникает в теории при несоблюдении в ней логическое правильности рассуждения
— трудноразрешимая проблема, связанная обычно с противоречием между данными опыта и их мысленным анализом
Научная теория, выступающая в качестве образца научного исследования на определенном этапе развития науки, называется
— доктриной
— учением
— парадигмой
— идеологией
Обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, называется
— историей
— познанием
-обществом
— техникой
К глобальным экологическим проблемам относится
— угроза распространения ВИЧ-инфекции
— преодоление контраста в развитии разных стран
-современный энергетический кризис
-международная преступность
25. «Свобода – это осознанная необходимость», — считал
— Сократ
— Н. Кузанский
-Августин
-Б. Спиноза
Современные исследователи отмечают положительное значение таких социальных последствий перехода к постиндустриализму, как
— размывание и распад социальных связей
-многоуровневое демократическое участие народа в политике
— сопровождение производства богатства все большим риском
-гуманизация технологий
-усиление социального неравенства
Философия имеет__________________характер.
-диалектический
-узкоспециальный
-узконациональный
-общественно-исторический
-догматический
28. Объектом философии является…
— природа
— бытие в целом
— человек
-общество
29. Сопоставьте имя мыслителя и эпоху: Сократ
— Средневековье
-Новое Время
-Античность
30. Сопоставьте имя мыслителя и эпоху: Б. Спиноза
— Средневековье
-Новое Время
-Античность
31. Сопоставьте имя мыслителя и эпоху: Августин
— Средневековье
-Новое Время
-Античность
Механическая картина мира базировалась на понятиях
— нелинейности
— диалектического развития
— неделимой корпускулы
— биологической и социальной эволюции
— абсолютного пространства и времени
Первым среди естествоиспытателей научно обосновал идею о пространстве и времени как неразрывных неотъемлемых свойствах материальных процессов
— И. Ньютон
-Г. Галилей
-Д. Бруно
-Г.В. Лейбниц
Модель реальности, в которой создается эффект присутствия в ней человека, называется
— виртуальной
— актуальной
-объективной
-субъективной
35. Законы по степени соотношения необходимости и случайности подразделяются на:
— объективные и субъективные
-динамические и статические
-открытые и закрытые
-вероятностные и инвариантные
Искусство направлено на постижение
— объективных законов физической реальности
— эстетического
— всеобщих связей
— сакрального мира
Согласно концепции креационизма, человек
— является продуктом эволюции
Проблема человека в современном гуманитарном знании
... у К. Хорни. Современный человек «в поисках смысла» в концепции В. Франкла. Специфика социально-психологического ... КУРСА «Социальная психология личности» Проблема человека в современном гуманитарном знании Специфика социально-психологического подхода к пониманию ... сплоченность семьи, характер семейной коммуникации, модель социального мира, дидактическая доминанта образования. Литература 1. ...
-является продуктом космического разума
-возник в результате воздействия космического излучения
-сотворен Богом
То, что заключает в себе определенный положительный смысл, обозначается в этике категорией
— совести
— счастья
-свободы
— блага
С позиций антропоцентрической методологии
— человек никогда не должен рассматриваться как объект, а всегда только как субъект действия
— человек должен быть объяснен из самого себя
— человек должен быть объяснен совокупностью общественных отношений
— вопрос о сущности человека неправомерен
— сущность человека состоит в его природном естестве
Необходимым и предварительным условием решения всех глобальных проблем является
— предотвращение III мировой войны
— освоение ресурсов Мирового океана
-преодоление распространения опасных болезней
— регулирование темпов роста народонаселения
Разновидностями социального детерминизма являются концепции
— постмодернизма
— экзистенциализма
-экономического детерминизма
-провиденциализма
-географического детерминизма
Характерными чертами самосознания являются
— инстинктивность
-рефлексивность
-предметность
-врожденность
-объективность
Познавательной процедурой, состоящей в постижении смысла и значения информации, процессов и явлений, является
— интуиция
-логика
-понимание
-объяснение
44. В науке различают два уровня исследования:
— интуитивный и рациональный
-эмпирический и теоретический
-чувственный и логический
-гуманитарный и естественнонаучный
Качество предмета, с точки зрения диалектики, есть
— система необходимых свойств предмета
-внешние признаки предмета
-то, что можно измерить
-то, что никогда не изменяется в предмете
Дуализм является философским учением,
— ограничивающим роль Бога актом творения мира и приведения его в движение
— утверждающим, что сознание первично, а материя вторична
— исходящим из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал
— рассматривающим многообразие явлений мира, исходя из одного начала, единой основы (субстанции)
С позиции картины мира классической науки
— случайность понимается как конструктивный фактор развития
-связь разных уровней организации осуществляется через хаос
-сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития
— мир жестко связан причинно-следственными отношениями
— развитие мира ретросказуемо и предсказуемо в силу его линейного характера
48. Существование «осевого времени», согласно К. Ясперсу, свидетельствует о
— наличии в истории смысла
— духовном единстве человечества
— циклическом характере
— спиралевидном характере исторического развития
— о едином центре духовного развития человечества
49. Личность – это
— человек, подчиняющий свое поведение требованиям общества
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... для непрерываемой жизни своей в Беспредельности. Для лучшего понимания пытались делить человека на плотного, земного ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не ... не человек, а только проводник его духа, футляр, в котором он временно живет, чтобы накопить нужный опыт и знания ...
— всякий индивид
-человек с положительными чертами характера
— человек с развитыми индивидуальными способностями, направленными на решение социальных задач
50. Создателем учения об «идеальном государстве» был (1)
— Сократ
— Платон
-Пифагор
— Аристотель
Логико-гносеологическая функция философии заключается в
— обосновании понятийных и теоретических структур научного знания
— обретении высших мировоззренческих ориентиров в жизни
— размышлениях над смысложизненными вопросами
— критике структур социальной действительности
— разработке самого философского метода, его нормативных принципов
Характерной чертой русской идеалистической философии является
— антропологичность
— детальная разработка гносеологии
— системность
— строгость логических построений
Фраза — _________________________НЕ ХАРАКТЕРНА для искусства.
— «Искусство – способ воплощения законов развития общества»
— «Искусство – это творческий акт»
— «Искусство – форма выражения мировоззрения художника»
— «Искусство – специфическая форма познания мира»
54. Для философии Нового времени характерна концепция природы человека:
— механистическая
— экономическая
— гуманистическая
— органическая
Сферами психики, по З. Фрейду, являются
— «Сверх-Я»
— «Не-Я»
— «Мы»
— «Я»
— «Оно»
Мысленное объединение частей в единое целое есть
— отождествление
— синтез
— анализ
— корреляция
57. Установите соответствие между именами философов – АРИСТОТЕЛЬ, ДЕКАРТ — и разделяемой ими концепцией истины:
— прагматическая концепция истины
— доктрина «двух истин» («двойственной истины»)
— корреспондентская концепция истины
58. Установите соответствие между именами философов – СИНГЕР БРАБАНТСКИЙ, БОЭЦИЙ ДАКИЙСКИЙ — и разделяемой ими концепцией истины:
— прагматическая концепция истины
— доктрина «двух истин» («двойственной истины»)
— корреспондентская концепция истины
59. Установите соответствие между именами философов – У. ДЖЕЙМС, Д. ДЬЮИ — и разделяемой ими концепцией истины:
— прагматическая концепция истины
— доктрина «двух истин» («двойственной истины»)
— корреспондентская концепция истины
Представляет собой совокупность теоретически осмысленных взглядов на человека, мир и взаимоотношения между человеком и миром.
— религия
— искусство
— право
— философия
Формой рационального познания является
— понятие
— ощущение
— восприятие
— представление
К общелогическим методам познания НЕ ОТНОСИТСЯ
— аналогия
— синтез
— анализ
— наблюдение
63. Установите соответствие между концепцией истины – КОГЕРЕНТНАЯ — и ее основными положениями:
— истина есть соответствие знания объективной реальности
Концепция воспитания школьников по методике н.Е.Щурковой
... животных. Культура умственного труда. Книга как источник знаний. Познание как константа жизни человека. Культура чтения. Отношение человека к книге. Культура восприятия информации иеё воспроизведения. ... программы “Старшеклассник” —“жизнь”, конечный результат —формирование принципов добра, истины, красоты как принципов собственной жизни. Заключительным этапом школьного воспитания становится ...
— истинность знания определяется через практическую полезность, эффективность, инструментальность
— истинность есть согласованность знания с более общей, охватывающей системой знания
64. Установите соответствие между концепцией истины – КОРРЕСПОНДЕНТНАЯ — и ее основными положениями:
— истина есть соответствие знания объективной реальности
— истинность знания определяется через практическую полезность, эффективность, инструментальность
— истинность есть согласованность знания с более общей, охватывающей системой знания
65. Установите соответствие между концепцией истины – ПРАГМАТИСТСКАЯ — и ее основными положениями:
— истина есть соответствие знания объективной реальности
— истинность знания определяется через практическую полезность, эффективность, инструментальность
— истинность есть согласованность знания с более общей, охватывающей системой знания
Принцип детерминизма свидетельствует о том, что
— любое явление самопроизвольно
— в иррациональном мире нет ни причин, ни следствий
— следствие может опережать причину
— причина всегда предшествует следствию
67. В зависимости от темпов развития и характера развития промышленного производства культуры делятся на:
— скотоводческие и ремесленные
— традиционные и индустриальные
— восточные и западные
— высокие и низкие
Масса в постиндустриальном обществе
— формируется с помощью коммуникативных технологий
— воспринимает окружающих через противопоставление своих и чужих
— предполагает обязательный личный контакт индивидов
— характеризуется личной идентификацией с позицией лидера
Бунт как утверждение свободы человека, выбирающего собственную сущность, обосновывал
— К. Маркс
— Ф. Ницше
— з. Фрейд
— А. Камю
Мировоззренческий принцип, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания, называется
— космоцентризмом
— натурализмом
— теоцентризмом
— антропоцентризмом
В своей трактовке сущности человека экзистенциализм исходит из того, что
— человек ответственен не только за себя, но и за других людей
— существование человека предшествует его сущности
— причины поступков человека находятся в его социальном окружении
— бытие есть непосредственная нерасчленённая целостность субъекта и объекта
Система надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающая воспроизводство и изменение социальной жизни, называется
— культурой
— психикой
— сознанием
— божественными заповедями
Форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности изучаемого объекта, есть
— гипотеза
— обобщение
— теория
-факт
В центре размышлений П.Я. Чаадаева находится
— философское осмысление истории
37.. Истина и заблуждения. Достоверность знания. Критерии истины
... от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее резвия. Это придает ей особ ценность, связанную с прогностическим измерением. Истиные знания дают людям возможность разумно ... - не принцип верификации, а принцип фальификации, т.е. не подтверждение на истинность, а опровержение неистинности. Фальсификация по Попперу, это принципиальная опровержимость (фальсифицируемость) любого ...
— внутренний мир человека
— гносеологическая проблематика
— проблемы религиозной веры
К мировоззренческим функциям философии относятся
— гуманистическая
— объяснительно-информационная
— интегрирующая
— координирующая
— логико-гносеологическая
76. Культура – это
— способность к созиданию ценностей и использование их для блага людей
— все, созданное людьми
— достойный образ жизни
— искусство
Общественное поведение человека и коллективное поведение животных
— ничем не различаются
— обусловлены действием инстинктов
— не имеют ничего общего
— различаются способностью людей организовывать неформальные объединения
Субъектом сознания могут выступать
— неживая природа
— коллектив
— общество в целом
— человеческий индивид
— весь окружающий мир
113 Соотнесите имена философа – М. ХАЙДЕГГЕР и его высказывания по проблеме истины:
— «Высшая истина – сущность человека
— «Истина совершается в событии, в переживании бытия. Только там она и есть»
— «В основе истинного знания лежит мистическое или религиозное восприятие, от которого только наше логическое мышление получает свою безусловную разумность, а наш опыт – значение безусловной реальности»
114 Соотнесите имена философа – В.С. СОЛОВЬЕВ и его высказывания по проблеме истины:
— «Высшая истина – сущность человека
— «Истина совершается в событии, в переживании бытия. Только там она и есть»
— «В основе истинного знания лежит мистическое или религиозное восприятие, от которого только наше логическое мышление получает свою безусловную разумность, а наш опыт – значение безусловной реальности»
115 Соотнесите имена философа – Л. ФЕЙЕРБАХ и его высказывания по проблеме истины:
— «Высшая истина – сущность человека
— «Истина совершается в событии, в переживании бытия. Только там она и есть»
— «В основе истинного знания лежит мистическое или религиозное восприятие, от которого только наше логическое мышление получает свою безусловную разумность, а наш опыт – значение безусловной реальности»
116 «Цель оправдывает средства», — считают представители
— аскетизма
— провиденциализма
— гедонизма
— прагматизма
В философии эпохи Возрождения человек понимается, прежде всего, как
— творец
— художник
— совокупность общественных отношений
— политическое животное
— раб Божий
Философское учение о познании называется
— онтологией
— философской антропологией
— гносеологией
— метафизикой
К важнейшим признакам человеческого существа, согласно христианской антропологии, следует отнести
— свободу воли
Теории познания деятельности человека
... их сущности (истинного знания), а в связи с этим рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее ... внутренний анализ собственного «Я», именно самосознание Человека. Основным содержанием сознания человека является знание. Знание результат познавательной деятельности. ... преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Одним из истоков агностицизма является гносеологический релятивизм ...
— несвободу
— греховность
— бездуховность
— гармоничность
Протяженность, трехмерность, изотропность, обратимость считаются свойствами
— времени
— пространства
— мышления
— движения
Вся совокупность достоверных сведений о внешнем и внутреннем мире человека, которым располагает общество или отдельный индивид, есть
— представление
— концепция
— знание
— познание
122 Автором «Философических писем», написанных в 1829-1830 г.г., являлся
— В.Г. Белинский
— П.Я. Чаадаев
— Н.В. Станкевич
— А.Н. Герцен
Миропонимание, мировосприятие, мироотношение в своей совокупности образуют
— теорию
— концепцию
— картину мира
— мировоззрение
Философия, помогая индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях, реализует свою функцию
— методологическую
— критическую
— гуманистическую
— теоретическую
Представители славянофильства полагали, что человек в своих поступках должен руководствоваться, прежде всего,
— совестью
— логикой
— правовыми нормами
— личным интересом
Согласно теизму, материя сотворена, а потому не является
— модусом
-субстанцией
— субстратом
-интенцией
Всякий процесс изменения и перехода из одного состояния в другое представляет собой
— прогресс
— круговорот
-движение
-существование
128 Слово «диалектика» для обозначения искусства вести спор впервые применил
— Сократ
-Аристотель
— Платон
-Гераклит
В иррационализме важнейшим способом познания признается
-мышление
-интуиция
-интроспекция
-интеллект
130 Утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль как печень желчь», отражает теорию
-умеренных материалистов
— объективных идеалистов
— вульгарных материалистов
-субъективных идеалистов