А.Я. Психология >> Описания психологических тестов. Ориентировочная (ориентационная) анкета

А.Я. Психология >> Описание методики КАРТА ИНТЕРЕСОВ

Для проведения исследования потребуется карта интересов – вопросник из 174 вопросов, отражающих направленность интересов в 29 сферах деятельности и лист ответов, представляющий собой матрицу из шести строк и двадцати девяти колонок. Каждая колонка соответствует одной из сфер интересов:

 

1. Биология

2. География

3. Геология

4. Медицина

5. Легкая и пищевая промышленность

6. Физика

7. Химия

8. Техника

9. Электро- и радиотехника

10. Металлообработка

11. Деревообработка

12. Строительство

13. Транспорт

14. Авиация, морское дело

15. Военные специальности

16. История

17. Литература

18. Журналистика

19. Общественная деятельность

20. Педагогика

21. Право, юриспруденция

22. Сфера обслуживания, торговля

23. Математика

24. Экономика

25. Иностранные языки

26. Изобразительное искусство

27. Сценическое искусство

28. Музыка

29. Физкультура и спорт

 

 

Заполнение ответного банка может выполняться индивидуально или в группе.

 

Обработка результатов. В заполненном листе ответов в каждом из столбцов подсчитывается количество положительных ответов.

Анализируя полученные данные, необходимо выделить те сферы, которые содержат наибольшее количество положительных ответов. Если среди них окажется несколько сфер с одинаковым числом положительных ответов. Если среди них окажется несколько сфер с одиниаковысм числом положительных ответов, то следует считать, что более выраженным интересам соответствуют те из них, которые содержать наименьшее количество отрицательных ответов. При оценке направленности интересов следует в первую очередь учитывать сферы с наибольшим количеством положительных ответов, но необходимо обратить внимание также на сферы с наибольшим количеством отрицательных ответов, отвергаемые оптантом. Оценка степени выраженности интересов имеет пять градаций: высшая степень отрицания – от –12 до –6, интерес отрицается – от –5 до –1, интерес выражен слабо – от +1 до +4, выраженный интерес – от +5 до +7, ярко выраженный интерес – от +8 до +12.

 

 

ИНСТРУКЦИЯ

Для того чтобы помочь Вам выбрать профессию с учетом Ваших интересов, предлагаем оценить ряд ут­верждений о различных видах занятий.

19 стр., 9310 слов

Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых младших школьников

... обстановка играет важную роль в формировании положительной эмоциональной сферы.   .2 Развитие эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте Эмоции ... чему он прикасается, все, что имеет для него интерес и значение. Во взаимоотношениях с другими людьми - ... при ограничении движений, и удовольствие, возникающее в ответ на покачивание, поглаживание. Если рассмотреть эмоциональные реакции ...

Если Вам очень нравится, очень любите или очень хотели бы наниматься тем, что предлагается в утверждении, то поставьте в соответствующей клетке бланка ответов «++».

Если просто нравится, любите или хотели бы «+»

Если не знаете, сомневаетесь «О»

Если не нравится «-«

Если очень не нравится, не любите и не хотели бы «- -»

Если на один и тот же вопрос у Вас возникает два противоположных (полярных) ответа, то поставьте тот знак, который соответствует ответу, более близ­кому (по Вашему мнению) к истине. Отвечайте на каж­дый вопрос, не пропуская ни одного. Проставляя свои ответы, следите, чтобы номер клетки в бланке ответов не расходился с номером вопроса.

Если Вам что-либо непонятно, Вы можете сразу же спросить.

 

ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ? НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ? ХОТЕЛИ БЫ ВЫ?

1. Знакомиться с жизнью растений или животных.

2. Уроки географии, чтение учебника по географии.

3. Читать художественную или научно-популярную литературу о геологических экспедициях.

4. Интересоваться строением тела и работой внутренних органов человека.

5. Уроки домоводства или домашние занятия домоводством.

6. Читать научно — популярную литературу о физических откры­тиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков.

7. Читать об открытиях в химии или о жизни и деятельности выдающихся химиков.

8. Читать технические журналы («Техника — молодежи», «Юный техник»).

9. Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области электротехники и радиоэлектроники.

10. Знакомиться с разными материалами и их свойствами.

11. Узнавать о разных породах древесины и об их практическом применении.

12. Узновать о достижениях в области строительства.

13. Читать книги смотреть фильмы о водителях различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного и др.).

14. Читать книги смотреть фильмы о летчиках, о космонавтах.

15. Знакомиться с военной техникой, встречаться с участниками войн.

16. Читать книги об исторических событиях и исторических деятелях.

17. Читать произведения классиков русской и зарубежной литературы.

118. Читать и обсуждать газетные и журнальные статьи и очерки.

19. Обсуждать текущие дела и события в классе и школе»

20. Читать книги о жизни школы (педагогов).

21. Читать книги? смотреть фильмы о работе милиции.

22. Заботиться о порядке в вещах, о красивом виде помеще­ния, в котором учитесь, живете, работаете.

23. Читать книги типа «Занимательная математика» или «Математический досуг».

24. Знакомиться с организацией промышленности нашей страны,

25. Занятия иностранным языком.

26. Знакомиться с жизнью выдающихся художников, с историей развития изобразительного искусства.

27. Знакомиться с жизнью выдающихся мастеров сцены и кино, с артистами коллекционировать их фотографии.

28. Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкан­тов, с музыкальным искусством.

29. Читать спортивные газеты, журналы, книги о выдающихся спортсменах.

13 стр., 6355 слов

Карен Хорни и её книга Невротическая личность нашего времени

... главным образом социальными факторами. В 1937 г. вышла ее первая книга — «Невротическая личность нашего времени», посвященная анализу роли социальных ... факторов в возникновении неврозов. В данной книге автору удалось полно и точно описать живущего среди нас ... также его насущным тревогам и созданным от них защитам. Книга написана доступным языком и адресована не только психиатрам ...

30. Изучать ботанику, зоологию, биологию.

31. Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим картам.

32. Читать о жизни и деятельности знаменитых геологов.

33. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах и достижениях в области медицины.

34. Побывать на экскурсии на предприятиях легкой промышлен­ности (швейном, обувном, текстильном и т.д.)

35. Читать книги типа «Занимательная физика», «Физики шутят».

36. Находить химические явления в природе, проводить опыты с различными веществами, следить за ходом реакций.

37. Знакомиться с новейшими достижениями современной техни­ки (слушать и смотреть радио- и телепередачи, мекать статьи в газетах и журналах).

38. Посещать радио технический кружок или кружок электро­техники.

39. Знакомиться с различными измерительными инструментами для металлообработки и работать с ними.

40. Наблюдать за изготовлением изделий из дерева, рассматривать новые образцы мебели и т.д..

41. Встречаться со строителями и наблюдать за их работой.

42. Читать популярную литературу о средствах и правилах передвижения.

43. Читать книги, смотреть фильмы о речниках, о моряках.

44. Читать книги, смотреть фильмы на военные темы, знако­миться с историей крупнейших сражений и судьбой выдающихся полководцев.

45. Обсуждать текущие политические события в России и за рубежом.

46. Читать статьи о писателях и их произведениях.

47. Слушать радио — и теленовости, смотреть тематические телепередачи.

48. Узнавать о событиях, происходящих в городе, области, стране.
49. Давать объяснения товарищам, как выполнять учебное задание, если они не могут его сделать.

50. Справедливо рассудить поступок друга, знакомого или литературного героя.

51. Обеспечивать семью продуктами питания, организовывать питание всех во время похода.

52. Читать научно-популярную литературу об открытиях математики, о жизни и деятельности выдающихся математиков.

53. Интересоваться сообщениями в печати об экономических показателях работы предприятий.

54. Читать художественную литературу на иностранном языке.

55. Быть членом редколлегии, заниматься художественным оформлением газет.

56. Посещать драматический театр или театр юного зрителя.

57. Слушать оперную и симфоническую музыку.

58. Посещать спортивные соревнования, слушать и смотреть радио — и телепередачи.

59. Посещать биологический кружок.

60. Заниматься в географическому кружке, изучать природу и жизнь родного края.

61. Составлять и собирать описания, изображения геологических объектов (минералов, слоев земли и т.п.).

62. Изучать организм человека, причины возникновения болезней и пути их лечения.

63. Посещать кружок кулинарии, готовить дома обеды.

64. Проводить опыты по физике.

65. Готовить растворы, взвешивать реактивы.

66. Разбирать и ремонтировать, собирать различные механизмы (часы, утюг, велосипед, телевизор, магнитофон).

67. Пользоваться точными измерительными приборами (вольтметром, амперметром и др.) и производить расчеты.

68. Мастерить различные детали и предметы из металла.

69. Собирать различные образцы древесины или художественно обрабатывать дерево (выпиливать, выжигать, полировать и пр.)

5 стр., 2182 слов

Проект кружка ВИА

... расширен. Интерес студентов к деятельности  ВИА позволит привлечь их к занятиям в кружке, заполнить активным содержанием их сво­бодное время, развить их творческие способности ... обеспечить формирование высоконрав­ственной, духовно богатой личности студентов академии. Цели и задачи кружка. 2.1. Задачи: Наполнение активным содержанием свободного времени студентов; развитие творческой личности, ...

70. Набрасывать строительный эскиз или выполнять чертежи различных построек.

71. Посещать кружок железнодорожников, автолюбителей.

72. Заниматься в секции парашютистов, в кружке авиамоделистов или в авиаклубе.

73. Заниматься в стрелковой секции.

74. Изучать историю возникновения различных народов и государств.

75. Писать классные или домашние сочинения по литературе.

76. Наблюдать за поступками, поведением, жизнью других людей, анализировать явления или события жизни.

77. Выполнять общественную работу (организовывать, сплачи­вать товарищей на какое-нибудь дело).

78. Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-либо им рассказывать, помогать им в чем-либо).

79. Устанавливать дисциплину среди сверстников или младших.

80. Наблюдать за работой продавца, повара, официанта.

81. Заниматься в математическом кружке.

82. Изучать развитие промышленности, узнавать о новых достижениях в области планирования и учета на промышленном предприятии.

83. Работать с иностранными словарями» разбираться в малознакомом языке.

84. Посещать музеи, художественные выставки.

85. Выступать на сцене перед зрителями.

86. Играть на одном из музыкальных инструментов.

87. Играть в спортивные игры.

88. Наблюдать за ростом и развитием животных, вести записи наблюдений.

89. Самостоятельно составлять географические карты, собирать различные географические материалы.

90. Собирать коллекции минералов, собирать экспонаты для геологического музея.

91. Знакомиться с работой медсестры, врача или фармацевта.

92. Посещать кружок кройки и шитья, шить себе и членам семьи.

93. Заниматься в физическом кружке или посещать факультатив по физике.

94. Заниматься в химическом кружке или посещать факультатив по химии.

95. Заниматься в одном из технических кружков (моделировать самолеты, корабли, машины и пр.).

96. Знакомиться с устройством электроприборов, электроаппаратуры и электрических машин, собирать, конструировать, ремонтировать радиоприборы и аппаратуру.

97. Уроки труда в школьных слесарно-станочных мастерских.

98. Заниматься в столярном кружке.

99. Бывать на стройке, наблюдать за ходом строительства, за отделочными работами.

100. Наблюдать за соблюдением правил передвижения пешеходов и транспортных средств.

101. Заниматься в секции гребли, яхтсменов, аквалангистов, бригаде по спасению утопающих.

102. Участвовать в военизированных играх («Зарница» и пр.)

103. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры народа.

104. Заниматься в литературном кружке, посещать факультативные занятия по литературе и русскому языку.

105. Вести личный дневник.

106. Выступать в классе с сообщениями о международном положении с докладами на различные темы.

5 стр., 2176 слов

1 !!!госы ответы

... людей, не имеющих специальной профессиональной подготовки в искусстве, занимающихся художественной деятельностью на досуге. К сфере С. И. ... творчества. Самодеятельное движение как форма поведения, возникающего в ответ на определённую социальную проблему. Типы и ... а также соответствующие им организационные формы (самодеятельные студии, кружки самодеятельных художников). В 20в. были три типа культуры ...

107. Выполнять работу вожатого.

108. Выяснять причины поведения и поступков людей, которые они хотели бы скрыть.

109. Помогать покупателю в магазине выбирать покупку, которая ему нужна.

110. Решать сложные задачи по математике.

111. Точно вести подсчеты своих денежных доходов и расходов.

112. Заниматься в кружке иностранного языка.

113. Заниматься в художественном кружке, школе или изостудии.

114. Участвовать в смотрах художественной самодеятельности.

115. Заниматься в коре или одном из музыкальных кружков.
116. Заниматься в какой — либо спортивной секции.

117. Участвовать в биологических олимпиадах или готовить выставки растений или животных.

118. Участвовать в географических экспедициях.

119. Участвовать в геологических экспедициях.

120. Наблюдать и ухаживать за больными, оказывать им помощь.

121. Участвовать в выставках кулинарных или кондитерских работ (или посещать их).

122. Участвовать в физических олимпиадах.

123. Решать сложные задачи по химии, участвовать в химических олимпиадах.

124. Разбираться в технических чертежах или составлять чертежи самому.

125. Разбираться в сложных радиосхемах.

126. Посещать с экскурсией промышленные предприятия и знакомиться с новыми типами станков, наблюдать за работой на них или за их ремонтом.

127. Мастерить что-нибудь из дерева своими руками.

128. Принимать посильное участие в строительных работах.

129. Принимать посильное участие в обслуживании и ремонте автомобиля, мотоцикла или других транспортных средств.

130. Летать в любую погоду на самолетах «скорой помощи» или управлять сверхскоростными самолетами.

131. Жить по жестко установленному режиму, строго, выполняя распорядок дня.

132. Заниматься в историческом кружке (собирать материалы, выступать с докладами на исторические темы).

133. Работать с литературными источниками, библиографическими справочниками, вести дневник впечатлений о прочитанном.

134. Участвовать в диспутах и читательских конференциях.

135. Подготавливать и проводить различные сборы, либо собрания и т.д.

136. Шефствовать над трудновоспитуемыми, обсуждать с кем-либо вопросы воспитания детей и подростков.

137. Помогать в работе милиции.

138. Постоянно общаться со многими и разными людьми.

139. Участвовать в математических олимпиадах.

140. Интересоваться стоимостью товаров, пытаться понять вопросы ценообразования, заработной платы, организации труда.

141. Беседовать с товарищем (или знакомым) на иностранном языке.

142. Участвовать в выставках изобразительного искусства.

143. Посещать театральный кружок.

144. Участвовать в музыкальных смотрах-конкурсах.

145. Принимать личное или командное участие в спортивных соревнованиях.

146. Выращивать в саду, на огороде растения или воспитывать животных, ухаживать за ними.

147. Производить топографическую съемку местности.

148. Совершать длительные и трудные походы, во время которых приходится напряженно работать по заданной программе.

149. Работать в больнице, поликлинике или аптеке.

150. Работать специалистом на предприятии легкой или пищевой промышленности (швеей, закройщицей, поваром, кондитером, технологом и пр.)

14 стр., 6967 слов

Место групповой работы в общей системе консультирования

... столь важную в процессе самопознания и изменения» (Nims, 1998, р. 134). Участвуя в групповой работе, люди формируют социальные отношения, эмоциональные привязанности и часто приобретают новые знания (Posthuma, ... экспериментирования, изменений и получения обратной связи. Кроме того, наблюдая, как другие участники работают со своими проблемами и решают их, члены группы приобретают навыки поступать ...

151. Решать сложные задачи по физике.

152. Работать на химическом производстве или химлаборатории.

153. Участвовать в выставках технического творчества»

154. Работать в области энергетики или радиоэлектроники.

155. Работать у станка (в основном стоя), изготовлять различные металлические детали к изделиям.

156. Выполнять по чертежам столярные или модельные работы.

157. Работать в строительном бригаде.

159. Возить пассажиров или грузы, соблюдая правила уличного движения.

159. Работать в штормовую погоду на реке или в открытом море.

160. Быть военным инженером или командиром.

161. Ходить в походы по историческим местам родного края.

162. Писать рассказы, сочинять стихи, басни и т.п.

163. Писать заметки или очерки в стенгазеты или в периодическую печать.

164. Руководить бригадой во время трудового десанта.

165. Организовывать игры и праздники для детей.

166. Работать в юридическом учреждении (в суде, адвокатуре, прокуратуре, юридической консультаций и т.п.)

167. Выполнять работы по обслуживанию населения (принимать заказы, помогать выбирать покупку, оказывать бытовые услуги).

168. Выполнять работу, постоянно требующую применения математических знаний.

169. Работать в области экономики, планирования или финансирования предприятий.

170. Участвовать в олимпиадах, конкурсах, конференциях на иностранном языке.

171. Участвовать в выставках изобразительного искусства.

172. Играть на сцене или сниматься в кино.

173. Работать музыкантом, музыкальным режиссером или преподавать музыку.

174. Работать преподавателем физкультуры или тренером.

 

А.Я. Психология >> Описания психологических тестов. Ориентировочная (ориентационная) анкета

Для определения личностной направленности в настоящее время используется Ориентационная (ориентировочная) анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г.

Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» – О, оставшийся невыбранным – 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.

С помощью методики выявляются следующие направленности:

1. Направленность на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О)– стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д)– заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

18 стр., 8862 слов

Внеклассная работа как средство формирования знаний об окружающем ...

... игры, ежедневное ведение календаря природы, чтение поэзии - включающие компоненты внеклассной работы. Внеклассная работа дает большие возможности для всестороннего развития детей, воспитания ответственного отношения к ... влияет на привлечение ребят в разнообразную, но посильную для них работу. Внеклассная работа выбирается педагогом как деятельность, которая производится во внеурочное время, является ...

Инструкция: «Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, мы просим Вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас.

Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «больше всего».

2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «меньше всего».

3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.

Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для Вас.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

А. Одобрения моей работы;

Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;

В. Сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

А. Тренером, который разрабатывает тактику игры;

Б. Известным игроком;

В. Выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;

Б. Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;

В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:

А. Радуются выполненной работе;

Б. С удовольствием работают в коллективе;

В. Стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;

Б. Были верны и преданы мне;

В. Были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

А. С кем складываются хорошие взаимоотношения;

Б. На кого всегда можно положиться;

В. Кто может многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю:

А. Когда у меня что-то не получается;

Б. Когда портятся отношения с товарищами;

В. Когда меня критикуют.

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;

Б. Вызывает дух соперничества в коллективе;

В. Недостаточно хорошо знает свой предмет.

9. В детстве мне больше всего нравилось:

А. Проводить время с друзьями;

Б. Ощущение выполненных дел;

В. Когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

А. Добился успеха в жизни;

Б. По-настоящему увлечен своим делом;

В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. В первую очередь школа должна:

А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;

Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности

ученика;

В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с

людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

А. Для общения с друзьями;

Б. Для отдыха и развлечений;

В. Для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;

Б. У меня интересная работа;

В. Мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю, когда:

А. Другие люди меня ценят;

Б. Испытывать удовлетворение от выполненной работы;

В. Приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

А. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанным с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать.

Б. Написали о моей деятельности;

В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

А. Имеет ко мне индивидуальный подход;

Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;

В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.
17. Для меня нет ничего хуже, чем:

А. Оскорбление личного достоинства;

Б. Неудача при выполнении важного дела;

В. Потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:

А. Успех;

Б. Возможности хорошей совместной работы;

В. Здравый практичный ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые:

А. Считают себя хуже других;

Б. Часто ссорятся и конфликтуют;

В. Возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

А. Работаешь над важным для всех делом;

Б. Имеешь много друзей;

В. Вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

А. Доступным;

Б. Авторитетным;

В. Требовательным.

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;

Б. О жизни знаменитых и интересных людей;

В. О последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

А. Дирижером;

Б. Композитором;

В. Солистом.

24. Мне бы хотелось:

А. Придумать интересный конкурс;

Б. Победить в конкурсе;

В. Организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать:

А. Что я хочу сделать;

Б. Как достичь цели;

В. Как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

А. Другие были им довольны;

Б. Прежде всего выполнить свою задачу;

В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

А. В общении с друзьями;

Б. Просматривая развлекательные фильмы;

В. Занимаясь своим любимым делом.

А.Я. Психология >> Карта интересов: текст психодиагностической методики

Текст методики Карта интересов на 144 вопроса.

1. Уроки по физике.

 

2. Уроки по математике.

 

3. Уроки по химии.

 

4. Читать книги или статьи по астрономии.

 

5. Читать об опытах на животных.

 

6. Читать о жизни и работе врачей.

 

7. Читать о сельскохозяйственных растениях и животных.

 

8. Читать о лесе.

 

9. Читать произведения классиков мировой литературы.

 

10. Читать газеты, журналы, слушать радио, смотреть

телепередачи.

 

11. Уроки истории.

 

12. Посещать музеи, театры, художественные выставки.

 

13. Читать литературу о геологических экспедициях.

 

14. Читать о различных странах, их экономике,

государственном устройстве.

 

15. Организовывать товарищей на выполнение общественной

работы и руководить ими.

 

16. Читать о работе милиции.

 

17. Читать о моряках и лётчиках.

 

18. Читать о работе воспитателя.

 

19. Знакомиться с устройством и работой станков.

 

20. Готовить обеды.

 

21. Читать о строителях.

 

22. Заботиться о красоте помещений, в которых Вы учитесь,

живёте, работаете.

 

23. Читать о достижениях техники (например журнал

«Техника молодёжи», «Юный техник» и т.п.)

 

24. Знакомиться с устройством бытовых электро-

и радиоприборов.

 

25. Читать научно-популярную литературу об открытиях

в физике.

 

26. Читать научно-популярную литературу о математике.

 

27. Узнавать о новых достижениях в области химии.

 

28. Смотреть телепередачи о космонавтах.

 

29. Изучать биологию.

 

30. Интересоваться причинами и способами лечения

болезней.

 

31. Изучать ботанику.

 

32. Проводить время в лесу.

 

33. Читать литературно-критические статьи.

 

34. Активно участвовать в общественной жизни.

 

35. Читать книги об исторических событиях.

 

36. Слушать симфоническую музыку.

 

37. Узнавать об открытиях новых месторождений полезных

ископаемых.

 

38. Узнавать о географических открытиях.

 

39. Обсуждать текущие дела и события.

 

40. Устанавливать дисциплину среди сверстников или

младших.

 

41. Путешествовать по стране.

 

42. Давать объяснения товарищам, как решить трудную

задачу, правильно написать предложение и др.

 

43. Знакомиться с различными инструментами.

 

44. Уроки домоводства.

 

45. Узнавать о новых достижениях в области строительства.

 

46. Посещать фабрики.

 

47. Знакомиться с устройством механизмов, машин.

 

48. Читать статьи в научно-популярных журналах о

достижениях в области радиотехники.

 

49. Разбираться в теории физических явлений.

 

50. Решать сложные математические задачи.

 

51. Ставить опыты по химии, следить за ходом химических

реакций.

 

52. Наблюдать за небесными светилами.

 

53. Вести наблюдения за растениями.

 

54. Делать перевязки, оказывать первую помощь при ушибах.

 

55. Выращивать животных и ухаживать за ними.

 

56. Собирать гербарий.

 

57. Писать рассказы и стихи.

 

58. Наблюдать за поведением и жизнью других людей.

 

59. Принимать участие в работе исторического кружка,

разыскивать материалы, свидетельствующие о собы-

тиях прошлого.

 

60. Декламировать, петь в хоре, выступать на сцене.

 

61. Собирать минералы, интересоваться их происхождением.

 

62. Изучать природу родного края.

 

63. Организовывать общественные мероприятия в школе.

 

64. Обращать особое внимание на поведение людей.

 

65. Посещать кружок автолюбителей, обслуживать

автомобиль.

 

66. Проводить время с маленькими детьми.

 

67. Изготавливать различные предметы и детали.

 

68. Организовывать питание во время походов.

 

69. Бывать на стройках.

 

70. Шить одежду.

 

71. Собирать и ремонтировать механизмы велосипедов,

швeйных машин, часов и т.п.

 

72. Ремонтировать бытовые электро- и радиоприборы.

 

73. Заниматься в физическом кружке.

 

74. Заниматься в математическом кружке.

 

75. Готовить растворы, взвешивать реактивы.

 

76. Посещать планетарий.

 

77. Посещать кружок биологии.

 

78. Наблюдать за больными, оказывать им помощь.

 

79. Наблюдать за природой и вести записи наблюдений.

 

80. Сажать деревья и ухаживать за ними.

 

81. Работать со словарём и литературными источниками,

библиографическими справочниками.

 

82. Быстро переключаться с одной работы на другую.

 

83. Выступать с докладами на исторические темы.

 

84. Играть на музыкальных инструментах, рисовать или

резать по дереву.

 

85. Составлять описание минералов.

 

86. Участвовать в географических экспедициях.

 

87. Выступать с сообщениями о международном положении.

 

88. Помогать работникам милиции.

 

89. Кружок юных моряков.

 

90. Выполнять работу пионервожатого.

 

91. Уроки труда.

 

92. Давать советы знакомым при покупке одежды.

 

93. Наблюдать за работой строителя.

 

94. Знакомиться со швейным производством.

 

95. Делать модели самолётов, планеров, кораблей.

 

96. Собирать радиоприёмники и электроприборы.

 

97. Участвовать в олимпиадах по физике.

 

98. Участвовать в математических олимпиадах.

 

99. Решать задачи по химии.

 

100. Участвовать в работе астрономического кружка.

 

101. Проводить опыты на животных.

 

102. Изучать функции организма человека и причины

возникновения болезней.

 

103. Проводить опытную работу с целью выращивания новых

сельскохозяйственных культур.

 

104. Быть членом общества охраны природы.

 

105. Участвовать в диспутах, читательских конференциях.

 

106. Анализировать явления и события жизни.

 

107. Интересоваться прошлым нашей страны.

 

108. Проявлять интерес к теории и истории развития

искусства.

 

109. Совершать длительные и трудные походы, во время

которых приходится напряжённо работать по заданной

программе.

 

110. Составлять географические карты и собирать другие

географические материалы.

 

111. Изучать политический строй других стран.

 

112. Работа юриста.

 

113. Посещать кружок юных космонавтов.

 

114. Работа учителя.

 

115. Бывать на заводах.

 

116. Оказывать людям различные услуги.

 

117. Принимать участие в строительных работах.

 

118. Знакомиться с изготовлением промышленных товаров.

 

119. Разбираться в технических чертежах и схемах.

 

120. Пользоваться точными измерительными приборами и

производить расчёты по полученным данным.

 

121. Проводить опыты по физике.

 

122. Выполнять работы, требующие знания математических

правил.

 

123. Ассистировать преподавателю при проведении опытов

по химии.

 

124. Собирать сведения о других планетах.

 

125. Читать о деятельности известных биологов.

 

126. Быть активным членом санитарных дружин.

 

127. Выполнять работу по уходу за сельскохозяйственными

машинами и орудиями труда.

 

128. Знакомиться с ведением лесного хозяйства.

 

129. Изучать происхождение слов и отдельных

словосочетаний.

 

130. Вести дневник, писать заметки в школьную и

городскую газеты.

 

131. Изучать историческое прошлое других стран.

 

132. Неоднократно смотреть в театре одну и ту же пъесу.

 

133. Читать о жизни и деятельности известных геологов.

 

134. Изучать географию нашей планеты.

 

135. Изучать биографии выдающихся политических деятелей.

 

136. Правильно оценивать поступок друга, знакомого,

литературного героя и т. д.

 

137. Читать книги о средствах передвижения.

 

138. Обучать и воспитывать детей.

 

139. Наблюдать за действиями квалифицированного рабочего.

 

140. Постоянно общаться со многими людьми.

 

141. Проектировать строительные объекты.

 

142. Посещать выставки лёгкой промышленности.

 

143. Выполнять чертежи, проектировать машины.

 

144. Разбираться в радиосхемах.

 

А.Я. Психология >> Опросник ДДО

Инструкция Для того чтобы помочь Вам выбрать профессию с учетом Ваших интересов и склонностей, предлагаем оценить 20 пар описаний различных видов занятий.

Просим Вас внимательно прочитать пару описаний и сначала выбрать для себя тот вид занятия, которым Вы предпочли бы заняться. Затем Вы должны дать оценку каждому из двух описаний:

+++ ++ + — — — — — — — если вид занятия очень нравится — если определенно нравится — если скорее нравится, чем не нравится — если скорее не нравится — если определенно не нравится — если очень не нравится Оценки описаний в паре не должны совпадать, так как Вы одно из них до этого предпочли. Причем обе оценки могут быть как отрицательными, так и положительными. Оценки описаний заносятся в бланк ответов в клетки с соответствующими номерами

Я предпочту

1а. Ухаживать за животными 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
2а. Помогать больным людям 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для ЭВМ
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, конвертов грампластинок 3б. Следить за состоянием и развитием растений.
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) 4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты. 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством (подъемным краном, трактором, телевизором и др.)
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище) 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а. Лечить животных 10б. Выполнять вычисления, расчеты.
11а. Выводить новые сорта растений 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
15а. Составлять точные описания — отчеты о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. 15б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)
16а. Делать лабораторные анализы в больнице 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, телеграфе, ЭВМ и др.)

 

Описание методики ДДО (Дифференциально — диагностический опросник»)

 

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориетации подростков и взрослых.

Содержание методики. Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать толко один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».

Инструкция. Просим Вас внимательно прочитать пару описаний и сначала выбрать для себя тот вид занятия, которым Вы предпочли бы заняться. Затем Вы должны дать оценку каждому из двух описаний:

+++— если вид занятия очень нравится

++- если определенно нравится

+- если скорее нравится, чем не нравится

— если скорее не нравится

— — если определенно не нравится

— — — если очень не нравится

Оценки описаний в паре не должны совпадать, так как Вы одно из них до этого предпочли. Причем обе оценки могут быть как отрицательными, так и положительными. Оценки описаний заносятся в бланк ответов в клетки с соответствующими номерами

 

Обработка результатов. Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из 5-ти стоблцов. Каждый из столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков «+». Название типов профессий по столбцам:

1. Человек-природа . Все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.

2. Человек-техника. Все технические профессии.

3. Человек-человек. Все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

4. Человек-знак. Все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.

5. Человек — художественный образ. Все творческие специальности.

 

Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться, обычно на выполнение задания отводится 20-30 минут.

Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.

 

А.Я. Психология >> Психологические тесты >> Методика «Опросник профессиональных предпочтений» (модификация теста Голланда)

Каждый человек по своим личностным качествам подходит к определенному типу профессий. Данная модификация теста Голланда, основанная на соотнесении типов профессии с индивидуальными особенностями человека, призвана помочь выбрать профессию с учетом, в первую очередь личностных особенностей..

Этап

Инструкция: Вам необходимо как бы «примерить» на себя шесть ут­ верждений, касающихся различных типов профессий, найти им место в таблице и отметить.

 

  Абсолютно верно Скорее верно Неверно Не знаю
       
       
       
       
       
       

Утверждение1. Ты — практик, склонный заниматься кон­ кретными делами. Предпочитаешь работу, приносящую кон­ кретные, ощутимые результаты для себя и для других. Тебя не пугает физический труд. Тебя интересует работа с техникой, требующая практического склада ума, хорошо развитых двига­ тельных навыков.

Утверждение 2.Ты, скорее, теоретик, чем практик. Тебе нравится заниматься изучением, исследованием какой-либо проблемы, получением новых знаний. Ты предпочитаешь рабо­ ту, приносящую радость познания, а иногда и радость открытия, работу, требующую абстрактного склада ума, способностей к анализу и систематизации информации, широкого кругозора.

Утверждение 3.Ты — «коммуникатор», любящий работать с людьми и для людей, поэтому тебя, вероятно, заинтересует ра­ бота, связанная с обучением, воспитанием, обслуживанием клиентов, оказанием помощи нуждающимся и т.п. Тебе интерес­ на эмоционально насыщенная, живая работа, предполагающая интенсивное взаимодействие с людьми и умение общаться.

Утверждение 4.Тебе нравится работать с документами, текстами, цифрами, в том числе с использованием компьютер­ ных средств. Работа спокойная, без особого риска, с четким кру­ гом обязанностей. Она может быть связана с обработкой ин­ формации, с расчетами, вычислениями, требующими точности, аккуратности, усидчивости. Тебе хотелось бы избежать частого общения, необходимости управлять другими людьми и отвечать за их действия.

Утверждение 5.Ты — организатор, ориентированный на активную преобразовательную деятельность. Ты предпочита­ ешь работу, дающую относительную свободу, самостоятель­ ность, обеспечивающую положение в обществе, превосходство над другими, материальное благополучие; работу азартную и рисковую, требующую инициативности, предприимчивости, во­ ли, умения брать ответственность на себя.

Утверждение 6.Ты, вероятно, «свободный художник». Тебе подходят виды деятельности, дающие возможность творческо­ го самовыражения, где нет жесткого режима, формальностей; работу, дающую простор фантазии, воображению, требующую развитого эстетического вкуса, специальных способностей (ху­ дожественных, литературных, музыкальных).

Этап.

Инструкция: Предположим, что после соответствующего обучения ты сможешь выполнять любую работу. Из предложенных ниже пар профессий надо выбрать одну, которая тебе больше подходит (исходя из твоих способностей и возможностей).

Ря­ дом с названием профессии в скобках стоит код. В бланке отве­ тов, напротив кода выбранной профессии, поставь знак «+». Подсчитай количество плюсов в каждой строке. Например, из пары «инженер» — «социолог» тебе интереснее профессия соци­ олога. Код этой профессии — 2. Значит, в бланке ответов в гра­ фе «код профессий» надо поставить «+» рядом с цифрой 2. Если содержание профессии не совсем понятно, пользуйся словарем профессий на с. 40-49.

Код профессии Выбор (фиксировать плюсом) Сумма плюсов
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    
6.    

Инженер (1) — Социолог (2)

Кондитер (1) — Священнослужытель(З)

Повар (1) — Статистик (4)

Фотограф (1) — Торговый администратор (5)

Механик (1) — Дизайнер (6)

Философ (2) — Врач (3)

Эколог (2) — Бухгалтер (4)

Программист (2) — Адвокат (5)

Кинолог (2) — Литературный переводчик (б)

Страховой агент (з) — Архивист (4)

Тренер (3) — Телерепортер (5)

Следователь (3) — Искусствовед (6)

Нотариус (4) — Брокер (5)

Оператор ЭВМ (4) — Манекенщица (6)

Фотокорреспондент (5) — Реставратор (6)

Озеленитель (1) — Биолог-исследователь (2)

Водитель (1) — Бортпроводник (3)

Метролог (1) — Картограф (4)

Радиомонтажник(1) — Художник по дереву (6)

Геолог (2) — Переводчик-гид (3)

Журналист (5) — Режиссер (6)

Библиограф (2) — Аудитор (4)

Фармацевт (2) — Юрисконсульт (3)

Генетик (2) — Архитектор (6)

Продавец (3) — Оператор почтовой связи (4)

Социальный работник (3) — Предприниматель (5)

Преподаватель вуза (3) — Музыкант-исполнитель (6)

Экономист (4) — Менеджер (5)

Корректор (4) — Дирижер (6)

Инспектор таможни (5) — Художник-модельер (б)

Телефонист (1) — Орнитолог (2)

Агроном (1) — Топограф (4)

Лесник (1) — Директор (5)

Мастер по пошиву одежды (1) — Хореограф (б)

Историк (2) — Инспектор ГАИ (4)

Антрополог (2) — Экскурсовод (3)

Вирусолог (2) — Актер (б)

Официант (3) — Товаровед (5)

Главный бухгалтер (4) — Инспектор уголовного розыска (5)

Парикмахер-модельер (б) — Психолог (3)

Пчеловод (1) — Коммерсант (5)

Судья (3) — Стенографист (4)

Подсчитай количество плюсов в бланке ответов. Макси­ мальное количество плюсов указывает на принадлежность к од­ ному из шести профессиональных типов.

Реалистический тип

Профессионалы данного типа склонны заниматься кон­ кретными вещами и их использованием, отдают предпочтение занятиям, требующим применения физической силы, ловкости. Ориентированы в основном на практический труд, быстрый ре­ зультат деятельности. Способности к общению с людьми, фор­ мулировке и изложению мыслей развиты слабее.

Чаще люди этого типа выбирают профессии механика, эле­ктрика, инженера, агронома, садовода, кондитера, повара и дру­ гие профессии, которые предполагают решение конкретных за­ дач, наличие подвижности, настойчивости, связь с техникой. Об­ щение не является ведущим в структуре деятельности.

Интеллектуальный тип

Профессионалы данного типа отличаются аналитичностью, рационализмом, независимостью, оригинальностью, не склон­ ны ориентироваться на социальные нормы.

Обладают достаточно развитыми математическими спо­собностями, хорошей формулировкой и изложением мыслей, склонностью к решению логических, абстрактных задач.

Люди этого типа предпочитают профессии научно-иссле­ довательского направления: ботаник, физик, философ, про­ граммист и другие, в деятельности которых необходимы творче­ ские способности и нестандартное мышление. Общение не яв­ ляется ведущим видом деятельности.

ков, такие как: бухгалтер, патентовед, нотариус, топограф, кор­ректор и другие, направленные на обработку информации, пре­доставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.

Сфера общения в таких видах деятельности ограничена и не является ведущей, что вполне устраивает данный тип лично­ сти. Коммуникативные и организаторские способности развиты слабо, но зато прекрасно развиты исполнительские качества.

Социальный тип

Профессионалы данного типа гуманны, чувствительны, ак­тивны, ориентированы на социальные нормы, способны к сопе­ реживанию, умению понять эмоциональное состояние другого человека.

Обладают хорошими вербальными (словесными] способно­ стями, с удовольствием общаются с людьми. Математические способности развиты слабее.

Люди этого типа ориентированы на труд, главным содержа­ нием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведе­ ния и обучения людей. Возможные сферы деятельности: обуче­ ние, лечение, обслуживание и другие, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способностей к убеждению.

Артистический тип

Профессионалы данного типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, высокой эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Обладают хорошей реакцией и обостренным восприятием. Любят и уме­ ют общаться.

Профессиональная предрасположенность в наибольшей степени связана с актерско-сценической, музыкальной, изоб­ разительной деятельностью.

Предприимчивый тип

Профессионалы данного типа находчивы, практичны, быст­ ро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоя­ тельному принятию решений, социальной активности, лидерст­ву; имеют тягу к приключениям (возможно, авантюрным).

Обла­ дают достаточно развитыми коммуникативными способностя­ ми.

Не предрасположены к занятиям, требующим усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способнос­ тей. Профессии: предприниматель, менеджер, продюсер и дру­ гие, связанные с руководством, управлением и влиянием на разных людей в разных ситуациях.

Конвенциональный тип

Профессионалы данного типа практичны, конкретны, не лю­ бят отступать от задуманного, энергичны, ориентированы на со­ циальные нормы.

Предпочитают четко определенную деятельность, выбира­ ют из окружающей среды цели и задачи, поставленные перед ними обычаями и обществом. В основном выбирают профес­сии, связанные с канцелярскими и расчетными работами, со­ зданием и оформлением документов, установлением количест­венных соотношений между числами, системами условных знаков.

 

А.Я. Психология >> Психологические тесты >> Методика Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии»

Инструкция:Прочитай данные утверждения. Если ты согласен с ними, то перед цифрой в таблице поставь «+», если нет, поставь перед цифрой «-«. Если ты сомневаешься, зачеркни цифру.

 

Утверждения для самооценки 1. Природа 2. Техника 3. Знак 4. Искусство 5. человек
1. Легко знакомлюсь с людьми         1
2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить   1      
3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки       1  
4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными 1        
5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить     1    
6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами         1
7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными 1        
8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах     1    
9. мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших   2      
1 0. Люди считают, что у меня есть художественные способности       2  
11. Охотно читаю о растениях, животных 1        
1 2. Принимаю участие в спектаклях, концертах       1  
13. Охотно читаю об устройстве механизмов, приборов, машин   1        
14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы     2      
15. Легко улаживаю разногласия между людьми         2  
16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой   2        
1 7. Людям нравится мое художественное творчество       2    
18. У меня есть способности к работе с растениями и животными          
19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме     2      
20. я почти никогда ни с кем не ссорюсь         1  
21. Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди   1        
22. Без особого труда усваиваю иностранные языки     1      
23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям          
24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т.д.       1    
25. Могу влиять на ход развития растений и животных          
26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов   1        
27. Мне обычно удается склонить людей на свою точку зрения          
28. Охотно наблюдаю за растениями или животными 1          
29. Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику     1      
30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т.п.       1    
Результаты            
                 

 

По каждому столбцу подсчитай алгебраическую, то есть с учетом знаков, сумму, зачеркнутые цифры не считай. Запиши их в строку «Результаты». Наибольшая полученная сумма или суммы(по нескольким столбцам) указывают на наиболее подходящий для тебя тип профессии. Малые или отрицатель­ ные суммыуказывают на типы профессий, которых тебе сле­ дует избегать при выборе. Максимальное число баллов в каж­ дом столбце — 8.

В соответствии с данной классификацией мир современ­ ных профессий можно разделить на 5 основных типов:

1 —»Человек-природа»;

2 —»Человек-техника»;

3 —»Человек-знаковая система»;

4 — «Человек-художественный образ»;

5 — «Человек-человек».

А.Я. Психология >> Психологические тесты >> Методика «Матрица выбора профессии»

Данная методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи

Какой объект деятельности тебя привлекает?

1.1. Человек (дети и взрослые, ученики и студен­ ты, клиенты и пациенты, покупатели и пасса­
жиры, зрители, читатели, сотрудники)

1.2. Информация (тексты, формулы, схемы, ко­ ды, чертежи, иностранные языки, языки про­ граммирования)

1.3. Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)

1.4. Техника (механизмы, станки, здания, конст­ рукции, приборы, машины)

1.5. Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись)

1.6. Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые)

1.7. Растения (сельскохозяйственные, дикорас тущие, декоративные)

1.8. Продукты питания (мясные, рыбные, молоч­ ные, кондитерские и хлебобулочные изде­ лия, консервы, плоды, овощи, фрукты)

1.9. Изделия (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства)

1.10. Природные ресурсы (земли, леса, горы, во доемы, месторождения)

Какой вид деятельности тебя привлекает?

2.1. Управление (руководство чьей-то дея­ тельностью)

2.2. Облуживание (удовлетворение чьих-то по­ требностей)

2.3. Образование (воспитание, обучение, фор­ мирование личности)

2.4. Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение)

2.5. Творчество (создание оригинальных произ­ведений искусства)

2.6. Производство (изготовление продукции)

2.7. Конструирование (проектирование деталей и объектов)

2.8. Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)

2.9. Защита (охрана от враждебных действий)

2.10. Контроль (проверка и наблюдение)

 

Анализпроизводится с помощью нижеследующей таблицы («Матрица выбора профессии»).

Профессии, находящиеся на пересечении «сферы труда» и «вида труда», являются (предположительно) наиболее близкими интересам и склонностям опрашиваемого.

Матрица выбора профессии

Сферы труда Виды труда Человек Информация Финансы Техника Искусство Животные Растения Продукты Изделия Природные ресурсы
Управление (руководство чьей-то дея­ тельностью) Менеджер по персоналу Администра­ тор Маркетолог Диспетчер Статистик Экономист Аудитор Аналитик Технолог Авиадиспетчер Инженер Режиссер Продюсер Дирижер Кинолог Зоотехник Генный инженер Агроном Фермер . Селекционер Товаровед Менеджер по продажам Менеджер по продажам Логистик Товаровед Энергетик Инженер по кадастру
Обслуживание (удовлетворе­ ние чьих-то потребностей) Продавец Парикмахер Официант Переводчик Экскурсовод Библиотекарь Бухгалтер Кассир Инкассатор Водитель Слесарь Теле-радио- мастер Гример Костюмер Парикмахер Животновод Птицевод Скотовод Овощевод Полевод Садовод Экспедитор Упаковщик Продавец Продавец Упаковщик Экспедитор Егерь Лесник Мелиоратор
Образование (воспитание и обучение, формирование личности) Учитель Воспитатель Социальный педагог Преподаватель Ведущий теле- и радио­ программ Консультант Преподаватель экономики Мастер произ­ водственного обучения Хореограф Преподаватель музыки, живописи Дрессировщик Кинолог Жокей Преподаватель биологии Эколог Мастер производ­ ственного обуче­ ния Мастер производ­ственного обуче­ ния Преподаватель Эколог
Оздоровление (избавление от болезней и их преду­ преждение) Врач Медсестра Тренер Рентгенолог Врач (компьютерная диагностика) Антикризисный управляющий Страховой агент Мастер авто­ сервиса Физиотера­ певт Пластический хирург Косметолог Реставратор Ветеринар Лаборант питомника Зоопсихолог Фитотерапевт Гомеопат Травник Диетолог Косметолог Санитарный инспектор Фармацевт Ортопед Протезист Бальнеолог Эпидемиолог Лаборант
Творчество (создание оригинальных произведений искусства) Режиссер Артист Музыкант Программист Редактор Web -дизайнер Менеджер по проектам Продюсер Коструктор Дизайнер Художник Художник Писатель Композитор Дрессировщик Служитель цирка Фитодизайнер Озеленитель Флорист Кондитер Повар Кулинар Резчик по дереву Витражист Скульптор Архитектор Мастер-цветово/ Декоратор
Производство (изготовление продукции) Мастер произ­ водственного обучения Корректор Журналист Полиграфист Экономист Бухгалтер Кассир Станочник Аппаратчик Машинист Ювелир График Керамист Животновод Птицевод Рыбовод Овощевод Цветовод Садовод Технолог Калькулятор Повар Швея Кузнец Столяр Шахтер Нефтяник Техник
Конструиро­ вание (проектирова­ ние деталей и объектов) Стилист Пластический хирург Картограф Программист Web -мастер Плановик Менеджер по проектам Инженер-кон­ структор Телемастер Архитектор Дизайнер Режиссер Генный инженер Виварщик Селекционер . Селекционер Ландшафтист Флорист Инженер-тех­ нолог Кулинар Модельер Закройщик Обувщик Дизайнер ландшафта Инженер
Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо) Психолог Следователь Лаборант Социолог Математик Аналитик Аудитор Экономист Аналитик Испытатель (техники) Хронометра­жист Искусствовед Критик Журналист Зоопсихолог Орнитолог Ихтиолог Биолог Ботаник Микробиолог Лаборант Дегустатор Санитарный врач Эргономик Контролер Лаборант Биолог Метеоролог Агроном
Защита (охрана от враждебных действий) Милиционер Военный Адвокат Арбитр Юрист Патентовед Инкассатор Охранник Страховой агент Пожарный Сапер Инженер Постановщик трюков Каскадер Егерь Лесничий Инспектор рыбнадзора Эколог Микробиолог Миколог Санитарный врач Лаборант Микробиолог Сторож Инспектор Охрана ресурсе! Инженер по ТБ
Контроль (проверка и наблюдение) Таможенник Прокурор Табельщик Корректор Системный программист Ревизор Налоговый полицейский Техник-кон­ тролер Обходчик ЖД Выпускающий редактор Консультант Консультант Эксперт по экстерьеру Селекционер Агроном Лаборант Дегустатор лаборант Санитарный врач Оценщик Контролер ОТК Приемщик Радиолог Почвовед Эксперт

 

 

Психологические тесты >> Набор профессиографических материалов для профессиональной переориентации

Резюме 1

Фамилия, имя, отчество __________________________________________________

Год рождения ___________________ Образование _____________________________

Дата заполнения _________________

Период жизни (5-10 лет)     Значимые события жизни в этот период (появление навыков, уме­ний, склонностей, интере­сов, сопротивления, пре­одоления, борьбы и т.п.) Качества характера, появившиеся в результате каждого события Субъективное отноше­ние к качеству (+ или -) Отношение качества к ПВК
                   

 

Резюме 2

№. пп   Потребности   Способы их удовлетворения   Баллы  
  ФП —деньги как перспектива экономи­ческой самостоятельности: сон, еда, вода, физическая активность, жилище              
  ФП— здоровье, безопасность, уверен­ность в завтрашнем дне, гарантии, стра­хование, социальное обеспечение              
  СП — положение в обществе, принад­лежность к группе, эмоциональная при­вязанность, любовь, поддержка, дружба              
  ЭП — престиж, статус, уважение, нуж-ность людям, значимость для других, самоуважение, уверенность в себе, сво­бода              
  Самоактуализация — полная реализа­ция личностного потенциала, творчест­во, желание быть первоклассным спе­циалистом              

 

АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ АНКЕТА

Фамилия, имя, отчество

Дата и место рождения

Семейное положение II

Адрес, телефон

Образование (какие учебные заведения окончил(а) и когда)

Специальность по образованию (указать все дипломы, свидетельства и т.п., кото­рые имеются)

Опыт работы (какой работой приходилось заниматься, в каких организациях, в течение какого времени и на каких должностях)

Дополнительная информация (представляющая вас в выгодном свете — например, об увлечениях, связанных с ними навыках и умениях, участии в общественной жизни и пр.)

Дополнительные профессиональные навыки (нужное подчеркнуть):

Машинопись: Не владею Со средней скоростью Слепой метод Рус. Лат.

Компьютерная грамотность: Не владею Пользователь Программист

Языки программирования:

Владение офисной техникой:

Иностранные языки: сословарем разговорный свободно

Другие сведения о себе:

Ожидаемый месячный заработок:

Оценка требований к будущей работе:

№ п/п   Перечень требований   Не очень важно   Важно   Очень важно    
1.   Достижения в работе                
2.   Признание в работе                
3.   Карьерный рост                
4.   Безопасность                
5.   Ответственность                
6.   Изменчивость работы                
7.   Возможность личного развития                
8.   Продолжительность работы                
9.   Зарплата              
10.   Товарищеские отношения              
11.   Управление работой              
12.   Форма организации              
13.   Условия работы              
14.   Влияние работы на личную жизнь              
15.   Гибкость рабочего времени              
16.   Рабочие поездки (командировки)              
17.   Прочее              


Подпись: Дата:

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ АНКЕТА

Результатов работы по профессиональной адаптации

Фамилия, имя, отчество:

Дата заполнения________________

Что Вы думаете по поводу курса по профадаптации?______________________________________

___________________

Помог ли Вам курс по профадаптации в чем-либо?_________________________________________

____________________

Какое занятие было наиболее интересным?______________________________________________

Какое занятие было наименее интересным?_______________________________________________

Какое занятие было наиболее полезным? _________________________________________________

Что еще на Ваш взгляд было бы полезно освоить в программе курса?_________________________

____________________

Есть ли у Вас какие-либо дополнительные замечания? _____________________________________

____________________

 

Число Подпись

МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

ИНСТРУКЦИЯ: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, со­ответствующую степени Вашего желания заниматься этим видом деятельно­сти (0 — вовсе нет, I— пожалуй так, 2 — верно, 3 — совершенно верно)

Я ХОЧУ

(мне нравится, меняпривлекает, я предпочитаю):

  Обслуживать людей. Заниматься лечением. Обучать, воспитывать Защищать права и безопасность Управлять людьми        
  Управлять машинами Ремонтировать оборудование Собирать и налаживать технику Обрабатывать материалы, изготавливать раз­личные предметы и вещи Заниматься строительством          
  Обрабатывать тексты и таблицы Производить расчеты и вычисления Перерабатывать информацию Работать с чертежами, картами и схемами Принимать и передавать сигналы и сообщения        
  Заниматься художественным оформлением Рисовать, фотографировать Создавать произведения искусства Выступать на сцене Вышивать, вязать        
  Ухаживать за животными Заготавливать продукты Работать на открытом воздухе Выращивать овощи и фрукты Иметь дело с природой        
А   Работать руками Выполнять решения Воспроизводить имеющиеся образцы Размножать, копировать Получать конкретный практический результат Воплощать идеи в жизнь          
Б   Работать головой Принимать решения Создавать новые образцы Анализировать, изучать, исследовать, наблю­дать, измерять, испытывать, контролировать Планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать          

 

ИНСТРУКЦИЯ: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, со­ответствующую степени вашего умения заниматься этим видом деятельности (О — вовсе нет, 1— пожалуй так, 2 — верно, 3 — совершенно верно)

Я МОГУ

(способен, умею, обладаю навыками):