2. Терминологическая справка

Психолог Алекс Осборн считается отцом классического мозгового штурма. В 1953 г. вышла книга Алекса Осборна «Управляемое воображение», в которой раскрыты принципы и процедуры творческого мышления. Что же вызвало к жизни метод мозгового штурма и все его разновидности? Прежде всего — желание преодолеть стереотипы мышления. В определенный момент становится ясно, что типовые решения не работают, необходимы новые пути, необходимо творчество. В 50-х годах в США был период активного применения мозгового штурма. Простота метода, отсутствие ориентации на конкретную область деятельности, привели к широкому его распространению. Обычной практикой стала организация мозговых штурмов при возникновении какой-либо трудности. Книга Алекса Осборна «Управляемое воображение» издавалась в США множество раз и является до настоящего времени одним из рекомендованных учебников по развитию творческих способностей для сотен американских колледжей и университетов. Без сомнения мозговой штурм оказал значительное влияние на развитие систем управления интеллектуальной деятельностью. Практическое освоение его механизмов (при их внешней простоте) требует определенных усилий.

Словосочетание, предложенное Алексом Осборном — brain-storming, допускает несколько вариантов перевода на русский язык. В настоящее время наиболее распространенным названием данного метода является «мозговой штурм». Распространены также варианты перевода: «мозговая атака», «конференция идей». На наш взгляд наиболее удачным было бы название «атака умов», наиболее полно отражающее сущность процессов, происходящих в рамках метода. Более тщательный анализ представленного термина показывает следующее.

В англо-русском словаре Мюллера brain-storm переводится как буйный припадок, душевное потрясение.

В словаре Гальперина тот же термин переводится как:

— припадок безумия; — блестящая идея, великолепный план;- бредовая мысль, идея.

В толковом словаре английского языка Вебстера приведены следующие варианты трактовки понятия brain-storm: — a violent transient fit of insanity; — a suddin bright idea; ‘ — a have brained idea,

что можно перевести как:

— сильный (неистовый, бешеный) скоротечный припадок (приступ) умопомешательства; — внезапная блестящая (яркая) идея; — безрассудная идея.

18 стр., 8840 слов

Словарь ребенка как основа развития речи

... подразделяется на устную и письменную, а также на диалогическую (разговорную) и монологическую. Наиболее простым видом речи является диалогическая. Объясняется это ее свойствами, в которых два ... состав речи изучается такой наукой как фонетика, в ведении лексикологии находится изучение словарей, грамматическую основу речи изучает грамматика. Поэтому фонетика, лексика и грамматика образуют единую ...

Приведенные переводы позволяют лучше понять суть предложенного Осборном метода. Несмотря на значительные рассогласования с подстрочником оригинала, название «мозговой штурм» имеет сегодня право на существование в силу широкого распространения. Именно оно и будет использоваться в рамках данной работы.

  1. Подготовительный этап. Первый этап состоит в подготовке и организации процесса мозгового штурма. Для реализации технологии в процессе делового совещания назначается ведущий, который отвечает за организацию и процедурную часть работы. Его функции: Формулировка цели и коррекция задачи; Подбор участников для последующих этапов работы; Решение организационных вопросов (подготовка помещения, техники, доски или транспаранта, распределение ролей среди участников и т.п.) В начале нужен небольшой разогрев минут на 10, чтобы мыслительный процесс вошел в нужный темп. Можно, к примеру, решить пробную задачу (придумать рекламу для выдуманных проектов или посмотреть оригинальные видеоклипы)

Правила

  1. Стремитесь высказывать максимальное число идей. Отдавайте предпочтение количеству, а не качеству идей. Высказывайте свои идеи короткими предложениями — не более 30 сек.
  2. Абсолютно запрещена критика предложенных идей, неодобрительные замечания, иронические реплики, ядовитые шутки (например: А что скажет директор? Для практики это не годится! Это за чепуха и бред сивой кобылы! Так ещё никогда не делали!…)
  3. Оказывайте предпочтение не логическому мышлению, а озарениям, необузданной и безграничной фантазии в самых разны направлениях. Возможно всё!
  4. Очень способствует продуктивному мышлению шутки, каламбуры, юмор и смех. Поддерживайте и создавайте такую обстановку.
  5. Стремитесь развивать, комбинировать и улучшать высказанные ранее идеи, получать от них новые ассоциативные идеи.
  6. Обеспечивайте между участниками мозгового штурма (brainstorm) свободные, дружеские и демократические отношения. Не допускается после сеанса зло шутить над идеями других участников.

РОЛИ УЧАСТНИКОВ

генераторы идей — люди с позитивной установкой к творчеству, обладающие яркой фантазией, способные быстро подхватывать чужие идеи и развивать их:

аналитиков — люди, обладающие большими знаниями в исследуемом вопросе, т.е. специалисты способные критически оценить выдвинутые идеи. Эта группа оценивает разработанные идеи на основе разработанной ситуации. Задача критика-аналитика: выявление рационального зерна в каждой предложенной к анализу идее на основе глубокого знания теории и практики, понимания специфики проблемы (задачи), способности к обобщению. Ему должна быть присуща вера в то, что лучшая идея — это та, которая анализируется в данный момент, оптимизм. Хорошие аналитики могут выявить новые принципы решения задачи после классификации принципов, выдвинутых генераторами. Очень часто самое ценное в мозговом штурме (brainstorm) — новое направление поиска, а не конкретное решение.

Однако в случае необходимости может быть создана и третья дополнительная группа – «генераторов контридей»

14 стр., 6931 слов

Тема 9. Формирование и развитие основных идей ассоциативной психологии

... По мнению ученого, вибрации внешнего эфира посредством вибраций нервов вызывают вибрации мозгового вещества, которые переходят в вибрации мышц. Параллельно этому в мозгу ... опытного познания, сенсуалистом, признавая в качестве источника знания непосредственно испытываемые субъектом ощущения ("идеи ощущений"): зрительные, мышечные, осязательные и другие.  В "Опыте новой теории зрения" ( ...

Роль ведущего во время проведения мозговой атаки имеет огромное значение. В его обязанности входит: соблюдать очередность высказываний генераторов идей. Участники мозгового штурма не имеют права перебивать другого. При этом высказаться должен каждый генератор идей и желательно по сути. При этом и сам ведущий имеет право высказать конструктивное предложение. Появляющуюся в высказываниях критику необходимо быстро и корректно пресекать. Обычно критическая оценка вопроса происходит в начальной стадии. Необходимо внимательно прослеживать, чтобы фразы типа «из этого ничего не выйдет», «это не сработает», «кто угодно может придумать это» и другие в таком же духе не позволяли уводить в сторону основное обсуждение темы.Процесс непрерывности сессии это одна из главных задач ведущего. При этом умеренная похвала со стороны ведущего может создать дополнительное стимулирование к рождению новых и конструктивных мыслей.

Еще одной из основных задач ведущего является отслеживание регламента. Не позволительно высказывание участников более чем на полминуты. Напоминание о том, сколько осталось времени до конца сеанса будет также прекрасным стимулом к действию. Всегда необходимо помнить, что мозговой штурм – это процесс быстропротекающий и интенсивный.

Этапы и технология мозгового штурма

1. Сформулируйте текущее состояние и цели

В первую очередь сформулируйте текущее состояние, из которого необходимо найти выход, или опишите проблему, которая должна быть решена. Каждый участвующий должен знать конечную цель обсуждения. Задайте временные рамки и сформулируйте правила сессии, которые включают отсутствие критики и каких бы то ни было суждений относительно предлагаемых идей. Назначьте человека, который будет записывать все генерируемые идеи на бумаге или на доске.

2. Генерация идей

Вовлеките каждого участника в процесс через поочерёдные выступления. Поощряйте их вбрасывать столько идей, сколько возможно. Участники должны высказать свои предложения и идеи, которые нужно записать без какого-либо цензурирования. Координатор мозгового штурма должен пресекать любые попытки оценок жизнеспособности сгенерированных участниками идей, прежде чем мозговой штурм будет закончен. Если вы участник штурма, сконцентрируйтесь на ситуации и высказывайте свои предположения без страха быть высмеянным или раскритикованным. Стимулируйте собственное творческое мышление и воображение. Подумайте о любых возможных решениях, которые вы могли бы принять. Вы также можете предпринять мозговой штурм по поводу идеи любого другого участника группы и расширить представления об его изначальном предложении.

3. Анализ

Второй фазой в мозговом штурме является этап оценивания собранных. Наступает так называемая фаза «реалистов». Чтобы анализ полученных предложений был особенно эффективным вы должны уделять максимальное внимание каждому из них. Каждое высказывание должно оцениваться так, будто других мнений больше не существует.

Критика на данном этапе уже не запрещается, но возможна только в том случае, если она конструктивна. Здесь самое важное — найти само зерно конструктивности в каждой высказанной идее. Для большей эффективности каждое предложение надо со всех сторон обсудить по следующим вопросам: Законно ли оно? Реализуема ли эта идея до определенной даты? Будут ли оправданы затраты, понесенные при ее реализации? Каким образом при осуществлении данной идеи может произойти провал, и какие последствия это будет иметь?

11 стр., 5318 слов

Закрытая черепно-мозговая травма

... [7]. Цель исследования: выявить особенности сестринского ухода за пациентами с закрытыми черепно- мозговыми травмами. Задачи исследования: - проанализировать литературные источники по теме; - анализ карты ... после травмы за счет гипоксии и гиперкапнии, что влечет за собой усиление мозгового кровотока, повышение проницаемости гемато-энцефалитического [7] барьера и фиксации жидкости в ткани мозга. ...

Необходимо также оценивать предложения с позиции его соответствия общей направленности заданной темы.Развивая идеи, старайтесь их сгруппировать. Подбирая похожие высказывания в группу, вы можете сформировать в конечном итоге превосходный результат. Креативность будет исходить из того, что два или три не очень ярких предположения отлично дополнят друг друга, сформировав тем самым изюминку в решении.

Очень эффективным и наглядным способом при рассмотрении идей является морфологический метод. Для этого вам необходимо будет воспользоваться табличкой. В этой таблице вы должны каждую из идей столкнуть с другой. При этом предложения оценивается по таким критериям: «три» балла – очень оригинальное, «два» балла – так себе, «ноль» — конструктив отсутствует полностью. Идеи, которые попадают в колонку с нулем, безжалостно отбрасывайте. Так всю таблицу необходимо проработать несколько раз, пока у вас не останется пара-тройка самых оригинальных пунктов.

Чтобы получить окончательный результат или идею, спросите сами себя, как бы вы оценили по 10-балльной шкале данную идею применительно к вашей ситуации? Вы можете довериться интуиции использовать свои внутренние ощущения.

Конечное решение может потребовать ещё одной или более сессий мозгового штурма. Если вы столкнулись с такой ситуацией, раздайте список участникам для ознакомления, чтобы они могли дальше анализировать его и предлагать новые решения. Сформулируйте критерии оценки конечного результата, так чтобы каждый мог понять, что он должен предложить на следующей сессии.

Достоинства и недостатки метода мозгового штурма

Мозговому штурму также как и многим другим коллективным методам принятия решений свойственны определенные достоинства и недостатки. Одно из наиболее важных преимуществ мозгового штурма заключается в том, что во время мозгового штурма поощряется творческое мышление, причем генерирование идей происходит в условиях комфортной творческой атмосферы. Идет активизация всех участников процесса. Они глубоко вовлечены в ход генерирования идей и их обсуждение, более гибко осваивают новые идеи, чувствуют себя равноправными. Лень, рутинное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального «огонька» в условиях применения этой технологии снимаются практически автоматически. Раскованность активизирует интуицию и воображение. Происходит выход за пределы стандартного мышления. Интерактивное взаимодействие порождает синергический эффект. Чужие идеи дорабатываются, развиваются и дополняются, уменьшается шанс упустить конструктивную идею. Привлекается большое количество идей, предложений, что позволяет избежать стереотипа мышления и отобрать продуктивную идею. Мозговой штурм – это простой метод, который легко понять и легко применять на деловом совещании. Для его проведения не требуется сложное оборудование, техника, много времени и специально организованная пространственная среда. Необходимо выделить также недостатки мозгового штурма, что поможет избежать появления проблем при решении задач методом мозгового штурма. «В связи с тем, при мозговой атаке поощряется генерирование любых идей, даже фантастических, зачастую его участники уходят от реальной проблемы. В потоке разнообразных предложений бывает порой довольно трудно найти рациональные и продуктивные идеи. Кроме того, метод не гарантирует тщательную разработку предлагаемой идеи». Из-за высокой степени вовлеченности участников совещания ответственность за конечный результат несут все, и если идеи есть у всех, затраты времени на их обсуждение возрастают. При слабой обученности персонала сотрудничеству и командной работе, участники совещания могут быть не удовлетворены эффективностью своей деятельности. Кроме того, многие участники могут настаивать на своем авторстве обсуждаемых идей и предпочитают быть лидерами творческого процесса за счет тех, кто менее развит и подготовлен. Недостаточно развитая способность осуществлять дистилляцию вызывает трудности по выбору из большого числа наработанных идей только тех, которые будут реально способствовать решению проблемы или задачи и, следовательно, их можно перевести в конкретные действия. Еще одна из проблем мозгового штурма, как правило, заключаются в растягивании времени обсуждения, а также в страхе участников быть раскритикованными другими. Первая проблема решается ограничением времени на обсуждение. Избавиться от второй проблемы сложнее и, чаще всего, полностью невозможно. К этому можно только стремиться.

5 стр., 2174 слов

1. Сущность и виды воображения

2 «Мозговой штурм» как вид творческого воображения Заключение Список использованной литературы Воображение — это глаза души. Жозеф Жубер ... процессе обеспечивается знаниями, подкрепляется способностями, стимулируется целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном. В любом виде деятельности творческое воображение определяется тем, как он умеет преобразовывать действительность, обремененную ...

#23 При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть, как окрашены минералы, цветы, птицы и т. п. или как окрашивают бумагу, киноплёнки и т. п.

Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Например, при решении задачи, связанной с мрамором, найдено словосочетание «радужное постоянство», так как отшлифованный мрамор (кроме белого) — весь в ярких узорах, напоминающих радугу, но все эти узоры постоянны.

При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля.

Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче. В примере с окраской мебели можно вообразить себя белой вороной, которая хочет окраситься. Или, если совершенствуется зубчатая передача, то представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входить «в образ» этой шестерни, чтобы на себе почувствовать всё, что достаётся ей, и какие она испытывает неудобства или перегрузки. Что даёт такое перевоплощение? Оно значительно уменьшает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с новой точки зрения.

18 стр., 8791 слов

Виды конфликтов в организации

... совместного усилия двух или более сотрудников, групп или отделов. Идея, которая заложена в эти высшие цели - направит ... синдрома покорности, когда подчиненные не высказывают идей, которые, как они считают, противоречат идеям их руководителей12. Это может улучшить качество ... процесса принятия решений, так как дополнительные идеи и «диагноз» ситуации ведут к лучшему ее пониманию; ...

Заключение

Преуспевающие организации – это те, которые способны мобильно реагировать на ситуации, складывающиеся во внешней среде, и оставаться конкурентоспособными. Таким образом технологии мозгового штурма имеют большую значимость, т.к. полезны не только для коллективного решения проблем на деловом совещании, развития творческого потенциала его участников, повышения стоимости ресурсов компании, но также для развития смысловой, коммуникативной и эмоциональной компетентности руководителей и специалистов, формируют у них эффективные навыки говорения и слушания. Мозговой штурм является неотъемлемой частью процесса принятия решений в организации. Несомненно, что грамотный руководитель должен всегда держать на вооружении данную технику принятия решений, ведь она способствует мышлению роста, ориентации на развитие и поиску возможностей, управлению смыслом. Это позволяет коллективу не только выжить в условиях интеллектуальной конкуренции

ПРИМЕР 1. ТРАНСПОРТИРОВКА ЖЕЛЕЗОРУДНОГО КОНЦЕНТРАТА

Железорудный концентрат, перевозимый на судах с несекционированными трюмами, даже при незначительной качке ведет себя как жидкость. Такая масса причиняет много хлопот: при кренах перетекает от одного борта к другому, создавая угрозу переворачивания. Предложите варианты устранения этого недостатка.

Ведущий. Еще раз напоминаю о полном запрете критики на этапе генерации, даже взглядом, пожатием плеч, скептическим выражением лица и т.п.

(1) Генератор А. Предлагаю насыпать до самого верха, до полного заполнения трюма. Тогда не будет места для перетекания (в скобках номер идеи, а буквы обозначают генераторов, подающих идею).

(2) Генератор Б: Можно ограничить свободу, прижимая щитами сверху.

(3) Генератор В: Можно сделать так, чтобы при шторме выдвигались боковые «крылья». Тогда качка не страшна.

(4) Генератор Г: А можно сделать, чтобы трюм был разделен перегородкой пополам.

(5) Генератор А: Лучше опускать их несколько, чтобы были отсеки.

(6) Генератор Д: Надо, чтобы были устройства, как на гироскопе, которые компенсируют крены корабля.

(7) Генератор В: Когда человек наклоняется, он выбрасывает с противоположной стороны руку. Пусть и корабль так.

(8) Генератор Е: А если покрыть какой-нибудь покрышкой?

(9) Генератор В: Побрызгать пенополиуретановой жидкостью. Я видел, как герметизируют кузова автомобилей при перевозке зерна.

(10) Генератор Г: Сделать вместо окатышей крупные куски. Они сцепляются и не будут кататься.

(11) Генератор Б: Заморозить груз. Сначала смочить, а затем заморозить.

10 стр., 4821 слов

Понятие и виды игровых технологий

... интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые ... полигоне человеческой практики; игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникаю­щих в других видах жизнедеятельности; - диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в ...

Ведущий: Давайте вспомним, что мы перевозим.

(12) Генератор А: Ой, можно намагнитить.

(13) Генератор Д: Расположить под грузом специальную подушку и накачать. Груз подожмется к потолку трюма.

(14) Генератор В: Тогда лучше поджимать сверху.

(15) Генератор Е: Обжечь часть груза сверху, чтобы она спеклась в виде корки.

Ведущий. По правилам, генерацию идей не останавливают. У нас другая ситуация. Давайте подведем черту, чтобы оценить идеи. На этом этапе можно слушать доводы сторон и разбивать их «вдребезги». Кто подавал первую идею?

Генератор А: Я. Но я подумал, что без специальных вибраторов это не получится. Мама засыпает в банку муку, а я ее потрясу и есть еще много места. Снимаю свое предложение.

Аналитик Н: И вторая идея плохая. Каких же размеров должны быть щиты. Чем их прижимать?

Автор Б: Домкратом.

Генератор Н: Сколько же их надо на весь корабль?

Аналитик М.: И перегородки не лучший вариант. А вот поджим воздухом сверху, как подушкой, это хорошо. Так в автомобилях сохраняют жизнь водителю. Только пусть автор покажет решение.

Автор В: Большие емкости из прорезиненной ткани. В свернутом виде — как большая труба. А накачивается бортовым компрессором.

Ведущий А: А как с идей поджима снизу?

Несколько голосов: Это же большая тяжесть. Корабли ведь огромные.

Аналитик З: А вот магнитная идея очень хорошая. И дешевле и компактнее. Электромагниты в виде гирлянды по периметру. А не нужно – выключим.

Здесь мы прервем показ технологии обсуждения идей. Скажем лишь, что в мире запатентованы идеи фиксации с помощью магнитного поля, надувных элементов, изменения консистенции груза и т.п. Ребята сделали, по существу, свои первые изобретения.

За короткое время выдвигается много идей, среди которых обязательно имеется хорошее решение. Достоинством метода является его простота в сочетании с потенциально значительными возможностями по выдвижению новых идей. В силу того, что эти идеи высказываются в обобщенном виде и не «привязаны» к технике, мозговой штурм можно применять в различных областях человеческой деятельности. Положительно также то, что в мозговом штурме реализуется ярко выраженная способность человека подхватывать и развивать чужие идеи, даже если они высказаны в виде смутной догадки, предположения.

Хотя у мозгового штурма есть недостатки и все же мозговой штурм и его варианты (обратная мозговая атака — поиск недостатков в изделии, мозговая осада — когда все идеи доводятся до конца, и другие) — надежный способ борьбы с психологической инерцией.

Индивидуальные методики мозгового штурма

Вы можете использовать мозговой штурм и для решения каких-то личных вопросов. Для того чтобы продуцировать множество идей, нужно расширить ваше мышление, научиться смотреть на вещи под разными углами.

Скажем, вы хотите найти способ заработать больше денег. Начните с написания вашей цели в виде вопроса. Например, «Как заработать сумму ХХХ в течение года?» Написав определённую сумму, вы делаете более ясным то, чего вы намереваетесь достичь. Когда вы задаёте себе вопрос «как», ваш мозг начинает искать ответ. Вы сможете сконцентрироваться и привлечь соответствующие идеи.

3 стр., 1138 слов

Пристройка снизу-сверху-наравне».

... выявить скорость достижения групповой сплоченности. Все делятся на команды (произвольно). По сигналу ведущего участники команд выбрасывают на пальцах какое-либо число. Договариваться нельзя. Игра продолжается до ... в парах. Задача: обратиться к напарнику с просьбой, демонстрируя различные пристройки. «Пристройка сверху» – более уверенно, ставя себя выше; «Пристройка снизу» – уступая собеседнику, как ...

Запишите свои мысли и идеи, но не оценивайте их сразу. Не задумывайтесь над их жизнеспособностью. Продолжайте, пока вы не напишите, по меньшей мере, 20 идей. Если вас посетило вдохновение, запишите их больше 20, но ни в коем случае не останавливайтесь, пока не запишите 20.

Выберите из списка то, что вы могли бы сделать прямо сейчас, и просто сделайте это. Просто начав, вы заложите основание для того, чтобы процесс достижения начал осуществляться.

Специальные эвристические методы экономических исследований представляют собой такие методы анализа социально-экономических явлений и принятия решений, основанных на интуиции, аналогии, изобретательности и собственном опыте исследователя.

Синектика Превращение знакомого в не знакомоеПревратить знакомое в незнакомое – означает перевернуть, переменить повседневный, рутинный, общепринятый взгляд и реакцию на вещи. Синектика полагает, что рассмотрение известного как неизвестного – основа творчества.Цель синектики – направить спонтанную деятельность головного мозга и нервной системы участников совещания на исследование и преобразование проектной проблемы.

9