Теория сознания

Гусейнов Фарит Ибрагимович

5185556@mail.ru

Лекция 2 (21.09.2011):

Философия появилась в 6в до н.э. примерно одновременно в Индии, Китае и Др. Греции. Появляются «мудрецы». Мудрец — антипод шамана, мистика итд…потому что не водит дружбы с потусторонними силами. Его сила в знаниях, и опираясь на эти знания он принимает самостоятельные и очень ответственные решения. Греки сделали открытие — знание позволяет проникнуть глубже в понимание предмета, но знания необходимо доказывать (аргументировать).

Аргументация — открытие древних греков. Благодаря философии, разум стал инструментом аргументации, без опоры на какие-то колдовские силы. Если рассмотреть разные культуры мира, они все имеют элемент рациональности. Какое место Знания занимают в системе человеческих приоритетов? В Европе знание стало очень ценно. В Конфуцианском Китае на первое место ставилась мораль, т.к. человек должен был обладать чувством долга, и это делало человека человеком.

Зарождение философии совпадает с фундаментальной потребностью изучения бытия. То есть с желанием найти ответ на вопрос «Как устроен этот мир?».

До Платона философия была просто систематизированным в жизненной форме бытом людей. С появлением Платона, философия стала не просто «любовью к истине», а последовательным учением, объясняющим мир в форме понятий, т.е. логическими средствами. Философия стала рациональным знанием о мире и человеке в этом мире.

Философия опирается только и исключительно на силы и способности человеческого разума. Философ, который опирается на какие-то «тайные» или непонятные разуму вещи — не философ.

Философия с самого начала претендовала на то, что её знание является самым совершенным, самым зрелым, потому что частное знание было просто регистрируемым/описываемым. А философия выявляла причины и следствия этого знания, поэтому она долгое время считалась «Царицей наук».

Метафизика — термин, появившийся совершенно случайно. Означает «после физики». Метафизическое знание надстраивается над физическим знанием.

Отсюда получаем, что долгое время все философы были учёными, а все учёные — физиками.

Этапы философии:

Классический этап философии — от зарождения до середины XIX века (до философии Гегеля включительно).

10 стр., 4528 слов

Философия 72

Что же в таком случае представляет его мышление: подчиняется ли оно лишь биологическим закономерностям или только социальным? Любой категорический ответ был бы явным упрощением: человеческое мышление являет собой сложноорганизованный биопсихосоциальный феномен, материальный субстрат которого, конечно, поддается биологическому измерению (точнее, физиологическому), но содержание его, его конкретная ...

Гегель решил упорядочить философские знания и построить некую систему. Но это оказалось очень сложно и последователи Гегеля отказались продолжить дело.

Неоклассическая философия (нетрадиционная философия) — отбросила претензии о создании такой системы, которая решила бы все вопросы и дала бы абсолютную истину. Ученые увидели, что истина меняется со временем и сам разум стал создавать проблемы. Если, например, в новое время все были убеждены, что человеческий разум способен открыть всё, то сейчас оказалось, что роль разума совершенно не такая. После великих войн никто не мог понять, как разум мог допустить такие вещи. Поняли, что разум не всесилен, получение знаний можно получать бесконечно. И даже полученные знания могут быть пересмотрены и исправлены.

Затем философы поняли, что между нами и миром всегда есть некий экран — наш язык, поэтому почти все философы XX века занимались изучением языка. Появилась лингвистическая философия. Эта дисциплина имеет дело с культурой, а культура — это всё, что оставило след в человеке. Это вторая природа. Есть одна природа — естественная, которая создана не нами, и есть вторая, которую создали люди. С этой точки зрения философияесть универсальный анализ культуры.

Понятие —

Категория — предельно общее понятие.

Философия есть анализ всеобщих характеристик свойств, выраженных в предельно общих понятиях, т.е. в универсалах культуры.

Атрибуты — неотъемлемые свойства субстанции. Если взять материю как субстанцию, то у материи есть такие атрибуты, как движение, пространство и время.

Развитие — такое изменение состояния, когда сохраняется основа. У развития 3 признака: а) Качественный характер изменений,

б) Необратимость этих изменений

в) Направленность изменений

Эта теория развития в конкретном виде — Гегель.

Чтобы лучше понимать законы развития, существует 3 закона диалектики.

а) Закон единства и борьбы противоположностей. Согласно этому закону, две противоположности могут быть одновременно присущи данному объекту. Этот закон выявляет источник самодвижения. Этот закон был сформулирован еще древними, в частности у Гераклита, и мы встречаем такой тезис:»Война — отец всего». То есть развитие мира происходит разделением мира на две, с одной стороны, взаимноисключающие, с другой стороны взаимодополняющие противоположности и виде борьбы между ними.

б) Взаимопереход от количественных изменений в качественные. Изменения качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела. Данный закон скрывает наиболее общий механизм развития. Есть устойчивое взаимоотношение элементов объектов.

Качество — существенная определенность.

Количество — множество, которое делимо на составные части.

в) Закон отрицания отрицаний. Основная идея этого закона — идея приемства. В данном случае показывается, что развитие — есть противоречие и зарождение внутри отрицания предыдущей стадии, а затем восстановление того, что отрицалось, на новом уровне. Таким образом, закон говорит о повторении низшей стадии в высшей.

11 стр., 5109 слов

Проблема «предметов сознания» в философии А.Мейнонга

... логические правила и парадоксы субъективного сознания. Иначе говоря, когда человек воспринимает - в широком смысле ... года твердо решает посвятить себя философии. Интерес к философии у А. Мейнонга и до ... стоимости, заложив основы неоклассической экономики, обосновав закон убывающей предельной полезности. Экономическая теория ... В силу этого оказывается, что мир предметов сознания много богаче, чем мы его ...

Есть 2 подхода к анализу идеи — диалектический и противоположный диалектическому (метафизический).

Метафизический означает анализ ситуации в застывшем, остановившемся виде. А Диалектический — когда вы ищете источник движущей силы явлений.

Анатомия человека — является источником знания об анатомии обезьяны. Также как 9 содержит в себе 8, 7, … но не содержит 10. То есть в высшем содержится низшее.

Существует духовная сторона бытия — сознание. Сознание — это исходное философское понятие для анализа всех ворм проявления духовной жизни человека. Сознание противостоит материальной стороне бытия. И обе стороны соединены человеком. Материальная сторона бытия — тело.

Душа + тело = Одухотворенное тело (плоть)

Некоторые филосы утверждают, что тело — модель этого мира. Сократ так и говорил:»Познай самого себя». Человек существует в этом мире и также является миром. Это дало понятия Микрокосмос(человек) и Макрокосмос (вселенная).

Сознание — форма отражения окружающего мира, высшая форма отражения действительности.

Человек не просто отражает действительность, он его отражает субъективно. Его отражение отличается от отражения животного. Человек относится к миру через приобретенные навыки.

Природа каждому занятию нашла —

у птицы 2 крыта, гадюка ядовита,

отравлен яд её….

Сознание — Состояние психики, отражающее события внешнего мира и жизни самого индивида.

Концепции о сознании:

Первая концепция отождествляет сознание и знание. Согласно первой концепции, знание, которое с нами — есть сознание. Но в сознании есть некая бессознательная часть, соответственно знание и сознание не могут быть тождественны полностью.

Вторая концепция видит в сознании направленность, т.е. знание всегда направлено на какой-то объект. То есть не бывает пустого сознания. Эдвард Гуссеры, Мартин Хайдигер, Жан Поль Саар развивали теорию интенциональности (направленности) о том, что не бывает объекта без субъекта и субъекта без объекта. Отсюда появился термин «экзистенция» — существования.

Третья концепция — сознание есть внимание. То есть внимание выступает в роли фильтра информации, которая попадает в сознание.

Четвертая концепция — самосознание. Это самоотчет, когда я анализирую самого себя и отдаю отчет себе в собственных действиях. Без самосознания не может быть сознания, потому что без самосознания человек не может себя контролировать. У ребенка появляется самосознание примерно в годовалом возрасте, когда они начинают узнавать себя в зеркале. Таким образом, сознание контролирует и внутреннюю и внешнюю работу человека.

Общие элементы сознания:

Сознание является единством всех компонентов внешнего и внутреннего мира (опыта), а также осознания единства переживаемого в нём прошлого и будущего опыта. Тут появляется вопрос о появлении мира.

Тут существуют 3 концепции:

а) Концепция творения (креационистская) — творение мира духом/Богом…Данная концепция всем известна по Библии. Творение мира из ничего.

б) Космическая концепция — элементы жизни были занесены на Землю из космоса.

в) Эволюционистская концепция — то, чему нас учил Дарвин.

Сознание существует в связи с мозгом, мозг является тем вместилищем создания связанной с речью функция мозга

Функции сознания:

а) Функция речи.

б) Целенаправленное отражение — сознание воспринимает мир через «врата разума»

в) Конструктивно-творческое преобразование действительности.

г) Предварительное построение действий и предвидение результатов.

д) Разумное регулирование и самоконтроль человека.

Схема деления сознания на 4 сектора.

I) Целесообразность поведения человека.

III) Регулирование принципов удовольствия. Человек старается делать то, что ему нравится и избегать того, что не нравится.

II) Логико-понятийное мышление. С помощью этих понятий человек выходит за пределы непосредственных чувств и проникает в неизвестное.

IV) Ценностная компонента. Этот участок отвечает за ценности, за то, что наиболее предпочтительно и важно для вас.

Левая часть — логическая, понятийная…»аналитико-дедуктивня».

Правая часть — эмоциональная, творческая…»ценностно-эмоциональная».

Наряду с сознанием существует бессознательное. Бессознательное — совокупность психических процессов, не представленных в сознании.

Фрейд предлагал изобразить сознание в виде всадника на лошади, где человек — сознательное, а лошадь — бессознательное. Если всадник справляется, то лошадь делает то, что ему нужно, а если нет, то, как говориться, «лошадь понесло». У человека сносит крышу и он делает то, к чему склоняет его бессознательное.

Юнг выделил теорию архитипов и коллективного бессознательного. Он выделил у большинства народов архитипы (те особенности, которые не меняются со временем).

А Жак Лакан перенес идею бессознательного начала на культурное начало. Главная информация вытекает не из тех слов, которые говорят люди, а из тех пауз и запинаний, которые присутствуют в речи. Он говорил, что люди говорят друг с другом тогда, когда два тела не могут слиться.

Язык — система знаков, средство общения и выражения. Существуют 2 вида языков: естественные и искусственные.

Естественные — разговорные языки.

Искусственные — компьютерный, дорожный, музыкальный, глухонемых…итд…

Семиотика — наука о знаках. Представитель — Ролан Бар. Еще есть такое название как «Семиология». Представитель — Фердинан Де Сессю. Он ввел такие термины как «означающее» и «означаемое». Означающее — то, что выражает означаемое. И само означающее так связано с означаемым, что это означаемое также не является конечным.

Знак означает единство означающего и означаемого. Например, юноша хочет подарить девушке розы в знак своих чувств. Он идет и покупает розы, но дарит девушки уже не просто эти розы, а розы, соединенные с его чувствами. В данном случае розы уже являются знаком.

Речь — говорение, протекающее во времени. Имеет звуковую или письменную форму. Речь — процесс использования языка.

Речь — результат говорения. Например, если взять книги того или иного автора. Это его использование языка, которое несет его индивидуальную форму языка. То есть его язык — это код, а его речь — реализация этого кода.

Язык — объективен, а речь — субъективна, конкретна и неповторима

Язык — потенциален, а речь — актуальна.

Как мы общаемся? Что такое общение?

Когда 2 человека говорят, они отдают предпочтение разным видам общения (деловому, официальному, почтительному, пренебрежительному, фамильярному, прямому, косвенному итд.).

У человека есть активный и пассивный запас слов. У каждого народа в процессе эволюции развился естественный язык, в котором хранится память этого народа. Такми образом в языке зафиксирован опыт предшествующих поколений.

Существует система знаком без слов (невербальные языки) — язык жестов, язык Морзе, язык любви, светофор….

У вербальных языков единицей языка является «слово». Слово имеет устойчивое значение, так называемое «словарное значение». Но слово может быть и как единица речи. Разница важна, потому что в речи слово изменяется, имеет меняющееся значение, в зависимости от контекста. На базе языка совершается мысль, которая оформляется в речь. То есть мысль не существует без «одежды» — языковой оболочки. Нельзя мыслить без слов. Но мышление не тождественно речи. Говорить — не значит мыслить. Мыслить — значит познавать. Мышление — это работа, у мышления есть познавательная задача, то есть познавать бытие с помощью анализа, синтеза итд…Общаться значит говорить. Общение — обмен мыслями для взаимопонимания. Но иногда бывает просто общение словами, без мыслей (как Дом 2, вроде что-то говорят, но смысла в этом нету).

Современные исследования в области нервной системы человека (нейронауки)

Основная трудность — нельзя ставить опыты (блин…), а над животными нет смысла ставить, т.к. они не дают ответов. Раньше материал для науки получали от людей, которые имели какие-то патологические заболевания. Сейчас можно изучать мозг нормальных людей, а раньше вся психология занималась психическими расстройствами и болезнями. Сравнение нормы и паталогии — интересная тема. Если взять мозг, то это такое устройство, где огромное кол-во связей между элементами (10^14 нейронов).

Мозг человека развивается постепенно. В раннем возрасте, чаще всего до 2х лет происходит накопление всей информации, которую ребенок пробует, видит, слышит, чувствует, и в более позднем возрасте всё это отражается на человеке, поэтому надо очень внимательно относиться к развитию и воспитанию.

Лекция 3 (28.09.2011):

Греки ввели понятие Эпистема — (знание, понятие).

Производное от этого понятия — Эпистемология. Эпистема — знание. Противоположностью к эпистеме является Докса — мнение. Доказанная докса — эпистема. Докса — это гипотеза, которая еще не доказана. А Эпистема — доказанная гипотеза.

Доказать эпистему (гипотезу) — установить логические связи. Чтобы связи не «убегали», их надо связать. Если есть связь в теории, значит она есть и в действительности. С этих пор истина стала восприниматься как кореспонденция (отношения).

Наши знания относятся с действительностью, а действительность относится с знаниями. Эту идею стал развивать Аристотель. Философ — тот, кто ищет эпистему как знание, как истину, следовательно философ ищет знание о всеобщем.

Самым первым доказательством стала теория Фалеса, поэтому его стали называть «Отцом Философии».

В чем заключалось открытие греческой философии — греки открыли «аргументацию» — доказательство. Аргументация — правило вывода доказательства из аксиом.

Затем, после смерти Фалеса, Евклид открыл свою геометрию.

Познание требует, с одной стороны, чего-то иного, а именно оно требует реальности, некоего объекта, то есть того, что познается, с другой стороны, познание осуществляется не чистым мозгом, как некоторые думали, вот этот «чистый мозг» — синоним его «трансцендентальный разум» у Канта, означает разум, очищенный от всего случайного. Вот с другой стороны познание осуществляется не чистым мозгом, а целостным индивидом. Поэтому в процессе познания эмоции взаимодействуют с разумом, близкое с далеким, а упорядоченное с хаотичным. Тут надо провести важное различие между чувственным познанием и рациональным.

а) Чувственное — на чувственном уровне мы имеем обыденное сознание. Например, дети, до того как пойти в школу, узнают очень много из повседневной жизни, еще не умея читать и писать. Таким образом, это первая ступень познания. Осуществляется на основе ощущений, восприятия и представлений.

1) Ощущение — вид познания, когда познается сторона объекта.

2) Восприятие предполагает наличие объекта в прямом поле зрения и, как правило, связано с такими чувствами, как зрение и слух. То есть, есть некоторая дистанция между субъектом и объектом. Специфика в том, что объект виден не весь, но мы мысленно дополняем и заканчиваем его образ.

3) Представление — познание, когда объекта может и не быть. Вы вызываете его в уме/ в памяти. Но это обязательно такой объект, который был дан вам в прошлом опыте. Представить то, чего вы никогда не видели — невозможно.

б) Рациональное — вторая ступень познания. Существует в разных формах: в формах науки, искусства, философии, религии, итд…Таким образом, наука — не единственный способ познания рационального. В искусстве действительность отображается в художественных образах, в религии — в религиозных догматах, в науке — в понятиях. отсюда получается, когда мы познаем, мы накладываем на мир сеть обозначений. В зависимости от вида рационального познания, в науке это будет в научной форме, .в морали мы накладываем нравственные нормы, в искусстве — художественные образы, в мифологии — магические символы — это всё позволяет человеку упорядочить своё бытие в этом мире.

Мозг стремится к гармонии, и нам (людям) надо, чтобы мы могли объяснить то, что мы видим. Познание — не есть копирование внешней реальности, но есть внесение смысла в реальность. Отсюда, если мы говорим об эпистемологии или гносеологии, мы должны сказать, что гносеология изучает всеобщую познавательную деятельность. Термин гносеология был введен в 1854г. шотландским философом Дноном Феррорем. Но разрабатывалась идея «логоса» со времен Героклита.

Когда мы говорим «предмет» — мы понимает ту сторону объекта, которую изучает дисциплина. Для физики объект — мир с точки зрения физических законов, а для биологии тоже мир, но его живая часть. Знание — результат познания, и это знание возникает из незнания. И тут возвращаемся к Сократу, который говорил, что в начале философии лежит Удивление — начало движения идет из тьмы к свету, от неясного к ясному, от удивительного и непонятного к проясненному и понятому. Знание — свернутая схема объекта, то, что усвоенное в процессе познания знание становится сознанием. В этом смыли всякое сознание выступает в форме знания, а знание — предпосылка к расширению горизонта человеческого бытия.

Одной из форм рационального познания является наука.

В науке есть 2 уровня познания: эмпирическое и теоретическое познание.

а) Эмпирическое — основано на чувствах, но является в рамках полученного знания. То есть эмпирическое познания является на основе чувственного, использует чувственно-наглядные приёмы, например рисунки, чертежи, схемы, графики…Также можно использовать разные идеализированные образы.

Если мы представим себе, как сегодня работает наука, то вот у нас есть лаборатория, где работают учёные. Эта лаборатория получает некоторый заказ от бизнеса, который вкладывает деньги в определенную сферу. Далее бизнес в СМИ начинает публиковать разные статьи на эту тему и когда лаборатория добивается результата, то этот результат идет массовому потребителю. Потребитель покупает результат и деньги возвращаются в бизнес. Роль СМИ — объяснить потребителю смысл продукта.

Если раньше было соотношение фундаментальной науки к прикладной 90/10, то сейчас 20/80 Сейчас в фундаментальную науку по большей части вкладывает государство.

Лекция 4 (05.10.2011):

Истина и Ложь

Истина — процесс, смотреть на истину как на результат — неверно. Истина является относительной. Сумма относительных истин — абсолютная истина. Истина отображает действительность. Истина в субъекте, но не вне субъекта. С одной стороны, она не существует вне познающего субъекта, а с другой стороны, она не зависит от субъекта. Она объективна. Признак истины — конкретность. Истина всегда конкретна.

У объективной истины есть онтологический аспект — т.е. аспект бытия. То , что нам дано как реальность, выступает как нечто существующее.

«Истина в русском языке означает «то, что есть». То есть «естина». Слова истинный, истовый,истина — слова из одного этимологического гнезда.

Правда — истина на деле. Если истина относится к разуму/науке , то Правда относится к морали/ правосудию. Истина противоположна лжи.

Знание обогащает человека и позволяет лучше ориентироваться в мире. Ложь противна истине, потому что ложь создает иллюзорную картину. Тот, кто лжет вольно или невольно обкрадывает того, кому лжет, потому что мешает ему правильно понимать происходящее. Он стесняет его свободу, накладывает свой искаженный взгляд на этого человека. Искажение истины во все времена служит социальному гнёту. Отсюда, неуважение к истине = неуважение к человеку.

Еще один аспект истины, который надо указать — практический аспект. В том смысле, что истина приносит пользу в практике. То есть мы не только знаем, как устроены предметы, но мы еще хотим и применять эти предметы, чтобы они приносили пользу.

Последний фрагмент — Критерии истины.

Здесь возникают несколько моментов, когда мы говорим о критериях истины, есть точка зрения, что органы чувств являются инструментами проверки истины. В большинстве случаев это так, но наши органы чувств не безграничны. И с помощью них нельзя доказать НИ ОДНО общее суждение, потому что общие суждения должны охватывать бесконечное число единичных предметов. Мы не можем в наблюдении охватить это бесконечное число . Например, когда мы говорим, что все люди смертны, мы понимаем, что это суждение опирается не только на органы чувств, иначе нам надо было бы убедиться, что все люди умерли лично. На основании этих ограничений зарождался скептицизм и агностицизм. Отсюда возникала другая точка зрения, которая была представлена рационализмом, который опирался на критерии ясности, понятности, очевидности. Например, «Я мыслю, значит я существую». Геометрия Лобачевская — её невозможно проверить, но она логична.

Практика — критерий истины, продолжение теории. Естествознание — это всегда эксперимент. Философия — историческая практика людей. Если мы не можем обратиться к истории, то критерием истины будет логика. То есть логическая последовательность мысли следования законам и правилам. «Всё, что истина — логично. Но не всё, что логично — истина.»

Ложь — преднамеренное возведение заведомо неверного представления в рамках истины. Ложь — всегда сознательная антиистина. Ложь можно встретить везде, где есть люди.

Вопрос не в том, лжет человек, или нет, а каков удельный вес лжи в каждом конкретном случае.

Откуда берется ложь?

а) Она формируется в процессе развития человека. Воображение в процессе детсткой игры (РПГ),

б) Стремление избежать наказания. «Кто разбил чашку? — Сама разбилась»

в) Взрослые часто говорят:»Скажи, что меня нет дома»…и вроде того.

г) Общество. Страсть. Любовь. Немыслимое количество лжи порождает любовь. Лгут, чтобы придать себе цену, чтобы возбудить ревность, чтобы унизить соперника, чтобы подогреть остывающую любовь, когда перестает любить — тоже лжет. Лгут на почве тщеславия, малодушия, положения, страсти прибыли, по пути к власти…итд тип…

д) Спасительная ложь. Когда лежит умирающий, ему не говорят правду, чтобы не ускорить процесс умирания.

___

Итог: Ложь всегда связана с получением каких-то преимуществ за счёт и в ущерб другому человеку.

Есть люди, которые никогда не лгут. Их особенности:

I) Способность причинить своей искренностью сострадание.

II) Мужество открыто признавать свои ошибки. «Простота хуже воровства».

Виды лжи. Ложь — это всегда преднамеренность, но есть и особенные виды лжи:

а) Заблуждение. Это непреднамеренное несоответствие суждения объекта. отличается от лжи именно признаком непреднамеренности.

б) Ложь как молчание. Полуправда. Вы не солгали, но и не сказали правду, которую знали. Например, если мы возьмем СМИ, они могут формировать иллюзию прогресса, в то время как на деле регресс и упадок.

в) Дезинформация. Может быть как осознанной, так и нет. Осознанный запуск недостоверной информации.

г) Мошенничество. В частности, мошенничество в науке. Чтобы добиться финансирования исследований, чтобы закрепить за собой определенный статус…В то же время учёные имеют права на ошибку, взять например такую науку как Алхимию.

I) Здравый смысл — Обыденное сознание, тот опыт, который у вас накопился к сегодняшнему дню.

Душа человека подобна музыкальному инструменту.

II) Теоретическое сознание, в отличие от обыденного стихийного отражает закономерные связи. Оба уровня дополняют друг-друга.

Наряду с теоретическим и обыденным сознанием есть еще общественная психология и идеология. Она выражается отношением к повседневной действительности и повседневному знанию. То есть в общественную психологию также включаются эмоциональные отношения людей (психология).

Обыденное сознание и общественная психология находятся на одном полюсе. Идеология же является высшим уровнем общественного сознания, потому что идеология — это систематизированное. А систематизированное означает теоретически обоснованное и систематизированное выражение интересов социума. Идеология не возникает стихийно — она вырабатывается идеологами, политиками и другими общественными деятелями.

Интерес социальных групп — такая побудительная сила действия. Например, в интересах людей быть здоровыми и обеспеченными.

Субъект науки — коллективный субъет — это сообщество учёных, хотя думает каждый только своей головой. Соответственно, когда ученное сообщество что-то придумывает, но это еще не является знанием. Это становится только после прохождения ряда испытаний, обсуждений в СМИ. То есть истина есть консенсус — согласие между учёными. Истина — соответствие знаний объекту. Таким образом, если кто-то вводит истину, остальные должны с ней согласиться.

Понятие научного сообщества. Выполняет 2 функции:

1) Продуцирует научные знания

2) Поддерживает образцы.

Информированное согласие — человек должен дать согласие на то-то и то-то, и тогда ему делают то-то и то-то. Это актуально почти везде, кроме каких-то племён, где до сих пор глава племени решает, делать кому-то операцию, или нет, или можно кому-то выходить замуж за кого-то, или нет.

Недерективный концентрированные.

Мы познаем людей и вещи. И отсюда возникает знание припоминания, интеллектуальная интуиция.